Темпо-ритмические нарушения речи при заикании

Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания

Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания

Заикание описывается исследователями преимущественно как «детская болезнь» (И.А. Сикорский, 1889; М.Е. Хватцев, 1969; Н.А. Власова, К.-П. Беккер, 1983), а также определяется как нарушение темпоритмической организации речи.

Ритм речи представляет собой соотношение чередования ударных и безударных слогов и их сочетаний. Именно эти элементы существенно нарушены при заикании, что влияет на реализацию не только эмоциональных, но и смысловых компонентов речи.

Темпоритмическая организация речиэто контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.

Зарубежные исследователи (R.F. Curlee, 1993; П. Ине, 1995) считают, что неплавности речи детей дошкольного возраста являются фактором риска в возникновении заикания. В современной литературе (И.М. Аксарина, 1978; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; С.Р. Асланова, 2001) существуют данные, указывающие на неплавности детской речи как на этап становления речевой функции в целом (дискоординация темпо-ритмической организации речи в возрасте 1 — 6 лет). Устная речь в этом возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, которые возникают именно в период формирования фразовой речи, физиологическими итерациями (повторами звуков и частей слова), дыхательными итерациями и восклицаниями внутри слова и фразы.

Со временем неплавность речи уменьшается, и в школьном возрасте продолжает проявляться в сложных по структуре лингвистических высказываниях в виде различных повторов и пауз (N.E. Bernstein, 1981; E.D. Mysak, 1982).

Вышеописанные явления, такие как многочисленные итерации, дыхательные и звукослоговые необоснованные паузы, появляющиеся при эмоционально значимом контакте, характерны для заикания в целом. Отличие состоит в том, что при заикании они закрепляются и обретают прочную связь с вызвавшей психологический стресс ситуацией, а главное — являются судорожными, т.е. сопровождающимися мышечными сокращениями в различных отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом, артикуляционном.

Исследования показывают, что все показатели неречевого и речевого темпа и ритма характеризуются специфической дизритмией, отражающей дискоординацию процессов восприятия и воспроизведения речевой и неречевой информации в целом, что требует исследований этих процессов у заикающихся на более глубоком нейрофизиологическом и нейропсихологическом уровнях.

Поэтому проблема профилактики нарушения темпо-ритмической организации речи особенно актуальна.

В настоящее время комплекс профилактических мер по предотвращению заикания недостаточно развит. В дошкольном воспитании не учитываются возрастные особенности ребенка, а именно гиперсензитивный период развития речевой функции в 2,5 — 3,5 года. В то же время целенаправленное развитие темпоритмической организации двигательной сферы (в нее входят и музыкальный и речевой компоненты) способствует профилактике онтогенетической неплавности речи и судорожных запинок, гармонизирует развитие ребенка: развивает двигательную одаренность, помогает в овладении пением, позволяет оптимизировать обучение музыке и основам грамоты, избежать нарушения слоговой структуры слова и др.

Представляю вашему вниманию ряд рекомендаций, которые будут способствовать профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи. В обучении и воспитании дошкольников в любой форме (в семейном воспитании или детском учреждении) следует выбирать наиболее оптимальную модель коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства вербального и невербального общения.

Образец речи взрослого должен быть совершенным с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, уменьшения редукции гласных, четкости, напевности, звучности голоса, ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, потешках, присказках, стихотворениях классиков, русских народных сказках. Особенно это важно в период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением (например, покачивание ребенка), а также в гиперсензитивный период развития речи. Желательно использовать образцы речи актеров, чтецов, дикторов, сказительниц. Материалы для чтения, рассказывания и пересказа должны быть доступны по возрасту и уровню речевого развития и известны как классические произведения высочайшего художественного уровня (особенно поэтические тексты). Средства вербальной коммуникации, связанные с развитием темпо-ритмической организации речи, можно развивать и с помощью невербальных средств, в том числе игровой коммуникации с музыкой и движением, например, занятий по ритмике и танцам, пению. Пению должна отводиться особая роль в системах воспитания дошкольника, так как оно объединяет музыкальные и речевые средства выразительности, направленные на воспитание ритмического чувства.

mallishok.ru

Темпо-ритмическая сторона речи: понятие, основные особенности

Значение правильной устной речи в современной жизни является неоспоримым, поскольку доклады, лекции, беседы, выступления становятся повседневными явлениями. Устная речь всегда отличалась большим запасом средств, с помощью которых можно передать мысли и чувства: жесты, мимика, интонация, и т.д.

Роль интонации в речи является огромной. Интонация может усилить само значение слов и выразить иногда больше, чем слово.

Интонация рассматривается как основное фонетическое средство оформления высказывания в совокупности просодических компонентов, которые участвуют в организации и членении потока речи в соответствии со смыслом передаваемых сообщений. Из любого высказывания или его части (предложении) можно выделить такие компоненты:

Мелодика – относительные изменения высоты основного тона голоса (повышение или понижение);

Интенсивность–выражается в словесном и смысловом ударении;

Пауза – характеризуется перерывами в процессе речевого потока;

Тембр–определяется как индивидуальная, специфическая голосовая окраска.

Темп речи рассматривается как скорость протекания речи в определенный промежуток времени, речевое ускорение или замедление, которое обусловливает степень слуховой отчетливости и артикуляционной напряженности. Темп рассматривается в системе просодической стороны речи. Он разделяется на быстрый, скороговорный, когда слово выступает в измененной форме; медленный, когда речь становится тягучей, монотонной; прерывистый, когда в речи происходит деление на короткие и не обоснованные смысловые отрезки. Темп речи всегда оказывает непосредственное влияние на метричность организации речи – речевой ритм.

Ритм речи – это речевая упорядоченность, закономерность расчленения временных последовательностей на группу акцентов. Благоприятная скорость речевого ритма, по наблюдениям Жинкина Н.И. может составлять от 100 – 200 ударов метронома в минуту (1 слог – 200 мл/сек или 0,2 сек.).

Все эти компоненты рассматриваются через звуковую оболочку речи, ее звучание, материальность в воплощении содержания и смысла высказываний, они являются взаимосвязанными и реально существующими в единстве.

Темпо-ритмическое нарушение – это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями в плавности речи. Плавность речи связано в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация. Такие параметры являются так называемыми паралингвистическим средством вербальной коммуникации людей и имеют важное значение в психологии общения.

Основными проявлениями нарушений темпо-ритмической организации речи при заикании являются судорожные сокращения мышц в различных отделах речевого аппарата (голосовом, дыхательном, артикуляционном), что может привести к прерываниям в речевом потоке, в связи сданная речевая патология рассматривается как нарушение в общении. Для этого необходимо подробнее рассмотреть понятия темп и ритм.

Темп (от латинского «tempus» – «время»)

1) «степень скорости, быстроты движений, осуществления чего-либо;

2) в физических упражнениях определённая частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге».

Термин ритм (от греческого «rhythos», «rheo» – теку) явление многозначное и определяется как «воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов».

Ритм изучается в различных научных областях, так как является фундаментом в живых и неживых системах. Речевой ритм, как считает Н.И. Жинкин, представляет из себя чередования ударных и безударных слогов, а также занимает важное место в организации двигательно-моторных стереотипов речи. Организм каждого человека представляет совокупность огромного числа ритмических циклов (дыхания, ритмы сокращения сердца, работы мозга, синтеза белка и др.), которые работают согласованно между собой. Здоровье любого организма находится в значительных зависимостях от согласованности данной работы.

При возникновении заикания главную роль играет нарушение взаимоотношений нервных процессов (перенапряжения подвижности и силы) в коре головного мозга. Нервные срывы в деятельности коры больших полушарий могут быть обусловлены, с одной стороны, состояниями нервной системы, и готовностью к отклонению от нормы, а другой стороны, такой нервный срыв бывает обусловлен и неблагоприятным экзогенным фактором. Следствием нервного срыва может быть расстройство области высшей нервной деятельности – речи, это будет проявляться в нарушениях координации движений и речи с признаками судорожности и аритмии. Нарушения в корковой деятельности в таком случае будут являться первичными и приведут к нарушению индукционного отношения между корой и подкоркой, вместе с этим нарушатся те условно-рефлекторные механизмы, которые ответственные за регулировку деятельности подкорковых образований. При создавшихся условиях, когда нормальная регуляция коры становится нарушенной, имеет место отрицательный сдвиг в деятельности стриопаллидарной системы. Роль этой системы достаточно важна, т.к. в норме эта система считается ответственной за ритм дыхания, его темп и тонус артикуляторных мышц.

Другое по педагогике:

Социально-психологические аспекты компьютерных игр
В отечественной психологии отношение к развлекательным играм несколько пренебрежительное: « .в целом азартные развлекательные игры вредны, поскольку приводят к бездумно-расточительной трате времени» (В.В.Рубцов). Подробно анализируются возможности и требования к созданию развивающих обучающих прогр .

Роль авторитета учителя

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

www.listeducation.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

Аннотация: Основное содержание работы составляет выявление особенностей организации темпо-ритмической стороны устной речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Особое внимание уделено профилактики недостатков темпа и ритма.

Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, заикание, онтогенез, периферический аппарат, адаптация, самоконтроль.

Развитие речи неразрывно с развитием темпо-ритмической способности. Существует взаимосвязь между ритмической способностью и высшими функциями человека. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации деятельности и поведения ребенка (Е.М.Мастюкова) [1 c.85].

Психолого-педагогические исследования, связанные с изучением онтогенеза чувства ритма, показали положительную роль целенаправленных развивающих воздействий на овладение ритмической способностью нормально-развивавшимися детьми дошкольного возраста [ 1 c.135].

В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развивающую значимость приобретает развитие чувства темпо-ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство, прежде всего, связано с координацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое включает в себя сложный симптомо комплекс и в связи с этим характеризуется невысокой эффективностью лечения. Оно возникает в период синситивности (2-6 лет), затрудняет социальную адаптацию ребенка, ограничивает его коммуникативные навыки, а также искажает развитие личностных качеств.

Для речи детей с заиканием характерно недоразвитие темпо-ритмической стороны речи, при котором отмечаются характерные особенности в развитии выразительности речи, что выражается в изменениях интонации [2c.154]. Для подтверждений данной гипотезы используем методику Е.Ф.Архиповой [4 c.213-218].

Нами было проведено исследование с целью выявления степени сформированности темпо-ритмической организации речи детей при заикании.

В методике использованы пять диагностических параметра обследования:

1. Определение темпа и ритма речи ребенка. Параметр измерения – слог, характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени. Материал для исследования: простые предложения. Секундомер, диктофон.

2. Исследование восприятия ритма и темпа речи. Предварительно детям поясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Материал – картинки- символы.

3. Исследование воспроизведения отраженного ритма и темпа речи. Материал для исследования: предложения с разной ритмической и темповой организацией.

4. Самостоятельное управление ритмом и темпом речи. Детям необходимо производить по сигналу на материале знакомого произведения.

5. Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний.

Исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР – детский сад №77 г.Ставрополя. В эксперименте приняли участие трое детей старшей дошкольной группы — Денис.К., Лиза М., Ира.С.

Для интерпретации данных, которые получены в процессе исследования первого критерия (определение темпа и ритма речи), нами была использована следующая оценочная шкала:

§ низкая степень – очень медленный темп (1-2 слогов в секунду), очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду).

§ средняя степень – замедленный темп (2-3 слогов в секунду), убыстренный темп (7- 8 слогов в секунду);

§ высокая степень – темп норма (4-5 слогов в секунду).

Определение темпа и ритма речи у детей с заиканием позволило констатировать, что у Дениса К. и Иры С. очень быстрый темп, у Лизы М. мы отметили убыстренный.

Для изучения второго критерия диагностического комплекса (исследование восприятия ритма и темпа речи) была использована следующая оценочная шкала:

§ низкая степень – не соотнесение с картинками;

§ средняя степень – исправление ошибок после повторного произнесения;

§ высокая степень – верное выполнение задания.

Исследование восприятия темпа и ритма речи позволило отметить, что Денис К. и Лиза М. путаются и не соотносят свой собственный темп и ритм с картинками, а Ира С. после повторного произнесения предложения ошибки свои исправляет.

При изучении третьего критерия (исследование воспроизведения отраженного ритма и темпа речи) нами была использована шкала:

§ низкая степень – не изменяют темп, не управляют темпом;

§ средняя степень – незначительно изменяют темп, замедление или убыстрение темпа после нескольких попыток;

§ высокая степень – верное повторение.

Обследование воспроизведения отраженного темпа и ритма показало, Ира С. не может изменять темп, ребенок не управляет темпом. Денис К. и Лиза С. темп изменяют незначительно, убыстрение или замедление темпа происходит после нескольких попыток.

Для изучения четвертого критерия (самостоятельное управление ритмом и темпом речи), была использована следующая оценочная шкала:

§ низкая степень – не изменяют темп и ритм;

§ средняя степень – незначительно изменяют темп и ритм речи;

§ высокая степень – самостоятельно изменяют темп и ритм.

В результате диагностики мы отметили, что Денис К. не может изменять ритм, а Лиза М. и Ира С. изменяют темп и ритм речи незначительно.

При изучении пятого критерия (характер самоконтроля детей при воспроизведении речевых высказываний) нами была использована шкала:

§ низкая степень – не могут изменять ритм и темп речи;

§ средняя степень – стадия автоматизации навыков самоконтроля;

§ высокая степень – полностью сформированы навыки самоконтроля.

Дети могут заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.

Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний позволило отметить, что у всех детей средняя стадия автоматизации навыков самоконтроля. Дети могут заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.

Результаты методик позволяют констатировать необходимость проведения целенаправленной работы по формированию темпо-ритмической организации речи детей при заикании.

С целью профилактики недостатков темпо-ритмической организации речи у детей с заиканием следует придерживаться ряда рекомендаций.

При воспитании и обучении дошкольников как в семье, так и в дошкольном учреждении необходимо придерживаться наиболее оптимальной модели коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства невербального и вербального общения [3].

Речь взрослого должна быть образцом с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, четкости, напевности, звучности голоса, уменьшения редукции гласных ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, русских народных сказках, присказках, стихотворениях классиков. Это особенно важно в гиперсензитивный период развития речи, период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением. Рекомендуется при подборе материала для пересказа, чтения учитывать уровень речевого развития ребенка и возраст. Вербальная коммуникация, которая связана с развитием темпо-ритмической стороны речи можно развивать с помощью невербальных средств, а именно игровой деятельности, в сочетание с движением под музыку. В системе воспитания дошкольника особая роль должна отводиться урокам пения, цель которых воспитание ритмического чувства, при помощи объединения музыкальных и речевых средства выразительности [2 c.215].

Преодоление нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием возможно при помощи соблюдений требований к гармонизации речи и языковым средствам и путем комплексной логопедической работы на всех этапах формирования речи.

Список литературы

1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно- методическое пособие. – СПб., — 2005. – 144с.

2. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед.2005. №6.

3. К вопросу о психологическом здоровье личности Бакунова И.В., Байдикова К.В. В сборнике: Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности Сборник научных трудов. 2014. С.16-17.

4. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – 270с.

izron.ru

Заикание как темпо-ритмическое нарушение речи. Методики логопедической работы со школьниками;

Нарушение фонац-го оформления высказывания.

Клиническая классификация речевых расстройств.

Две классификации реч. наруш: клинико-пед. (Гриншпун, Ляпидевский, Правдина) и псих-пед. (Левина). В основе клинич. – изуч. этиологии (причин) и патологии (патологич. проявлений) речевой недостаточности.

Опирается на сотруднич-во с медициной; виды реч. наруш. не привязыв-ся к формам забол-й; ориентир-на на коррекцию дефектов речи.

Характерно выд-е след. данных проявл-я дефекта: какими факторами обусловлен дефект (социальн. – биологич.); на каком фоне разв-ся (органическом – функц-м); в каком звене речевой системы локализуется (центральном – периферическом); какова степень нарушения; время наступления дефекта.

Критерии, позвол-е выделить осн-е группы нарушений речи: 1.наруш-я формы речи (устная или письменная); 2.наруш-я вида речевой деят-ти, применительно к каждой из форм: для устной – нарушения говорения или слушания, для письменной — нарушения чтения или письма; 3.нарушения этапа (звена) порождения или восприятия речи.

Характерно выделение следующих данных проявления дефекта:

І Нарушения устной речи:

1.1.Наруш-я голосообразования. Дисфония (афония)– наруш. или отсутств. фонации вследствие патологич-х изм-й голосового аппарата.

1.2.Наруш. темпо-ритмич. организации высказывания. Бради-, тахилалия — патологически замедл. (ускоренный) темп речи. Заикание – наруш. темно-ритмич. организации речи, обусловл-е судорожным сост-м мышц речевою аппарата.

1.3.Наруш. звукопроизносит. организации. Дислалия – наруш. звукопроизнош. при нормальном слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. 1.4.Наруш. неск-х звеньев фонац-го оформления. Ринолалия — наруш. тембра голоса и звукопроизнош, обусловл-е анатомо-физиологич-ми дефектами речев. аппарата. Дизартрия– наруш. произносит. стороны речи, обусловл. недостат-й иннервац. мышц реч. аппарата.

2. Наруш. структурно-семантич. или внутр-го оформления высказ-я. Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органич-го поражения речевой зоны КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития при сохранном интеллекте. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением ГМ (речь распадается).

ІІ Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) — частичное или полное специфическое наруш. процесса чтения. Дисграфия (аграфия) — частичное или полное специфическое наруш. процесса письма.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Существуют различные точки зрения на механизм заикания: 1.сложное невротическое расстройство в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения коркового и подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). 2.сложное невротическое расстройство в результате зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. 3.сложное функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дезонтогенеза и дисгармоничного развития личности. 4.органическое изменение в ЦНС.

Причины заикания: 1. предрасполагающие («почва»); 2.производящие («толчок»).

Предрасполагающие причины: 1)невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС); 2)невротические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, раздражительность, эмоциональная напряженность); 3)конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость); 4)наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата; 5)поражения головного мозга (родовые травмы, асфиксия, инфекции, обменно-трофические нарушения).

Неблагоприятные условия при возникновении логоневроза: 1)физическая ослабленность ребенка; 2)возрастные особенности деятельности мозга (большие полушария и функциональная ассиметрия мозга оформляются только к 5 годам); 3)ускоренное развитие речи (бывают физиологические итерации – повторения слогов, слов); 4)скрытая психическая ущемленность; 5)недостаточность положительных эмоций; 6)недостаточность развития моторики, чувства ритма, артикуляции

Производящие причины: 1)анатомо-физиологические: энцефалолитические последствия заболеваний; травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение); истощение или переутомление нервной системы; инфекционные заболевания (корь, тиф, коклюш); детские болезни, истощающие нервную систему (рахит); болезни внутренней секреции, обмена веществ; несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР). 2)психические и социальные причины: психотравма (испуг, страх); неправильное воспитание в семье (длительная психотравма); хронические конфликтные переживания; длительные отрицательные эмоции; острое потрясение; чрезмерная радость; неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение); речевая и мыслительная перегрузка; полиглоссия; подражание заикающимся (пассивное и активное).

Симптоматика заикания. Классификация.

Заикание – наруш. темпа, ритма, плавности речи, вызыв-е судорогами в разл-х частях реч. аппарата. При заикании наблюдаем в его речи вынужд-е остановки или повт-я отд. зв. и слогов. Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Проявления заикания: 1.физиол. симптомы: реч. судороги; наруш. ЦНС; наруш. физич. здоровья, общей и реч. моторики. 2.психологич. симптомы: речевые запинки; фиксация на дефекте; логофобии; уловки; особ-ти личности.

Различают невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

Судороги (основной симптом) при заикании длятся от 0,2 до 12,6 сек. и различаются по форме: 1.ТОНИЧЕСКИЕ. Спазматические сокращения мышц (Т–ОПОЛЬ). 2.КЛОНИЧЕСКИЕ. Ритмически повторяющиеся судорожные движения мышц (ТО-ТО-ТОПОЛЬ). 3.СМЕШАННЫЕ. Клонические+тонические судороги: тоно-клоническое, клоно-тоническое.

По локализации: дыхательные; голосовые; артикуляционные; смешанные.

Дыхат. судороги (формы наруш. дых. при заикании): судорожный выдох (экспираторная форма наруш. дых); судорожный вдох (инсператорная форма наруш. дых); судорожный выдох и вдох (респираторная форма наруш. дых).

Голосов. судороги (ф-мы наруш. голоса при заикании): 1.смыкат. судорога– судорожно сомкн. складки не м. разомкнуться, внезапно прерыв-ся голос, блеющее произн.: А-А-АНЯ. 2.размык-я судорога–голос-я щель ост-ся открытой, безмолвие или шепот. 3.вокальная судорога–протягив-ся гласн. в словах.

Артикуляционные судороги: губные; язычные; мягкого неба на звуках К, Г, П, Б, Н, Т, Д, Р и других.

Наруш. моторики при заикании:судороги; тики; миоклонусы в мышцах лица и шеи; произв-е движ-уловки; общее моторное напр-е, сков-ть движ, растормож-ть, дискоординация или вялость; нек-е указывают на связь заикания с леворукостью и амбидекстрией.

Фиксированность на дефекте: нулевая степ. болезн. фиксац. – не испыт-т ущемления от заикания, не замечают его; умеренная степень болезненной фиксации– стесняются, переживают, мало общаются, прибегают к различным уловкам; выраж-я степ. болезн. фиксации – тягостное чувство неполноценности.

Уловки для маскировки заикания: движ. руками, ногами, корпусом, головой; покус. кончика языка, нижней губы, облиз. губ, причмок-е, беззвучное артикулир. звуков; эмболофразия – Э-Э-Э… И… НУ, ВОТ, ДА и другие незначащие слова.

Разл-т 3 степ. заикания: легкая – лишь в возбужд-м сост; средняя — в спок-й речи запинок мало, в эмоц. сит. — сильное; тяжелая – в течение всей речи.

Типы течения заикания: пост. тип; волнообразный – то усил., то затухает; рецидивирующий – то исчезает, то появл.

studopedia.su

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников

Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30

Статья просмотрена: 2245 раз

Библиографическое описание:

Южакова М. Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 346-349. — URL https://moluch.ru/archive/111/27695/ (дата обращения: 27.06.2018).

Основа всей жизни человека-ритм,

данный каждому его природой, дыханием

Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской речи показывает её большую значимость в психическом развитии ребёнка, поскольку развитие мышления, когнитивных функций и формирование личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования.

Коррекция нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические элементы речи и в частности темпо-ритмической стороны речи, содержат нарушения. Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

У детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание темпу и ритму.

Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводится в определенной последовательности.

На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования.

На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа:

  • «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов).
  • Прохлопать — протопать (повторить за педагогом).
  • Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).
  • Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
  • Послушай, как стучит «дятел», повтори так же.
  • «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз.
  • Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.
  • «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.
  • Протопать ножками под ритм стихотворения.
  • Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания:

    1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро).
    2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:
    3.  Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).

       Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно).

    4. Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.).
    5. Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.
    6. Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

    7. Повторение фраз за педагогом в заданном темпе.
    8. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
    9. Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен).
    10. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.
    11. Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:
      1. Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.).
      2. Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают ноги).

        Колесами стучу, стучу (Топают ногами).

        Колесами верчу, верчу (Дети выполняют вращательные движения руками).

        Садись, скорее, прокачу.

        Маме хочется поспать.

        Я на цыпочках хожу.

        Я ее не разбужу.

        Тук, тук, тук, тук.

        Моих пяток слышен стук.

        Мои пяточки идут,

        Меня к мамочке ведут.

      3. Проговаривание фраз под музыку, чтение стихов.
      4. Использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определенном темпе.
      5. Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.

      6. Филатова Ю. О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики [Текст] Ю. О. Филатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 1. — Т. 3. Педагогика. — С. 99–111.
      7. Филатова Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю. О. Филатова. — М.: МПГУ, 2012. — 218 с.
      8. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика: диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием: метод. рекомендации / Н. А. Рычкова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 32 с.
      9. Овчинникова Т. С. Музыка. Движение. Воспитание Т. С. Овчинникова, А. А. Симкина. — СПб.: КАРО, 2011. — 88 с.

      moluch.ru