Творчество дети с синдромом дауна

Дети с синдромом Дауна стали героями картин в фотопроекте Соэлы Зани

Дети с синдромом Дауна демонстрируют модные коллекции, участвуют в фотосессиях и других проектах, призванных помочь «особенным» малышам обрести уверенность в себе и поверить в свои силы.

Одним из таких проектов стала серия фотоснимков албанского фотографа Соэлы Зани под названием «Я – произведение искусства». Соэла сняла детей с синеродом Дауна в образе героев известных картин. Среди них – «Девочка с голубкой» Пикассо, «Сын человеческий» Магритта, «Флейтист» Мане.

Суть фотопроекта в том, чтобы помочь детям стать увереннее в себе, раскрыть свой творческий потенциал и чувство собственного достоинства. Помимо этого, с помощью переосмысления знаменитых картин Соэла хотела в очередной раз привлечь людей к проблемам детей с синдромом Дауна и привить понимание и терпимость к тем, кто в этом так нуждается.

Последние новости:

Беременность и роды

От рождения и до года

От 1 до 6 лет

От 6 до 16 лет

Полезные ссылки

или
войти с помощью:

  • СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

    На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

    ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

    Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
    Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
    Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу admin@uaua.info, с указанием своего почтового адреса.

    На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

    www.uaua.info

    Методики обучения детей с синдромом Дауна

    Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Поэтому во многих странах рожденные с синдромом Дауна занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.

    Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.
    В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.
    В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто: по статистике, примерно один случай на 600-800 новорожденных.

    Двигательные навыки и навыки самообслуживания

    Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.
    Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).
    Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.

    Анималотерапия для детей с синдромом Дауна

    Множество современных и уже опробованных методик дают прекрасные результаты. Например, анималотерапия отличается формированием особо доверительного контакта больного ребенка и специально подготовленного животного. Игровая форма обучения фиксирует интерес ребенка, снижает его утомляемость. В тесном контакте с животным развиваются моторные навыки, тренируются слабые мышцы, расширяется кругозор и улучшается психоэмоциональное состояние ребенка с синдромом Дауна.

    Дельфинотерапия

    В ряду особо перспективных обучающих программ с участием животных, стоит дельфинотерапия. Специально обученные дельфины погружают ребенка в мир чуткого тактильного контакта и ультразвукового общего воздействия. Игры и занятия с «улыбчивыми» дельфинами развивают мышечный корсет ребенка, его моторные и речевые навыки. Ультразвук из сонара дельфина благотворно воздействует на центральную нервную систему, укрепляет иммунитет, улучшает функцию внутренних органов и эндокринных желез.

    Занятия с дельфинами обучают больного ребенка самостоятельности и независимости от посторонней помощи. Ребенок запоминает позитивные модели поведения в незнакомой обстановке и в дальнейшем легче адаптируется в социуме.

    Иппотерапия

    В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

    Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

    Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

    Обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки»

    Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется также во многих странах.

    Программа охватывает определенные области развития:

    • общую моторику;
    • речь;
    • двигательную активность;
    • навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.
    • Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.

      Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи

      «Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

      Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры,складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

      Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением.

      Дети с синдромом Дауна: обучение игровым методом

      Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

      Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.

      Обучение детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении и в школе

      В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.
      Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах.

      Организация создана родителями детей с особыми потребностями для взаимопомощи и взаимоподдержки

      Для родителей

      Наши друзья

      Испанец Пабло Пинеда – первый в Европе человек с синдромом Дауна, получивший высшее образование.

      Перспективы развития ребёнка/взрослого с синдромом Дауна

      Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам.

      Наличие дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребёнок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Малышу будет труднее учиться, и все же большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать, и вообще делать большую часть того, что умеют делать другие дети.

      Продолжительность жизни взрослых с синдромом Дауна увеличилась — на сегодняшний день нормальная продолжительность жизни более 50 лет. Многие люди с данным синдромом вступают в браки. У мужчин наблюдается ограниченное число сперматозоидов, большинство мужчин с синдромом Дауна бесплодны. У женщин наблюдаются регулярные месячные. По крайней мере 50 % женщин с синдромом Дауна могут иметь детей. 35—50 % детей, рождённых от матерей с синдромом Дауна, рождаются с синдромом Дауна или другими отклонениями.

      Однако люди с синдромом Дауна намного чаще обычных страдают от кардиологических заболеваний (обычно это врожденные пороки сердца), болезни Альцгеймера, острых миелоидных лейкозов. У людей с синдромом Дауна ослаблен иммунитет, поэтому дети (особенно в раннем возрасте) часто болеют пневмониями, тяжело переносят детские инфекции. У них нередко отмечаются нарушения пищеварения.

      Когнитивное развитие

      Когнитивное развитие детей с синдромом Дауна в разных случаях сильно различается. На данный момент невозможно до рождения определить, как хорошо ребёнок будет обучаться и развиваться физически. Определение оптимальных методов проводится после рождения при помощи раннего вмешательства. Так как дети имеют широкий спектр возможностей, их успех в школе по стандартной программе обучения может сильно варьироваться. Проблемы в обучении, присутствующие у детей с синдромом Дауна, могут встречаться и у здоровых, поэтому родители могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

      В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью. Между пониманием слова и его воспроизведением проходит некоторая задержка. Поэтому родителям рекомендуется водить ребёнка на обучение к логопеду. Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстаёт от других двигательных качеств. Некоторые дети могут начать ходить уже в два года, а некоторые только на 4-м году после рождения. Обычно назначают физиотерапию, чтобы ускорить этот процесс.
      Часто скорость развития речи и коммуникативных навыков задерживается и помогает выявить проблемы со слухом. Если они присутствуют, то при помощи раннего вмешательства это лечат либо назначают слуховые аппараты.

      Детей с синдромом Дауна, учащихся в школе, обычно распределяют по классам по-особенному. Это обусловлено пониженной обучаемостью детей с синдромом Дауна и очень вероятным отставанием их от сверстников. Требования в науках, искусстве, истории и других предметах могут быть для больных детей недостижимыми или достигнуты значительно позже обычного, по этой причине распределение положительно влияет на обучение, давая детям шанс. В некоторых европейских странах, как Германия и Дания, существует система «двух учителей», в которой второй учитель берёт на себя детей с коммуникационными проблемами и умственной отсталостью, однако это происходит в пределах одного класса, что препятствует увеличению умственного разрыва между детьми и помогает ребёнку развивать коммуникативные способности ещё и самостоятельно.

      Как альтернатива методу «двух учителей» существует программа сотрудничества специальных и общеобразовательных школ. Суть этой программы заключается в том, что основные занятия для отстающих детей проводятся в отдельных классах, чтобы не отвлекать остальных учеников, а различные мероприятия, такие как: прогулки, занятия искусством, спортом, перемены и перерывы на питание проводятся совместно.

      Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

      Зарубежные исследования и зарубежный опыт показывают, что:

    • Коэффициент интеллектуальности большинства людей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии.
    • Дети с синдромом Дауна обучаемы.
    • У разных людей с синдромом Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каждый человек обладает уникальной индивидуальностью, способностями и талантами.
    • Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развить свои возможности, если они живут дома в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они получают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение общества.
    • Люди с синдромом Дауна не являются больными. Они не «страдают» от синдрома Дауна, не «поражены» этим синдромом, не «являются его жертвами».

    Не каждый человек с синдромом Дауна имеет все характерные для этого синдрома особенности. И, наконец, даже при наличии одной и той же конкретной особенности люди будут отличаться друг от друга, так как проявляться эта особенность может по-разному. В действительности отличий между людьми с синдромом Дауна гораздо больше, чем сходств.

    mivmeste.in.ua

    Социализация детей с синдромом Дауна средствами искусства

    Бутко Г.А.,
    канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВО МО «Академия
    социального управления»;
    Галушка Л.Е.,
    магистр специального (дефектологического) образования,
    ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва

    Проблема социализации детей с синдромом Дауна, оказания им комплексной психолого-педагогической помощи в последние годы стала предметом пристального внимания ученых и практиков.

    Интерес к ней связан во многом с наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей развития таких воспитанников и отсутствием научно обоснованных данных о возможностях их обучения и воспитания.

    Семьи, в которых растут де­ти с синдромом Дауна, страдают от недостатка психолого-педагогической и социальной поддержки, а более всего — от негативного отношения общества к ним.

    Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений. Ребенок с этой патологией может появиться в любой семье, у родителей любых возраста, национальности, религии, социального слоя.

    Синдром Дауна — распространенная генетическая аномалия, при которой у ребенка с момента зачатия в клетках присутствует лишняя хромосома. У некоторых детей, но не у всех, наблюдаются медицинские проблемы, которые могут повлиять на их развитие. Самые распространенные из них — гипотония, пороки сердца, нарушения слуха и зрения. Дети с синдромом Дауна имеют особенности; показатели их развития могут колебаться в очень широком диапазоне. Одни воспитанники в определенных сферах развиваются почти с такой же скоростью, как и их здоровые сверстники, другие сильно отстают почти во всех из них. Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам среды, что и обычные воспитанники. В их числе: состояние здоровья, социальный уровень и положение в семье, пол, качество ухода со стороны родителей и обучения.

    Перспективы развития ребенка c синдромом Дауна могут быть совершенно различными. До недавнего времени считалось, что они имеют тяжелую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьезными ограничениями.

    Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных, случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и достичь некоторой доли независимости от помощи других. Однако с каждым годом появляется все больше и больше сообщений о молодых людях, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах. Однако чтобы это произошло, необходимы гигантские усилия как со стороны семьи, так и со стороны учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей с синдромом Дауна.

    В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), а также с введением федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2015) дети с синдромом Дауна вступают в активные социальные отношения, поэтому очень важна работа по их социализации. В этом плане огромное значение приобретают средства искусства.

    Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии чрезвычайно сложен. В воспитании таких детей перед родителями и педагогами стоят нелегкие задачи: помочь увидеть, услышать, почувствовать многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Средством, способным решить все эти задачи, служит искусство. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и способствует нравственному, духовному становлению личности.

    В работе с детьми с синдромом Дауна искусство не только используется как средство их художественного развития, но и оказывает лечебное воздействие, выступает способом профилактики и коррекции нарушений. Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям ведущие специалисты в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева) выделяют два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арт-терапевтическое.

    Пример удачной социализации людей с синдромом Дауна средствами искусства — голландский оркестр Йостибэнд. В нем играют более 200 человек с этим нарушением разного возраста, живущих в специально построенном для них городе. Эта деятельность для них основная. Результат упорной работы — ежемесячный отчетный концерт. Он очень популярен, имеет государственные награды и финансируется из бюджета государства. Главное, что люди с синдромом Дауна живут полноценной жизнью благодаря постоянным репетициям и концертам.

    Мы провели исследование особенностей социального взаимодействия детей с синдромом Дауна на базе Региональной общественной организации мос­ковской «Школы искусств ”Мария”». В нем приняли участие 10 детей 7—10 лет с этим нарушением: по 5 мальчиков и девочек. Они были разделены на две группы. В первую вошли дети 7—8 лет, во вторую — 9—10 лет. Наш эксперимент длился 9 мес. Мы использовали индивидуальные и групповые формы работы.

    Цель исследования — выявление исходного уровня развития творческих способностей детей с синдромом Дауна, чтобы дать им дополнительное образование, создать коллектив, участие в котором станет их главной деятельностью.

    Для обследования творческого развития детей с синдромом Дауна мы использовали методики И.Ю. Левченко [2], Е.А. Стребелевой [8] и В.В. Ткачевой [9]. Применялись следующие методы изучения детей: беседы, наблюдения, изучение рисунков, анкетирование, экспериментирование.

    При обследовании детей мы решали следующие задачи:
    — выявляли способности к продуктивным видам деятельности: умения ориентироваться на листе бумаги, пользоваться карандашом, кисточкой и красками, использовать воду, узнавать и выделять объект, собирать его из готовых частей, выполнять узоры, используя элементы различных форм и цветов, создавать сюжетные композиции;
    — определяли музыкальные и ритмические возможности: умения одновременно начинать и заканчивать песню, выполнять танцевальные движения по инструкции взрослого;
    — изучали способность концентрировать внимание, умения выражать и обосновывать свои мысли.

    По результатам исследования стало понятно, что у детей с синдромом Дауна отсутствовала или была очень слаба мотивация к работе и творчеству, плохо сформированы навыки самообслуживания. У всех наблюдались эмоциональные и поведенческие проблемы. Дети испытывали трудности в выражении своих эмоций. Было выявлено, что 60% детей имеют низкий уровень социального взаимодействия, только у 40% этот уровень характеризовался как средний.

    В связи с полученными результатами возникла необходимость разработки и апробации комплексного подхода к развитию творческих способностей детей с синдромом Дауна для их дальнейшей социализации. Он включает обучение музыкальной грамоте, художественному и актерскому мастерству. Участие в творческом процессе помогает детям с синдромом Дауна приобретать знания и использовать их на практике.

    Только благодаря творчеству и через творчество ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развивается, совершенствуется, проявляет себя как личность. У него формируются личностные ценности, чувство самоконтроля, раскрепощенность, решительность и смелость.Мы определили педагогические условия, необходимые для реализации комплексного подхода к социализации детей с синдромом Дауна средствами искусства:
    — программно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
    — взаимодействие с родителями;
    — включение детей с ОВЗ в социально значимые мероприятия;
    — привлечение волонтерского движения в коррекционно-педагогическую работу. В программу комплексной социализации в школе искусств включены занятия музыкой, танцами, театральной и художественной деятельностью. Педагоги учитывают все особенности развития ребенка, создаются условия для развития его личности и самореализации.

    Основные методологические подходы, реализуемые в программе:
    — комплексный — общефизическое и разностороннее развитие эмоциональной, нравственной и познавательной сфер ребенка, формирование национальной культуры и предпосылок для учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья как главное условие социальной адаптации;
    — деятельностный — включение ребенка в разные виды доступной ему музыкальной и другой творческой деятельности с целью активизации его развития и коррекции имеющихся нарушений;
    — индивидуальный и дифференцированный — сбор сведений об индивидуальных и типологических особенностях развития детей-инвалидов для организации музыкальных, художественных и театральных занятий.

    Цель программы: создание благоприятной среды, способствующей творческой самореализации детей с ОВЗ.

    Задачи:
    — формировать музыкальный, художественный вкус и эстетическое мировосприятие;
    — осуществлять коррекцию нарушений эмоционально-личностного развития;
    — развивать психические функции, необходимые для реализации творческого процесса.

    Технической базой послужили учебные кабинеты для проведения занятий по изобразительной и художественной деятельности, а также кабинет для занятий танцами и музыкой, оснащенные соответствующей аппаратурой, музыкальными инструментами. Также использовались спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скамейки и т.д.).

    В процессе занятий применялись методические и наглядные пособия.
    Техническое оснащение вклю­чало: компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, микрофон, мультимедийный проектор, экран.

    В программе особое внимание уделено развитию эстетического восприятия, воображения, эмоциональным откликам ребенка.

    Программа составлена таким образом, чтобы работа мозга активизировалась за счет творческого процесса. Во время рисования формируются мелкая моторика и речь, движения становятся более четкими и точными.

    Педагоги школы, работая с детьми, проводят увлекательные и интересные занятия, выбирая нетрадиционные способы рисования, новые материалы, стараясь показать предварительно кино- или видеосюжеты по теме, а потом закрепляют навыки и умения на практике. Итог — эффективный результат, не зависящий от умений ребенка. При рисовании используются пальцы, ладони, различные предметы, тампонирование, монотипия, кляксография, рисование разноцветными нитками и свечами. Эти способы помогают развить внимание, воображение, зрительную координацию, умение выражать себя, а также способствуют поднятию настроения и повышению качества жизни. Занятие лепкой воздействует на важные точки, расположенные на ладонях и подушечках пальцев. Они устраняют агрессивные реакции, снижают депрессивные проявления.

    Дети учатся играть на разных музыкальных инструментах, применяя разные музыкальные жанры, направления и стили, что способствует развитию памяти, внимания и положительно влияет на здоровье и общее состояние детей.

    С помощью танцев развиваются подвижность, пластичность и гибкость, снижается масса тела, поддерживается нормальное функционирование суставов, улучшается настроение. Танцы прорабатывают эмоциональные блоки и снимают мышечные застои, высвобождают застойную энергию и избавляют от некоторых заболеваний.

    В каждый перерыв используется пальчиковая гимнастика, развивающая речь, мелкую моторику, творческую деятельность, внимание, вырабатывающая умение владеть своими движениями. Детям она очень нравится. Ребенок с ОВЗ, принимая участие в любом творчестве, проходит путь от интереса до профессионального самоопределения, успешно повышая свою самооценку, социализируясь, адаптируясь в этом не простом мире.

    Взаимодействие с родителями подразумевает создание родительского клуба. При составлении его программы учитываются просьбы и запросы родителей для психологической помощи и поддержки семьи.

    Цели клуба — просвещение и привлечение родителей к сотрудничеству, а также повышение их компетентности в вопросах воспитания и социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

    Задачи:
    — формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
    — расширять видение родителями своих воспитательных функций;
    — знакомить с эффективными воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
    — формировать мотивацию к взаимодействию с педагогами;
    — расширять контакты с социумом;
    — обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
    Очень важно также включение детей с ОВЗ в социально значимые мероприятия.

    Цель этого направления работы — организация досуга таких детей.

    Задачи:
    — создавать комфортные условия, чтобы дети с синдромом Дауна не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
    — вовлекать детей с ОВЗ в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
    — развивать навыки общения с детьми-инвалидами и нормально развивающимися сверстниками;
    — организовывать участие детей с ОВЗ в различных творческих конкурсах;
    — развивать толерантное сознание по отношению к детям-инвалидам.

    Еще одно важное условие эффективной работы по социализации детей-инвалидов — включение волонтерского движения в коррекционно-педагогическую работу.

    Волонтером может стать человек любого возраста по доброй воле. Все зависит от того, когда у него возникает желание или необходимость морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь. Волонтеры работают без оплаты за труд, это образ жизни, призвание, порыв души. Терпение и уравновешенность, толерантность, справедливость — вот качества, требующиеся волонтеру.

    Кто-то становится волонтером на один день, кто-то работает от полугода до двух лет. Волонтеры, работающие более пяти лет, полностью посвятившие себя любимому делу, становятся профессионалами и работают уже как специалисты.

    Направления работы волонтеров:
    — организация концертов, акций, мероприятий;
    — защита окружающей природной среды;
    — уборка территории;
    — разъяснение о вреде потребления табачных изделий, алкоголя и наркотиков на здоровье человека;
    — психологическая поддержка и помощь нуждающимся;
    — помощь людям в преодолении жизненных трудностей на основе своего опыта.

    Результат работы «Школы искусств “Мария”» по программе комплексной социализации — участие детей с синдромом Дауна и ОВЗ в городских, региональных Всероссийских и международных конкурсах и выставках.

    Литература
    1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М., 2005.
    2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. СПб., 2005.
    3. Левченко И.Ю. и др. Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
    4. Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
    5. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна; групповые и индивидуальные занятия: Метод. пособие. М., 2004.
    6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
    7. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006.
    8. Стребелева Е.А. и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие. М., 2002.
    9. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М., 2014.

    www.sfera-podpiska.ru