Теории возникновения неврозов

Различия психологов в лечении неврозов, спор в стенах Цель ам Зее

Адлер для объяснения невроза не использует подсознание

Спортивный отдых на горнолыжном курорте Цель ам Зее способствует укреплению социально-психологического статуса человека.

В связи с этим можно вспомнить теорию Альфреда Адлера о возникновении неврозов, их предупреждении и при необходимости лечении.

По его теории, возникновение неврозов возможно при конфликте желания наслаждения и необходимости адаптации к жизненным реалиям.

Для получения наслаждения человек противопоставляет реальной данности любые болезни или расстройства организма.

Адлер, в отличие от Фрейда, описывает своих больных как бескомпромиссных, не желающих идти на уступки. Фрейд же считает, что невротики могут занимать полукомпромиссные позиции по отношению к реальности.

Адлер не признает подсознания и считает, что невроз обусловлен состоянием всего психофизиологического аппарата человека. Тем не менее, он не настаивает на том, что больной полностью осознает болезненные отклонения в психологическом статусе.

Конечно, здоровый человек не может себя вести так, как больной, и не стоит это принимать за притворство или нарочитость. В данном случае имеет место ограниченность психики на эмоциональном уровне и ее односторонняя направленность.

Эта ограниченность проявляется не отдельными фрагментами, как считает Фрейд, а во всей личности в целом.

Различная оценка психологических методов лечения неврозов

Адлер, в отличие от Фрейда, применял специализированные методы влияния на пораженные участки подсознания. Он не расшифровывал причины невроза.

Адлер не обращал внимания на сопротивление больного, которое он проявлял, как только доктор пытался повлиять на пораженные участки подсознания.

Все эти методики лечения характерны для работы Фрейда.

Адлер же, не анализируя некоторые события прошлой жизни пациента, сразу считал, что причина болезни ясна и заключается в борьбе за власть.

Поэтому основной метод лечения – укрощение болезненных амбиций и определение реального социального статуса.

Если купить дешевые авиабилеты в Вену, то можно увидеть в кафе столик, за которым работал Фрейд.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы — воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.
Отзывы наших клиентов приведены здесь

  • заказать акционные туры в Вену и Македонию, арендовать авто заранее;
  • оформить дешево europcar в Монако, специальная цена на авиабилет;
  • приобрести дешевый перелет Москва — Испания и Париж;
  • московские эксклюзивные туроператоры по Австрии и Польшу, как оформить скидку?

mosintour.ru

Патологическая физиология

Общая патофизиология

Частная патофизиология

Вход в систему

Поделиться

Этиология неврозов

Рассматривая причины возникновения неврозов, нужно прежде всего указать, что это заболевание по своей природе полиэтиологично. Чисто схематически можно представить несколько основных главных причин (факторов) их развития.

К биологическим причинам, способствующим возникновению неврозов, прежде всего нужно отнести генетическую предрасположенность к этим заболеваниям. Так, по данным Н. М. Асатиани, из 100 пациентов, больных неврозом навязчивых состояний, 21 человек имел родителей, которые или в той или иной степени были носителями определенных психопатических черт характера, чаще всего определяющих возникновение такого невроза, или были больны им. Наиболее достоверные данные по генетике неврозов дает «близнецовый метод». В частности, установлена статистически достоверная конкордантность по некоторым видам неврозов для монозиготных близнецов, у которых она составляет 45%, а у дизиготных — 23%. Конечно, вряд ли можно представить себе существование специального «гена невроза». Но то, что близкие родственники и, тем более, близнецы, могут характеризоваться сходными типами высшей нервной деятельности и других нейрофизиологических и психофизиологических признаков, несомненно.

Среди прочих биологических причин, которые могут обуславливать возникновение неврозов, следует отметить особенности конституции (считается, что неврозы преимущественно возникают у гиперстеников и астеников, а не у людей нормостенического склада), пола (больше страдают женщины) и возраста (у детей и стариков неврозы возникают чаще и могут быть вызваны факторами, практически не влияющими на людей средних лет).

Многие исследователи отмечают, что характер и психофизиологические свойства личности могут при неблагоприятных условиях служить основой для возникновения неврозов. Так для заболевших неврастенией до заболевания характерны: повышенная ответственность и добросовестность в сочетании с большой ранимостью к критике со стороны окружающих (членов семьи, коллег по работе). В анамнезе больных истерией часто отмечается чувство завышенной самооценки, эгоистичность, эгоцентричность, высокая степень внушаемости и самовнушаемости. Для лиц, больных неврозом навязчивых состояний, характерна неуверенность в своих силах и отсутствие в характере таких черт, как активность и целенаправленность, в сочетании с большой мнительностью и впечатлительностью.

Определенное значение для заболевания неврозами играет психическая травма, перенесенная в детстве (потери близких людей, разлад в семье, школьные психологические травмы).

Особое место в формировании и развитии неврозов занимают всевозможные йатрогении, в которых, как правило, сочетаются два фактора — неправильное поведение врача, высказывающего в присутствии пациента излишние откровенные, а иногда и неправильно понимаемые последним сведения о симптоматике заболевания или диагнозе, а также особенности личности больного (мнительность, повышенная внушаемость, ипохондричность и др.). Йатрогения достаточно редко бывает основной причиной невроза, значительно чаще выступая как некий провоцирующий фактор, доводящий личность до критической черты, — заболевания неврозом на фоне приобретенных ранее, других этиологических предпосылок.

В формировании неврозов важную роль играют социально-психологические факторы. Выше уже было сказано, что многие неврозы, а точнее — предпосылки к их возникновению, закладываются в детском возрасте и связаны с особенностями воспитания ребенка. Обстановка чрезмерной изнеженности, заласканности, потакание любым желаниям ребенка, искусственное поддерживание его явных или несуществующих достоинств могут стать одной из предпосылок невроза в дальнейшем, когда к взрослому индивидууму будут предъявлены требования, соответствующие его реальным способностям и возможностям. С другой стороны — грубое, деспотическое воспитание, сочетаемое с родительским «отвержением» ребенка при наследованном слабом типе ВНД, может стать основой для возникновения такого невроза как истерия. Сказанное находится в полном согласии с учением о психоанализе. З. Фрейд и его последователи совершенно справедливо указывали на то, что именно в детском возрасте, в особенностях семейного и, в том числе сексуального воспитания, могут формироваться определенные предпосылки, которые в дальнейшем под влиянием реальных жизненных обстоятельств становятся причинами возникновения неврозов.

Согласно учению Фрейда у ребенка в первые 3-5 лет жизни появляются влечения и желания сексуальной направленности, которые не кажутся и не могут казаться ему запретными. В процессе воспитания ребенок узнает о «запретности» своих желаний, и они подавляются. Это подавление детских желаний и стремлений (прежде всего, в сексуальной области) З. Фрейд называл «цензурой», а сам процесс подавления — «вытеснением». Переживания, вытесненные в подсознание, амнезируются и становятся «комплексами». В дальнейшем, при стечении ряда неблагоприятных для личности обстоятельств (прежде всего — социально-психологического плана), амнезированные «комплексы» могут стать основой формирования того или иного вида невроза.

Конечно, можно и должно относится с известной критикой к ограниченности сексуальной теории происхождения неврозов по Фрейду, однако, бесспорно, что наследуемый тип высшей нервной деятельности и психофизиологические особенности личности формируются и «шлифуются» именно в детском возрасте, когда, в случае необходимости, своевременное наблюдение ребенка психоневрологом может предупредить развитие невроза у взрослого человека.

Конфликт человека с социальной средой. конечно, не ограничивается только детским возрастом. Образование, профессия, трудовая деятельность, осознание человеком своего места в коллективе и обществе — это огромное поле для возможных конфликтных ситуаций и, как следствие, — для возникновения невротических состояний и неврозов. Способность человека противостоять невротизирующим влияниям без серьезных потерь для его психики, выходить из стрессовых и психотравмирующих ситуаций, базируется как на биологических особенностях (наследственность, конституция), так и на свойствах личности, приобретенных в процессе воспитания. Касаясь конкретных механизмов патогенеза неврозов, следует указать, что конфликтные ситуации, психические травмы могут приводить к столкновению процессов возбуждения и торможения и при определенных ситуациях вызывать развитие невроза. Естественно, сама по себе травмирующая ситуация далеко не всегда вызывает заболевание. Очень много здесь зависит как от самого характера психической травмы, так и от психофизиологических свойств личности, то есть в конечном итоге от типа высшей нервной деятельности конкретного человека. У человека с сильным уравновешенным подвижным типом ВНД даже весьма серьезное потрясение может не вызвать возникновения невроза. Личность со слабым типом ВНД, наоборот, наиболее подвержена развитию невротических состояний.

В развитии неврозов значительную роль играет переутомление, то есть перенапряжение возбудительного и тормозного процессов. Интенсивная интеллектуальная работа, отсутствие отдыха, то есть значительное возбуждение нервных клеток, могут привести в конечном итоге к их истощению и развитию запредельного торможения в коре головного мозга, что проявляется быстрой утомляемостью, потерей работоспособности, повышенной раздражительностью и т. д. Перенапряжение тормозного процесса может вызвать развитие бессонницы. Человек много работает, заставляет себя не спать, перенапрягает тем самым тормозной процесс, и наступает момент, когда обычное физиологическое торможение не сможет нормально развиваться. Больной уже не в состоянии заснуть. Недаром бессонница называется «расплатой за недосыпание». При слабости процесса внутреннего торможения его перенапряжение может привести к развитию глубокого невроза, причем эта невротизация иногда приобретает причудливые формы. В этом отношении примечательна случившаяся в начале двадцатого века история с больным Качалкиным, который в возрасте сорока лет начал проявлять повышенную раздражительность, сопровождавшуюся бурными эмоциональными всплесками, что сменилось затем глубокой заторможенностью. При этом сон больного стал очень крепким, он с трудом просыпался по утрам. Однажды он не проснулся и никакие попытки родных разбудить его не увенчались успехом. Больной был помещен в клинику, где он проспал около двадцати лет (с 1902 по 1922 гг.). Жизнь его поддерживалась кормлением через зонд и тщательным медицинским уходом. В конце этого срока врачи стали замечать, что в предутренние часы, когда засыпали самые беспокойные больные, и в палате устанавливалась абсолютная тишина, Качалкин начинал проявлять двигательное беспокойство, а затем стал на короткое время просыпаться. Однако при попытке врачей с ним заговорить он тут же засыпал снова. Постепенно эти периоды бодрствования становились все более длительными, и, наконец, больной полностью пришел в себя. Качалкин рассказал врачам, что все эти двадцать лет он слышал и ощущал все происходящее вокруг, однако, испытывал такую глубокую мышечную слабость, что никак не мог отреагировать на обстановку. Иногда ему было даже трудно дышать. И. П. Павлов, проанализировав этот случай, характеризовал его как своеобразный невроз. У больного был слабый тип ВНД, и длительное хроническое перенапряжение прежде всего тормозного процесса привело к развитию глубочайшего, запредельного торможения, которое наиболее тяжело поразило двигательный анализатор. Что касается его пробуждения через двадцать лет, то в данном случае «на помощь» больному пришла старость, которая характеризуется прежде всего ослаблением тормозных процессов. Произошла естественная ликвидация проявлений невроза.

В ряде случаев к развитию серьезных расстройств высшей нервной деятельности, то есть к нарушению функций коры головного мозга, может вести нарушение функции подкорковых образований. Примером указанной ситуации является такой невроз как истерия. У потенциальных истериков отмечается слабость корковых процессов. Раздражитель чуть сильнее нормального вызывает развитие в клетках коры глубокого торможения, которое распространяется по всей коре и по закону отрицательной индукции вызывает в подкорковых образованиях состояние возбуждения. Это вначале проявляется у больных повышенной эмотивностью, которую И. П. Павлов считал первым признаком истерии. Поскольку для возбуждения ЦНС характерны явления суммации, эмотивность может носить характер взрывных аффектов. Возбуждение подкорковых образований в свою очередь, оказывает влияние на кору головного мозга и извращает ее реакции на психогенные воздействия. Кора становится чрезвычайно чувствительной к сверхслабым раздражителям. Отсюда второй ведущий симптом истерииогромная внушаемость истерических больных.

www.4astniydom.ru

Невротические расстройства: определение и теории неврозогенеза

Введение

Дефиниции невротических расстройств. Невроз и невротик

Теории и концепции неврозогенеза

Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов З. Фрейда

Теория «невротического превосходства» А. Адлера

Теория «автономного комплекса» К. Юнга

Теория «невротических наклонностей» К. Хорни

Ноогенная теория неврозов В. Франкла

Психическая травматизация, личностно-характерологический преморбид и неврозогенез

Глава 1 книги Менделевич В.Д., Соловьева С. Л. «Неврозология и психосоматическая медицина». — М.: МЕДпресс-информ, 2002 г.

Дефиниции невротических расстройств. Невроз и невротик

Определение невротических расстройств традиционно строится на двух принципах: позитивной или негативной диагностике. В рамках первой распознавание невротических расстройств базируется на выявлении специфичных клинических проявлений (симптомов и синдромов) и психогенном механизме формирования. По мнению В. Н. Мясищева, к основополагающим диагностическим критериям неврозов следует относить: 1) зависимость возникновения и течения (динамики) невроза с психогенной ситуацией; 2) связь психогении с личностью больного, с неспособностью пациента в конкретных условиях разрешить конфликтную ситуацию; 3) содержательную связь между характером психотравмы и клиническими проявлениями невроза и патологической фиксацией на фрустрации и переживаниях, связанных с ней. В рамках второй диагностической парадигмы упор делается на факте отсутствия в клинической картине психических нарушений иного уровня, чаще всего указывается на значимость непсихотического уровня реагирования, а также исключения неврозоподобных или псевдоневротических расстройств органического, соматического или шизофренического генеза.

Вследствие этого невроз определяется как психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Карвасарский Б.Д., 1990; Свядощ A.M., 1997 и др.).

Проблематичность использования приведенной выше традиционной дефиниции невротических расстройств заключается, в первую очередь, в том, что не дается четкое и однозначное определение понятия «расстройство», что затрудняет дифференциацию невротических симптомов от психологических феноменов (переживаний), которые также связаны со стрессом, т.е. являются конфликтогенными, также затрагивают особо значимые стороны отношений человека с миром и не включают психотических нарушений. К тому же указание на «специфические клинические феномены» должно содержать четкое описание этой специфики — выделения исключительно невротических симптомокомплексов. В соответствии с МКБ-10 понятие «расстройства» включает в себя «клинически определенную группу симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию». При этом делается не вполне понятное и аргументированное уточнение о том, что «изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств». Таким образом, диагностика невротических расстройств фактически становится заложницей понятий «страдание», «дезадаптация» и «личностная дисфункция».

Уточняющее и углубляющее определение дается А. М. Вейном (1982), который, наряду со значимостью для диагностики неврозов психогенного фактора, личностных особенностей, недостаточности психологической защиты и формированием невротического конфликта, выделил те самые специфические клинические проявления, отнеся к ним не только нарушения в эмоциональной, но и в вегетативной и соматической сферах. Данный подход создает базу для дифференциации невротических расстройств со сходными психологическими феноменами (переживаниями), так как фактически переводит проблему психологическую в психовегетативную и психосоматическую, демонстрируя медицинскую составляющую данного вида патологии.

Можно согласиться с тем, что для диагностики невротических расстройств недостаточно наличия лишь психопатологических непсихотических симптомов и синдромов, также как и дезадаптации, внутри- и межличностного конфликтов. Для того чтобы говорить о невротических расстройствах (и даже заболевании), обязательным, с нашей точки зрения, должна быть соматическая (вегетативная) составляющая этих нарушений, демонстрирующая переход с психологического уровня реагирования, располагающегося в границах нормативного психического поведения, на более глубокий — психосоматический.

Еще одним подходом в разграничении невротических расстройств и психологических переживаний в рамках нормы считается выбор параметра осознанности психической травматизации. По мнению К. Юнга, «лица, имеющие проблемы, очень часто бывают невротиками, но было бы серьезным недоразумением смешивать наличие проблематики с неврозом, ибо между ними имеется существенное различие: невротик болен потому, что не осознает своей проблематичности, а человек, имеющий осознанную проблему, страдает от нее, не становясь больным». Предложенный подход располагается в русле психоаналитических воззрений и, к сожалению, не до конца способен на практике разрешить диагностическую загадку. Тем более что сам К. Юнг справедливо указывал на то, что «неудовлетворительную теорию можно терпеть, в общем-то, достаточно долго, но это не относится к неудовлетворительным терапевтическим методам».

Значимой для диагностики и дифференциальной диагностики невротических расстройств считается проблема взаимосвязи, взаимозависимости или альтернативности невроза и невротического характера (стиля поведения, психопатии в старом понимании). Большинство исследователей разделяют точку зрения о том, что «любой невроз — характерологичен» (Shapiro D., 1989), что «действительный источник этих психических расстройств лежит в нарушениях в области характера, что эти симптомы являются манифестным результатом конфликтующих характерологических черт и что без раскрытия и выявления структуры невротического характера невозможно вылечить невроз» (Хорни К., 1996). Можно согласиться с К. Наранхо (1998) в том, что «полномасштабная теория характера включает и теорию невроза». Однако представленная позиция не является единственной и общепризнанной. Для отечественной психиатрии принципиальным считалось разделение неврозов и психопатий (расстройств личности). Б. Д. Карвасарский (1980), рассматривая взаимоотношения особенностей характера (в норме и при патологических формах) и неврозов, пишет: «Если в прошлом весьма распространенной была точка зрения, что «поставщиками» неврозов, как правило, являются психопаты, а основные формы неврозов представляют собой декомпенсации соответствующих им типов психопатий (истерия — истероидная психопатия, неврастения — астеническая психопатия, невроз навязчивых состояний — психопатия психастенического круга), то в настоящее время в отечественной психиатрии прочно утвердилось представление, что неврозы могут возникать у лиц, и не страдающих психопатиями, а также без сколько-нибудь выраженных психопатических черт характера. Если идти по пути сближения психогенных декомпенсаций психопатий с неврозами в узком смысле слова (Фелинская Н.И., 1976 и др.), то, естественно, в случаях психопатий невроз выступает как рецидивирующее заболевание, так как психогенные срывы могут возникать в обычных жизненных условиях, становясь как бы предпочтительным типом реагирования. У человека же без психопатических особенностей невроз может быть и единственным эпизодом в жизни, возникающим, однако, под влиянием действительно патогенной психотравмирующей ситуации.

С представленной точкой зрения согласны далеко не все исследователи. В частности Ю.А.Александровский (1987) считает, что существующее в настоящее время разделение неврозов и психопатий на основании характерных для первых из них «психогенности» и «функциональности», а для вторых — «биологичности» и «органичности» носит сугубо относительный характер. Такое разделение имеет значение для описания клинических форм и вариантов пограничных состояний, определения их прогноза, но, по мнению Ю.А.Александровского, не является принципиальным для понимания различий в определяющих их патофизиологических механизмах. Эти механизмы являются скорее общими, а не различными и при неврозах, и при психопатиях. Клинические картины, характерные для «истинных неврозов», могут быть обозначены как «невротические синдромы» безотносительно к основному этиопатогенезу заболевания в целом. Чтобы они реализовались, требуется сочетание врожденно-конституциональных, соматогенно-органических и личностно-ситуационных факторов в их различной комбинации.

Если в вопросе о значимости патологической характерологической «почвы» на неврозогенез существуют различные точки зрения, то о важной роли акцентуаций характера пишет подавляющее большинство авторов. По мнению А. Е. Личко (1985), наличие акцентуаций характера в условиях психотравматизации может стать благоприятной почвой для возникновения неврозов и невротических развитий. К тому же отдельным типам акцентуации характера свойственны определенные формы невротических расстройств. Астеноневротический и лабильный типы акцентуаций предрасполагают в соответствующих условиях к возникновению неврастении; сенситивный, психастенический и, реже, астеноневротический служат благоприятной почвой для развития обсессивно-фобического невроза. Истерический невроз возникает на фоне истероидной или, реже, при некоторых смешанных с истероидным типах — лабильно-истероидном, истероидно-эпилептоидном, реже, — шизоидно-истероидном. Подчеркивая значение выделения понятия «акцентуация характера» для клиники неврозов, автор справедливо отмечает, что от типа акцентуации зависят не только особенности клинической картины невроза, но и избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, поскольку очевидно, что невротическая декомпенсация может быть облегчена психотравматизацией, предъявляющей чрезмерные требования к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации.

Наиболее ярко и образно идею связи невротической диспозиции и невротических расстройств выразил А. Адлер: «То, что называют предрасположенностью к неврозу, уже есть невроз, и только в актуальных случаях, когда внутренняя необходимость вынуждает прибегнуть к усиленным уловкам, как доказательство болезни возникают более выраженные соответствующие невротические симптомы. Они могут быть скрыты пока пациент находится в благоприятной ситуации, пока не встает вопрос о правильности его развития, о его чувстве общности. Это доказательство болезни и все соответствующие аранжировки необходимы прежде всего для того, чтобы, во-первых, служить оправданием, если жизнь отказывает в желанном триумфе; во-вторых, чтобы тем самым получить возможность уклониться от решения; в-третьих, чтобы иметь возможность выставить в ярком свете какие-нибудь достигнутые цели, поскольку они были достигнуты несмотря на недуг».

Таким образом, связь невротических расстройств и т.н. невротического характера, несомненно, существует. Однако следует отметить, что готовность к формированию невротических расстройств не исчерпывается структурой или выраженностью характерологических черт. Можно утверждать (и это будет показано ниже), что для неврозогенеза необходимым условием является наличие специфических черт т.н. потенциального невротика, а для противостояния становлению невротического конфликта и расстройств — типичных признаков «неврозоустойчивой личности». К невротическим расстройствам, с нашей точки зрения, следует причислять психопатологические симптомы и синдромы непсихотического уровня, сочетающиеся с вегетативной дисфункцией, возникающие вследствие воздействия на личность актуальной психической травмы и несовершенства механизмов антиципации и психологической компенсации. Отличие невротических расстройств от психосоматических заключается как в представленности в клинической картине психопатологических или соматических симптомов, так и в специфичности внутриличностных конфликтов.

www.psychol-ok.ru

Теория невроза по З. Фрейду

История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории. Типы неврозов в классическом психоанализе. Учение Фрейда о причинах и методах их лечения. Пути образования симптомов, их смысл и типы. Психотерапевтические подходы к неврозу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Концепция невроза в классическом психоанализе З.Фрейда

1. История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории

2. Пути образования симптомов невроза, их смысл

3. Типы неврозов в классическом психоанализе

4. Психотерапевтические подходы к неврозу в рамках психоанализа

Список использованной литературы

Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В.Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз — это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности. В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в ортодоксальном психоанализе — как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги. В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства. В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения. Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения — это проявление заторможенного процесса самореализации. Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний. Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт. Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием.

1. История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории

После 1881г. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естественнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что «телесным органом» ментальной жизни является мозг и нервная система.

Наука о человеческой психике стояла на пороге великих открытий. Но Фрейд не мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1833 г., когда он начал изучать действие кокаина на себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста.

В 1879 г. был создан первый в мире Институт психологии. Фрейд занялся научной работой и искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии, Фрейд получил возможность ехать на стажировку в Париж во всемирно известную клинику «Сальпетриер». В ту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-1893), по мнению которого причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии. Эта мысль глубоко запала в сознание Фрейда. Через несколько лет, продолжая без особого успеха испытывать различные фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных, Фрейд натолкнулся на книгу, ученика Шарко — доктора И. Бернгейма (1837-1919) «Внушение и его применение в качестве терапии», в которой описывались результаты лечения невротиков методом гипнотического внушения.

В 1889 г. Фрейд едет в Нанси. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждении раскрыть стоявший в углу зонтик, что она и сделала. На вопрос экспериментатора, зачем она раскрывает в помещении зонт, она сказала, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт гипнотического внушения полностью выпал из ее памяти, и лишь путем настойчивых расспросов экспериментатору удалось заставить женщину вспомнить истинную причину своего поступка. Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы, что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Фрейд вернулся в Вену окрыленным.

Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий эффект и лишь затрудняет понимание природы нервно-психических заболеваний.

На основе другого случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания (с болезнью и смертью отца), болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подавленного импульса и что им открыт новый метод лечения истерии (катарсический). Фрейд делает вывод о «энергетической теории», по которой организм располагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический симптом. Эта работа подводила итог многолетним исканиям Фрейда. В этой работе был высказан ряд соображений (о необходимости различия сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда. В процессе изучения Фрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного.

Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозов, он обратил внимание на патогенные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты были восприняты Фрейдом как первое и главное свидетельство существования бессознательного. Поскольку же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больного нечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и нравственных норм неприемлемое, Фрейд предположил, что бессознательный характер этих активно конфликтующих психических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название «вытеснение». По мере развития психоанализа, представления Фрейда о бессознательном уточнялись и усложнялись. Фрейд начинает строить свою науку о бессознательной психической деятельности. Согласно которой, невроз является защитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания. Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипнозов и замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение учения о бессознательном.

По мере того, как психоанализ из метода объяснения и лечения неврозов превращался в науку о бессознательных психических процессах, в нем все большее место стали занимать проблемы личности. Фрейд исследовал всю гамму «наклонностей, увлечений, мотивов и намерений индивида».

2. Пути образования симптомов невроза, их смысл

По Фрейду, симптомы психических заболеваний представляют собой вредные для всей жизни или, по крайней мере бесполезные акты, на которые лицо часто жалуется как на вынужденные и связанные для него с неприятностями или страданиями. Их главный вред заключается в душевных затратах, которых стоят они сами, а в дальнейшем в затратах, необходимых для их преодоления. При интенсивном образовании симптомов оба вида этих затрат могут привести к чрезвычайному обеднению личности в отношении находящейся в ее распоряжении жизненной энергии

Невротический симптом, по мнению сторонников психоанализа, является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо. Обе разошедшиеся было силы снова встречаются в симптоме, как будто примиряются благодаря компромиссу — образованию симптомов. Поэтому симптом так устойчив — он поддерживается с двух сторон. Известно, что одной из сторон конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо, вынужденное искать других путей для своего удовлетворения

На вопрос о том, откуда берется симптом, отвечают впечатления, которые приходят извне, были когда-то в силу необходимости сознательными и с тех пор благодаря забыванию могут стать бессознательными. Цель симптома, его смысл, тенденция — это каждый раз эндопсихический процесс, который, возможно, сначала был сознаваем, но не менее вероятно, что он никогда не был в сознании и навсегда остался в бессознательном

Невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения, имеют свой смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются.

Известно, что Я проявляет некоторую заинтересованность в возникновении и последующем существовании невроза. Симптом поддерживается Я, потому что у него есть такая сторона, благодаря которой он дает удовлетворение вытесняющей тенденции Я. Кроме того, разрешение конфликта путем образования симптома является самым удобным и желательным выходом из положения. Бывают случаи, когда даже врач должен признать, что разрешение конфликта в форме невроза представляет собой самое безобидное и социально допустимое решение. Если можно сказать что у невротика каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь, то следует признать, что это бегство вполне оправдано, и врач, понявший это положение вещей, отойдет в сторону, щадя больного.

3. Типы неврозов в классическом психоанализе

Классический психоанализ включает теория психологического происхождения неврозов. В классической теории различают следующие типы неврозов.

1. Психоневроз — который обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним только в терминах личности и истории жизни. Существуют три типа психоневрозов: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

2. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению, как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения. Существуют различия в симптомах актуальных неврозов и психоневрозов: в обоих случаях симптомы происходят из либидо, но симптомы актуальных неврозов — давление в голове, ощущение боли, раздражение в каком-либо органе представляют собой исключительно соматические процессы, в возикновении которых совершенно не участвуют все сложные душевные механизмы.

3. Нарциссический невроз, при котором человек не способен к образованию переноса.

4. Невроз характера — в этом случае симптомы являются чертами характера.

5. Травматический невроз — который вызывается потрясением. Фрейд отмечал, что при травматических неврозах, особенно тех, которые вызваны ужасами войны, для нас несомненен эгоистический мотив Я, стремящийся к защите и выгоде, который в одиночку еще не создает болезнь, но санкционирует ее и поддерживает, если она уже началась.

6. При неврозе переноса, который вызывается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психоаналитику.

По словам З.Фрейда названия указанных неврозов все употребляются, однако, их содержание неопределенно и неустойчиво. Названные формы невроза иногда встречаются в чистом виде, но чаще смешиваются друг с другом и с психоневротическим заболеванием.

И в причине и в механизме всех возможных форм неврозов всегда действуют одни и те же факторы, только в одном случае главное значение в образовании симптомов приобретает один из этих факторов, в другом — другой. Так, фантазии, превращающиеся в симптомы, нигде не проявляются более явно, чем при истерии; противоположные или реактивные образования Я господствуют в картине невроза навязчивых состояний.

4. Психотерапевтические подходы к неврозу в рамках психоанализа

Если в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз (личностное расстройство) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на достижение осознания этого конфликта и собственного бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод. Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Сама психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности.

В процессе психотерапии психолог, работающий в рамках психодинамической теории использует следующие приемы:

1. Анализ символов повседневности, например, направленная ассоциация клиента на заданное слово;

2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые раскрывают подсознательные чувства клиента;

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций;

4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения;

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу.

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения.

В результате работы можно придти к следующим выводам:

· Психоаналитик утверждает, что психоневрозы обусловлены невротическим конфликтом между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, предотвращающего непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является невротическим только в том случае, если одна сторона бессознательна и/или если он разрешается путем применения механизмов защиты, отличных от сублимации.

· Психоанализ рассматривает симптом как проявление компромисса между подавляемым желанием и требованием подавляющего фактора.

· Возникновение симптома обуславливается символизацией, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения».

· Сложную роль в невротическом конфликте играет Супер-Эго. Именно Супер-Эго заставляет чувствовать себя виноватым даже за символическую или искаженную разрядку, которая проявляется как симптомы психоневроза. Сознательно она ощущается весьма болезненно. Таким образом, все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.

2. Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов / А.В.Морозов. — М.: Академический проект.; 2003. — 288 с.

3. Романин А.Н. Основы психоанализа / Учебник. — Ростов — н./Д.: Феникс, — 2003. — 320 с.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. /Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.

5. Фрейд З. О психоанализе. Лекции / З.Фрейд. — Мн.: Харвест, — 2005. — 416 с.

Подобные документы

Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.

курсовая работа [75,8 K], добавлен 13.03.2015

Психологические теории неврозов и школы, занимающиеся коррекцией невроза. Понятие, типы, механизмы формирования и уровни неврозов по Перлзу. Элементы гештальт-терапии, применяемые при лечении неврозов. Принцип саморегуляции функционирования организма.

реферат [24,6 K], добавлен 18.01.2010

Невроз как невротический конфликт между частями психики, который ведет к фрустрации разрядки инстинктивных побуждений. Этиология невроза и его ядро. Невротический симптом как результат разрешения конфликта. Факторы, влияющие на формирование неврозов.

курсовая работа [144,5 K], добавлен 18.03.2011

Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. «Новые пути в психоанализе» — системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

курсовая работа [81,0 K], добавлен 23.04.2012

Понятие неврозов, их сущность, основные формы, течение и причины возникновения. Роль дефектов воспитания в неправильном формировании личности. Характеристика неврастении, невроза навязчивых состояний и истерических неврозов, их прогнозирование и лечение.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 16.02.2010

Понятие и сущность сознания, предсознания и бессознательного. Структура личности согласно психодинамической теории З. Фрейда. Общая характеристика Ид, Эго и Суперэго, анализ взаимоотношений между ними. Описание психосексуальных стадий развития человека.

реферат [36,7 K], добавлен 05.12.2010

Анализ теории З. Фрейда — австрийского врача и психолога, основателя метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в. Сущность жизни и смерти. Неофрейдизм и «культурный» психоанализ.

реферат [116,6 K], добавлен 14.12.2011

Понятие смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждений человека по Фрейду. Концепции Фрейда о «трансфере» и «Эдиповом комплексе», их место в его теории личности. Метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Отношение Фрейда к символике.

реферат [29,1 K], добавлен 18.01.2011

Общая характеристика и причины невроза как функционального расстройства нервной системы. Внешние проявления у детей, больных истерическим неврозом. Семь черт неправильного воспитания по А.И. Захарову. Единые необходимые условия профилактики неврозов.

презентация [1,6 M], добавлен 01.06.2015

Неврозы как психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности. Основные факторы, влияющие на этиологию неврозов. Виды неврозов у дошкольников и младших школьников: страх, навязчивое состояние, депрессия, истерия.

курсовая работа [241,1 K], добавлен 17.12.2011

otherreferats.allbest.ru