Техника от заикания

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Логопедические упражнения для коррекции заикания у подростков и взрослых.

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

Техника речи на логопедическом занятии.

Техника устной речи — набор практических навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приёмами эффективной реализации устной речи как средства общения.

Основная цель использования техники речи на логопедическом занятии — улучшение устной речи в повседневной жизни без утраты её естественного звучания.

Принципы применения техники речи на индивидуальных логопедических занятиях:
1. Техника речи используется только в момент выполнения речевых упражнений.
2. Логопед контролирует правильность техники речи.
3. Приёмы не заменяют естественно звучащую речь в повседневной жизни.

Диафрагмальное дыхание — участие мышц диафрагмы в виде движений передней брюшной стенки на вдохе и выдохе, в процессе устного речевого высказывания.

Рациональная голосоподача предполагает овладение навыками мягкой атаки мышц голосового аппарата и задействование грудного резонатора в процессе голосообразования.

Техника устной речи предполагает овладение правильным артикуляционным укладом различных групп звуков. Активная работа мышц артикуляционного аппарата улучшает чёткость звучания речи и работу органов артикуляции в полном объёме, без напряжения.

Интонационное оформление устного высказывания предполагает изучение закономерностей мелодического оформления речи и динамики звучания отдельных слов. Интонация зависит от ситуации и повышается или понижается. Интонационные конструкции осваиваются по правилам языковой системы, которая применяется как средство общения.

Темпо-ритмическая организация речи предполагает ритмизацию речи и её сопровождение движениями правой или левой руки. Способы ритмизирования речи:

Теппинг и послоговой ритм – выделение каждого слога ударом руки, одного или нескольких пальцев. Каждый удар приходится на гласный звук. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, снимается редукция предударных и заударных гласных звуков, речь звучит плавно и стройно.

Плавное дирижирование и пословный ритм — движение кисти руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя к себе. Особенно интенсивное движение осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбираются индивидуально.

Информативные жесты и синтагменный ритм – сопровождение устного высказывания естественными жестами. Синтагма — законченная мысль в высказывании, ограниченная паузами, объединённая интонацией. Сопровождение каждой фразы информативными жестами помогает речи звучать естественно.

Техника речи организует темп, ритм и плавность речевого высказывания улучшает просодическую сторону речи, оптимизирует решение коррекционных задач в процессе индивидуальных логопедических занятий со взрослыми людьми с нарушениями речи.

Логопед помогает освоить и реализовать правильную технику речи на занятии. При самостоятельной работе по улучшению качества речи вам помогут специализированные приложения для устройств iOs/Android:
Voice Analyst
1 Minute Voice WarmUp
DAF Professional by Speech Tools
Подробнее читайте на сайте http://shamardina.ru/articles/tehnika-rechi-na-in . heskih-zanyatiyah-so-vzroslymi

Интонационные упражнения

Интонация — это индивидуальный тон речи, которые может повышаться или понижаться, в зависимости от ситуации, в которой находится говорящий человек. При помощи интонации можно высказать свои чувства, пожелания, волеизъявление.

При нарушении плавности речи интонационное оформление устного высказывания затруднено, а эмоциональная выразительность приводит к усугублению проблем в речи.

Интонация — способ организации средств устной речи: силы звучания отдельных слов, темп речи, тембр, паузы и мелодия: восходящая и нисходящая.

Интонация предаёт устному высказыванию особое семантическое и эмоциональное значение.

Повышение уровня компетентности в интонационных конструкциях определённого языка помогает улучшить плавность и темпо-ритмическую организацию устной речи.

Дело в том, что это нормально — говорить с сильным чувством, не только со злостью, но и с любыми другими эмоциями. Вы можете даже получить восхитительный бонус, а именно: люди с заиканием, как правило, обнаруживают уменьшение количества ступоров, когда позволяют чувствам выходить на поверхность. Так происходит, когда мы на самом деле используем чувства, чтобы придать больше выразительности нашей речи.

Джон Харрисон «Переосмысление заикания»

Задание: прочитайте вслух фразы, повышайте тон голоса на выделенных словах.

Перед началом работы можно выполнить упражнения для голоса.

Это мой друг. Его зовут Павел. Ему двадцать лет. Он поступил в университет. Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первог о курса. Семестр начинается в сентябре. Павел буде т жить в общежитии. Он будет обедать в студенческой столовой.

Это мой друг. Его зовут Павел . Ему двадцать лет. Он поступил в университет . Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре . Павел будет жить в общежитии . Он будет обедать в студенческой столовой. Если бы он не был студентом, то не жил бы в общежитии, и не обедал бы в студенческой столовой.

Кто ваш друг? Это ваш друг? Это ваш друг ?! Сколько ему лет? Ему двадцать лет? Ему двадцать лет ?! Как его зовут? Его Павел зовут? Его зовут Павел ?! Куда он поступил? Он поступил в университет? Он поступил в университет ?! На каком факультете он учится? Он учится на педагогическом факультете? Он учится на педагогическом факультете или отделении ? Какой он будет изучать язык? Он будет изучать русский язык ? Он будет изучать русский язык или литературу ?! На каком курсе он учится? Он учится на первом курсе?! Он учится на первом курсе ? Когда начинается семестр? В сентябрее начинается семестр? Семестр начинается в сентябре ?! Где он будет жить? Он в общежитии будет жить? Он будет жить в общежитии ?! Где он будет обедать? Он будет обедать в студенческой столовой? Он будет обедать в студенческой столовой или в кафе ?!

Какой у вас друг ! Какой хороший у вас друг! Какой он вам друг! Ему только двадцать лет! Павел — прекрасное имя! Он поступил в университет ! Он будет учиться на педагогическом факультете! Он будет изучать русский язык !

Задание: прочитайте стихотворение вслух с музыкальным сопровождением. Соблюдайте паузы, используйте интонацию для усиления выразительности звучания речи.

Музыкальное сопровождение В.А.Моцарт «Концерт для фортепиано с оркестром №21»

***
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер,/
В шёлковом ше́лесте сне́жного шу́ма.//
В пе́рвый раз я в себе́ заме́тил -/
Так я ещё никогда́ не ду́мал.//

Пусть на око́шках гнила́я сы́рость,/
Я не жале́ю, и я не печа́лен.//
Мне всё равно́ э́та жизнь полюби́лась,/
Так полюби́лась, как бу́дто внача́ле.//

О, моё сча́стье и все уда́чи!//
Сча́стье людско́е землёй люби́мо.//
Тот, кто хоть раз на земле́ запла́чет,-/
Зна́чит, уда́ча промча́лась ми́мо.//

Жить ну́жно ле́гче, жить ну́жно про́ще,/
Все принима́я, что есть на све́те.//
Вот почему́, обалде́в, над ро́щей/
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер.//

Дополнительные занятия по самостоятельной коррекции речи доступны по подпсике в разделе «Коррекция нарушений речи у взрослых».

Автор упражнения — Шамардина Анастасия — логопед-дефектолог.

Cпасибо за материал, вопрос, кто у кого берет материал: вокалисты у логопедов или наоборот?)

Не подскажете, что можно почитать, дабы помочь себе в постановке звуков? Выговариваю все, кроме буквы «л» из-за смены прикуса, а так вообще говорю не очень понятно, будто каша во рту, четкости ноль. В вокале немного мешает

yatsan ,
мое внимание привлекло вот что в Вашей пубикации

что при заикании нарушаются коммуникативные качества речи, а именно краткость, выразительность и понятность

особенно краткость интересует
скажите — неумение кратко формулировать свои мысли — это показатель низких коммуникативных качеств? (я читала, что психопаты не умеют кратко формулировать ответы — они отвечают очень развернуто на простые вопросы, отклоняясь от темы разговора)

мне лично раз замечание человек сделал — мне понятно, что ты говоришь(отдельные предложения), но не понятно, что ты имеешь ввиду
я поняла, что коммуникативные качества моей речи оставляют желать лучшего

Спасибо за внимание к моим материалам! Мне приятно, что вы прочитали мои статьи — я говорю это потому что действительно так думаю, а не для того, чтобы польстить вам или затащить на свои занятия ))) Самая большая вещь, которую я ценю в людях — умение читать.

Отвечаю на ваш первый вопрос развёрнуто и подробно, но медленно )) Сначала про коммуникативные качества речи.

Коммуникативные качества — признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничность взаимодействия участников коммуникации.

При заикании часто можно наблюдать снижение коммуникативных качеств речи. Это происходит ненамеренно и часто обусловлено трудностями устного воспроизведения речи. Независимо от количества запинок человек может быть хорошим собеседником и речь его будет звучать эстетично, если в ней реализуются основные коммуникативные качества речи: правильность, чистота, богатство, логичность, точность и др.

Развитие коммуникативных качеств речи способствует формированию речевой уверенности и произвольности высказывания в диалоге и монологе перед аудиторией.

Коммуникативные качества речи — объективно существующие свойства и признаки речи, определяющие степень её коммуникативной эффективности и совершенства.

Правильность . Обеспечивает взаимопонимание собеседников и реализацию других коммуникативных качеств речи: логичность, точность, богатство и др. Правильность речи предполагает соблюдение правил и принципов языковых и литературных норм в речи.
Самым простым примером правильности устной речи является расстановка ударений: газопрово́д, жалюзи́ и т.п.
Правильность устной речи также реализуется в согласовании слов в устном высказывании, а также правильном написании окончаний в письменной речи.

Чистота . Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, противоречащих нормам нравственности.
Чистоту речи нарушают следующие явления:
1. Слова-паразиты, которыми заполняют паузы в речи, используют их по привычке: короче, вот, значит, видите ли и т. д.
2. Просторечные слова свойственны простой, бытовой речи, которая носит непринуждённый и грубоватый характер.
3. Нецензурные высказывания даже сказанные без злого умысла всегда неуместны и могут оскорбить собеседника.
4. Жаргонные слова характерные для социальной или профессиональной группы людей.

Богатство речи . Обеспечивается уровнем развития языковой способности говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении индивида.
О богатстве языка свидетельствует словарный запас . Чем большим количеством слов владеет говорящий, тем полнее, свободнее и точнее он способен высказать свои мысли, чувства. Словарный запас не является постоянной величиной для любого носителя языка.
Источником речевого богатства русского языка является словообразование . В русском языке средствами словообразования служат приставки, окончания суффиксы. Например, суффикс -ёнк(а) придаёт существительному оттенок презрительного отношения: лошадёнка, кофтёнка, комнатёнка.
Фразеологизмы русского языка многообразны и обладают способностью дать точную оценку событиям («буря в стакане воды»), помогают выразить основную мысль — «схватывать на лету».
Вариативность грамматических форм — возможность изменять грамматические конструкции в высказывании: университетский корпус — корпус университета; умнейший — самый умный; улица узка — узкая улица и т.д.

Логичность и краткость . Качество основано на соотношении речи и мышления, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание.

Точность . Может быть понятийной — соответствие между словами, которые употребляются в высказывании и их значениями. Предметная точность — знание темы речи, предмета высказывания.

Понятность, доступность. Использование фактов, аргументов, речевых средств с максимальным учётом возможностей восприятия речи каждым собеседником.

Уместность речи . Содержательная согласованность речи с целью и условиями общения. Уместность регулирует реализацию других коммуникативных качества речи в конкретной ситуации.

Добавлено спустя 1 минуту 34 секунды:
sweden , забыла упомянуть вас в комментарии — ответ про коммуникативные качества речи, чтобы имелось представление о том, что это такое.

sweden , продолжаю отвечать на вопросы.
Как нарушаются коммуникативные качества при заикании.
Исходя из данных психолингвистических исследований, при заикании отмечаются нарушения применения компонентов языка при воспроизведении устной речи в процессе коммуникации. Это связано со спецификой речевого расстройства: cудорожные проявления затрудняют произвольное управление речевым аппаратом. Это приводит к следующим проблемам организации устного речевого высказывания:

1. Нарушение развёрнутости, грамматической и логической последовательности изложения сообщения в монологической речи. Другими словами фразы могут быть очень развёрнутыми из-за моторной подготовки к произнесению «трудных» слов. Может проявляться многословность, вербализм, повторение предыдущей фразы или части высказывания из-за трудностей произнесения некоторых слов.

2. Чистота речи объективно снижается из-за использования вспомогательных фонем или целых слов в процессе реализации устного высказывания: «это», «ну», «вот», «так», «ага», «короче». В нормотипичной речи также встречаются так называемые слова-связки, которые используются, когда говорящий затрудняется в выборе слова. Но при заикании эти слова в речи встречаются чаще, они более стереотипны и часто сопровождают объективные речевые трудности.

3. Точность высказывания также снижается из-за объективных причин, указанных выше. В результате нарушается организация высказывания на семантическом уровне из-за пропуска трудных слов и во фразе появляются семантические излишества — замена более точного слова, на синоним, который проще произнести.

Опыт работы показывает, что работа с повышением уровня языковой компетенции и использование в коррекционной работе коммуникативных качеств снижает частоту проявления запинок. Т.е. обучение построению точного, граматически и лексически правильного устного высказывания улучшает речь при заикании, даже без использования техники речи в повседневной жизни.

Комплексная коррекция речи при заикании

Современные методики коррекции заикания предлагают использование «особой» техники воспроизведения устной речи. Утрата естественного звучания и необходимость постоянного самоконтроля вызывают психологическое отторжение перечисленных методов у взрослых людей с заиканием и как следствие — отсутствие систематичности применения и снижение эффективности коррекции.

Возникает необходимость выбора альтернативных средств коррекционного воздействия, которые не вызывают дискомфорта и помогут получить устойчивый результат. Таким методом является комплексная коррекция компонентов языковой системы и речи, которая предполагает:
1. Повышение качества компонентов языковой способности и компетенции: фонетического, лексического, синтаксического и семантического.
3. Совершенствование коммуникативных качеств речи: чистота, точность и доступность устного высказывания в монологической и диалогической речи.
4. Развитие вербальной креативности — оригинальности использования средств языка в устной речи.
Использование перечисленных направлений работы облегчает первичную диагностику, постановку задач логопедической работы, подбор речевого материала для упражнений и помогает подобрать критерии оценки эффективности занятий.

Комплексная коррекция компонентов языковой системы и речи обеспечивает получение устойчивого результата в процессе логопедической коррекции и не вызывает психологического отторжения у людей с заиканием.

Направления логопедической работы

Повышение уровня фонетической компонента

Совершенствование линейных фонетических единиц — звуков, слогов, слов, использование фонетической синтагмы.
Улучшение фонетической организации слов — использования слов с различной слоговой структурой, последовательностью фонем, вариативностью словесного ударения.
Повышение компетентности в интонационно-выразительных средствах языка — формирование представлений об интонационных конструкциях, центровой, предцентровой и постцентровой части фразы.

Повышение уровня лексического и семантического компонентов языка

Освоение способов объяснения значений слов:
— классификация;
— подбор синонимов;
— перечисление объектов, которые называются этим словом;
— отличительные признаки, которые раскрывают сущность объекта.

Устная интерпретация лексических элементов современного русского языка: фразеологизмы, пословицы, поговорки, речевые штампы, афоризмы.

Повышение уровня грамматической компетенции

Применение вариативности грамматических форм.
Разграничение синтаксических норм разговорной речи и современного русского литературного языка.
Использование оборотов речи, отступающих от синтаксической нормы: инверсия, эллипс, градация.

Совершенствование коммуникативных качеств речи
Основы культуры речи — реализация основных форм высказывания в соответствии со следующими критериями:

Чистота речи — отсутствие в высказывании вспомогательных элементов, чуждых литературному языку и затрудняющих восприятие информации: вот, так, это и т. д.
Точность высказывания — знание темы и предмета обсуждения, соответствие между словами, которые используются в высказывании с их значениями.
Доступность — использование фактов, аргументов и речевых средств с учётом возможностей восприятия любого собеседника.

Развитие вербальной креативности

Словесная импровизация — подготовленное и неподготовленное рассуждение на заданные темы с предоставляемой свободой в выборе лексики и способов построения высказывания.
Оригинальные коннотации — создание новых ассоциативных связей между словами.
Построение устного высказывания в стихотворной форме — пятистопный или шестистопный ямб.

Все перечисленные компоненты языковой системы и речи отрабатываются на одном индивидуальном занятии. Использование такого подхода в сочетании с техникой речи, которая не заменяет естественную речь в повседневной жизни, помогает получить надёжный результат. Отсутсвие необходимости постоянно контролировать свой речевой навык повышает мотивацию к занятиям.

Как преодолеть страх публичных выступлений

Тезисы из книги Джона Харрисона «Переосмысление заикания»

Выступление перед группой людей — сложная речевая задача, с которой непросто справиться любому человеку.
Что нужно делать, чтобы не бояться выступать перед аудиторией.

Говорить надо громко и чётко

Многие из нас с трудом привыкают к тому, что они оказываются «над» аудиторией. говоря придушенным голосом, мы как бы восстанавливаем свой статус-кво. никто не сможет нас обвинить в том, что мы пользуемся своим положением. Сделайте ваши разговоры громче и живее, когда выступаете перед аудиторией, сознательно говорите громко. Повышение тона — значит, что человек обращается по делу.

Выказывайте свои чувства

«Мы выросли с верой, что — чего бы то ни стоило! — мы должны оставаться спокойными и собранными. И мы научились блокировать наши чувства и притворяться, что не ощущаем себя некомфортно. мы должны понять разницу между «созидательным» дискомфортом, который помогает чувствовать себя сильным и заряженным, и «негативным» дискомфортом, который разрушает уверенность в себе.

Мы ненавидим паузы, так как для нас они ассоциируются с недостатком беглости. Каждая полусекундная пауза в речи ощущается как вечность. Мы пытаемся до предела наполнить каждый момент словами. Единственный способ почувствовать себя комфортно, делая паузы, это опробовать их. Они должны быть дли-и-и-и-и-иными — 3- 6 секунд, и даже больше.

Добавляем в речь музыку

Представьте себе, что собираетесь выступать перед группой детей четырёх лет. Вы не сможете удержать их внимание, говоря с ними монотонно. Изменение громкости и высоты голоса — два мощных инструмента для передачи эмоций — являются неотъемлемой частью музыки. Драматизируйте всё, что даже очень отдалённо просит выделения.

Смотрите в глаза

Избегание контакта — способ отстраниться от участия в ситуации. Многие из нас боятся чувств. Мы склоняемся к сверх контролю. Мы видим контакт глазами, как нечто, что заставляет нас отбросить часть контроля в пользу эмоций. Позволяйте своим глазам свободно перемещаться по слушателям. Говорите для одного человека 3-4 секунды. Потом разрешайте себе взглянуть на другого. Если поднимаются какие-либо эмоции — не блокируйте их.

Использование своего тела

Почувствуйте себя более расслабленными перед лицом аудитории. Нет ничего более мучительного, чем быть неподвижным, когда вы нервничаете. Язык тела помогает людям отпустить себя. Постарайтесь использовать ваши руки ноги всё тело, когда будете говорить. Это на самом деле работает.

Взаимодействие c аудиторией

Большинство выступающих изолируют себя в защитном коконе. Они настолько подавлены наличием публики, что возводят барьер, через который едва проходит их голос. Мы всегда пытались лишить индивидуальности опыт выступления, потому что он всю жизнь приносил нам боль.

Вовлечение говорящего и аудиторию в единый процесс поможет вам забыть себя. Это сделает процесс выступления настоящим удовольствием.

Способы ведения беседы с аудиторией:

Вопросы и ответы . Аудитория склонна оставаться пассивной, но люди хотели бы быть вовлечёнными в процесс.

Физическое вовлечение. Например, использование слушателей для наглядности или интервью.

Побуждение людей к действиям

Выбирайте проблему, которая вас действительно волнует и найдите способы передать ваше чувство аудитории. Понятно, что вы не будете стоять перед аудиторией неподвижно, руки по швам и мямлить себе под нос. Это не позволит почувствовать то, что ощущаете вы. Вы будете более убедительными, если:

— почувствуете себя комфортно, освоив своё пространство;

— будете говорить громко;

— усилите свои эмоции модуляциями голоса;

— добавите драматизма, пользуясь паузами;

— будете смотреть в глаза, давая почувствовать, что говорите серьёзно;

— покажите свои эмоции;

— используете язык тела, чтобы расставить акценты;

— будете взаимодействовать с аудиторией, чтобы разрушить барьеры.

Харрисон Дж. Переосмысление заикания.

Больше статей и упражнений на сайте https://shamardina.ru/

Речевое дыхание

Добрый день!
Часто возникает вопрос: «Для чего нужны дыхательные упражнения при заикании, ведь люди без заикания не задумываются над тем, как они дышат». Важно понять следующее: люди без заикания не должны быть ориентиром, потому что отсутствие заикания не говорит об отсутствии проблем с речью.
Речевое дыхание важно тренировать всем: и людям с нормотипичной речью, и с заиканием, и с другими речевыми проблемами. Поскольку именно дыхание обеспечивает звучание речи и чем более оно сильное и развитое, тем речь будет лучше.

Речевое дыхание сильно отличается от физиологического:

1. Речевой выдох — процесс тонкой регулировки меняющихся аэродинамических условий при образовании каждого речевого звука, которые быстро следуют друг за другом.

2. Продолжительность речевого выдоха в 20, 30 раз больше физиологического выдоха, особенно при пении.

3. Энергия речевого выдоха накапливается в момент вдоха за счёт подъёма грудной клетки и опущения диафрагмы. Вдох перед речью осуществляется быстрее и энергичней, чем физиологический вдох.

3. Диафрагма «заряжает» речевой выдох — она контролирует интенсивность подачи воздуха, пропускаемого через голосовую щель. Диафрагма поднимается для усиления звука и опадает при понижении.

Например, во фразах «Смотрите в оба!» или «Говорите разборчиво!» выдох будет более сильным в момент повышения интонации.
4. В гортани и ротовой полости, в которых образуются звуки, контролируется объём воздуха. Здесь происходит постоянная и строгая смена давления воздуха, его массы и скорости потока воздушной струи.

Например, при произношении звуков [и], [у] воздушный поток можно почувствовать, если поднести руку ко рту. При фонации звуков [a] и [э] воздушная струя не такая сильная.
6. Названия согласных звуков связаны со способом прохождения воздуха через преграды органов артикуляции: взрывные, смычные, щелевые.

Например, при произношении звука [р] расслабленный кончик языка вибрирует в потоке выдыхаемого воздуха и получается дрожащий звук.
7. При произношении коротких фраз объём выдыхаемого воздуха значительно меньше, чем при многословных. Разговорная речь для человека легче, чем чтение текста вслух, пение или выступление перед аудиторией.

8. Навык управления речевым дыханием в процессе речи или пения формируется в процессе специальных тренировок.

Произнесение звуков шепотом:
1. Вдох через нос (живот надувается), выдох через рот и одновременно шепотом произнести звук «а» — живот сдувается.
2. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «о» — губы округлены.
3. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «у» — губы вытянуты вперёд, без напряжения.
4. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «и» — губы слегка растянуты в улыбке, без напряжения.

Автор статьи и рекомендаций — Шамардина Анастасия — логопед для взрослых.

Добавлено спустя 37 секунд:
Копирование материалов запрещено.

Как изменить темп речи

Темп речи — скорость речи, степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Темп речи характеризует скорость произнесения отдельных слов во фразе.

Темп речи зависит от:
наследственности, скорости протекания нервных и психических процессов;
подготовленности к развёрнутому высказыванию;
содержания фразы;
ситуации общения.

Темп речи может изменяться в ходе взросления человека и в процессе его взаимодействия с другими людьми.

Темп речи может быть медленным, умеренным и быстрым.

Скорость речи возрастает в следующих случаях:
— при произнесении слов, которые являются привычными и часто употребляемыми;
— в стрессовых ситуациях, когда есть временные ограничения или необходимость донести важную информацию.

Чрезмерное замедление или ускорение темпа речи приводит к ухудшению распознавания собеседником информации, которая содержится в высказывании.

Темпом речи можно сознательно и произвольно управлять. В речи любого человека может реализоваться и быстрый, и медленный темп. Это называется «игра темпа» — когда скорость речи становится средством, которое придаёт выразительность речи и позволяет удерживать внимание слушателя долгое время.

Пауза помогает управлять темпом речи. На письме пауза обозначается значком слэш «/» — остановка на 1-2 секунды.

Улучшению темпа речи помогают скороговорки, но чтобы получить хороший результат, важно знать определённые тонкости:

— скороговорки надо разучивать в медленном темпе;
— любую скороговорку важно осмыслить, представить себе действие или событие, или предметы, которые содержатся в тексте скороговорки;
— проговаривайте несколько раз самые сложные места в скороговорке;
— подключите невербальные средства общения: мимику, жесты, интонацию;
— обязательно соблюдайте паузы : «/» — короткая пауза; «//» — длинная пауза.

«Налим»
На мели́ мы нали́ма лени́во лови́ли,/ и меня́ли нали́ма вы мне на линя́.// О любви́ не меня́ ли вы ми́ло моли́ли,/ и в тума́ны лима́на мани́ли меня́.//

На мели мы налима,/ на мели мы налима,/ на мели мы налима.//

Налима лениво ловили,/ налима ловили,/ лениво ловили.//

Налима линя,/ налима линя,/ налима линя,/ налима линя.//

Туманы лимана,/ туманы манили,/ туманы лимана манили меня.//

«Колпак»
Сшит колпа́к не по-колпаковски, / вы́лит ко́локол не по-колоколовски. // На́до колпа́к расколпаковать, / перевыколпаковать, / на́до ко́локол переколоколовать, / перевыколоколовать.

Колпак не по-колпаковски,/ колпак не по-колпаковски.//

Колокол не по-колоколовски,/ колокол не по-колоколовски.//

Расколпаковать,/ перевыколпаковать,/ расколпаковать,/ перевыколпаковать.//

Расколоколовать,/ перевыколоколовать,/ расколоколовать,/ перевыколоколовать.//

«Двор дров»
На дворе́ трава́,/ на траве́ дрова́: / раз дрова́,/ два дрова́/ три дрова́; / дрова́ вдоль двора́,/ дрова́ вширь двора́,/ не вмести́т двор дров,/ дрова́ вы́дворить!//

На дворе трава,/ на дворе трава,/ на дворе трава.//

На траве дрова,/ на траве дрова,/ на траве дрова.//

Два дрова,/ два дрова,/ два дрова.//

Двор дров,/ двор дров,/ двор дров,/ двор дров.//

Выдворить дрова,/ выдворить дрова,/ выдворить дрова.//

Автор рекомендаций и упражнений — Шамардина Анастасия — логопед для взрослых
Копирование материалов запрещено и преследуется по закону.

stuttering.su

Рецепт лечения заикания из бесплатных ингредиентов

и как собрать бесплатную программу Zaikanie.NET — INBOX100@INBOX.RU

Tags: методы

  • February 4th, 2014 , 12:20 am
  • Заикание на НТВ в «Чудо техники»

    Заикание на НТВ в «Чудо техники» с нашими комментариями. Скажу прямо — этот выпуск неудачный с точки зрения специалиста. Единственная польза — показана динамика лечения нашего пациента (Андрей) в течение 20 дней.
    Заикание на НТВ в «Чудо техники» на блоге официального сайта. Здесь Вы увидите много интересного, а главное полезного из последних новостей ЦКР.

  • October 27th, 2010 , 01:55 pm

Поверья и заикание

Что-то мы все о серьезном. И серьезно. А так иногда хочется расслабиться, если не посмеяться, то хотя бы улыбнуться. И то, что вы сейчас прочтете, у большинства вызовет улыбку. А те, кто этим пользуется уже многие века, осуждающе посмотрят на улыбчивых. Разговор у нас пойдет о поверьях. Знаете, что это такое? Если разобрать слово, то корень «верь» обо всем говорит. Не пытайся, мол, понять, а просто поверь. Потому, как народ из поколения в поколение эту веру передает. Может, действительно в этих поверьях есть доля истины? Не берусь это утверждать. Решайте сами.

Со времен рабства, или немного позже, среди завезенных чернокожих жителей, были свои объяснения всяким хворям. А чем еще было лечиться? Только опытом и наблюдениями. Вот чего афроамериканцы нанаблюдали. Отчего же появляется заикание у афроамериканцев? От зеркал. Да, нет, не от разбитых. От целых. Вот посмотрит маленький ребенок в зеркало, увидит там черное отражение и все. Заиканием он обеспечен. Я не шучу. Да, вы спросите любого афроамериканца. Он вам еще не то расскажет.

Вот, например, что беременная женщина увидела змею. Увидела, а через нее и ребенок в утробе увидел, и ваши больше не пляшут. И нечего мне говорить, что там везде змеи. И что, тогда все африканцы бы заикались. И азиаты. Я, повторюсь, нечего мне об этом говорить. Вы это им расскажите. А они вам в ответ, что вот одна молодая женщина неправильно питалась и еще кормила ребенка грудью. И ребенок стал заикаться. Это как: оторвался от груди, вытер рот и давай заикаться? Да, говорят. Примерно так и было. Правда она этого ребенка еще уронила. Или нет? Или она его потом уронила, когда его собака укусила. А главное, чтобы ребенок не заикался, надо ему все волосы обрезать. И обрезать надо вовремя, пока он не заговорил. Ну, пока свои первые слова не произнес. Вам смешно? А им страшно. И вообще, многие афроамериканки считают, что заикание – это происки дьявола. Как и щекотание. От него тоже может возникнуть заикание.

Ну, ладно. Так уж случилось, что не успели вовремя волосы обрезать и ребенок стал заикаться. Что делать? Что гласит народный афроамериканский опыт, по этому поводу? Для начала, нужно дать ему мускатный орех, чтобы он положил его под язык. Не помогает? Что? Ребенок проглотил орех? Подавился? Странный у вас ребенок. Ну, тогда используйте другой способ: возьмите кухонное полотенце и по губам ребенка, по губам. Грязное или чистое полотенце? А у вас что, оба есть? Тогда любое. Главное ударить по губам, чтобы губы шевелились лучше.

А лучше всего, это посадить его на стул и сказать ему строго: «А ну, прекрати качать ногой, когда говоришь!». А если он не качает ногой? Тогда сначала нужно заставить его качать, а уж потом по заданной предками схеме. И откуда у предков были стулья? Наверное, лавки были. Интересно, а с лавкой этот метод работает?

И еще меня интересует вопрос: этот опыт афроамериканцы в Америке приобрели, или из исторической родины вывезли. Щас, поговорим с представителями африканского континента. И все узнаем. И сравним. На первом месте среди возможных причин возникновения заикания у представителей южных племен стоит «промоклость». То есть, ребенок неожиданно попал под дождь, и, представьте себе, вымок. И вместе с насморком заработал заикание. Да не шучу я. Так и считают.

Еще среди основных причин африканцы называют то, что будущие родители не предупредили всех родственников о предстоящих родах. Мало ли, что всех их не упомнишь? Записывать надо. Что? Письменности не было? А что было? Барабаны? Тамтамы? Вот. Значит не протамтамили вовремя. Не позаботились, чтобы родственники на первый день рожденья собрались. Зажали праздник. Вот теперь и расхлебывайте.

Ура, нашел общую с афроамериканцами причину: щекотание. Это что ж у них за напасть такая? Чего они щекочут друг друга? Как в аншлаге. Что, развлекаться больше не чем? А на мамонта сходить? Или зебру загнать? Тоже мне, родина человечества. Что? У вас есть и научная причина заикания? Это какая же? А, у ребенка слишком короткий язык. И он не может им успеть все выговорить? Это у него по сравнению с вами короткий язык. Ваш, так вообще в рот не умещается. Вот и мелете им. Я бы вам приписал недельное щекотание под дождем.

А как же лечат заикание, согласно поверьям африканского народа? Неужели? Оказывается, нужно принять правильное положение тела. И все! Какое это положение? А вы принимайте всевозможные, пока заикаться не перестанете. Видели народные африканские танцы? Это они в поиске правильного положения. А если найти нужное положение не получается, то поешьте фруктов, от которых птицы отказались. Ну, поклевали, поклевали и недоклевали. Вот этими фруктами и нужно кормить заикающегося.

И самый интересный древний способ лечения заикания – это поговорить со своим изображением в зеркале. И о чем с ним можно разговаривать? О ценах на бусы? А главное, вы заметьте, как изменился народ. Пока жили в Африке – то с зеркалом общались от заикания. А переехав в Америку – стали заикаться от увиденного в зеркале. Прямо африканское зазеркалье. Это все белые виноваты. Понапридумывали зеркал. И поди разберись, как их использовать. И для чего.

Ключевые слова: заикание, лечение, поверья

  • February 27th, 2009 , 12:14 am
  • Как лечили заикание в мире

    Так далеко, как сегодня мы в прошлое еще не заглядывали. А напрасно, наверняка бы нашли чего интересного. Как, например, палеоантропологи из Аризонского университета уверены, что Homo sapiens (Человек разумный) появился на восточном побережье юга Африки. Питался этот Разумный корешками и моллюсками, которые выбрасывал Индийский океан. А после плотного обеда отдыхал в прибрежных пещерах. Питался и размножался. И умнел, естественно.

    Я хоть и пишу о Homo sapiens в единственном числе, но вы то понимаете, что он был не один. Иначе бы не размножался и не умнел. Хотя и это спорное утверждение. Но проследим за ним дальше.

    Число хомо сапиенсов стало расти, что стало приводить к неразберихе – языкового общения то не было. Делать нечего, надо было придумывать язык общения. И придумали. А времена, напомню, были тяжелые. То саблезубый тигр нападет, то мамонт может раздавить не заметив. Страху наши предки набрались – жуть. А где страх – там испуг. А где испуг – там и заикание. Я думаю, что наши далекие предки тоже заикались. И тоже пытались избавиться от этого недуга.

    Как же лечили заикание в прошлом? Давайте спросим об этом жителей Южной Африки. Уж они-то должны помнить. Конечно, помнят. Один африканец сказал, что надо разговаривать со своим отражением в зеркале. Этот хомо явно был не сапиенс. Какое зеркало двести тысяч лет назад?! Второй хомо сказал, что нужен шаман, который попросит богов и смажет горло мазью. Ну, шаманы люди уважаемые (тьфу, тьфу, тьфу). Эти могут. Особенно если смазать горло мазью птицы говорун. А саамы древний африканец сказал, что лучший способ от заикания, это кушать фрукты, которые уже кушала птица. То есть, со следами птичьей трапезы. Птицы ведь не заикаются.

    Когда человек наел большой мозг, то он понял, что в Африке жарко и надо мигрировать на север. И сто тысяч лет назад он пришел в Азию. Давайте спросим у старого китайца: как лечили заикание древние китайцы?
    — Послушай, уважаемый – обратился я к старому китайцу. – Как ваши предки лечили заикание?
    Я спросил, и получил пощечину. Хотел дать сдачи, но китаец остановил меня:
    — Если в облачную погоду дать заикающемуся пощечину, то он исцелится.
    — Спасибо, старый человек, но ведь погода солнечная? — Ничего не ответил старик. Видно опять ушел в прошлое в поисках полезных советов.

    Как человек попал на Австралийский континент для меня загадка. Но пятьдесят тысяч лет назад он там оказался. Я встретил одного, очень древнего на вид, аборигена и он мне поведал такой способ лечения заикания.
    — Чтобы вылечить заикание нужно немного помолчать – сказал он.
    — Как это немного – спросил я?
    — Хотя бы год – ответил укротитель страусов и кенгуру.
    Да, им в Австралии год помолчать – это немного. Про «много» я уже и спрашивать не стал.

    Пора перебираться в Европу, в которую человек добрался тридцать тысяч лет назад. В Швеции мне сказали, что их предки лечили заикание следующим образом. Заикающемуся было запрещено разговаривать целую неделю (это что по сравнению с Австралией). Через неделю можно было немного говорить, но очень тихим шепотом. Еще через неделю шепот можно было сделать громким. И еще через неделю заикание должно было пройти. Или нет. Это уж как бог даст.

    Еще севернее, в холодной Исландии, молчать было не нужно. Если родители замечали, что маленький исландец начал заикаться, то они без особых эмоций брали у ягненка (каким образом не знаю) подъязычную кость и замуровывали ее в стену своего дома. Вы знаете, что такое подъязычная кость? Эта кость находится выше гортани и имеет форму лошадиной подковы. Я все-таки думаю, что ягненок был хорошо зажарен, прежде чем у него изъяли эту кость.

    Что у нас осталось? Америка? Там первые люди появились двадцать тысяч лет назад. Я не про Колумба говорю. Я про индейцев. У индейцев племени майя заикающемуся давали хитрый тренажер: к одному концу полуметровой веревки привязывали небольшой камушек, а другой конец веревки заикающийся брал в рот и губами должен был научиться подтягивать камушек к губам.

    У северных индейцев большим успехом от заикания пользовалось насекомое чичара. Чичара – это что-то вроде нашей цикады. Так вот, нужно поймать чичару и поместить ее в рот. Есть не надо. Наоборот, надо дать ей там побольше пространства, чтобы она захотела петь. Как только чичара запоет в вашем закрытом рту – заикание пройдет. Некоторые жители современного Канзаса в это верят до сих пор.

    Мексиканцы, так те как увидят в небе выстроившихся в небе определенный вид птиц, так сразу кладут в рот заикающемуся ложку в рот и быстро ею там шарудят, касаясь нёба и языка. Вот почему все заикающиеся мексиканцы ходят с ложками, высоко глядя в небо.

    И еще один совет из Америки. Как утверждают, еще в конце 19 века он был довольно действенным. Суть этого метода заключается в том, что нужно читать книгу вслух, при этом стиснув зубы. В первый день нужно так читать пять минут, второй – десять минут, третий пятнадцать и т.д. Доведите чтение таким образом до часа в день. И занимайтесь таким методом каждый день в течение двух месяцев. Успех этого метода в позапрошлом веке был огромный.

    Некоторые народы лечили заикание ударом кухонного полотенца по губам ребенка. Я так и не выяснил: какой «гуманный» народ придумал этот метод. Можно класть под язык монеты или мускатные орехи. Но самый экстравагантный метод заключается в одной фразе. Скажите заикающемуся ребенку, чтобы он не качал ногой во время разговора и заикание пройдет.

    Несколько слов в заключение временного и географического обозрения. Можно конечно проверить все эти методы на себе. Но, если бы, хоть один из них действовал, о проблеме заикания давно бы уже забыли. Хотя, вдруг вам повезет.

    Ключевые слова: заикание, методы лечения

    Еще рекомендуем:
    Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Заикание как невроз. «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого».

    Когда ко мне обращается пациент с вопросом можно ли поговорить с человеком, который уже вылечился, то согласно деонтологической точки зрения я не имею права давать адрес или телефон человека, который находится в процессе лечения или уже вылечился. Очерки из Киева о заикании. Вылечился . Я могу дать телефон или адрес только в том случае, если человек сам разрешает давать свои данные.

    Благотворное действие напряжения голоса на силу и точность речевой иннервации как факт было известно давно, указания на это встречаем даже у Гиппократа’, но первая систематическая попытка объяснить факт прина­длежит, если не ошибаемся, Штриккеру. Речь и заикание. Он справедливо говорит, что письменные знаки (писаная речь) и слова (звуковая речь) производят далеко не одинаковое дейст­вие: человеческий голос производит на нас иногда силь­ное действие, независимо от слова; такое действие он приписывает тону голоса.

  • February 16th, 2009 , 09:27 pm
  • Устранение заикания от Норбекова

    Если вы думаете, что я вам сейчас перескажу методику лечения заикания Норбековым, то вы ошибаетесь. Не расскажу. Честно говоря, я ее и не нашел. Только читал, что она существует. Вернее, заикание лечится в числе огромного списка прочих, более серьезных, заболеваний. Я вам сегодня расскажу, что я знаю о системе Норбекова и что я опробовал на себе.
    Много лет назад (примерно шесть — семь) я утром включил телевизор на канале ТВ Центр и увидел знакомых ведущих (он и она) и какого-то незнакомого невысокого худощавого мужчину восточной наружности. И этот восточный человек рассказывал ведущему о своей системе и о том, как надо лечить зрение.

    — Главное, — говорил он, — это чудесное настроение и мышечный корсет. Создавайте в себе хорошее настроение.
    — А как можно поднимать настроение? – спросил ведущий.
    — А вы в детстве онанизмом занимались? – задал коварный вопрос улыбающийся житель востока.
    — Как все… — ответил покрасневший ведущий тихим голосом, который все равно услышали миллионы телезрителей.
    — Вот и отлично! Онанируйте с настроением! Вспоминайте все хорошее, что было в вашей жизни! – изрек счастливый аксакал.
    Когда ведущие прощались с гостем, то я услышал имя этого восточного гостя. Это был Мирзакарим Норбеков.

    Сами понимаете, что это интервью с интересным человеком запомнилось мне надолго. Я еще долго рассказывал друзьям, как в прямом эфире ввели в краску неплохого ведущего. Через непродолжительное время мне на глаза попалась книга «Опыт дурака», с обложки которой на меня смотрел улыбающийся знакомый аксакал. Естественно, я ее купил. И прочтя понял, что сбивание спеси с самого себя и с окружающих – любимый прием Норбекова.

    Из этой книги я вынес главное: мышечный корсет и подъем настроения. Естественная лень не позволила мне поправить свое зрение и остальные органы. Но через некоторое время я ехал на велосипеде в соседний город, который находился гораздо выше того, где я проживал. Метров на сто выше. Заехать на эту «горку» я и раньше не мог, в молодые годы. Но тут вдруг вспомнил «Опят дурака» и решил испробовать его в действии. Я вспомнил что-то хорошее из своей жизни и… запел. Чем дольше пел, тем лучше становилось настроение, и откуда-то прибывали силы. Не буду подробно описывать свое кручение педалей и лица прохожих, которые с опаской поглядывали на едущего на велосипеде мокрого, поющего и улыбающегося человека. Короче, я въехал не только на самую высокую точку округи, но и в метод Норбекова.

    Сегодня я попросил поисковую систему найти мне сочетание этих слов: «норбеков заикание». И в ответ я получил, что некоторые люди избавились от заикания по методу Норбекова. Оказывается, что на Востоке к заиканию относятся не как к болезни, а как к привычке. Привычке говорить торопливо. Мол, голосовой аппарат опережает мозг. Отсюда два выхода: либо мозг заставить работать быстрее, либо речь замедлить.

    А начать надо с того, что обрести чувство уверенности в своих силах и возможностях. Как это сделать? Посмотрите выше: что ответил Норбеков ведущему? Вот именно этим методом и обретите необходимую каждому человеку уверенность в собственных силах. Еще вам понадобится чувство душевного покоя. Здесь вам может помочь аутогенная тренировка, методику которой мы рассматривали в одном из предыдущих сообщений.

    Расслабились? Вам хорошо? Ваше дыхание плавное и свободное? А теперь улыбнитесь. Да-да, именно улыбнитесь самому себе и всему миру. А почему бы и нет? Разве улыбнуться хорошему человеку это плохо? Я надеюсь, что вы считаете себя хорошим человеком? В противном случае немедленно прекратите читать. Вам это не поможет.

    Так, для оставшихся хороших людей продолжаю. Давайте выполним следующее упражнение.
    Возьмите в руки хорошую книгу. Лучше всего радостную. Начните ее читать вслух. Не забывайте о достигнутом настроении и покое. Читайте по следующей методике: спокойный вдох, далее следует крошечная задержка дыхания и опять-таки спокойный, плавный выдох. Говорить следует только на выдохе. Хотя, кто же будет говорить на вдохе? Извините. Говорите спокойно, с очаровательной улыбкой и никакого напряжения.

    Ну что, получается? Поднимайте, поднимайте настроение. Выдохнули весь воздух? И чего вы ждете? Спокойно вдыхайте новую порцию воздуха и на выдохе опять читайте вслух радостную книгу. И улыбайтесь. И не отпускайте от себя чувство уверенности в своих силах и возможностях. Ведь заикание, это просто плохая привычка.

    Умничать не надо. Я сам знаю, что это не просто привычка. Вы должны в этой методике относиться к заиканию как к вредной привычке. Врать нехорошо другим, а себе можно. Хоть иногда. Для пользы дела.

    Вот, собственно и все, что я сумел понять в системе Норбекова. Конечно, если бы сам автор прочел эти строки, наверняка у него возникли бы какие-то дополнения. Но я вам излагаю свой взгляд и свои мысли о той или иной методике и не скрываю этого.
    Вот то внутреннее состояние, о котором я вам писал, должно стать вашим вторым я. А еще лучше первым. Радостный взгляд на жизнь изменит не только вашу речь, но и саму жизнь. Тот мир, который казался вам злым и недоброжелательным растает как весенний почерневший снег. А из истосковавшегося сердца вырастет чувство любви и доброты. Живите и общайтесь с миром радостно и с улыбкой.

    Ключевые слова: заикание, норбеков

    Еще рекомендую:
    Высокая форманта голоса по частотной составляющей относится к зоне высоких частот (2000-3000 Гц). Высокая форманта и заикание. Прошу Вас не путать высокие частоты с высотой голоса.

    Страх у человека возникает тогда, когда он не знает, как управлять своей речью в тяжелых обстоятельствах, и поэтому это его очень сильно пугает. Очерк второй о заикании. Осознал. Существует много внутренних вопросов, которые человек задает доктору очень редко.

    Любое лекарственное средство найденное в сети нужно обязательно «распознать» у врача! Травы от заикания. Не принимайте на веру ничего. И даже то, что я вам сейчас преподнесу.

  • January 19th, 2009 , 04:46 pm
  • Расслабьтесь

    Только что имел очередной «воспитательный» разговор с великовозрастным сыном, после которого пальцы лихорадочно бегают по клавиатуре, в поисках успокоения. Нервы на пределе. Мысли роятся не в голове, а где-то рядом. Обычное родительское состояние души. Вся наша жизнь, это борьба с… окружающим миром.

    Может так и надо? Ведь все в природе устроено по законам единства противоположностей: свет борется с тьмой; жара с холодом. Вслед за радостью обязательно пришлёпает грусть. За миром – война. Вот до каких глобальных выводов может привести обычная домашняя стычка «мировоззрений».

    Вот пишу о внутреннем состоянии, а сам выискиваю выход во внешний мир. И тема сегодняшнего разговора, задуманного с вечера, проступает птичьими следами на белом снеге экрана. Чувствуете, как я успокаиваюсь, расслабляюсь. Хорошо, что есть такое дело, как общение через блоги. Ведь «проговоренная» клавиатурой неприятность перетекает в информационное пространство молекулой эмоции .

    По-моему, я слишком расслабился. Так нельзя. Или можно? Умные люди говорят, что за умением расслабляться просматривается один из секретов здоровья. Перенапряжение, то есть спазмы, ничего хорошего в этой жизни не сделали. Или я об этом не знаю. А вот пакости натворили предостаточно. Особенно в рассматриваемом нами вопросе. Спазмы и речь – трудно совместимые понятия.

    Но излишнее напряжение мешает не только речи, но и умственным процессам. Ученые установили, что напряжение влияет и на состояние крови человека . И не в положительном смысле.

    Короче, пора учится расслабляться. А то помрем до старости. Еще один афоризм и вперед:

    в расслабленном состоянии человек не может беспокоиться.

    • Сядьте поудобнее, ноги скрещивать не надо. Они расслаблено стоят ступнями на полу. Одежда нигде не давит. Отлично.
    • Теперь попробуйте вытянуть пальцы ног вперед. Понятно, что никуда они не вытянуться, но попробуйте напряжением мышц стопы и икр вытянуть их в струночку. Получилось? Зафиксируйте это напряжение на десять секунд и… мгновенно расслабьтесь.
    • А теперь давайте пальцы ног поднимем максимально вверх (пятки на полу). Чувствуете напряжение в мышцах ступней и голеней? Так и должно быть. Продержите напряжение пальцев до счета десять, а потом столько же времени на расслабление и получение удовольствия от этого. Повторите это упражнение пять раз.
    • Для выполнения следующего упражнения нужно поднять ноги над полом сантиметров на десять и отогнуть пальцы вверх, как и в предыдущем упражнении. Те же десять секунд держим ноги в напряжении. К голеням, стопам мы подключили мышцы бедер. И мгновенно снимите напряжение. Ноги упали на пол, а приятное ощущение от расслабления расплылось по телу вместе с теплом.
    • Если в предыдущем упражнении мы поднимали согнутые ноги, то в настоящем мы будем поднимать прямые ноги параллельно полу. Во всяком случае, мы будем стараться держать их прямыми, а там, как получится. Итак, прямые ноги подняли, посчитали до десяти и опустили. Сбросили напряжение. Пусть отдохнут секунд десять. Потом опять вгоняем их в напряжение. Повторяем упражнение 5 раз. Получение удовольствия от расслабления мышц должно стать неотъемлемой частью упражнения.
    • С ногами покончено. Перейдем к рукам. Поднимите прямые руки вперед, чтобы они были параллельны полу. Помните, как в первом классе, учительница делала с ними зарядку для пальчиков? Только мы будем делать это упражнение с другими акцентами. Сжали пальцы в кулаки и задержали напряжение до счета десять. Потом резко расслабили пальцы, но руки не опустили. Можно проделать это упражнение с растопыренными пальцами. Десять секунд растопыренного напряжения и сброс напряжения вместе с опусканием рук. Повторите упражнение раз пять.
    • Далее займемся мышцами лица. Губы вытянуты максимально вперед в виде буквы О. Глаза «выскакивают из орбит» от удивления. Всеобщее напряжение лицевых мышц. Десять секунд напрягаемся, а потом заслуженно десять секунд с удовольствием расслабляемся. И опять напрягаемся с максимальным усилием и сбрасываем с лица напряжение. Запоминайте состояние расслабления. Это поможет вам в дальнейшем расслабляться без напряжения.
    • А теперь давайте улыбаться. Но так, как это упражнение, то улыбаться будем, как можно шире. А дальше как вы уже догадались, фиксируем напряжение до счета десять и сбрасываем его на пол. Напряжение. Образно.
    • Ну, как? Расслабились? Очень полезные упражнения. Главное, что они не только снимают мышечное напряжение, но и, как я уже говорил, уменьшают психологическое беспокойство . А за беспокойством пристроились и плохая память, и невнимательность.

      А если еще визуально представлять, как последовательно спадает и улетучивается напряжение, то этим упражнениzм просто цены нет. Добавьте сюда глубокое ритмичное дыхание и вы почувствуете, как концентрируется ваше внимание. То есть, эти упражнения хорошо выполнять перед экзаменами.

      Да и память работает гораздо лучше в расслабленной, лишенной беспокойства голове. Мы привыкли к тому, что для выполнения какой-либо работы нужно обязательно собрать все силы. Вот и подготавливаем себя к ней, сдвигая брови и поигрывая мускулами. Совершенно не понимая, что нужно делать все наоборот. Помните этот анекдот, где звучит сакраментальная фраза: расслабьтесь, и получите максимум удовольствия .

      Еще для того, чтоб расслабиться нужно много спать и смотреть на красиво-спокойное.

      Ключевые слова: расслабление

      Еще рекомендуем:
      Существует путаница в понимании интонации и тембра. Монотонная речь. В принципе, это разные вещи.

      Он занимался еще месяц каждый день сверх необходимого срока. Вылечился. Очерк 1 о заикании. начале третьего месяца занятий он начал чувствовать уверенность в своей речи.

      Будем тренировать острые язычки? Дизартрия. Язык мой — друг мой. А чего это вы рот открыли и улыбаетесь вовсю?

      zaikanie.livejournal.com