У пилота была депрессия

Содержание:

Трагедия в Альпах — что творилось в голове у пилота?

Психиатр и лицензированный летчик Майкл Блумфилд уверен, что ни один психологический тест не смог бы предсказать действия второго пилота, а депрессия, истерика и массовое убийство — не одно и то же.

Французские следователи сообщили, что второй пилот Андреас Любиц, видимо, сознательно хотел уничтожить самолет компании Germanwings, следовавший рейсом 4U9525, на борту которого находилось еще 149 человек. Будучи лицензированным летчиком и психиатром, я неоднократно прокручивал в голове различные кошмарные сценарии, которые могут произойти в кабине пилота. Мы никогда точно не узнаем, что творилось в голове Любица, когда падал самолет, но меня беспокоит, что СМИ быстро начали винить в произошедшем депрессию.

Депрессия никак не может быть единственной причиной, толкнувшей человека на массовое убийство. Поняв это, мы сможем извлечь для себя важные уроки. А пока в любом случае стоит дождаться полной расшифровки «черных ящиков».

На данный момент нам сообщили, что командир воздушного судна покинул кабину, после чего дверь кабины была заблокирована, и Любиц ввел в автопилот команду на снижение. На записи слышно, как капитан требует открыть дверь, затем пытается ее выбить, а Любиц все это время сохраняет зловещее молчание. Следователям известно, что он был жив до последнего момента, поскольку слышно его дыхание.

Возможно ли, что он пытался сохранить спокойствие, психологически блокируя реальность вокруг себя? Безусловно, нам следует дождаться конца расследования, но возможно, удастся узнать важные детали о физиологическом и психологическом состоянии второго пилота в эти последние минуты, проанализировав ритм его дыхания. Он знал, что введенная команда приведет к смерти всех, кто был на борту, он слышал, как капитан пытается выломать дверь, из компьютеров звучали предупреждения о столкновении, горы были все ближе, а в последние моменты раздались крики пассажиров — но был ли при всем при этом сам Любиц спокоен или в панике? Если мы исключим редкие и маловероятные заболевания, вроде редких форм эпилепсии, спокойное и ровное дыхание в такой ситуации может свидетельствовать о том, что мы имеем дело с холодным и расчетливым психопатом, который не испытывает чувства вины и которому безразлична судьба других людей. Возможно, преступление было тщательно обдумано заранее. Или же это был спонтанный, импульсивный акт массового убийства?

Он мог не слышать часть происходящего вокруг благодаря звукоизолирующим наушникам пилота, но возможно ли, что ему удалось остаться спокойным, психологически заблокировав реальность происходящего, войти в состояние, похожее на транс, перед лицом смертельной угрозы — это называется «диссоциацией». Или же он дышал глубоко и часто? Может, он был парализован страхом, как и все остальные на борту? Ответив на эти вопросы и проанализировав имеющиеся доказательства, мы сможем составить психологический портрет этого человека.

Авиакомпании уже предприняли практические меры, в частности, введя требование о том, что в кабине всегда должно находиться два человека. Но, возможно, после этого случая изменится процедура отбора пилотов и, что более важно, поддержка, которую им оказывают. Несколько лет назад я работал врачом на вертолете скорой помощи, и, зная, как я люблю летать, мои напарники убедили меня самому выучиться на пилота. Я знал, что мне придется пройти медкомиссию министерства гражданской авиации. Как-то раз я спросил у врача, который проводил обследования, что он думает по поводу депрессии у летчиков. Он усмехнулся: «Таким надо на психиатрическое обследование — никому не нужен пилот, который может устроить истерику в кабине». Я понял, о чем он, но про себя подумал: «Как ты смеешь намекать, что человек, страдающий такой ужасной (и распространенной) болезнью, как депрессия, готов подвергать жизнь других опасности?»

Зачастую кандидатам в пилоты, страдавшим в прошлом от депрессии, требуется пройти обследование у двух разных психиатров. На таких обследованиях врачи пытаются выяснить, присутствует ли в данный момент психическое заболевание, и подробно расспрашивают пациента, чтобы оценить возможный риск. Как прошло детство? Что было в прошлом? Опыт переживания депрессии? Есть ли склонность к импульсивному поведению и насилию? Обратятся ли они к врачу, если понадобится? Возможно, стигматизация психических заболеваний мешает пилотам, как и многим другим, обратиться за медицинской помощью еще при первых признаках расстройства?

Большинство авиакомпаний проводят психологическое обследование сотрудников, обычно используя стандартный инструментарий, такой как пятифакторный опросник личности. Вообще они предпочитают гармонично развитых людей. Многие компании проводят для кандидатов в пилоты групповые тренинги, на которых можно выявить людей, хорошо работающих в команде и обладающих лидерскими способностями. Кандидаты с судимостями отсеиваются.

Проблема в том, что пилоты не проходят регулярное психологическое или психиатрическое обследование. Но к сожалению, даже оно не помогло бы предугадать настолько страшное преступление. Может, Любиц и вправду был психопатом, однако надо понимать, что, несмотря на огромный прогресс в нейрофизиологии, наука до сих пор не имеет надежного метода диагностики психопатии.

Все это никак не утешит родственников и друзей тех, кто погиб в катастрофе. Мне трудно даже представить, что они переживают. Я сам сейчас сажусь на самолет в Америку и думаю о них. Но нам стоит помнить, что депрессия, «истерики» и массовое убийство — это далеко не одно и то же.

www.psychologies.ru

Происшествия

«Он мечтал летать»

Из-за крушения A320 европейские перевозчики ужесточают правила полета

Новые подробности авиакатастрофы во Франции озвучила местная прокуратура. По данным следователей, второй пилот самолета Airbus А320 Андреас Лубиц намеренно закрылся в кабине, не пуская командира экипажа, и направил самолет на склон горы. В настоящий момент начинают появляться доказательства того, что Лубиц ранее находился в состоянии депрессии. Европейские авиаперевозчики тем временем ужесточают правила полета.

Сообщение французской прокуратуры о причинах крушения самолета Airbus 320 вызвало сильнейший резонанс и спровоцировало западные авиакомпании внести коррективы в и без того строгие правила полета. Так, уже через несколько часов после новости третья по объему перевозок в Европе компания Norwegian Air Shuttle объявила о том, что во время рейса в кабине экипажа должны находиться не менее трех человек.

«Был приветлив и всегда здоровался»

«Мы введем эту меру как можно скорее на всех коммерческих рейсах, так решила наша служба безопасности», — заявила представитель компании Шарлотта Холмберг-Джейкобсон.

Также становятся известны и новые подробности о предполагаемом виновнике катастрофы — втором пилоте Андреасе Лубице.

Как сообщает немецкая газета Bild со ссылкой на друзей летчика, в 2011 году он в течение трех месяцев пропускал занятия в летном клубе.

Друзья летчика предполагают, что он был в депрессии. Факт пропуска полетов подтвердили и в компании Lufthansa, однако отметили, что причины отсутствия Лубица им неизвестны.

Также новые штрихи к психологическому портрету пилота добавили его соседи. Они отметили, что он был дружелюбен и они не раз видели его во время пробежки. Андреас Лубиц всегда был приветлив и здоровался с ними.

Пообщаться с родителями летчика на данный момент никому из журналистов не удалось. Они находятся под охраной полиции, чтобы избежать самосуда со стороны родственников погибших. Так, вечером в четверг власти Франции доставили родственников погибших к месту крушения, чтобы они могли взглянуть на место трагедии. Там же были и родители Лубица. Однако, как отмечают очевидцы, родители стояли в стороне под охраной.

Это неудивительно. Прозвучавшая в четверг версия французской прокуратуры практически не оставляет сомнений в том, что виновником катастрофы самолета был 28-летний уроженец немецкого Монтабаура Андреас Лубиц.

Франция обвиняет

По версии, которую озвучил в четверг прокурор Марселя Брис Робен, катастрофа не является несчастным случаем.

«Второй пилот находился в кабине один, и он намеренно направил самолет вниз», — заявил Брис Робен.

Прокурор также отметил, что «вероисповедание пилота неизвестно», равно как и причины, которые толкнули его на такой поступок.

«Неизвестно, планировал ли он это заранее, однако он воспользовался отсутствием в кабине другого пилота», — заявил прокурор.

Первого пилота, как сообщают СМИ, звали Патрик Зондерхаймер. Согласно показаниям бортового самописца, он до последнего момента пытался проникнуть в кабину. Причины, по которым он временно покинул ее, остаются неизвестными.

Известно, что по требованиям IKAO в руководящих документах прописано, что летчик не должен оставаться один.

Один из пилотов Airbus A320 не мог попасть обратно в кабину, пишут СМИ

«Вместо отошедшего пилота в кабине должен находиться бортпроводник, если же летчик находится в кабине один 10–15 минут, то это считается особым случаем в полете — вдруг его захватили? Почему бортпроводника не было, когда КВС вышел, тоже вопрос», — рассказывает «Газете.Ru» пилот крупнейшей российской авиакомпании, который много лет летает на А320.

«Медкомиссию можно пройти за час»

Возможно, старший пилот излишне доверял своему напарнику. Ведь то, что на данный момент известно об Андреасе Лубице, не характеризует его как потенциального самоубийцу. Согласно данным западных СМИ, 28-летний Лубиц был родом из относительно небольшого немецкого города Монтабаур (окрестности Франкфурта-на-Майне). Еще в юном возрасте он вступил в местный авиаклуб и, будучи подростком, получил лицензию на управление дельтапланом. В клубе сообщили, что он «мечтал летать».

Повзрослев, Лубиц окончил школу летчиков компании Lufthansa в Бремене и был принят на работу в авиакомпанию.

«Он был счастлив работать в Germanwings», — вспоминает член клуба дельтапланеристов Петер Руэкер.

По данным AFP, последнее время Лубиц жил со своими родителями в Монтабауре и имел квартиру в Дюссельдорфе. Друзья отмечают, что он был довольно тихий и дружелюбный, а в поведении не было признаков депрессии.

Если это была депрессия, то почему ее не определила медкомиссия, которую должна была проводить авиакомпания?

«В европейских авиакомпаниях серьезные тесты только при приеме на работу, последующие — если в процессе работы не было нареканий — можно пройти и за час», — рассказывает российский пилот, собеседник «Газеты.Ru». «У нас ежегодная медкомиссия длится четыре дня, а после казанской авиакатастрофы Boeing обязательно дополнительное прохождение психолога, мы сдаем тесты на склонность к суициду», — замечает летчик.

По его словам, дверь в кабину экипажа действительно можно заблокировать изнутри. «После 11 сентября все двери в кабины бронированные и в каждой авиакомпании есть своя система открывания дверей, определения «свой-чужой», — говорит пилот.

Такое уже было

Похожие случаи в истории авиации уже были — например, 29 ноября 2013 года подобный инцидент произошел с самолетом Embraer E190, совершавшим регулярный рейс из Мозамбика в Анголу. Погибли 28 пассажиров и 6 членов экипажа. В ходе расследования эксперты прослушали запись «черного ящика» и выяснили, что во время снижения и столкновения с землей в кабине экипажа находился только капитан воздушного судна, дверь же в кабину была закрыта на замок.

На записи также был слышен стук в дверь, однако командир ее не открывал. Как сообщила впоследствии полиция Мозамбика, у капитана судна были проблемы в браке, а за год до авиакатастрофы погиб его сын.

В 1999 году Boeing 767, летевший из Лос-Анджелеса в Каир, рухнул в Атлантический океан. Погибло 203 пассажира и 17 членов экипажа. Как показала расшифровка «черных ящиков»,

командир экипажа Ахмед эль-Хабаши вышел в уборную, а через 30 секунд второй пилот Гамиль эль-Батути прошептал: «Tawkalt ala Allah» («Я полагаюсь на Бога»). Он произнес эту фразу семь раз, после чего снизил тягу двигателей до минимума.

Вернувшийся командир спросил у эль-Батути: «Что ты делаешь?», а затем: «Ты что, отключил двигатели?», после чего сел за штурвал и попытался выправить падающий самолет, однако второй пилот продолжал направлять его вниз.

19 декабря 1997 года Boeing 737, летевший из Тангеранга в Сингапур, на высоте 10 тыс. метров по неустановленным причинам перевернулся и ушел в вертикальное пикирование. Погибло 104 человека. В ходе расследования выяснилось, что один из членов экипажа отключил бортовой самописец за 6 минут до начала падения. Официально причина катастрофы считается неустановленной, однако в ходе расследования эксперты проанализировали жизнь командира экипажа Цу Вай Минга и выяснили, что он находился в долговой яме.

Из этого родилась версия, что именно он отключил бортовые самописцы, обманом выманил второго пилота из кабины, после чего заперся и направил самолет к земле.

Что касается нынешнего случая, то пассажирский самолет Airbus A320, выполнявший рейс Барселона — Дюссельдорф, разбился на юге Франции 24 марта. На борту находились 150 человек: 144 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли.

m.gazeta.ru

Крушение А320 во Франции

Крушение A320: второй пилот мог страдать депрессией

Авиакатастрофа во французских Альпах произошла по вине второго пилота. Из расшифровки бортового самописца ясно, что Андреас Любитц умышленно направил самолёт в гору. О том, что он мог страдать депрессией, уже написала немецкая газета со ссылкой на знакомых лётчика. Франция обратилась к ФБР с просьбой оказать помощь в расследовании.

Криминалисты в четверг обыскали частный дом в немецком городке Монтабаур — между Бонном и Франкфуртом, который принадлежит второму пилоту A320, сообщает «ТВ Центр». За этими стенами, разговаривая с родителями Андреаса Любитца и изучая его личные вещи, немецкие следователи надеются получить ответы на множество вопросов, главный из которых — что толкнуло 28-летнего немецкого пилота на невообразимый поступок.

С уже заблокированной страницы Любитца в Facebook смотрит улыбающийся молодой человек, фоном — мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. В США Андреас учился на пилота Airbus. На пресс-конференции в Кельне главу Lufthansa спросили: считают ли в компании произошедшее самоубийством?

«Я не адвокат и не знаком с точной терминологией, но как управляющий крупнейшей авиационной компании, я полагаю, что когда кто-то уносит с собой на тот свет еще 149 человек, для этого есть другое слово, нежели “самоубийство”, — сказал глава компании Карстен Шпор.

Французская прокуратура открыла следствие по делу о предумышленном убийстве. Запись переговоров в кабине, которую удалось извлечь из искореженного черного ящика, позволяет с точностью восстановить ход драмы, которая разворачивалась на протяжении восьми минут. Едва самолет набрал нужную высоту после взлета из Барселоны, опытный капитан с налетом более 6 тысяч часов передал управление Любитцу и покинул кабину по единственной разрешенной правилами безопасности причине.

«Слышен звук отодвигающегося кресла и хлопок двери — мы предполагаем, что капитан вышел по нужде. Второй пилот остается в кабине один. Он тут же переводит автоматику в режим снижения — подчеркиваю, сделать это можно лишь умышленно. Капитан пытается вернуться в кабину, но дверь блокирована изнутри. Он стучит и не получает ответа. До самого столкновения мы слышим отчетливое дыхание второго пилота внутри кабины — из чего мы делаем вывод, что он был жив и в сознании», — сообщил прокурор Марселя Брис Робен.

Крики из салона сквозь бронированную дверь кабины слышны лишь в последние секунды, вместе с сигналом тревоги, предупреждающем о неизбежном столкновении с землей. До этого пассажиры, похоже, не понимали, что происходит. Запустив процедуру снижения, Андреас Любитц сохраняет гробовую тишину — тревожные запросы диспетчеров и экипажей других самолетов остаются без ответа.

«Я просто не могу поверить. Молодой и здоровый мужчина, по крайней мере он выглядел очень здоровым, я часто видел его на пробежке. Я не могу поверить в то, что он покончил с собой и унес столько жизней. Я не поверю, пока это не подтвердят на 100%», — говорит сосед Андреаса Любитца.

Коллеги Андреаса по любительскому авиаклубу, в котором он состоял еще до того, как стал пилотом Lufthansa, утверждают, что полеты всегда были его страстью.

«Он казался очень счастливым, когда получил работу. Перед этим он три года тренировался в Штатах, и я видел его по возвращении. Он рассказывал про Америку, про тренировку и был рад, что ему удалось пройти все испытания», рассказывает коллега по авиаклубу Любитца.

Руководство Lufthansa называет случившееся трагическим исключением, одиночным случаем. Все кандидаты в пилоты, а Андреас получил право летать самолетами компании позапрошлой осенью, проходят тщательный, в том числе психологический отбор. Любитц его выдержал, единственная подозрительная подробность — шесть лет назад он сделал длительный, больше года, перерыв в обучении, по неизвестной причине. Но после вернулся и был снова принят в программу подготовки пилотов.

«Последние известия подействовали на меня так же, как и на большинство людей: это не поддается воображению. Мы пока не знаем всей предварительной истории и поэтому очень важно продолжать расследование, пока не прояснятся самые мельчайшие детали», — сообщила в четверг Ангела Меркель.

Частота самоубийств среди летчиков гражданской авиации достаточно высока. Во время рейсов суициды тоже случаются. Последняя подобная трагедия произошла два года назад в небе над Намибией. Пилот Мозамбикских авиалиний, воспользовавшись отлучкой коллеги, заперся в кабине и направил самолет с 33 людьми на борту прямиком в землю. Самоубийство пилота — главная версия крушения рейса Лос-Анджелес — Каир в 99-ом году — погибли более двухсот человек.

Самоубийство или теракт — главный вопрос, ответа на который содержимое черного ящика дать не может. О мотивах пилота, хладнокровно погубившего 149 человек, пока остается только догадываться. Но если в случившемся замешана радикальная идеология, драма во французских Альпах приобретает совершенно новое измерение.

Андрей Баранов и Евгений Полойко. «ТВ Центр», Париж, Франция.

m.tvc.ru

Александр ФЕДОРÓВИЧ

Работаю с душой.

У пилота А320 была депрессия

Корреспондент газеты «Московский комсомолец» Светлана Самоделова попросила меня озвучить, что я думаю о том, что могло заставить 28-летнего второго пилота Airbus A320 Андреаса Лубитца запереться в кабине, сознательно снизить высоту и направить самолет на скорости 700 километров в час в гору.

Предлагаю вашему вниманию интервью газете «Московский комсомолец»:

-По своим каналам мне стало известно, что второй пилот Андреас Любитц прерывал обучение в летной школе именно по поводу депрессии. Она у него была. Неизвестно, проходил он психотерапию медикаментозную или нет. Но то, что он был вынужден был прервать обучение на период депрессивного состояния — это факт.

-Как же он потом прошел Врачебную летную комиссию?

-За границей уровень толерантности несколько иной. Даже сама реабилитация людей, страдающих психическими расстройствами, проходит несколько иначе, нежели у нас.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждый человек хотя бы один раз в жизни перенес депрессивный эпизод. Нужно различать просто эпизод и депрессию и клиническую депрессию, когда ставится конкретный медицинский диагноз.

Что касается предполетного медицинского контроля, то там акцент ставится на физическое состояние пилота. Ему измеряют артериальное давление, пульс. Употребление веществ, содержащих алкоголь, выявить легко: дунул в трубочку — включилась лампочка. Что касается употребления психотропных веществ — все гораздо сложнее. Это выявить довольно сложно, требуются лабораторные исследования и сделать это за 15 минут перед полетом не представляется возможным.

— То есть, по внешним признакам невозможно определить тяжелое депрессивное состояние человека?

-Насколько я знаю, этот пилот был нелюдимым, застенчивым, не очень общительным человеком. Не посещал вечеринок, не был замечен в шумной компании. С одной стороны, если он не болтун, мы можем рассматривать его, как человека серьезного и ответственного. Но можем сказать, что за особенностями психического склада его характера скрывается серьезное психическое заболевание. То есть, как к вопросу подходить. Если человек попадает в экспертное отделение и перед специалистами стоит вопрос — не болен ли он, то в отношении этого конкретного лица используются соответствующие инструменты психологического тестирования, специальные психиатрические клинические интервью. Я не думаю, что здесь стоял вопрос о его пригодности, иначе об этом были бы какие-то конкретные данные.

— Направляя самолет на резкое снижение, он осознавал, что вместе с собой губит 150 человек?

— В психиатрии есть такое понятие как расширенный суицид: когда глубокие депрессивные переживания сопровождаются галлюцинозом, бредом, делающими состояние человека неадекватным на этот момент времени. Я не пытаюсь поставить ему диагноз, а только фантазирую, что могло бы быть. Тогда речь идет даже не о том, что можно погубить 150 человек, потому что в представлении человека заболевшего это может быть спасением для этих 150 человек. Вектор логического восприятия и тестирования реальности в этом случае меняется на противоположный. Можно допустить, что что-то подобное имело место быть.

www.drfedorovich.ru

«Хороший парень, но лечился от синдрома нервного перегорания»

ЗАБЛОКИРОВАЛ КАБИНУ И НЕ ПУСКАЛ КОМАНДИРА

Авиакатастрофа в Альпах, в которой во вторник погибли 150 человек, обрастает подробностями. Сначала американская газета The New York Times узнала сенсационные подробности расшифровки одного из «черных ящиков» разбившегося «Аэробуса А320». После взлета между пилотами лайнера шел «очень ровный, спокойный разговор», после чего один из них вышел из кабины. И вот тут самое интересное — вернуться ему уже не дали. Речевой самописец все это зафиксировал.

«Человек снаружи легонько стучит в дверь, но ответа нет. Тогда он стучит сильнее — ответа нет. Ответа вообще больше не было. Слышно, как он пытается выбить дверь, — рассказал изданию высокопоставленный французский источник в следствии. — Мы пока не знаем причину. Но что точно — до конца полета в кабине находился лишь один пилот, и дверь он так и не открыл».

Причина стала известна очень скоро: второй пилот, похоже, заблокировал кабину, специально пошел на снижение и врезался в гору.

«Первые 20 минут полета пилоты нормально разговаривали, можно сказать, жизнерадостно и любезно. Затем слышим, как командир просит взять на себя контроль за судном. Мы слышим звук отодвигающегося кресла и хлопающей двери. Когда командир вышел из кабины «по зову природы», второй пилот взял управление на себя и направил самолет вниз. Он сделал это по причине, которая нам пока неизвестна, мы только знаем, что он разрушил самолет. На записи слышно, как второй пилот (находящийся в кабине. — Ред.) нажимает на кнопки системы, чтобы осуществить снижение самолета. У него не было паники. Он не произнес ни одного слова, по его ровному дыханию можно судить, что он был в сознании и спокоен, — рассказал французский прокурор Брис Робен, объявив, что на этого пилота завели уголовное дело о преднамеренном убийстве. — Когда вы несете ответственность за 150 человек, я не думаю, что это можно квалифицировать как самоубийство».

Пассажиры, по его словам, поняли все не сразу. «Крики пассажиров слышны только в самую последнюю минуту. Смерть была мгновенной. Самолет врезался в гору на скорости 700 километров в час. Нет никаких оснований считать, что это был теракт извне. Сейчас мы будем изучать окружение этого человека», — заключил прокурор.

Чуть позже филиал американской телекомпании CNN во Франции сообщил, что французские власти обратились за помощью в расследовании авиакатастрофы в ФБР .

КЕМ БЫЛ ПИЛОТ?

«Хороший парень, но лечился от синдрома эмоционального выгорания»

Информацию о пилоте-убийце собирают по крохам. Это 28-летний гражданин Германии Андреас Лубитц из городка Монтабаур на западе страны, жил вместе с родителями, любил парусный спорт, был общительным, его этническое происхождение и вероисповедание еще неизвестны. Но в связях с террористами замечен не был. Во всяком случае, на сей момент такой информации нет.

Как пишет издание Rhein Zeitung, соседи сплошь называют его дружелюбным, говорившим о своих мечтах «с решительностью». Любил современную поп-музыку. «Как часто мы видели его пробегающим мимо наших домов», — вспоминают они, говоря, что он всегда держал себя в форме.

В СМИ уже мелькают версии о несчастной любви и семейных проблемах, которых мог не уловить общающийся с членами экипажа психолог. В авиакомпании Germanwings Лубитц с 2013 года и налетал за это время 630 часов. Но вот обучение в летной школе на некоторое время прерывал. Причин работодатели не называют. Но немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет, что речь, видимо, шла о депрессии.

Дом, в котором жил Андреас Лубитц, вчера оперативно оцепила полиция, чтобы не дать проникнуть в него репортерам или родственникам погибших пассажиров.

«Это был хороший молодой человек из хорошей семьи. Но тогда, очевидно, у него было переутомление, депрессия», — рассказала журналистам мать бывшей одноклассницы Лубитца. А вот ее дочь общаться с прессой отказалась. Следом журналу Der Spiegel то же самое сказал и неназванный приятель погибшего — в 2009 году Лубитц лечился от синдрома эмоционального выгорания, а затем вернулся к своим обязанностям.

Страничку Лубитца в Фейсбуке удалили уже после трагедии. Обычно готовящиеся к теракту или другим преступлениям люди делают это сами заранее.

ЧТО ИНТЕРЕСНО

Страничку Лубитца в Фейсбуке удалили уже после трагедии. Обычно готовящиеся к теракту и другим преступлениям люди делают это заранее. В сохранившемся кэше видно, что он увлекался «Аэробусами» и состоял в профессиональных авиа-сообществах.

И еще любопытный факт: корреспондент телеканала Channel 4 со ссылкой на Germanwings сообщил, что пилот изменил код доступа в кабину, потому командир воздушного судна так и не смог к нему ворваться.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ

К трагедии могла привести серия «незаметных» стрессов

Сергей ЕНИКОЛОПОВ, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья:

— Мы все время читаем о людях, которые устраивают бойню в американской школе, а потом убивают себя. Это так называемый расширенный суицид. Сюда же относятся и летчики, сознательно разбивающие самолеты с пассажирами. Почему такие люди попадают в пилоты за рубежом? После этой катастрофы десяток немецких пилотов сняли с рейсов — провалили тесты на стрессоустойчивость. Переволновались. Кроме того, они часто бастуют, значит, недовольны чем-то, своим финансовым положением. Первоначально были с хорошей психикой, а в процессе переживания стрессов, вроде маленьких, они начинают срываться. С трудом представляю такую ситуацию у нас. Другой отбор профессионалов. Более строгий и внимательный. Начиная с училища. Но это достижение советской науки и советской системы отбора.

Фарит САФУАНОВ, руководитель лаборатории судебной психологии ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского»:

— Бывает, даже у стрессоустойчивых людей такая тяжелая форма депрессии, когда ему кажется, что этот мир настолько ужасен, что не стоит жить — и ему, и окружающим. Почему этого не заметили? Ну представьте, что пилот проходит каждые полгода полный осмотр. А психоз или депрессия может развиться всего за месяц.

ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО АВИАЛАЙНЕРА

Профессиональные камикадзе

В новейшей истории авиаперевозок уже были случаи, когда пилоты решали уйти из жизни вместе с самолетами, полными пассажиров.

✔ 30 января 1979 года. Грузовой Boeing 707 компании Varig выполнял рейс из Токио в Рио-де- Жанейро . Через несколько часов перестал выходить на связь. Многодневные поиски в Тихом океане ни к чему не привели. Одна из версий — один из пилотов намеренно обрушил борт в воду.

✔ 7 декабря 1987 года. Самолет BAe-146 (рейс Лос- Анджелес — Сан-Франциско). Через час после взлета летевший пассажиром бывший пилот, недавно уволенный за провоз наркотиков, ворвался в кабину, захватил управление и свалил самолет в крутое пике. Погибли 43 человека.

✔ 19 декабря 1997 года — Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir (рейс Тангеранг — Сингапур , находясь на крейсерской высоте в 10 000 метров, перевернулся, начал вертикальное пикирование, в конце которого превысил скорость звука и упал в реку. Погибли 104 человека. Основная версия — самоубийство командира корабля Цу Вай Минга, который имел огромные долги. Он отключил бортовые самописцы, под предлогом какого-то поручения выслал второго пилота из кабины, запер дверь и направил самолет к земле.

✔ 31 октября 1999 года. Боинг 767 авиакомпании EgyptAir (Лос-Анджелес — Каир ) в 100 километрах от острова Нантакет в Атлантическом океане резко снизил скорость и упал в воду. Дело расследовало ФБР и пришло к выводу, что катастрофу устроил второй пилот Гамиль Аль-Батути, который сознательно выключил двигатели. Его последние слова записал найденный «черный ящик»: «Я полагаюсь только на Бога». Все 217 человек, находившиеся на борту, погибли.

✔ 29 ноября 2013 года . Самолет Mozambican Airlines (рейс в Анголу ) разбился в Намибии , когда пилот остался в кабине один. Он выключил автопилот и повел самолет на снижение. Погибли 33 человека.

✔ 8 марта 2014 года . Boeing 777 компании Malaysia Airlines (Куала- Лумпур — Пекин ), на борту которого находились 12 членов экипажа и 227 пассажиров, исчез с радаров, кроме того, кто-то отключил все иные средства обнаружения. Но еще в течение 6 часов спутник ловил сигналы работающих двигателей. Основная версия — угон. Однако многие склоняются к тому, что, возможно, все это было подготовкой к самоубийству младшего пилота: 27-летний Фарид Абдул Хамид был человеком весьма неуравновешенным.

За всю историю российской авиации подобные трагедии произошли лишь дважды:

✔ 27 марта 1972 года в городе Ворошиловград пилот Ан-2 направил самолет на таран жилого дома, где жила его жена и теща, которые сильно его доводили. Несмотря на страшные разрушения, никто кроме пилота не погиб.

✔ А 26 сентября 1976 года другой летчик направил свой Ан-2 на пятиэтажный жилой дом.Погибло пять человек, включая пилота. Так он хотел отомстить своей жене, которая подала на развод и пригрозила отнять ребенка. Правда ни жены, ни сына дома не оказалось.

КСТАТИ

Эксперт: В кабину можно войти, зная электронный код

Андрей Литвинов , летчик 1-го класса, прокомментировал « КП » информацию, что один из пилотов не смог вернуться к штурвалу

— Дверь просто захлопывается и блокируется. Снаружи можно войти, зная электронный код (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На второго пилота разбившегося А320 завели дело о преднамеренном убийстве

Во Франции возбудили уголовное дело на второго пилота А320, разбившегося на юге страны 24 марта. Так, 28-летннго Андреаса Любица заподозрили в преднамеренном убийстве: по одной из версий, летчик сознательно снизил высоту незадолго до катастрофы (подробности)

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Знакомые второго пилота A320: Он не мог осознанно уничтожить самолет

Знакомые и соседи летчика не верят, что такое могло произойти на самом деле. По их словам, Лубитц был симпатичным, но застенчивым человеком. И явно не совершил бы преступление.

— Он не был сумасшедшим пилотом, для которого авиация стала идеей-фикс. Многие говорили о том, что он был застенчивым и всегда держался обособленно, даже во время праздников в клубах, которые посещал. Андреас посещал местную школу воздухоплавания и не имел других хобби, кроме пилотирования, — рассказал знакомый пилота (подробности)

Андреас, возможно, страдал от депрессии

Мать одноклассницы Лубитца, в свою очередь, сообщила, что пилот, возможно, страдал депрессией. И не из-за какой-либо любовной драмы, а из-за переутомления.

— Это был хороший молодой человек. Однако несколько лет назад Лубитц сказал моей дочери, что прервал обучение. Очевидно, у него было переутомление, депрессия, — сказала женщина (подробности)

РЕАКЦИЯ

Lufthansa: Второй пилот разбившегося A320 был подготовлен к полетам и успешно прошел все медицинские тесты

— Он прошел через все экзамены по летной подготовке. Он подходил для полетов. Его рабочие характеристики не вызывали никакой критики. Не было никаких конкретных проблем, которые можно было выделить или заметить у него (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Знаменитый велогонщик чудом избежал смерти, опоздав на роковой рейс в Дюссельдорф

Велогонщик Рольф Альдаг рассказал, что чудом избежал смерти, опоздав на злосчастный рейс разбившегося во французских Альпах самолета. Спортсмен билеты уже купил, однако из-за ошибки в своем расписании не успел на лайнер и отменил поездку.

— Теперь я с полной уверенностью могу считать, что родился под счастливой звездой, — признался он (подробности)

Читайте также

Петербургский полицейский спас из пожара 45 перуанцев

Сержант Сергей Овдиенко бросился в огонь, чтобы вывести из горящего хостела перепуганных фанатов [фото, видео]

В Турции погиб российский турист

Молодого человека выкинули с крыши отеля

Пенсионерку без денег и документов удерживали в автобусе

Кондуктор и водитель виноватыми себя не считают [видео]

В вагоне-ресторане поезда «Екатеринбург-Анапа» отравились десять детей

По прибытию на курорт их госпитализировали

В Копейске подростки сушили кроссовки у Вечного огня

По словам очевидцев, школьники лазали по мемориалу и не реагировали на замечания взрослых

Дедушку и бабушку и их маленькую внучку, пострадавших во время взрыва газа, на вертолетах доставили в Казань

Состояние семьи оценивается как тяжелое

Очевидцы: «Прогулочный теплоход «Барракуда» разбило об мост, людей понесло дальше по течению»

В Барнауле продолжают поступать сообщения о последствиях грозы [обновляется]

В Тюмени пьяная женщина избила кассира замороженной курицей

Пострадавшая в больнице [видео]

В Воронежской области в результате крушения легкомоторного самолета погиб пилот

ЧП произошло в Петропавловском районе около 5 утра

Пожарный погиб при взрыве газового баллона в горящем гараже в Усолье-Сибирском

У Максима Колягина остались четверо детей

В центре Омска внедорожник провалился в яму с кипятком

Машина полностью погрузилась в воду, к счастью, в салоне в это время никого не было [фото, видео]

Взрыв в Татарстане: полностью уничтожена часть этажа жилого дома

По версии очевидцев, произошел хлопок газа, есть пострадавший [фото, видео]

В Югре вертолёт Ми-8 упал в болото во время облёта трубопровода: пилот погиб

Следователи проводят доследственную проверку

В тюменском аэропорту Рощино загорелся самолет

17-летнего студента, погибшего во время спасения ребенка в Новочеркасске, представят к госнаграде

В Новочеркасске простились с юным героем

Пожар в гостинице Евпатории: пострадали пять туристов, трое в реанимации

Всего пожарные эвакуировали 30 человек [фото, видео]

Туристка из Хабаровского края погибла во время сплава по реке Амгунь

Катамаран перевернулся из-за сильного течения, девушку намертво зажало в горе бревен и мусора [фото]

Английские фанаты исполнили нацистскую песню в баре Волгограда

Сейчас в ситуации разбирается футбольная ассоциация и британская полиция

Взрыв газа в Челябинске 20 июня: Жильцам запретили ночевать дома

Мать и ребенок доставлены в больницу. СК возбудил уголовное дело после взрыва газа в Челябинске

Подросток спас ребенка из перевернувшейся лодки в Челябинской области

Спасатели ищут тело утонувшего отца, катавшего своих детей на озере Кундравы

Турист из Петербурга сорвался в водопад на глазах беременной жены

Тело мужчины до сих пор не найдено

Возрастная категория сайта 18+

m.kp.ru