Таблица классификации умственной отсталости

Таблица классификации умственной отсталости

Олигофрения — форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в 50-70-х гг. ХХ в. такими отечественными учёными, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.

Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости:

— преобладание интеллектуального дефекта;

— отсутствие прогредиентности состояния.

Сходное определение даёт В.В. Ковалёв, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредности, воздействующей на ребенка, от ее преимущественной локализации, а также от времени ее приобретения. Чем раньше воздействовал негативный фактор, тем глубже оказывается нарушение. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка. Он способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Согласно международной классификации болезней, травм и причин смерти девятого пересмотра (МКБ-9) выделяют три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

Дебильность — легкая степень олигофрении (IQ 50-70). К этой категории относится 70-80 % от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК направляются в специальную (коррекционную) школу VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы.

Имбецильность — средняя степень олигофрении. Больные имбецильностью могут говорить, понимать жесты и обращённую к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки. Понятие «имбецильность» в специальной педагогике в настоящее время используется реже, чем понятие «умеренная умственная отсталость» (IQ 35-49).

Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжи, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других — неадекватный плач, гнев, злобность. Коэффициент интеллекта (IQ) при идиотии варьируется от 0 до 34.

Международная классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ — 10) предлагает следующую классификацию степеней умственной отсталости

F70 Умственная отсталость лёгкой степени

F71 Умственная отсталость умеренная

F72 Умственная отсталость тяжёлая

F73 Умственная отсталость глубокая

F78 Другие формы умственной отсталости

F79 Умственная отсталость неуточнённая

М.С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила пять форм олигофрении:

  • Неосложнённая олигофрения. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако, лишь в случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
  • Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
  • Олигофрения с нарушением функций анализаторов. У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
  • Олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением. У этих детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
  • Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При олигофрении данной формы дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.
  • С.Я. Рубинштейн в своей монографии «Психология умственно отсталого школьника» предлагает классификацию воспитанников школ VIII вида в зависимости от характера нарушений:

  • Дети, перенесшие нарушения ЦНС и развивающиеся на дефективной основе.
  • Дети с текущими заболеваниями головного мозга.
  • К первой группе относятся:

    — дети, перенесшие травмы головного мозга в период после 2-3 лет,

    — дети, перенесшие нейроинфекции в период после 2-3 лет.

    Ко второй группе относятся:

    — дети с ревматическими поражениями нервной системы;

    — дети с сифилисом головного мозга;

    — дети с эпилепсиями;

    — дети с шизофрениями;

    — дети с гидроцефалиями.

    Тема 2. Психология дошкольников с нарушениями интеллектуального развития

  • Развитие умственно отсталого ребенка в младенчестве (с 2-х месяцев до 1 года).
  • Особенности психических процессов детей с нарушениями интеллекта в раннем возрасте (от 1 до 3 лет).
  • Специфика речи и общения умственно отсталого ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет).
  • Деятельность умственно отсталого ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет).
  • Познание дошкольников с умственной отсталостью.
  • Память и внимание дошкольников с недоразвитием интеллекта.
  • Наглядно-действенное мышление умственно отсталого дошкольника.
  • Особенности развития игры у детей дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта.
  • Особенности речи и общения детей дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта.
  • Развитие личности дошкольников с недоразвитием интеллекта.
  • Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием.
    1. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе [Текст]. — М., 1990.
    2. Катаева, А.А. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов. — М., 1998.
    3. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / под ред. В.В. Лебединского. — М., 2004.
    4. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2003.
    5. cito-web.yspu.org

      СИСТЕМАТИКА ФОРМ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

      С самого начала изучения врожденного слабоумия исследователи были убеждены в его многообразии.

      КЛАССИФИКАЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДЕФЕКТА

      Первой попыткой дифференциации умственной отсталости было выделение Ph. Pinel (1806) четырех видов идиотии:

      1) состояние близкое к животному, характеризующееся полной дикостью, отсутствием всех чувств, вплоть до физических потребностей;

      2) состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности;

      3) глупость — состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь;

      4) имебецилизм — состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума.

      В этой систематике впервые уже было намечено разделение на врожденную и приобретенную формы слабоумия.

      Эскироль (Esquirol J., 1838) стал родоначальником классификации умственной отсталости по такому признаку, как время приобретения слабоумия. Именно он сравнил идиотию с бедняком, который никогда не имел богатства, а приобретенную деменцию с состоянием постепенно разоряющегося богача. За ранее использовавшимся в разных смыслах понятием «имбецилизм» он закрепил значение легкой формы идиотии. Кроме того, он создал первую классификацию слабоумных по степени выраженности интеллектуального дефекта, разделив их на идиотов, имбецилов и умственно отсталых. Он полагал, что идиотия — это врожденное состояние, умственная отсталость — приобретенное, а имбецильность может быть и врожденной, и приобретенной. Эскироль также систематизировал слабоумных на основании одного их ведущих симптомов — степени развития речи: имбецилики первой степени, имеющие свободную и понимаемую речь; имбецилики второй степени, имеющие понимаемую речь и ограниченный запас слов; идиоты первой степени, пользующиеся короткими словами и фразами; идиоты второй степени, пользующиеся только односложными словами и выкриками; идиоты третьей степени, не обладающие речью. Наряду с этой характеристикой он классифицировал слабоумных по их особенностям эмоциональных проявлений: послушные и услужливые субъекты, способные приобрести лишь небольшой объем знаний; субъекты с неравномерным развитием способностей и неустойчивым поведением. Эта систематика уже позволяла, хотя бы отчасти, предсказывать перспективы развития и приспособления слабоумных. Данный шаг знаменовал собой появление классификации, в основу которой была положена степень тяжести интеллектуального дефекта.

      П. П. Малиновский (1847) различал врожденное и неврожденное слабоумие, подробно описал дефекты и уродства развития у больных с врожденным слабоумием и считал, что «врожденное слабоумие и бессмыслие никогда не излечиваются». Вероятно, этот пессимистический прогноз долгие годы предопределял отношение клиницистов к детям с умственной отсталостью как бесперспективным в плане лечения.

      Необходимость деления умственно отсталых индивидов по выраженности их слабоумия определяется возможностью делать предсказания о способности к обучению и адаптации, так как одни способны к овладению некоторыми простейшими школьными навыками, а другие не могут даже обслужить себя. И по сие время многие придерживаются той точки зрения, что систематизацию необходимо проводить по этому признаку. Однако большая часть исследователей уже не довольствуется только одним критерием и использует для этой цели и другие показатели, однако главным все же остается степень тяжести интеллектуальной неполноценности.

      Число классификаций психического недоразвития продолжает расти. По М. Gelof (1963), только в англоязычных странах имеется 23 различные группировки синдромов. Так, например, классификация Американской Ассоциации специалистов по психической отсталости складывается из шкал для оценки интеллекта и поведения. С помощью интеллектуальной шкалы выделяют несколько степеней отсталости: пограничную легкую, умеренную, тяжелую и глубокую, а посредством поведенческой шкалы оценивают степень нарушения так называемого адаптивного поведения (Heber R., 1959).

      Несмотря на широкое использование классификаций этого рода, они подвергаются постоянной критике, с одной стороны, в связи с невозможностью точной оценки уровня интеллектуального развития, а с другой — в связи с недостаточностью суммарной оценки интеллектуальной одаренности для полной качественной характеристики дефекта психики больных.

      Для того чтобы избежать недостатков первого рода, R. Heber (1959) ввел понятие о среднем отклонении каждого из значений коэффициента одаренности, соответствующего тому или иному уровню отсталости. Этот прием, вероятно, уменьшил число ошибочных диагнозов и неправильных рекомендаций, но, безусловно, не смог их исключить вовсе, так как за их суммарной оценкой стоят различные сочетания психических проявлений, а судьба больного зависит в этих случаях лишь от математической суммы оценок.

      В новом определении Американской ассоциации специалистов по психической отсталости (Lukasson et al., 1992) умственная отсталость обозначается как «значительное ограничение настоящего функционирования». Она рассматривается как состояние, при котором функционирование нарушено специфическим образом. Умственная отсталость проявляется затруднениями в обучении и осуществлении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией основных способностей личностей — концептуального, практического и социального интеллекта. Субнормальное интеллектуальное функционирование как характеристика умственной отсталости употребляется лишь формально. При определении умственной отсталости необходимо учитывать культурно-лингвинистические особенности, а также состояния, внешне по проявлению сходные, но являющиеся недоразвитием слуха, речи и т. д. Уменьшает возможность диагностической ошибки (помимо низкого IQ) наличие ограничений в двух или более областях адаптивных навыков. Впервые в дефиницию умственной отсталости введено понятие длительности течения. В результате личного роста или изменений требований окружающей среды ограничения в адаптивных навыках перестают существовать и диагноз «умственная отсталость» перестает быть актуальным. Вместо традиционных степеней умственной отсталости предлагаются периодическая, ограниченная, расширенная и глубокая формы, которые устанавливаются на основании изучения адаптивных навыков (приведены в главе 5). В этой систематике имеются спорные утверждения, однако положительно в ней то, что умственная отсталость определяется как меняющееся состояние, а ее диагноз при продуктивном включении субъекта в жизнь рассматривается как не актуальный (МоргачеваЕ. Н., 1999).

      Морфологические классификации возникли в связи с тем, что многие авторы возражали против исключительно наследственного, дегенеративного происхождения умственной отсталости, придя к выводу о возможности ее возникновения в связи с прижизненными или внутриутробными поражениями (Burnewille D., 1894; Meynert Т., 1892). Из современных работ по морфологии умственной отсталости, которые имеют значение для понимания классификации, следует указать труды В.Н. Pyccких и др. (1969); R.Masland (1958); L.Crome, J.Stern(1967).

      По мнению P. Yakovlev (1961), умственная отсталость — это нарушение организации человеческого поведения, обусловленное структурными изменениями. Особенно страдает при этом специфически человеческая организация двигательного опыта (символизация мысли, языка и ручного труда — «правшества»), связанная с супралимбическим мозгом, что характерно для индивидов с дебильностью. У лиц с имбецильностью не развивается полностью языковая функция (бедность символического содержания мысли) и ограничено развитие ручной умелости. Идиотии свойственно отсутствие символизации вообще. Наряду с установлением корреляций между характером поражения мозговых структур и тяжестью интеллектуального дефекта он высказал предположение о возможности архитектонических отклонений, соответствующих разным типам умственной отсталости.

      КЛАССИФИКАЦИИ, СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ

      Разнообразие симптоматики умственной отсталости послужило причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Г. Я. Трошин (1915) приводит выделенные в XIX веке типы умственно отсталых индивидов: апатичных, ажитированных, сенситивных, боязливых и т. д. Естественно, что эти характерологические особенности не являются существенными признаками психической отсталости, по которым можно было бы рекомендовать лечение, обучение и оценивать прогноз.

      Для классификации умственной отсталости используют особенности личности. С. Frankenstein (1964) на основе элементов психического дефекта (ригидности психики, отвлекаемости, автоматизма реакций, повторяемости их, «недостатка структуры» и т. д.) выделяет четыре типа умственной отсталости: агрессивный, подозрительный, покорный и апатичный. К. Schneider (1949), разделив умственно отсталых лиц на хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленно упрямого, инертно-пассивного, невольно показал всю несостоятельность такого подхода к систематизации.

      Отдельные симптомы или клиническая картина в целом использовались в качестве критерия для выделения форм умственной отсталости и другими специалистами (Фрейеров О. Е., 1964; Michaux L., Duche D.,1957; O’Connor G., Dingman H., 1966, и др).

      В одних классификациях — тот или иной наиболее яркий симптом формально используется для обозначения клинической группы, в других — за названием можно различить уже попытку проникновения в сущность основных нарушений страдания. Но и в этих последних случаях группировки оказываются чаще всего случайными и непоследовательными.

      С расширением знаний о причинах психического недоразвития, особенно после выявления того, что оно может быть результатом заболеваний и других вредностей, воздействующих на мозг плода и младенца, возникло много этиологических классификаций (Азбукин, Д. Н., 1936; Озерецкий Н. И., 1938; Ireland В., 1880; Kohler С, 1963; Penrose L., 1954; Sarason S., 1958; Sole Sagarra J., 1966; Tredgold A., 1956). Наиболее раннее и простое дихотомическое деление умственной отсталости основано на предполагаемом эндогенном происхождении одних форм и экзогенном других. Эндогенный синдром понимается как генетически обусловленное состояние психического недоразвития. Типичным для него считают отсутствие каких бы то ни было неврологических симптомов и грубых характерологических изменений. Экзогенный синдром возникает при повреждениях или инфекционных поражениях мозга до, в течение и после родов. Психическая неполноценность в этих случаях сочетается с расстройствами перцепции и нарушениями поведения.

      Так, по Е. Lewis (1933), лица с психическим недоразвитием делятся на две группы: 1) субъекты, развивающиеся в неблагоприятных условиях до уровня низкой интеллектуальной одаренности; 2) субъекты, психическая отсталость которых возникла как следствие заболеваний или повреждений мозга.

      С. Benda (1952) очертил три группы умственно отсталых лиц:

      1) умственно отсталые, являющиеся крайним вариантом низкого «физиологического» интеллектуального уровня у биологически нормальных личностей;

      2) семейные олигоэнцефалы с умственной отсталостью и незначительными соматическими нарушениями, в происхождении которых играют роль как генетические, так и отчасти факторы среды, выявляющие наследственное предрасположение;

      3) индивиды с последствиями различных органических поражений ЦНС, родовых травм, инфекций, метаболических нарушений и травматических повреждений мозга в раннем возрасте.

      В этих и в других классификациях выделяются лица с «физиологической» умственной отсталостью, т. е. индивиды с IQ, близкими к нормальному интеллектуальному уровню. Выделение этой формы в числе прочих причин было связано с необходимостью объяснить возникновение тех легких состояний недоразвития, при которых никаких соматоневрологических нарушений не обнаруживается. Однако принимаемые трактовка и название «физиологическая» игнорируют границы между нормой и патологией. Мы думаем, что если умственные способности и социальная адаптация удовлетворяют определениям умственной отсталости, то в этом случае следует говорить о патологическом состоянии. Низкий интеллектуальный уровень человека, нарушающий его нормальное приспособление, является уже новым качеством — болезненным состоянием, т. е. недифференцированной умственной отсталостью.

      A. Strauss (1939) все многообразие состояний психического недоразвития свел к экзогенным (органическим) и эндогенным (неорганическим) типам. По его мнению, они различаются не только по своему происхождению, но и по психическим особенностям. Улиц с экзогенным типом грубее нарушены восприятие и образование понятий, они хуже выполняют все невербальные задачи. В то же время они легко отвлекаемы, их поведение менее контролируемое, нарушенное, характеризующееся импульсивностью, агрессивностью, расторможенностью и гиперактивностью. Генетические же варианты умственной отсталости лишены сколько-нибудь грубых неврологических проявлений. Эта классификация не приемлема для диагностики и лечения, так как игнорирует многообразие клинических проявлений умственной отсталости.

      Систематика по этиологическому принципу получила развитие в многостепенных этиопатогенетических классификациях. Одна из первых патогенетических этиологических классификаций принадлежит W. Strohmayer (1926), который две основные группы психической отсталости делил на отдельные формы в зависимости от разных критериев (особенностей развития, времени поражения, этиологических факторов и др.).

      М. О. Гуревич (1932) описал несколько форм психического недоразвития: 1) с неясной этиологией, 2) вызванные эндогенными уродствами, 3) экзогенными поражениями и 4) эндокринными расстройствами. Внутри этих форм он производил дальнейшее разделение на подгруппы.

      С. Я. Рабинович (1940), дифференцируя различные группы олигофрении, стремилась учитывать не только качество вредности, но и время ее действия, а также топику поражения, течение и интенсивность заболевания, нарушившего психическое развитие.

      Результаты клинико-биохимических исследований последних десятилетий позволили систематизировать большую группу энзимопатий с психическим недоразвитием.

      Работы цитогенетиков и в первую очередь J. Lejeune, J. Book(1959), С. Ford (1959) открыли пути для понимания роли хромосомных нарушений в этиологии психического недоразвития. Достижения генетики нашли отражение в одной из наиболее детально разработанных этиопатогенетических группировок — классификации G. Jervis (1959), основанной на том, что психическое недоразвитие — это остановка или задержка умственного развития, которая возникает в результате наследственных причин, заболеваний или других повреждений до подросткового возраста. Все состояния психического недоразвития дифференцируются им на две группы: физиологическую и патологическую умственную отсталость. Последняя группа, в свою очередь, подразделяется на эндогенные и экзогенные формы. Положительная сторона этой систематики — научно обоснованное выделение большинства форм и их подробная разработка. Ее недостаток — непомерное расширение умственной отсталости за счет постпроцессуальных (шизофренических) состояний, органической (энцефалитической) и эпилептической деменции, прогредиентных заболеваний и «физиологической» формы.

      Отличается от других систематика умственной отсталости, предложенная A. Chorus (1967), который разбивает умственно отсталых индивидов на четыре группы в зависимости от типа созревания их психики. Он полагает, что у одних психика созревает к 20 годам, другие так и не достигают зрелости, третьи являются частично дефективными из-за своего низкого вербального интеллекта, а четвертые становятся отсталыми из-за того, что развиваются в условиях бедной стимуляции в раннем детстве.

      В классификации Г. Е. Сухаревой (1965) эндогенная, эмбриопатическая и экзогенная олигофрения выделяются в отдельные группы в связи с концепцией автора о зависимости характера поражения от времени воздействия этиологического фактора, его качества и тяжести. Внутри каждой группы проводится дифференциация по этиологии. Первая группа обусловлена патологией генеративных клеток родителей; вторая группа связана с вредностями, действовавшими в течение внутриутробного периода (эмбрио- и фетопатии); в третью группу входят формы, которые были обусловлены повреждением центральной нервной системы в перинатальном периоде или в первые три года жизни. В этой систематике в некоторых случаях учитываются особенности психопатологических картин. Четкое отграничение понятия «олигофрения» лишает эту классификацию недостатков, свойственных многим зарубежным систематикам. Однако ее стройность нарушается введением так называемых атипичных форм, которые правильнее было бы описывать в рамках одной из трех предлагаемых ею групп олигофрении.

      Этиопатогенетические группировки вполне приемлемы для клинических исследований, лечения и профилактики, но для социального прогноза или для оценки обучаемости детей они недостаточны. Ценность этиопатогенетических классификаций снижается еще и тем, что в них не учитывается возможность возникновения тождественных психопатологических проявлений при различных причинных факторах.

      КЛАССИФИКАЦИИ, СОЗДАННЫЕ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛЬНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА

      Для целей социального и педагогического прогноза умственно отсталых индивидов систематизировали также на основе их способностей к социальной адаптации или обучению.

      Так, Th. Heller (1925) классифицирует их следующим образом: «Идиоты — это личности, которые от рождения или с раннего возраста настолько умственно дефектны, что не способны уберечь себя от обычных опасностей, так же как и маленькие дети, если предоставить их самим себе; имбецилы — это те, кто способен оградить себя от обычной опасности, но не способны заработать себе на жизнь, вследствие своего умственного дефекта, который имеется от рождения или с раннего детства; умственно отсталые — это те, кто при благоприятных условиях способны заработать себе на жизнь, но вследствие своего врожденного или приобретенного в раннем возрасте дефекта не способны вступать в соревнование с нормальными индивидами и удовлетворить свои личные потребности с достаточным пониманием».

      Классификации L. Rosenzweig и J. Long (1960) и других, основывающиеся на приспособляемости умственно отсталых лиц в той или иной мере к условиям жизни, связаны с IQ.

      Для нужд педагогов созданы классификации С. Ingram (1953) и J. Gandreau (1966), которые оценки интеллектуальной неполноценности и степени социальной приспособленности (посредством определения IQ) дополняют изучением способности к обучению. Они выделяют, в частности, детей, способных к обучению в массовых или вспомогательных школах, способных только к приобретению навыков самообслуживания или вовсе не поддающихся воспитанию.

      Более подробно разработанная группировка детей выделяет «субнормальных», а среди них «корригируемых отсталых», «тупых», или «некорригируемых отсталых», «очень тупых» или с выраженными затруднениями в обучении в связи с психической неполноценностью. «Необучаемые», в свою очередь, подразделяются на «воспитуемых» и «невоспитуемых» (Cleugh M., 1957).

      L. Kanner (1949) делит умственно отсталых на три типа. К первому типу — с «абсолютным слабоумием» — он относит индивидов с «действительными» нарушениями познавательных, эмоциональных и конструктивно-волевых способностей. Их могли бы признать психически неполноценными во всех «культурных» условиях. Эти люди не способны к независимому существованию. Другим типом — «относительным слабоумием» — он называет такие состояния, в которых психическая неполноценность определяется своеобразием «культуры», т. е. функциональный уровень психики этих субъектов варьирует в зависимости от требований жизни. Только школьные требования цивилизованного общества заставляют признать их умственно отсталыми людьми, тогда как в сельских условиях они могут быть неплохими тружениками. Третий тип — «кажущееся слабоумие», сюда включаются субъекты, которые психометрически могут оцениваться иначе, нежели в жизни, в зависимости от благоприятных или неблагоприятных обстоятельств.

      Согласно этой систематике право на диагноз умственной отсталости имеют только идиотия и имбецильность, а дебильность уже находится на границах нормы и патологии.

      A. Busemann (1959) отделяет дебильность от нормальной способности к обучению в школе и понимает под дебильностью «интеллектуальное развитие значительно ниже нормы, которое в основном школьном возрасте (1—4-е классы) проявляется как отставание при выполнении заданий по тестам и при обучении на два—три года».

      Психиатры и педагоги все чаще используют всесторонний подход, определяя способность к обучению по клиническим данным, социальному и эмоциональному развитию, поведению в школе и обществе. С целью создания гомогенных групп для обучения увеличивают число степеней обучаемости детей до 6. Однако узкопрактическое назначение этих классификаций, отсутствие анализа структуры интеллектуального дефекта делают их недостаточными даже для учителей. Они не выявляют ни наиболее сохранные, ни наиболее пострадавшие стороны психики и тем самым не могут помочь педагогам в выборе методов обучения разных типов детей с умственной отсталостью.

      Другой критерий создания систематики умственной отсталости — особенности нейродинамических сдвигов как основа клинических симптомов. Этот подход предполагает, что от характера патофизиологических механизмов зависят принципиальные отличия одних клинических форм недоразвития от других.

      С. С. Мнухин (1948, 1961) первый в нашей стране использовал для этого клинико-физиологический анализ. Он выделил особую группу неравномерного психического недоразвития, в которую вошли дети, не способные к усвоению школьных навыков. Им было сформулировано представление об астенической, стенической и атонической формах олигофрении. Критериями для этой классификации, помимо клинических, послужили и конституциональные особенности высшей нервной деятельности, на основе которых развивается та или иная форма психического недоразвития.

      Нами (Исаев Д. Н., 1967, 1970) с сотрудниками были подвергнуты подробному клиническому, экспериментально-психологическому, биохимическому и электроэнцефалографическому анализу вышеуказанные формы психического недоразвития, описана еще одна форма психического недоразвития, выделены и подробно изучены клинические варианты всех четырех форм, сформулировано представление о системном поражении ЦНС при них. Установлена зависимость между формами и недоразвитием определенных структур мозга, в основу классификации положена корреляция клинических и патофизиологических данных.

      Таблица 6. Клинико-физиологическая классификация общего психического недоразвития (умственной отсталости)

      helpiks.org