Тяжелая форма аутизма симптомы

Аутизм у детей и симптомы его развития

Дорогие мамы! У детского аутизма симптомов множество. Чем раньше вы их увидите, тем больше шансов помочь ребенку.

Аутизм – самое странное таинственное заболевание. Симптомы его свидетельствуют о неумении человека устанавливать эмоциональную связь с важными для жизни объектами. Психиатрами всего мира исследовано и выдвинуто множество теорий заболевания, которые, по существу, являются гипотезами. Значительные известные факты болезни вызывают массу дискуссий у тех, кто хоть немного ознакомлен с этой загадочной патологией. На сегодняшний день не определен точный и однозначный ответ на проблему, откуда берется аутизм. Но есть много примеров из практики, когда удалось нормализовать состояние здоровья ребенка при рано выявленном аутизме и своевременной правильной организации воспитания ребенка: режим дня, питание, закаливание, физическое и эмоциональное развитие, прогулки.
Существует множество научных версий, допускающих генетическое происхождение заболевания. Выдвинуты гипотезы о приобретаемом типе аутизма. В единичности, предусматривается, что роковая роль принадлежит эмбриональным факторам: например, краснуха, герпес, диабет, высокий уровень стресса, грибковые заболевания, перенесенные беременной женщиной, работа с фолиевой кислотой или пестицидами и многие другие. Многие психиатры пришли к выводам, что нездоровый образ жизни беременной, особенно курение, может его спровоцировать. Влияют и послеродовые факторы, которые обусловливают аутизм уже у родившегося ребенка: отравление ртутью, свинцом, аутоиммунные болезни и многочисленные вирусные инфекции.

Аутизм у детей, симптомы – интересующий многих вопрос. Как распознать форму аутизма?

Ранний детский аутизм (синдром Каннера)

– неблагоприятная болезнь. Обычно ее замечают, когда ребенок запаздывает в интеллектуальном или речевом развитии. Не зная симптомов аутизма у детей, родители упускают такое важное время.

А ведь необходимо забить тревогу, если ребенок не смотрит вам в глаза, не играет так, как другие дети. Игры носят механический характер. Вступить в контакт с таким ребенком, даже несловесный, часто не удается.

Следует сосредоточиться на таких симптомах аутизма у детей:

— ребенок ведет себя неадекватно. Он может метаться по комнате.

— ребенок может не играть в те игры, которые предлагают ему взрослые. Он не интересуется красивыми яркими игрушками, а симпатичные игрушки из меха вызывают у него испуг и истерику. Зато он часами может играть какими-то тряпочками, булавочками, любыми нестандартными вещами. Дети обычные не используют это в игре. Детям-аутистам очень нравится открывать и закрывать дверцу шкафа или кран бесчисленное множество раз. Им нравится продолжительное время смотреть на льющуюся воду, они очень часто моют руки. Ходить они начинают с опозданием и на цыпочках.

— дети-аутисты очень избирательны в выборе еды. Очень тяжело привыкают к новой пище. То, что они начали есть, они едят все время. Очень трудно их заставить даже попробовать новую пищу. Дети с тяжелой формой аутизма, вообще, не жуют. Бедным мамам приходится постоянно перетирать, измельчать им пищу.
И таких у аутизма симптомов огромное количество.

Но одним из важнейших симптомов является задержка речевого развития. Это, прежде всего то, на что родители обращают внимание. В исследованиях ученых сделан вывод, что наиболее важный показатель наличия аутизма у детей является специфика произношения слогов при помощи быстрых движений языка и быстром использовании нижней челюсти.

Заболевание аутизм протекает разнообразно, так как каждый ребенок является ярким индивидуумом. Объединить какие-то признаки, симптомы аутизма трудно, как и невозможно сделать какой-то далеко идущий вывод о его дальнейшем развитии.

Дорогие мамы! У аутизма симптомов множество. Чем раньше вы их увидите, тем больше шансов помочь ребенку. Не отчаивайтесь!

autism-help.ru

Что такое тяжелый аутизм

Начнем с того, что «тяжелый аутизм» — это не официальный диагноз. Это всего лишь совокупность симптомов, которое помогает родителям, докторам, учителям и психологам лучше описать уровень того, как может функционировать человек, и какие у него потребности. Тяжелый аутизм часто называют низкофункциональным, каннеровским или глубоким аутизмом. Этот термин описывает людей, у которых проявления аутизма выражены максимально.

Есть еще один способ дать определение тяжелому аутизму, описав то, насколько страдающий им человек нуждается в посторонней помощи. Обычно люди с тяжелым аутизмом должны находиться под постоянным присмотром – семь дней в неделю и двадцать четыре часа в сутки.

Почему им требуется так много помощи?

  • Хотя у всех страдающих аутизмом людей есть сложности с социальным взаимодействием и коммуникацией, именно те, у кого тяжелый аутизм, совершенно не могут использовать речь. При общении с ними создается впечатление, что они не обращают никакого внимания на свое окружение.
  • Говоря в целом, страдающие тяжелым аутизмом также имеют очень низкий уровень умственного развития – что показывают даже те тесты, которые опираются на невербальные методики. Важно, однако, понимать, что эта видимость часто оказывается ложной: некоторые люди с тяжелым аутизмом успешно осваивают язык жестов, электронные устройства и другие приспособления. Многие из этих людей оказываются весьма красноречивыми, если находят способ себя выразить, что дает основание считать, что, по меньшей мере, некоторые из людей с тяжелым аутизмом гораздо способнее, чем кажется.
  • У многих людей с аутизмом есть сенсорные расстройства – они или чрезмерно, или недостаточно чувствительны к свету, звуку, прикосновениям, запаху и ощущениям вкуса. Те, у кого аутизм имеет тяжелую форму, могут иметь предельные нарушения сенсорики – такие, что места с большим скоплением людей, ярким освещением и громким звуком будут для них совершенно непереносимыми.
  • У многих людей с аутизмом есть тенденция к ритуалам и самостимуляции (стереотипиям). У тяжелых аутистов набор подобных привычек в поведении особенно широк. Часто они могут повредить себе, дергая себя за волосы или стуча головой об стену или стол.
  • Тяжелый аутизм часто сопровождается агрессивным поведением. Человек с тяжелым аутизмом может бить других людей руками, кусаться или лягаться. Также нередки случаю размазывания фекалий, резкого, многократного захлопывания дверей. Все это требует быстрого и своевременного постороннего вмешательства.
  • «Убегания» – часты случаи, когда тяжелый аутист начинает бежать в произвольном направлении без видимых к тому причин. Иногда из-за этого в доме нужно устанавливать специальные, трудные в открывании замки и сигнализацию.
  • У людей с тяжелым аутизмом могут проявляться физические симптомы, которые также имеются и при менее глубоком его течении. Они могут включать в себя бессонницу, эпилепсию, расстройства настроения, а также, по некоторым источникам, гастроэнтерологические проблемы.
  • Лечение тяжелого аутизма обычно включает препараты для снятия тревоги и связанных с ней состояний. К людям с тяжелым аутизмом применяют поведенческую терапию (ABA), занятия с логопедом, физиопроцедуры и иногда — игровую терапию. Родители должны регулярно показывать своего ребенка с тяжелым аутизмом врачу, чтобы вовремя выявлять заболевания, о которых малыш не может сказать, поскольку плохое самочувствие провоцирует проблемное поведение.

    www.corhelp.ru

    Формы аутизма у детей

  • Синдром Аспергера. Это легкая форма заболевания: малыш до 3 лет не заинтересован в окружающих, его поведение стереотипно, но он разговаривает и может выполнять какие-то задачи, но только если они ему интересны. К семье ребенок и подросток равнодушен, но к жилищу привязан.
  • Атипичный аутизм. Он развивается у детей старшего возраста, характеризуется отсутствием одного или двух основных критериев, по которым ставится диагноз аутизма.

  • В зависимости от социальной дезадаптации выделяют такие виды расстройства:

  • С отвержением окружающего. У ребенка отмечаются повторения звуков, движений, ощущений; он гипервозбудим, у него нарушено чувство самосохранения
  • До конца не ясно, почему рождаются дети с аутизмом. Выяснено, что основная роль в развитии этой патологии принадлежит генетическим нарушениям, но неизвестны причины возникновения: в наличии у ребенка определенного сочетания генов или они в определенной мутации генов.

  • имеется хрупкая X-хромосома
  • если мать во время I-II триместра беременности перенесла вирусную или бактериальную инфекцию, например, краснуху (симптомы краснухи читайте здесь) или цитомегаловирусную инфекцию
  • Аутизм у ребенка проявляется в возрасте до 3 лет, проявления его различны и характеризуются выражением: Если вы знакомы с одним аутистом, то вы знаете… только одного аутиста. Но все же есть общие для всех больных симптомы, которые условно разделяют на несколько групп. Ознакомившись с ними, вы поймете, что такое аутизм.

    Это выглядит так:

    • нет социальных и эмоциональных привязанностей.
    • Трудности при общении

      Симптомы этого диагностического критерия такие:

    • ребенок не пытается пояснить, чего он хочет, с помощью жестов или мимики
    • если речь успела развиться, ребенок не способен начинать и продолжать беседу с другими людьми
    • неспособность играть в игры, требующие взаимодействия.
    • Особенности поведения

    • имеется интерес к определенным участкам предметов.
    • Признаки раннего аутизма

      Ранние признаки аутизма родители могут заметить, когда ребенок еще грудной:

    • не радуется при приближении близких
    • не любит быть на руках
    • не улыбается родным
    • манипулирует чужой рукой, чтобы показать предмет, который он хочет
    • не откликается на свое имя.
    • не начинает разговор
    • при смене обстановки впадает в панику
    • может монотонно повторять слово или звук
    • интересуется только одним видом деятельности, но изучает предмет своего интереса досконально.
    • Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

    • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил
    • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака
    • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну
    • непонятные страхи также имеют место
    • гиперактивность
    • агрессия, направленная на себя.
    • Степени тяжести заболевания

      Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

      2 степень. Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.

      Родительская диагностика

      Как распознать аутизм? Поможет тест на аутизм для маленьких детей под названием CHAT. Чтобы выявить патологию, нужно отвечать да или нет на следующие вопросы:

    • Есть ли интерес к другим детям?
    • Имитирует ли ребенок действия в игре?
    • Диагноз ставит комиссия в государственной психиатрической клинике в составе таких врачей:

    • детский невролог
    • детский психолог
    • ЭЭГ
    • На вопрос, можно ли вылечить аутизм, ответ однозначный: нельзя. Ученые США на данный момент работают над терапией патологии стволовыми клетками, но они еще не могут точно сказать, лечится ли болезнь этим способом.

      Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

    • медикаментозное лечение
    • безглютеновая диета
    • иппотерапия
    • поведенческая терапия
    • игротерапия
    • ЛФК
    • Рассмотрим основные виды терапии отдельно.

      Лечение таблетками

    • противосудорожные препараты (их можно назначать детям любого возраста, в том числе и новорожденным)
    • поливитамины в виде таблеток.
    • Антибиотики могут назначаться только при бактериальных воспалительных заболеваниях у ребенка. Лекарства, необходимые для купирования сопутствующих заболеваний, назначаются в возрастных дозировках, без учета, что ребенок является аутистом.

      Диетотерапия

      Этим термином обозначают терапию, главным лечебным средством которого является лошадь, контролируемая специалистом-иппотерапевтом. В этом случае аутист, не выходя из своего мира, взаимодействует с окружающим через животное. Выполняя свои любимые стереотипные движения – двигаясь в такт движениям лошади – аутист обретает контроль над моторикой. А кроме того лошадь, в виду своего характера, становится другом аутиста. В интернете можно найти только положительные отзывы об этом виде терапии

      Через музыку больной может передать гармонию собственной жизни, внутренне успокоиться, развить собственную фантазию, улучшить коммуникацию.

      Занятия проводят специально обученные музыкальные руководители, которые не просто будут петь и играть на музыкальном инструменте, но и будут проводить занятие стереотипно, одновременно давая понять ребенку, что он здесь в безопасности.

      Цель, которую преследует массаж при данной патологии, — это познакомить ребенка со своим телом, так как чувствительность его кожных покровов снижена. Кроме этого, дополнительные импульсы от кожи в мозг помогают развиваться тем отделам ЦНС, которые у аутистов задействованы плохо.

      Реабилитация аутиста включает занятия с логопедом, психологом и психиатром. Проводится также арт-терапия, игротерапия, логоритмика. Определяется она в зависимости от вида нарушений, которые выявляют тесты. Основной упор при таких занятиях делается на сильные стороны ребенка.

      Операция при этом состоянии не показана.

      Совет: эффект от лечения не стоит ждать очень быстро. Помощь аутисту – процесс очень долгий и кропотливый, в ходе которого нужно даже давать родителям такого ребенка отдых на 1-2 недели, в течение которых они смогут поменять обстановку.

      Прогноз расстройства

      Аутизм – это хронический тип расстройства, который вряд ли можно вылечить. Воспитание и обучение аутистичных детей происходит обычно по индивидуальному графику. Затем это обусловливает инвалидность, группа которой зависит от степени расстройства, но для аутистов это трагедией не является.

      Профилактика

      Предупредить развитие аутизма каким-то особым способом невозможно, так как причины этого состояния не могут выяснить пока ни одни тесты. Неспецифическая профилактика заключается только в планировании беременности, предотвращении инфекционных болезней и стрессов в период ожидания ребенка.

      Нужно помнить, что ранние признаки развиваются уже после рождения малыша, определить заболевание по УЗИ или каким-то другим образом во внутриутробном периоде невозможно.

      doktordetok.ru

      Аутизм у детей: возможно ли его победить

      Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, диагноз Аутизм сомнителен.

      Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от своей формы; точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из психологических методов воздействия, поведенческой терапии; изредка используются препараты. Вылечить патологию сейчас еще невозможно, коррекция заключается в формировании адаптационных навыков.

      То состояние, которое просто называют аутизмом, в медицине звучит как ранний детский аутизм или синдром Каннера. В этом случае младенец еще в возрасте до года не проявляет желаний взаимодействовать с окружающими, не смотрит людям в глаза, не старается говорить. Их поведение стереотипно, имеют место поведенческие ритуалы.

      Имеются и схожие состояния, с разнообразным сочетанием более мягких признаков заболевания. Их называют расстройствами аутистического спектра, и они включают:

    • Синдром Ретта. Развивается обычно у ребенка до года, характеризуется его обратным развитием: вначале грудничок чему-то учится (сидеть, ползать, произносить звуки), потом малыш постепенно разучивается это делать. У детей 2 лет могут пропадать даже жевательные навыки, исчезает какая-либо двигательная активность кроме моющих движений рук, что требует нахождения в стационаре. В 5 лет некоторые навыки возвращаются, но после способность к движению, а также к мышлению вновь утрачивается. Синдром Ретта – самая тяжелая форма аутизма.
    • Дезинтегративное расстройство Heller, когда у детей 2 лет и старше наблюдается постепенный уход в себя с ухудшением (вплоть до полной утраты) речи, интеллектуальных и коммуникативных способностей.
    • С полнейшим отсутствием потребности в контакте. Такой ребенок молчит, у него нет навыков самообслуживания
    • Когда окружающее замещается: у ребенка есть своеобразные интересы и фантазии, которые он ставит выше реальных явлений; к близким он привязан слабо
    • Со сверхтормозимостью в отношении к окружающему (наиболее легкая форма): малыш очень раним, пуглив; у него быстро меняется настроение, он истощается морально и физически уже через небольшой период времени.
    • Что такое эпидемия аутизма

      Аутизм в разных странах регистрируется в 4-50 случаях на 10 тысяч детей до 3 лет. На настоящий момент болен каждый 88-й ребенок. Мальчики болеют в 3-4 раз чаще.

      В последнее время отмечается учащение случаев этого расстройства, но дело тут вовсе не в эпидемии (это не заразная болезнь), а в том, что изменился подход к диагностике – более слабо выраженные проявления нарушений социального поведения и навыков считают аутизмом.

      Почему развивается аутизм

      Аутизм у ребенка может также развиваться вследствие таких причин:

    • если аутизмом болен кто-то из родителей (риск существенно возрастает, если уже 1 ребенок родился с подобным синдромом).
    • Существует теория, что вакцинация вызывает аутизм, но это – недоказанный факт; считается, что прививка только запускает уже имеющиеся механизмы заболевания. То же могут сделать постоянные конфликты в семье, а также детская корь.

      Симптомы заболевания

      Нарушение социального взаимодействия

    • нет мимики, жестов и поз, которые мы используем при общении
    • ребенок не смотрит в глаза
    • невозможность взаимодействовать со сверстниками
    • не происходит развитие разговорной речи
    • свой язык

    • Ранний детский аутизм проявляется повторяющимися интересами и действиями:

    • малыш повторяет какие-то действия, которые в данной ситуации бессмысленны (например, не ложится спать, пока не выстроит игрушки в определенной последовательности)
    • иногда повторяет странные сложные движения
    • Диагноз Аутизм ставится, если имеется не менее 6 перечисленных симптомов, при этом – не менее 2 из первого раздела, не менее, чем по одному – из разделов 2 и 3. Заболевание будет носить название синдрома Каннера, если его первые признаки появились в возрасте до 3 лет.

      Разделяют проявления аутизма и в зависимости от возраста.

    • он не смотрит в глаза
    • при кормлении он или напряжен, или странно расслаблен
    • В возрасте 3-5 лет как проявляется заболевание:

    • не принимает участия в разговоре
    • отмечается задержка психического развития
    • очень тяжело приобретает новые навыки
    • странные страхи: боязнь красного, квадратного, плюшевых мишек и так далее
    • Аутизм у ребенка старше 11 лет

    • бесцельные сложные движения
    • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу
    • дефицит внимания
    • В подростковый период больные дети имеют все признаки неврастении.

      Атипичный аутизм имеет различный набор проявлений, может начинаться после трехлетнего возраста. При этом ребенок социально дезадаптирован, погружен внутрь себя, имеет разную степень привязанности к родителям.

      1 степень – легкая. Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.

      3 степень. В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.

      4 степень – самая тяжелая. Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

    • Нравится ли ему, когда его держат на руках или укачивают?
    • Нравится ли играть с вами?
    • Ребенок указывает на предметы собственным указательным пальцем?
    • Приносит ли ребенок игрушку, чтобы показать родителям, хоть иногда?
    • Смотрит ли он в глаза незнакомым?
    • Если ему сказать Смотри или назвать предмет и указать на него пальцем, он будет смотреть на палец или на предмет?
    • Может ли он построить башню из кубиков?
    • Если спросить ребенка, где находится предмет, покажет ли он его пальцем?
    • Диагностика у врача

    • детский психиатр
    • педиатр
    • логопед.
    • Диагностика основывается на наблюдении вышеуказанных специалистов за ребенком, проведении ими некоторых тестовых шкал. Тесты на аутизм называются: Шкала оценки неадекватного поведения, Шкала Коннорса, Опросник для диагностики аутизма. Как определить заболевание с помощью таких тестов – задача врача.

      Также при подозрении на аутизм проводится такое обследование:

    • МРТ головного мозга
    • допплерография сосудов головы и шеи
    • при необходимости ребенку нужно проконсультироваться у смежных специалистов: генетика, гастроэнтеролога.
    • Данное обследование не показывает, есть аутизм у ребенка или нет, но исключает вероятность того, что симптомы, которые у него проявляются, не возникли в результате какой-либо другой причины (например, опухоли мозга). Почему рождаются дети с подобными проблемами, а также о том, как проверить новорожденного на предмет этого нарушения сознания, расскажет врач-генетик.

      Как лечить

      На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

      Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

      1. музыкальная терапия
      2. дельфинотерапия
      3. массаж.
      4. Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

        Операция, народные средства, диета и антибиотики в лечении аутизма никакой роли не играют. Они могут применяться только для терапии состояний, которые развиваются на фоне аутизма.

        Лечить медикаментозными препаратами можно только симптоматически, и только некоторые формы заболевания. Так, могут назначаться такие таблетки:

      5. антипсихотические лекарства (их не применяют в грудном возрасте)
      6. психостимуляторы
      7. нейропротекторы
      8. Питание безглютеновой пищей хоть и собирает большое количество положительных отзывов (родители пишут, что наблюдалось облегчение состояния), реального обоснования под собой не имеет.

        Поведенческая терапия

        Это занятия, в ходе которых специалист совместно с родителями проводит воспитание малыша, обучение его различным навыкам. В этом случае используют построение определенной последовательности простых действий, чтобы выполнить какую-то задачу (например, для подготовки ко сну или мытья рук нужно постоянно совершать четкой последовательности действия). Действия повторяют многократно дома, затем повторяют их и в незнакомой обстановке.

        Иппотерапия

        Музыкальная терапия

        Музыкальная терапия руководствуется следующим принципом: все в жизни ритмично, в том числе и музыка. А вот психика обычного человека, в отличие от аутиста, неритмична.

        Какие-то особые виды упражнений при аутизме нужно выполнять только в том случае, если этому заболеванию сопутствуют другие патологии. При неосложненном течении расстройства выполняют общеукрепляющую физкультуру, направленную на лучшее ознакомление ребенка со своим телом.

        Вспомогательные виды терапии

        Народные средства можно применять только в том случае, когда аутизм сопровождается психотическими расстройствами. Тогда прибегают к приготовлению успокаивающих чаев с мятой и мелиссой, возле подушки ребенка кладут лаванду, используют некоторые другие рецепты.