Травматический стресс психология

Травматический стресс

Травматический стресс — особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психол-е, физ-е, адапт-е возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим, т.е. вызывает психологическую тревогу. Психологическая травма возможна, если: — происшедшее событие осознаваемо, т.е. человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние; — пережитое разрушает привычный образ жизни.

Травматический стресс — это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах: — Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления. Повторяющиеся кошмарные сны о событии

— Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы. Сюда относятся иллюзии, галлюцинации и так называемые «вспышки воспоминаний

— Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие

Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли. и др.

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, т.е. человек не может вспомнить некоторые эпизоды из того, что с ним происходило.

4. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстран-ти и отчуж-ти от других, ощущение одиночества.

6. Притуп-ть эмоций — неспос-ть переж-ть сильные чувства (любовь, ненависть)

7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная персп-ва, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д.

Появляются упорные симптомы ниже перечисленной группы: Проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон, Раздражительность или вспышка гнева, Нар-ие памяти и концентр-и вним-я, Сверхбдительность, Преувеличенное реагирование

Теорий объясняющие возникновение травматического стресса.

Американский психолог Дж. Ялом рассматривет все психол-е проблемы тр-го стресса с точки зрения смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. В травм-й ситуации эти темы выступают не абстрактно, не как метафоры, а являются абсолютно реальными объектами переж-я. Так, смерть предстает перед человеком в двояком виде. Человек становится свидетелем смерти других людей (знакомых незнакомых, родных, близких) и оказывается перед лицом своей возм-й смерти.

В обычной жизни у человека есть психологические защиты, позволяющие ему существовать бок о бок с мыслью что в один прекрасный момент для него ничего не будет иметь значения. Создаются эти психологические защиты не сразу. Впервые страх смерти возникает у трехлетнего ребенка: он начинает бояться засыпать, по многу расспрашивает у родителей, не умрут ли они и т. д. В дальнейшем ребенок создает психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий. Их три: иллюзия собств-го бессм-я, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Разрушение базовых иллюзий — момент болезненный для любого. И очень важно, что последует за этим. Если человек сможет выйти из мира хотя и удобных, но все же иллюзий в мир опасный, но все же реальный, значит, он повзрослел и сильно продвинулся как личность. Если же он не смог преодолеть этот барьер, то, как правило, или делает вывод, что мир ужасен, или же строит другие иллюзии, помогающие ему воссоздать и укрепить убеждение собств-м бессмертии. Часто такую роль вып-т религия.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса.

Первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это подготовка к следующему этапу, поэтому иногда первая стадия называется «предстартовой готовностью». Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая фаза — стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует себя он вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для первой фазы. Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает третья стадия — стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиол- и психол-я защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться.

Посттравматические реакции: позновательные, эмоциональные, поведенческие, соматические.

Познавательные реакции включают повторяющиеся сновидения или кошмары о бедствии; воспроизведение событий, связанных с бедствием, в своем сознании, с тем чтобы оно выглядело иначе; трудности с концентрацией внимания или запом-м; переоценка духовных или религиозных воззрений; постоянные навязчивые мысли или воспоминания о бедствии или о близких, погибших в катастрофе.

Эмоциональные реакции включают ощущение оцепенения, углубленности в свои переживания или изолированности; ощущение страха и беспокойства, когда предметы напоминают человеку о катастрофе, особенно звуки и запахи; ощущение, что пропал интерес к повседневным делам или что они не приносят радости; чувство постоянной угнетенности; вспышки гнева или чрезмерной раздражительности; ощущение пустоты или безнадеж-и в отношении будущего.

Поведенческие реакции могут включать излишнюю заботу о собственной безопасности и безопасности своей семьи; изоляцию от других людей; повышенную настороженность и пугливость; трудности с засыпанием или продолжительностью сна; уклонение от деятельности, напоминающей о бедствии, от посещения мест или встреч с людьми, которые вызывают трагические восп-я; усиление конфликта с членами семьи; пребывание в постоянной занятости, чтобы не думать о произошедшем; слезливость или плач без всякой очевидной причины.

Соматические реакции могут включать бессонницу, головные боли, боли в желудке, мышечное напряжение, учащенное сердцебиение и перемежающуюся лихорадку. По мере накопления стресса симптомы могут усиливаться, заканчиваясь тяжелым заболеванием.

studbooks.net

Травматический стресс

Травматический стресс является особой формой общей стрес­совой реакции, это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира [5, 6, 7, 8]. Трав­матические события резко отличаются от всего того, что было в прошлом опыте индивида, отличаются как необычностью, вне­запностью, а иногда бессмысленностью и несправедливостью про­исходящего, так и глубиной и силой переживаний.

В последнее время подход к оценке травматичности пере­житой ситуации был несколько смягчен. В качестве травмати­ческих теперь признаются любые ситуации (необязательно все­гда «выходящие за рамки человеческого опыта»), в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собствен­ной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас или чув­ство беспомощности [6, 8, 10].

Кроме того, поскольку детерминантами психического состо­яния являются не только сами ситуации (события) и их личност­ный смысл для субъекта, но и индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, то важно учитывать и этот фактор. Ведь известно, что одна и та же стрессовая ситуа­ция может почти не затронуть одного человека и вызвать травму у другого. Следовательно, как мы уже указывали в теории пси­хических состояний, значима не сама по себе ситуация (хотя в трав­матическом стрессе она, безусловно, важна), а ее личностный конк­ретный смысл для данного индивида.

Проанализировав особенности травматического стресса, опи­санные в Международной классификации психических наруше­ний [5], и используя теорию психических состояний А. О. Прохо­рова [11], согласно которой любое психическое состояние может описываться с точки зрения его влияния на психические процес­сы, физиологические реакции, поведение и переживание, можно выделить следующие симптомы травматического стресса:

1) связанные с особенностями протекания психических про­цессов;

2) с особенностями протекания физиологических реакций;

3) поведенческие симптомы;

4) симптомы травматического стресса, вызванные пережи­ваниями субъекта.

В травматическом стрессе отмечается регрессия, примитиви­зация всех психических процессов и резкое снижение качества их протекания. Особенно при этом страдает память (вплоть до полной амнезии) и нарушается внимание, главным образом его антипирующая функция и такое свойство, как концентрация. Возрастают иллюзии и нарушается мышление, увеличивается количество ошибок при решении когнитивных задач. Оценка реальности становится менее эффективной, мощность объектив­ного критического подхода ослабевает, мышление становится спутанным и иррациональным [12].

Что касается физиологических изменений, то среди симпто­мов этого блока можно указать возникновение реакций, напо­минающих или символизирующих травматическое событие: спазм в желудке, головных болей и т. п. [5].

Информативными и значимыми являются поведенческие симптомы. В посттравматическом состоянии человек стремится избежать всего того, что хоть как-то связано с пережитой трав­мой (разговоров, места или людей, напоминающих о травме) [5].

Кроме того, у субъекта выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, он становится равнодушным ко всему, его нич­то не интересует. Появляется чувство отстраненности, отчужден­ности от других, ощущение одиночества и трудность, даже невоз­можность установления близких отношений с другими. Можно указать две причины такого поведения. С одной стороны, это ощу­щение собственного уникального опыта, и в связи с этимокрркаю- щие воспринимаются как скучные, ничего не понимающие в жиз­ни. Именно поэтому жертвы так тянутся друг к другу (Союз ветеранов афганской войны, чеченской войны и т. п.) [5, 7]. По их мнению, только человек, испытавший подобное, может понять их [5]. С другой стороны, психическая реальность может совпадать и с социальной: жертва не всегда вызывает сочувствие окружаю­щих, иногда, наоборот, она может вызвать и агрессивные реак­ции [6, 8]). Кроме того, люди начинают сторониться пострадав­шего, как бы боясь заразиться от него несчастьем (дети Чернобыля, СПИД) [5]. Среди поведенческих эффектов выделя­ются также речевые нарушения, злоупотребление лекарствами и алкоголем, снижение уровня энергетического обеспечения по­ведения, возникновение странных манер и нетипичных (нехарак­терных) поведенческих черт [12].

Что касается симптомов, связанных с трансформациями эмо­циональной сферы, особенностями переживаний, то можно отме­тить следующее. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь.

Кроме того, отмечается актуализация интенсивных негатив­ных переживаний при столкновении с чем-то, напоминающим травматическое событие, возрастает болезненная мнительность, ослабевают моральные и эмоциональные ограничения, появля­ются депрессия и беспомощность, самооценка резко падает.

Среди состояний, центральным звеном которых является психо­травмирующее переживание, можно назвать следующие: состоя­ние неудовлетворенности, тоски, подавленности (субдепрессив- ные), тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности (состояние фобического круга), эмоциональной напряженности, а также иные сложные совокупности, возникаю­щие при наличии внутреннего конфликта, столкновении инди­вида с непомерными препятствиями и трудностями.

Вопросы для самопроверки по 9-й главе

1. Почему все сложные психические состояния правильно на­зывать психофизиологическими?

2. Что такое быстрый и медленный сон?

3. Как связаны гипноз и внушение?

4. В чем различие понятий «монотония», «усталость», «утом­ление», «переутомление»?

5. Что означают понятия «стресс», «стрессор»?

6. Как проявляется психологический стресс?

Список литературы к п. 9.3

1. Селье Г. Стресс без дистресса. М, 1979.

2. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме. М, 1960.

3. Селье Г. На уровне целого организма. М, 1966.

4. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М, 1983.

5. Черепанова Е. И. Психологический стресс. М, 1997.

6. ЗеленоваМ. Е., Аазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Психологи­ческие особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане / / Психологический журнал. Т. 18. №2.1997.

7. Маклаков А. Г. Проблемы прогнозирования психологиче­ских последствий локальных военных конфликтов // Психоло­гический журнал. Т. 19. № 2.1998.

8. Аазебная Е. О., ЗеленоваМ. Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. Т. 19. № 2.1999.

9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотера­пия семьи. СПб, 1999.

10. ТарабринаН. В., Аазебная Е. О. Синдром посттравматиче- ских стрессовых нарушений: современное состояние и пробле­мы // Психологический журнал. Т. 13. № 2.1992.

11. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М, 1998.

19. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М, 1995.

Литература к п. 9.1

1. Исторически в электроэнцефалографии сон без сновиде­ния называется «медленноволновым сном», сон со сновидения­ми — «парадоксальным сном», а гипнотическое состояние — «гипнотическим сном».

2. Труетт Аллисон и Доменик Сикчетн из Йельского универ­ситета обнаружили, что в среднем хищники видят сны намного чаще, чем их жертвы, которые, напротив, с большей вероятно­стью спят без сновидений.

3. 8а§ап С. «ТНе Бга§оп§ о1’Ес!ет». С’огопеТ Ьоокх, Н/8, 1977.

4. По имени ученого, впервые заявившего об этих состояниях животных (КксЬепе).

5. Данилевский В. Я. Единство гипнотизма у человека и жи­вотных. СПб, 1891.

* Оказывается, что во время «быстрого сна» определенный участок варолиевого моста изменяет активность «центра локо- моции», который простирается от варолиева моста дальше вниз вдоль ствола мозга и не дает центру локомоции активировать не­рвные структуры спинного мозга, ответственные за реципрок- ное (т. е. попеременное) движение конечностей.

6. К. Огискег- Со1т, Мапо§Ъкигоу(сЪ, М. Н. Сказе. «ТЬе Рипс- Иопз оГ 81еер». Асаёешю Ргезз, 1пс., 1979.

7. Гроф С. За пределами мозга. (Пер. 8Ше итуегзйу оШечу Уогк Рге§8.) М., 1993.

9. Аюбуа П. О психотерапии. Вып. II. М.: Наука, 1911.

10. Дюбуа П. Влияние духа на тело. СПб.: изд. «Литературно­медицинского журнала», 1907.

1 Примак А. П. Моделирование состояний человека в гипно­зе. М.: Наука, 1978.

12. Руководство по психотерапии. Ташкент: «Медицина», 1979.

ХЪ.КипецкийЬА. А. Внушение и мы. М.: «Знание», 1983.

14. Каррой §екге1. (с1еВАЫУ). 1п: ВЕКТКАМ.) А, 1826.

15. Рапа]. С. Бе 1а саизе ди зоттеП 1исШе, К.е1трг. Ауес ргеГ. е1 т1год. раг!е Бг Б. О. Бе1дадо. Рапз, 1906.

16. ВетЪет I. Нурпойзте, зиддезИоп, рзусЬоЛегарае. Рапз, 1891.

17. Шерток А. Непознанное в психике человека. М.: «Про­гресс», 1982.

Аополнительнаялитература к п. 9.1

1. Фрейд 3. Психология бессознательного // «О сновидении». М.: «Просвещение», 1990.

2. Гримах А. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: «Наука», 1978.

3. Бирман Б.Н. Экспериментальный сон. Материалы к вопросу о нервном механизме сна нормального и гипнотического / под ред. акад. И. П. Павлова. С, 1925.

4. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. Гипноз — самогип­ноз. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

5. Саган К. Драконы Эдема. М., «Знание», гл. VI, 1986.

Современная теория сновидений. Сборник по психологии. / под ред. Фландерс С. М.: «Рефл-бук», 1999.

bib.social

2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Психические проявления общего адаптационного синдрома обозначаются как «эмоциональный стресс» – т. е. аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Поскольку эмоции вовлекаются в структуру любого целенаправленного поведенческого акта, то именно эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии экстремальных и повреждающих факторов (Анохин, 1973, Судаков, 1981). В результате активируются функциональные вегетативные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции. Согласно современным представлениям эмоциональный стресс можно определить как феномен, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. В случае недостатка у человека стратегий совладания со стрессовой ситуацией (копинг-стратегии) возникает напряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями во внутренней среде организма вызывает нарушение его гомео-стаза. Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений.

При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев, 1996). При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стабильную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает, а наоборот, постоянно активизирует центральные образования нервной вегетативной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания. Первичные расстройства, возникающие при эмоциональном стрессе в различных структурах нейрофизиологической регуляции мозга, приводят к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы (Тарабрина, 2001).

Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т.п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.

Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Были выделены следующие четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс (Ромек и др., 2004):

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;

2. Это состояние обусловлено внешними причинами;

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни;

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

Первая фаза – фаза психологического шока – содержит два основных компонента:

1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности;

2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно крат-ковременна.

Вторая фаза – воздействие – характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение – эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы. » и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример – описанное в литературе чувство «вины выжившего», нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.

Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо ‘процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно4 переживших стресс, но и у членов их семей.

Результаты многочисленных исследований показали, что состояние, развивающееся под действием травматического стресса, не попадает ни в одну из имеющихся в клинической практике классификаций. Последствия травмы могут проявиться внезапно, через продолжительное время, на фоне общего благополучия человека, и со временем ухудшение состояния становится все более выраженным. Было описано множество разнообразных симптомов подобного изменения состояния, однако долгое время не было четких критериев его диагностики. Также не существовало единого термина для его обозначения. Только к 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное для обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных исследований.

texts.news

Травматический стресс – симптомы, особенности протекания, первая помощь

Термин «стресс» был введен канадским эндокринологом Г. Селье, который он понимал как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Выделить понятие стресса Г. Селье помогла работа в больнице, где в результате длительных наблюдений за больными с различными диагнозами он заметил, что вне зависимости от заболевания некоторые симптомы идентичны у всех пациентов (наблюдалось снижение аппетита, веса, настроения и т.п.). Подобная реакция организма носит название «синдром биологического стресса» или «общий адаптационный синдром». Неспецифический ответ подразумевает, что любое воздействие внешней среды предъявляет требование к перестройке организма. Это требование неспецифично – оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Для возникновения стрессовой реакции не имеет значения «приятность» или «неприятность» ситуации, с которой сталкивается человек, важна лишь интенсивность воздействия, интенсивность потребности в перестройке и адаптации. Вредоносный или неприятный стресс называют дистрессом. Избежать стресса невозможно.

Очень часто стресс отождествляют с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением. По Г. Стокфельду, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (борьба с пожарами, участие в боевых действиях), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов и т.п.). П. Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), т.е. несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке.

Стресс можно рассматривать в двух видах – как некий факт внешней реальности, вызывающий неспецифическую реакцию организма (Селье), и как процесс, предполагающий усилия по преодолению некой травмирующей ситуации и совладанию с ней (Абабков, Перре). Совладание предполагает выработку стратегий поведения (копинг) или формирование механизма защиты. Стресс – это многозначное понятие, включающее четыре значения (по Перре, Брауману):

1) стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку, в результате мы получаем ситуативный стресс, раздражающий, он отягощает и усложняет течение события;

2) стресс как реакция на определенное событие – связан с эмоциональной реакцией и предполагает некий процесс – стрессовое переживание;

3) стресс как промежуточная переменная – промежуточный процесс между раздражителем и реакцией на него;

4) стресс как трансактный процесс – столкновение индивида с окружающим миром. Он начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению.

Стрессы можно подразделить на следующие виды:

а) по типу воздействия на человека:

• системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т.п.,

• психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу,

• внешние стрессы – обстоятельства социальной и природной среды (катастрофы, терроризм, экономические кризисы, резкие изменения в социальном окружении),

• внутренние стрессы – цели, ценности, оценки, установки;

б) по количеству и периодичности стрессоров:

• единичные (развод) и множественные (развод + потеря работы + смерь близкого),

• периодические (сезонные трудности по работе – сессия) и постоянные (хронические заболевания, проживание в бедности);

в) по степени воздействия на личность:

• микрострессоры – повседневные сложности. Это такие эпизоды жизни, которые вызывают нарушения самочувствия, ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями: недовольство своей внешностью, болезни близких и уход за ними, бытовые конфликты в семье, стрессы на работе, экономическая нестабильность (рост цен и т.п.), ролевые стрессы. Повседневные сложности могут усиливать эффекты более сильных и хронических стрессов, оказывают непосредственное влияние на самочувствие, психические и соматические функции (Р. Лазарус),

• макрострессоры – критические жизненные события. Макрострессоры можно датировать и локализовать во времени и в пространстве. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир», потому невозможной становится приходящая адаптация. Сопровождаются стойкими аффективными реакциями. Критические жизненные события могут быть:

– нормативными (их можно предсказать и они обнаруживаются у большинства членов сообщества) и ненормативными (внезапная смерть),

– позитивными (рождение ребенка, свадьба) и негативными (смерть, развод),

• хронические стрессоры – определяются временной протяженностью.

Стрессовые реакции или ответы на воздействие стресса могут быть физиологическими (нейроэндокринные изменения, автономное возбуждение), поведенческими (бегство и нападение), когнитивными (нарушение концентрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления) и эмоциональными (переживание страха, гнева, печали).

Особенности реагирования в стрессовой ситуации определяются двумя основными факторами: социальными и личностными (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Факторы реагирования в стрессовой ситуации

Адекватность восприятия реальности во многом зависит от характерологических особенностей человека, опыта действия в подобных ситуациях и наличии знаний, информации о границах, масштабах происшедшего и его последствиях.

Стрессовая реакция имеет определенные этапы развития и включает в себя следующие три стадии.

1. Аларм-стадия или стадия тревоги – мобилизация адаптационных ресурсов организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически человек чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой стадии «исчезают» психосоматические заболевания, которые возвращаются к третьей стадии. Основой развития первой стадии является тревога – ощущение неопределенной угрозы, чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство. Тревога может играть охранительную и мотивационную функцию. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Тревога – это нереализованный сигнал об опасности. Прогнозирование тревоги носит вероятностный характер и зависит от личности. Тревога, неадекватная по силе и длительности по отношению к ситуации, ее вызвавшей, препятствует образованию адаптивного поведения.

2. Стадия резистентности или сопротивления. На данной стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособливаясь к изменившимся обстоятельствам. Душевного подъема он уже не испытывает, это как второе дыхание – вработался, выработал определенный темп – и вперед.

3. Стадия истощения. На этой стадии полностью исчерпываются ресурсы человека, он начинает испытывать усталость, болезненность, депрессию, безразличие, актуализируются имеющиеся соматические заболевания, психосоматические расстройства. На этой стадии замечается снижение иммунитета, что повышает риск вирусных и инфекционных заболеваний.

При нахождении в стрессовой ситуации мы далеко не всегда доходим до последней стации – истощения, процесс адаптации к новым условиям существования может завершиться и на первой стадии, и на второй, потому далеко не всегда стресс несет в себе разрушение.

Травматический стресс – это особая форма общей стрессовой реакции. Он перегружает психологические, физические, адаптационные возможности человека. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Травматический стресс – это переживание особого рода, это результат взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные состояния, обстоятельства, возникающие у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни, смерть, ранение, насилие и т.п.).

Событие, вызвавшее травматический стресс, может включать такие ситуации, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому или психическому здоровью. О переживании травматического стресса мы можем говорить тогда, когда имеется ряд следующих условий.

1. Произошедшее событие осознается (т.е. человек знает, что с ним произошло, из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние, может определить действие стресса в пространстве и во времени).

2. Состояние обусловлено внешними причинами (например, пожар, катастрофа, смерть близкого человека и т.п.).

3. Пережитое разрушает первичный образ жизни (человек уже не может продолжать свою жизнедеятельность в привычном ритме, ему необходимо перестроить систему своих отношений,

особенности своей деятельности, без чего не произойдет адаптация к изменившимся условиям жизнедеятельности).

4. Произошедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Психологическая реакция на травму – это развернутый во времени процесс, который включает в себя три фазы.

1. Фаза психологического шока. Содержит два компонента: угнетение активности, нарушение ориентации в окружающей среде, дезорганизация деятельности; отрицание произошедшего. В норме эта фаза достаточно кратковременна.

2. Фаза воздействия. Характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Эмоциональные реакции отличаются непосредственностью проявления и крайней интенсивностью (страх, гнев, плач и т.п.). Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе.

3. Фаза критики. Протекает по принципу «что бы было, если бы. «, сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием (чувство вины выжившего). Может доходить до уровня глубокой депрессии. После этой фазы начинается либо выздоровление (отреагирование, принятие реальности, адаптация к возникшим обстоятельствам), либо происходят фиксация на травме и хронификация постстрессового состояния.

В Международной классификации психических нарушений травматический стресс определяется как комплекс реакций, при которых для индивида характерны следующие симптомы.

1. Бессонница или прерывистый сон. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются при малейшем психологическом неблагополучии. Человека посещают ночные кошмары, и он сам невольно противится засыпанию – в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса.

2. Немотивированная раздражительность или вспышка гнева. «Иногда мне кажется, что я могу убить того, кто на меня сердит».

3. Нарушение памяти и концентрации внимания. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.

4. Сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя – она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Это напряжение может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо. Физическое напряжение может выполнять защитную функцию – защищает наше сознание, и нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.

5. Преувеличенное реагирование – при малейшем шуме, стуке и т.п. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д. Такое преувеличенное реагирование может стать толчком для развития панических состояний и привести к новым жертвам.

В поведении лиц, переживающих травматический стресс, проявляются следующие особенности.

1. Имеет место постоянное возвращение к переживаниям травматического события, которое может проявляться в различных формах:

• повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления о произошедшем событии;

• повторяющиеся кошмарные сны о событии;

• действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации и так называемые вспышки воспоминаний, когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой еще ярче и отчетливее, чем это было в действительности, причем неважно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств). Например, при звуках грома демонстрируется та же реакция, что была при землетрясении;

• интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие (физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др.).

2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме.

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы.

4. Наблюдается выраженное снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстраненности и отчужденности от окружающих, ощущение одиночества.

6. Наблюдается притупленность эмоций – неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.).

7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время.

Нарушения, развивающиеся после пережитой травмы, затрагивают не только самого участника травмирующего события, но и членов его семьи. Последствия травмы могут проявляться спустя многое годы, внезапно, на фоне общего благополучия, и со временем ухудшение состояния становится более выраженным.

Комплекс симптомов, проявляющихся у лиц переживших травматический стресс, получил название посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Данное расстройство длится около трех месяцев, у подростков немного дольше (рис. 4.5).

Рис. 4.3 Динамика развития стрессового расстройства

Переживший травму человек чувствует себя старше, взрослее. Изменяются его личность, взгляд на других людей. Жизнь делится на период до травмы и после («это было до войны»). Прошлое зачастую искажено, часто идеализировано, а время, когда была пережита травматическая ситуация, несмотря на болезненные, трагические потрясения, вспоминается с большой теплотой. По этой причине всегда достаточно велика вероятность для таких людей повторения травматической ситуации в будущем.

Травматическое событие как бы притягивает к себе и не отпускает человека от себя. Поэтому психологически он как бы остается в том времени и, что особенно важно, в том же возрасте. Психологически оставшись во времени, когда переживалась травма, он живет в совершенно другом измерении, продолжая придерживаться тех, прошлых законов и правил. Например, ветеран войны психологически никак не может «вернуться с войны» и в мирное время пытается строить взаимоотношения и свою жизнь, как если бы это было на войне. Но в мирной жизни все совершенно иначе, и человек оказывается неадекватен, хотя на войне он ориентировался прекрасно и всегда знал, что и когда надо делать.

Травма влияет не только на прошлое, но и вносит коррективы в определение человеком своего будущего. С людьми, пережившими психологическую травму, чаще происходят несчастные случаи, они чаще, чем другие, совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками. По данным американских психологов, более 70% насильников сами в детстве пережили травму, связанную с насилием. То есть реализуется жизненный сценарий, направленный на саморазрушение.

Среди типов психосоциальных стрессов, которые могут обусловливать развитие патологических реакций на травматический стресс, можно выделить следующие.

1. Система отношений:

• супружеские отношения (как брачные, так и внебрачные связи), например помолвка, брак, конфликт, развод, смерть одного из супругов;

• родительские отношения, например является ли больной родителем, конфликты с ребенком, болезни ребенка;

• межличностные отношения: переживания, связанные с отношениями с друзьями, соседями, коллегами, другими членами семьи (кроме супругов), например болезнь лучшего друга, конфликтные взаимоотношения с начальством;

• профессиональные отношения: работа, школа, домашний труд, например безработица, уход на пенсию, неприятности в школе.

2. Условия жизни, например смена квартиры, угроза, опасности, иммиграция.

3. Материальные затруднения, например недостаточный уровень материального благосостояния, изменение финансового статуса.

4. Юридический статус, например арест, заключение в тюрьму, тяжба, суд.

5. Особенности развития: фазы жизненного цикла, например пубертатный период, переход к взрослому состоянию, менопауза, приближение к 50 годам.

6. Физические заболевания или травмы, например болезни, несчастные случаи, операции, аборты.

7. Другие психосоциальные стрессовые факторы, например стихийные бедствия или причиненные людьми страдания, нежелательная беременность, внебрачный ребенок, изнасилования.

8. Семейные факторы (для детей и подростков): холод, враждебность, вмешательство, оскорбления, конфликты или непримиримые противоречия между родителями или по отношению к ребенку, физическое или психическое заболевание у кого-либо из членов семьи, отсутствие родительской ласки или грубое обращение с ребенком, недостаточное внимание со стороны родителей; недостаточная, избыточная или запутанная социальная или когнитивная информация, ненормальные отношения в семье, например смена лиц, опекающих больного, приготовления к частым визитам, воспитание больного в семье приемных родителей, воспитание в специальных учреждениях, потеря наиболее значимых для больного членов семьи.

Рассмотрев основные симптомы и особенности развития стресса в результате воздействия экстремальной ситуации, необходимо определить основные способы совладания со стрессом, техники самопомощи и помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

studme.org