Таблица аутизма

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Ниже мы предлагаем вам минимально необходимую первоначальную информацию о расстройствах аутистического спектра (РАС), чтобы вы смогли сориентироваться в своих подозрениях и поняли, что делать дальше.

Мы ответим на самые первые актуальные вопросы, которые задают себе родители, одолеваемые неприятными мыслями о странностях ребёнка.

Что такое аутизм согласно современным знаниям медицины?

Это неизлечимое патологическое состояние всей нервной системы человека, которое отчётливо сказывается на нарушении развития навыков в трёх сферах жизни – коммуникации, поведении и взаимодействии с другими, где так важен эмоциональный интеллект. В данном случае под «эмоциональном интеллектом» следует объединить весь пласт способностей – от воображения до эмпатии.

Аутизм напрямую затрагивает головной мозг – центр нервной системы человека — и проявляет себя в многоликом наборе симптомов.

Почему поставить диагноз РАС достаточно сложно?

Главное, что следует понять сразу: аутизм – это спектр расстройств (РАС). Слово «спектр» означает, что симптомы расстройства, хоть и затрагивают три сферы личности, но проявляются по-разному в каждом отдельном случае.

Например, у одного ребёнка на первый план выйдут нарушения в поведении на фоне отсутствия речи. А у другого будет вполне развитая речь, но много затруднений в общении с окружающими или отсутствие интереса к ровесникам и взрослым. В то время, как у третьего разовьётся близкая к норме способность к речевой коммуникации, но будут явные поведенческие странности и сложности в общении с людьми.

Перспективы детей с РАС также различны. Некоторые взрослые с аутизмом могут вести независимую жизнь, а другие будут нуждаться в сопровождении и опекунстве пожизненно.

Важно и то, что внутри примерно одинакового уровня аутистических проблем сам набор симптомов может также варьироваться. Один ребёнок дополнительно к триаде страдает устойчивой бессонницей. Второй зациклен на единственном интересе, крайне чувствителен к звукам и отличается склонностью к диарее. А третий отказывается от многих видов еды, гиперчувствителен к яркому свету и страдает от констипации. При аутизме возможны самые разнообразные симптомы — в неодинаковых сочетаниях.

Вот почему так сложно вовремя поставить диагноз РАС и приступить к лечению и педагогической коррекции. Особенно сложно вовремя отдифференцировать аутизм в дошкольном возрасте, когда многие признаки легко посчитать всего лишь задержкой развития – речевого и психического.

Почему так важно заподозрить диагноз РАС как можно раньше?

Потому что лечение и комплексная педагогическая коррекция, начатые в раннем детстве, дают значительные шансы на снижение патологических проявлений и максимальное внедрение человека в общество.

Разные специалисты говорят о разных сроках, однако большинство из них сходятся во мнении, что начало реабилитации хотя бы около 2-х летнего возраста эффективнее аналогичных мероприятий с 3-х или 4-х лет (при прочих равных условиях). Это особенно отчётливо заметно при выраженных нарушениях речи при аутизме.

Я понимаю, что мой ребёнок странный (или он мало говорит, или он несносен в поведении и т.п.). Но я не знаю, аутизм ли это?

Наиболее верное мировоззрение для всех современных родителей – это повышенная настороженность к отклонениям в психическом и речевом развитии ребёнка на КАЖДОМ месяце жизни – вплоть до 3-х лет.

Почему же надо идти на поводу у столь щепетильной тревожности? — спросите вы. Как минимум по четырём причинам:

  1. Высокая распространённость аутизма в мире, в том числе на постсоветских пространствах
  2. Неизлечимость патологии на текущем уровне знаний медицинской науки
  3. Возможная тяжесть заболевания и будущая инвалидность ребёнка
  4. Повышенные шансы на успешную реабилитацию при раннем вмешательстве с комплексом лечебных и педагогических мероприятий
  5. Так что же мне делать, если я подозреваю аутизм у своего ребёнка?

    Читая эти строки, постарайтесь успокоиться.

    Возьмите ручку и бумагу и отметьте те пункты из предложенной таблицы , которые справедливы для вашего ребёнка. Данная таблица позволяет осуществить предварительную оценку развития ребёнка от 6 месяцев до 3 лет.

    Что делать, если вы отметили один или несколько признаков у ребёнка в любой из областей, описанных в таблице?

    ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧАМ КАК МОЖНО СКОРЕЕ (!)

    Здесь важно понять, с какого уровня специалистов начинается приемлемый уровень компетенции. Даже если ваш педиатр или семейный врач уже лечил вашего ребёнка успешно, он относится к звену первоначальной помощи, глубоко знает не так уж много болезней и зачастую выполняет роль всего лишь диспетчера в случае тонких неврологических отклонений, решая вопрос «к кому отправить дальше, сужая специальность». Обращаясь к нему по вопросам неврологии, вы становитесь заложником его знания или незнания о разных степенях и проявлениях аутизма.

    Вот частые отговорки плохо осведомлённых педиатров на те признаки в развитии ребёнка, которые могут быть симптомами РАС. Такие поверхностные суждения могут украсть у вас драгоценное время на пути к правильному диагнозу.

    Если вы узнали своего педиатра или себя в этих отмашках, то взвесьте трезво — как давно вы отбросили волнение на задворки сознания, и что изменилось или нет в странностях ребёнка за прошедший период. Если изменений нет – срочно к компетентному врачу!

    Начинайте с невролога (невропатолога).

    Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения – в пассивном ожидании встречных откровений от врача.

    Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы (из таблицы выше) и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка.

    В такой же манере можно пройти консультацию у опытного детского психолога.

    Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен. Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах.

    Не бойтесь психиатра!

    Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача к вашим услугам:

  6. Отзывы в интернет — на форумах и блогах
  7. Вопросы к родителям в тематических группах в соцсетях
  8. Вопросы к врачам, которых знаете
  9. Регалии и должности имеющихся в доступе психиатров (заведующий отделением, сотрудник кафедры медицинского университета и т.п.).
  10. Заранее поймите, что при весомом подозрении на РАС хороший невропатолог сам должен направить вас на консультацию к психиатру.

    Узнав еще до очной встречи о подозрениях родителей, невропатологи и психиатры зачастую просят подготовиться к первой консультации. Тогда анамнез вашего ребенка (т.е. историю его жизни и болезни) специалист сможет прочитать с листа или получить на электронную почту перед приемом.

    www.corhelp.ru

    Тестирование навыков и речевого развития VB-MAPP

    Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Programтестирование речевых навыков) разработан в 2008 г. Марком Сандбергом, и с тех пор активно применяется в практике Прикладного анализа поведения.

    Как известно, самый интеллектуальный процесс у человека – это речь. Развитие речи оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение), общее психологическое развитие и формирование сферы межличностного взаимодействия. Именно поэ тому е сли специалист наблюдает задержку речевого развития, то впоследствии наступает момент, когда задержка речи влечет за собой вторичнуюзадержку психического развития. Уровень развити я речи — очень важный п оказатель развития любого ребенка. Тест VB-MAPP поможет определить актуальный уровень развития речи ребенка и разработать индивидуальную подробную программу развития речи ребенка, подходит для любого ребенка с задержкой развития речи, прежде всего, для ребенка с аутизмом.

    Посмотрите на эту таблицу , на нормы развития речи. Если у Вас возникают подозрения о задержке развития речи — обращайтесь к специалисту.

    Тест VB-MAPP предназначен для того, чтобы:

    • исследовать, как развиты навыки (вехи развития, в т.ч. речевые) у конкретного ребенка по сравнению с уровнем развития навыков у типично развивающихся сверстников;
    • определить, что именно мешает усваивать навыки (тестирование преград обучения);
    • определить, как именно нужно обучать ребенка, на основании сформированных навыков, необходимых для обучения в натуральной среде (один на один, микрогруппа, группа)
    • в какой последовательности обучать, и насколько подробно будет расписана программа.

    Основная цель тестирования вербальных навыков — определение актуального, начального уровня навыков ребенка и составление индивидуальной обучающей программы и программы по развитию речевых навыков.

    Тест VB-MAPP состоит из следующих разделов:

  11. Оценка вех развития – Milestones Assessment (тестирование существующих на данный момент речевых навыков), включает 170 конкретных определений речевых навыков и навыков обучения, распределенных на 3 уровня развития: 0-18 месяцев, 18-30 месяцев, 30-48 месяцев.
  12. Оценка преград для обучения — Barriers Assessment. Тестирование детей с аутизмом и другими расстройствами развития. Оценка влияния проблематичного поведения, контроля стимулов, зависимости от подсказок, слабой мотивации, зависимости от поощрений, гиперактивного поведения, сенсорной дезинтергации (всего 24 навыка) на приобретение речевых навыков.
  13. Оценка переходов – Transition Assessment, содержит 18 разделов тестирования и помогает оценить продвижение ребенка и определить, приобрел ли ребенок необходимые навыки для обучения в натуральной среде.
  14. Анализ заданий и отслеживание приобретения навыка – Task Analysis and Skills Tracking. Каждый навык разбивается на элементарные. Можно легко отследить, что именно не получается у ребенка, чтобы общий навык был сформирован. Отсюда – и Индивидуальная программа развития для ребенка. 3десь содержится около 900 отдельных навыков, сгруппированных в 16 разделах. Анализ задания позволяет более подробно отслеживать прогресс в приобретении того или иного навыка, выстроить целый репертуар навыков. Если вехи развития можно назвать этажами здания, то анализ заданий можно определить как ступени, которые соединяют этажи здания между собой.
  15. Где можно пройти тестирование речевых навыков VB-MAPP?

    Тестирование может провести специалист — поведенческий аналитик, имеет для этого знания, умения и навыки. В Киеве это провожу я, Компанец Наталья Николаевна, кандидат психологических наук.

    Как проходит тестирование речевых навыков?

    1. На этапе ДО очной встречи (переписка по электронной почте, пишите на адрес det.psiholog@gmail.com ) Родители договариваются о тестировании заранее со специалистом, получают специальные опросники по электронной почте.
    2. Родители заполняют анкеты, высылают по электронной почте результаты.
    3. Назначается очная встреча со специалистом по тестированию VB-MAPP (таких встреч может быть несколько)
    4. На очных встречах. После полного тестирования специалист составляет Индивидуальную программу речевого развития, которую выполняют впоследствии родители – дома, и специалист – на занятиях.

    Еще советую всем детям с речевыми проблемами пройти курс остеопатии.

    autism.mir-detej.kiev.ua

    Пример АВА-программы

    Многие начинающие АВА-тераписты испытывают определенные сложности с самостоятельным написанием программ. Выкладываем пример АВА-программы, написанной опытным куратором для конкретного ребенка. Пожалуйста, не используйте эту программу для работы с другими детьми!

    Индивидуальная программа обучения.

    Васин Илья, 22.04.2006 г.р.

    Программа № 1 (составлена 10.08.13 г.)

    Илья – хорошо физически развитый мальчик семилетний мальчик. Илюша очень любит, когда его кружат, катают, просто с ним взаимодействуют. Также Илюша любит сладости, которыми его поощряют на занятии, и часто их просит еще до того, как соберет все жетончики. Как выяснилось в процессе тестирования мотивационных стимулов, Илюше нравятся разные поощрения, причем, он умеет отказаться от той вещи, которая ему не интересна.

    Также у Илюши есть проявления нежелательного поведения. Илья может кусаться во время занятий, щипать, пинать других. У Илюши есть трудности с привлечением внимания приемлемыми способами. Если он хочет что-то от взрослого, он может ходить по кругу, повторять фразу, например, «Я хочу кружиться», но при этом не обращаться напрямую к взрослому. Также у Илюши возникают путаницы в просьбах.

    Илюша довольно давно занимается по ABA -программам, хорошо знает, что такое жетончики. Илюша много умеет, но при этом у Илюши довольно много не закрепленных навыков, которые приводят к путанице на занятиях и в быту.

    В следующем году Илюша собирается пойти в школу, поэтому основной акцент будет сделан на академические навыки. НО для успешного продвижения по данной программе необходимо, в первую очередь, уменьшить нежелательное поведение.

    Навык

    Что тренируем

    Что подготовить

    Усиление навыков обучения и взаимодействия

    У Илюши довольно часто возникает нежелательное поведение во время занятий. Для уменьшения нежелательного поведения и усиления навыков сотрудничества необходимо предпринять следующие шаги:

    В постоянном режиме вести таблицу ABC , отслеживать нежелательное поведение. Мы будем стараться манипулировать предшествующими факторами так, чтобы нежелательное поведение Ильи просто не появлялось.

    На постоянной основе проводить тестирование мотивационных стимулов. Используем:

    Метод одиночного тестирования при появлении нового поощрения (показываем что это, как оно работает, пытаемся заинтересовать ребенка).

    Метод множественного тестирования – в обычном режиме занятий. Здесь Илья сам выбирает из коробки поощрений предмет. В коробке поощрений должны быть те предметы, которые Илья знает, как использовать. Если мы добавляем новый предмет, то для начала надо провести одиночное тестирование.

    Методы выбора из двух – для определения более мотивационного поощрения для текущего занятия.

    Необходимо постоянно искать те вещи, различные штучки, которые могут Илюше понравиться. Играть вместе с ним с поощрениями (но при этом не навязывать свою игру), показать, как с нами хорошо и весело.

    Во время занятий, когда Илья себя хорошо ведет, обязательно поощряем его жетончиками за красивое поведение. Например, говорим: «Ты красиво сидишь» и ставим жетон. Или: «Красиво себя ведешь!». Не скупитесь на жетоны за хорошее поведение, ставьте их часто. Наша задача сейчас усилить хорошее поведение.

    Обязательно надо следить за сложностью заданий. Необходимо очень точно подбирать упражнения так, чтобы они были не очень легкими, но и не очень сложными. Нежелательное поведение Ильи часто проявляется в моменты его неуспеха. Соответственно, на данном этапе нам надо исключить неуспешное выполнение упражнений. Если мы видим, что Илья не справляется с заданием, нам необходимо внимательно проанализировать задание, понять, есть ли в арсенале Ильи все необходимые для освоения данного упражнения навыки. Возможно, мы «перепрыгнули» какую-то важную ступеньку, и теперь Илюше сложно.

    Необходимо использовать подсказки во время обучения. Сначала надо определить эффективный вид подсказки для определенного упражнения и вовремя ее оказывать в процессе обучения. При этом необходимо постепенно убирать подсказку так, чтобы Илья не был от них зависим.

    ОБЯЗАТЕЛЬНО! Необходимо соблюдать определенную структуру занятий.

    Занятие будет состоять из 5-7 блоков. Каждый блок включает в себя последовательность упражнений:

    Начинаем с игровой деятельности. Игра должна быть легкой и приятной, и, при этом, Илья должен за нее получать жетоны и призы. Игры можно включать из программы или любые другие, которые вы знаете (главное, чтобы они были легкими и приятными).

    После игровой деятельности переходим к одному из упражнений на тренировку академических навыков (упражнения на развитие поведения слушателя, визуальных навыков и др.).

    После упражнений на развитие академических навыков переходим к упражнениям на развитие крупной моторики (полоса препятствий, игра в мяч) и мелкой моторики (рисование, пластилин, бусины и др.)

    Максимальное время продолжительности упражнения – 10 минут. Т.е. максимальная продолжительность блока (игровая деятельность, академический навык, моторика) – 30 минут. Илье необходимо предоставлять небольшой перерыв между упражнениями. Т.е. Илья получил приз и может с ним походить. По истечении 2-3 минут, приглашаем его заниматься дальше.

    Между блоками необходим перерыв (не более 10 минут), во время которого вы готовитесь к следующему блоку, заполняете чек-листы и другие таблицы. В перерыве вы можете, на свое усмотрение, поиграть с Ильей или дать ему спокойно побыть одному. Обязательно всегда предупреждаем Илью, что перерыв заканчивается, и мы идем заниматься.

    Совершенно необязательно все время заниматься за столом. Можно взять карточки или другие предметы для занятий и сесть на пол. Либо вообще заниматься в другой комнате. А игры наоборот проводить за столом. Пусть у Ильи не будет взаимосвязи – стол = занятие.

    Если мы приглашаем Илью за стол, а он отказывается приемлемым образом, то мы отпускаем его. Например, мы, предварительно предупредив, говорим Илье: «Садись», а он нам отвечает: «Не хочу», мы не сажаем его за стол и даем ему немного еще отдохнуть, но при этом мы должны забрать у него все поощрения. Т.е. он может не садиться за стол, но при этом не иметь поощрений и доступа к ним. Как только Илья проявит инициативу и скажет: «Я хочу конфету», то мы говорим ему: «Садись». Скорее всего, Илья примет наше предложение.

    После того, как Илья отказался садиться за стол, и мы отпустили его, он может немного погулять (без поощрений), а потом мы ведем его за руку и сажаем за стол уже сами.

    Если Илья сразу же после первого приглашения пришел за стол, поощряем его жетонами, и говорим, что он молодец, что сам пришел.

    Мы НИКОГДА не будем поощрять Илью после того, как он проявлял нежелательное поведение в течение упражнения. Например, мы начинаем упражнение, Илья начинает кусаться, отказывается доделывать. Мы доделываем упражнения, ставим жетоны за правильные реакции. Когда он соберет все жетоны, мы говорим: «Все жетоны собрал – иди!» И помогаем ему выйти, Илья может немного походить-погулять, но без поощрений. Обязательно заносим все данные в таблицу ABC.

    Визуальное расписание.

    Для занятий с Ильей и для уменьшения его нежелательного поведения очень подойдет использование визуального расписания.

    Для начала необходимо сделать картинки, обозначающие каждое упражнение. Картинку могут быть нарисованы от руки, найдены в интернете и т.д. Главное, чтобы оставался общий смысл упражнения. Например, упражнение с карточками, или полоса препятствий или работа с ножницами и т.д.

    После чего мы сделаем расписание, где Илья, во-первых, будет видеть, какие упражнения у него впереди, сколько упражнений осталось до перерыва и т.д. Во-вторых, когда Илья освоит распивание занятия, он сможет сам ставить упражнения, которые являются для него более мотиационными.

    Сделать картинки всех заданий на занятии, а также карточки «перемена» и карточка «сюрприз».

    Увеличение количества просьб и проявления инициативы

    Проявление инициативы и настойчивость в просьбах.

    Как уже было сказано выше, у Ильи есть трудности к непосредственному обращению к человеку. Для отработки данного навыка нам понадобиться помощь феи.

    Заинтересовываем Илью каким-то предметом или действием. И даем ему немного поиграть. Мы говорим: «Илья, я сейчас у тебя заберу [предмет]. Осталось играть немного, чуть-чуть, и … все!». После чего забираем у Ильи этот предмет. Обязательно ждем, чтобы Илья проявил инициативу по отношению к этому предмету: потянулся к нему, сказал: «Дай» и т.д. после чего даем ему полную вербальную подсказку: « Я хочу [предмет].» добиваемся, чтобы Илья повторил, после чего отдаем этот предмет.

    После этого начинаем тренировать просьбу в пространстве. Мы начинаем потихоньку уходить от Ильи и отворачиваться от него. Задача Ильи – подойти, привлечь внимание и попросить предмет. Здесь можно использовать помощь феи. Фея помогает (молча, не контактируя с Ильей) подойти к человеку, у которого находится предмет, потрогать его (похлопать по плечу), посмотреть на него и попросить предмет. Начинаем тренировку данной просьбы с короткого расстояния и быстрого реагирования. Когда Илья научится сам подходить и привлекать внимание на коротком расстоянии, начинаем отодвигаться чуть дальше и реагировать чуть медленнее. Фея должна помогать Илье по мере необходимости. Очень важно постепенно уменьшать подсказку до полного ее отсутствия. Продолжаем двигаться в пространстве вплоть до выхода в другую комнату.

    Продолжаем так тренировать до тех пор, пока Илья не попросит предмет сам, пройдя из одной комнаты в другую и привлекая внимание приемлемым способом. После чего мы добавляем к просьбе имя человека, который этот предмет держит. Т.е. теперь просьбы должны выглядеть так: «Мама (папа, Нигяр и т.д.), я хочу [предмет]». Тренируем так же, как на предыдущем этапе. Здесь очень важно, чтобы Илья учился просить у разных людей: сначала у мамы, потом у папы, потом еще у кого-нибудь. Т.е. сейчас важно, чтобы Илья видел, у кого находится предмет и ориентировался на него.

    Также необходимо перестать реагировать на просьбы Ильи, когда они не обращены напрямую к человеку. Т.е. когда Илья ходит и тихо говорить себе под нос: «Мама, я хочу шоколадку», мы не реагируем на такую просьбу. Зато если Илья подошел к маме, посмотрел на нее и сказал; «Мама, я хочу шоколадку», надо очень бурно отреагировать, сказать, что он молодец, очень красиво попросил, и дать ему много шоколада. Мы не будем возвращаться на предыдущую ступень. Теперь будем реагировать на просьбы Ильи только тогда, когда он попросил непосредственно.

    Обязательно заносим в таблицы просьбы Ильи для отслеживания количества просьб в день тренировки редко используемых просьб.

    Чтобы обучение было эффективным и не возникало нежелательного поведения, надо отрабатывать навык просьб не менее 50 раз в день.

    Заполнение таблиц просьб.

    Процедура коррекции ошибок в просьбах.

    Если Илья просить один предмет, а на самом деле хочет другой, то мы используем процедуру коррекции ошибки.

    Илья просит у нас предмет неправильно.

    Мы даем ему полную вербальную подсказку.

    Мы говорим: «Правильно! Молодец!», но предмет не отдаем.

    После этого, мы делаем с Ильей какую-нибудь отвлекающую инструкцию. Например, «сделай так» или «попрыгай» и т.д.

    После этого продолжаем держать предмет в руке, Илья просит правильно. Отдаем ему предмет.

    Если Илья попросил неправильно, то мы проводим процедуру коррекции ошибки еще раз.

    Отказ от предмета и действия.

    Обязательно надо тренировать отказ от предмета или действия социально-приемлемым способом.

    Например, когда Илья не хочет что-то делать, он может начать кусаться или активно двигать на стуле. Надо, чтобы Илья вместо этих действий мог сказать: «Не хочу».

    Например, мы достаем карточки для занятий, Илья начинает заметно нервничать. Мы даем полную вербальную подсказку: «Не хочу». Илья повторяет, мы убираем карточки. Продолжаем делать так до тех пор, пока Илья не научиться говорить «не хочу» сам.

    Необходимо использовать отказ таким образом в любой другой ситуации, когда Илья не хочет что-то делать, или ему не нравится еда, которую ему предлагают, или одежда, которую на него надевают.

    Тренировать отказ надо не менее 40 раз в день.

    Навык наименования

    Наименование предметов и действий.

    Илюша уже умеет довольно хорошо называть разные предметы и действия. На данном этапе необходимо обобщать данный навык на новом материале.

    Берем любой журнал/книгу/картинку показываем Илье на предмет, и спрашиваем: «Что это?» Если Илья отвечает нам правильно, то ставим жетон. Если нет, то записываем данное слово в таблицу для дальнейшей отработки. Также спрашиваем у Ильи про действия персонажей: «Что мальчик делает?» и т.д.

    Также можно задавать Илье просто общий вопрос: «Что ты тут видишь?», и поощрять его за то, что он красиво отвечает.

    С теми предметами, которые Илья не назвал или назвал неправильно, работаем по одной из следующих схем:

    1. Илья знает, что это за предмет, но просто ошибся в его названии. Используем процедуру коррекции ошибки (написана в конце программы). На следующем занятии повторяем это наименование.

    2. Илья не знает этого предмета. Вводим предмет с помощью метода отдельных блоков. Подсказка – вербальная. Тренируем в течение последующих нескольких занятий.

    На данном этапе необходимо расширять фразу Ильи.

    Мы будем обучать Илью характеризовать картинку фразой, состоящей из существительного и глагола. Например, «мальчик бежит». Скорее всего, Илья довольно быстро освоит это упражнение.

    Для этого упражнения необходимо подготовить табличку с двумя клеточками. Показываем Илье картинку, Илья должен, показывая пальцем на клеточки, сказать, что происходит на картинке.

    Например, мы показываем картинку, на которой сфотографирована мама, пьющая чай. Мы говорим Илье: «Мама пьет», и одновременно показываем пальцем на клеточки. Показывая на первую клеточку, говорим: «мама», показывая на вторую клеточку, говорим: «пьет». После чего, используя физическую подсказку для того, чтобы помочь Илье показать на клеточку, и вербальную подсказку, чтобы помочь Илье правильно проговаривать слова, помогаем Илье повторить наши слова. Постепенно уменьшаем физическую и вербальную подсказку до полной самостоятельной реакции. Т.е. мы добиваемся того, чтобы Илья, видя определенную карточку, мог сам сказать двумя словами, что происходит на картинке, а также показать количество слов в клеточках.

    Для начала возьмем 4-5 карточек, которые будем использовать для 2-составного наименования. И используя подсказки, учим Илью наименовывать их подряд, меняя их в течение упражнения так, чтобы Илья не уставал от долгого наименования одной карточки. Для этого упражнения необходимо подготовить карточки, с теми действиями, которые Илья уже умеет наименовывать (спит, кушает, прыгает, рисует, сидит, одевается, играет и т.д.). Но на картинках необязательно должны быть только мама, папа, Илюша. Можно подготовить такие карточки, где употребляются знакомые и наименуемые Илюшей предметы. Например, у нас будет карточка с изображением девочки, которая кушает апельсин. В этом случае мы будем учить Илью говорить: «Кушает апельсин». Или картинка, где спит игрушечный слон, и будем учить Илью говорить: «Слон спит».

    Общее количество на данном этапе – 25 словосочентаний.

    Подготовить 25 карточек для расширения фразы.

    Учим Илью определять пр едметы на ощупь.

    Обучение – метод отдельных блоков. Подсказка – вербальная.

    Кладем в мешочек так, чтобы Илья не видел, какой-нибудь предмет. Например, мячик.

    Говорим Илья: «Давай угадаем, что в мешочке». Даем Илье некоторое время пощупать предмет, но не давать ему возможности достать. Если Илья узнал на ощупь этот предмет, то мы его очень хвалим, и переходим к другому предмету. Если нет, то мы говорим: «Мячик!», Илья повторяет. Только после этого мы даем ему возможность достать мячик и посмотреть на него.

    Опять кладем мячик на место так, чтобы Илья не видел и повторяем процедуру до тех пор, пока Илья не скажет самостоятельно, что там мячик. Тренируем самостоятельную реакцию с одним, двумя, тремя отвлекающими.

    Потом кладем другой предмет.

    После ввода второго предмета тренируем два предмета методом различение стимулов.

    Конечная цель – 5 предметов в ротации.

    Подготовить 5 предметов и мешочек.

    Использование союза «и».

    Необходимо подготовить 25 карточек, на которых изображены два предмета. Например, мячик и кукла.

    Мы показываем такую карточку Илье и спрашиваем: «Что здесь нарисовано?» Илья должен ответить: «Мячик и кукла».

    Также как и в упражнении на расширении фраз, для начала мы выбираем 4-5 карточек и тренируем их по кругу. Если Илья затрудняется ответить сам, то мы помогаем ему вербальной подсказкой.

    Например, мы спрашиваем: « Что здесь нарисовано?», Илья отвечает: «Мячик». Мы говорим: «Мячик И кукла». Илья повторяет. После этого мы еще раз спрашиваем, что нарисовано на картинке, Илья отвечает правильно. Ставим жетон, хвалим Илью, переходим к следующей картинке.

    После того, как мы потренировали все 5 картинок, возвращаемся к первой и т.д.

    Конечная цель – 25 карточек.

    25 карточек типа существительное-существительное

    Визуальные навыки

    Сопоставление неидентичных предметов/картинок.

    Также необходимо протестировать, насколько точно Илья соотносит неидентичные картинки одного предмета.

    Протестировтаь надо будет 25 пар картинок при выборе из 10.

    Перед Ильей на столе лежит 10 картинок, по 3 из разных категорий. Например, 3 картинки разных животных (кошка, собака, лев), 3 картинки посуды (тарелка, кастрюля, сковорода), 3 картинки одежды (колготки, брюки, носки) и еще одна любая карточка. [Важно, чтобы стимулы внутри категории были похожи для того, чтобы Илья внимательнее подбирал карточки]. Мы даем карточку с неидентичным изображением одной из картинок. Например, другую тарелку. И говорим: «Куда подходит?» или «Где похожий?». Илья должен соотнести тарелку, которая у нее в руках, с тарелкой, которая лежит на столе.

    Если мы видим, что Илья не справляется с данным заданием, уменьшаем количество карточек на столе сначала до 8. Если опять не справляется, то до 6 и т.д.

    Подготовить неидентичные пары карточек 25 предметов.

    Учим Илью классифицировать предметы по категориям.

    Вводим следующие категории:

    Сначала выберем 4 категории, которые будем тренировать первое время.

    Мы кладем перед Ильей три листа с фонами. Например, еда, одежда, мебель и по одному предмету на каждый лист. Колбасу – на лист еды, стул – на лист мебели, юбку – на лист одежды. После чего даем Илье какую-то картинку из этих категорий. Например, кофту. И спрашивает: «Куда подходит?» или «Кофту в….», а после того как Илья положит, продолжаем: «в одежду».

    Используем физическую или жестовую подсказку.

    После того, как Илья научится самостоятельно раскладывать картинки по 3 категориям (80% правильных реакций), мы вводим пятую. И так далее.

    Подготовить картинки для всех категорий, а также листы для этих категорий.

    Можно распечатать и вырезать по контуру эти картинки (здесь же есть фоны).

    Классификация по цветам/формам

    Учим Илью сортировать одни и те же предметы по разным признакам.

    Для данной сортировки необходимо подготовить:

    по 2 больших и маленьких красных, синих, зеленых, желтых квадрата

    по 2 больших и маленьких красных, синих, зеленых, желтых круга

    по 2 больших и маленьких красных, синих, зеленых, желтых треугольника

    Ставим перед Ильей 3 контейнера, если тренируем фигуры, или 2 контейнера, если тренируем формы.

    На дно каждого контейнера кладем тот предмет, на который Илья должен ориентироваться для сортировки.

    Например, для сортировки по цветам на дно одного контейнера кладем 2-3 разные фигуры одного цвета, на дно другого 2-3 разные фигуры другого цвета, на дно третьего – 2-3 разные фигуры третьего цвета, и также с четвертым.

    Если мы сортируем по формам, то на дно каждого контейнера кладем несколько одинаковых фигур разных цветов.

    Во время сортировки помогаем Илье раскладывать правильно фигуры и не даем ему ошибаться.

    • по 2 больших и маленьких красных, синих, зеленых, желтых квадрата

    • по 2 больших и маленьких красных, синих, зеленых, желтых круга

    • по 2 больших и маленьких красных, синих, зеленых, желтых треугольника

    Сопоставление картинки с изображением предмета с аналогичным предметов в пространстве.

    Необходимо протестировать, насколько верно Илья соотносит картинку предмета с таким же предметом в пространстве.

    Мы даем Илье в руки картинку с изображением предмета, который есть в настоящий момент в комнате, после чего даем инструкцию: «Положи на такой же» или «Куда подходит». И Илья кладет картинку предмета на этот предмет.

    Например, мы даем Илье карточку с изображением стула. Говорим: «Положи на такой же». Илье надо положить картинку со стулом на стул.

    Для правильного выполнения упражнения необходимо вначале дать Илье несколько подсказок, а дальше уже прослеживать, насколько Илья справляется с заданием.

    Необходимо протестировать 20 пар изображение-предмет.

    Предметы не должны быть слишком маленькими. Это может быть мебель, крупные игрушки, одежда и т.д.

    Подготовить карточки к соответствующим предметам в пространстве.

    Поведение слушателя

    Различение предлогов «на»и «под».

    Данное упражнение начнем с классификации.

    Необходимо подготовить порядка 11 карточек для каждого предлога. Т.е. 11 карточек, где предмет находится на чем-то, и 11 карточек, где предмет находится под чем-то.

    Перед Ильей на небольшом расстоянии друг от друга кладутся два контейнера (или альбомных листа). На каждом контейнере лежит по одной картинке, в одном контейнере, где предмет находится на чем-то, в другом, где предмет находится под чем-то. Мы даем Илье в руки картинку, где предмет, например, нарисован на чем-то и говорим: «на» или «кошка НА стуле» и помогаем Илье положить картинку в нужный контейнер. После чего помогаем Илье положить еще 3 картинки с предлогом «на», проговаривая действия. Всего Илья должен положить 4 картинки.

    После этого мы даем Илье картинку, где предмет нарисован под чем-то, и говорим: «под» или «мячик ПОД столом» и помогаем Илье положить картинку в нужный контейнер. После чего помогаем Илье положить еще 3 картинки с предлогом «под», проговаривая действия. Всего Илья должен положить 4 картинки.

    Далее 3 картинка – «на», 3 картинки – «под». Потом по 2, потом по 1. Т.е. мы тренируем методом различения стимулов.

    На следующем занятии начинаем с блока 3:3, потом 2:2, потом 1:1.

    На следующем — 2:2, 1:1.

    Еще на следующем – 1:1.

    После того, как Илья научился рассортировывать предметы по признаку «на — под» без подсказки, мы учим Илью различать «на — под». Т.е. на столе перед Ильей лежат два контейнера, в одном из которых находятся картинки с предлогом «на», а в другом – картинки с предлогом «под». Когда мы говорим Илье: «на», он должен указать на контейнер с картинками, где предмет находится на чем-то, когда мы говорим Илье: «под», он должен показать на контейнер с картинками, где предмет находится под чем-то.

    Подготовить 11 карточек, где какой-либо предмет изображен под чем-то и 11 карточек, где предмет изображен над чем-то

    Различение фигур и форм.

    Учим Илюшу различать различные фигуры и формы.

    Метод обучения – метод отдельных блоков. Подсказка – физическая или жестовая.

    Перед Илюшей на столе кладется фигура. Например, круг. Мы даем инструкцию: «Покажи круг» или «Дай круг» или «Где круг». И помогаем Илье показать нам круг. Убираем подсказку до самостоятельной реакции. Дальше тренируем с одним, двумя, тремя отвлекающими стимулами до самостоятельной реакции.

    Далее вводим еще одну фигуру. Например, квадрат.

    После введения обеих фигур тренируем их, используя метод различения стимулов.

    Дальше вводим остальные.

    На данном этапе конечная цель – 7 фигур/форм:

    podsolnuhi.org