Тренинги по профилактике депрессии

Тренинг «Спокойствие, только спокойствие»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Организация пространственно-предметной среды: кабинет, пригодный в качестве игровой аудитории; свободно передвигающиеся стулья, аппаратура для показа мультимедийного материала, чистые листы бумаги, ручки или карандаши, секундомер, мусорное ведро, белая доска и к ней маркер.

Минимально необходимые требования к оборудованию: карточки для упражнения № 2 “Пересадка сердца”.

Количество времени: 45 мин.

Количество участников: 10–12 человек.

Возраст участников: 14-16 лет.

Пояснительная записка: данный тренинг используется в программе организации досуга социально-педагогической направленности объединения “Перекресток” в модуле “Курс выживания подростков” и является первой частью тренинга, рассчитанного на несколько занятий “Антистресс”. Эта программа рассчитана на два учебных года и состоит из пяти модулей: “Познай себя” (активизация процесса самопознания), “Курс выживания подростка” (профилактика аддиктивного и преступного поведения), “Какую дверь открыть?” (формирование профессионального самоопределения), “В мире людей” (формирование толерантного сознания) и “Мосты понимания” (развитие коммуникативных навыков). Подростки, вступившие в пору серьезного возрастного кризиса, сталкивающиеся при этом с валом школьных и внешкольных обязанностей, с острой нехваткой времени, часто конфликтующие друг с другом, с родителями и учителями, не имеющие достаточного жизненного опыта, чтобы владеть своими эмоциями и предвидеть последствия собственного поведения, — являются мишенью сильнейшего стресса. Этот стресс, незаметный на первый взгляд, становится постоянным фоном их жизни и разрушает их здоровье. Как часто приходится сталкиваться с раздражением, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, с замкнутостью, плаксивостью, апатией подростков. Мы привыкли списывать это на “трудный возраст”. Слыша от взрослых замечания по поводу своей лени, плохого поведения, низкой успеваемости, отсутствия интересов, дети верят в то, что они ленивые, нерадивые. и думают, что во всем виноваты сами. Часто они не обращаются за помощью, считая, что им не поверят. Иногда они просто не могут сформулировать, в чем их проблема. А между тем “результатом плохой адаптации к стрессу являются физические и психологические осложнения. Они могут носить весьма серьезный характер и преследовать детей до взрослого возраста”. Опыт, который подростки приобретут на занятии, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал и прорабатываются ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями.

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.

1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

2. Сформировать навыки саморегуляции.

3. Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Предполагаемый результат: приобрести навыки управления стрессом в жизненных ситуациях.

1 этап (организационный) 5 мин.

— напомнить правила работы в группе;

— повысить эмоциональный фон группы;

— создать условия для дальнейшей работы на занятиях.

Ритуал приветствия: все хором “Всем привет!” (Слайд № 1)

Правила поведения на тренинге:

1. Один говорит – все слушают.

2. На тренинге никто не осуждается.

Снежный ком (5 мин.)

Участники группы садятся в круг.

Инструкция: “Здравствуйте. Начнем нашу работу: каждый по очереди будет называть свое имя и то, что его больше всего раздражает. Не забываем, что первый говорит свое имя и нужную причину негативного настроения (поясняя причину), затем следующий говорит сначала имя и ситуацию первого человека, а потом свою и так до конца. Последний участник сначала перечисляет всех и только потом рассказывает о себе”.

Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников внимательности. Это упражнение является ритуалом на каждом занятии, изменяется только тема – что позволяет участникам группы побольше узнать друг друга, а также способствует сплочению группы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?

2. Какие ситуации было трудно пояснить?

2 этап (основная часть)

Понятие “стресс” давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

(Слайд № 2) Стресс — негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств.

В 1960-х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека. (Слайд № 3). В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод — 73, болезнь или травма — 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи — 44, начало или окончание учебы в школе — 26, смена школы — 20, отпуск или каникулы — 13 и т.д.

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в интересную игру.

Упражнение № 1 “Чепуха” (5 мин.)

— способствовать развитию творческого потенциала,

Участники садятся в круг.

(Слайд № 4) Перечень вопросов:

  1. Кто?
  2. Где?
  3. С кем?
  4. Чем занимались?
  5. Как это происходило?
  6. Что запомнилось?
  7. И что в итоге получилось?
  8. Комментарии к упражнению: внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляются задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

    Вопросы для обсуждения: подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

    Теоретический блок (5 минут).

    Ведущий говорит участникам о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна.

    Далее участники обсуждают, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния: злость; страх; грусть; апатия.

    (Слайд № 4) Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы высвечиваются на экране. Примерные варианты выводов:

    – злость — мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

    – страх — сигнализирует об опасности;

    – грусть — побуждает нас задуматься;

    – апатия — дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

    Но так как у нас злиться пока не на кого, мы поиграем в следующую игру.

    Упражнение № 2 “Пересадка сердца” (15 мин.)

    — развитие толерантности при ответственном выборе,

    — развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

    Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

    Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

    Список кандидатов:

      Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
    1. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
    2. Священник, 27 лет.
    3. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
    4. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
    5. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
    6. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
    7. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
    8. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
    9. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

    По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.

    Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

    При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

    Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

    Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

    Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.

    Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

    (Слайд № 6). Ситуации, подобные той, которую мы рассмотрели, к сожалению, часто вызывают конфликт. Давайте рассмотрим это понятие. Ведущий дает определение: “Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов”.

    Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.

    Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение “В споре рождается истина”.

    Дается определение понятию “компромисс”, которое также помещается на доску или в центр круга: “Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок”.

    Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.

    Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.

    (Слайд № 7) “Беспроигрышный метод решения споров”

    1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

    2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

    3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

    4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

    5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

    Упражнение № 5 “Мусорное ведро” (5 мин.)

    — повышение эмоционального фона группы;

    — профилактика депрессивных состояний.

    Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.

    После чего по желанию участники могут рассказать что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем посередине круга ставиться мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

    3 этап (заключительный) (5 мин.)

    Участники сидят в кругу. Педагог подводит итог занятия: перечисляются новые понятия и приобретенные навыки.

    Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается.

    Все хором “Всем до скорого” (слайд № 8).

  9. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.
  10. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
  11. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  12. Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Антистресс. // Школьный психолог, № 20-24, 2005 г.; № 1, 2006 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Социальное служение Русской Православной Церкви — [электронный ресурс]:

Мультимедийное учебное пособие. / под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр — СПб: СПбГИПСР, 2014.

Тренинг для подростков «Я управляю стрессом»

В работе с подростками из неблагополучных семей применяют программы формирования базисных копинг-стратегий – системы обучения здоровому жизненному стилю, формирующие стремление и навыки преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками, находить позитивные решения проблемных ситуаций. Программы создают мотивацию на успех. К ним относится, в частности, моделирование разных способов преодоления стресса, направленное на обнаружение наилучшего для себя управления им. В качестве примера приводится одна из таких программ.

Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях.

— Изучение феномена стресса, его негативной и позитивной роли в жизни человека.

— Приобретение индивидуальных навыков управления стрессом.

— Создание стратегий и тактик управления стрессом.

— Приобретение навыков психологической поддержки других людей, умения оказывать, запрашивать и получать поддержку.

Встреча 1. Знакомство. Разбивка участников на группы; каждая из них имеет особые признаки. Принятие правил работы в группе общим соглашением. Выполнение группового задания «Представление собеседника». Обсуждение ожиданий участников. Создание позитивной установки на групповую работу.

Встреча 2. Изучение феномена стресса путём ознакомительной лекции и диалога с группами. Групповая дискуссия «Сильные стороны стресса». Игра «Суд над стрессом».

Встреча 3. Моделирование разных способов преодоления стресса. Дыхательные, медитативные и телесно-ориентированные упражнения с акцентом на контакт с собственным телом. Итог дня – создание каждым участником пособия «Что делать в стрессовых ситуациях», адресованное себе и группе.

Встреча 4. Обсуждение созданных пособий. Обсуждение сложности устройства личности. Создание каждым коллажа «Какой Я» под спокойную музыку (акцент на ощущение «Я» через творчество). Дыхательные, медитативные и телесно-ориентированные упражнения.

Встреча 5. Поиск и осознание индивидуальных стратегий управления стрессом. Участники делятся опытом выхода из критических ситуаций. Ведущий обобщает и дополняет репертуар различных вариантов самопомощи, предлагая упражнения более высокого уровня сложности, чем в предыдущие встречи (релаксационные упражнения, в которых объединяется работа тела, психики и дыхания). Итог дня – осознанный выбор способов самопомощи, наиболее адекватных личностным особенностям. Форма обсуждения индивидуальных сложностей – «открытая консультация». Группа консультирует каждого участника, обратившегося с проблемой.

Встреча 6. Освоение понятия психологической поддержки, поддерживающей коммуникации, гуманистического общения через вводную лекцию ведущего и диалог с группой. Обсуждение самых значительных переживаний, полученных в ходе всех встреч. Игра «Сбор чемодана в дорогу» – каждый из участников кладёт в «чемодан» другому присущие этому соучастнику позитивные качества, которые проявились на занятиях и могут пригодиться в стрессовой ситуации.

Каждая встреча начинается с «разогревающих» упражнений, содержит упражнения на выработку навыков выхода из стресса по степени нарастания сложности, упражнения на поддержку, домашние задания и завершается обсуждением находок и достижений дня для каждого участника 1 .

Тренинг коммуникативной компетентности подростков.

Программа направлена на помощь подросткам разобраться в таких сложных вопросах, как зарождение и развитие отношений, отношения в семье, в школе, в коллективе, а также разрешение конфликтов, освоение различных способов управления противоречиями.

Цель программы – создать основы понимания системный характер взаимоотношений с окружающими, законы взаимодействий, влияние их на себя и свое влияние на ситуацию;

— Формирование умения замечать влияние на себя окружающих и отслеживание его при принятии важных жизненных решений.

— Помощь в оценке собственной роли в отношениях.

— Обучение навыкам оказания и получения поддержки от окружающих и снижения отрицательного влияния окружающих.

Тема: Знакомство участников группы.

Мероприятия: Знакомство участников группы и краткое введение в предлагаемую программу.

— знакомство участников группы между собой и с ведущим;

— получение участниками общего представления о предлагаемом курсе;

— оценка ведущим личностных особенностей участников и ориентировка в их запросах.

Тема: Функции, структура и динамика отношений.

Мероприятия: Ознакомление с основными характеристиками отношений.

Улучшение понимания этих характеристик путем их ролевого проигрывания.

Тема: Влияние семьи и школы на жизнь человека

Мероприятия: Исследование запретов, директив, предписаний и разрешений и сопоставление их с собственными желаниями.

— оценка влияния семьи и школы на жизнь участников группы;

— осознание соотношения влияния и собственных желаний.

Тема: Вклад человека в ситуацию общественных отношений.

Мероприятия: Формирование представления о взаимозависимости поведения людей.

Задачи членов группы:

— исследование собственного доминирующего способа поведения и понимание его влияния на ответную реакцию другого.

— обучение использованию позиций «родителя», «взрослого» и «ребенка» для более успешного взаимодействия с окружающими.

Тема: Проблема выбора.

Мероприятия: Осознание участниками группы критериев выбора и своего поведения в ситуации выбора.

— осознание степени активности своего поведения в ситуации выбора;

— изучение достоинств и недостатков активной и пассивной позиции в ситуации выбора;

— исследование критериев выбора и их значения для дальнейшей жизни.

Тема: Проблемы, возникающие на разных этапах формирования отношений.

Мероприятия: Понимание динамики отношений.

— выявление проблем в отношениях;

— определение конфликтной ситуации и поиска путей выхода из них.

Тема: Релаксация, основы аутотренинга.

Мероприятия: Обучение техникам релаксации и аутотренинга для снятия напряжения. Задачи ведущего:

— провести диагностику самочувствия и самооценки участников до и после занятия;

— рассказать участникам о происхождении аутогенных тренировок;

— дать участникам представление о способах и границах применения техник саморегуляции;

— обучить основам техники проведения аутогенной тренировки;

— провести комплекс упражнений по релаксации.

Тема: Разрешение конфликтных ситуаций.

Мероприятия: Поиск источников поддержки и оптимизация межличностных отношений. Выработка собственного индивидуального стиля выхода из конфликтных ситуаций.

— достижение взаимопонимания участниками группы;

— исследование индивидуальных стилей получения и оказания поддержки и оценка степени их эффективности;

— оптимизация поведения в конфликтных ситуациях.

Мероприятия: Определить понятия «ритуала», «ролевой установки».

Тема: Резюме. Зачет.

Мероприятия: Обобщение полученных знаний и навыков.

— отработка комплексного использования полученных знаний и навыков;

— прояснение непонятого материала в пройденном курсе.

Занятия проводятся в условиях, дающих возможность формирования круга (кольца) участников, центре которого вначале (занятие 1-2) действует ведущий, а затем (занятия 3-10) разыгрываются ролевые ситуации, отдельные акты психодрамы и другие групповые игры.

В начале каждого занятия в течение 10-15 минут группа вспоминает принципы тренинга и правила поведения участников. Каждое занятие длится по 4 часа и прерывается каждые 30 минут релаксирующими упражнениями, песнями и частушками. Релаксирующие упражнения выполняются и по завершении тренинга для безопасного выхода из него участников (снятие излишнего физического и умственного напряжения, предоставление возможности сосредоточиться на самом себе). Перед началом тренинга группе предлагают в игровой форме тесты самооценки «Какой Я», диагностирующие психологический климат в коллективе, групповую сплоченность, социально-трудовую активность и межличностные отношения 2 .

Телесно-ориентированная терапия психологического напряжения при нарушениях поведения детей и подростков.

Предлагаемая методика используется для профилактики и терапии агрессивного или замкнутого поведения, а также депрессивных состояний в учреждениях и отделениях социальной реабилитации, в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения.

Индивидуальные занятия для детей.

Выполняют под тихую медитативную музыку. Цель – возможно более полное мышечное расслабление в каждом сеансе после завершения комплекса упражнений. Лёгкая дремота ребёнка в процессе сеанса считается положительным признаком.

Упражнение 1. Бесконтактный и контактный массаж макушки.

Проводят несколько разглаживающих пассов над головой, после чего лёгкими круговыми движениями поглаживают верхнюю часть головы в течение 1-3 минут. Специалист выполняет массаж лицом к лицу с ребёнком и старается удержать возникший зрительный контакт.

Упражнение 2. Бесконтактный массаж мышц шеи, спины и крестца.

Специалист стоит сзади стоящего ребёнка. Медленными движениями ладоней на расстоянии 3 см. от поверхности тела или одежды он разглаживает воображаемое биополе сверху вниз в течение 5-8 минут, постепенно опускаясь от шейных мышц к крыловидным, затем к большим мышцам спины и к крестцовым мышцам.

Упражнение 3. Контактный массаж мышц шеи, спины и крестца.

Ребёнок ложится лицом вниз на массажный стол. Раздеваться не обязательно. Массаж мышц проводится медленными поглаживающими движениями снизу вверх и сверху вниз, — от шейных мышц к крестцовым и обратно в течение 8-10 минут.

Упражнение 4. Разминание больших мышц спины.

А) Специалист ставит правую ногу на скамейку таким образом, чтобы согнутая в колене нога образовала прямой угол. Ребёнок ложится спиной на колено специалиста так, чтобы тело его свободно висело, и его спина разминается покачиванием тела ребёнка под музыку в течение 5-7 минут.

Б) Ребёнок ложится спиной на правое плечо специалиста так, чтобы плечо было единственной точкой опоры, а тело свободно висело. Его спинные мышцы разминаются покачиванием тела ребёнка под музыку в течение 5-7 минут.

Упражнение 5. Разминание мышц шеи, спины и крестца.

С положения свободного виса на плече специалиста ребёнок медленными волнообразными движениями корпуса специалиста переводится в такое положение, чтобы его шея, спина и крестец лежали на груди специалиста, слегка по диагонали. Соответствующие мышцы разминаются медленными волнообразными движениями корпуса специалиста сначала справа налево в течение 5-7 минут, затем слева направо 5-7 минут.

Групповые занятия для детей и подростков

В начале каждого занятия для разогрева и инициации социального поля в течение 8-10 минут выполняются ритмические музыкальные движения, во время которых участники держатся за руки («Хоровод», «Змейка», «Ручеёк», и т.п.)

Упражнение 1. Бесконтактный массаж.

Проводят под тихую лирическую музыку. Участники становятся друг к другу в затылок и разглаживают плавными движениями воображаемое биополе вокруг головы, шеи, плеч, спины стоящего впереди партнёра на расстоянии 3-5 см. от поверхности тела или одежды. При этом они мысленно посылают энергию в ладони и мысленно желают добра, любви и нежности тому, кому массируют биополе. Через 2-3 минуты все поворачиваются на 180 градусов, происходит смена партнёров, делающих друг другу массаж.

Упражнение 2. Контактный разминающий массаж.

Под ритмическую музыку на счёт “раз-два-три-четыре” рёбрами ладоней делают четыре удара по спине стоящего впереди партнёра, на следующие четыре счёта по всей спине сверху вниз делают четыре щипка пальцами, после чего участники поворачиваются на 180 градусов, и упражнение повторяется со сменой партнёров.

Упражнение 3. Контактный успокоительный массаж.

Под плавную музыку мягко разглаживают шею и плечи стоящего впереди партнёра. Через 5 минут группа поворачивается и проделывает то же самое с другими партнёрами. Для повышения успокаивающего эффекта можно сделать ещё два поворота с повторением упражнения 3 .

1 Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы : учебное пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

2 Нестерова Г.Ф.Технология и методика социальной работы с бездомными и бездомностью. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., Germany, 2011. — 206 с.

3 Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы : учебное пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

social-orthodox.info

Тренинг № 6. Эмоция ПЕЧАЛЬ. Противоядие от ДЕПРЕССИИ

Тренинг № 6. Эмоция ПЕЧАЛЬ. Противоядие от ДЕПРЕССИИ

Если к тебе пришла печаль, старуха в черном, не прогоняй ее. Посади ее рядом и послушай, о чем она хочет тебе сказать.

К. Г. Юнг

Эмоция печали и связанные с ней чувства и состояния очень актуальны для многих людей. Обилие информации, быстрый темп жизни и постоянная гонка, фаст-фуд и «одноразовые» отношения – все это отражается на нашем эмоциональном благополучии. Уделив этой эмоции достаточно внимания и разобравшись в ее механике, можно научиться высвобождать заложенный в ней большой потенциал энергии.

Эмоциональный дискомфорт гасится различными наркологическими средствами, которые стали частью культуры: «А титул „психолог года“ снова выиграла водка!» Не радостная перспектива, правда?

• Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество: она является одним их самых распространенных психических расстройств – от нее страдает более 350 млн человек из всех возрастных групп.

• 50 % страдающих депрессией вообще не обращаются за медицинской помощью, а из оставшихся только 25–30 % попадают на прием к психотерапевту. В некоторых странах число тех, кто не обращается за медицинской помощью, приближается к 90 %.

• От 45 до 60 % всех самоубийств на планете совершают больные депрессией. По прогнозам, в 2020 году именно депрессия станет убийцей № 1.

Ответьте на вопрос. Есть темы, которые лично у вас запускают триггер печали. Что это за темы?

Кроме того, эмоция печали служит мощным аккумулятором эмоциональной энергии. Печаль, как тетива лука, способна натянуть наше намерение и позже выстрелить головокружительным подъемом и успехом.

Мой опыт. На тренингах или индивидуальных консультациях Клиенты не сразу предъявляют тему печали или депрессии к работе. В обществе принято замалчивать подобные эмоциональные проблемы. Одна девушка рассказывала мне о том, что из всех чувств, которые она испытывает на протяжении дня, печаль занимает около 50 % времени. Это очень большой процент. При этом она говорит, что для нее это обычное состояние и она не представляет, как может быть по-другому. В результате работы с печалью эта девушка научилась управлять большой энергией, которая стоит за ней. Оказалось, что она очень талантливый поэт и весь свой потенциал направила в творчество, издав несколько сборников стихов.

Знаменитости, которые переживали печаль и депрессию

Уинстон Черчилль. Знаменитого премьера Великобритании времен Второй мировой всю жизнь преследовал «черный пес» – тяжелая депрессия. Сам факт, что Черчилль дал своей хандре кличку, говорит о том, что депрессия была спутницей всей его жизни.

Джоан Роулинг. Впервые автор серии романов о Гарри Поттере задумалась о самоубийстве, когда рассталась со своим первым мужем. После развода все ее мысли были о том, как выбраться из бедности и поставить на ноги дочь.

Хью Лори. Недавно актер признался, что страдал депрессией с подросткового возраста и постоянно боролся с ней, но даже не подавал виду.

Джим Керри. Еще один депрессивный комик в нашем списке. В своем интервью в программе «60 минут» Керри признался, что долгие годы чувствовал себя, как свой герой из фильма «Маска»: на съемочной площадке он кривлялся и гримасничал, а придя домой, глотал антидепрессанты от постоянной тоски. Однако вскоре после визита к психотерапевту Керри признал, что «проблемы надо решать, а не запивать таблетками», занялся спортом и даже пообещал написать книгу о своей борьбе с депрессией. (С сайта: zdorovieinfo.ru)

«Роль жертвы». Печаль как стиль жизни

Наше страдание – не более чем наша же собственная привычка страдать. У кого-то она развита в большей степени, у кого-то – в меньшей, для кого-то страдание – стиль жизни, для кого-то – способ пережить очередной кризис.

Л. Ф. Шеховцова, доктор психологических наук

Мой опыт. Между тем печаль печали рознь. На консультации с одним из Клиентов я столкнулся с тем, что он не хотел брать на себя ответственность за свою жизнь и свои результаты. Он постоянно находил причины, по которым все вокруг виноваты в его проблемах и неудачах. Когда я оказывал ему поддержку, это еще больше усугубляло ситуацию. Поэтому я решил изменить стратегию и больше конфронтировать его в вопросах ответственности. Это принесло свои положительные результаты. Нам удалось выйти на его внутреннюю позицию жертвы, которая берет свое начало в детстве. Клиент сам был в шоке, осознав причины своей модели поведения.

Ответьте на вопрос: «Не отыгрываете ли вы свой детский сценарий?»

Постоянно проверяйте себя на роль жертвы. Часто ли вы чувствуете себя «жертвой?» Есть ли у вас ощущение, что вы несправедливо обижены или обделены? Может вы считаете, что родились не у тех родителей, не в той стране или даже не в то время? Человек, обладающий философией жертвы, коллекционирует подтверждения этому с самого детства. В какое-то время я сам был таким коллекционером. Мое детство, как и детство многих детей, переживших развал Советского Союза, прошло в режиме выживания.

Печаль как ресурс

Как отмечают ученые Ч. Костелло и К. Изард, «печаль, замедляя общий темп жизни человека, дает ему возможность “оглянуться назад”. Замедление психических и телесных процессов, которыми сопровождается эмоция печали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе, расставить другие приоритеты в своей жизни, что трудно сделать в условиях ежедневной рутины. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освежить взгляд на вещи, позволит понять то, о чем мы прежде не задумывались».

С такой точки зрения печаль может быть очень полезной. Конечно, многим не очень приятно переживать эту эмоцию. Она может накатить внезапно, вместе с какими-то воспоминаниями о том, чего уже не вернуть. Вместе с тем бывает и светлая, приятная печаль. Особенно люблю ее испытывать осенью, когда активность природы замедляется и, останавливаясь, она пожинает плоды своего бурного развития. Войдя в резонанс с природой, можно испытать глубокий контакт со своими ценностями, тем самым освежив свое восприятие настоящего и будущего.

Три решения, способные навсегда избавить от хронической печали

Каждый день мы принимаем тысячи решений. Одни решения заставляют нас задуматься и прибегнуть к анализу, другие принимаются быстро или спонтанно. Есть решения, которые идут нам на пользу, а есть такие, которые вредят. Я предлагаю прямо сейчас принять три решения, которые навсегда избавят вас от хронической печали.

Решение № 1. Проговорите про себя «Печаль, в которой я сейчас нахожусь, временна!» Успешные люди смотрят на проблемы как на нечто временное, тогда как неудачники считают, что их неудачам и горестям, которые их преследуют, не будет конца. На кольце мудрого царя Соломона было написано «И это пройдет…», что означает, что все в этом мире временно. Это очень важное осознание, так как именно благодаря этому у вас появляется ресурс надежды, терпения и принятия, который добавит силы в этот период.

Решение № 2. У этого чувства есть причина, иначе оно бы не пришло. Эти причины являются уязвимыми местами нашей психики. Они подсказывают нам, на что стоит обратить внимание, так как прочность всей цепи определяется прочностью самого слабого звена. Если ситуация повторяется из раза в раз, это свидетельствует о «вредных убеждениях», которые когда-то в прошлом сыграли для нас важную роль, но сейчас мешают двигаться вперед, к своему успеху и счастью.

Решение № 3. Печаль пришла для того, чтобы я смог изменить свою жизнь к лучшему. Чтобы изменить поведение человека в той или иной ситуации, ей надо придать другой смысл и значение. В частности, для развития эмоциональной устойчивости человека в стрессовой ситуации необходимо снизить значимость этой ситуации. Также полезно владеть навыком «позитивной интерпретации» ситуации. Например, один мой друг с утра обнаружил свою машину без колес. Первая мысль, которая ему пришла в голову после секундной шоковой паузы удивления, – это «Господи, спасибо, что взял деньгами!»

Подведем итоги

1. Сколько процентов от общего эмоционального состояния за неделю составляет печаль?

2. Какая основная причина вашей печали?

3. Какой эмоциональный триггер запускает вашу печаль?

4. Какое убеждение стоит за вашей печалью?

5. Какие шаги вы намерены предпринять, чтобы уменьшить уровень печали в вашей жизни?

staff.wikireading.ru