У ребенка стресс из за садика

Содержание:

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду

Даже для самого общительного ребенка детский сад это стресс. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс?

К сожалению, волшебного средства – одного для всех – не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтоб определить, какая помощь именно нужна вашему ребенку. Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает» упущенное, то нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, перевозбуждения.

Если же ребенок и в садике ураган, и дома никак не может остановиться, то надо плавно перевести его энергию в мирное русло.

Но самое главное необходимо грамотно распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи и вместе с тем, чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различными.

1. Наиболее распространенный источник напряжения – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило в течение дня – если захочет, то он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. А вот напротив посещение общественных мест, множество гостей в доме, конфликты в семье могут дать чрезмерную нагрузку на нервную систему, и малыш не успевает восстановиться. Даже если вам кажется, что занятий в садике не достаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку, хотя бы в первые месяцы адаптации к новым социальным условиям.

2. Ребенок может соскучиться и по родителямпоэтому не следует, приведя, его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабиться от прикосновений. Не пожалейте немного времени побыть с ним вдвоем.

3. Постарайтесь, как можно раньше забирать ребенка из детского сада, но не слишком спешить домой – старайтесь, чтоб ваш малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Небольшая прогулка позволит ребенку перейти в вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем либо из приятельниц или родителей других детей – как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

4. Понаблюдайте за ребенком – к чему он инстинктивно стремиться, возвращаясь, домой. Это либо музыка, домашние животные, аквариум, игрушки, брат или сестра, книги всё это является для него источником стихийной психотерапии.

5. Одна из лучших антистрессовых приемов – игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься и расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил:

Во-первых, выбор – играть или не играть должен оставаться всегда за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать.

Во-вторых, вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днём ваш ребенок – «тихоня», а вечером – «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и даст выход деструктивной энергии игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, вообще делать с ней что угодно, а потом бросать ее в корзину.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановиться, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является игра «Грибник». Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесит на нем. Затем попросить ребенка собрать все грибы в корзинку. Собранные грибы можно сортировать по цвету, форме, размеру…. К одному из предметов можно прикрепить записку или картинку с дальнейшим планом вечера: «Давай почитаем?», «Поможем папе?»…

6. Почти всем детям хорошо помогают справиться с напряжением игры с водой. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губками: смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов; просто дать 2-3 баночки, и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

7. Попробуйте исключить телевизор и компьютер из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение может сделать для «Спокойной ночи малыши», это передача идет в одно и тоже время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе спокойную музыку. Кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий день.

Каким бы замечательным ни был детский сад, какие профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», 8 часов в садике не покажутся ему вечностью и стресс отступит.

mbdou74.ru

Стресс у ребенка от садика

АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: попытка или пытка?

Вы привели своего ребенка в детский сад…

Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс, во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может, заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура. Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме – важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации. Есть еще и промежуточный вариант.

Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач – от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.

СТРАХ: во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой.

Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке «пороховая бочка».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех — главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что, однако, является инициативой мнимой – выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка – успех исхода адаптационного процесса.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы — «телеграфный стиль». Такая речь — итог тяжелой адаптации.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и — нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней.

От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Цепочка «разлука – страх – стресс – срыв – адаптации – болезнь с осложнениями» повторяется в течение нескольких месяцев. Таких детей желательно не отдавать в три года в детский сад.

Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке — в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант — средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации — больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так.

Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, — груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы — это издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной и не пришлось лечить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.

Малыша обязательно необходимо подготовить к новому жизненному этапу и сделать это максимально правильно и мягко. Совсем избежать слез, скорее всего, не получится, но можно постараться смягчить удар. Вот несколько советов, которые помогут при приучении ребенка к садику.

Садик — это интересно

Бытовая подготовка

Если ребенок к моменту приучения к саду будет уметь самостоятельно кушать, одеваться, ему будет привычен режим сада, то адаптация пройдет с наименьшими проблемами. Что касается еды, можно посоветовать завести дома для ребенка маленький отдельный столик и стульчик, где он будет самостоятельно, хотя бы раз в неделю, кушать.

Все дети разные, но скорее всего, слезы будут, и родители должны это понимать и принять это как данность. Провожающий в сад должен быть уверен в своём решении. Если ребенок плачет и «висит» на вас — вы его не уговорите успокоиться, как показывает практика, это невозможно. Четко и ясно объясните, что вы любите ребенка, что вы за ним придете, когда закончите дела, обнимите и уходите. В данном случае как нельзя подходит поговорка «Долгие проводы — лишние слезы». Ваш ребенок успокоится, как только вы уйдете. И если маме самой очень тяжело, попробуйте поручить отводить ребенка в сад папе или бабушке. Возможно, истерик будет меньше, ведь чаще других родственников проще отпустить, чем маму.

Родитель должен понимать, что для малыша абсолютно нормально грустить, прощаясь с мамой или папой. Но грусть и истерика — разные вещи, и если ваш ребенок не успокаивается и на протяжении действительно длительного периода подготовки проблема адаптации не решена — попробуйте поговорить с психологом.

Садик априори, но не заставляя

Самая естественная и первая мотивация ребенка — это интерес. Поэтому на всем этапе подготовки к саду ему должно быть интересно. Мама, будучи рядом с малышом постоянно, знает, к каким игрушкам он неравнодушен и какие игры его увлекают больше. При знакомстве с садиком используйте эти знания.

Как организовать адаптацию к детскому саду

В первый день такой экскурсией нужно ограничиться. Уходя, спросите, понравилось ли тут малышу и хочет ли он сюда вернуться завтра? Если вы получили положительный ответ — начало положено. Если отрицательный — спросите, что ему не понравилось, и отложите поход в сад минимум на неделю-две, пока это отрицательный опыт не забудется.

Уходим, но ненадолго. Наверняка к тому времени, как вы поведете ребенка в сад, он уже оставался один с папой или бабушками, поэтому он уже должен понимать фразу «Я ненадолго уйду и скоро вернусь». Найдите момент, когда ребенок будет увлечен игрой, сообщите ему, что вы ненадолго уйдете по делам, но обязательно вернетесь.

И здесь начинается индивидуальная реакция. В зависимости от характера ребенка, его привычек, а также устройства детского сада возможна разная реакция и разные временные промежутки. Нет и не может быть четко разработанных методик или понимания точного времени, когда именно ваш ребенок привыкнет к тому, что вы уходите, и не будет закатывать истерики. Но есть несколько правил, которые надо соблюдать на этом этапе:

  • Если вы столкнулись с упорными слезами и истериками, лучше не давить, а сделать перерыв и пробовать заново, используя другие способы увлечь ребенка оставаться в саду.
  • Обычно при выполнении всех вышеперечисленных рекомендаций, конечно же, с индивидуальным подходом, всё проходит хорошо, и ребенок без серьезных проблем вливается в новую жизнь.

    У ребенка стресс после сада. Что делать?

    Начали водить маленького в частный сад… Третий день водим по пол дня… Сегодня утром расплакался… воспитательница успокоила… говорит, весь день (в смысле, пол дня) хорошо, спокойно себя вел… Привели домой — не прекращает истерировать… Дала глицинчика пол таблеточки… Как вы справлялись со стрессом в эти дни?

    у нас такого небыло((((мы в садик летим как на праздник, а уходить не хотим

    никто никак не справляется, все забивают на ребенка, забирайте его из этого ада.

    скорее всего его там заставили беспрекословное подчиняться, вот и результат, я хожу с дочей в сад сейчас, это, леди, жесть.

    Чёт, вы зря про ад… Сад частный — там особое внимание к детям.

    попробуйте разузнать почему такая реакция

    Никогда не был в детском обществе… привык общаться с девятилетней сестрой… Наверное, из-за этого..((

    Вполне возможно, у меня сын с детьми общался с самых пеленок, по этому проще как-то. Почти такая же проблема у кумы, сын категорически не переносит ее отсутствие и плачет

    В советское время мамочкам декрет только до года давали…

    Ситуации в семье разные бывают.

    И вы думаете что у 3х леток не бывает стрессов?

    кстати, говорят, чем раньше ребенка отдаш в сад, тем быстрее он привыкнет..

    Ну как зачем? Первая причина — это не очень хорошее финансовое положение… Если скажете — зачем тогда рожали, отвечу сразу — когда рожала, был свой бизнес, сейчас — нет..

    Мда… даже не знаю, что делать… ((

    У нас тоже говорили, что он спокойно себя ведет. Я очень пожалела, что почти 2 недели его водила. Ребенок полностью поменялся…

    Мое мнение раньше 4 лет не стоит водить. Но это конечно если есть возможность сидеть дома или оставлять на бабушек. В 4 года дети совсем другие становятся, им все можно объяснить и они все расскажут, что происходит пока вас нет. А так с ним делать могут что угодно, он вам не сможет рассказать. И не важно какой сад, у меня сноха работает в садике, она такое рассказывает про некоторых воспиталок.

    В государственных — многое творится… Хотя, дочь водила с 1г 10 мес, она умела уже очень хорош говорить, выражать свои мысли, ничего плохого не рассказывала… Этот сад частный… в нем 10 чел — большая половина трёхлеток, которые, если что, смогут пожаловаться родителям о плохом отношении воспитателей… Да и у некоторых деток родители из органов… их заведующая даже побаивается. ))

    Без слез не получится. Как уменьшить стресс от детского сада

    Подготовка к детскому саду и адаптация: шаг за шагом

    Уже к полутора годам у всех детей проявляется характер, появляются свои желания или нежелания что-либо делать. У детей формируются свои привычки. Самая сильная привычка возраста до 3 лет (а у мальчиков и позже) — постоянное присутствие мамы рядом. Поэтому, когда приходит пора отдавать ребенка в сад, родителям не стоит забывать, что для ребенка это стресс.

    Конечно, невозможно объяснить такому маленькому ребенку всю ситуацию: почему надо зарабатывать деньги, почему для этого надо ходить на работу, почему мама не может быть постоянно рядом. В процессе общения для себя и ребенка постройте схему «садик априори», то есть с того момента, как ребенок уже начинает понимать практически всё, что вы ему говорите, включите садик в игры с игрушками, в разговоры, в жизнь как нечто само собой разумеющееся. Ваша задача — заранее подвести ребенка к тому факту, что он пойдет в детский сад, просто потому что так будет.

    Первое знакомство. Договорившись с воспитателем, приходите в садик с вашим малышом в первый раз. Посмотрите всё в саду, громко и позитивно комментируйте всё, что видите. Обязательно дождитесь от него ответа. Например, «Смотри, сколько тут игрушек! И во все можно играть!» или «Смотри, как много детей играет и как им весело. Садик — веселое место». Дождитесь подтверждения от малыша.

    Играем вместе и потихоньку отпускаем. Вы познакомились с садиком и будущей воспитательницей, и вот ваш ребенок увлекся игрушкой. Поиграв вместе, найдите момент, когда малыш будет увлечен игрой и выйдете в соседнее помещение. На первых порах пройдет совсем немного времени, прежде чем ваш ребенок позовет вас обратно. Если всё будет хорошо, это время будет удлиняться.

    psycentr-algis.ru

    Что такое детский стресс?

    Сегодня от стресса не защищен никто, особенно дети. Они испытывают стресс по различным причинам: одни связаны с их собственными вопросами, событиями, возрастными периодами, другие с отношениями в семье. Первостепенная роль родителей — научить детей справляться со стрессом. Взрослые не должны оставлять детей один на один с их проблемами. Так что же это такое — детский стресс? Как родители могут помочь своим детям? Как родителям вести себя?

    За ответами и разъяснениями «Kinder Grad» обратился к психологу Елене Дубовик.

    Что такое детский стресс и чем он отличается от взрослого? Как вообще понять, что у ребенка стресс?

    К сожалению, детский стресс – это достаточно распространенное явление. От зачатия и до трех лет для ребенка любовь родителей – это насущная потребность. Он должен чувствовать полное принятие и спокойствие родителей. Если с этим есть сложности, проблемы во взаимоотношениях родителей, если ребенок чувствует себя нежеланным – это отражается на ребенке, и это самый большой стресс для него.

    Напротив, если родители сами умеют справляться со своими сложностями, любят ребенка, уделяют ему внимание, то он легко учиться справиться с любыми трудностями.

    От родителей зависит многое. Если родители неспокойны, сами испытывают стресс либо недостаточно зрелые – они не смогут уберечь своего ребенка от детского стресса.

    То есть, если родители заметили, что с их чадом что-то происходит, то им стоит обратиться к психологу вместе с ребёнком?

    Конечно. Дети часто отражают то, что является проблемой родителей, что в семье что-то не так и демонстрируют это своим поведением. Бывает, что семья приходит к психологу якобы с проблемами ребенка, так им бывает проще признать, что нужна помощь, а оказывается, что работать надо всем. Ребенок может также транслировать то, что родители не решают свои личные проблемы, проблемы взаимоотношений в семье, а он чувствует это на бессознательном уровне, и его сложность – это «лакмусовая бумажка», которая показывает родителям, что надо взять на себя ответственность за атмосферу в семье и свое личное благополучие.

    Когда ребенка отправляют в сад — это стресс и для детей, и для родителей. Как с ним справляться? Надо ли готовить ребенка к детскому садику?

    Обязательно. Детский сад – это момент отделения от родителей. Чрезвычайно важно начинать подготовку заранее – и даже не с двух лет, а с момента зачатия и рождения. Если для вас ребенок — много тревоги и способ быть нужным, или слишком много хлопот и обязанностей, ему будет сложно доверять миру и стать самостоятельным. Все чувства матери отражаются на психике ребенка. Нужно испытывать полное принятие и любовь, быть готовым стать родителем. Иначе процесс отделения будет сложным.

    Токсикозы, выкидыши, сложности с беременностью – это свидетельства противоречивых чувств, которые испытывает будущая мама. С одной стороны, женщина хочет ребенка, с другой – у нее может быть тысяча причин для волнений: «я не готова», «я пока не знаю, что с ним делать», «мне тревожно и страшно», «я сама еще не выросла», – и т.д. Это отражается на формирующейся психике ребенка. Ребенок должен пройти через стадию зависимости и испытать чувство базового доверия к миру. Тогда отделяться проще.

    Во время беременности мама должна быть спокойной, мудрой, должна осознавать свои внутренние конфликты, поскольку это лишает их бесконтрольности. Доказано, что во время рождения обязаны присутствовать оба родителя. Также должен быть телесный контакт – кожа к коже, лицо к лицу, глаза в глаза – первые 24 часа. Если это упущено, то для ребенка – это травма (потом это нужно наверстывать годами, а то и десятилетиями) и процесс отделения будет сложным.

    Существует несколько стадий развития ребенка.

    Первая стадия – сенсорная: это все ощущения через органы чувств (вижу, слышу, чувствую через кожу), она развивается через контакт с родителями. Само рождение – это потрясение: ребенок из состояния нирваны, спокойного, тёмного места полного защищенности приходит в этот незнакомый мир. Если роды проходят хорошо и присутствуют оба родителя, а ребенок обращается то к одному, то ко второму, то для ребенка это становится первым успешным опытом того, как можно контактировать с другими людьми и как справляться с трудностями. Если ребенок отделен от родителей, или они не берут его на руки или холодны и не проявляют любовь — это ведет к сенсорной депривации и задержке развития. Если, например, папы не было при рождении, то обратиться кроме мамы больше не к кому – и, как следствие, формируется зависимое отношение к матери. Если родители не умеют справляться с трудностями, то научить этому ребенка некому. Любая сложность превращается в травму.

    Следующий этап – «Я иду изучать мир, потому что мне интересно» следует около 2,5- 3 лет. Это как раз тот возраст, когда дети идут в сад. Ребенок должен быть полностью насыщен «сенсорно», должен доверять миру. Если родители испытывают тревогу, боятся отдать ребёнка в детский сад, то дитя видит – мама нервничает, значит, там что-то страшное. И здесь может проявиться вторая сторона проблемы — родителям не хочется или не можется отпускать ребенка от себя. Обе стороны не полезны и ведут к стрессу.

    Естественно, к детскому саду ребенка нужно готовить. Родители должны излучать спокойствие и доверие к миру. Можно сочинять сказки о том, какие плюсы и какие вопросы могут возникать в детском коллективе, рассказывать истории. Если ребенок тревожный, или гиперактивный, надо вернуться на сенсорный этап: уделить внимание телесным контактам и всему что связано с телом (брать на руки, играть в игру «ты мой младенец», массаж, поглаживания, спорт).

    Если ребенок гиперактивен, какими методами с этим справляться?

    Это чаще признаки сенсорной депривации, поскольку, таким образом ребенок пытается насытить и компенсировать предыдущий этап. Если это так, нужно вернуться на а телесный уровень: массажи, поглаживания, физическая активность, спорт, физические проявления родительской любви. Рациональные беседы и обращения к чувствам не помогут, поскольку эти функции следуют после сенсорной и если она пострадала, последующие тоже страдают.

    Если ребенка отдали в садик, а он там держится один, сам по себе, плохо контактирует с детьми — это проблема?

    Безесловно. Он не доверяет другим, замыкается, либо не умеет общаться. Если дело в неумении общаться, то учить его можно с помощью игр или игрушек. Если он испытывает тревогу, то это тоже решается через игру, через сказки, метафоры. Родителям стоит обратить внимание на себя – может, они сами замкнутые, или они транслируют ребенку или сами находятся под действием следующих установок: «Не связывайся», «Ты уникален», «Ты идеален», «Ты другой».

    А если наоборот, ребенок агрессивный, это опять-таки проблема в семье?

    Может быть, не напрямую, может быть – это чувство уязвимости, небезопасности, чувство угрозы. Опять вернемся к истории рождения: если родители испытывали двойственные чувства и сомневались – рожать или нет, ребенок чувствовал это и испытывал угрозу своему существованию, и это его базовый внутренний конфликт, который он непрерывно проживает на внутреннем плане. Ребенок во многом, даже незначительном с точки зрения других людей, чувствует угрозу своем интересам и существованию. Такие дети строит на сеансах песочной терапии миры «вселенская война», «война миров», «противостояние», «кто победит». Они предпочитают сюжеты мультиков и сказок с подобными воинственными сюжетами где сталкиваются противоборствующие силы. Либо другая сторона агрессивности проявляется в том, что родители не умеют соблюдать баланс своих и детских интересов и таким образом учат детей, что проявляя силу и гнев можно всегда иметь все что хочется. Такие родители испытывают чувство беспомощности или вины перед ребенком и отдают себя в плен своему чаду.

    Сейчас многие спорят по поводу компьютерных игр, по поводу современных мультиков: кто-то ограничивает своих детей, кто-то нет. Как вообще стоит себя вести, допускать ли к этим игрушкам и мультикам?

    Я вижу две стороны этой медали: мы члены общества и во многом и зависим от внешнего мира, получаем информацию извне, другое – то, что мы видим в мультиках – это проявление тенденций коллективного бессознательного – того, что есть в глубине всех нас, именно поэтому они так и популярны. В каждом из нас и в обществе в целом очень много неосознаваемой невысказанной агрессии, которая проявляется в конкуренции, противопоставлении, неуверенности, желании найти виновного и наказать, тенденции искать причину проблем в других. К этому приводит неумение осознавать и выражать свои чувства, заботиться о своих потребностях и уважать чужие. Дети наиболее чувствительны к подобным процессам и своим выбором показывают, что актуально для них самих и для общества в целом. Они отдают предпочтение тому, что отзывается в их внутреннем мире: ребенок выбирает тот сюжет, мультик, игру или сказку, которые похожи на его внутренний конфликт, который отражает и коллективные процессы в том числе. А смотрят много раз потому, что там есть выход – в итоге кто-то побеждает. Это несколько снижает напряжение. Если вы видите, что ребенок много смотрит телевизор или играет в игры, и его не оторвать, сюжеты очень похожи и разрушительны – обратите на это внимание и возможно вы сами или с помощью психолога сможете помочь ему справиться с этим конфликтом.

    Частая смена настроений: нормально ли это, и как с этим справляться?

    Ребенку более свойственна, чем взрослым смена настроений, так как его психика более пластична. Ребенок, который научился справляться с трудностями, более спокоен, в нем преобладают радостные и веселые настроения. Если колебания настроения выходят за рамки обоснованного, истощают его и мешают, обратите внимание на это как на признак неблагополучия. Консультация психолога будет полезна, если вы готовы помочь ребенку справляться с трудностями.

    Дети постарше часто скупают журналы со знаменитостями и пытаются внешне им подражать. Стоит ли ограничивать их от этого?

    Это еще одна попытка отделения от родителей. В младенческом возрасте, конечно, главную роль играют родители, но уже в возрасте 6-7 лет и чуть постарше – авторитетом, как правило, становится учитель. Позже дети выбирают себе объект для подражания. Это уже признак подросткового отделения и если были сложности первого отделения около 3 лет, то в этом возрасте закономерны протестные реакции: «вы плохие, поэтому я хочу быть похож на …, я ухожу от вас изучать мир». Возможна также конфронтация с родителями, протест против их требований, критика прямая или молчаливая. В любом случае это поиск: на кого быть похожим, если родители утратили для теня авторитет. Помните, если вы были мудрыми и зрелыми родителями до этого, вовремя были рядом готовые дарить любовь и вовремя отпустили, то вы останетесь для ребенка авторитетом и другом навсегда. Родительская установка «будь собой и будь счастлив» самая здоровая и благополучная.

    Детские страхи, как с ними бороться? Надо ли обращаться к специалисту?

    Обязательно, потому что это тоже проявление детских травм и семейных трудностей. Это показатель, что есть проблема, и решать ее надо непременно.

    В детстве многие родители запугивали своих детей: «Если ты сейчас не уснёшь, то придёт Баба Яга и заберёт тебя!»

    Это показатель беспомощности родителей, их неуверенности в себе и нарушения детско — родительских границ. Получив результат таким образом вы дискредитируете себя и учите ребенка быть беспомощным. Вы эксплуатируете архитипические страхи, хотя должны научить ребенка с ними справляться.

    То есть не стоит таким образом усмирять ребёнка?

    Если Вам захочется себя так вести, обратите внимание на свою состоятельность как родителя. У всех есть страх чего-то темного, мощного, непознанного и это в нашей природе. И вместо того, чтобы давать ребенку любовь и прививать полезные жизненные правила вы спекулируете «природным страхом». Правила в семье могут быть простыми и понятными, тогда их уважение и исполнение не составит труда для ребенка, если вы их устанавливаете спокойно и уверенны в том, что это полезно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут вам.

    К сожалению, бывают такие случаи, когда родители слишком любят своего ребенка и потакают ему.

    Это не любовь, это беспомощность родителей. Ведь предназначение родителей не только удовлетворять все потребности своего чада – они должны учить ребенка, что не только его потребности должны исполняться, но чувства и потребности родителей достойны уважения. Взрослые устанавливают правила, уважают чувства и индивидуальность малыша, учат его, что возможно, а что невозможно, что опасно, а что полезно. Иначе — «я властелин мамы, папы и мира» — слишком большая и непосильная ответственность для ребенка, для него искажается картина мира, он становиться слишком большим, непонятным и слишком размытым. Это чревато для него перенапряжением, срывами, истериками и постоянными потрясениями – когда он будет раз за разом узнавать, что у мира свои правила.

    Помните и о том, что дети на инстинктивном уровне нуждаются в любви родителей и боятся остаться без нее, так заложено природой. А потому не заставляйте малыша испытывать естественные страхи: темноты, одиночества, высоты. Поддерживайте ребенка, как можно чаще говорите о своей любви, и пусть стресс обойдет стороной вашего малыша.

    psycenter.by