Теория невроза адлера

Комплекс неполноценности
и стремление к превосходству

Альфред Адлер и его индивидуальная психология: краткий обзор, основные принципы, методы и понятия, исторический момент возникновения.

Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, психиатр, основатель индивидуальной психологии. Наиболее полно свою концепцию он изложил в своей работе «Наука жить» (1929).

Адлер не был учеником Фрейда, хотя психоанализ и сама личность Зигмунда Фрейда оказали своё влияние на него и его теорию (в 1910 году он даже возглавлял Венское психоаналитическое общество). «Употребление терминов «сознательное» и «бессознательное» для определения отличительных факторов является неверным с точки зрения практики индивидуальной психологии. Сознательное и бессознательное движутся вместе в одном и том же направлении и не противоречат друг другу, – вопреки распространенному мнению» (2, гл. 2).

Альфред Адлер является одним из первых психологов, которые ставили на первый план психологии социальный фактор, и в этом его главная заслуга. «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума, включенного в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него», – писал Адлер (3, гл. 5).

Альфред Адлер. Автор фото Johan Hagemeyer. Источник: The Metropolitan Museum of Art.

Цель индивидуальной психологии – социальная адаптация человека (1, гл. 9).
Главную роль в формировании и развитии личности играют не бессознательные мотивы, а социальный фактор, без учёта которого нельзя подходить к вопросу исследования характера и поведения.

Адлер впервые ввёл термин – комплекс неполноценности. Он считал, что большинство детей ощущают собственную неполноценность по отношению к взрослым, что и является причиной возникновения комплекса неполноценности. Этот комплекс впоследствии ребёнок может пытаться скомпенсировать за счёт стремления к превосходству над другими людьми (1).
«Термины «комплекс неполноценности» и «комплекс превосходства» выражают факт уже закрепившейся плохой социальной адаптации. Эти комплексы не находятся в плазме зародыша или человеческой крови: они появляются в процессе взаимодействия индивида с его окружением. Часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства и служит в качестве компенсации» (1, гл. 10).
«Неполноценность и превосходство – это общие условия, которые управляют поведением и являются фундаментом всей его психической жизни», – считал Альфред Адлер (1, гл. 10).

Структуру личности определяет жизненный стиль. «Обсуждать и лечить психологические и эмоциональные проблемы нужно в контексте жизненного стиля личности» (3). Стиль жизни ребенка, по мнению Адлера, устанавливается в четырех-пятилетнем возрасте, и его непросто подвергнуть изменениям в дальнейшем.
В дальнейшем жизненный стиль формируется в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве. Человек воспринимает какую-то отдельную ситуацию и окружающий его внешний мир в целом в зависимости от своего прошлого опыта, от имеющихся у него жизненных установок и его психических индивидуальных особенностей (1).
«Очень важно понять индивидуальный контекст – жизненный стиль человека, определяющий направление всех его поступков и побуждений. Понимание жизненного стиля делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого», – писал Альфред Адлер (1, гл. 1).

Автор картинки Ольга Громова. Источник: персональный сайт художницы.

Индивидуальная психология предлагает несколько методов для анализа характера комплекса неполноценности.
1. Последовательность рождения.
«Во многих случаях стоит просто задать пациенту вопрос: вы первый, второй или третий ребенок в семье? – и у нас появляется всё необходимое для исследования» (1, гл. 4).

Поясняя свою позицию, Альфред Адлер пишет:
«Вначале первый ребенок – единственный, и поэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второго ребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему не по вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью, которой теперь лишился. Это ощущение трагедии становится частью его прототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станет взрослым.
Второй ребенок изначально противопоставлен лидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будут отражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре он бунтовщик, не признающий власть или авторитет. Многочисленные примеры силы младших детей нам дают история и легенды» (1, гл. 1).

Правда, обосновывая свой подход, Альфред Адлер заметил, что «предсказания, основанные на знании положения ребенка в семье – это описание определенных тенденций, а не закономерностей, непременно исполняющихся в каждом конкретном случае» (1, гл. 8).

2. Ранние воспоминания.
Исследование комплекса неполноценности, в результате которого был нарушен процесс вхождения индивида в социум, включает в себя и метод ранних воспоминаний. «Первые воспоминания или первые рисунки позволят восстановить ранний стиль жизни, называемый прототипом. Ранние воспоминания позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действует в сегодняшней его жизни. Как правило, всем запоминается что-то очень важное, даже если это просто осталось в памяти, и ему не придают особого значения» (1, гл. 4).
«В стиле жизни, сформировавшемся в четырех-пятилетнем возрасте, мы обнаруживаем связь между содержанием воспоминаний и действиями в настоящем. После многочисленных наблюдений этого феномена, мы твердо придерживаемся той теории, что в ранних воспоминаниях всегда возможно найти реальную часть прототипа пациента» (1, гл. 5).

Ранние воспоминания, по мнению Альфреда Адлера, позволяют лучше понять глубину и причину проблем сегодняшнего положения. При этом Адлер, опять же, делает оговорку: «Однако необходимо помнить о том, что ранние воспоминания – это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего» (1, гл. 5).

3. Движения тела.
«Вслед за ранними воспоминаниями, мы можем приступить к исследованию движений тела и установок. В движениях человека выражаются или воплощаются его установки, а все частные установки воплощают и составляют одну общую жизненную установку, называемую «стилем жизни» (1, гл. 6).

Четырёхминутный видеоролик, в котором Альфред Адлер рассказывает об основах предложенной им психологии. Вена, Австрия, 1929 год.

Каким же образом можно преодолеть чувство неполноценности?
1. Изменить отношение к себе. «Лучшим лечением для людей с комплексом неполноценности будет поддержка; ни в коем случае нельзя их критиковать, убивая тем самым присутствие духа. Мы должны дать им понять, что они способны самостоятельно противостоять трудностям и разрешить проблемы своей жизни. Это единственный способ заставить человека поверить в себя и это единственный способ лечения чувства неполноценности» (1, гл. 2).

2. Изменить отношение к другим. «Нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с подобными людьми заключается в том, что они постоянно находятся в напряжении и ищут подтверждения своим навязчивым идеям. Следовательно, изменить эти их идеи невозможно, пока мы каким-то способом не проникнем в их внутренний мир, с тем, чтобы рассеять их предубеждения» (2, гл. 4).

3. Изменить отношение к окружающему миру. Социальное обучение является основным методом, с помощью которого мы можем преодолеть чувство неполноценности (1). «Мы должны помочь таким людям понять, что для общества важно, что же они делают в действительности и что оно действительно от них получает» (2, гл. 2).

Альфред Адлер и его концепция.
Знаменателен тот исторический период, когда появилась, а возможно, и не могла не появиться индивидуальная психология.
С одной стороны, набирал силу классический психоанализ Фрейда, при котором душевные волнения человека рассматривались через призму его сексуальных потребностей и побуждений:
«Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения? Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних» (Фрейд З. По ту сторону удовольствия. – Мн.: Харвест, 2004, с. 199).
С другой стороны, быстрыми темпами развивался бихевиоризм со своей схемой «стимул – реакция», научной доказательной базой, в самом строгом понимании этого выражения, и, как следствием этого, отрицанием методов интроспекции (самонаблюдения) в терминах сознания:
«Мы не считаем существенными методы интроспекции, т.к. данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации. Интроспекция есть метод, посредством которого можно манипулировать с духовными явлениями в процессе их исследования» (Уотсон Д. Психология с точки зрения бихевиориста, 1913).

Согласно психологии Альфреда Адлера, психологическое здоровье должно основываться прежде всего на здоровых социальных отношениях.

Литература:
1. Адлер А. Наука жить.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.
3. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост.

Вернуться к меню навигации на главной странице: Чем интересна психология?

psy-nets.ru

Невротические расстройства: определение и теории неврозогенеза

Введение

Дефиниции невротических расстройств. Невроз и невротик

Теории и концепции неврозогенеза

Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов З. Фрейда

Теория «невротического превосходства» А. Адлера

Теория «автономного комплекса» К. Юнга

Теория «невротических наклонностей» К. Хорни

Ноогенная теория неврозов В. Франкла

Психическая травматизация, личностно-характерологический преморбид и неврозогенез

Глава 1 книги Менделевич В.Д., Соловьева С. Л. «Неврозология и психосоматическая медицина». — М.: МЕДпресс-информ, 2002 г.

Теория «невротического превосходства» А. Адлера

Критикуя сексуальную теорию неврозов как претендующую на «единственно верную», А. Адлер обратил внимание не на блокирование либидо и стремления к удовольствию, а на «распаленную жажду превосходства» невротика. По его мнению, в действительности в сексуальной сфере разворачивается такая же борьба, что и во всей душевной жизни человека. Исходное чувство неполноценности, о котором писал З.Фрейд, толкает на обходные пути, стремится исключить любой эротический опыт, чтобы не потерять ориентацию на цель достижения превосходства. При этом схема, по которой осуществляются апперцепция и поведение, представляет собой полную антитезу. Из-за планомерного детского искажения цель невротика по своей природе враждебна окружению, и в его целевой установке всегда можно распознать две бессознательные исходные посылки: во-первых, при любых обстоятельствах человеческие отношения представляют собой борьбу за превосходство; во-вторых, женский пол является неполноценным и в своих реакциях служит мерой мужской силы. По мнению А.Адлера, обе эти бессознательные посылки приводят к тому, что все человеческие отношения отравляются и уродуются, возникают неожиданные усиления и нарушения аффекта, а вместо желанного душевного спокойствия наступает постоянная неудовлетворенность и появляются невротические симптомы.

Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденционно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую человеческую меру, приближающуюся к «богоподобию» и заставляющую его идти по строго очерченным направляющим линиям. Так формируется ригидный жизненный план невротика, ограничительный стиль его поведения, «сети защит».

А.Адлер, не соглашаясь со схемой формирования невроза как «бегства в болезнь», предложенной его предшественниками (З.Фрейдом, К. Юнгом, Э. Кречмером) и выраженной в виде формулы: НЕВРОЗ = ИНДИВИД + ПЕРЕЖИВАНИЯ (сексуальные и инцестуозные) + ТРЕБОВАНИЯ ЖИЗНИ, приводит собственную: [Индивидуальная схема оценки (И+П+С) + X = Личностный идеал превосходства]

Таким образом, недостижимой целью невротика становится попытка достижения личностного идеала. Он как бы «врастает в свои симптомы», которые формируются им в соответствии с его опытом и психическим напряжением и которые представляются ему необходимыми и целесообразными для повышения собственного чувства личности. Невротический жизненный план поддерживается исключительно благодаря внутреннему стремлению к превосходству, продиктованному первичному чувству неполноценности. Симптомы при этом становятся лишь «формами выражения господства тщеславия» пациента.

Так же как и З.Фрейд, А.Адлер обнаруживал у человека первые признаки формирования готовности к невротическим расстройствам в детские годы. Однако в отличие от психоаналитического взгляда, усматривавшего причину в вытеснении в бессознательную область недопустимых сексуальных влечений, он обращал внимание на неправильные формы воспитания, в частности отношения к себе и окружению. Основой же этого неправильного отношения служило обретенное чувство неполноценности, компенсируемое впоследствии стремлением к превосходству. «Всю целиком область неврозов, — писал А.Адлер, — можно понимать как домен всех тех индивидов, которые — либо вследствие органических неполноценностей, либо из-за неправильного воспитания или дурной семейной традиции — перенесли с собой в жизнь из детства чувство слабости, пессимистическую перспективу и вместе с тем всегда одни и те же или похожие уловки, предубеждения, трюки и экзальтации, такие же, как и при создании воображаемого, субъективного превосходства», т.е. чувство незрелости и неполноценности рождало навязчивое стремление к «цели богоподобия». Самым же лучшим определением неврозу автор считал такое: «Да — но!».

www.psychol-ok.ru

Концепция невроза Адлера

Биография Адольфа Адлера, концепция экономичной теории личности и отличия его взглядов от теорий З. Фрейда. Невроз как экзистенциальный кризис личности по А. Адлеру. Углубление самопонимания пациента, Усиление социального интереса как основа терапии.

Подобные документы

Понятие компенсации чувства неполноценности в теории личности Адлера. Роль бессознательных фикций и сознательного жизненного опыта в становлении личности в теории ученого. Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности.

курсовая работа, добавлен 25.05.2014

Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.

курсовая работа, добавлен 13.03.2015

Исследование сущностных основ психодинамической теории личности З. Фрейда и индивидуальной теории личности А. Адлера. Характеристика основных подструктур личности и их иерархии по К.К. Платонову. Иерархия потребностей по Маслоу. Психология личности Юнга.

реферат, добавлен 30.05.2013

Понятие компенсации и чувства неполноценности в теории личности А. Адлера. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля. Принципы адлерианской психотерапии. Анализ семейной констеляции как путь самосовершенствования личности.

контрольная работа, добавлен 02.06.2010

Психодинамическое направление в теории личности. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Инстинкты как движущая сила общества. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Карл Густав юнг: аналитическая теория личности.

методичка, добавлен 17.09.2007

Понятие личности как совокупности индивидуальных, социальных и психологических качеств. Свойства и черты личности. ее поведение. Психологические различия между мужчинами и женщинами. Суть теорий личности 3. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка и К.К. Платонова.

реферат, добавлен 08.03.2011

Содержание психоаналитической теории личности и понятийное поле психоанализа З.Фрейда. Неофрейдизм. Содержание социокультурной теории личности, понятийное поле теории К. Хорни. Содержание индивидуальной теории личности и понятийное поле теории А.Адлера.

реферат, добавлен 24.09.2008

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Социальный интерес как показатель психического здоровья. Эмпирическая валидность концепций Адлера. Возможности применения индивидуальной психологии Адлера в деятельности работника-психолога.

контрольная работа, добавлен 27.12.2010

Особенности понятия «психоанализ». Сущность метода лечения функциональных психических заболеваний, теории личности и теории общества по Зигмунду Фрейду. Основной принцип аналитической психологии К. Юнга. Анализ индивидуальной психологии А. Адлера.

контрольная работа, добавлен 10.12.2008

Основные принципы индивидуальной психологии А. Адлера (чувство неполноценности и компенсация, стремление к превосходству, стиль жизни, социальный интерес, творческое «Я», порядок рождения, фикционный финализм). Природа невроза, его симптомы и лечение.

allbest.ru

Практика и теория индивидуальной психологии

Оглавление

Предисловие к первому изданию 16

I Индивидуальная психология, ее гипотезы и результаты 19

II Психический гермафродитизм и мужской протест — центральная проблема нервных заболеваний 39

III Дальнейшие тезисы к практике индивидуальной психологии 48

IV Индивидуально-психологическое лечение неврозов 59

V К теории галлюцинаций 87

VI Детская психология и исследование неврозов 97

VII Психическое лечение невралогии тройничного нерва 121

VIII Проблема «дистанции». О фундаментальном свойстве невроза и психоза 151

IX О мужской установке у женщин-невротиков 163

X К вопросу о сопротивлении при лечении 211

XI Нервная бессонница 225

XII Сны и их толкование 237

XIII Роль бессознательного в неврозе 255

XVI Достоевский 267

Именной указатель 282

Предметный указатель 284

Предисловие

К ЧИТАТЕЛЮ

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой сборник статей знаменитого австрийского психолога, врача и педагога Альфреда Адлера, объединенных общим названием «Практика и теория индивидуальной психологии». Часть из них, возможно, уже знакома узкому кругу специалистов — именно в России (дореволюционной) идеи Адлера нашли самый широкий отклик, а многие его статьи переводились и печатались буквально сразу же после их выхода в свет за рубежом. Но именно в России (послереволюционной) до сих пор не было опубликовано ни одной его работы. В недалеком прошлом, разумеется, это было совершенно «нормальное» явление. Как с любой «не нашей» теорией, с индивидуальной психологией обходились весьма просто: вполне достаточно было нескольких критических статей, которые изобличали ее недостатки и доказывали преимущества советской психологии, стоящей на марксистских позициях. В наши дни, когда выпускается масса разнообразной психологической литературы, в том числе труды представителей классического и современного психоанализа, остающийся поныне пробел, связанный с отсутствием работ Адлера, воспринимается уже как недоразумение, которое необходимо исправить.

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в Пенциге, предместье Вены, в семье мелкого торговца. После окончания школы изучал медицину в Венском университете, а затем работал в Вене врачом. Уже в то время Адлера интересовало влияние органических дефектов и социального окружения на психическую жизнь его пациентов. Наверное, этот интерес не был случайным. В раннем детстве Адлер переболел рахитом, последствия которого он ощущал на себе еще долгое время. Он поздно начал ходить, плохо владел своим телом и из-за этого не раз попадал в уличные аварии. Он был лишен возможности играть со сверстниками в активные игры и большую часть времени проводил за книгами. Именно компенсацией этого недостатка многие объясняют его благожелательность и общительность впоследствии, а также научные интересы в медицине и психологии.

Поворотным пунктом в судьбе Адлера, по его собственному признанию, стало знакомство в 1902 году с Фрейдом, который после нескольких адлеровских статей в защиту психоанализа пригласил его вступить в руководимый им кружок, собиравшийся по средам на квартире Фрейда. Прекрасно понимая, что одних медицинских знаний явно недостаточно, он был искренне рад представившейся возможности учиться у Фрейда.

В 1907 году выходит первая крупная работа Адлера «Исследование неполноценности органов», в которой он описывает сваи эмпирические наблюдения над физической и психологической компенсацией органического дефекта и делает вывод, что невозможность адаптироваться к органическому дефекту влечет за собой психические расстройства. Это сочинение было высоко оценено Фрейдом, который выразил надежду, что в своих исследованиях Адлер в конечном счете дойдет до «биологических основ инстинктов».

Однако уже спустя некоторое время между ними намечается расхождение во взглядах. Адлер отказывается от многих догматических постулатов фрейдовской теории, в частности об «эдиповом комплексе», выступает с критикой сексуальной обусловленности психической жизни человека и этиологии невротических расстройств и разрабатывает собственную психологическую теорию. Назревавший конфликт усугубился еще более, когда в 1910 году на психоаналитическом конгрессе в Веймаре по настоянию Фрейда его любимым учеником Шандором Ференчи было внесено предложение в обязательном порядке направлять все научные статьи на проверку К. Г. Юнгу, которого Фрейд считал «кронпринцем» в психоанализе и своим преемником (как показала история, ошибочно — спустя три года Юнг выходит из психоаналитического объединения и начинает разрабатывать собственное направление, названное им «аналитической психологией»). Это предложение Адлер справедливо расценил как ущемление свободы мысли и выразил бурный протест.

Пытаясь помириться с Адлером и его сторонниками, Фрейд делает Адлера президентом Венского психоаналитического общества и (вместе со Штекелем) соредактором психоаналитического журнала. Эти меры дали лишь непродолжительный эффект. Вскоре становится ясным, что окончательный раскол между Адлером и Фрейдом — вопрос времени. В 1911 году Адлер выступает перед членами фрейдовского кружка с четырьмя сообщениями под общим названием «Критика фрейдовской теории сексуальности», в которых излагает основные свои идеи. В этом же году он порывает с Фрейдом, выходит из кружка и создает свою группу, которая вначале называлась «Обществом свободного психоанализа», а в 1912 году была переименована в «Общество индивидуальной психологии». Этим названием Адлер старался подчеркнуть независимость своих взглядов от фрейдовских и то, что главным его интересом является изучение целостности и уникальности каждой личности. Стараясь отмежеваться от односторонности и спекулятивных моментов, присущих Фрейдовской теории, Адлер и в дальнейшем постоянно выступал с критикой теории Фрейда и противопоставлял психоанализу индивидуальную психологию как альтернативную теорию.

После разрыва с Фрейдом Адлер проявляет большую активность, устанавливая контакты с врачами и психологами ряда европейских стран, в том числе России, где в журнале «Психотерапия» появляется несколько его статей. Он намерен продолжить сотрудничество с русскими учеными, однако первая мировая война нарушает эти планы. Адлер направляется в австрийскую армию, в которой служит врачом.

После войны Адлер отдает дань другому своему увлечению — проблемам педагогики. Он подвергает резкой критике систему венского школьного образования и разрабатывает собственную систему воспитания, основанную на идеях индивидуальной психологии. Надо сказать, что вопросы психотерапии и педагогики всегда были для Адлера неразрывно связаны, а одна из основных его работ так и называлась — «Лечение и воспитание». Правильное воспитание он считал необходимым условием не только раскрытия творческого потенциала личности, но и сохранения и упрочения нравственности общества. Адлер основывает в Вене первый институт психопрофилактики, постоянно выступает с лекциями для родителей и ведет с ними консультационную работу. Разработанные им принципы педагогики он старается реализовать и в психотерапевтической практике. В отличие от Фрейда, который довольствовался раскрытием бессознательного комплекса, дезорганизующего психическую деятельность человека, и его интерпретацией, Адлер видел свою задачу в том, чтобы не просто разъяснить происхождение того или иного симптома или разоблачить ошибочность, «инфантильность» жизненной позиции пациента, а, используя все воспитательные средства, сделать его приспособленной к жизни, здоровой по всем социальным меркам личностью.

В середине тридцатых годов в связи с нарастающей угрозой фашизма жить в Австрии становится Адлеру — представителю «неарийской» расы — все более небезопасно. В 1935 году он переселяется в США, где продолжает заниматься клинической практикой и читает лекции в Колумбийском университете. В последние годы жизни Адлер много ездит по свету, выступая с докладами и популяризируя индивидуальную психологию. В 1937 году, во время одной из таких поездок, находясь в шотландском городе Абердине, он умирает от внезапного сердечного приступа.

Созданная Адлером теория индивидуальной психологии, наиболее полно изложенная им в работах «О нервном характере» (1912) и в предлагаемой вниманию читателя «Практике и теории индивидуальной психологии» (1920), представляет собой сложную систему философских, психологических, педагогических и медицинских взглядов на природу и сущность человека, движущие силы развития здоровой личности, механизмы формирования невротической психики и способы ее коррекции.

Одним из основных положений индивидуальной психологии является постулат о внутреннем стремлении человека к цели. Согласно Адлеру, для объяснения поведения индивида, его психических реакций, мыслей и чувств необходимо прежде всего знать конечную цель, к которой он стремится, ибо, по его словам, «любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмыслено и понято как стремление к цели». Такое стремление к цели, которая чаще всего человеком не осознается, определяет и направляет все поступки индивида и формирует его так называемые «линию жизни», «план жизни», «жизненный стиль». Таким образом, понять человека — означает, по Адлеру, распознать, интуитивно почувствовать главную линию жизни индивида и ту цель, которая за ней стоит. Эту линию всегда можно проследить вплоть до первых лет его жизни, когда еще ребенком он начинает осознавать свое «Я» и делает первые робкие попытки противостоять окружающей действительности. Какова же эта действительность, с которой сталкивается ребенок, и почему он должен себя ей противопоставлять? Чтобы ответить на этот вопрос, считает Адлер, необходимо разобраться в той ситуации, в которой оказывается ребенок, начиная осознавать себя и близких. Во-первых, он вдруг обнаруживает, что его окружают взрослые люди, которые умнее и сильнее его. Они все умеют, все знают, на все могут дать ответ. Уже одно только сравнение себя с ними может послужить причиной возникновения у него ощущения собственной слабости и беспомощности, создающего основу для появления болезненных переживаний, которые были названы Адлером «чувством неполноценности». Кроме того, взрослые ограничивают свободу ребенка, заставляют его соблюдать правила поведения, выполнять их требования. Они вправе наказать или поощрить его за тот или иной поступок. Таким образом, ребенок целиком находится во власти своих родителей, и, если они пользуются этой властью неумело, возникающее у него чувство неполноценности может еще более усилиться. Во-вторых, ребенок невольно сравнивает себя с другими детьми (братом или сестрой, позднее в детском саду и в школе) или по крайней мере отношение взрослых к себе и к другим. Это сравнение также может оказаться — объективно или субъективно — не в его пользу. В-третьих, у него могут быть физические недостатки, отличающие его от остальных детей (дефекты зрения и слуха, заикание и т.д.), из-за которых он чувствует свою ущербность. Все это вместе или порознь создает условия, названные Адлером «патогенной детской ситуацией», в которых «нормальное в других случаях ощущение своей слабости и несамостоятельности чрезвычайно усугубляется и превращается в глубоко переживаемое чувство неполноценности».

Разумеется, ни один человек не может спокойно жить, испытывая чувство неполноценности, какие бы основания оно под собой ни имело — реальные или мнимые. Поэтому вполне естественно, что уже в детском возрасте он ищет средство, которое бы позволило ему если и не избавиться от этого чувства, то по крайней мере не допустить разоблачения своей несостоятельности. Таким средством для него является «бегство в болезнь», или, по выражению Адлера, «аранжировка невроза», — бессознательное продуцирование самим индивидом невротических симптомов, помогающих ему добиться своих целей: уклониться от принятия важных для него, но чреватых риском решений, избегать ситуаций, которые бы могли заставить его еще более усомниться в своих силах, привлечь к себе внимание, сохранить и даже повысить самооценку («чего бы только в жизни я не добился, если бы не болезнь!»). С другой стороны, ему обязательно надо самоутвердиться, подчинить остальных своей воле, обрести над ними власть и тем самым компенсировать чувство неполноценности. Именно эта потребность в самоутверждении, стремление к власти и становится той движущей силой человеческого поведения, которая формирует телеологический план жизни и порождает нереалистические, достижимые только в воображении, «фиктивные» цели, которые хотя индивидом и не осознаются (в противном случае их нереалистичность была бы для него очевидна, и они потеряли бы над ним свою власть), но тем не менее наполняют его жизнь смыслом и помогают ориентироваться в хаосе бытия.

Эти представления Адлера во многом сложились под впечатлением концепции фикционализма, разработанной немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером (1852—1933). В опубликованной в 1911 году работе «Философия «как если бы»» Файхингер выдвинул положение о том, что поведение огромного числа людей определяется некими социальными «фикциями» (такими, например, как «все люди равны в своих возможностях» или «чтобы добиться успеха в жизни, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности. В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию, так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства.

Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остается неудовлетворенным, порождая все новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности. Поэтому, считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врожденная потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом — чувство общности.

В отличие от Фрейда Адлер рассматривает человека прежде всего в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, не способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности. Из него, полагал Адлер, проистекают любовь и симпатия между людьми, дружеские, доброжелательные, гармоничные человеческие отношения, альтруизм, нравственность. Благодаря ему создается основа для пробуждения творческого потенциала личности, формирования оптимистического, позитивного мировоззрения, упразднения чувства неполноценности. Оно же определяет и степень включенности человека в социальные связи, его способность к сотрудничеству с другими людьми и глубину контактов с ними, доверие к себе и остальным, умение принимать решения и нести за них ответственность. Оно свойственно всем людям без исключения, только у одних может быть развитым и сильным, а у других, оказавшись в тисках властолюбивых устремлений, подавленным и слабым. Именно в актуализации чувства общности и освобождении его от пут стремления к власти видел Адлер задачу индивидуальной психологии, предвосхитив тем самым многие идеи современных психологов и философов.

Отдельные положения теории индивидуальной психологии подвергались и подвергаются справедливой критике. Обвиняя Фрейда в односторонности и претензии на универсальность его теории, Адлер сам не сумел в полной мере избавиться от тех же недостатков. Это проявилось прежде всего в признании им лишь одного базового механизма защиты — механизма компенсации и сверхкомпенсации. С удивительной проницательностью Адлер сумел разглядеть даже в самых обыденных явлениях следы властолюбивых устремлений. Но в то же время очень часто не удается избавиться от впечатления, что весь анализ происходит по уже заранее готовой схеме (чувство неполноценности — компенсация через стремление к власти — невроз), которую надо лишь наполнить конкретным материалом, чтобы один случай отличался от другого, хотя по своей сути они идентичны. Это особенно контрастирует с названием «индивидуальная психология», предполагающим действительно индивидуальный подход к каждому человеку с его индивидуальной личностью, индивидуальными проблемами и индивидуальными механизмами преодоления своих внутренних конфликтов, которые могут быть отличными от компенсации и сверхкомпенсации. Мало чем помогает и введение Адлером понятия телеологической системы. И оно тоже не позволяет объяснить возникновение у пациента данного симптома, а не какого-нибудь другого. Поскольку в конечном счете цель, преследуемая невротиками, всегда одна и та же, не так уж важно, какими средствами воспользуется больной для ее достижения.

Признавая бессознательное, тем не менее Адлер отводит ему роль в развитии невроза лишь в той мере, в какой оно выступает в качестве фактора, предопределяющего развитие у пациента чувства неполноценности и препятствующего коррекции им своего поведения.

Несмотря на эти недостатки, идеи Адлера сыграли важную роль в развитии психоанализа и психологии. Указав на важность субъективного отношения (а не объективных условий — наследственности, органических дефектов, неблагоприятной жизненной ситуации и т.д.) к своим проблемам, он тем самым одним из первых утвердил важнейший принцип современной психотерапии и психосоматической медицины. Значительно меньше, чем Фрейд, уделяя внимание проблеме переноса и контрпереноса, тем не менее именно он сделал акцент на взаимоотношениях врача и пациента, рассматривая их в качестве важнейшего фактора лечения. Этот подход и приемы Адлера и сейчас широко используются и по сей день имеют многочисленных сторонников.

Наверное, теория индивидуальной психологии не нашла бы такого отклика и тем более не пользовалась бы популярностью почти уже целое столетие, если бы не отражала реалии жизни. Подобно тому как есть неврозы, присущие прежде всего своему времени, о которых говорил Виктор Франкл, так есть и неврозы, существующие вне времени. Во всяком случае, время «невроза власти» отнюдь еще не миновало. Более того, похоже, сейчас мы даже переживаем его обострение. С одной стороны, отсутствие у огромной массы людей внутренних нравственных идеалов и преобладание у них каких угодно ценностей, кроме «общечеловеческих», а с другой стороны, желание самоутвердиться за счет ближнего, проявляющееся как в самых диких формах, так и в более завуалированных, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и повсеместно, стремление разного ранга политиков и чиновников любой ценой остаться у власти, поступки которых с головой выдают, что власть для них не средство, но цель, — все это полностью укладывается в адлеровскую схему «невротической психики» с ее ущербным и слабым чувством общности и необузданным властолюбием.

Разумеется, в таком переносе психологических явлений на общественную жизнь всегда содержится элемент произвольности. Но если сказанное справедливо хотя бы наполовину, то и тогда адлеровские идеи еще долго будут оставаться для нас актуальными.

Предисловие к первому изданию

Индивидуальная психология стремится к углублению знания о человеке, которое можно получить, лишь выяснив отношение индивида к своим социально установленным задачам. Только линия поведения, которая может дать нам представление о социальной активности личности, показывает степень слияния человека с требованиями жизни, окружающих людей, Вселенной. Она дает нам также представление и о его характере, вдохновении, о его телесном и духовном желании. Ее можно проследить вплоть до самых истоков обретения человеком своего «Я», и она демонстрирует нам там, на самой ранней диспозиции человеческого дитя, первые попытки сопротивления внешнему миру, а также форму и силу желания и попытки его преодолеть. В эти самые ранние дни детства ребенок ошибочно и безрассудно создает себе образцы и модели, формирует свою цель и жизненный план, которому он сознательно или бессознательно следует. При этом образцами для него будут все возможности достижения успеха и примеры других победителей. Окружающая культура определяет ему рамки.

Эта глубочайшая линия поведения индивида, о которой человеческое дитя кое-что знает, но фундаментальное значение которой он никогда не понимает, является стержнем всей душевной структуры. Все желания, весь круг мыслей, интересов, ассоциаций, надежд, ожиданий и тревог протекает по колее этой динамики. Из нее и ради ее защиты возникают мировоззрение, побуждающие или сдерживающие механизмы, и любое событие переиначивается и переворачивается до тех пор, пока не даст позитивный эффект, пока не будет соответствовать исходному ядру личности, той детской линии поведения.

Однако наша индивидуальная психология показала также, что направление движения человеческого стремления проистекает прежде всего из сочетания чувства общности и жажды личного превосходства. Оба эти основных фактора проявляются как социальные образования, первый как врожденное, укрепляющее человеческую общность, второй как приобретенное, как вполне понятное желание использовать общность для достижения собственного превосходства.

Психологам, педагогам и неврологам было не слишком сложно выявить политику превосходства у отдельного индивида. То, что наука о превосходстве стремится вырваться из-под влияния нашей индивидуальной психологии, то, что она не борется с помощью хитрых уловок с нашими открытиями, а их заимствует, не является для меня и моих учеников особой неожиданностью. Перед фактом, что она постоянно плетется в хвосте наших исследований жажды власти и никогда их не опережает, исчезает ее самомнение и бахвальство.

Труднее, пожалуй нам объяснить роль чувства общности. Ведь здесь мы сталкиваемся с совестью отдельного человека. Ему намного легче смириться с доказательством, что он, как и все остальные, стремится к славе и превосходству, чем признать вечную истину, что и он тоже связан узами общей человеческой принадлежности, и поэтому хитроумно скрывает это от себя и других. Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеческая сопричастность являются реальными требованиями совместной человеческой жизни. Эти неразрывно связанные друг с другом реальности атакует или же пытается по-хитрому обойти стремление к личной власти. Но и в этой постоянной борьбе проявляется признание чувства общности.

Знание основ побуждений действий людей, общее понимание душевных явлений у здоровых людей и невротиков, которые всегда могут означать совсем иное, чем то, что лежит на поверхности, недостаточны, пока остаются скрытыми формальное очертание и динамика руководящих линий их поведения. То, что вожди человечества истолковывали как творение Бога, судьбу, производное идеи, экономических основ, индивидуальная психология выражает в виде отражающего стремление к власти формального закона: имманентной логики совместной человеческой жизни.

Данная книга включает, в себя предварительные работы, дополнения и исследования по теории и практике индивидуальной психологии и ставит перед собой задачу с помощью как старых, так и новых работ показать путь к нашей науке. В этом смысле она является также непосредственным продолжением появившейся ранее работы «О нервном характере».

Пригглитц, август 1920.

Предисловие к четвертому изданию

Уточнениями, пояснениями и дополнениями я стремился поднять эту книгу до современного уровня развития индивидуальной психологии.

Д-р Альфред Адлер, Профессор Колумбийского университета, Нью-Йорк, март 1930

childpsy.ru