Тонические судороги при заикании это

Диагностика заикания

  1. Заикание
  2. Диагностика заикания
  3. Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

    На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

    По причине возникновения *

  4. Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
  5. Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  6. Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.
  7. * Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

    По типу речевых судорог

    Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  8. Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  9. Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  10. Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.
  11. По локализации речевых судорог

    При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  12. Голосовое заикание:
  13. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  14. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  15. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  • Дыхательное заикание:
  • Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  • Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  • Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  • Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  • Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.
  • В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

    Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

    По степени тяжести

  • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.
  • Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

    Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

    Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

    • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
    • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
    • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.
    • По степени логофобии

      Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

      • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
      • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
      • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.
      • Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

        По характеру течения

      • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
      • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
      • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
      • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
      • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.
      • При составлении статьи использована информация:

      • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.
      • zaikanie.info

        Что такое логоневроз, причины и лечение у детей и взрослых

        Логоневроз — это подобные судорогам движения, вовлекающие артикуляционную и гортанную мускулатуру, возникающие в самом начале или середине речи. Пациент задерживается на определенном звуке. Симптомы логоневроза похожи на клонические и тонические судороги. Клоническое заикание характеризуется повторным образованием слов и звуков. Тонический логоневроз принуждает делать звуковую остановку. Данная патология проходит четыре фазы в своем развитии. Это серьезная личностная проблема, которая ограничивает человека в способности общаться.

        Логоневроз или заикание — это патология, которая нарушает плавность и ритмичность речи. Устная речь формируется до года и продолжается до 7 лет. Первые признаки заикания проявляются протягиванием слогов и повторением букв.

        В причинах возникновения заикания выделяют факторы, которые предрасполагают и провоцируют логоневроз. К предрасполагающим причинам относятся:

      • наследственность;
      • травмы во время беременности и родов;
      • внутриутробные осложнения (гипоксия плода, курение и употребление алкоголя во время беременности);
      • осложнения инфекционных заболеваний, которые влияют на структуру головного мозга;
      • характер (чрезмерная эмоциональность и впечатлительность).
      • Провоцирующими факторами выступают те, которые увеличивают влияние предрасполагающих. Могут быть первой причиной логоневроза:

      • инфекционные заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты);
      • травмы головного мозга (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясения головного мозга);
      • заболевания, которые воздействуют на головной мозг (сахарный диабет);
      • инфекции верхних дыхательных путей (заболевания органов речевого аппарата);
      • болезни, которые снижают иммунитет (частые ОРВИ, гельминты, рахит);
      • неврозы в разной степени проявлений (страхи, эмоциональная лабильность, ночной энурез, плохой сон);
      • испуг (насилие в семье, нападение животного, авария, потеря близких);
      • неправильное формирование этапов речи (перегрузка нервной системы, обилие информации).
      • Редко спровоцировать логоневроз может и радостное событие.

        Патогенез заболевания подобен механизму дизартрии. Нарушается координация дыхательного процесса, артикуляция и голосоведение. Изменяются индукционные взаимодействия коры головного мозга и подкорковой структуры, что приводит к нарушениям регуляции мозга. Стриопаллидарная система, которая ответственна за готовность к совершению движений, изменяет свою работу. Точное и согласованное перераспределение тонуса дает возможность быстро и точно дифференцировать движения. Стриопаллидарная система осуществляет контроль над перераспределением тонуса. Блок на стриопаллидарном регуляторе, который провоцируется эмоциональным перевозбуждением или анатомическими повреждениями, приводит к тикам (повторениям) или спазму тонуса мышц. Постепенно патологический рефлекс перерастает в условный.

        При заикании происходит огромный перерасход воздуха на вдохе, выдохе. Это обусловлено сопротивлением артикуляции. Нарушенное речевое дыхание проявляется при произношении проторного звука и инспираторных гласных. То есть для того, чтобы задействовать голосовые связки и образовать проторный шум пациент пользуется вдыхаемым воздухом. Укорочение выдоха наблюдается не только во время разговора, но и в полном покое.

        При произношении звуков голосовая щель замыкается и препятствует возникновению речи. При приступе гортань поднимается наверх, затем вниз и продвигается вперед. Неспособность плавно произносить гласные звуки вынуждает пациента делать их твердыми.

        При пении или шепоте симптоматика смягчается, и речь нормализуется.

        Функциональные нарушения в аппарате артикуляции при логоневрозе затрагивают и соматические. Высунутый язык отклоняется в сторону, искривляется носовая перегородка, гипертрофируется раковина. Часто речь при заикании сопровождается сопутствующими движениями, которые не являются необходимыми, но производятся как сознательные. Например, во время приступа пациенты могут запрокидывать голову назад, наклонять ее в стороны, подергивать плечами, переступать ногами. При заикании проявляются некоторое психические изменения. Часто присутствует страх перед произношением определенных букв или слов. Пациенты избегают их, подыскивая замену. В периоды обострения возникает немота. Человек ощущает себя неполноценным.

        Дети возрастом 2-3 лет часто проглатывают начало или окончание слов. Быстро, невнятно произносят слова, делают длинные паузы между ними. Эти явления зачастую не расцениваются как патология, так как со взрослением исчезают. Для истинного заикания характерны следующие признаки:

      • 1. Ребенок во время диалога часто останавливается и при этом мышцы шеи и лица напряжены.
      • 2. Испытывает сложности в произношении. Сжимает кулаки, размахивает руками, выражая то, что не получается объяснить с помощью речи.
      • 3. Часто замолкает на несколько часов.
      • 4. При произношении сложных слов у ребенка дрожат губы, быстро двигаются глазные яблоки.
      • Когда ребенок владеет речевым аппаратом, произносит фразы, наполненные смыслом, строит цепочку разговора, логоневроз проявляется в большей степени. Основное признаки — это судороги языка, голосовой щели. Различают тонические, клонические и смешанные судороги.

        При тонических происходит спазм голосовых мышц, и слова произносятся толчками с большой паузой между буквами. При клонических судорогах происходит повторение одних и тех же движений голосовой мышцей. Часто это повтор слогов или буков. Смешанные судороги сочетают симптомы двух других групп.

        Произношение слов требует физических усилий, поэтому ребенок может уставать при разговоре. Часто предпочитает одиночество, избегает компании. В присутствии незнакомых людей дома или в непривычной обстановке симптомы логоневроза усиливаются.

        Первая фаза характеризуется небольшими эпизодами логоневроза, плавным сокращением периодов спокойной речи. Она заканчивается, когда затрудняется произношение слов в начале предложения. Заикание возникает при произношении союза, предлога. При стрессе симптомы усугубляются. Провокация может выступать в виде эмоциональной вспышки.

        Во второй фазе контактирование с окружающими затрудняется. Заикание носит хронический характер, но тяжесть его еще различима. Часто сложность возникает в сложных словах. Редко в односложных частях речи.

        Третья фаза закрепляет судорожный синдром. Пациент не испытывает страх и неловкость во время акта речи. Спокойно заменяет проблемные слова на другие. Осознают трудности в общении из-за логоневроза.

        На четвертой фазе заикание приобретает глубокую личную проблему для пациента. Появляется выраженная эмоциональная реакция на заикание. Пациент избегает речевые ситуации. Постоянно заменяет проблемные слова. Обращает внимание на окружающих и их реакцию на его проблему. Характерные симптомы для данной фазы:

      • затрудняется произношение определенных звуков и слов носит хронический характер;
      • появляется страх речи;
      • больной уклоняется от разговоров.

      Логоневроз вынуждает избегать общения, в результате чего круг друзей и знакомых больного сужается.

      Появляется неуверенность в себе, четкое ощущение отличия от сверстников. Пациент чувствует себя ущемленным, неполноценным. Становится раздражительным, пугливым. Психика угнетается, проблема заикания усугубляется. Все выше перечисленное приводит к замкнутости.

      Для успешного лечения заикания необходимо своевременно диагностировать патологию. Логоневроз является проявлением неустойчивой нервной системы или симптомами органического заболевания центральной нервной системы. Система лечения подбирается для каждого пациента индивидуально. Наблюдение у врача проходит до трех лет, так как даже после нормализации речи уровень адаптации низок, а значит, возможно рецидивирование в кризисный период.

      Из-за малоэффективного традиционного психотерапевтического метода лечения заикания предпочтение в медицине отдается специальному терапевтическому подходу, которое включает в себя несколько методик. Лечение включает занятия с логопедом.

      Заикание у детей группы младшего возраста хорошо корректируется в специализированном детском саду. В нем акцентируют внимание на коллективной игровой психотерапии, логопедической ритмике. Огромное значение придается атмосфере внутри семьи, где используются методы внушения, релаксации. Детей обучают говорить в такт ритмичным движениям пальцев руки. Вспомогательное медикаментозное лечение в основном направлено на снятие симптомов тревоги, страха. Применяют противосудорожные средства и седативные.

      Лечение заикания только медикаментозным методом неэффективно.

      При данной патологии незаменимы оздоровительные процедуры. Важно соблюдать режим дня, правильное питание, проводить процедуры по закаливанию, также полезна физическая нагрузка. Пациент должен быть огражден от стрессовых ситуаций. Предпочтительны спокойные занятия (рисование, шахматы, пазлы). Не менее важен полноценный сон (не менее 9 часов).

      На формирование речи влияют как психическое состояние, так и физическое.

      При впервые возникших симптомах заикания занятия с логопедом на первых порах не требуются. Необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку дома. Не паниковать, не показывать ребенку свою обеспокоенность. Не требовать исправлять слова, не стыдить, не наказывать и не насмехаться.

      Часто дети подражают речи окружающих. Поэтому родители не должны разговаривать слишком торопливо. Нужно использовать короткие и понятные фразы. Речь должна быть четкая и лаконичная.

      Развивающие занятия в домашних условиях — это досуг, при которым необходимость в речи отпадает. Можно использовать настольные игры, мозаику, пластилин, шашки, конструктор.

      Рисование — отличный способ выражения эмоционального состояния. Лучше всего использовать вместо кисти пальцы. Пение также незаменимо в комплексном подходе лечения заикания. Это развивает дыхательную мускулатуру. Для укрепления нервной системы применяются игры с водой.

      Логопедический массаж выполняется только специалистом. Создается спокойная, умиротворяющая обстановка, пациента укладывают на кушетку. Используют методы поглаживания, разминания, растирания, поколачивания. Первый сеанс не должен превышать 5-7 минут и со временем постепенно увеличивается до получаса. Курс составляет около 10 процедур. Точечным массажем воздействуют на специальные точки в организме, которые успокаивают и расслабляют пациента.

      Хороший результат дает дыхательная гимнастика. Она нормализует процесс дыхания носом и ртом, укрепляет мышцы диафрагмы у детей и взрослых:

      1. 1. Пациент должен стать прямо, согнуть локти и опустить их вниз, при этом раскрыть ладони и направить их вверх. На вдохе сжать ладони в кулаки и на выдохе разжать. Повторять до 10 раз.
      2. 2. Положение стоя, руки вытянуть вдоль тела, ноги раздвинуть на ширину плеч. На вдохе сделать приседание с поворотом тела вправо, а затем влево.
      3. 3. Положение стоя, ноги на ширине плеч. Голову наклонить так, чтобы ухо прижималось к правому, а затем к левому плечу. Сделать глубокий вдох.
      4. Эти упражнения укрепляют речевой аппарат и способствуют улучшению мозгового кровообращения. Выполнять их необходимо ежедневно по утрам.

        Лечить логоневроз можно с помощью специальной программы. Для этого используется синхронизация речевого центра мозга. Пациент произносит в микрофон слова, после чего программа их обрабатывает и с незначительной задержкой воспроизводит. Пациент, услышав свой голос, пытается подстроиться и повторить слова, сказанные ранее. В функциях программы также есть подсказки, как улучшить произношение того или иного слога.

        neurofob.com

        Тонические судороги при заикании это

        Типы заикания по характеру судорог мышц, участвующих в реализации речевой функции

        При клоническом типе судорог ребенок повторяет первые звуки или слоги в словах.

        Например: до-до-до-дорога, ма-ма-машина, с-с-с-соль, р-р-р-рак. При этом судороги, обычно, распространяются на весь дыхательно-артикуляционно-голосовой аппарат. Чаще всего клонический тип заикания наблюдается у деток в самом начале течения заболевания.

        Со временем, если заикание закрепляется, в речи начинают появляться тонические судороги. Это остановки и паузы, такие своеобразные «провалы» в начале или, даже, в середине слов.

        Например: з…дравствуйте, маш…ина, Сер…ежа. При этом судороги имеют короткий толчкообразный или, наоборот, длительный спазматический характер. Ребенок разговаривает с видимым напряжением.

        Если же в речи малыша присутствуют и клонические и тонические судороги, а это случается, зачастую, когда болезнь приобретает хроническое течение, то такой тип заикания называют смешанным.

        Формы заикания по месту локализации судорог мышц, принимающих участие в воспроизведении речи

        Дыхательная гимнастика Стрельниковой

        Заикание относится к числу тех заболеваний, при которых прекрасно помогает дыхательная гимнастика Стрельниковой. Но при этом нужно очень большое терпение, потому что скорых результатов при лечении заикания с помощью названной гимнастики не бывает. Кроме того, нужны еще специальные звуковые упражнения, с помощью которых голосовые связки будут смыкаться и весь речевой аппарат будет приходить в нужное состояние. Человек, страдающий заиканием, уже через 5-7 дней регулярных занятий стрельниковской дыхательной гимнастикой перестает задыхаться, то есть ощущает реальные результаты, но заикание отступает гораздо медленнее, сил и времени на преодоление этого недуга придется затратить значительно больше. Надо также учесть, что улучшение речи при заикании идет скачками.

        Логопеды пытаются справляться с заиканием: они учат детей четко, правильно выговаривать отдельные слова, но они не в состоянии справиться с ларингоспазмом.

        При лечении заболевания надо учитывать, что в звукообразовании участвуют дыхательная и нервная системы.

        Итак, что же является главным в лечении заикания? Прежде всего надо научить ребенка правильно дышать. Если нет правильного дыхания, лечить заикание бессмысленно.

        Все страдающие заиканием дети и подростки говорят на ключичном, поверхностном дыхании. Прежде чем начать говорить, они делают вдох, напрягают мышцы шеи и лица, поднимают кверху плечи и начинают говорить на выдохе, короткими фразами, будучи не в состоянии преодолеть ларингоспазм. Затем следует судорожный вдох и снова — очень короткая фраза, слово или даже слог.

        При таком ключичном дыхании диафрагма абсолютно пассивна, а воздух заполняет лишь верхушки легких. Объем воздуха, поступающего в легкие, катастрофически мал, его просто не хватает на длинную фразу. Когда логопед учит ребенка говорить на выдохе, то он активно выдыхает то малое количество воздуха, которое поступило в легкие. Струя воздуха, выходя через гортань, мешает голосовым связкам смыкаться при образовании звука. А они и без того мало тренированы, так как заикающиеся дети предпочитают говорить меньше и часто отмалчиваются.

        Голос у ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Ребенок все это прекрасно понимает, и от этого ему по-настоящему плохо.

        Первое и самое главное, что необходимо сделать при лечении заикания, — это изменить стереотип дыхания и речи, следующим образом:

        • научить ребенка дышать глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до нижних оснований;
        • заставить диафрагму активно участвовать в образовании звуков;
        • тесно смыкать голосовые связки во время фонации (образования звука), сделать их выносливыми и подвижными.
        • Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой может в этом помочь.

          Прежде всего нужно выполнять два упражнения:»Насос» и «Обними плечи». Эти упражнения следует делать дважды в день: до еды или спустя 2 часа после приема пищи.

          При коротком шумном вдохе на легком наклоне воздух заполняет легкие сверху до низу и, что важно, широкие нижние основания. Таким образом вырабатывается глубокое дыхание, которое еще называется «дыхание в спину».

          При выполнении упражнения «Обними плечи» в момент шумного вдоха носом верхушка легких зажимается и воздух посылается в основания легких, заполняет те участки, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки при этом делают встречное движение в гортани. Обнимая себя за плечи, мы помогаем им теснее сомкнуться.

          После 2-3 месяцев тренировок ежедневно по 2 раза в день утром и вечером у ребенка меняется стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Активизируются общие обменные процессы в организме, тренируется легочная ткань, диафрагма, мышцы гортани и носоглотки. Струя воздуха проходит при пассивном выдохе через гортань и колеблет голосовые связки, массируя их, заставляя смыкаться при образовании звуков.

          Речевой центр формируется полностью у ребенка к семи годам, поэтому целесообразно лечить заикающихся детей с шестилетнего возраста. Детей младше шести лет лучше учить дышать в присутствии и при участии родителей — родители тоже должны освоить эти упражнения.

          На возникновение заикания, по-видимому, влияет и наследственная предрасположенность: кто-то из близких или даже дальних родственников заикается или плохо, невнятно говорит из-за нечеткой артикуляции.

          После только одного сеанса дыхательной гимнастики объем легких увеличивается на 0,2-0,4 л.

          Упражнение по Стрельниковой «Насос»

          Исходное положение при дыхательном упражнении «Насос»: встать прямо, ноги несколько шире плеч, руки опущены.

          Слегка наклониться вперед. Плечи опущены, мышцы спины расслаблены, спина принимает округлую форму. Голова опущена, мышцы шеи расслаблены, смотреть вниз. В конце этого движения вниз — поклона — сделать короткий шумный вдох через нос, как бы желая вдохнуть аромат цветущего у ног куста роз. Приподняться, возвращаясь в исходное положение. Сделать свободный, пассивный выдох через рот или через нос.

          Не останавливаясь, повторите это упражнение еще раз, и так до 8 вдохов-выдохов. Сделайте паузу, отдыхая 3-5 секунд, и снова повторите упражнение.

          В общей сложности нужно сделать всего 96 вдохов-выдохов, то есть всю сотню.

          Можно выполнять их таким образом:

        • по 8 вдохов-выдохов — 12 раз,
        • или по 16 вдохов-выдохов — 6 раз,
        • или по 32 вдоха-выдоха — 3 раза (такой вариант можно выбрать после нескольких дней ежедневной тренировки в зависимости от самочувствия).
        • Если выполнение упражнения вызывает какое-либо затруднение, то лучше делать по 8 вдохов-выдохов, а затем 3-5-секундную паузу для отдыха. Пусть это займет у вас 2-3 недели, а затем организм сам подскажет, что количество вдохов-выдохов, делаемых без паузы, можно увеличить, например, до 16, а затем и до 32.

          Это упражнение нужно делать без напряжения, легко, не прилагая особых усилий.

          При плохом самочувствии возможно выполнение упражнения сидя. Кисти рук не опускайте ниже колен. Наклон свободный, легкий и неглубокий. В каком ритме следует выполнять упражнение? Лучше всего подойдет ритм солдатского строевого шага. Вы можете даже поставить кассету с записью какого-либо марша.

          Пусть не пугает вас легкая боль в пояснице, если вдруг она появится после выполнения упражнений, постепенно боль пройдет. Будьте только осторожны и не переусердствуйте при выполнении упражнений. Помните об ограничениях, перечисленных выше, и о том, что всегда и во всем следует соблюдать меру.

          При близорукости более пяти диоптрий, повышенном артериальном, глазном или внутричерепном давлении, застарелом радикулите и остеохондрозе, при наличии камней в почках и мочевом пузыре, при травмах позвоночника или головы категорически запрещается наклоняться низко!

          Упражнение по Стрельниковой «Обними плечи»

          Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Кисти рук обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты.

          Сделать движение обеими руками навстречу друг другу, обнимая себя за плечи — короткий шумный вдох. Руки движутся параллельно, одна рука оказывается над другой. В продолжение всего упражнения положение рук не должно меняться: одна и та же рука постоянно находится над другой, например правая над левой. В момент вдоха руки сходятся на уровне груди, как бы образуя треугольник.

          Сразу же после вдоха руки расходятся в стороны, но не до исходного положения, а слегка, при этом они образуют квадрат.

          В этот момент делается выдох, свободный, пассивный.

          Таким образом, когда руки сходятся на уровне груди в треугольник, надо сделать вдох. Руки разведены в стороны, получается квадрат — сделайте выдох, слегка приоткрыв рот.

          Упражнение «Обними плечи» нужно выполнять через 2-3 недели после того, как вы начали делатьгимнастику Стрельниковой, и если все остальные упражнения выполняете легко и свободно.

          Упражнение «Обними плечи » следует делать осторожно, без пауз — не более 8 вдохов-выдохов.

        • по 8 вдохов-выдохов — 12 раз в одно занятие в течение нескольких недель тренировок;
        • по 16 вдохов-выдохов — 6 раз;
        • по 32 вдоха-выдоха — 3 раза.
        • Упражнение можно делать не только стоя, но и сидя и даже лежа.

          Когда упражнение «Обними плечи» хорошо отработано, можно, двигая руки навстречу одна другой, слегка откидывать назад голову — вдох. Спина при этом остается совершенно прямой и в пояснице не прогибается.

          Обратите внимание! При тяжелых заболеваниях упражнение «Обними плечи» не следует делать.

          Помните: руки при выполнении упражнения «Обними плечи» следует не напрягать, не разводить их широко в стороны, не менять местами.

          Звуковые упражнения Стрельниковой

          Все нижеописанные звуковые упражнения выполняются на опоре. Для этого надо встать прямо, ноги несколько уже ширины плеч. Ладони рук положить на брюшной пресс, пальцы направлены к пупочной ямке. Слегка наклоняясь при каждом звуке или слове, надо напрячь живот и надавить на него ладонями сверху вниз. Так создается диафрагмальная опора. Она и помогает преодолеть ларингоспазм любой степени тяжести.

          Упражнение 1. «Алфавит»

          На легком наклоне произнести по восемь раз каждый звук: Р, М, Л, Н, В, Ф, 3, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, К, X.

          Звук должен произноситься строго на наклоне. Одного вдоха хватает на произнесение нескольких звуков. Голова опущена, шея расслаблена. Произносить каждый звук надо как бы всем телом, чтобы каждый звук «дошел до спины». Не надо напрягаться.

          Упражнение 2. «Восьмерки»

          Это упражнение на задержку дыхания. На наклоне вперед нужно сделать короткий вдох ртом. Не выпрямляясь, задержать воздух и на этом крепко задержанном воздухе сосчитать вслух до 8 столько раз, сколько можно. Если воздуха не хватило, счет следует прервать и сделать вдох. Несколько секунд можно отдохнуть и снова на одном вдохе задержать дыхание и постараться просчитать вслух восьмерками как можно больше раз. Если на одном вдохе удастся произнести 10-15 восьмерок, это даст хороший результат.

          Каким бы сильным ни было заикание, стрельниковская дыхательная гимнастика при регулярном и правильном выполнении помогает избавиться от него. Нужны лишь труд и терпение.

          sites.google.com