Типологические варианты детской депрессии

Типологические варианты детской депрессии

Главная »» Детская гастроэнтерология »» Кафедра детских болезней N2 с курсом гастроэнтерологии и диетологии ФУВ РГМУ »» 3. Конгрессы детских гастроэнтерологов России »» 3. Материалы XII Конгресса детских гастроэнтерологов России — 2005г.

версия для печати

Соматизация невротической депрессии, проявляющаяся преимущественно гастроэнтерологическими расстройствами, у детей. Ю.Ф.Антропов. Российская медицинская академия последипломного образования. Москва.

К настоящему времени установлена основополагающая роль психических нарушений в генезе патологии пищеварительной системы, особенно на ранних возрастных этапах.

Вместе с тем представления о патогенетических механизмах формирования гастроэнтерологических заболеваний базируются в основном на установлении тревожного компонента аффективных расстройств с рекомендацией, как правило, психотропных препаратов с седативным характером действия.

Нами неоднократно указывалось на особую роль депрессивных расстройств в происхождении патологии желудочно-кишечного тракта в детском возрасте.

Результатом настоящего исследования является установление в динамике корреляции особенностей психогенно обусловленных депрессивных расстройств невротического уровня с характером гастроэнтерологических нарушений у детей.
Работа проводилась в Российской детской клинической больнице (главный врач профессор Ваганов Н.Н.) в 1996- 2002 годах.
Основным методом исследования были клинический, клинико-психопатологический и клинико-психологический. Дополнительно использовались параклинический и статистический методы.

Были обследованы 276 детей с психической и преимущественной различной гастроэнтерологической патологией, которая у 10,9% больных была единственным видом соматических расстройств, а у 89,1% сочеталась не только с психическими, но и различными соматическими нарушениями.

Среди больных с гастроэнтерологическими психосоматическими расстройствами, преобладали девочки (1: 1,2). Возраст обследованных от 2 до 16 лет, средний возраст – 9,9+/ –0,4 года. Средний возраст начала заболевания – 4,7 +/–0,5 года, длительность заболевания – 5,2+/ –0,4 года.

Клинический анализ ведущей гастроэнтерологической патологии позволил выделить больных с психосоматическими реакциями – 20,6% детей, психосоматическими состояниями — 67,8% детей и психосоматическими заболевания – 11,6% детей.
Психический статус обследованных детей характеризовался индивидуальными особенностями эмоциональных реакций и волевой деятельности, позволившими установить у 75,5% сангвинический темперамент, у 23% — холерический и у 1,5% — флегматический темперамент.

Личностные особенности больных были представлены в основным следующими акцентуированными чертами характера: лабильно-истерическими – у 23% детей, эмоционально лабильными — у 22,3%, истерическими – у 20,1%, сенситивными у 12%, тревожно-замкнутыми — у 6,6% и аффективно возбудимыми — у 5,5% детей.

Клинико-психопатологический анализ показал, что у всех больных имели место психические расстройства в виде аффективной (депрессивной) патологии, которая у 57,6% обследованных определяла клиническую картину заболевания, а у 42,4% выступала в виде синдрома или субсиндрома в структуре других психических заболеваний.

У подавляющего числа (97,5%) больных депрессия была мало выраженной, у 2,5% — умеренно выраженной.
Типологические варианты депрессии представлены следующим образом: тревожный – у 48,6% больных, астенотревожный – у 38,4%, астенический у 8%, тревожно-тоскливый – у 4,7% и тоскливый – у 0,4% больных.

С учетом длительности психогенной невротической депрессии были проанализированы основные показатели гастроэнтерологической и аффективной патологии: 1 группа (144 больных) с длительность депрессии до 5 лет; 2 группа (132 больных) с длительность депрессии от 5 до 15,5 лет.

Анализ данных по группам показал, что в 1 группе больных значительно преобладали девочки (1:1,8), возраст от 2 до 16 лет (средний – 8,9?0,6 года), начало заболевания (в среднем) – в 6,3?0,7 года.

Психосоматические реакции отмечались у 27,1% больных, состояния – у 66,6% и заболевания у 6,3% больных.

У 72,5% детей отмечался сангвинический темперамент, у 25,4% холерический и у 2,1% – флегматический. Преимущественные акцентуированные черты характера: истерические у 24,6% больных, тревожно-мнительные – у 22,5% лабильно-истерические – у 19,7%, сенситивные – у 9,2%, тревожно-замкнутые – у 7,8% и аффективно-возбудимые у 4,9% больных.

Из психических расстройств, преобладание депрессии отмечено у 52,8% детей, депрессивные расстройства в структуре других психических заболеваний – у 47,2%. Мало выраженная депрессия у 97,2% больных, умеренно выраженная – у 2,8%. Наиболее представлен тревожный вариант депрессии (57,6%), менее астенотревожный (30,6%), незначительно астенический (8,3%), тревожно-тоскливый (2,8%) и тоскливый (0,7%) варианты.

Во 2 группе детей с длительностью невротической депрессии свыше 5 лет незначительно преобладали мальчики (1,1:1), возраст больных от 5 до 16 лет (средний – 11,1+/ –0,5 года), возраст начала заболевания (средний) — 3,0+/ –0,5 года.
Психосоматические реакции установлены у 16,3% больных, состояния у 68,9% и психосоматические заболевания – у 17,4% больных.

Сангвинический темперамент у 78,8% детей, холерический у 20,5% и флегматический у 0,8% детей. Преимущественные акцентуированные черты характера: лабильно-истерические – у 26,5% больных, тревожно-мнительные – у 22%, истерические у 15,2%, сенситивные – у 15,2%, аффективно-возбудимые у 6,1% и тревожно-замкнутые – у 5,3% больных.

Депрессивные расстройства определяли клиническую картину психопатологического состояния у 62,9% больных, в структуре других психических заболеваний отмечались у 37,1%. Мало выраженная депрессия устанавливалась у 97,7% больных, умеренно выраженная – 2,3%. Астенотревожный вариант депрессии был наиболее представленным (47%), тревожный менее (38,6%), астенический (7,6%) и тревожно-тоскливый (6,8%) крайне незначительно.

Таким образом, соматизация психических расстройств за счет гастроэнтерологических и функциональных нарушений в других органах и системах чаще связана с аффективными нарушениями в виде психогенной депрессии невротического уровня.
Анализ показателей невротической депрессии, проявляющейся гастроэнтерологической патологией, позволяет отметить нарастание частоты преимущественно депрессивных расстройств при их усложнении и снижении степени выраженности и утяжеление гастроэнтерологических проявлений при большей длительности депрессивных расстройств у детей.

Динамика преимущественной гастроэнтерологической психосоматической патологии подчеркивает особенности процесса соматизации как трансформировании аффективной патологии с постепенным становлением психосоматических гастроэнтерологических заболеваний.

www.gastroportal.ru

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.51) на тему: Комплексное лечение невротической депрессии у детей и подростков

Оглавление диссертации Шевцов, Сергей Александрович :: 2003 :: Москва

Глава 1. Обзор литературы о комплексном лечении невротической депрессии у детей и подростков

1.1. Особенности диагностики и комплексной терапии невротической депрессии в детско-подростковом возрасте

1.1.1. Современные представления о диагностике невротической депрессии у детей и подростков.

1.1.2. Современные представления о комплексном лечении невротической депрессии у детей и подростков.

1.2. Психотерапия и фитотерапия невротической депрессии у детей и подростков

1.2.1. Особенности психотерапии невротической депрессии в детско-подростковом возрасте.

1.2.2. Особенности фитотерапии и применения препарата ново-пассит при пограничных психических расстройствах у детей и подростков.

Глава 2. Методы исследования. Характеристика испытуемых.

Глава 3. Результаты оценки эффективности методов лечения невротической депрессии у детей и подростков.

Глава 4. Обсуждение результатов исследования.

Введение диссертации по теме «Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия», Шевцов, Сергей Александрович, автореферат

Методы комплексного лечения невротической депрессии (НД), в том числе в детско-подростковом возрасте, в последние годы изучаются очень активно в нашей стране и во всем мире (Essau С.А., 1999, Stein D., 2000, Brent D.A., 2001, Goodyear, I.A. et al., 2002, Michael K.D., Crowley S.L., 2002, von Gontard A., Lehmkuhl G., 2003, Kazdin A.E., 2003, Иовчук H.M., 1998, Циркин С.Ю, 2000, Дмитриева Т.Б., 2001, Горюнов А.В., 2002, Антропов Ю.Ф., 2002, Козлова И.А., 2002, Северный А.А., 2003, Шевченко Ю.С., 2003). Сравнительная оценка эффективности не комплексного и комплексного применения психологических методов и фитотерапии при депрессивных расстройствах невротического уровня (ДРНУ), как у детей, так и у взрослых, в связи с трудностью определения их границ, классификации и диагностики до сих пор остается дискуссионной, особенно в том аспекте, который связан с лечением и реабилитацией больных методами только восстановительной медицины и психотерапии (Ernst Е., Rand J.I., Stevinson С., 1998, Личко А.Е., 1985, Ковалев В.В., 1995, Зилов В.Г., 1997, 2001, 2003, Циркин С.Ю., 2000, Антропов Ю.Ф., 2001, Кулаков С.А., 2002, Захаров А.И., 2002, Смулевич А.Б., 2003)

По данным разных авторов, повышенные уровни депрессии и тревоги отмечены, по данным разных авторов, у 0,4 — 25% в детской популяции (Исаев Д.Н., 1999, Антропов Ю.Ф.; 2000, Шевченко Ю.С., Антропов Ю.Ф.; 2002). Рост числа депрессивных состояний обусловлен увеличением удельного веса именно неглубоких депрессий, в частности психогенных невротических форм (Angst J., 1983, Вертоградова О.П., 1990, Лакосина Н.Д., 1993, Александровский Ю.А., 1996, Северный А.А., 2003).

Известно, что в возникновении и формировании различных типов депрессивных нарушений у детей и подростков наряду с основными факторами (гипотимическим и онтогенетическим) принимают определенное участие различные факторы риска: биологические (минимальная дисфункция мозга и др.), генетические (наследственная отягощенность психическими заболеваниями и т.п.) и психосоциальные (различные формы неправильного воспитания в семье, школе и др.) факторы (Кендалл Ф., 2002, Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., 2002).

Вопросы терапии депрессивных расстройств различного генеза остаются в фокусе внимания психиатров уже в течение многих лет. По мере накопления психофармакологических и клинических данных растет число антидепрессантов различного профиля действия, что диктуется ежегодным ростом числа больных, нуждающихся в дифференцированной терапии препаратами данной группы (Мазо Г.Э.; 2000). Особое место в ней занимают так называемые легкие антидепрессанты и транквилизаторы, в том числе растительного происхождения, отличием которых является хорошая переносимость, обусловленная минимальным количеством нежелательных эффектов наряду с достаточной эффективностью при лечении тревожно-депрессивной симптоматики невротического уровня (Бовин Р.Я., Иванов М.В., Мазо Г.Э. и соавт., 1995, Олейчик И.В., 2000).

Депрессивные нарушения у детей и подростков имеют определенные качественные особенности, что позволяет на основе преобладания одного из видов депрессивного аффекта подразделить их на: астенические, тревожные, тоскливые и смешанные (астенотревожные и тревожно-тоскливые). Наиболее частыми (Антропов Ю.Ф.; 2000) являются типологические варианты депрессии с тревожным компонентом. Выделение типологических вариантов, лежащих в основе депрессивных нарушений, позволяет обосновать дифференцированную антидепрессивную терапию НД в детско-подростковом возрасте. Проводимое на максимально ранних возрастных этапах адекватное эмоциональному состоянию комплексное лечение (психофармако- и психотерапия, методы восстановительной медицины) является не только терапевтическим, реабилитационным, но и профилактическим средством, позволяющим предотвратить формирование хронических психических заболеваний в последующие возрастные периоды и во взрослой жизни (Вейн A.M., 1999, Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., 2002, Северный А.А., 2003).

Однако применяемые для лечения депрессий невротического уровня у детей и подростков стандартные высокоэффективные синтетические антидепрессивные средства более часто, чем у взрослых, приходится отменять или заменять из-за побочных эффектов, которые, в свою очередь, также требуют лечения. Особенно остро эта проблема касается больных с аффективной патологией моложе 12-14 лет. Именно поэтому психотерапия и фитотерапия, вследствие их особенностей (Зилов В.Г., 1997, 2001, 2003, Вейн A.M., 2001, Кулаков С.А., 2002) и, в частности, семейная интегративная краткосрочная психотерапия и монотерапия препаратом ново-пассит, при лечении невротической депрессии легкой степени в детском и подростковом возрасте привлекает все большее число врачей, как общей, семейной практики, педиатров, так и неврологов, психиатров и психотерапевтов.

Цель исследования — сравнительная оценка эффективности не комплексного использования методов, интегративной семейной психотерапии и фитотерапии препаратом ново-пассит, а также их комплексного применения при НД у детей и подростков, в том числе в зависимости от возраста пациентов

1 Исследование степени эффективности применения препарата растительного происхождения ново-пассит при НД у детей и подростков.

2. Исследование степени эффективности семейной краткосрочной интегративной психотерапии (СКИПТ) в виде комплекса методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, суггестивной терапии, аутогенной тренировки (КПТ, СТ и AT) при НД у детей и подростков.

3. Исследование степени эффективности комплексного одновременного применения препарата ново-пассит и семейной краткосрочной интегративной психотерапии при НД у пациентов детско-подросткового возраста.

4. Сравнительная оценка степени эффективности трех методов терапии между собой.

5. Сравнительная оценка эффективности трех данных методов лечения при НД у детей и подростков в зависимости от возрастной группы.

1. Впервые применен метод краткосрочной интегративной семейной психотерапии НД у пациентов детско-подросткового возраста.

2. Впервые применен препарат растительного происхождения ново-пассит в лечении данной патологии у детей и подростков.

3. Впервые даны дифференцированные показания к применению данных методов лечения в зависимости от возраста пациентов.

1. Оптимизирован подход к нелекарственной терапии депрессивных расстройств невротического уровня у детей и подростков. Показана необходимость учета возраста при выборе метода лечения больных.

2. На основе установленных различий в динамике разных методов лечения депрессивных расстройств и неоднозначности их прогноза обоснована прогностическая значимость метода терапии данной патологии.

3. Полученный экспериментальный материал и его осмысление дает возможность разработать наиболее эффективные методы преодоления отклонений в развитии психической деятельности у этой группы детей и тем самым подготовить их к успешному обучению в школе или повысить успеваемость детей школьного возраста.

4. На основании полученных данных статистического анализа создается возможность разработать в дальнейшем комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение риска возникновения и повторения депрессивных расстройств в детском возрасте.

Положения, выносимые на защиту

1. Препарат ново-пассит является эффективным средством лечения НД у детей и подростков.

2. Краткосрочная семейная интегративная психотерапия является достаточно эффективным методом лечения НД у детей и подростков.

3. Сочетанное применение препарата ново-пассит и семейной интегративной краткосрочной психотерапией является эффективным методом лечения НД у детей и подростков.

4. Наиболее эффективным методом лечения НД у детей и подростков является применение препарата ново-пассит в сочетании с семейной интегративной краткосрочной психотерапией, меньшая эффективность наблюдалась при монотерапии препаратом ново-пассит и еще меньшая — когда применялась только семейная интегративная краткосрочная психотерапия.

5. В возрастной группе 5-9 наиболее эффективен был препарат ново-пассит, в возрастной группе 10-15 — психотерапия, а комплексное лечение была одинаково эффективно в обеих возрастных группах детей и подростков.

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс на кафедре: «Нелекарственные методы лечения и клиническая физиология» ФППО ММА им И.М. Сеченова. Также они используются в преподавании курсов «Психодиагностика», «Патопсихология», которые читаются для студентов факультета психологии Московского экономико-лингвистического института (МЭЛИ); в учебных семинарах «Психологическая саморегуляция в работе с детьми и взрослыми», которые проводятся для психологов и педагогов в психолого-медико-социальном иентре (ПМСЦ) «Взаимодействие» ЮОУ МДО г. Москвы.

Апробация диссертации состоялась на кафедральной научно-методической конференции кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ФППО ММА им. И М. Сеченова 22 мая 2003 года. Работа рекомендована к защите без повторной апробации.

Публикации: По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ФППО ММА им. И.М. Сеченова (2003), кафедры общей психологии факультета психологии Московского экономико-лингвистического института (2003). Основные результаты доложены на международной научной конференции «Проблемы идеальности в науке» (Москва; 2000), на Методическом совете ЦПМСС «Взаимодействие» ЮОУ МДО (Москва; 2001), на клинической конференции молодых ученых ФППО ММА «Актуальные вопросы клинической медицины» (Москва; 2002), на десятой международной научной конференции РУДН «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 2003).

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 129 страницах печатного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственного исследования, обсуждения результатов исследования, заключения, выводов и списка литературы, содержащего 135 источников на русском и 75 на иностранном языках. Диссертация иллюстрирована 11 таблицами и 14 рисунками.

medical-diss.com

Клинические иллюстрации. Депрессии с поведенческими расстройствами;

Депрессии с поведенческими расстройствами. Ступидные депрессии. «Юношеская астеническая несостоятельность». Критерии отграничения этих депрессий от клинически сходных состояний. Заболевания, в рамках которых возникают депрессивные состояния. Механизмы социальной и школьной дизадаптации, профилактика и коррекция при депрессиях у детей и подростков.

Депрессии у детей и подростков (продолжение).

Лекция VIII.

В каких из историйях болезнии, приведенных в предыдущих лекциях, имеются описаны депрессивные расстройства?

Какие болезненные идеи выступают в данном случае на фоне соматизированной депрессии?

Как Ввы думаете, сколько лет в приведенном выше случае болел ребенок до правильной квалификации состояния и назначения адекватного лечения?

Продолжая описание характерных детско-подростковых депрессий, сложных для своевременного распознавания, переходим к следующим двум типам депрессий — — депрессии с поведенческими расстройствами и ступидной депрессии.

ДЕПРЕССИЯ С ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ (ПСИХОПАТОПОДОБНАЯ ДЕПРЕССИЯ)депрессивное состояние, в котором расстройства, имитирующие патологию характера (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, повышенная возбудимость, деспотизм, истероидность и т. п.), выступают в сочетании с поведенческими нарушениями: пропусками занятий, отказом от посещения школы, драками, антидисциплинарными поступками, уходами, бродяжничеством, употреблением наркотических веществ, ранними сексуальными связями, а иногда и криминальными действиями. Поведенческие расстройства при депрессиях у детей и подростков колеблются от элементарных антидисциплинарных поступков до тяжелых форм девиантного поведения. Они, как правило, носят защитный характер и часто обусловлены неосознанным стремлением депрессивного подростка облегчить свое душевное состояние в компании сверстников с помощью алкоголя, курения, наркотиков.

В основе учебной декомпенсации и социальной дизадаптации при психопатоподобных депрессиях у подростков, как и при других типологических вариантах детских депрессии, лежат волевые нарушения, утрата удовольствия от любого вида деятельности, тревога, неуверенность, идеи малоценности и несостоятельности, интеллектуальная несостоятельность. Родители, педагоги, одноклассники в большинстве случаев не понимают причин резкого изменения характера подростка и стремительного падения его успеваемости, расценивая эти проявления как лень, избалованность, распущенность или находя этому причины в ссоре с приятелями, влиянии улицы, дурной компании. Соответственно, ближайшее окружение, в том числе родные, к такому подростку подходят с дисциплинарными мерами — — требованиями, порицаниями, взысканиями, наказаниями, порой публичными и очень жестокими. Уязвленный, непонятый, отчаявшийся что-либо изменить в своей жизни, подросток реагирует на все замечания в свой адрес грубостью, резкостью, словесной, а иногда и физической агрессией. Он становится конфликтным, драчливым, заносчивым и нетерпимым. В семье проявляются скрытность, враждебность, особенно к тому из родителей, кто проявляет большую жестокость и прямолинейность. Оппозиционность, негативизм, отрицание авторитетов в этих случаях выступают в утрированной, гротескной форме; нередки разного рода истероформные состояния, демонстративные попытки самоубийства, уходы из дома и бродяжничество. Пропуская школу, такой подросток часто втягивается в асоциальную компанию, которая становится для него своеобразным прибежищем и защитой от требований школы и семьи. В поисках облегчения своего состояния, сиюминутной радости он пробует курить, употребляет алкоголь, наркотические и токсические вещества, что, вызывая порой кратковременное облегчение самочувствия, как правило, не приносит заметного улучшения состояния, а, напротив, усугубляет его. Ввиду повышенной подчиняемости и эмоционального безразличия депрессивный ребенок может становиться жертвой сексуальных перверсий или бездумно участвовать в криминальных актах. В таких случаях истинная природа патологического состояния часто выявляется только при стационировании больного, поводом для которого служит не депрессивная симптоматика, а поведенческие нарушения или неожиданная суицидальная попытка.

При изучении депрессивных состояний с психопатоподобным поведением выявлен ряд признаков, способствующих их отграничению от других психопатоподобных синдромов. Прежде всего, дДепрессии с психопатоподобным поведением возникают чаще всего у детей препубертатного возраста и подростков, до этого благополучных, нормально успевавших в школе, не обнаруживавших в детские годы признаков девиаций характера, так что неадекватное поведение и психопатические реакции воспринимаются близкими как нечто чуждое, не соответствующее чертам характера их ребенка. Психопатоподобные расстройства, маскирующие подростковую депрессию, в отличие от психопатоподобного синдрома другого генеза, не являются столь массивными и постоянными, а представляют собой неожиданно возникшие, фрагментарные, неустойчивые, ситуационно обусловленные нарушения поведения, углубляющиеся, как правило, при неадекватных мерах педагогического воздействия. Поведенческие расстройства выступают на фоне скучного, плаксивого или злобно-угрюмого настроения, чередующегося с периодами безразличия, вялости, малоподвижности, и сопровождаются жалобами на неприятные ощущения и боли, нарушениями сна и аппетита, суточными колебаниями активности и настроения. Поведенческие нарушения, граничащие с асоциальным поведением при подростковых депрессиях, отличаются от психопатоподобного синдрома другого происхождения лежащей лежащими в их основе пассивностью, подчиняемостью, стремлением уклониться от невозможного в этих состояниях интеллектуального напряжения в школе, отвлечься от мрачных мыслей, уйти от неразрешимой ситуации, при этом настоящее оживление влечений ? отсутствует.

Примером депрессии с поведенческими расстройствами, сопровождающейся также массивной соматизацией, является случай, приведенный нами в лекции III (Антон).

СТУПИДНАЯ ДЕПРЕССИЯдепрессивное состояние, в котором преобладающей является идеаторная заторможенность (замедленность и затрудненность мышления) при отсутствии или слабой выраженности торможения в сфере моторики и стертости депрессивного аффекта. У школьников при депрессии этого типа отмечается резкое падение успеваемости, связанное с утратой способности к восприятию новых сведений, субъективным ощущением потери памяти, затрудненности воспроизведения нового материала и сосредоточения внимания. При выраженном и длительном характере ступидной депрессии возникает так называемая депрессивная псевдодебильность, имитирующая умственную отсталость (олигофрению). На этом фоне появляются нерезко выраженные идеи несостоятельности, самоуничижения, сенситивные идеи отношения, страх школы, иногда с полным отказом от ее посещения. Несостоятельность в учебе нередко является поводом для обращения к психиатру для решения вопроса об уровне интеллекта и рекомендации посещения вспомогательной школы. В некоторых случаях кратковременные (продолжительностью 2-3 недели) ступидные депрессии не успевают вызвать школьной дизадаптации и выявляются ретроспективно при возникновении более тяжелых и длительных психических расстройств. При этом последующие депрессии, оставаясь ступидными, приобретают все более выраженные черты «интеллектуального краха» за счет углубления симптомов нарушения мышления.

Основными критериями, способствующими отграничению ступидных депрессий от умственной отсталости, являются признаки своевременного, гармоничного интеллектуального развития ребенка в дошкольные годы, внезапная и необоснованная утрата способности к обучению, повторяемость состояний «псевдодебильности», чередующихся с периодами возврата к прежним возможностям восприятия и воспроизведения нового, постепенное углубление несостоятельности в учебе (при многолетних или частых ступидных депрессиях), неравномерность запаса знаний, а также множественная фрагментарная аффективная симптоматика с суточными колебаниями настроения, сезонностью и пульсацией интеллектуальных возможностей.

Примером остро развившейся ступидной депрессии является следующее наблюдение.:

studopedia.su

Л. И. Колосова ПОДРОСТКОВАЯ ДЕПРЕССИЯ КАК ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НЕВРОТИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Транскрипт

1 2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, М., Наука, 1996, Т. 17, 4, С Микиртумов БЕ. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, с. 4. Немое P.C. Психология. Кн. 3. М., с. 5. Савина Е.А., Чарова ОБ. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии //Вопросы психологии. М., «Школа-Пресс», 2002, 6, С Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, с. Л. И. Колосова ПОДРОСТКОВАЯ ДЕПРЕССИЯ КАК ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НЕВРОТИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ К аффективным расстройствам у детей относят нарушения настроения (его подъем или спад), занимающие основное место в клинической картине болезни. В настоящее время аффективные расстройства у детей и подростков рассматриваются в рамках маниакально-депрессивного психоза [2]. D. Marcelli описывает особенности семиотики депрессии у подростков, дифференцируя при этом характерные депрессивные состояния — большой депрессивный эпизод, дистимию, «депрессивное настроение», и обращая внимание на проблему продолжения у взрослых депрессии, проявившейся в подростковом возрасте [8]. Частота встречаемости большой депрессии колеблется в пределах 5-7%. Показатель распространенности в подростковом возрасте достигает 15-20%. Дистимия встречается реже, частота ее около 5%; «депрессивное настроение» (угрюмость, мрачность, тревожнодепрессивный кризис или депрессивность) наблюдается у 30-40% подростков [7, 8]. Виды депрессий, встречающихся у детей и подростков Депрессия — аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение. Классический депрессивный синдром определяется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью (депрессивная триада), снижением витального тонуса, идеями неполноценности и самоуничижения, разнообразными

2 соматовегетативными расстройствами. У подростков депрессия крайне редко соответствует классическим описаниям, выступая в диспропорциональной, атипичной и часто «маскированной» форме. Подростковая депрессия выступает в многообразных типологических вариантах, сопоставимых с таковыми у взрослых: в виде тоскливой, тревожной, боязливой, адинамической, дисфорической, соматизированной, анестетической и других депрессий. У подростков чаще (19-20%) отмечаются амбулаторные формы депрессий, которые относятся к субдепрессиям. Таковыми являются: 1. Депрессия адин омическая, сопровождающаяся расстройствами энергетического полюса: снижение побуждений, бессилие, вялость, лень, слабость эмоционального отклика, сниженность настроения. 2. Депрессия ажитированная протекает с выраженным двигательным или речедвигательным возбуждением. Ажитация в подростковом возрасте возникает в основном на фоне тревожной или боязливой эндогенной депрессии в рамках циркулярной шизофрении или, реже, циклотимии. 3. Депрессия аналитическая выражается замедлением физического и психического развития, повышенной подверженностью инфекционным заболеваниям. Подростки, страдающие аналитической депрессией, становятся неконтактными, подавленными и апатичными. 4. Депрессия анестетическая сопровождается переживанием болезненного бесчувствия, утраты чувств, в том числе любви к близким, радости, печали, ужаса, мучительными переживаниями своей эмоциональной изменен ности. 5. Депрессия астеноподобная характеризуется утомляемостью, истощаемостью, раздражительностью, вспыльчивостью, вызывающим поведением, грубостью, драками, антидисциплинированными поступками, уходами из дома. 6. Депрессия ипохондрическая (сенесто-ипохондрическая) сопровождается патологическими телесными ощущениями. В выраженности ипохондрических расстройств в этом возрасте большую роль играют психогенные влияния: тяжелая болезнь или смерть близких ухудшает состояние подростка. 7. Депрессия «маскированная» (соматизированная, вегетативная, ларвированная) [1], для которой характерны: а) патологические ощущения, имитирующие органическую боль; б) проявления деперсонализации; в) собственно функциональные, разнообразные вегетосоматические расстройства; особой формой «маскированной» депрессии являются субдепрессивные состояния, протекающие с явлениями «соматопсихического синергизма» [3]. 8. Депрессия обсессивно-фобическая характеризуется сочетанием тревожнодепрессивного или тревожно-боязливого аффекта. В этом случае у детей и подростков чаще встречаются навязчивые сомнения, воспоминания,

3 фобии, страхи. В период депрессии появляются или усиливаются навязчивые движения и действия. 9. Депрессия простая характеризуется подавленностью, безрадостным настроением, скукой, желанием плакать. Приятные события не вызывают у подростков живой эмоциональной реакции, в то же время незначительные внешние отрицательные факторы вызывают значительное ухудшение самочувствия и настроения. 10. Депрессия психопатоподобная: для нее характерны грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, повышенная возбудимость, деспотизм, истероидность, которые сопровождаются поведенческими нарушениями (пропуск уроков, бродяжничество, наркомания, иногда криминальные действия). 11. Депрессия тревожная сопровождается ощущением внутренней напряженности, беспокойства, тревоги. Подростки, имеющие этот вид депрессии, отличаются двигательным беспокойством, неусидчивостью, стремлением к перемене места; двигательное беспокойство сменяется моторной заторможенностью. 12. Унлюст-депрессия (Unlust — D) представляет собой депрессивный синдром, клиническая картина которого характеризуется сочетанием ангедонии и преобладающего угрюмого настроения с мрачным недовольством собой и окружающими, придирчивостью, недоброжелательностью, неприязнью, враждебностью. Подростки, имеющие унлюст-депрессию могут издеваться, избивать слабых и безобидных членов семьи, даже любимых животных. У них преобладает тусклое, безрадостное настроение. Школьная дезадаптация усугубляется грубым нарушением дисциплины с вызывающим поведением. Для этой депрессии характерны суицидальные попытки, которые неожиданны, отличаются обдуманностью, обосновываются «сознательным отвращением к жизни». На фоне unlust — D у младших подростков нередко выявляются патологические фантазии садистского содержания. Экспериментальное исследование влияния подростковых депрессий на психосоматические заболевания в зрелом возрасте В исследовании изучалась выборка из 65 пациентов, имеющих такие заболевания, как гипертония различной тяжести и неврозы. Из общего количества больных — 35 пациентов отделения неврозов с истерическим, обсессивно-компульсивным неврозами и неврастенией (у 22 человек диагноз — неврастения, у 8 — истерический невроз и у 5 человек — неврастения с обсессивно-компульсивным неврозом). Больные неврозами за последние 8 лет пролечились в отделении неврозов по 2-3 раза. 30 пациентов — с диагнозом гипертония (8 человек — с легкой формой

4 гипертонии, 16 — человек с гипертонией средней тяжести и 6 человек — с тяжелой формой гипертонии). Многие больные находятся на стационарном лечении по 2-3 раза в год. Возраст пациентов от 22 до 56 лет, пол — женский. В клинической беседе у всех больных были выявлены подростковые депрессии, среди которых доминировали: адинамическая у 32 человек (49,2%); обсессивно-фобическая у 10 человек (15,3%); 8 человек перенесли в подростковом возрасте унлюст-депрессию (12,3%), из них три человека имели выход на суицид; астеноподобную депрессию диагностировали у остальных 15 испытуемых (23,2%). Нами было выдвинуто предположение о том, что у пациентов, страдающих неврозами и соматическими заболеваниями, сформировавшимися на основе перенесенных депрессий в подростковом возрасте, возможно продолжение депрессий во взрослом состоянии. Для диагностики депрессии были использованы методики: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS), шкала Монтгомери — Асберг для оценки депрессии (MADRS) и опросник депрессии Бека (BDI). Результаты диагностики полностью подтвердили наше предположение о продолжении депрессии подросткового возраста у взрослых. Таким образом, проблема формирования психосоматических заболеваний во взрослом состоянии на основе подростковой депрессии и проблема непрерывности, эволюции депрессии в течении всей жизни оказалась довольно существенной, причем если в подростковом возрасте суицидальные попытки отмечались у 3 человек из 65, то во взрослом состоянии в обследуемой группе было зафиксировано 19 случаев. Следовательно, вероятность самоубийства в зрелом возрасте более высока в том случае, если люди страдали депрессией в подростковом и детском возрасте. Наше исследование позволяет сделать вывод, что конкретные психологические проблемы подросткового возраста провоцируют возникновение определенных физических недомоганий, являющихся причиной развития психосоматических заболеваний во взрослом состоянии. Соматизированная депрессия очень многообразна. Так, например: аффект страха вызывает диабет; напряженная и безуспешная интеллектуальная деятельность — причина гастритов и язвы; неудачи в любви приводят к стенокардическим болям; сексуальные проблемы, неудовлетворенность провоцируют вегето-сосудистую дистонию и впоследствии гипертонию; кроме этого соматика отягощается депрессиями, которые продолжаются во взрослом состоянии [6]. Получается заколдованный круг: подростковая депрессия психосоматические заболевания во взрослом состоянии — формирование депрессии как продолжение подростковой депрессии во взрослом

5 состоянии. Диагностика депрессии у пациентов показала следующие результаты: 2 человека (3,07%) имеют «малый депрессивный эпизод», 18 пациентов имеют «субклинически выраженную депрессию» (27,7%), остальные 44 пациента имеют «клинически выраженную депрессию» (69,23%). В табл. 1. представлены коэффициенты корреляции, полученные между показателями тяжести депрессии по разным методикам. Таблица 1 Результаты корреляционного анализа показателей тяжести депрессии, полученных с помощью методик HADS, HDRS, MADRS, BDI Методики HADS депрессия/ Коэффициент корреляции HDRS депрессия 0,47* HADS депрессия/ MADRS депрессия 0,49* HADS депрессия/ BDI депрессия 0,70* HDRS депрессия/ MADRS депрессия 0,50* HDRS депрессия/ BDI депрессия 0,61* MADRS депрессия/ BDI депрессия 0,75* * р Necessary cookie Accept

docplayer.ru