У ребенка психоз что делать

Содержание:

Как побороть детский психоз или умение держать себя «В руках»

Как побороть детский психоз или умение держать себя «В руках»

[QUOTE=Ирина Агеева;190653]Моему ребёнку 3,2 г. И наступил у нас кризис 3-х лет. Ребёнок не понимает слово»нельзя», не слушает, убегает на улице. В саду тихий спокойный и играет один, воспитателей слушает. Дома делает всё наоборот. ЧТо не так , то падает на пол и начинае «биться головой» о пол.

Ирин, повторю вопрос. Расскажите о сыне, что значит один играет в саду?

Sherylin сказал(-а): 01.12.2011 15:44

Ирина, вот вам ссылка, довольно хорошая книга по психологии. Она, конечно, сложная и написана профессиональным языком, но там разные полезные советы есть, как можно ребенка приучить к хорошему или отучить от плохого, примеры приводятся про других детей, и страшные истории про неблагополучных малышей, из которых выросли преступники. Я для себя кое-что вычитала очень полезное.

А вообще когда ребенок капризничает, не слушается, истерики закатывает, по-моему, ставить его в угол или бить — толку мало. Надо выравнивать отношения, успокаивать, отвлекать, надо совместную деятельность организовывать, чтобы ему с вами было хорошо, приятно, интересно. Тогда можно будет сказать, например, ты ии почисти зубы сейчас, и ложись в кровать, а я с тобой долго-долго буду сидеть, ты мне покажешь по каталогу лего всех своих биониклов, мы вместе пофантазируем, придумаем историю. Это спокойнее намного, и не так ужасно, как гоняться за ним по квартире с зубной щеткой и потом в ванную комнату загонять силком, тащить за руку, или кричать на него. А потом, когда уже ребенок привык, что надо, так он и утром встанет рано, и зубы согласится почистить, и в школу оденется, даже если ему очень не хочется, привычка — великое дело.

А.Сент-Экзюпери написал шикарную книгу «Маленький принц», там был король, который всем давал только такие приказания, которые подданные точно выполняли, потому что они сами хотели это сделать. Я вот думаю, если ребенку объяснять спокойно, чтобы он понял, почему это надо, то он и головой об пол биться не будет. А слепо слушаться папу и маму — так ведь не каждая собака беспрекословно выполняет команды, а то человек, это же личность, он растет, характер проявляет. Можно иной раз и подкупить, обещать игрушку купить, иной раз отвлечь, почитать книжку. Если спать не идет — искупать, хотя бы теплый душ, чтобы успокоился, посидеть, поговорить, а там и глазки закроет, и уснет. Я вообще против битья и драки, я считаю, это сильно уродует ребенка. И психиатры вот тоже так считают, вы там почитайте по ссылке, там хорошие есть статьи, посмотрите оглавление, в том числе про энкопрез и энурез (когда какается и писается ребенок), приучение к туалету, послушание, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, в общем, хорошая энциклопедия.

kronportal.ru

Психоз у детей

Психо́з — явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения.

Детский психоз – это сложное психическое заболевание, для которого характерно искажённое восприятие реальности, выражающееся в невозможности отделить фантазию от вымысла. Ребёнок склонен давать неадекватные реакции на некоторые бытовые ситуации, что затрудняет его повседневную жизнь. При организации мышления у таких детей происходит сбой, им становится труднее контролировать свои поступки, вписывать их в общепринятые стандарты, принимать адекватные решения и грамотно разговаривать. Психозы среди детей встречаются достаточно редко. Их подразделяют на раннюю (грудные младенцы, дошкольники и школьники) и позднюю стадию (подростки).

Предпосылками к возникновению детского психоза могут стать самые разные факторы:

  • применение лекарственных препаратов;
  • высокая температура;
  • гормональные сбои;
  • менингит;
  • родовые травмы;
  • интоксикация алкоголем;
  • сильный стресс, психологическая травма;
  • врождённые особенности и пороки развития организма.
  • При устранении физической причины заболевания (стресса, например), оно благополучно исчезает. Для этого может потребоваться некоторое время – в среднем, 1-2 недели, в течение которых ребёнок приспосабливается к условиям реальной жизни.

    Психоз может выступать самостоятельным заболеванием и протекать отдельно от других болезней. Такая ситуация характерна для нарушений здоровья ребёнка вследствие родов, неконтролируемого приёма медикаментов, алкогольного отравления.

    Дети, имеющие врождённые отклонения в физическом развитии, нередко испытывают психозы, причём ещё в раннем детстве.

    Существует мнение, что не всегда внешние особенности поведения ребёнка обязательно свидетельствуют о наличии у него психоза, если он имел место в раннем возрасте малыша и носил симптоматический характер. Исследователи предпочитают полагаться на данные генетической природы данного явления.

    Психоз может проявляться по-разному, но основными признаками для его определения служат:

    • наличие галлюцинаций у ребёнка;
    • бред;
    • потеря ясности сознания;
    • сложности при ориентировании в пространстве и времени;
    • проблемы с восприятием собственной личности.
    • При появлении галлюцинаций ребёнок видит и слышит то, чего не происходит на самом деле. События интерпретируются им в искажённой форме, малыш может произносить бессмысленные фразы, смеяться над неподходящими вещами, испытывать вспышки беспричинного гнева и раздражения. Такие дети легко включают себя в вымышленный мир сказок и чужих историй. При длительном течении болезни она может накладывать отпечаток на характер ребёнка, его социальное поведение и развитие.

      Дети, страдающие психозом, отличаются вялостью, заторможенностью, пассивностью, отсутствием инициативы. Ребёнок проявляет эмоциональную скупость и со временем всё больше замыкается в себе. Могут развиться интеллектуальные нарушения, а процесс мышления носит нецеленаправленный и бессодержательный характер.

      Одной из разновидностей недуга является реактивный психоз, или психогенный шок. Он возникает после пережитой психологической травмы, сильного эмоционального потрясения ребёнка. Со временем проявления этого заболевания ослабевают, но остаётся связь характера травмы и проявлений психоза.

      К проявлениям болезни также относят аутизм и детскую шизофрению.

      Врачи сходятся во мнении, что проявление болезни становится более явным после освоения ребёнком речевых навыков. Хотя в ряде случаев о наличии психоза могут говорить явные поведенческие расстройства.

      Диагностика психоза у ребёнка

      Диагностика заболевания у ребёнка длится несколько недель и даже месяцев. За это время за здоровьем и поведением малыша тщательно следят несколько специалистов, в том числе, педиатр, невролог, лор, ортопед, логопед. Оценивается физическое и психологическое поведение ребёнка за весь промежуток обследования. Тестируются способность слышать, мыслить, говорить.

      Если выявлено, что в основе психоза лежит причина физической природы, задачей

      Осложнения

      Затяжной психоз может сделать ребёнка замкнутым, необщительным, раздражительным, т.е. могут появиться нарушения в формировании социальных навыков поведения, восприятия себя как отдельной личности, меняется характер. Развиваются навязчивые движения, иногда дети подолгу повторяют одни и те же фразы.

      Детский психоз чреват расстройствами интеллектуального развития ребёнка, сбоями в процессах мышления и речи, вспышками агрессии.

      Что можете сделать вы

      Вам важно выстроить грамотные отношения с больным ребёнком. В их поведении должна быть последовательность и уверенность. Следует избегать ситуаций стресса, ссор и домашних конфликтов, обстановка в семье должна быть благоприятной для выздоровления малыша.

      При устранении физической причины заболевания, оно постепенно проходит. Поэтому важно правильно выявить источник болезни и приложить усилия для его ликвидации.

      При обнаружении отклонений в поведении ребёнка, разумно обращаться за консультацией специалиста.

      Что делает врач

      Для детей, подверженных психозам, требуется постоянное наблюдение доктора (психиатра, психолога, например). В ряде случаев может потребоваться терапевтическая помощь, индивидуальные или семейные сеансы у психолога, коррекция поведения ребёнка. При сложных формах заболевания доктор может назначить лекарственные препараты.

      Профилактика

      Главной мерой профилактики детских психозов является работа с причинами, их вызвавшими. Важно избегать повторения травмирующих ситуаций. При устранении фактора, запускающего развитие психоза, ребёнок постепенно идёт на поправку, его поведение меняется, нарушения ослабевают.

      Важно создавать в семье благоприятный климат для гармоничного развития ребёнка, защищать его от травмирующих психику происшествий и стрессов. Воспитание детей должно основываться на последовательности, а общение с ними должно происходить без повышения тона, грубых слов и физических наказаний.

      Имеет смысл придерживаться чёткого распорядка дня, чтобы для ребёнка было как можно меньше неизвестного в течение дня.

      detstrana.ru

      Психотические нарушения. Симптомы и лечение психозов

      Психозы — это форма психических расстройств, характеризующихся выраженной регрессией Я и либидо и сопровождающихся отчетливой дезорганизацией личности. Психозы принято разделять на две группы — органические и функциональные.

      Органические психозы являются вторичным расстройством по отношению к физическим (соматическим ) заболеваниям, например, сифилиса головного мозга, опухолей, атеросклероза и др.

      Функциональные психозы первично связаны с психосоциальными факторами, а также с биологической предрасположенностью к их проявлению. Основные типы функциональных психозов составляют аффективные расстройства (маниакально — депрессивный психоз) и расстройства мышления (шизофрения и истинная паранойя).

      При рассмотрении психозов, в частности, шизофренического типа, имеются существенные различия в отношении условий их возникновения: с одной стороны, наиболее важным признается влияние генетических и конституционально — нейроэндокринных, соматических и метаболических факторов, с другой — онтогенетических и средовых, воздействующих на индивида в сугубо психологической плоскости. Несомненно, однако, что переживания индивида и психологические формы его реагирования играют немаловажную роль в этиологии и развитии психотического процесса и его симптоматического оформления.

      На феноменологическом уровне основными характеристиками психоза, в зависимости от его типа, являются: необычное поведение, бредовые, неадекватные по своему размаху и интенсивности аффективные реакции, отгороженность и выраженные расстройства восприятия и функции проверки реальности. Нередко встречаются также расстройства восприятия (в частности, галлюцинаторные переживания), трудности осмысления и обобщения (рыхлость ассоциаций и «блокирование» мыслей ), а также склонность к ипохондрии.

      Психоаналитическая концепция психозов Фрейда предполагает существование некой базисной общности между особенностями протекания психических процессов при психозах и неврозах. Вместе с тем Фрейд подчеркивал существенные различия между этими двумя типами психических нарушений. С его точки зрения, лица, страдающие психотическими расстройствами, бессознательно фиксируются на ранних стадиях либидинозного развития, в частности, на нарциссической фазе. Такая фиксация приводит к формированию специфической регрессии, то есть к тому, что следует рассматривать как важнейший признак развития психоза — к изменению отношения индивида к другим людям и объектам.

      Пациенты в психотическом состоянии начинают воспринимать других как отчужденных, «непонятных» или враждебно настроенных. С таким восприятием сопряжены представления об измененности или даже нереальности окружающего мира, людей и предметов. Фрейд считал, что такая симптоматика отражает специфический разрыв пациента с реальностью и является наиболее характерным признаком психотического процесса.

      В течение первой, начальной, стадии развития психоза представления пациента о других людях и объектах претерпевают существенные искажения; либидо «свобождается» и катектирует (наполняет) психику самого человека, создавая тем самым основу для образования общей для всех психотических состояний ипохондрической симптоматики. В течение второй стадии — реституционной (обратного развития) — пациент нередко при участии галлюцинаторных либо бредовых построений пытается рекатектировать объектные представления с целью восстановления контактов с внешним миром. Однако такое «восстановление» носит явно патологический характер.

      Современный психоанализ, исходя из накопленных клинических наблюдений и соответствующих теоретических построений, убеждает в том, что поздние концепции Фрейда, в частности, его структурная теория и концепция регрессии Я, способны объяснить многие клинические феномены более успешно, нежели ранняя теория либидинозного катексиса и обратного катексиса.

      Согласно современным представлениям большинство изменений в сфере функций Я и Сверх — Я при психотическом типе расстройств является специфической защитой, направленной прежде всего против тревоги. При этом, однако, происходящие изменения психической деятельности настолько массивны, что их последствия приводят к дезинтеграции объектных отношений, а затем и к отрыву от реальности. Попытка лечения психоза (а точнее, самолечения) оказывается неудачной.

      Психотические и невротические нарушения Фрейд пытался разграничить но основе нескольких основных признаков. Неврозы — это прежде всего вытеснение запретных желаний и потребностей, которые исходят из сферы Оно, а затем возвращаются в сферу сознательного в искаженной форме (симптомообразования). В случае психозов речь, прежде всего, идет о декатексисе объектных представлений, то есть об отрыве от реальности и попытках обрести ее вновь. Таким образом, невротические расстройства характеризуются возвратом в сознание вытесненного материала, психотические — отрывом от реальности.

      При неврозе основная «борьба» разворачивается между истинными влечениями Оно и защитными процессами Я; иначе обстоит дело при психозе — Оно (а также отчасти Сверх -Я ), преодолевая защиту Я, вступает в конфликт с фрустрирующей реальностью, в конфликт, превозмочь который удается лишь с помощью деструктивных фантазий и болезненной компенсации. Многочисленные клинические наблюдения, в частности полученные при изучении отдельных типов психотических расстройств, заставили Фрейда и других психоаналитиков пересмотреть такие фундаментальные понятия, как либидо и топографические области психики. Более глубокое понимание сущности нарциссизма, агрессивных влечений и концепции Самости привели исследователей к необходимости создания структурной теории влечений и в конечном счете психологии Я.

      Правомерность новых теоретических построений все более подтверждают результаты лечения психозов, а также «пограничных» состояний. Следует сказать, однако, что основным полем деятельности психоаналитической психотерапии являются все же невротические расстройства, неврозы характера и сексуальные перверсии. Лишь в отдельных случаях «расширение этого поля» касается психотических нарушений. В частности, отдельные модификации психоаналитической техники в их приложении к лечению психозов разработаны школой психоаналитика М. Кляйн.

      На заре развития психоанализа преобладающей точкой зрения являлось положение о том, что развитие переноса при психотических нарушениях невозможно, поскольку чрезмерная степень нарциссизма больного является непреодолимым препятствием. Поскольку анализ переноса — является ведущей терапевтической процедурой психоаналитического лечения неврозов, то считалось, что при лечении психозов эту часть терапии невозможно задействовать. Однако, в настоящее время подобные воззрения большинством психоаналитиков отвергнуты: кок было показано, образование переноса, возможно и при психотических расстройствах.

      Это означает, в свою очередь, что открываются и новые перспективы в психоаналитическом лечение психоза. Такой перенос, однако, отличается целым рядом особенностей, главными среди которых являются его чрезмерная интенсивность и зачастую искаженность (психоз переноса). Его преодоление и разрешение хотя и возможно, но требует чрезвычайного внимания со стороны психоаналитика, поскольку такой психоз следует рассматривать как попытку пациента восстановить объектные отношения за счет других людей. В настоящее время психоаналитическое лечение психоза терапевтически оправдано при наличии в психике пациента, свободных от психоза секторов Я.

      Лечение психических заболеваний

      Терапевтическая тактика должна быть клинически обоснованной , т . е . должен быть правильно поставлен диагноз , определена психопатологическая симптоматика, острота состояния, индивидуальные особенности личности больного и его физического состояния. Лечение психоза должно быть динамичным — зависеть от изменения состояния больного, стадии развития болезни. Если в остром психозе больному проводят медикаментозное лечение психоза, то при выходе из психоза все большее значение приобретают меры психотерапевтического воздействия и социальной реадаптации

      Что такое эпилепсия? Лечение эпилепсии

      Эпилепсия — хроническое заболевание, начинающееся преимущественно в детском и юношеском возрасте и характеризующееся различными пароксизмальными расстройствами и особыми изменениями личности, достигающими степени выраженного слабоумия. Причины эпилепсии различны : внутриутробное повреждение головного мозга, неблагоприятное течение родов (родовая травма), а также черепно — мозговые травмы, нейроинфекции в течение жизни, особенно в детском возрасте

      Что такое шизофрения? Лечение шизофрении

      Шизофрения — психическое заболевание с длительным хроническим течением, приводящее к типичным изменениям личности (шизофреническому дефекту). Для этого заболевания характерна своеобразная дискордантность (расщепление, разобщенность) мышления, эмоций и других психических функций.Термин шизофрения дословно означает расщепление души («шизо» с греческого — расщепление, « френ »-душа, разум).

      Реактивные психоз, лечение психоза

      Состояния, возникающие в результате воздействия факторов, представляющих особую значимость для больного или угрожающих его жизни и благополучию. Один из главных признаков реактивных психозов — их временный и обратимый характер. Возникая в ответ на психотравмирующую ситуацию, они прекращаются после ее разрешения и счезновения. В клинической картине , как правило , отражается , или « звучит », содержание психической травмы.

      Старческие психозы

      Старческие (сенильные) психозы — заболевания, возникающие в позднем возрасте в связи с атрофией головного мозга. Развитие болезней обусловлено в основном генетическими факторами, внешние воздействия играют лишь провоцирующую или усугубляющую течение процесса роль. Различие клинических форм связано с преимущественной атрофией тех или иных участков коры и подкорковых образований головного мозга.

      Маниакально — депрессивный психоз(МДП)

      Заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз (приступов), в промежутках между которыми больной практически здоров. Другими словами, из приступа больной выходит без изменений личностных особенностей, с полным исчезновением всей психопатологической симптоматики. Отсутствие дефекта личности даже после многократных приступов — свидетельство благоприятного прогноза заболевания в целом. МДП считается эндогенным психозом. К причинам этого заболевания относят наследственный и конституциональный факторы.

      Соматогенные психозы

      Психичесские нарушения, возникающие в связи с патологией внутренних органов и систем, составляют специальный раздел психиатрии : соматопсихиатрию. Несмотря на разнообразие психопатологической симптоматики и клинических форм соматической патологии, их объединяет общность патогенетических механизмов и закономерностей развития. Диагноз «соматогенного психоза» ставится при определенных условиях: необходимо наличие соматического заболевания; временной связи между соматическими и психическими нарушениями, взаимозависимости и взаимовлияния в их течении.

      Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

      psystatus.ru

      Диагностика и лечение психозов и шизофрении в детской популяции

      Распространенность шизофрении в детской популяции составляет около 1,6-1,9 случая на 100 тыс. человек, после 14 лет данный показатель резко возрастает. Психозы и шизофрения у детей (в возрасте до 12 лет) и подростков (до 17 лет) являются ведущей причиной инвалидности, характеризуются тяжелым течением и более неблагоприятным прогнозом по сравнению с взрослыми, поскольку нарушают социальное и когнитивное развитие. В данной статье обобщены рекомендации последнего руководства Национального института здоровья и клинического совершенствования Великобритании (NICE, 2013) по диагностике и лечению психозов и шизофрении у детей/подростков, обзор которого опубликован в журнале British Medical Journal (2013; 346: f150).

      У подростков, страдающих шизофренией, обнаруживается тенденция к меньшей продолжительности жизни, чем в общей популяции, что связано с суицидами, травмами и сердечно-сосудистыми заболеваниями (Brown et al.,2010). Последние, в частности, могут быть обусловлены приемом антипсихотических препаратов. Кроме того, дети и подростки с транзиторными и слабовыраженными психотическими симптомами подвержены высокому риску развития психоза и шизофрении, а несвоевременное лечение может иметь худшие результаты в последующем, поэтому крайне важны раннее выявление и ранняя адекватная терапия (Ruhrmann et al., 2010; NHS Confederation, 2011).

      Детям и подросткам с высоким риском психоза, не соответствующим диагностическим критериям психоза или шизофрении, авторы руководства не рекомендуют назначать антипсихотические средства с целью предупреждения развития психоза. Данное руководство призвано сократить возможные побочные эффекты при приеме антипсихотиков, когда их польза не установлена. Интервенции в этой группе пациентов, среди которых семейные, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и другие доказанные виды лечения для сопутствующих состояний, например тревоги, депрессии и злоупотребления психоактивными веществами, должны быть направлены на уменьшение дистресса.

      Кроме того, обращено внимание на то, что дети и подростки с психозами или шизофренией не всегда имеют доступ к обучению и трудоустройству. Следовательно, социальные и психиатрические службы могут различным образом способствовать предоставлению этого доступа.

      Существует значительное разнообразие в назначениях антипсихотических средств детям/подросткам и проведении мониторинга состояния физического здоровья в связи с риском быстрого повышения веса или развития метаболического синдрома (Prescribing Observatory for Mental Health, 2012; De Hert et al., 2011). Данное руководство предоставляет четкие рекомендации и советы по мероприятиям совместного оказания помощи со службами первичной помощи, чтобы разрешить проблемы с назначениями и мониторингом состояния физического здоровья.

      Также в руководстве представлены различия в интеграции между службами психического здоровья и социальными службами, что особенно проблематично в группе детей и подростков, для которых возможности общественной интеграции, трудоустройства, пособий по инвалидности, безработице и другой финансовой поддержки являются критически важными для развития и формирования самостоятельности.

      Принципы оказания помощи

      Специалисты в области оказания медицинской и социальной помощи, имеющие дело с детьми и подростками, страдающими психозами или шизофренией, должны быть подготовлены и компетентны в работе с ними, а также со всем спектром проблем психического здоровья данной категории пациентов в зависимости от их интеллектуальных и когнитивных способностей, уровня эмоционального развития и зрелости. Если у ребенка/подростка отмечаются транзиторные или слабовыраженные психотические симптомы (например, преходящие галлюцинации, бредовые идеи) или другие проявления, указывающие на возможный психоз, следует без промедления направить его для диагностической оценки к специалисту службы психического здоровья детей и подростков или службы ранних интервенций при психозах (для лиц старше 14 лет).

      Интервенции при симптомах, недостаточных для постановки диагноза психоза или шизофрении

      Если для постановки диагноза психоза или шизофрении транзиторных/слабовыраженных психотических симптомов или изменений психического состояния в связи со стрессом, устойчивым ухудшением функционирования или обращением за помощью у ребенка/подростка, его родителей или лиц, оказывающих уход, недостаточно (DSM-IV, 1994; МКБ-10, 1992), целесообразно рассмотреть применение КПТ с/без семейных интервенций, а также лечение, рекомендованное в руководстве NICE для тревожных (2005), личностных расстройств (2009), депрессии (2005) или злоупотребления психоактивными веществами (NICE, 2007, 2009, 2010, 2011).

      Не следует рекомендовать антипсихотические препараты, когда психотических симптомов или изменений психического состояния недостаточно для постановки диагноза психоза или шизофрении, или если целью является снижение риска развития психоза.

      Первый психотический эпизод

      Всех пациентов со стойкими проявлениями психотических симптомов (продолжительностью более четырех недель) следует направлять к специалисту служб психического здоровья детей и подростков (возраст ≤ 17 лет) или ранних интервенций при психозах (возраст ≥ 14 лет). Эти службы должны иметь в своем составе психиатра, подготовленного для работы с детьми и подростками.

      Пациентам с первым эпизодом психоза рекомендована всесторонняя мультидисциплинарная диагностическая оценка, которая включает:

    • психиатрическую (проблемы психического здоровья, риск для себя и других, употребление алкоголя, анамнез назначений препаратов и употребления психоактивных веществ);
    • медицинскую, в том числе медицинский анамнез и полный физикальный осмотр, для определения соматических заболеваний (включая органические расстройства головного мозга) и назначавшегося лечения, которое могло привести к развитию психоза;
    • психологическую и психосоциальную (включая социальную сеть, взаимоотношения и анамнез травм);
    • развития (социального, когнитивного и моторного развития навыков, включая сопутствующие особенности нейроразвития);
    • соматического здоровья и благополучия (включая вес и рост, информацию о курении, питании, физической активности и сексуальном здоровье);
    • социальную (проживание, культура и национальные обычаи, проведение досуга и отдыха и ответственность тех, кто оказывает уход, например родителей, братьев, сестер);
    • обучения и профессиональной деятельности (посещение школы/техникума, успеваемость, трудоустройство и профессиональное функционирование);
    • экономическую (экономическое положение семьи).
    • Лечение первого психотического эпизода

      Для лечения первого психотического эпизода следует рекомендовать пероральный прием антипсихотических средств в сочетании с психологическими интервенциями (семейные и индивидуальная КПТ). Если ребенок/подросток и его родители или лица, оказывающие уход, согласны только на проведение психологических вмешательств без применения антипсихотиков, рекомендованы те, которые наиболее эффективны в сочетании с данными препаратами. Оговариваются временные ограничения (один месяц или менее) для пересмотра вариантов терапии с добавлением антипсихотических медикаментов. Проводится регулярный мониторинг симптомов, уровня стресса, в том числе вовлеченности в учебу и успеваемости.

      Выбор антипсихотических препаратов

      Выбор антипсихотика должен быть сделан с учетом мнения родителей ребенка/подростка или лиц, которые осуществляют уход, или совместно с подростком, его родителями и специалистами здравоохранения. Для этого необходимо предоставить соответствующую возрасту информацию с обсуждением вероятной пользы и возможных побочных эффектов каждого препарата, включая:

    • метаболические (в том числе повышение веса и сахарный диабет);
    • экстрапирамидные (в том числе акатизия, дискинезия и дистония);
    • сердечно-сосудистые (в том числе пролонгация интервала QT);
    • гормональные (в том числе увеличение содержания в плазме пролактина);
    • другие (в том числе неприятные субъективные ощущения).

    Применение пероральных антипсихотиков

    Прежде чем начинать лечение антипсихотическими средствами, необходимо провести и зафиксировать результаты обследований следующих исходных показателей:

  • вес и рост (оба показателя отмечаются в виде графика в карте развития);
  • окружность груди и бедер;
  • пульс и артериальное давление;
  • глюкоза натощак, гликированный гемоглобин (HbA1С), профиль липидов крови, уровень пролактина;
  • диагностическая оценка любых двигательных нарушений;
  • оценка статуса питания, приема пищи и уровня физической активности.
  • Опубликованные доказательства исследований, проведенных среди взрослых, указывают, что у пациентов, ранее не принимавших антипсихотики, наблюдается терапевтический ответ при приеме наименьших рекомендованных доз. Это также может относиться к детям и подросткам с первым эпизодом психоза или шизофрении. Максимальная эффективная доза у взрослых пациентов соответствует 500 мг/сут эквивалентной дозы хлорпромазина, тогда как оптимальные рекомендованные для лечения пациентов с острым эпизодом психоза составляют 300-1000 мг/сут эквивалентной дозы хлорпромазина.

    В девяти рассмотренных прямых сравнительных рандомизированных контролируемых исследованиях (РКИ), посвященных применению антипсихотиков у пациентов с первым эпизодом психоза (n = 1674), отмечались минимальные различия эффективности между отдельными антипсихотическими средствами и их дозами. Кроме того, наблюдались некоторые отличия, ассоциированные с побочными эффектами определенных антипсихотиков. В связи с отсутствием доказательств высокого качества для лечения первого эпизода психоза у детей и подростков, разработчики руководства использовали имеющиеся доказательства РКИ, проведенных при участии взрослых.

    Необходим регулярный и систематический мониторинг следующих показателей во время лечения, особенно в период наращивания дозы:

  • эффективность, в том числе изменения симптомов и поведения;
  • побочные эффекты лечения, учитывая схожесть определенных нежелательных явлений с клиническими проявлениями шизофрении (например, схожесть акатизии с ажитацией или тревогой);
  • появление двигательных нарушений;
  • вес (фиксируется в карте развития в виде графика каждую неделю на протяжении шести недель, в последующем каждые 12 недель и полгода);
  • рост (фиксируется в карте в виде графика развития каждые 6 месяцев);
  • окружность груди и бедер (фиксируется в карте в виде графика развития каждые 6 месяцев);
  • пульс и артериальное давление (фиксируется в карте в виде графика развития к 12-й неделе и каждые 6 месяцев);
  • глюкоза натощак, HbA1С, липиды крови и уровень пролактина к 12-й неделе и каждые 6 месяцев;
  • соблюдение режима лечения;
  • физическое здоровье.
  • Ответственность за проведение мониторинга физического здоровья и действия антипсихотических средств в первые 12 месяцев или до стабилизации состояния несет команда специалистов вторичной помощи.

    В последующем эта ответственность за мониторинг может быть передана в первичную помощь или разделена согласно договору об оказании помощи.

    Психологические интервенции

    Предоставляя психологические интервенции, следует учитывать уровень развития ребенка или подростка, эмоциональную зрелость и когнитивные способности, включая неспособность к обучению (любые виды умственной отсталости), проблемы со слухом или зрением, задержку речевого развития. Семейные интервенции должны:

  • включать ребенка/подростка, если это возможно;
  • проводиться в течение от 3 месяцев до одного года;
  • состоять, как минимум, из 10 запланированных сессий;
  • учитывать предпочтения всей семьи (интервенции с одной семьей либо групповые с несколькими);
  • учитывать взаимоотношения родителей или лиц, оказывающих уход, с ребенком/подростком;
  • выполнять определенные поддерживающие, обучающие или терапевтические функции.
    КПТ должна быть индивидуальной и состоять, как минимум, из 16 запланированных сессий (при необходимости можно больше). КПТ целесообразно проводить, следуя руководству (адаптированному в соответствии с возрастом и уровнем развития детей или подростков), чтобы пациенты могли:
  • установить взаимосвязь между своими мыслями, чувствами или действиями и симптомами в настоящее время и в прошлом;
  • постоянно оценивать свои восприятия, убеждения или установки, касающиеся целевых симптомов.
    КПТ должна включать, по крайней мере, один из следующих компонентов:
  • нормализация, понимание и принятие своих переживаний;
  • мониторинг собственных мыслей, чувств и поведения, касающихся симптомов или их рецидивов;
  • способствование появлению новых способов преодоления целевого симптома;
  • уменьшение дисстресса;
  • улучшение функционирования.
  • Лечение повторного обострения, рецидива психоза или шизофрении

    По результатам ранее проведенных исследований установлено, что антипсихотические препараты эффективны в лечении острых эпизодов шизофрении, хотя доказано их большее положительное влияние в лечении позитивных, а не негативных симптомов, таких как бедность речи или аффективная сглаженность. Антипсихотики первого поколения (АПП) демонстрировали непостоянные различия оказываемого эффекта на определенные симптомы и синдромы шизофрении. Выбор определенного препарата во многом зависит от профиля побочных реакций. У АПП отмечаются гетерогенность терапевтического ответа и большой спектр нежелательных явлений, как кратковременных, так и продолжительных. Однако опыт использования антипсихотиков второго поколения (АВП) в лечении шизофрении показал, что их профиль побочных эффектов включает и другие, например метаболические нарушения.

    Согласно данным 13 РКИ применения антипсихотиков при остром эпизоде психоза или шизофрении (1524 участника), отмечались различия в эффекте антипсихотиков и плацебо, в том числе для симптомов, общего состояния и психосоциального функционирования. Разработчики руководства выявили лишь минимальные различия эффективности между разными дозами одного и того же медикамента. Доказательства рассмотренных испытаний у детей и подростков с психозом или шизофренией были низкого или очень низкого качества, что обусловлено небольшим объемом выборок, риском предубежденности при публикации результатов и низкой внутренней валидности. Поэтому при разработке рекомендаций рассматривались доказательства клинических испытаний при участии взрослых с острым психозом или шизофренией.

    Вариантом лечения шизофрении у пациентов в возрасте 15-17 лет при непереносимости или противопоказаниях для применения рисперидона или неадекватном контроле симптомов шизофрении с помощью данного препарата является терапия арипипразолом.

    При неадекватном ответе на лечение антипсихотическими средствами у пациентов, страдающих шизофренией, в клинической практике используют следующие стратегии: повышение дозы антипсихотика или переход к приему другого препарата данного класса. Для первой стратегии доказательства эффективности практически отсутствуют, для второй – непостоянны и противоречивы. Альтернативной стратегией является дополнение антипсихотического лечения другим антипсихотиком или препаратом другого класса, например литием, карбамазепином, вальпроатом, ламотриджином, антидепрессантами или бензодиазепинами. При разработке данного руководства эта стратегия не рассматривалась.

    При терапии взрослых пациентов с резистентной шизофренией установлена эффективность клозапина, в частности, в уменьшении тяжести симптомов и риска рецидивов. Но даже при оптимальном лечении клозапином удается достичь удовлетворительного терапевтического ответа лишь у 30-60% пациентов. Клозапин не лицензирован для терапии шизофрении у детей и подростков.

    Поиск доказательств экономической эффективности терапии антипсихотиками психозов и шизофрении у детей и подростков не выявил исследований, проведенных в данной возрастной группе пациентов. Таким образом, доказательные данные, относящиеся к взрослым, при применении у детей или подростков следует интерпретировать с осторожностью.

    Рекомендуется пероральный прием антипсихотического препарата в сочетании с психологическими интервенциями (семейные и индивидуальная КПТ).

    Проведение семейных интервенций семьям детей/подростков с психозом или шизофренией, в частности для профилактики рецидива, следует начинать в острой фазе или позднее, в том числе в условиях стационара.

    Стационарная помощь

    До направления в стационар оценивается влияние такого решения на ребенка или подростка, его родителей, лиц, оказывающих уход, и других членов семьи, особенно если стационарное отделение расположено далеко от их места проживания. Обсуждается альтернативное предоставление помощи на коммунальном уровне, если это возможно. Если госпитализация неизбежна, и ребенок/подросток помещен в стационар, следует обеспечить поддержку родителям или лицам, которые оказывают уход.

    Соматическое здоровье

    Врачи общей практики и другие специалисты системы первичной помощи должны проводить мониторинг состояния здоровья детей и подростков с психозом или шизофренией, как минимум, один раз в год, с учетом того, что больные шизофренией подвержены более высокому риску сердечно-сосудистых заболеваний, чем общая популяция.

    Обучение, трудоустройство и профессиональная деятельность

    У детей и подростков в возрасте, когда они должны посещать школу, необходимо поддерживать связь со школой или органами образования с их согласия, чтобы обеспечить продолжение учебы.

    Диагностическая оценка психозов и шизофрении у детей/подростков может представлять трудности, поскольку необходимо учитывать факторы развития и дифференциальную диагностику с сопутствующими расстройствами, которые отличаются от таковых у взрослых. Целью данного руководства является сокращение несвоевременного выявления, улучшение диагностики и раннее предоставление доказательного лечения путем скорого направления ребенка или подростка на консультацию психиатра, подготовленного в вопросах психического здоровья данной категории пациентов, в службу психического здоровья детей и подростков либо в службу ранних интервенций при психозах. В идеале службы психического здоровья детей/подростков должны быть в составе служб ранних вмешательств при психозах и проводить диагностическую оценку и лечение пациентов в возрасте 14-17 лет. Авторы руководства рекомендуют, чтобы за подростками, поступившими в службы ранних интервенций при психозах в возрасте 14 лет, эти службы проводили катамнестическое наблюдение на протяжении трех и более лет, для того чтобы обеспечить их беспроблемный перевод в службы психического здоровья для взрослых.

    Подготовил Станислав Костюченко

    neuronews.com.ua