Терапии для детей с аутизмом

Содержание:

Терапии для детей с аутизмом

Занятия по ABA-терапии провожу я, детский психолог, Наталия Компанец:

  • кандидат психологических наук,
  • поведенческий аналитик (АВА-терапия для детей с аутизмом)
  • практический детский психолог с богатым опытом работы в индивидуальном консультировании (23 года стажа),

Записаться на диагностику аутизма и консультацию можно по эл. почте det.psiholog@gmail.com и телефонам: 050-38-095-38, 093-755-06-29

Для проведения развивающих коррекционных занятий с детьми с аутизмом необходимым этапом проводится диагностика наличия и степени выраженности аутизма по протоколу ADOS.

Сегодня во всем мире аутизм считается не болезнью, а расстройством развития. Причин у аутизма настолько много, что до сих пор нет их систематизации. Думаю, что тот человек, который назовет причину детского аутизма и найдет 100 % способ его преодоления, получит Нобелевскую премию. Серьезные исследования проходят в мире, в последнее время — в осоновном генетические. Оказалось, что некоторые случаи аутизма генетически обусловлены.

Но сегодня есть метод коррекции аутизма, который считается научно доказанным. Это прикладной анализ поведения, или АВА-терапия. Что же такое АВА-терапия? Это — п оведенческая терапия для детей с расстройстовм аутистического спектра по программе АВА построена на том, что любое поведение человека (в том числе игра, сотрудничество с другим человеком, речь, выполнение физкультурных упражнений или учебных действий, истерика, плохие привычки) влечет за собой определенные последствия. Управляя этими последствиями можно коррегировать поведение ребенка.

Если раньше считалось, что диагноз аутизм необратим, и дети никогда не смогут обычными людьми, то сегодня специалисты всего мира подтверждают обратное: если коррекция начинается вовремя (в 2-3 года), то к подросткововму возрасту ребенок может прийти с минимальными «особенностями коммуникативного развития», как говорят специалисты — «спектром аутизма». И тогда сам диагноз можно снимать.

Как проходят занятия по АВА-терапии?

Прежде всего нужно сказать, что АВА-терапия как занятие в кабинете — лишь составляющая часть работы с ребенком. Гораздо больше работы ведут родители дома. Нельзя в кабинете воссоздать каждую ситуацию домашних условий. Потому главная наша работа — это обучить родителей делать так, как мы делаем на занятиях, и применять полученные знания и умения ПОСТОЯННО. Потому на обучение берем детей, родители которых настроены заниматься дома!

Еще ДО занятий обязательно проводятся:

  • психолого-педагогическая диагностику аутизма и расстройств аутистического спектра, в том числе тестрирование речевых навыков VB-MAPP
  • курс занятий для составления Индивидуальной программы развития навыков и коррекции поведения (минимум — 3 занятия);
  • на остеопатию, краниосакральную терапию для детей с аутизмом (мягкую мануальную коррекцию микродвижений структур мозга, нарушение которых могут быть причиной аутизма), которая применяется во всех ведущих клиниках мира) (по желанию родителей, но результаты АВА-терапии вместе с остеопатией гораздо лучше!)
  • на АВА-терапию — коррекцию поведения и постановку речи детей с аутизмом и другими нарушениями речи и поведения (занятия от одного раза в неделю).
  • Сами занятия — это несколько «сессий» выполнения заданий с перерывами для игры с понравившимися игрушками. Иногда ребенок «работает» до получаса, чтобы получить нужную игрушку. Главная наша задача — это «обучение без ошибок», оказание дозированной помощи, организация самостоятельного выполнения заданий.

    Практика показала, что наиболее действенно коррекция проходит, когда соединяются усилия сразу нескольких специалистов: специального психолога, коррекционного педагога, остеопата, реабилитолога. Именно мультидисциплинарная команда, соединяя воедино усилия с родительской заботой и любовью создает условия для успешного продвижения аутичного ребенка в социум. Потому мы стараемся держать связь со всеми специалистами, которые работают с ребенком.

    На консультации детского специального психолога, коррекционного педагога Натальи Компанец можно продиагностировать ребенка, получить навигационную помощь (координаты нужного специалиста и организации), пройти диагностику и лечение при помощи остеопатиии и краниосакральной терапии для аутичного ребенка (заметьте, не в Израиле, а в Киеве и совсем по другим ценам!), получить диагностику и программу работы по АВА терапии.

    Записаться на АВА-терапию или консультацию:

    по эл. почте det.psiholog@gmail.com

    по телефонам: 050-38-095-38 (+Viber), 093-755-06-29

    mir-detej.kiev.ua

    ABA‑терапия (метод прикладного анализа поведения)

    На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

    АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

    Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

    При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

    В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

    Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

    В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты. «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если. » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».

    В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

    В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

    Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

    Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).

    Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

    AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

    Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.

    Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

    Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

    Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

    При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

    Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

    © 2018 МИА «Россия сегодня»

    Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

    Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

    Главный редактор: Анисимов А.С.

    Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

    Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

    Настоящий ресурс содержит материалы 18+

    Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

    Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

    На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    Вопрос-ответ. «Бабушкино правило» для мотивации ребенка

    Как родители детей с поведенческими проблемами могут использовать одно из универсальных психологических правил

    Принцип Премака – это стратегия прикладного анализа поведения (ПАП), которую часто называют «бабушкино правило». Прозвище связано с тем, как некоторые бабушки (большие эксперты по детскому поведению) говорят своим внукам: «Сначала овощи, потом шоколадный торт».

    Вопрос-ответ. «Найди красный» или «Надень куртку»? Выбор целей терапии

    Поведенческий аналитик о составлении индивидуальной программы и выборе целей обучения для детей и взрослых с выраженными когнитивными нарушениями

    Мы начали программу прикладного анализа поведения (ПАП) для Лили шесть месяцев назад. И за все это время она не овладела ни одним целевым навыком из своей программы. Ни одним. Я сидела и смотрела на собственное озадаченное лицо в отражении на компьютерном экране с ее графиками. Что я делаю не так? Почему она ничему не учится? Почему прикладной анализ поведения меня подвел?

    Вопрос-ответ. Какая поведенческая терапия подходит детям с высоким уровнем навыков?

    Прикладной анализ поведения при аутизме часто ассоциируется только с помощью совсем маленьким и не говорящим детям, но это неверно

    Что именно мы называем высоким уровнем навыков? Как правило, это ребенок старшего возраста, либо маленький ребенок, на которого диагноз влияет в относительно небольшой степени (например, у него синдром Аспергера). Обычно такие дети могут постоянно учиться в общеобразовательном классе школы при наличии определенной поддержки. Если такой ребенок оказывается в коррекционном классе, то чаще всего это связано только с проблемным поведением.

    Вопрос-ответ. Как научить ребенка терпеть отказ или задержку?

    Важные аспекты коммуникации, об обучении которым часто забывают

    После того как вы успешно заменили проблемное поведение альтернативным, важно научить принимать задержку и отказ в поощрении. Мы должны научить детей, что иногда поощрение приходится подождать, а иногда поощрение просто недоступно.

    Аутизм и общество. После психоанализа: Франция начинает преодолевать устаревшие идеи об аутизме

    В области аутизма Франция отстает от соседних европейских стран на десятилетия, но сейчас родители и ученые возлагают большие надежды на новый национальный план по аутизму

    В период с 2004 по 2014 год Совет Европы, организация в Страсбурге, которая занимается соблюдением прав человека на континенте, пять раз осуждала Францию за дискриминацию людей с аутизмом. По заключению Совета Европы, Франция, помимо прочего, нарушала права людей с аутизмом на образование в общеобразовательных школах и получение профессионального образования. В отчете по Франции за 2016 год эксперты из Комитета ООН по правам ребенка тоже выразили обеспокоенность тем фактом, что «дети с аутизмом продолжают подвергаться повсеместному нарушению их прав».

    Вопрос-ответ. Как поощрять ребенка с помощью «жетонов»?

    Ответы на часто задаваемые вопросы и несколько идей для поощрения ребенка с помощью «экономики жетонов»

    Система подкрепления с помощью жетонов — это очень полезный подход для увеличения желательного поведения как дома, так и во время терапевтических занятий или в классе. «Жетон» — это любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик и так далее), который выдается за желательное поведение. После того как ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет обменять их на отсроченное поощрение (например, на конфету, игрушку или совместную игру).

    Вопрос-ответ. Как учить ребенка спонтанному называнию?

    Навык спонтанно называть предметы и события — первый шаг к умению вести беседу и делиться своими мыслями

    Самая ранняя стадия социальной коммуникации для маленького ребенка — разделенное внимание. Так называют умение обращать внимание на то, на что смотрит партнер по коммуникации, а также умение привлекать чужое внимание к какому-то предмету или событию в окружающей среде.

    Вопрос-ответ. Что делать с мешающим повторением слов, фраз или звуков при аутизме?

    Учительница детей с аутизмом об одном из подходов к распространенному поведению среди детей с РАС

    Если вы, как и я, преподаете в классе для детей с аутизмом, то наверняка у вас был хотя бы один ученик с такими стереотипиями. Может быть, он пел всю заглавную песню из «Скуби Ду» снова и снова, воспроизводил последнюю ссору своих мамы и папы или повторял вопрос, заданный в классе с утра, до конца учебного дня — формы могут быть самыми разными.

    Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом все время щипается?

    Общие рекомендации психолога семье маленького ребенка с РАС

    Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.

    Вопрос-ответ. Как научить ребенка глотать таблетки или капсулы?

    У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья

    Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

    outfund.ru

    Методика музыкальной терапии для детей с аутизмом

    Как известно, музыкальная терапия — это психотерапевтическое направление, основанное на лечебном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Российский психолог С. Л. Рубинштейн объяснил возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмичная. И в этом смысле музыка помогла человеку придать ритм и гармонию собственной психической жизни. В зарубежной литературе находим широкое применение музыкальной терапии и при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и заканчивая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях «большой» психиатрии — везде, где врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддерживать их внутренние силы в борьбе с определенным заболеванием. Эффект от применения музыкальной терапии прежде усматривают в следующем: — эмоциональная разрядка, — облегчение ситуации взаимодействия, — регуляция эмоционального состояния, — повышение доступности для сознательных переживаний психо- и социодинамических процессов, — приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, — создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии, — содействие самовыражению и саморазвитию, — облегчение возможностей усвоения больным новых отношений и наставлений. Как доказано, стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает дальнейшей их деградации.

    Применение музыкальной терапии для детей с аутичным типом развития обусловлено несколькими факторами. Как известно, дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) имеют особенную тягу к музыке и есть эмоционально уязвимы в восприятии музыки. В научных исследованиях говорится, что эмоциональная чувствительность на музыку и особая необходимость в ней связаны прежде всего с уровнем нейротизма. По мнению П. Фреза и Ж. Пиаже, тревожные индивиды, независимо от происхождения их тревоги, имеют высокую энергетическую мобилизацию, которая порождает многочисленные эмоциональные реакции и трудно поддается контролю, тогда как у «неэмоциональных» индивидов наблюдаются прежде приспособительные реакции. Кроме учитывания эмоциональной уязвимости детей с РДА, уместность применения музыки на занятиях с ними, по нашему мнению обусловлена следующим:
    1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне». Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РДА;
    2) обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты Кроме этого, методы, которые применяет современная музыкотерапия, на наш взгляд являются соответствующими с актуальными проблемами детей с аутичными типом развития. Так, в классификации современных методов музыкотерапии по критерию подавляющего лечебного действия отмечается:

    1. методы, направленные на отреагирование, а также эмоциональную активацию;
    2. тренинговые методы, применяемые в контексте поведенческой терапии;
    3. релаксационные и регулятивные методы;
    4. коммуникативные методы;
    5. творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации.

    По представленной классификации мы делаем вывод, что эти методы могут стать важными ориентирами психолого-педагогического воздействия на развитие детей с РДА, ведь они направлены на составляющие основного спектра аутичной проблематики, а именно: нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, неадекватность функционирования эмоциональной сферы, отсутствие гибкого поведения в соответствии с социальным контекстом и разнообразной спонтанной социальной игры-имитации, стереотипные виды их поведения.

    В своей деятельности мы часто используем музыкальную терапию и считаем её очень эффективной.

    www.aba.dn.ua

    Арт-терапия при аутизме

    Арт-терапия при аутизме — один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей. При ее использовании развиваются коммуникативные навыки у ребенка, страдающего аутизмом. Использование арт-терапии позволяет понять внутренний мир таких детей, понять, что происходит у них в голове, о чем они думают.

    Рисование способствует снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего комфорта у ребенка-аутиста. Это в свою очередь приводит к повышению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Благодаря этому снижается тревожность, и ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта со специалистом.

    При помощи арт-терапии ребенок, страдающий аутизмом, может рассказать нам о своих переживаниях, о том, что его интересует и волнует, о своих страхах. Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко состояние психики такого особенного ребенка. У ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и воображение.

    Задачи арт-терапии

    Сама по себе арт-терапия — это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве. Главные задачи арт-терапии включают:

    1. Дать человеку социально приемлемый выход, выплеск агрессии и иным негативным чувствам.

    2. В качестве вспомогательного способа облегчить лечение (психотерапию).

    3. Получить наглядный материал для психодиагностики пациента.

    4. Проработать подавленные чувства и мысли.

    5. Установить контакт.

    6. Помочь развить самоконтроль.

    7. Научить концентрировать внимание на чувствах и ощущениях.

    8. Развить в ребенке творческие способности и дать возможность повысить самооценку.

    Арт-терапию используют при трудностях эмоционального развития, стрессах, депрессиях, эмоциональной неустойчивости, импульсивности эмоциональных реакций, чувстве одиночества, межличностных конфликтах, повышенной тревожности, страхах, фобиях и прочее.

    Основные принципы арт-терапии

    Для адаптационных и коммуникативных целей используют различные альтернативные методы лечения аутизма, среди которых можно выделить основные:

    1. снятие оценочности — погружение ребенка в творческое состояние при помощи музыки, рисования, аппликации, лепки;

    2. взаимодействие с природой и новыми предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое происходит в наиболее благотворной атмосфере;

    3. снятие барьерной установки, страхов (к примеру, снятие барьера «я не умею рисовать», способно подвигнуть ребенка на получение новых навыков, которые кроме прочего способствуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитие речевого центра и активизации других мозговых процессов).

    Как осуществляется арт-терапия при аутизме?

    Занятия по арт-терапии могут походить как в индивидуальной форме, так и в групповой. При индивидуальных занятия могут применяться авторские методики. В таком случая авторская методика может быть разработана для каждого ребенка индивидуально с учетом его личных особенностей. Групповые формы занятий арт-терапией позволяют развивать коммуникационные навыки ребенка с другими детьми. Обычно занятия проходят в непринуждённой атмосфере творчества. Такие занятия для ребенка, страдающего аутизмом, возможны только при условии, что степень его аутистического расстройства позволяет ему в них участвовать.

    Эти методики направлены, в первую очередь, на развитие воображение, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, снятия напряжения.

    Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Всему этому обучают на занятиях арт-терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии.

    Что же касается музыки, то «лечение звуком» — широко известная методика. Музыка способна успокаивать, приводить психику в относительный порядок, позволять расслабиться, снизить слуховую и тактильную непереносимость. Поэтому лечение звуком детей, лечение аутизма у детей музыкой, может дать положительные результаты.

    В более «старших» группах, при относительно неплохой коммуникации среди особенных детей и соответствующих навыках, могут также ставить спектакли, театральные и хореографические представления.

    Какова эффективность арт-терапии при аутизме?

    В результате применения комплекса методик арт-терапии наблюдаются позитивные изменения. В частности: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так и с новыми, которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.

    alsariya-baby.ru