Таблицы для детей с аутизмом

Как научить ребенка читать? Пошаговое руководство

Чтобы научить маленького ребенка читать, нужно использовать игру и фантазию. И еще — необходимы пособия. Мною разработано пособие «ОСНОВЫ» , которое учитывает пошаговое обучение чтению начиная с самого маленького возраста. В этом пособии учтены психологические особенности самых маленьких деток, необходимые условия для начала чтения: звукоподражание.

А также пособие «ОСНОВЫ» полезно детям, у которых есть трудности в запоминании букв, спутывание и пропуск букв при чтении и письме.

Почему звукоподражание?

Так уж получилось, что вся методика обучения чтению, которая используется в школах, детских садах, и даже развивалках, всевозможные игрушечные кубики с буквами и предметами, которые начинаются с соотвествующего звука — опираются на способность ребенка выделить первый звук в слове. При нормальном развитии речи ребенок в состоянии выделить звуки из слова и сопоставить их с буквой лет с трех. При этом он совершает «мысленные» шаги: посмотреть на картинку, назвать ее про себя или вслух, назвать первый звук в слове, сопоставить его с буквой. Когда в дальнейшем ребенка просят назвать букву, ему приходится делать лишний «мысленный» шаг: вспомнить картинку и назвать первый звук в изображенном на картинке предмете. Звукоподражательная картинка — это изображение предмета или объекта природы, который САМ является источником этого звука.

Итак, ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ — специально подобранные иллюстрации, которые помогают ребенку образно соединить звук, его изображение в виде буквы и предмет или объект природы, с которым этот звук связан.

Что представляет собой пособие «ОСНОВЫ»

На этапе чтения складов нужны складовые таблицы с «эмоциональными» помощниками для чтения складов. Есть также таблицы для каждого согласного, а также большие таблицы (на стену) и маленькие (на рабочее место). Таблицы очень похожи на таблицы Зайцева, но имеют много отличий. Они появились благодаря моему опыту обучения чтению маленьких детей. Особенно привлекательная будет цена, по сравнению с кубиками Зайцева.

  • Индивидуальное обучение: кубики, лото, таблицы складов для каждого согласного, маленькие таблицы всех складов (классификация по согласным и по гласным). 200 грн.
  • Групповое обучение: кубики, лото, таблицы складов для каждого согласного , БОЛЬШИЕ таблицы всех складов (классификация по согласным и по гласным) на стену . 300 грн.
  • Если Вы дочитали до этого абзаца, значит Вы действительно интересуетесь возможностью научить ребенка читать. Если Вы приобретете пособие «ОСНОВЫ», то получите подарки:

    • Книгу Компанец Н.Н. Природосоотвественное обучение детей чтению: Актуальна освіта, Киев, 2015 в электронном варианте
    • При возникновении любых трудностей — возможность консультироваться с автором методики в электронной переписке или в форуме
    • А также Вы можете получать информацию о новых пособиях и играх, разработанных для обучения чтению Вашего ребенка
    • Если же Ваш трехлетний ребенок при Ваших огромных усилиях и использовании пособия «ОСНОВЫ» в течение года так и не научится читать, то есть возможность проконсультироваться с автором — по телефону или очно.

      mir-detej.kiev.ua

      Таблицы для детей с аутизмом

      Многие дети с аутизмом имеют задержку в развитии речи.
      Если очень кратко, то карточки пекс это одно из средств альтернативных средств коммуникации.

      Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек ПЕКС базируются на принципах Прикладного анализа поведения.

      Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Описание книги, как и купить книгу — легко можно найти в интернете – достаточно в поисковике задать название.

      Более пробно про карточки ПЕКС — можно прочитать здесь Вспомогательный метод коммуникации РЕС S — все «за» и «против»
      Там же (внизу) – дополнительные статьи – более подробные шаги…

      Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.

      В нашей небольшой статье мы хотим поделиться тем, как можно самому сделать эти карточки.

      Практические советы по изготовлению карточек и папки ПЕКС
      Что же нужно для того что бы изготовить карточки?

      — ножницы, линейку, дырокол, клей;

      — «липучки», т.е. ленты контактные. Их можно приобрести в магазине;

      — бумагу для печати офисную (на которой распечатываются сами карточки).
      Есть вариант, когда обычную бумагу заменяли на бумагу этикеточную самоклеющуюся, это уже Вам решать…

      — «большая» папка с кольцами и несколько папок из которых будут делаться листы (пластиковые или картонные)

      Сами картинки можно в большом количестве найти в интернете – достаточно уделить некоторое время и «погуглить» — наберите в поисковике «картинки PECS скачать» -смотрите только что бы разрешение (отсутствие сильной зернистости при увеличении) было подходящим…

      В качестве редактора лучше всего использовать фотошоп, но если не умеете, это не страшно.
      Можно воспользоваться и более простым встроенным (интегрированным) в Windows графическим редактором Paint
      (кнопка “Пуск | Стандартные | Paint )

      В крайнем случае для редактирования картинок подойдет даже Word – можно создать таблицу с одинаковым размером ячеек, куда и вставляются нужные (найденные и обработанные) картинки.
      После этого распечатываем – желательно на цветном принтере.

      Распечатанный лист наклеиваем на картон и нарезаем на карточки:

      Многие, кто делает карточки своими силами, рекомендуют ламинировать – так долговечнее.
      Это решать Вам.
      Самое долговечное (и дорогое) решение – использовать ламинатор.
      Альтернативный вариант – ручная ламинация широким скотчем

      Последнее действие – отрезать кусочки липучей ленты и приклеить их к карточкам с обратной стороны.

      2. Папка для карточек ПЕКС

      Обложка книги — это папка с широким «корешком» и кольцами – в нее вставляются листы, отверстия для крепления делаются дыроколом.
      3. Листы

      — пластиковые папки для бумаг (непрозрачные)
      Количество определяется так: из каждой папки получится два листа для книги. На каждом листе обычно умещают по 16-20 картинок.
      Можно использовать не пластиковые листы а картонные, тогда можно их «ламинировать» цветной бумагой, как на фото :

      Листы книги вырезаем по тем же размерам минус 0,5 сантиметра.
      Можно сбоку оставлять небольшой кусочек, чтобы удобнее было листать.
      Некоторые наклеивают на него название категории карточек на каждом листе.

      Теперь аккуратно клеим ленту от липучки на каждую страницу с двух сторон, приклеивая (или прикладывая липучку к двухсторонему скотчу).
      Лучше сначала приложить вместе с карточками, чтобы не ошибиться с расстоянием между линиями. Ребенку должно быть удобно снимать карточки с полосок.

      Теперь отрезаем кусочек липучки, и разрезаем её пополам в длину.

      Результат :

      Вот такое получилось пособие.

      Желаем, что бы эта статья помогла Вам и принесла пользу!
      Дополнительные ссылки :

      О КАРТОЧКАХ ПЕКС подробнее…
      Форумы

      Как сделать карточки пекс….

      Можно купить уже готовые элементы или целые альбомы…

      semjadom.ru

      Аутизм у детей: признаки и способы коррекции

      Генетика заболевания слишком сложна даже для современной науки, и выяснить, являются ли толчком к аутизму некие мутации, или же это уникальное взаимодействие множества генов, пока все еще не удается.

      Обыкновенно первые признаки аутизма проявляются у ребенка в течение первых двух лет жизни. Для «детей дождя» характерны стереотипность поведения — ребенок может часами повторять одно и то же движение — трудности в установлении контакта с окружающими, задержка речевого развития, нередко деструктивность (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).

      Несмотря на то, что аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

      Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

      © 2018 МИА «Россия сегодня»

      Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

      Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

      Главный редактор: Анисимов А.С.

      Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

      Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

      Настоящий ресурс содержит материалы 18+

      Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

      Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

      Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

      Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

      На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

      Комментарий пользователя будет удален, если он:

    • не соответствует тематике страницы;
    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
    • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
    • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
    • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

    Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      ria.ru

      Как помочь аутичному ребенку

      Другие публикации по теме данной статьи:

      «Аутичность (от греческого — «сам») — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний». Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

      Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

      В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

      Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. В книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг «Аутичный ребенок: пути помощи» (М., 1997) приведены примеры различных подходов к классификации аутичных детей. Так, английский исследователь доктор Л. Винг разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на «одиноких» (не вовлекающихся в общение), «пассивных» и «активных-но-нелепых». По ее мнению, прогноз социальной адаптации наиболее благоприятен для группы «пассивных» детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма.

      1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.

      2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым
      выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают,
      прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.

      3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень
      «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

      4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы — недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

      По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

      Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

      Портрет аутичного ребенка.

      Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя.

      Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

      И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

      От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: «Лестница!» У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

      Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу. В нашей практике ученик 2-го класса Андрюша М. в течение всего урока просто открывал и закрывал тетрадь, не слушая объяснений учителя и не выполняя заданий.

      Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения «пустякам», которые так важны для аутичного ребенка.

      4-летний Жора, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, а у Жоры уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился. Опытный воспитатель стал «на ощупь» искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить Жору. Воспитатель называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда воспитатель стал поправлять ему гольфы. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку.

      Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.
      Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Так, например, Даня К. (6 лет), отказавшись отвечать на какие-либо вопросы психолога при обследовании по методике Векслера, задания на определение невербального интеллекта («Складывание фигур», «Лабиринт», «Последовательные картинки») выполнил блестяще и с явным желанием. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.

      Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме «Человек дождя» актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.

      Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

      Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение «Я». Понятие «Я» чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка.

      Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

      Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

      К. С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот,
      при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальные способности.

      Как выявить аутичного ребенка.

      Аутизм — это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача — определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.

      Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно — с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.

      Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада или в классе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога — выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. В нашей практике были случаи, когда сравнительно «благополучные» аутичные дети попадали к врачу только перед поступлением в школу. Если бы педагоги заметили проблемы этих детей раньше и посоветовали родителям обратиться к специалистам, наверное, адаптация ребенка к школьному обучению проходила бы более гладко.

      Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

      Основные направления работы по выявлению симптомов аутизма у ребенка помогут определить данные, приведенные в Таблице 1. Сравнительная характеристика развития нормальных и аутичных детей заимствована из книги бельгийских психологов К. Гилберта и Т. Питерса. Однако, на наш взгляд, эти данные не должны восприниматься слишком буквально. Это всего лишь схема, содержащая определенные ориентиры работы с детьми.

      Таблица 1. Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме

      adalin.mospsy.ru