Тяжелый стресс симптомы

Острая реакция на стресс — аффективно-шоковая реакция на тяжелую психотравму

Острая реакция на стресс (расстройство адаптации), по МКБ-10 код F43.0, — это кратковременное, но сильное нарушение психики, возникающее под воздействием сильного стрессора.

Причиной изменения поведения человека и нарушения его психического состояния могут явиться:

  • катастрофа;
  • потеря одного или нескольких близких людей;
  • резкое изменение социального положения;
  • новость о наличии серьезного заболевания;
  • социальное положение беженца;
  • несчастный случай;
  • природные катаклизмы;
  • изнасилование;
  • преступные действия.
  • Все события жизни, вызывающие сильные и длительные переживания, продолжительное стрессовое состояние, могут вызвать расстройство приспособительных реакций.

    Кризисные состояния более характерны для людей расположенных к нему: пожилых, больных, истощенных, имеющих психические или соматические заболевания.

    Жизненные обстоятельства, несчастные случаи, потери – все это, способствует развитию нарушения. Однако если у человека нет природной расположенности к заболеванию, внешних факторов недостаточно для проявления острой реакции.

    Существует группа людей, которая подвержена расстройствам адаптации и иным острым реакциям на стресс больше других. Это сверхчувствительные люди, которые принимают любые события близко к сердцу. Соматические и психические заболевания также способствуют развитию расстройств.

    Развитие и течение

    Острые стрессовые реакции проявляется непосредственно после возникновения стрессора, симптомы расстройств адаптации сразу же дают о себе знать.

    Изначально больной впадает в полное оглушение. Он уходит от реальности. Следующим этапом становится возникновение тревоги. Такое состояние не дает покоя больному. Он не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. Большинство событий реальности остаются незамеченными.

    Еще один симптом острой реакции на резкие перемены является дезориентация.

    Острая реакция на стресс – это психически нездоровое состояние человека. Оно длится от нескольких часов до 3 дней. Больной находится в ошеломлении, не способен полностью осознавать ситуацию, стрессовое событие фиксируется в памяти частично, часто в виде отрывков. Это происходит из-за временной амнезии, вызванной стрессом. Обычно симптомы сохраняются не больше 3-х дней.

    Одна из реакций – посттравматическое стрессовое расстройство. Развивается этот синдром исключительно из-за ситуаций, которые угрожают жизни человека. Признаками такого состояния валяются заторможенность, отчужденность, повторяющиеся ужасы, всплывающие в сознании картинки происшествия.

    Часто больных посещают идеи о суициде. Если расстройство не слишком тяжелой степени, оно постепенно проходит. Есть и хроническая форма, которая длится годами. Посттравматический синдром также называют боевой усталостью. Этот синдром наблюдался у участников войны. После Афганской войны очень много солдат страдало этим расстройством.

    Расстройство приспособительных реакций происходит из-за стрессовых событий в жизни человека. Таковым может быть потеря родного, резкое изменение жизненной ситуации или перелом в судьбе, разлука, уход в отставку, неудачи.

    В результате личность оказывается неспособной адаптироваться к неожиданному изменению. Человек не может продолжать жить обычной повседневной жизнью. Возникают непреодолимые трудности, связанные с общественной деятельностью, отсутствует желание, мотивация для принятия простых повседневных решений. Человек не может продолжать находиться в ситуации, в которой оказался. Однако у него нет сил на изменения и какие-либо решения.

    Разновидности течения

    Вызванное горестными, тяжелыми переживаниями, трагедиями или резким изменением жизненных ситуаций, расстройство адаптации может иметь различное течение и характер. В зависимости от особенностей болезни, выделяют расстройства адаптации с:

    1. Депрессивным настроением. Характерны чувства страха и безнадежности. Больной постоянно имеет депрессивное настроение.
    2. Тревожным настроением. Основные симптомы – учащенное сердцебиение, дрожание, ажитация.
    3. Смешанными эмоциональными чертами. Обязательно наличие нескольких симптомов, среди которых тревога, депрессия и другие.
    4. В случае развития расстройства адаптации с преобладанием нарушений поведения подверженный заболеванию нарушает все общепринятые нормы морали.
    5. Нарушением работы или учебы. Отсутствует желание заниматься работой или учебой. Наблюдаются депрессивное состояние, тревога, которые исчезают в свободное от работы и учебы время.

    Характерная клиническая картина

    Обычно расстройство и его симптомы исчезают спустя 6 месяцев от стрессового события. Если стрессор несет продолжительный характер, то сроки гораздо дольше шести месяцев.

    Синдром мешает нормальной, здоровой жизнедеятельности. Его симптомы угнетают человека не только психически, но поражают весь организм, нарушают работоспособность многих систем органов. Основные признаки:

    • грустное, подавленное настроение;
    • постоянная тревога и беспокойство;
    • неспособность справляться с повседневными или профессиональными задачами;
    • неспособность и отсутствие желания планирования дальнейших шагов и планов на жизнь;
    • нарушение восприятия событий;
    • ненормальное, необычное поведение;
    • боль в груди;
    • учащенное сердцебиение;
    • затруднение дыхания;
    • страх;
    • одышка;
    • удушье;
    • сильное мышечное напряжение;
    • неугомонность;
    • повышенное употребление табака и алкогольных напитков.
    • Наличие перечисленных симптомов говорит о расстройстве приспособительных реакций.

      Если признаки сохраняются длительное время, больше шести месяцев, непременно следует предпринять шаги для устранения нарушения.

      Постановка диагноза

      Диагностика расстройства приспособительных реакций производится только в условиях клиники, для определения заболевания учитывается характер кризисных состояний, которые привели пациента в удрученное состояние.

      Важно определение силы воздействия события на человека. Проводится обследование организма на наличие соматических и психических заболеваний. Обследование у психиатра проводится для исключения тревожного расстройства, депрессии, посттравматического синдрома. Только полноценное обследование может помочь постановлению диагноза, направлению больного к специалисту на лечение.

      Сопутствующие, схожие заболевания

      Очень много заболеваний входит в одну большую группу. Все они характеризуются одними и теми же признаками. Отличать их может всего один конкретный симптом или сила его проявления. Схожими являются следующие реакции:

      Заболевания различны по степени сложности, по характеру течени и по длительности. Часто одно переходит в другое. Если вовремя не принять меры лечения, болезнь может принять сложную форму и перейти в хронический тип.

      Подход к лечению

      Лечение расстройства приспособительных реакций производится поэтапно. Преобладает комплексный подход. В зависимости от степени проявления того или иного симптома, подход к лечению индивидуален.

      Основной метод – психотерапия. Именно этот способ наиболее эффективен, поскольку психогенный аспект в болезни является преобладающим. Терапия направлена на изменение отношения пациента к травмирующему событию. Повышается возможность больного регулировать негативные мысли. Создается стратегия для поведения пациента в стрессовой ситуации.

      Назначение препаратов обусловлено длительностью заболевания и степенью тревожности. Лекарственная терапия в среднем продолжается от двух до четырех месяцев.

      В числе медикаментов обязательно назначают антидепрессанты:

    • Амитриптилин один из популярных препаратов. Его прием начинают от 25-и мг за сутки. В зависимости от эффективности и особенностей организма доза может быть увеличена.
    • Мелипрамин – еще один антидепрессант. Способ его приема и дозировки совпадают с предыдущим препаратом. Начинают от 25-и мг, увеличивая до 200. Пьют перед сном.
    • Миансан не только антидепрессант, но и снотворное и успокоительное. Его принимают не разжевывая. Доза составляет от 60-и до 90 мг.
    • Паксил – антидепрессант. Его пьют 1 раз в день, утром. Доза составляет от 10-и до 30-и мг за сутки.
    • Отмена препаратов происходит постепенно, согласно поведению и самочувствию больного.

      Для лечения используют седативные растительные сборы. Они выполняют успокоительную функцию.

      Травяной сбор номер 2 хорошо помогает избавиться от симптомов заболевания. В его состав входят валериана, пустырник, мята, хмель и солодка. Настой пьют 2 раза в день по 1/3 части стакана. Лечение продолжается 4 недели. Часто назначают прием сбора номер 2 и 3 одновременно.

      Полноценное лечение, частые визиту к психотерапевту обеспечат возвращение к нормальной, привычной жизни.

      Каковы могут быть последствия?

      Большинство людей, страдающих расстройством адаптации, полностью излечиваются без каких-либо осложнений. Эта группа среднего возраста.

      Дети, подростки и пожилые подвержены появлению осложнений. Индивидуальные особенности человека играют важную роль в борьбе со стрессовыми состояниями.

      Часто невозможно предотвратить причину стресса и избавиться от нее. Эффективность лечения и отсутствие осложнений зависят от характера личности и его силы воли.

      neurodoc.ru

      Менеджмент

      Реакция на тяжелый стресс и расстройства адаптации. Острые, подострые, затяжные реактивные психозы.

      Реакция на тяжелый стресс и расстройства адаптации — группа часто встречающихся расстройств, возникающих в результате воздействия на человека тяжелых жизненных событий (психосоциального стресса) и приводящих к нарушению выполнения им социально-бытовых функций; при этом у человека до встречи со стрессором не было отчетливых симптомов другого заболевания.

      Характер психосоциальных стрессоров различен по интенсивности, остроте и ряду других параметров. Значимость стрессора и характера ответа на него очень индивидуальны, определяются наличием у человека механизмов психологической защиты, а также его социально-экономическим положением в обществе.

      Острая реакция на стресс — группа тяжелых, хотя кратковременных и обратимых психических расстройств, возникающих как непосредственный ответ на психосоциальные стрессоры чрезвычайной силы и интенсивности (землетрясения, пожары, боевые действия и т.д.). Клиника: сразу после травмы возникает паническая тревога, страх, неупорядоченное психомотороное возбуждение с бесцельными метаниями, бегством (фуга) либо обездвиженностью (аффектогенный ступор). Сознание больного резко сужено, он не узнает окружающих, не ориентируется во внешней обстановке. Обильно выражены вегетативные проявления тревоги. Состояние длится от нескольких мин до нескольких суток, после выхода из него — частичная или полная амнезия, выраженная астения. Лечение: больной при необходимости иммобилизируется; выраженные седативные нейролептики (аминазин, галоперидол) или транквилизаторы в высоких дозах (диазепам).

      Расстройства адаптации (F43)— возникают, когда психосоциальный стрессор не очень интенсивный, а его действие растянуто во времени (затяжной развод, госпитализация, предстоящее обследование и т.д.). Болезненные симптомы возникают постепенно, в течение 1 мес после стрессового события, длятся 2-3 мес и так же постепенно исчезают. Варианты адаптационных расстройств:

      а) кратковременная депрессивная реакция (нерезко пониженное настроение, чувство бессилия, снижение уверенности в себе, замедление мышления)

      б) пролонгированная депрессивная реакция

      в) смешанная тревожная и депрессивная реакция (к депрессивной симптоматике добавляются двигательное беспокойство, мышечная скованность, вегетативная гиперактивность)

      г) адаптационное расстройство с преобладанием нарушения других эмоций (депрессия, тревога + раздражительность, гневливость)

      д) адаптационное расстройство с преобладанием нарушения поведения (злоупотребление ПАВ, прогулы в школе)

      е) адаптационное расстройство смешанное (с нарушением эмоций и поведения)

      Лечение: главная роль — психологическая поддержка и психотерапия (групповая и т.д.)

      По характеру клинической картины, остроте и длительности выделяют следующие виды реактивных психозов:

      а) острые реактивные психозы — психические нарушения в виде аффективно-шоковых реакций, которые возникают при внезапном воздействии угрожающих для жизни факторов (пожар, землетрясение, наводнение, крупные аварии и пр.).

      Формы аффективно-шоковых реакций:

      1) гипокинетическая — характеризуется внезапным развитием реактивного ступора, обездвиженности; человек не может произнести слова, сделать какое-либо движение, чтобы спастись от надвигающейся опасности; наступает «эмоциональный паралич», безысходное отчаяние или безразличное отношение ко всему окружающему; ступорозное состояние длится несколько минут, редко до суток; после выхода больных из аффективно-шокового состояния наблюдается амнезия пережитого. Иногда аффективно-шоковая реакция переходит в реактивный параноид или депрессию.

      2) гиперкинетическая — проявляется резко выраженным психомоторным возбуждением; возникающая опасность вызывает у человека бессмысленную попытку бежать, которая сопровождается хаотическим двигательным беспокойством; человек бесцельно бежит навстречу опасности, проявляются вегетативные реакции, рвота, понос, непроизвольное мочеиспускание, тахикардия. Сознание нарушается по сумеречному типу (с дезориентировкой в окружающей обстановке и собственной личности и с последующей амнезией).

      б) подострые аффективные психозы — развиваются более медленно после определенного срока от момента психотравмы, длятся от 2-4 нед до 2-3 мес. За это время человек успевает психологически переработать сложившуюся ситуацию, после чего развивается болезненное состояние.

      1) реактивная депрессия — чаще всего встречается; пониженное настроение, возникающее после психотравмирующей ситуации; в элементах поведения больных, в жестах, мимике отражается психотравмирующая ситуация; речь тихая, монотонная, сон, аппетит нарушены; постоянно преследуют мысли о неприятных событиях. Иногда депрессивное состояние приобретает характер взрыва тоски — больные мечутся, кричат, рвут на себе волосы, пытаются покончить с собой.

      2) реактивный параноид — характерно преобладание в клинике бредовых расстройств; вначале возникает предболезненное состояние в виде беспокойства, тревоги, ожидания несчастья, затем появляются бредовые идеи и галлюцинации (бред преследования, отравления, бред особой значимости); настроение тревожное, тоскливое; больыне возбуждены, плаксивы, просят помощи.

      3) галлюциноз — в клинике преобладают слуховые, реже зрительные галлюцинации; содержание голосов отражает травмирующую ситуацию, голоса могут быть утешающие, враждебные, обычно принадлежат близким и знакомым (дочь, у которой умерла мать, слышит ее голос)

      4) сумеречное расстройстве сознания — появляются яркие галлюцинации, отрывочные несистематизированные бредоподобные идеи; поведение больных театрально, выразительно; в их движениях, мимике, позах отражается психотравмирующая ситуация; после восстановления сознания — амнезия.

      5) псевдодеменция — две основные формы:

      а) депрессивная — угнетенное настроение, общая заторможенность; больные длительно лежат в постели или же неподвижно сидят на одном месте, выражение лица страдальческое; на вопросы отвечают неохотно, замедленно, после многократного повторения вопроса, не могут писать, читать, считать, отвечают стереотипно, тихим монотонным голосом («не помню, не знаю»); при утяжелении состояния развивается депрессивный ступор с мутизмом и психомоторной заторможенностью.

      б) ажитированная — развивается на фоне психомоторной расторможенности; больные активны, дурашливы, суетливы, на вопросы отвечают быстро, торопливо, хорошо выражены миморечь и мимодействия, ответы чаще противоположны правильным, а действия нелепы (например, пытается надеть халат вместо брюк).

      6) пуэрилизм — детское поведение взрослого, перенесшего психотравму; больные говорят детским голосом, картавят, играют с игрушками, капризничают, плачут, просятся «на ручки», однако отдельные привычки взрослых при этом сохраняются.

      7) синдром регресса психики — поведение больных напоминает повадки животных; сознание их затемнено, они ползают, кусаются, лают.

      8) истерический ступор — проявляется мутизмом и обездвиженностью; мимика его говорит о большой аффективной напряженности, имеющей непосредственную связь с окружающей ситуацией.

      9) ятрогении — психогенные реакции, вызванные неправильным обращением врача или медицинского персонала с больными (фразы типа «я сегодня спешу, поэтому буду осматривать только умирающих больных»). На этой почве у больных могут возникать навязчивые страхи, сомнения, ипохондрический бред, депрессивные состояния.

      в) затяжные реактивные психозы — клиническая симптоматика психоза не претерпевает полного обратного развития, а принимает длительное течение (до 6 месяцев, года и более); наблюдается у лиц, перенесших тяжелые соматические заболевания, подвергавших себя хронической интоксикации (алкоголизм, наркомании, токсикомании), а также у психопатов. Психопатологическая симптоматика редуцируется медленно, на длительное время остаются стержневые симптомы, в основе которых лежит психогения. Так, у больных пуэрилизмом может остаться детская речь, косноязычие, и в то же время нелепое поведение, как правило, редко фиксируется на длительное время. В отдельных случаях даже при отсутствии психогенной обстановки болезнь принимает длительное, затяжное течение на многие годы. В результате постепенно происходит патологическое изменение личности, нарастают стойкие, почти необратимые нарушения психической деятельности в виде ослабления мыслительных процессов, памяти, внимания, эмоциональной неустойчивости.

      Лечение реактивных психозов:

      1) устранение психотравмирующей обстановки
      2) комплексное назначение нейролептиков, анксиолитиков, антидепрессантов (при реактивных психозах с бредом, галлюцинациями, психомоторным возбуждением — нейролептики: аминазин, тизерцин, галоперидол, трифтазин; при реактивных депрессиях — — антидепрессанты: амитриптилин, мелипрамин; если депрессия сопровождаются беспокойством, тревогой или бредом, галлюцинациями — антидепрессанты в первую половину дня + нейролептики во вторую половину).

      lartdoll.net

      Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации

      Негативные последствия стресса можно наблюдать и после прекращения действия травмирующего фактора. В таком случае говорят о реакции на тяжелый стресс.

      Указанное состояние сопровождает смерть близкого человека, катастрофы, войны, насилие. При лабильной психике нарушение социальной адаптации может наблюдаться и после менее травмирующих событий, такие как переезд, поступление в ВУЗ, смена работы и мн. др.

      Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

      В зависимости от сроков возникновения выделяют:

    • острая реакция на стресс — возникает сразу после травмы. Симптомы калейдоскопичны, могут меняться и самостоятельно исчезают без вмешательства врача. Возможна заторможенность, спутанность сознания, тревога или депрессия, эйфория или гнев, больные могут жаловаться на сердцебиение, тошноту, трудности дыхания. Обычно проходит в течение суток — трех, либо может перейти в посттравматическое стрессовое расстройство;
    • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — затяжная либо отсроченная реакция на стресс. Характеризуется депрессивным состоянием, вспышками воспоминаний (флэшбэки), ночными кошмарами, раздражительностью и агрессивностью, отчуждением, приступами паники, иногда — пристрастием к алкоголю или наркотикам. Может длиться годами;
    • расстройства адаптации — возникают в период значительных жизненных изменений и могут проявляться кратковременной или затяжной депрессивной или тревожно-депрессивной реакцией;
    • реакция горя — возникает в ответ на смерть близкого человека. Проявляется зацикливанием на умершем, разговорами о нем, отстраненностью, депрессией. Для реакции горя характерны пять стадий (этапы принятия) — отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. «Застревание» на одной из них может привести к пролонгации горевания и развитию других расстройств.
    • Симптомы и лечение тяжелого стресса и нарушений адаптации

      При нарушении адаптации симптомы неспецифичны и малозаметны. Обычно это депрессия или тревога, заторможенность, эмоциональная лабильность, потеря аппетита и бессонница, нарушение концентрации.

      Если неблагоприятные симптомы после травмирующего события сохраняются длительное время, необходима помощь врача.

      При реакции на тяжелый стресс и нарушение адаптации лечение осуществляет врач психиатр, психотерапевт. Основная цель терапии — примирить пациента с произошедшим, помочь принять ситуацию и жить дальше. Психотерапия в сочетании с общеукрепляющим лечением и медикаментозной поддержкой значительно облегчает состояние больных, и негативные последствия стресса постепенно сходят на нет.

      Мы знаем, как помочь людям, перенесшим тяжелый стресс или горечь утраты. Врачи Центра помогут пережить произошедшее и жить дальше. Комфортная обстановка, индивидуальный подход и работа до результата помогут вернуть радость жизни и с позитивом смотреть в будущее.

      cmzmedical.ru

      Реакции на тяжёлый стресс и нарушение адаптации

      Реакции на тяжёлый стресс

      Такие расстройства возникают в ответ на трудные обстоятельства в жизни ребенка, которые могут не быть внезапными или массовыми, но будут иметь длительную продолжительность. Именно поэтому в подобных ситуациях нет настолько усиленного воздействия на психику, которое помогло бы защитить ее от разрушения.

      Для ребенка патогенной может оказаться лишь ситуация, угрожающая его инстинктивной жизни, к примеру, нехватка в питании или общении. В дошкольном возрасте такой ситуацией могут стать ссоры, развод родителей, потеря родного человека. С возрастом причиной таких состояний становятся конфликты, разочарования в себе, низкая самооценка. Также, причиной психогенных реакций у ребенка может стать неправильное воспитание, к примеру, постоянные запреты или отсутствие заботы и ласки от родителей.

      В медицине существует термин «острая реакция на стресс», в основе которой лежит состояние высокой степени тяжести, при котором сразу не происходит видимых психических нарушений и длится оно от пары часов до нескольких дней. Таким стрессом может стать несчастный случай, преступление, катастрофа и т.д.

      В подобных стрессовых ситуациях у ребенка возникает отсутствие ориентации, адекватной реакции, и в последствии, отстраненность или даже ступор. Но бывает и обратная реакция – различные реакции гнева, тревоги, отчаяния и психомоторное возбуждение. В таких случаях нередко проявляются вегетативные признаки паники: тахикардия, потливость, покраснения. Но в случае прекращения стрессовой ситуации, все симптомы быстро исчезают.

      Когда ребенок остается в стрессовой обстановке без изменений, проявляется посттравматическое стрессовое расстройство. В таком состоянии ребенок постоянно переживает моменты стрессового события, может его повторно переживать во сне или в своих воспоминаниях, при этом могут наблюдаться вспышки страха и паники.

      Симптомами такого расстройства может стать чувство оцепенелости и без эмоциональности. Такие дети становятся раздражительными, пугливыми, у них нарушается сон и концентрация.

      В отличии от взрослых, дети постоянно страдают от повторяющихся воспоминаний, которые чаще всего возникают в спокойном состоянии. В подобных расстройствах существуют специфические симптомы, такие как:

    • инсценировка полученного стресса в играх, рисунках или рассказах;
    • высокая концентрация внимания к словам или символам, связанным с пережитой травмой;
    • утрата имеющихся навыков, психические и соматические расстройства.
    • Нарушение адаптации

      Такое расстройство возникает у ребенка при столкновении с трудностями, которые сыграли роль в образе жизни, к примеру: потеря родных, разлука, тяжелое соматическое заболевание. Симптомы дезадаптации проявляются в пределах месяца после полученного стресса и длятся около шести месяцев.

      К факторам, вызывающим нарушения адаптации, относятся:

    • шоковые психические травмы, которые, как правило, возникают внезапно и несут в себе угрозу жизни. Чем младше ребенок, тем больше внезапных ситуаций могут стать для него шоковыми ( появление незнакомого, гром, нападение собаки);
    • психотравмирующие ситуации, которые могут быть краткосрочными, но иметь большое влияние на психику ребенка (смерть одного из родителей, ссора с другом и т.д.)
    • постоянные психотравмирующие ситуации, которые затрагивают основные ценности ребенка (конфликты в семье, агрессивное воспитание, неуспеваемость).
    • Однотипных признаков расстройства адаптации не существует, однако можно увидеть изменение в поведении, склонность игнорировать любые стрессы. У ребенка проявляется чувство незащищенности. Особенно тяжелой ситуация складывается у дошкольников, которые еще не сформировали такое чувство. Зачастую такое явление связано с обстановкой в семье, когда у родителей присутствует невротичность или психопатия. Из-за ссор, агрессии, невозможности установить лояльные отношения в семье, ребенок теряет уверенность в собственной безопасности.

      Для постановки диагноза дезадаптации, в первую очередь, специалисту необходимо изучить темперамент ребенка, его особенности как личности, исключить наличие психопатических или акцентуированных черт. Также, необходимо пройти диагностику для выявления возможного существования органической неполноценности ЦНС. Для полной картины следует оценить влияние окружающей среды – семьи, школы и т.д., изучить состояние семьи и ее культуру. При обследовании, специалист собирает данные о развитии ребенка: акселерация, ретардация, асинхрония, темпы полового созревания. Далее диагностируются все имеющиеся заболевания и оценивается роль перенесенных ранее заболеваний.

      medilex.com.ua

      3.3. F43. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

      3.3. F43. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

      В эту рубрику включены расстройства, которые обусловлены воздействием «исключительно сильного стрессового жизнеопасного события или значительного изменения в жизни, приводящего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам, в результате чего развиваются расстройства адаптации».

      Распространенность этих расстройств находится в прямой зависимости от частоты стрессовых ситуаций. У 50 %–80 % лиц, перенесших тяжелый стресс, развиваются клинически оформленные расстройства и нарушения адаптации. В мирное время случаи посттравматических стрессовых расстройств встречаются в 0,5 % случаев у женщин и в 1,2 % случаев у мужчин. Наиболее уязвимая группа — это дети, подростки и пожилые. Помимо специфических биологических и психологических особенностей у этой группы лиц не сформированы (у детей) или ригидны (у пожилых) копинг — механизмы.

      В эту рубрику входят следующие диагностические категории:

      3.3.1. F43.0 Острая реакция на стресс.

      Сюда включены транзиторные расстройства значительной тяжести, которые развиваются у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительно сильные стрессовые жизненные события (природные катастрофы, несчастные случаи, изнасилование и т. п.). Эти расстройства обычно проходят через несколько часов или дней. Клиническая симптоматика полиморфна (вплоть до нарушенного сознания) и транзиторна.

      Для постановки диагноза «Острая реакция на стресс» помимо четкой временной связи между стрессом и клиническими проявлениями необхоимы следующие диагностические критерии:

      • Клинико — психопатологическая картина полиморфна и калейдоскопична; в дополнение к инициальному состоянию оглушенности могут наблюдаться депрессия, тревога, гнев, отчаяние, гиперактивность и отгороженность, но ни один из симптомов не преобладает длительно.

      • Быстрая редукция психопатологической симптоматики (самое большое в течение нескольких часов) в тех случаях, где возможно устранение стрессовой ситуации. В случаях, где стресс продолжается или по своей природе не может прекратиться, симптомы обычно начинают исчезать спустя 24–48 часов и сводятся к минимуму в течение 3 дней.

      В эту рубрику включаются:

      • острая кризисная реакция

      Как правило, такие пациенты редко попадают в поле зрения психиатров.

      3.3.2. F43.1 Посттравматическое стресовое расстройство (ПТСР).

      Возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать дистресс почти у любого человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм и т. п.).

      На протяжении жизни ПТСР переносит 1 % населения, а у 15 % могут возникнуть отдельные симптомы.

      К факторам риска развития ПТСР относятся следующие: характерологические особенности личности, зависимое поведение, наличие психотравмы в анамнезе, подростковый возраст, пожилые люди, наличие соматического заболевания.

      • начало расстройства после латентного периода, следующего за травмой (от нескольких недель до 6 месяцев, но иногда и позже);

      • вспышки воспоминаний («flashbacks»), повторяющие психотравмирующие события. Они могут появиться спустя десятилетия. Описан случай, когда у ветерана корейской войны, спустя 40 лет, имел место «flashbacks» — эффект, возникший в момент, когда по телевизору показывали летящий вертолет, звук которого напомнил ему военные события;

      • актуализация психотравмы в представлениях, снах, кошмарных сновидениях;

      • социальное избегание, дистанцирование и отчуждение от других, включая близких родственников;

      • изменение поведения, эксплозивные вспышки, раздражительность или склонность к агрессии. Возможно антисоциальное поведение или противоправные действия;

      • злоупотребление алкоголем и наркотиками, особенно для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств;

      • депрессия, суицидальные мысли или попытки;

      • острые приступы страха, паники;

      • вегетативные нарушения и неспецифические соматические жалобы (напр., головная боль).

      У значительной части лиц ПТСР хронифицируются и часто сочетаются с аффективными расстройствами и наркогенными заболеваниями.

      Необходимость длительного, комплексного лечения лиц, перенесших ПТСР, не вызывает сомнений. При легких случаях ПТСР хорошее действие оказывает психотерапия. Примирить человека с его прошлым — смысл большинства методов психотерапии при ПТСР. Для успешного лечения психотерапевт должен умело реагировать на «сильные аффекты», которые столь часто обнаруживают больные: эмоциональную лабильность, взрывчатость, ранимость. Психотерапия помогает больному справиться с чувством вины, обрести потерянное чувство контроля над окружающим, справиться с состоянием беспомощности и бессилия.

      Очень важны группы поддержки, в которых пациенту помогут глубже разобраться в значении травматического события. В Америке существуют группы поддержки ветеранов для жертв военных действий и военнопленных, в Нидерландах — убежище для женщин, избиваемых дома, в Киеве начала функционировать группа для жертв насилия.

      Важным этапом психокоррекционной работы является семейное консультирование. Необходимо рассказать родственникам о клинических признаках ПТСР, о переживаниях и чувствах больного, о принципах поведения родственников в данной ситуации. Обязательно необходимо проинформировать их о длительности течения этого заболевания и о возможном «flashbacks» — эффекте. С близкими родственниками также необходимо проведение психотерапевтических сеансов, ибо очень часто поведение больного может способствовать развитию пограничных психических расстройств.

      Очень важно обучить пациента методам релаксации, так как чувство тревоги и напряжения очень часто сопровождает их длительное время после травмы.

      На определенных этапах развития ПТСР целесообразно применение фармакотерапии. Показаниями для назначения медикаментозного лечения являются:

      • психомоторное возбуждение, панические атаки, приступы страха;

      • депрессии, аутоагрессивное поведение;

      • агрессивное и деструктивное поведение;

      Как при остром, так и при хроническом ПТСР целесообразно применение антидепрессантов и транквилизаторов бензодиазепинового ряда, в некоторых случаях показано применение нейролептиков. Очень важно лечение симптоматического алкоголизма или наркоманий, которые нередки у этих больных.

      Согласно данным катамнестических исследований (Т. Дж. МсGlinn, G.L. Methcalf, 1989), cостояние примерно 50 % пациентов с ПТСР улучшается в течение шести месяцев после травмы. Если пациент способен справиться со стрессовой ситуацией без эмоциональной лабильности, тревоги, напряжения, вегетативной дисфункции — применение психофармакотерапии можно прекратить. Показанием к прекращению лечения можно считать достижение такого состояния пациента, при котором он восстановил свою самооценку, социальный и профессиональный статус и способен коррегировать свое эмоциональное состояние не прибегая к лекарствам.

      3.3.3. F.43.2 Расстройства адаптации.

      К расстройствам адаптации относятся «состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к значительным жизненным изменениям или стрессовому жизненному событию. Стрессовый фактор может затрагивать индивидуум или его микросоциальное окружение.»

      В целом клиническая картина характеризуется тревогой, беспокойством, анорексией, диссомнией, ощущением собственной неполноценности, снижением интеллектуальной и физической продуктивности, вегетативными расстройствами, повторяющимися воспоминаниями, фантазиями, представлениями о кризисной ситуации (особенно в дневное время). В некоторых случаях возможно драматическое поведение или вспышки агрессивности. Клинические проявления возникают обычно в течение месяца после стрессовой ситуации, а продолжительность симптоматики не превышает 6 месяцев.

      К группе повышенного риска развития расстройств адаптации относятся лица с психическими и поведенческими расстройствами, с соматическими заболеваниями, ослабленные, подростки и пожилые, переживающие одновременно несколько очень значимых для личности психосоциальных стрессов.

      В МКБ–10 выделены следующие клинические формы расстройств адаптации:

      F43.20 кратковременная депрессивная реакция

      Транзиторное мягкое депрессивное расстройство не превышающее 1 месяца по длительности.

      F43.21 пролонгированная депрессивная реакция

      Легкое депрессивное состояние в ответ на длительную подверженность стрессовой ситуации, но продолжающееся более 2 лет.

      F43.22 смешанная тревожная и депрессивная реакция

      F43.23 с преобладанием нарушения других эмоций

      Имеются проявления тревоги, депрессии, беспокойства, напряженности и гнева.

      F43.24 с преобладанием нарушения поведения

      В клинической картине преобладает агрессивное или диссоциальное поведение.

      F43.25 смешанное расстройство эмоций и поведения

      F43.28 другие специфические преобладающие симптомы.

      В рубрику расстройств адаптации включены:

      • госпитализм у детей

      3.3.3.1. Реакция горя.

      Примером клинической динамики адаптивного расстройства может служить реакция горя, последовавшая за смертью значимого человека. По данным статистики после смерти человека резко возрастает заболеваемость и смертность среди его близких родственников (от 40 % и выше). Реакция на это событие возможна либо в виде неосложненной реакции горя либо в виде реакции горя в рамках расстройств адаптации.

      В классификации DSM–3–R специально выделены V — коды для состояний, которые не относятся к психическим расстройствам, но могут являться предметом внимания и лечения психиатров, психотерапевтов и психологов. К этой группе расстройств относятся неосложненная реакция утраты (V–62.82), которая является нормальной реакцией на смерть близкого человека. Клинически она характеризуется депрессивными переживаниями, которые сопровождаются анорексией, бессонницей, снижением веса. При неосложненной реакции утраты может иметь место и чувство вины. Как правило, такая реакция на утрату соответствует культуральным представлениям о переживании горя. Пациенты редко обращаются за профессиональной помощью, а если приходят на консультацию, то в основном по поводу бессонницы и анорексии.

      Неосложненная реакция утраты может возникнуть остро или быть пролонгированной (через два — три месяца). Некоторые авторы описывают и «печаль предвидения» — развитие реакции горя уже на этапе получения известия о фатальном заболевании близкого человека. Длительность неосложненной реакции утраты во многом определяется личностными характеристиками пациента, его окружением и социокультуральными традициями. Очень важно учитывать этнокультуральную специфичность реагирования на стрессовые ситуации. Так, смерть близкого человека сопровождается аутичными и депрессивными реакциями в популяции славянских народов и армян и демонстративно — экспрессивными — у таджиков (А.И.Кучинов, 1995).

      Реакция горя в рамках расстройств адаптации является клинически оформленным психическим расстройством, приводящим к дезадаптации. Выделяют 8 этапов реакции горя, которые были выделены и описаны А.Г. Амбрумовой, (1983) и Г.В. Старшенбаумом (1994). Моделью послужила наиболее типичная ситуация горя — смерть любимого человека.

      1 этап — с доминирующей эмоциональной дезорганизацией. Как правило, он длится от нескольких минут до нескольких часов и сопровождается вспышкой негативных чувств — паники, гнева, отчаяния. В поведении преобладает аффективная дезорганизация с временным ослаблением волевого контроля.

      2 этап — гиперактивности. Длительность 2–3 дня. В этот период человек чрезмерно деятелен, активен, склонен к постоянным разговорам о личности и делах умершего. В его психическом статусе доминирует эмоциональная лабильность с колебаниями настроения от дистимического с преобладанием тревожного компонента до эйфорического. Гораздо реже отмечается эмоциональное притупление без фиксации на переживании горя. На данном этапе могут иметь место неадекватные поступки (уходы из дому, негативное отношение к родственникам и т. п.). П. Жане описал пример нестандартного поведения девочки, у которой умерла мать: она продолжала ухаживать за ней и вела себя так, как если бы мать была жива.

      На этом этапе целесообразно постоянное присутствие кого — либо из близких, знающих покойного, которые могут поговорить о его добродетельности и вспомнить его положительные дела и поступки. Переживающего утрату необходимо побуждать к обсуждению его чувств и мыслей, позволять выплескивать свои эмоции.

      3 этап — напряжения. Его длительность — около недели. В психическом статусе преобладает психофизическое напряжение, тревога. Внешне пациенты скованы, их лицо амимично, они молчаливы. Их состояние периодически прерывается суетливой активностью, спазмами в горле или судорожными вздохами. Часто они раздражаются при попытке отвлечь их или переключить внимание на бытовые темы.

      Психодинамически ориентированные психотерапевты трактуют поведение этих лиц на 2 и 3 этапе как отказ от внешнего мира, идентификацию с умершим и нежелание жить.

      На этом этапе уже необходимо кризисное консультирование, целью которого является оказание помощи в проработке и выражении аффекта горя. Проблема потери является центральной на данном этапе. При необходимости пациенту назначают транквилизаторы и снотворные.

      4 этап — этап поиска, который протекает, как правило на второй неделе с момента утраты близкого человека. В психическом статусе доминирует дистимический фон настроения, потеря перспективы и жизненного смысла. Умерший воспринимается пациентом как живущий: он говорит о нем в настоящем времени, мысленно беседует с ним, иногда случайных прохожих воспринимает как усопшего. В этот период возможны иллюзии, гипногагические и гипнопомпические галлюцинации. Выделяют два варианта протекания четвертой стадии: тревожный и оппозиционный.

      Тревожный вариант. У этих лиц в психическом статусе доминирует тревога, напряжение, озабоченность и преувеличение проблем, которые возникли в связи со смертью близкого человека. Многие пациенты фиксированы на своем здоровье и зачастую обнаруживают у себя проявления болезни, от которой скончался усопший.

      Оппозиционный вариант. У пациентов преобладает раздражительность, обидчивость, чувство враждебности и напряжения к лечащим врачам и родственникам. Как правило, подобная реакция отмечается у лиц, психологически зависимых от умершего, с выраженной амбивалентной реакцией к нему при жизни: от любви до подавляемого чувства враждебности и агрессивности.

      Личностный смысл тревожного варианта реагирования Г.В.Старшенбаум (1994) объясняет поиском утраченного лица в качестве защитника; оппозиционного варианта — поиском объекта идентификации со значимым другим с целью отреагирования подавляемых раньше враждебных эмоций.

      Как правило, именно на этом этапе возникает необходимость в консультации психиатра и при необходимости госпитализация в стационар. В зависимости от доминирующего в клинической картине психопатологического синдрома целесообразно назначение транквилизаторов бензодиазепинового ряда, трициклических антидепрессантов, снотворных. Однако психофармакотерапия является лишь трамплином к дальнейшей длительной и кропотливой психотерапии. Она не должна назначаться длительно во избежания развития зависимости. Уже на первых этапах пребывания пациента в стационаре необходимо провести его кризисное консультирование и осуществить необходимые меры интенсивной опеки. Для этого целесообразно предпринять следующие шаги (С. Блох, 1997):

      1. Перенесение ответственности. Пациенту предлагают временно переложить решение всех проблем и ответственности на близких.

      2. Организация решения неотложных задач (уход за детьми, решение вопросов о временной нетрудоспособности пациента и т. п.).

      3. Удаление пациента из стрессогенного окружения. Сама по себе госпитализация уже является своеобразным удалением, но она оправдывает себя лишь в случае помещения пациента в специализированный кризисный стационар, где осуществляется профессиональная кризисная психотерапия.

      4. Снижение уровня возбуждения и дистресса. Применяются психотерапевтическое вмешательство и фармакотерапия.

      5. Установление доверительных отношений.

      6. Проявление заботы и тепла, оживление надежды.

      5 этап — отчаяния. Это период максимальных душевных мук, который развивается, как правило, на 3–6 неделе после потери значимого близкого. В психическом статусе пациентов доминируют жалобы на бессонницу, тревогу и страх, высказхываются идеи самообвинения, собственной малоценности и вины. Пациенты испытывают одиночество, беспомощность, отмечают потерю смысла жизни и дальнейшей перспективы. В этот период они раздражительны, отказываются от общения с близкими, зачастую подвергая их критике. На высоте переживания очень часто возникает загрудинная боль, сопровождаемая выраженной тревогой и беспокойством. Пациенты склонны причинять себе боль, наносить самоповреждения. В некоторых случаях они просят назначить им болезненные инъекции, готовы участвовать в различных психологических экспериментах, настроены на психокоррекционную работу. На этом этапе необходимо продолжать психофармакологическую терапию, адекватную психическому статусу пациента. Меры интенсивной опеки необходимо осуществлять постоянно. Психотерапевтическое вмешательство является первостепенным на этом этапе и должно быть направлено на оказание помощи в переживании, выражении и переработке аффекта горя и на решение проблемы изменений в жизни пациента.

      6 этап — с элементами демобилизации. Этот этап наступает в случае неразрешения этапа отчаяния. В клинической картине у этих лиц преобладают невротические синдромы (чаще всего неврастенический и с преобладанием вегето — соматических нарушений), маскированные субдепрессии и депрессии. В этот период пациенты, как правило, малообщительны, сосредоточены на внутренних переживаниях, ими овладевает чувство безнадежности, ненужности, одиночества. Они избегают контактов с окружающими, формально беседуют с медицинским персоналом, отказываются от психотерапевтической помощи.

      На этом этапе необходимость продолжения фармакотерапии очевидна. Помимо этого, уже на этом этапе целесообразно включать больных в кризисные группы, где пациенты, уже пережившие подобные ситуации, делятся своим опытом преодоления болезненных эмоций, оказывают поддержку и внимание, что положительно воздействует на пациентов и способствует более быстрому разрешению этапа демобилизации.

      7 этап — разрешение. Как правило, длительность его ограничивается несколькими неделями. Пациент смиряется со случившимся, примиряется с этим и начинает возвращаться к докризисному состоянию. Мысли об утрате «живут в сердце». А.С. Пушкин охарактеризовал это состояние «Печаль моя светла».

      На этом этапе возможно прекращение терапии транквилизаторами. При хронификации тревожных расстройств и не редуцировавшихся депрессивных расстройствах лечение антидепрессантами целесообразно продолжить.

      Психотерапевтические усилия должны быть направлены на решение проблем изменений (семейного положения, ролевых изменений на работе и в семье, межличностных проблем и т. п.), межличностных проблем. На этом этапе целесообразен тренинг релаксации и выработка тактики адаптации к изменившимся условиям бытия.

      8 этап — рецидивирующий. В течение 1 года возможны приступы горя и отчаяния, сопровождающиеся депрессивными расстройствами. Провоцирующими факторами, как правило, бывают определенные календарные даты, значимые для личности (день рождения умершего, Новый год и другие праздники, впервые отмечаемые без близкого человека и т. п.), нестандартные ситуации (успех или неудача), когда возникает потребность разделить радость или горе с близким человеком. Приступы горя могут возникать остро, на фоне кажущейся стабилизации состояния и могут завершаться суицидальными попытками, которые расцениваются окружающими как неадекватные.

      В связи с описанными закономерностями протекания реакции горя поддерживающую психотерапию целесообразно проводить в течение года. Наиболее перспективно на этом этапе проведение поддерживающей психотерапии в посткризисных группах, работающих по принципу клуба для лиц, переживших кризисную ситуацию. Целесообразно проведение семейной психотерапии с участием членов семьи и близких людей.

      Заканчивая главу, следует сказать, что клинически оформленные реакции и состояния, возникшие в результате кризисных ситуаций столь многогранны, что порою их с трудом можно рубрифицировать и втиснуть в прокрустово ложе классификации психических и поведенческих расстройств. Типы преодолевающего кризисные ситуации поведения также многовариантны и простираются от регрессивного (чаще всего алкогольно зависимого) поведения до героического… Ярким примером последнего является борьба с многочисленными кризисными ситуациями и состояниями доктора медицинских наук, психолога Милтона Эриксона (1901–1980) — одного из выдающихся психотерапевтов уходящего столетия, учениками которого считали себя психотерапевты, создавшие «школу эриксоновского гипноза», и авторы трудов по нейролингвистическому программированию.

      Милтон Эриксон страдал врожденным отсутствием цветоощущения, дизлексией (нарушение процесса чтения) и не различал звуки по высоте, в связи с чем не мог воспроизвести даже самую простую мелодию. В 17 лет он заболел полиомиелитом. В своих «Обучающих историях» (1995) он писал об этом периоде:

      «Понимаете, у меня было огромное преимущество перед другими. У меня был полиомиелит, я был полностью парализован, а воспаление было таким, что ощущения были тоже парализованы. Я мог двигать глазами и слышать. Мне было очень одиноко лежать в кровати, будучи не в состоянии двигаться, и только смотреть по сторонам. Я лежал в изоляции на ферме, где кроме меня были семь моих сестер, брат, двое родителей и сиделка. Что я мог сделать, чтобы хоть как — то развлечь себя? Я начал наблюдать за людьми и всем, что меня окружало. Я скоро узнал, что мои сестры могут говорить „нет“, имея в виду „да“. И они могли сказать „да“, подразумевая в то же самое время „нет“. Они могли предложить одна другой яблоко и взять его обратно. Я начал изучать невербальный язык и язык движений тела».

      Безнадежно больной Милтон Эриксон выздоровел благодаря разработанной им системе реабилитации, элементы которой в дальнейшем нашли свое отражение в его психотерапевтических подходах.

      В 51 год его вновь настигла болезнь, в результате которой он был прикован к инвалидной коляске до конца своих дней: у него была парализована правая рука, он испытывал постоянные боли. Вопреки всем ограничениям, а во многом и благодаря именно им (в который раз жизнь предоставляла ему «огромное преимущесто перед другими» — быть тяжело больным), Милтон Эриксон стал признанным авторитетом в области групповой и краткосрочной терапии, гипноза и измененных состояний сознания. Он является автором многочисленных научных трудов, председателем многих научных обществ, учителем Олдоса Хаксли, Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Маргарет Мид… Прикованный к инвалидной коляске, он рассказывал свои обучающие истории пациентам, помогая им найти способы решения возникших проблем, зачастую вызванных кризисными ситуациями.

      За день до смерти (в пятницу) он закончил недельный цикл занятий, оставил автографы на двенадцати книгах, попрощался со слушателями. В субботу он чувствовал себя немного уставшим. Рано утром в воскресенье у него внезапно остановилось дыхание. Он прожил 78 лет. В последний путь его провожали жена, четверо сыновей, четверо дочерей, внуки, правнуки и многочисленные ученики.

      psy.wikireading.ru