Тренинги для снижения стресса

Снятие эмоционального напряжения

Вступление. Актуальность выбранной темы.

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога.

Основная часть.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

  • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
  • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
  • Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.

    Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

    Продолжительность – 90 минут.

    Ведущий тренинга: педагог-психолог Воробьёва В.Л.

    Ход проведения тренинга

    Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

    1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

    – Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

    – Или Вы чувствуете усталость?

    – Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

    Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

    1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета» (Приложение 1)

    1.3. Упражнение «Визитка»

    Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

    1.4. Упражнение «Молекула»

    Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

    – Да, ты великодушная, а еще красивая!

    Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

    – А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

    «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

    1.5. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

    Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.

    1.6. Психолог называет тему и цели психологического тренинга.

    2. Снятие эмоционального напряжения.

    Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

    Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

    2.1. Аутотренинг и ароматерапия.

    Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

    Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

    Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова АТ (Приложение 2).

    2.2. Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

    Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: В одном прекрасном городе жила замечательная семья…

    Каждый учитель по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

    Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!

    Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.

    Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.

    2.3. Тест «Скрытый стресс» (Приложение 3). Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

    2.4. Упражнение «Корзина Советов».

    Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы (Приложение 4).

    – Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?

    Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

    По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.

    Упражнение «Назови эмоцию». Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.

    Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.

    2.5. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

    Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

    Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

    Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

    2.6. Биоэнергетическое исцеление.

    За последнее время многие стали прислушиваться к биоритмам, к типу погоды, к гороскопам на каждый день. Энергия космоса чиста и одинакова, но распределяется среди людей по-разному, по уровню их духовности.

    Вокруг каждого человека есть невидимая аура, которая представляет его духовную территорию. Вторжение в эту территорию вызывает у нас неприятные чувства (раздражение, дискомфорт, негодование, душевную боль).

    Известно, что многие болезни возникают от нарушения энергетического баланса. Когда на одном участке тела энергия в избытке, на другом – её не достаёт. Например, если избыток энергии в железах внутренней секреции, то нарушается гормональный обмен.

    2.7. Упражнение «Арттерапия».

    Звучит космическая музыка.

    Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке (Приложение 5).

    Остальные участники тренинга закрывают глаза. Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты.

    Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

    2.8. Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

    Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».

    Упражнение «Полное дыхание» (Приложение 6).

    Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.

    Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!

    Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.

    2.9. Голос – драгоценный дар природы.

    Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

    Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

    Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

    Упражнение «Медитация» для управления своим эмоциональным состоянием (Приложение 7).

    Заключительная часть.

    1. Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня».

    Звучит магнитофонная запись слов. Психолог показывает карточки с этими словами. Участники тренинга шёпотом проговаривают слова (Приложение 8).

    2. Обратная связь.

    – Самым полезным для меня было…

    – Я хотела бы изменить…

    3. Благодарю всех за работу!

    В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

    Литература:

    1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991
    2. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001
    3. Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2005
    4. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000
    5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003
    6. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996
    7. Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006
    8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005
    9. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003
    10. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996
    11. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      психологические упражнения для тренингов

      Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

      Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

      1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

      «Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

      2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

      «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

      3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

      Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

      4. Моделирование множества приемлемых результатов.

      Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

      5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

      6. Физическая нагрузка.

      Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

      7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

      Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

      8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

      Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

      Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

      Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо, это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

      9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.

      Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

      Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

      1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин.)

      Цель: абстрагирование от реальных – социальных ролей.

      Материалы: бейджики, ручки.

      Ход упражнения.

      Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

      Вопросы для обсуждения:

      1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
      2. Ваши впечатления по проведенному упражнению?
      3. Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?
      4. 2. Упражнение «Невербальное общение» (5-10мин.)

        Цель: настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

        Инструкции: Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 – 2 минуты).

        Ход упражнения: «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

        После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

        Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

      5. Легко ли было выполнять упражнение?
      6. Возникали ли трудности при выполнении задания?
      7. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
      8. 3. Основная часть (35-50мин.)

        Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

        Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

        Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

        Инструкции:

      9. Вылепите своё эмоциональное состояние.
      10. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
      11. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
      12. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
      13. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
      14. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

      Ход упражнения: Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

    12. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
    13. Возникали ли разногласия в ходе работы?
    14. 4. Релаксация (5-10 мин.)

      Цель: продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

      Ход упражнения: участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.

      Опорный текст для выполнения упражнения:

    15. Мои глаза закрываются.
    16. Я успокаиваюсь.
    17. Я расслабляюсь.
    18. Я чувствую себя спокойно и легко.
    19. Мое тело расслабляется.
    20. С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется
    21. Я спокоен.
    22. Я расслаблен.
    23. Мне спокойно, легко и приятно.
    24. С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней
    25. Я отдыхаю, мне хорошо.
    26. Мое лицо расслабляется.
    27. Мой лоб расслабляется.
    28. Лоб полностью расслаблен.
    29. Мой нос расслабляется.
    30. Нос полностью расслаблен.
    31. Мои щеки расслабляются.
    32. Щеки полностью расслаблены.
    33. Мое лицо полностью расслабленно.
    34. Моя голова полностью расслабленна.
    35. Расслабляется правая рука.
    36. Расслабляется правая кисть.
    37. Расслабляется правое предплечье.
    38. Расслабляется правое плечо.
    39. Правая рука полностью расслабленна.
    40. Расслабляется левая рука.
    41. Расслабляется левая кисть.
    42. Расслабляется левое предплечье.
    43. Расслабляется левое плечо.
    44. Левая рука полностью расслабленна.
    45. Обе руки полностью расслаблены.
    46. Приятное тепло наполняет мои руки.
    47. Мои руки налиты приятной тяжестью.
    48. Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.
    49. Расслабляется правая стопа.
    50. Расслабляется правая голень, колено.
    51. Расслабляется правое бедро.
    52. Правая нога полностью расслаблена
    53. Расслабляется левая стопа.
    54. Расслабляется левая голень, колено.
    55. Расслабляется левое бедро.
    56. Левая нога полностью расслабленна.
    57. Приятное тепло наполняет мои ноги.
    58. Мои ноги налиты приятной тяжестью.
    59. Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.
    60. Расслабляются мышцы спины.
    61. Расслабляются мышцы живота.
    62. Мое тело полностью расслабленно.
    63. Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.
    64. Я спокойный человек.
    65. Я сильный человек.
    66. Я отдохнул.
    67. Чувствую как наливаюсь легкостью.
    68. Я чувствую прилив сил.
    69. Я наливаюсь свежестью и бодростью.
    70. Я полон энергии!
    71. Мне хочется встать и действовать!
    72. Глаза – открываются.
    73. Я – встаю!
    74. trepsy.net

      Простые способы снять стресс и почувствовать себя счастливым

      Стресс — сложный психологический процесс, сопровождающийся расстройством нервной системы и потерей энергии. Нервное напряжение может появиться у каждого человека, независимо от образа жизни. Этот процесс связан с психологическими особенностями организма. Поводы для волнения и беспокойства у каждого человека свои: экология, работа, внутреннее беспокойство, усталость, тревога. Все это негативно сказывается на стрессоустойчивости и здоровье, потому что стрессовые состояния обладают накопительным эффектом.

      Каждый человек по-разному переносит и реагирует на стрессовые ситуации. Бороться со стрессом начинают как можно раньше, не дожидаясь серьезных последствий. Существует классификация стрессов. Для продуктивного лечения сначала распознают вид стресса и симптомы, а потом подбирают подходящие техники для его устранения.

      Виды стресса

      А Эмоциональный. Эмоциональный стресс (психологический) появляется после затраты энергии на фоне эмоций. Представляет собой последствия семейных проблем, личных переживаний, болезни близких людей и родственников.

      Б Физиологический. Физиологический стресс возникает внезапно. Это своеобразная реакция организма на внешние климатические или физиологические раздражители: чувство голода, сильную жару, мороз. Внезапные происшествия способны вызвать у человека кратковременное стрессовое состояние или шок. К таким происшествиям относятся стихийные бедствия, нестабильная экономическая ситуация, чрезвычайные происшествия. Оставленное без внимания шоковое состояние, способно перерасти в затяжную депрессию, избавиться от которой намного труднее.

      В Информационный. Информационный стресс — распространенный вид перенапряжения, возникающий после сильного информационного воздействия, нерационального использования времени и сил на рабочем месте. Такому состоянию чаще подвержены студенты, топ-менеджеры, адвокаты и другие люди, работа которых связана с большим количеством информации и отрицательных эмоций. Без должного внимания информационное перенапряжение переходит в затяжной стресс.

      Г Эустресс. Это самый приятный вид стресса. Эустресс возникает на фоне радости или яркого впечатления, появившегося от приятного события. Он благотворно влияет на организм, вызывает прилив энергии, физических сил, умственных способностей. С помощью эустресса легко преодолеваются жизненные неприятности, резкие погодные условия. Он помогает прийти в себя, пережить неприятные ситуации.

      Д Дистресс. Дистресс имеет затяжную форму, поэтому снимать его нужно своевременно, устраняя факторы, провоцирующие это состояние. Распространенными причинами дистресса считаются чувство страха и внутреннее тревожное состояние, вызывающие расстройство нервной системы, потерю энергии.

      Симптомы стресса

      Организм человека обладает мощным энергетическим потенциалом. В случае чрезвычайных происшествий, повлекших дисфункцию эмоционального состояния, организм перерабатывает накопленный потенциал в поступки, несвойственные человеку в обычном состоянии. Форма и вид стресса никак не влияют на симптомы, состоящие из универсального набора реакций (чувство тревоги, волнение, беспомощность, эмоциональное и физическое истощение).

      В период нестабильного состояния, организм вырабатывает гормоны, учащающие сердцебиение, повышающие давление, аппетит. Такая реакция называется стрессовой и имеет ряд особенностей, заложенных на генном уровне: резкое повышение физических сил и понижение чувствительности.

    75. потеря контроля над собой, употребление алкоголя;
    76. несвойственное человеку поведение;
    77. потеря объективной оценки проблемы;
    78. нежелание слушать адекватную критику окружающих;
    79. обида на безобидные высказывания;
    80. отсутствие чувства сопереживания другим людям;
    81. нежелание следовать правилам этикета;
    82. частая смена настроения;
    83. состояние бессилия;
    84. отсутствие или повышение аппетита;
    85. агрессия.
    86. Избавиться от навязшего состояния и успокоиться, поможет растрачивание накопившейся негативной энергии. Потратить ее можно на освоение новых знаний, работу, духовное развитие. Вовремя неснятый стресс пагубно воздействует на организм человека. Появляются проблемы со сном, головные боли, депрессия. Нервное напряжение вызывает внешние изменения на теле и лице человека. Появляется сутулость, боли в спине, нарушение пищеварения.

      Симптомы стресса настигают независимо от возраста, количества детей и материального положения. Роль стресса в жизни человека неоспорима. Это важный процесс, необходимый для приспосабливания к новым условиям жизни. При отсутствии внимания к нему, он оказывает разрушающее действие на организм и нервную систему. Особенно касается длительного эмоционального напряжения, которое медленно, но верно лишает моральных и физических сил.

      Как быстро снять стресс

      Случаются ситуации, когда нужно знать, как помочь себе при стрессе быстро и независимо от окружающей обстановки. Избавиться от чувства тревоги, пережить шок, прийти в себя поможет ряд методик, разработанных психологами и врачами специально для таких случаев.

    87. Упражнения для снятия стресса.
    88. Дыхательные упражнения помогут быстрее успокоиться, укрепить нервную систему, запустить необходимые процессы на теле. Для нормализации внутреннего состояния достаточно сделать 10 медленных глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. Упражнение насыщает кислородом клетки головного мозга, повышает стрессоустойчивость и активирует восстановление организма.

      • Гимнастика на снятие напряжения.
      • Сильный стресс или нервное напряжение зажимает мышцы на теле и лице, поэтому чтобы избавиться от него, необходимо сначала расслабиться и разогреть мышцы. Перед проведением гимнастики, нужно определить на каком месте появилась скованность. Снимать напряжение на теле можно простыми гимнастическими упражнениями: вращение головой, плечами, растирание рук и пальцев. Убрать последствия стресса на лице легко — с помощью вдоха через рот или улыбки.

      • Не сдерживать эмоции и чувства.
      • Это легкий метод, его недостаток заключается в месте проведения, оно должно быть уединенным, подальше от посторонних глаз. Снятие эмоционального напряжения заключается в выплескивании негативных эмоций. Поплачьте, побейте подушку. Такая разрядка полезна для организма и принесет только пользу.

      • Съешьте банан или попейте зеленый чай.
      • Зеленый чай поможет успокоиться и укрепить нервную систему. Бананы, благодаря составу, повысят энергетические запасы и улучшат настроение.

        Крик считается нормальной реакцией человека на стрессовую ситуацию. Чаще всего он неконтролируемый. Крик помогает улучшить самочувствие за счет выпуска отрицательной энергии. Такой метод популярен у маленьких детей. Они кричат на подсознательном уровне, что помогает им успокоиться и пережить причиненную боль. По мере взросления и воспитания, этот навык у детей пропадает. Само собой, кричать нужно в уединенном и малолюдном месте (например, в подушку). Иначе рискуете сойти за неадекватного человека.

        Перечисленные способы помогут любому человеку вовремя успокоиться и привести мысли в порядок. Действие методик ограничивается только на кратковременных шоковых ситуациях. Они не подходят для решения накопившихся проблем, переросших в затяжную депрессию.

        Как снять стресс мужчине

        Мужчины с детства подвержены мнению о необходимости сдерживания своих эмоций и переживаний. А все потому, что выражение чувств мужчинами считается проявлением слабости. Но это неправильно! Снятие эмоционального напряжения необходимо мужчинам иногда даже больше, чем женщинам. Последствия стресса склонны переходить в сексуальное или психологическое расстройство.

        Симптомы стресса у мужчин отличаются от женских. Они проявляются в аритмии, повышении потоотделения, заболевании сердца и желудка, нежелании что-либо делать, беспричинной агрессии и в отсутствии влечения к противоположному полу. Сильный пол менее подготовлен к стрессовым ситуациям и поэтому пытается привести себя в порядок самостоятельно. Часто с помощью малоэффективных способов:

      • употребление алкоголя;
      • отсутствие внимания к проблеме;
      • попытки убежать от накопившихся проблем.
      • Снять напряжение можно без использования алкоголя и других малоэффективных методов. Существуют разные способы борьбы со стрессом у мужчин:

      • Воспользоваться эспандером. Он поможет не только снять эмоциональное напряжение, но и натренировать разные группы мышц.
      • Контрастный душ — хорошая профилактика стресса, снимает усталость и укрепляет тело.
      • Посмотреть на неприятную ситуацию по-другому: возможно, все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Стоит попробовать научиться находить положительные моменты даже в самых сложных ситуациях.
      • Заняться спортом. Боевые виды спорта избавят от эмоционального перенапряжения. Командные игры с веселой командой помогут от хандры, стресса, придадут энергии и сил. Даже бег по утрам поднимет настроение на целый день и повыситстрессоустойчивость.
      • Секс является хорошим «лекарством» от депрессии и стресса.
      • Сделать выходной. Одним из лучших вариантов для снятия нервного напряжения и укрепления ресурсов, считает отдых: провести день дома, в кругу близких людей или в полном одиночестве; заняться любимым делом, хобби; покататься на велосипеде; поиграть в компьютерные игры; посмотреть фильмы.
      • Жизнь каждого человека полна обязанностей и забот, поэтому не стоит браться за невыполнимые цели. Лучше оставить часть времени на занятия по душе и отдых.

        Как снять стресс женщине

        Частыми причинами женского стресса становятся: ссора с любимым человеком, проблемы на рабочем месте, бытовые проблемы, конфликты в семье. Считается, что именно дома женщина испытывает больше стрессовых ситуаций, чем на рабочем месте. Существует множество способов подавить стресс. Нужно только найти подходящие способы на снятие эмоционального напряжения и при необходимости ими пользоваться.

        Как снять стресс и напряжение женщине:

      • Посетить СПА-салон или салон красоты. Снять сильный стресс поможет уход за собой — косметические процедуры, расслабляющий массаж, маникюр или стрижка.
      • Шоппинг. Стоит обновить гардероб, купить новую обувь или что-нибудь полезное. Шоппинг считается чисто женским «антидепрессантом», отвлекает от негативных мыслей, поднимает настроение.
      • Теплая ванна. Примите ванну, добавьте в нее эфирные масла или морскую соль. Особенно полезна ванна с маслом чайного дерева или хвойным экстрактом.
      • Правильное питание. Как ни странно, правильное питание считается надежным помощником в борьбе с женским стрессом. Ежедневное употребление полезных продуктов и соблюдение здорового образа жизни улучшат самочувствие, внешний вид. Следует отказаться от алкоголя, кофеина, продуктов, содержащих сахар.
      • Фитнес или йога. Занятие йогой или фитнесом помогает выплеснуть накопившиеся за день негативные эмоции. Йога научит управлять собой и своим телом, снимет мышечное напряжение. Достаточно нескольких занятий в неделю, чтобы почувствовать прилив сил и энергии.
      • Поплакаться в «жилетку». Помощь близкого человека всегда окажется кстати. Если поделиться переживаниями, тревогами, проблемами с лучшей подругой или членами семьи, придет чувство огромного облегчения. Не стоит копить все в себе и скрывать от окружающих эмоции, это негативно скажется на здоровье. Поддержка и понимание помогут побороть сильный стресс, снять эмоциональное напряжение.
      • Провести время с домашними питомцами. Давно доказано, что люди, имеющие кошек или собак, меньше подвержены стрессовым состояниям и депрессиям. А все потому, что домашние питомцы отлично поднимают настроение и помогают отвлечься.
      • Тренинги и игры для снятия напряжения и стресса

        А Займите удобную позу, закройте глаза. Представьте себе песчаную пустыню, яркое испепеляющее солнце. Караван верблюдов медленно передвигается по пустыне. Они увешаны товаром и корзинами, шагают ровно по песчаной глади, неторопливо раскачиваясь из стороны в сторону. Движения верблюдов плавные и ленивые. Они медленно двигают челюстью. Наблюдая за караваном, вы успокаиваетесь, дыхание становится ровным, тепло и умиротворение наполняет тело.
        Б Чтобы повысить стрессоустойчивость, успокоиться, избавиться от тревоги или убрать волнение в общении с незнакомцами, используйте тренинговый метод сравнения. Расслабьтесь, примите удобную позу. Подумайте о своей проблеме и ответьте на вопрос: такая ли она серьезная на самом деле? Сравните проблему с мировыми катастрофами, проблемами других людей, тем самым минимизировав ее.
        В Эффективным методом в борьбе со стрессом считается техника визуализации. Отличительными чертами этой техники является способность расслабиться, повысить энергетические ресурсы, стрессоустойчивость, укрепить организм. Для этого представьте яркий луч света, исходящий из области головы. С каждой секундой луч растет и опускается ниже, освещая грудь, руки, живот, ноги приятным теплым светом. Ощутите все в малейших деталях, чувствуя тепло и благотворное влияние света. Свет своим сиянием заряжает энергией, помогает избавиться от тревоги, успокоиться и задействовать скрытые внутренние ресурсы.

        Стресс у ребенка

        Игры для снятия стресса предназначены для детей. Они представляют собой специально разработанные психологами техники снятия стресса, помогающие укрепить нервную систему детей после сильного потрясения или убрать внутреннее напряжение.

        Игры для детей могут быть разными и зависят от поставленных задач.

      • Для снятия напряжения на лице подходят игры«кривлялки». Корчим вместе с ребенком рожицы, делаем маски руками: улыбку, удивление, просим детей надуть или втянуть щеки.
      • Все перечисленные упражнения для снятия стресса, отвечают на два главных вопроса: «Что делать при стрессе и как снять стресс?», «Как снять нервное напряжение и укрепить нервную систему без вреда для здоровья?»

        Роль стресса в жизни человека неоспорима. Полностью оградиться от него невозможно. Поэтому остается выбрать для себя подходящий метод и пользоваться им.

        Главное помнить, что лекарства и вредные привычки (употребление алкоголя, сигареты), не помогут избавиться от тревоги, пережить сильный стресс и внутреннее напряжение надолго. Они только усугубят последствия, подавляя симптомы и вызывая привыкание.

        Если у вас нет причин для беспокойства, и вы получаете удовольствие от жизни, не забывайте — профилактика лучший ваш друг! Проще предотвратить, чем лечить. Заботьтесь о своем эмоциональном здоровье, обращайте внимание на эмоциональное состояние своих детей, играйте с ними в веселые игры и устраивайте полезные тренинги. Никто не поможет вам лучше, чем вы сами!
        » alt=»»>

        yourspeech.ru