Учебный стресс школьников

Проблема школьных стрессов и их преодоления.

Проблема школьных стрессов и их преодоления.

В современной школе психические нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Однако сама жизнь заставляет нас считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала. Пора подключать к этой работе психофизиологические методы коррекции психоэмоционального состояния детей.

Представленные в данной статье психофизиологические коррекционные упражнения предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости как детей, так и взрослых. Многие наши способности в процессе обучения не раскрываются полностью. Эти способности есть у нас на самом деле, но они как бы «за­блокированы», закрыты. Предлагаемые психофизиологические упражнения способствуют раскрытию заблокированных способностей в сфере зрительного, слухового и кинестетического восприятия информации при обучении, способствуют снятию стрессов в процессе обучения.

Предлагаемые ниже психофизиологические упражнения отобраны из целого комплекса приемов, применяемых в кинезиологии (см.:La Tourelle M., Courtenay A., 1992; Единый мозг, 1992; Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996 и др.).

ОПИСАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

1. Упражнение «Лобно-затылочный обхват» («Фронтально-окципиталь­ная позиция»)

Предназначено для самостоятельной настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов.

На голову накладываются обе руки. Можно делать это упражнение самостоятельно, но в более тяжелых случаях будет эффективнее, если руки будет накладывать кинезиолог, близкий человек или просто человек, которому вы доверяете. Обнаружено, что при такой позиции уменьшается острота эмоциональных переживаний, что позволяет более легко снимать стресс, чем без наложения рук на голову.

Для снятия эмоционального стресса подобным же образом в лобно-затылочной позиции на фоне равномерного глубокого дыхания «продумывается», вспоминается или представляется любая отрицательная жизненная ситуация, вызывающая стресс. Ситуацию не следует анализировать, а только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза.

Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное – позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально.

Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным (без задержек). Особенно это важно для снятия стресса. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.

2. Упражнение «Массаж трех зон» («Кнопки мозга»)

Предназначено для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма. Я очень широко применяю это упражнение в своей коррекционной практике. Его можно применять как мини-зарядку каждое утро.

1) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Расставленными пальцами другой руки провести легкий массаж «подключичных ямок» с двух сторон от грудины (точки К-27 по акупунктурной классификации). Массировать 30–60 секунд.

2) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Пальцами другой руки провести легкий массаж «губных точек». Одна точка находится под носом над верхней губой, другая – в ямке между нижней губой и подбородком (точки VG-26 и VC-24 по акупунктурной классификации). Массировать точки 30–60 секунд.

3) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Ладонью другой руки провести легкий массаж (растирание) области копчика. Растирать копчик 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3. Упражнение «Знак бесконечности»

(«Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»)

Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.

1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «8» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры «8» как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.

5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки визуально-мануальной координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

4. Упражнение «Перекрестно-параллельная ходьба на месте»

Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .

2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .

3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Представленные упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для детей и взрослых, нет.

www.b17.ru

Учебный стресс школьников

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

По данным Министерства здравоохранения РФ [2], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 — 17 лет).

Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» [1]. У них наблюдаются функциональные нарушения, не достигшие порога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.

Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры, учителя и воспитатели, сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.

Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно — сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы — с 6,6% до 12,5%, позвоночника — с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей — с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений — с 2,4% до 7,3% [4]. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа — гимназий, лицеев, колледжей.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).

Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников — общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.

О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов [5], с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями — в 3 раза, с заболеваниями крови — в 2,5 раза, с нервными болезнями — в 2 раза.

Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.

Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников [3], к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% — патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения — у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы — у 81%, из них 32% — вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 — 6,7 часов в день; в основной школе — 7,2 — 8,3 часа в день; в полной средней школе — 8,6 — 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 — 12 — в основной и 13 — 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, — учащению острых и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого — гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно — психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа — государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь — детского населения.

  1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье.- М., 1990.
  2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.
  3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М., 2001.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005.
  5. Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998.

www.natural-sciences.ru

О психологии.

Учебный стресс

Интенсивная учеба и тестирование в японской образовательной системе у многих студентов вызывают высокий уровень стресса. Школьники в этом классе проходят заняти я в специальном летнем лагере, где им помогают восстановить силы. При этом подростки получают дополнительные уроки и сдают экзамены в течение 11 часов в день.

Стресс в школе — наиболее распространенная проблема среди тинейджеров, совершающих попытку самоубийства. У некоторых школьников возникают проблемы успеваемости, а другие школьники, с высокими оценками, наоборот, испытывают стресс из-за того, что им надо быть лучше других и оставаться первыми в классе. .Некоторые теоретики считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в котором более вероятно совершение попытки суицида (Harter & Marold, 1994; Maris, 1986). Юность — это период быстрого роста, и в нашем обществе он зачастую связан с конфликтами, ощущением депрессии, напряжением и проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито, драматично и имульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп; таким образом, вероятность актов суицида во времена стресса возрастает . Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида . В одном исследовании было обнаружено, что 93 % подростков, пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства .

Чаще всего попытки тинейджеров покончить с собой оказываются неудачными — пропорция здесь может быть 100:1. . Это необычайно большое количество безуспешных попыток самоубийства может означать, что тинейджеры действуют не столь решительно, как люди постарше. Предпринимая суицидальные попытки, некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда как многие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок (Hawton, 1986; Hawton et al., 1982). Меньше половины тинейджеров, совершающих попытку самоубийства, в дальнейшем пытаются снова покончить с собой, и из них лишь 14 % в конце концов погибают .В странах всего мира уровень самоубийства молодежи не только высок, но он еще и увеличивается. В целом, с 1955 года уровень самоубийств молодых людей возрос более чем вдвое, как и уровень самоубийств молодых взрослых . Предлагались некоторые теории, в большинстве которых указывалось на социальные изменения, объясняющие этот драматический рост. Во-первых, по мере того как число и пропорция тинейджеров и молодых взрослых в общем числе населения продолжает расти, в ней усиливается конкуренция за работу, учебу в колледже, академические и спортивные достижения, и вместе с этим у многих рушатся мечты и не удовлетворяются амбиции

o-psihologii.info

УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

Транскрипт

1 Кафедра человековедения и физической культуры Педагогической академии последипломного образования МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к курсу «Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности» ОНИШИНА ВАЛЕНТИНА ВОЛЕВНА УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ Москва, 2009 г 1

2 Введение Перед современной школой стоит задача обучения личности, способной к непрерывному самообразованию. Отсюда интерес педагогики к формированию психологической готовности учителя и ученика к организации исследовательской деятельности. Однако социальный заказ на наш взгляд содержит несколько основных противоречий. Перечислим их. Первое противоречие: обучение это крайне энергозатратный процесс, а между тем учащихся не обучают восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье. Второе противоречие: чтобы получать знания самостоятельно человеку необходимо иметь самостоятельное мышление в самом широком смысле этого слова. Однако надо признать, что массовая школа специально не занимается развитием мышления, напротив, имеет место ретроспективное обучение, тормозящее этот процесс. К тому же школьника не обучают метазнаниям, то есть знаниям о том, как именно нужно получать знание, а, следовательно, речь идет об интеллектуальных перегрузках. Третье противоречие: гуманистическое направление педагогики подразумевает личностное развитие учащегося, но в массе своей современные педагоги не знакомы с методами и приемами самоактуализации личности в процессе обучения. Это значит, что одна из базовых потребностей личности останется неудовлетворенной. Такое положение вещей ведет к созданию психического и физического напряжения, остановке личностного роста, потере нравственного и духовного здоровья. Каждое из перечисленных противоречий имеет непосредственное отношение к проблеме здоровьесбережения школьников, ведь неумение осознавать и регулировать свои эмоции, информационная перегрузка, блокирование личностного роста ведут к не здоровью. Так сложилось, что на сегодняшний день методы эффективного обучения личности, ее развития и коррекции сосредоточены в психологии. Их нет в педагогике, они только начинают туда проникать. Поэтому можно говорить о том, что психологические знания оторваны от реального педагогического процесса на местах. Между тем интеграция возможна: психологическая наука имеет не только теоретическую базу, но и сильную практическую часть. Поэтому можно попробовать перенести эти методы в реальность школьного урока. Психопедагогика еще очень молодая наука, но уже готова предложить ряд психолого-педагогических методов, способных в условиях традиционной классно-урочной системы хотя бы частично нейтрализовать негативные последствия для здоровья школьников. 2

3 Целью данного методического пособия является повышение человековедческой компетентности современного педагога через овладение психологопедагогическими методами и приемами обучения, способствующими здоровьесбережению школьников. Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи: подобрать и разработать психолого-педагогические способы по созданию энергетически емких состояний сознания личности; подобрать и разработать психолого-педагогические способы по развитию самостоятельного мышления школьников; подобрать и разработать психолого-педагогические способы самоактуализации личности в процессе учебной деятельности. Реализация первых двух задач осуществлена в первой части данного пособии «Учебный стресс и способы его нейтрализации». С методами и приемами самоактуализации личности школьника в процессе учебной деятельности вы сможете познакомиться во второй части методического пособия, которая называется «Здоровьесбережение школьников в концепции самоактуализации личности». Методологическую и теоретическую базу курса «Здоровьесбережение школьников в процессе учебной деятельности» составляют концепции и теории отечественных и зарубежных ученых: философов, психологов и педагогов: человековедческой компетентности педагога В.М. Шепеля; самоактуализации А. Маслоу; педагогической антропологии К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева; семейной терапии В. Сатир; логотерапии В. Франкла; нейролингвистическом программирование (НЛП) Р. Бендлера и Д. Гриндера; коучинге (М. Аткинсон); психосинтезе Р. Ассаджоли (Дж. Рейноутер); психодраме Я. Морено; гимнастике мозга (кинесеологии) П. Деннисона и Г. Деннисон; технике быстрого чтения О.А. Андреева и Л.Н. Хромова; проблемно-ориентированном анализе А.М. Новикова. 3

4 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В последнее время в связи с подготовкой школы к профильному обучению остро встает вопрос о здоровьесберегающих технологиях обучения. Тема эта актуальна потому, что на учащегося и учителя неизбежно ложится дополнительная учебная нагрузка, и это ведет к переутомлению. Отсюда задача: минимизировать негативные последствия интенсификации обучения. Существуют различные подходы к этому вопросу. Во-первых, можно делать акцент на изменении концепций обучения. Традиционная отечественная школа не интеллектуальна. Опора в ней идет на память. Как следствие перегрузка. Поэтому, конечно, в какой-то момент придется менять ориентацию — развивать мышление, но это время, кажется, еще не пришло. Во-вторых, в отечественной педагогике много внимания уделялось гигиеническим нормам. И на сегодняшний момент эта тема является достаточно актуальной. Однако только ею не может быть исчерпана тема здоровьесбережения. В-третьих, можно делать акцент на педагогических факторах, всячески совершенствуя их, например, организацию учебного процесса и т.п. Однако необходимо признать, что, несмотря на всевозможные нововведения, классно-урочная система продолжает оставаться массовым явлением, поэтому нам представляется важным применительно именно к ней разрабатывать различные способы здоровьесберегающей деятельности. Ниже представлены системообразующие понятия по учебному курсу «Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности». Под технологией мы понимаем такую систему знаний и умений, которая позволяет овладеть ими, доводя до операционального уровня. Наличие операционального уровня свидетельствует о том, что новое знание последовательно «прожито» и принято не только на логическом, но в первую очередь на эмоциональном плане. В парадигме гуманистического образования это означает, что во внутриличностных структурах учащегося происходит образование и принятие новых научных понятий. Именно это помогает ему качественно понять учебный материал. Л.С. Выготский так говорил о значении формирования понятий в жизни человека: «. только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний.» 1 Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем совокупность форм, методов и приемов организации учебной деятельности без ущерба для физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников. 1 Выготский Л.С. Психология подростка // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика С. 65. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». 4

5 Говоря в дальнейшем о здоровье, мы будем рассматривать его в концепции ортобиоза (здорового образа жизни), где представлены три его составляющие: здоровье физическое, психическое и нравственное. 1 Разрушение одной из составляющих грозит нарушением жизненной гармонии. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ это такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ характеризуется наличием у человека таких моральных принципов, которые являются основой социальной жизни человека: речь идет о сознательном отношении к труду, овладении сокровищами человеческой культуры, неприятии нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни граждан. Нам понадобится еще одно определение. Речь идет о духовном здоровье. ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ это такое состояние человека, при котором реализуется его идеальная потребность в познании законов строения вселенной. Впоследствии в тексте мы планируем объединить нравственное и духовное здоровье в единое целое, и звучать это станет как духовно-нравственное здоровье. Данное методическое пособие представляет собой попытку: включения непосредственно в классно-урочную систему методик здоровьесбережения, позволяющих повысить психофизические возможности ученика и сделать процесс обучения более эффективным. Концептуально подбор техник осуществлен с опорой на реализацию потребностей человека. Потребности бывают трех видов: физические (физиологические), социальные (психологические) и духовные. Так как речь идет о базовых потребностях, то, следовательно, их реализация обязательна для любого человека. Не реализация потребностей ведет к стрессу, болезням. В учебном процессе мы постоянно сталкиваемся с двумя видами потребностей: физическими и социальными. Рассмотрим их подробнее. 1 Шепель В.М. «Ортобиотика: слагаемые оптимизма». М Что представляют собой физические потребности для обычного ученика? Если мы подумаем, то получится примерно следующее: ему необходимо достаточное количество часов сна, еды, питья, движения и т.п. Представив обычный день школьника, мы очень быстро убедимся в том, что каких-то ресурсов ему будет не хватать (например, движения). Следовательно, задачей ресурсосберегающих технологий будет обеспечение в процессе обучения реализации физиологических потребностей ученика или восполнения физических ресурсов организма. 5

6 Социальные потребности (психологические) ученика так же, как и у всех людей будут выражаться в том, что он будет стремиться стать важным человеком, значимым в своей референтной группе. Ему будет важно, чтобы его любили и, чтобы он мог любить сам. Постоянная оценка, которой подвергается наш ученик в школе, блокирует эти потребности, а, следовательно, психо-эмоциональный ресурс убывает. Это опасно для психики ребенка. Поэтому задача, которая ставится для ресурсосберегающих технологий, заключается в том, чтобы создать в процессе обучения максимально приятную эмоциональную атмосферу для учащегося или можно говорить о восполнении эмоциональных ресурсов организма. Духовно-нравственные потребности человека обычно выражаются в стремлении понять устройство вселенной, ее законов. Если этого не случается, то можно говорить о наличии у человека метапатологий. Если они есть, то человеку не будет интересен вопрос создания гармонии в своей душе. Вся его жизнь будет посвящена преодолению дифицитарной мотивации. Это значит, что всю свою жизнь человек будет пытаться получить чью-то любовь и уважение (матери, учителя, друга и т.п.). Это требует большого расхода энергии и поглощает все внимание человека. Между тем каждый человек может и должен в какой-то период своей жизни ставить перед собой вопросы своего отношения с богом, с людьми, своей миссией. Без этого жизнь человека безрадостна, и сам он начинает зависеть от людей и обстоятельств, что неминуемо ведет к постепенной личностной деградации. В среднем духовные потребности могут быть частично реализованы к годам. Именно поэтому очень сложно учитывать их в детском, отроческом и юношеском возрасте. Дело не в том, что их нет, а в том, что они могут себя никак внешне не проявлять. Однако, нужно понимать, что они есть и максимально подготовить ребенка, который скоро станет взрослым, к возможности осознания различных точек зрения по вопросам бытия. Обучение учащихся эффективным стратегиям мышления и поведения можно в этом контексте рассматривать как одну из важнейших задач. Ведь подробное обучение даст учащемуся в руки экологичный инструмент для самопознания, т.е. познания своей души. 6

7 УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ Практикум Сожмите прямо сейчас кисти рук в кулаки и подержите их так примерно одну минуту. Далее резко разожмите кисти и бросьте руки безвольно вниз. Что вы почувствовали во время этих действий? То, что вы сделали, называется психологической скульптурой. С ее помощью можно смоделировать различные состояния тела и сознания. Вы смоделировали напряжение и расслабление организма. Ответьте самостоятельно на следующие вопросы: Что такое напряжение? Зачем человеку нужно напряжение? Каким образом, по-вашему, создается напряжение? Что такое расслабление и зачем оно нужно человеку? Как происходит расслабление? Изучите схему создания напряжения. Снова задайте себе вопрос, что же такое напряжение и какова связь между напряжением и здоровьем? Внутренние причины Иррациональ ные убеждения Схема СОЗДАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ Внутренний конфликт Наличие неразрешенной проблемы Внешние причины Конфликт Воздействие чужих мыслей Не хватает важного умения для дела Негативные эмоции, чувства Н Что-то не получается в делах Неприятное общение с кемлибо Неестественно е поведение Внутреннее сопротивлени е чему-то Нереализованные потребности Физические неудобства Информационн ая перегрузка Возможна зависимость от наркотиков СТРЕСС 7

8 СТРЕСС — это неспецифическая реакция мобилизации (боевая готовность). Стресс 1 — это то, к чему можно придти, если мы не в состоянии оценить плюсовые стороны возникшего конфликта, если мы постоянно прибываем в негативных эмоциональных состояниях, вызванных слишком долгим ожиданием реализации своих потребностей, это то состояние, в котором можно оставаться очень долго, не отдавая себе в этом отчета. 2 Испытывать или не испытывать стресс — это всегда выбор самого человека. КАК? относиться к любой возникшей ситуации — это всегда открытый вопрос. Но уж если все произошло, то нужно уметь распознавать и нейтрализовывать возможные последствия. Проблемы, с которыми сталкивается современный человек — различны, но на все из них организм реагирует одинаковыми биохимическими изменениями, схожими психологическими последствиями, поведенческими проявлениями и социальной дезадаптацией. Стресс подразделяется на две большие группы: физиологический и психологический. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС возникает в ситуациях, когда к организму предъявляются больше требований, чем он может выдержать. Сюда относятся: слишком сильный или слабый звук (в обоих случаях человеку придется напрягаться); слишком высокая или слишком низкая температура; голод; жажда; слишком высокое или слишком низкое атмосферное давление; постоянная нагрузка на позвоночник; недостаточное количество сна; постоянная гиподинамия у людей, проживающих в городах. В последнее время выделяется подвид физиологического стресса, связанный с нездоровой экологией. Он получил название экологический стресс. Поэтому в нашем методическом пособии мы станем разделять физиологический стресс для удобства на две части: физический стресс и экологический стресс. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС также подразделяется на две самостоятельных части: эмоциональный стресс и информационный стресс. Информационный стресс преследует цивилизованного человека постоянно. Сюда относятся: теле и радио сообщения; 1 Мы используем общее понятие «стресс», однако для случаев, когда человек не находит грамотных способов реагирования на жизненные трудности есть другое название — дистресс (он работает на разрушение психики и организма человека). 2 В психологии для определения этого состояния есть термин — «замерзнуть в стрессе». 8

9 лекции и семинарские занятия; разговоры по телефону с приятелями; чтение книг и журналов; бытовое каждодневное общение и т.п. По представленным пунктам, вы можете судить о том, что все есть информация. И она требует обработки. Есть такой термин «компьютерное время». Это время, требующееся на обработку поступивших данных. Мозг решает, что с ними делать: что-то забыть, что-то запомнить до конца недели, чтото понадобиться хранить в памяти всю жизнь, что-то не понято и поэтому вообще не понятно, что именно с этим делать. На все эти действия требуется дополнительная энергия, много энергии, и современный человек (ученик) часто не справляется, так как времени на обработку поступившего материала, как правило, не хватает, а на подходе новая телепередача, фильм, книга, разговор и т.п. Скорости мозга не хватает, и получается информационный «завал», ведущий к созданию напряжения. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, которые наш мозг считывает, как опасные, грозящие унижением, потерей личностных границ. Он сопровождается наличием негативных эмоций, таких как гнев, вина, страх, невозможностью принятия здравого решения, неадекватным поведением. Учебный стресс в данном контексте это просто разновидность обычного стресса, который включает в себя все компоненты, так как появляется в результате деятельности, имеющей отношение к телу, мышлению и эмоциям учащихся. Процесс обучения это всегда выход учащегося из зоны комфорта, что неизбежно ведет к эмоциональному стрессу. Процесс обучения требует интеллектуальной обработки большого массива информации, что ведет учащегося к информационному стрессу. Процесс обучения ограничивает учащегося в физических движениях, что затрудняет снятие напряжения обычным способом. Процесс обучения сопровождается взаимодействием учащегося с электронной техникой, что может привести к экологическому стрессу. УЧЕБНЫЙ СТРЕСС это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста школьника. 9

10 П С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Й С Т Р Е С С Ф И З И О Л О Г И Ч Е С К И Й С Т Р Е С С ИНФОРМАЦИОННЫЙ Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х V А К D D V V V V D К К V D? ФИЗИЧЕСКИЙ ПОСТОЯННАЯ НАГРУЗКА НА ПОЗВОНОЧНИК НЕДОСТАТОЧНЫЙ СОН ГИПОДИНАМИЯ ХРОНИЧЕСКОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ ПОГОДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ ГНЕВ СТРАХ КРУШЕНИЕ НАДЕЖД РАЗОЧАРОВАНИЕ ВИНА НЕСООТВЕТСТВИЕ ПОДАВЛЕННОСТЬ ОДИНОЧЕСТВО АПАТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ — ОГОНЬ — ВОЗДУХ — ВОДА — ЗЕМЛЯ Синдром хронической усталости «Электромагнитный смог» 10

11 Физические последствия учебного стресса: общее напряжение мышц, дрожь, спазмы, высокое давление, затруднение дыхания, излишняя потливость и т.п.; психосоматические заболевания (болезни горла, желудка, печени, почек и т.п.). Психологические последствия учебного стресса: ощущение постоянного беспокойства, раздражительность, гневливость, агрессивность, невозможность сосредоточиться, чувство недовольства всем и вся, беспомощность, перекладывание ответственности за происходящее на других, сложности в обучении, минимизация общения, потеря интереса к своему внешнему виду и т.п. Духовные последствия учебного стресса: остановка личностного роста, духовная деградация. На решение текущих дел и планов человеку требуется много сил, а их становится намного меньше, если последствия стресса не выведены из тела и сознания. Существуют специальные приемы, которые помогают человеку выйти из стресса через изменение отношения к произошедшим событиям. Но этому нужно учиться. Теоретических знаний, как правило, в таких вопросах не хватает, нужна практика. Обучаться мы будем методам профилактики и избавления от напряжения в момент его возникновения. Не нужно ждать, пока станет плохо, можно попробовать сразу себе помочь. Саморегуляция — это управление уровнем стресса, это выбор самого человека: быть стрессу или не быть. Снятие напряжения — это сознательный процесс, регулируемый. Но об этом позже. Сейчас мы познакомимся с вариантами бессознательного «сброса» напряжения. Или, сказать по-другому, с естественными путями снятия напряжения. Разграничение причин напряжения на «внешние» и «внутренние» достаточно условно, потому что эффективность взаимодействия человека с внешним миром напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями). Если внутренний мир дисгармоничен — то и внешние проявления его будут аналогичными. И, напротив, если внутренний мир человека прекрасен — то его жизни среди людей можно только порадоваться. Психологическое напряжение обычно бывает обусловлено предвосхищением негативных последствий какого-либо действия, отношений и т.д. Причем не важно происходят события на самом деле, с чем-то еще только предстоит столкнуться или все вообще уже произошло. Дело в том, что наше сознание теснейшим образом связано с работой нашего тела, которое не понимает разницы между настоящим, прошедшим и будущим временем. В сознании и теле человека все происходит прямо сейчас. Как только наше сознание оценивает событие как угрожающее, так на уровне тела сразу начинается работа по выработке адреналина. Именно он делает наш взгляд и слух более острыми, ноги более быстрыми, руки более умелыми, мышление более четким. Но это ненадолго. Если адреналин не пошел на реальное дело — например, убегание от мамонта, а остался в теле, то он становится обузой для нас, а точнее ядом. 11

12 Вы видите таблицу, в которой сведена краткая информация по нейтрализации последствий стрессов Задачи Стратегия Тактика Информационного: Знакомство нормальное течение одами навательных ормационного цессов (внимание, сса приятие, память, шление, воображение; ь, воля). с снятия Обучение ективным стратегиям шления и поведения: — развитие правого ушария головного га. Нейтрализация стрессов Физиологического: Создание условий Интеграция работы учащемуся для восполнения левого и правого Техники необходимо физ. ресурсов через полушария дыхания достаточное специальные головного мозга. Техники количество сна, упражнения Рекреация. «Гимнастики пищи, воды, (ограниченные Релаксация. мозга» движения, но школа возможностями Катарсис. Работа с не предоставляет урока). образами. такой возможности. Экологического: Создание условий Моделирование Использование учащемуся осуществления более ственных природных аратов светотерапии бходимо достаточное тного контакта овий в пространстве Использование ичество солнечных щегося с природой лы через изаторов ей, чистого воздуха и ользование высоких Использование ы, контакт с землей. нологий яных фильтров и енение питьевого има в школе Использование боров, ослабляющих ыточное ктромагнитное учение Психологоагогические Эмоциональньного Восполнение техники циональных ресурсов Поднятие уровня снятия учащемуся важно анизма через ви и уважения к себе. ционального стресса: ствовать себя важным, знакомство с см. мининым человеком, одами снятия нологию по поднятию ако постоянная ционального стресса. вня самоценности нка в школе, как в ности. иальном институте, кирует этот вид ребностей. Психологоагогические техники снятия и филактики ормационного стресса: ятия», лительной тельности». «Рисунок», «Таблица», «Визуализация «Уровни 12

13 НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА Потребности Задачи Стратегия Тактика Физиологические: учащемуся необходимо достаточное количество сна, пищи, воды, движения, но школа не предоставляет такой возможности. Создание условий для восполнения физ. ресурсов через специальные упражнения (ограниченные возможностями урока). Интеграция работы левого и правого полушария головного мозга. Техники дыхания Техники «Гимнастики мозга» Первый столбик из таблицы «Потребности» напоминает нам о том, что учащийся это в первую очередь живой человек, а «ученик» — это просто его социальная роль. Так же как и все люди, наш учащийся нуждается в простых вещах: в достаточном количестве сна, еде, воде, качественной экологии и, разумеется, движении. Учитывая тот факт, что учебная деятельность энергозатратна, можно говорить о том, что все перечисленное ему крайне необходимо. Однако, классно-урочная система значительно ограничивает физиологические потребности учащегося, и основная задача (второй столбик) заключается в создании условий для восполнения физических ресурсов через специальные упражнения. Практикум. На схеме «Пути выхода напряжения» вы видите эти пути естественного сброса напряжения. Условно их можно разделить по двум полюсам: на плюс и на минус. Ознакомьтесь с ними самостоятельно. Подумайте над тем, что именно вы могли бы сюда добавить. Вспомните обязательно о способах избавления от напряжения, которыми вы пользуетесь часто. Вспомните и о способах избавления от напряжения, которыми вы, напротив, пользуетесь редко, но знаете, что они очень действенны. Выпишите на листок свои любимые занятия. Время от времени можете их перечитывать, это будет доставлять вам удовольствие. 13

14 Схема естественных путей выхода напряжения «ПЛЮС» Искусство Физическая работа «МИНУС» Давление Позитивные мысли Смех Спорт Крик Дрожь Слезы Секс Сон Н выход Драка Наркотик Положите льные эмоции Решение проблемы Болезнь Наслаждение егативными эмоциями Проговар и- вание ситуации Стихии: огонь, вода, оздух, земля CПС (система психофизической саморегуляции) Хаотичные движения Выяснение отношений Решение проблемы самый предпочтительный вариант для снятия напряжения! Прокомментируем некоторые из пунктов схемы, сделав акцент на школьную тематику. 1. «Спорт». Если ребенок посещает спортивную секцию, то есть добровольно выбирает для себя дополнительную нагрузку на тело, то есть шанс, что излишнее напряжение, вызванное учебным процессом, он сбросит. Если мы говорим об уроке физкультуры, то есть оцениваемым действиям, то можно говорить о том, что для некоторых учащихся обязательные физические упражнения, которые они выполняют, потому что должны выполнять, могут стать источником дополнительного напряжения. 2. «Наркотики». Под этим названием нами объединены различные варианты его потребления: сигареты, выпивка, наркотики. С точки зрения педагогики школьники, начинающие употреблять спиртные напитки, курить и колоться это люди попавшие в неблагоприятную среду, требующие социальной адаптации. С точки зрения психологии употребление различных нарко-содержащих препаратов является последствием не выведенного стресса и является проявлением такого заболевания как депрессия. Поэтому с точки зрения 14

15 психолога с проявлениями наркомании бороться бесполезно, нужно снимать стресс, который привел к подобному состоянию. В этом контексте значение учебного стресса, на наш взгляд, еще более увеличивается. Современные подростки и старшеклассники могут оказаться в очень сложном положении по многим направлениям: в отношениях с родителями и одноклассниками, группой значимых людей; они могут ощущать социальное неравенство, чувствовать себя изгоями и т.п. И на этом фоне они могут быть еще и не успешны в учебе. Это очень много для одного человека. Психологические возможности не беспредельны, у человека наступает срыв. 3. «Болезнь». Вы, конечно, обратили внимание на то, что этот пункт выделен шрифтом. Это не случайно. Этот способ никто специально не планирует как естественный путь избавления от напряжения. Он приходит сам и является последним пунктом назначения в вопросе сброса напряжения. Обычно, чтобы напряжение перешло в болезнь какого-либо внутреннего органа человека требуется или очень грозное событие, которое буквально разламывает психику личности или очень долгое воздействие каких-то негативных факторов на эту же психику. Учебный стресс это, как правило, очень долгое воздействие негатива, из которого нет возможности выйти. Бунт исключен. Поэтому психосоматические заболевания (горла, печени, желудочно-кишечного тракта, сердца и сосудов и т.п.) не являются редкостью в школьной среде. Ниже вашему вниманию предложена схема искусственных путей снятия напряжения. Искусственными они являются потому, что они придуманы людьми. Ознакомьтесь со схемой самостоятельно. Понятно, что в условиях школы мы не всегда можем предложить ребенку варианты естественного выхода напряжения (например, дневной сон). А вот искусственные способы могут нам помочь. Вы видите, что внизу таблицы шрифтом выделена СПС система психофизической саморегуляции. Методы и приемы СПС помогают человеку моделировать ритм напряжения — расслабления, что позволяет сохранять ему в целости свою психофизику. На что же нам нужно научиться воздействовать, чтобы от слов перейти к делу. Ответ простой, нам нужно научиться взаимодействовать с психофизикой человека. Что же это такое. Слово «психофизика» составное. Поговорим об этом подробнее. В Древней Греции считалось, что человек это совокупность трех частей: тела, души и духа. Тело на латыни «soma», душа — «psyche», дух — «nous». Это представление о человеке уместно и сегодня. Поэтому, когда мы говорим о психосоматических заболеваниях, мы говорим о болезнях души и тела. Если «soma» мы заменяем на более привычное нашему уху «физика», что одно и то же, то мы получаем психофизические заболевания (психофизическую саморегуляцию). В этом месте хочется еще раз заострить ваше внимание на трех видах потребностей человека: физических, психических и духовных. Они точно соответствуют трехчастности человека, представленной выше. В своей основе методы СПС содержат воздействие на тело и душу человека. На языке психологии, говоря о душе, мы имеем в виду работу с мыслями и чувствами 15

16 Схема ИСКУССТВЕННЫХ ПУТЕЙ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ и БАННАЯ КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО МАССАЖ ЗКУЛЬТУРА И СПОРТ СЕКС (после оргазма чакры ловека выстраиваются по алонному образцу, и тело две недели помнит, как лжен работать организм) скусственные пути нятия напряжения АРОМОТЕРАПИЯ ЦВЕТОТЕРАПИЯ МЕДИЦИНА ХОВНЫЕ ПРАКТИКИ: рэйки, йога, аюрведа дры), дао и т.п. ПСИХОТЕРАПИЯ: телесноориентир нная психотерапия; психосинтез; символдрама; НЛП йролингвисти-ческое граммирование); холотропное ание. СПС (система психофизической саморегуляции) СОКИЕ ХНОЛОГИИ: магнитное действие; ионное действие; ИК дальнего ктра (инфракрасное учение); кварц, УВЧ, лазер ; светотерапия. человека, также уместно назвать это работой сознания (подсознания); воздействие же на тело не ограничивается работой только с телом, сюда относится и работа с дыханием. Методы СПС, представленные в данном методическом пособии имеют некоторые сходные черты: во- первых, методики просты процессуально, их 16

17 может повторить самостоятельно любой из учителей и учащихся; во- вторых, методики очень короткие по временным рамкам и очень действенные по конечному результату; в -третьих, их регулярное применение позволяет овладеть эффективными мыслительными стратегиями, позволяющими произвольно регулировать свое внутреннее состояние и поведение, что в совокупности ведет к снижению уровня учебного стресса. На следующей странице вы видите схему с тремя направлениями работы: через дыхание, тело, сознание. На схеме никак не представлена работа с духом, так как это не является задачей данного методического пособия. Однако, вы можете познакомиться с психолого-педагогическими техниками, развивающими осознанность личности в пособии Онишиной В.В. «Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности». Хотя уже здесь необходимо напомнить, что психофизика (психосоматика) это то, на что можно воздействовать. С духом («nous») так не получается. Но на него можно воздействовать косвенно, держа психофизику в порядке. Система СПС наиболее эффективна для работы с физиологическим стрессом и эмоциональным. Работа с информационным стрессом требует несколько иных подходов, связанных с анализом поступающей информации. Подробнее мы поговорим об этом в параграфе 4. А пока перенесем свое внимание на схему СПС, где представлены три направления работы с человеком по нейтрализации физиологического и эмоционального стрессов. СИСТЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПС ДЫХАНИЕ ТЕЛО СОЗНАНИЕ Дыхание треугольником» Дыхание «Волна» Вдох длиннее выдоха Массаж су-джок Мудры аюрведы Техники «Гимнастики мозга» «Озеро» «Море» Выдох длиннее вдоха ОГОНЬ ВОЗДУХ В О Д А ЗЕМЛЯ 17

18 Способы снятия напряжения через работу с дыханием В нашу задачу не входит подробный разговор о техниках дыхания. 1 Но, нам кажется важным напомнить, что даже от того, насколько мы замедляем или ускоряем дыхание, зависит наше восприятие внешнего и внутреннего мира. Глубина дыхания, частота, последовательность, ритм — все это крайне важные вещи. Дыхание животом; дыхание через разные части тела; дыхание цветом и многое другое. Умело пользуясь различными техниками воздействия на свое дыхание, мы можем менять свое настроение, улучшать свое состояние, успокаиваться, наоборот, входить в рабочий режим. Возможно, вам интересно будет узнать, что глубокое замедленное дыхание позволяет нам расслабиться, а частое и поверхностное, напротив, позволяет войти в активный рабочий ритм. Упражнения Попробуйте посчитать свои вдохи и выдохи, просто сосредоточьтесь на этом. Подышите так, чтобы выдох стал длиннее вдоха, примерно раза в два. Когда будете дышать, то обратите внимание на то, куда доходит ваше дыхание. Делая вдох, представляйте, что воздух входит через разные части тела, выходит там же или через другой орган. Техника «Дыхание треугольником». Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и. задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы как бы дышите треугольником. Понаблюдайте за собой: Какой цвет вы выдыхаете правой пяткой? (серый, черный. ) Дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет также голубого цвета. Голубым цветом подышите еще 1-2 минуты. Техника «Волна». Сделайте глубокий вдох, делая сначала акцент на выпячивание живота, а затем на подъеме груди. Если смотреть на вас со стороны, то отчетливо будет видно, что ваши живот и грудь вздымаются волной, отсюда название. 1 Статья Е.А. Башмаковой в учебнике по конфликтологии (Конфликтология в школе. Часть III. Учебно-методическое пособие для средних бщеобразовательных учреждений/под редакцией С.В. Баныкиной. М., с.) 18

19 Задерживать дыхание на пике подъема груди нужно не больше, чем на 1-2 секунды. Выдыхать важно медленно, чтобы выдох получался длиннее вдоха. Затем нужно повторить цикл. Максимальное количество — пять раз. Подобное дыхание занимает очень мало времени это его первый плюс. А второй заключается в том, что уже через 1-3 вдоха вы можете почувствовать легкое головокружение и расслабиться. 1 Способы снятия напряжения через работу с телом Воздействовать на свое душевное состояние можно через тело. Каждый человек хоть раз в своей жизни, но пользовался массажем. Его мог кто-то вам делать. Вы сами себе могли делать его. И вам скорее всего знакомо ощущение легкого тела. Спортсмены называют это состояние «мышечной радостью». И вы, конечно, помните, что настроение после массажа значительно улучшается. Существует много специфических техник работы с телом, это целые отдельные направления. Так, например, техника су-джок основана на массаже определенных точек, энергетически важных для человека, и даже на прижигании некоторых из них. УПРАЖНЕНИЕ: пальцами правой руки помассируйте мизинец левой руки. Делайте движения вверх, вниз, активнее нажимайте на суставы. Теперь проделайте то же самое с мизинцем правой руки. Далее вам нужно соблюдать эту последовательность: сначала палец на левой руке, затем на правой. После того как вы дойдете до больших пальцев, всю процедуру можно повторить. Уже через несколько минут вы сможете почувствовать, что организм как-то по-другому стал работать: изменился ритм дыхания, сердце забилось иначе, в теле появилось приятное тепло. И на этом фоне вы можете так же заметить, что строй ваших мыслей отличается от того, что был пять минут назад. Упражнения из арсенала аюрведы помогают быстро набрать энергию, предотвратить сердечный приступ, снять головную боль и многое другое. Основана эта техника на замыкании энергетических каналов человека в определенной последовательности. УПРАЖНЕНИЕ: сядьте и постарайтесь расслабиться. А теперь попробуйте соединить подушечки указательных пальцев обеих рук с подушечками больших пальцев. И посидите так минут. Причем остальные пальцы должны быть выпрямлены. Вы почувствуете пульсацию в пальцах. Это упражнение помогает снимать эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство. Оно же активизирует мыслительные процессы. Проверить истинность сказанного можно, только выполнив все, о чем говорилось. И даже после этого может, на первый взгляд, ничего не произойти. Обращаться к этому способу нужно многократно. Но эффект стоит того. Техники гимнастики мозга помогают настроиться на работу, решить сложную задачу. Во 1 Тем, кто читает эти строки хочу порекомендовать к изучению книгу Каменюкина А.Г. и Ковпака Д.В. по работе со стрессом (Каменюкин А.Г. и Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. СПб.: Питер, с.) 19

20 время их выполнения активизируются оба полушария головного мозга, что позволяет сделать задуманное более эффективным способом. Более того, после окончания работы вы не чувствуете усталости, а все еще полны сил. Техники, представленные ниже можно рекомендовать для групповой и индивидуальной работы со школьниками. «Сова» Ладонью правой руки помассируйте область шеи и плеча с противоположной стороны. Делайте такие сжатия ладонью, словно вы месите тесто. Голова должна двигаться в направлении противоположного плеча, имитируя движения птицы совы. Каждый нажим на плечо и легкий поворот головы совмещайте со звуком «Ух». Нажимать лучше посильнее, и не стоит удивляться, что, скорее всего, будет больно. Проделайте то же самое с другой стороны. Если кто-то есть рядом с вами, то попросите его для начала размять вам область плеч и шеи. Вы быстро почувствуете, что к голове бежит, словно какой-то холодок, через некоторое время вы обнаружите, что голова стала очень легкой и свежей. После этого упражнения хорошо работается. В классе возможен групповой вариант работы с данной техникой. Учащиеся могут встать цепочкой друг за другом и массировать область плеч впередистоящему; во время выполнения техники можно ходить по кругу. «Ленивая восьмерка» Нужно вытянуть правую руку перед собой и поднять вверх большой палец. Взгляд фиксируем на ногте большого пальца. Рисуем в воздухе лежачую восьмерку (как знак бесконечности). Начинаем рисунок всегда налево и вверх. Середина восьмерки — на уровне переносицы. Приблизительно минуту делаем манипуляции правой рукой. Затем меняем правую руку на левую. Так же смотрим на ноготь. Восьмерка идет налево и вверх. Выполняем примерно минуту. Соединяем руки в замок. Смотрим на ноготь (один большой палец кладем на другой). Выполняем «Ленивую восьмерку» двумя руками. Делаем упражнение приблизительно минуту. В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня. За один сеанс примерно от одной до пяти минут, но лучше столько, сколько хочется. Упражнение помогает активизировать работу двух полушарий головного мозга одновременно. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например, перед чтением). Если работают два полушария мозга — усталость наступает не так быстро. Упражнение можно выполнять и в тех случаях, если усталость уже наступила. 20

21 «Думательный колпак» Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) раковины ушей. Указательный палец — на внешней части ушной раковины. Большой палец — на внутренней части ушной раковины. Выполняется 1-2 минуты. Массаж начинают сверху и идут вниз. Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала: и идите опять сверху вниз. Упражнение помогает сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы. «Перекрестный шаг» Упражнение похоже на шаг на месте. Делаем движения одной рукой и противоположной ногой навстречу друг другу. Выполняем упражнение 2-5 минут. Данное упражнение помогает включить оба полушария мозга. Оно уместно до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда. Положение ног — крест на крест. «Крюки Денниссона» Положение рук — руки вытянуть перед собой, повернуть друг к другу тыльной стороной, левая рука чуть идет вверх, соединить пальцы между собой, вывернуть руки в кольцо, образовавшееся на уровне груди. У вас получится крюк. Глаза — поднять в потолок, веки закрыть. Язык — кончик языка упирается в небо. Практически сразу вы можете ощутить, что ваше тело неустойчиво, вас может начать «болтать». Отнеситесь к этому спокойно. В таком положении вы находитесь 1-3 минуты (до того момента, когда вы почувствуете, что ваше тело вновь обрело устойчивость). Положение ног — ноги на ширине плеч. Положение рук — перед собой на уровне живота, пальцы соединены «домиком» (т.е. пальцы одной руки упираются в те же пальцы на другой руке). Глаза — глаза смотрят в пол, веки закрыть. Язык — кончик языка упирается в небо. Это этап стабилизации. Вы находитесь в нем 1-3 минуты (до достижения состояния комфорта). Данная техника может выполняться стоя, сидя, лежа. Оно может быть проделано с целью профилактики утром и вечером. Но основное его назначение — использование непосредственно перед стрессом (сложным 21

22 взаимодействием, заведомо конфликтным; неоднозначным; совершенно неизвестным, но крайне значимым; вынужденным долгим пребыванием где-то и т.п.) или сразу после того, как произошло что-либо, оцениваемое вами как стресс (конфликт; неэффективное взаимодействие; устрашающее событие; собственные размышления, которые привели к внутреннему раздражению или опустошению). «Крюки Кука» Сядьте на стул (кресло, диван) и закиньте ногу на ногу, но не так как всегда, а под острым углом. У вас получится что-то вроде четверки, если смотреть на ваши ноги (так сидят американцы). Возьмитесь руками за ногу: одна рука в районе лодыжки, вторая в районе колена. Посидите так несколько минут и насладитесь состоянием покоя и внутренней уравновешенности, которые возникают автоматически через какое-то время. Если есть желание, то поменяйте ногу и все повторите. Данное упражнение лучше использовать для профилактики стресса. Если вы, как педагог задействуете данную технику непосредственно в классе, то важно в момент ее выполнения соблюдать одно правило. Не нужно давать никакой информации в то время, когда школьники прямо за рабочими столами сидят нога на ногу. Дело в том, что именно эта поза делает человека совершенно глухим к внешнему воздействию. Получается что-то вроде «Мели Емеля твоя неделя». Собственно именно этот эффект и позволяет выполняющему технику почувствовать свою защищенность и обнаружить свои собственные потребности. В принципе учебный процесс не пострадает, если ребята и вы сами несколько минут просто помолчите. Представленные техники можно использовать по одной или комбинировать, в зависимости от эффекта, которого собираемся достичь. Так, например, техники «Ленивая восьмерка», «Думательный колпак» и «Перекрестный шаг» лучше выполнять блоком. В этом случае они последовательно включают в человеке каналы восприятия информации: визуальный («Ленивая восьмерка»), аудиальный («Думательный колпак»), кинестетический или телесный («Перекрестный шаг»). Такое включение помогает избежать интеллектуальной перегрузки и разгружает тело. Создатели техник гимнастики мозга обращают наше внимание на то, что в процессе работы с ними очень важно принимать воду. Она является своеобразным «топливом» для осуществления изменений в деятельности организма. Любая психофизическая перенастройка организма поглощает дополнительную энергию, но может быть восполнена обычной водой. 22

23 Способы снятия напряжения через работу с сознанием Техники релаксации расслабления помогают обрести гармоничное состояние сознания. Работа с образами помогает активизировать правое полушарие головного мозга, снимая тем самым нагрузку с левого аналитического полушария. «Озеро» Текст читается учителем с музыкой или без. «Представьте себе, что вы идете по густому лесу. У каждого из вас есть свой лес, в котором вы предпочитаете бывать, и с которым связаны приятные воспоминания. Кругом деревья, под ногами трава или сухие иголки — я не знаю. Вы оглядываетесь вокруг — стволы деревьев тянутся высоко вверх. Постепенно деревья расступаются, и за ними появляется большая поляна, посреди которой лежит лесное озеро, наполненное удивительно чистотой, прозрачной водой. Оно сверкает, как драгоценный камень. Оно очень спокойное и глубокое. А теперь представьте, что вы превращаетесь в это озеро. Ощутите свою глубину, спокойствие. Позвольте себе побыть некоторое время тихим лесным озером, скрытым от людских глаз в густом лесу. Если вы хотите, вы можете оставить себе это чувство. Оно есть в вас, и останется с вами столько, сколько вы захотите». 1 «Море» Подумайте о чем-то, что вызывает у вас гнев, раздражение и т.п. Что вы видите, слышите, чувствуете? Более внимательно прислушайтесь к своему телу. Теперь представьте, что ваше состояние равно в картинке образу какого-то моря. И внимательно рассмотрите, что же это за море у вас получилось. (Как правило, в этой технике море видится бушующим, темным, грозным и т.п.). Что вы видите, слышите, чувствуете? Теперь любым возможным для вас способом отождествитесь с этим образом и бушуйте вместе с ним. Делайте это какое-то время. Через какое-то время вы обнаружите, что ваше море успокоилось, и одновременно вы сможете почувствовать, что успокоилось ваше тело. Проверьте, что вы видите, слышите, чувствуете по поводу события или отношения, которые вы взяли за отправную точку. Если вам по каким-то причинам не очень симпатичен образ моря работайте с вулканом, землетрясением, вихрем и т.п. 23

24 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС Потребности Задачи Стратегии Тактика Экологические: Создание условий Моделирование Использование учащемуся осуществления ственных аратов светотерапии бходимо достаточное ее плотного контакта родных условий в Использование ичество солнечных щегося с природой странстве школы изаторов ей, чистого воздуха и ез использование Использование ы, контакт с землей. оких технологий яных фильтров и енение питьевого има в школе Использование боров, ослабляющих ыточное ктромагнитное учение Экологический стресс это новое для нас понятие, которое возникло за последнее десятилетие и напрямую связано с последствиями индустриализации и капитализации общества всей нашей планеты. Вспоминается фантастический фильм конца 70-х годов «Через тернии к звездам», где рассказывается об экспедиции с Земли, которая нашла в просторах вселенной цивилизацию, погибающую от разрушительных последствий работы своей промышленности, обеспечивавшей ранее безбедное существование горстке каких-то звездных миллионеров. Отсутствие света, воздуха, воды вот что было реальностью жителей умирающей планеты. Так ли фантастична та реальность сегодня для нас, жителей двадцать первого века? Конечно, было бы большим преувеличением сказать, что жизнь на нашей планете Земля несовместима с жизнедеятельностью человека. Будем надеяться, что преувеличение так и останется преувеличением. Но вот говорить о затруднении протекания физиологических процессов у живых организмов на сегодняшний день, на наш взгляд, можно и нужно. На нашей планете действуют четыре основные стихии (компонента): огонь, воздух, вода, земля. Для гармоничного существования человеку необходимо получать доступ к ресурсам, которые присутствуют в этих силах. Ему нужно быть на солнце, дышать свежим воздухом и пить кристально чистую воду, а так же ходить по земле и жить на ней. Дефицит такого естественного природного взаимодействия ведет к так называемому синдрому хронической усталости. Клинически он проявляется скованностью в плечах, спине, шее, прострелами, болями в груди, непрерывной головной болью и тяжестью в голове, явлениями головокружения и бессонницы, частыми запорами и общей апатией. Синдромом хронической усталости охвачено человечество. Этот синдром по-своему объясняют врачи и психологи, философы и представители духовенства, педагоги и эзотерики. У него, действительно, есть проекции в каждой из современных наук. Но мы пока остановимся на чисто физиологических аспектах вопроса. А для начала дадим примерное определение понятия экологического стресса. 24

25 Экологический стресс длительное воздействие на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Рассмотрим эти факторы. Они напрямую связаны со стихиями Земли, вернее, с недостаточным их влиянием. ОГОНЬ Человек в течение дня должен получать определенное количество люменов, но на солнышке и взрослый и ребенок бывают мало. Чаще мы находимся в помещениях, транспорте, и там горит искусственный свет. Он не полезен для глаз и всего организма в целом. Даже обычная лампа накаливания может нанести вред нашему здоровью. Так в последнее время в литературе, раскрывающей тематику здорового образа жизни, появился интересный термин, звучит он как «электромагнитный смог». Абсолютно любой электроприбор дает электромагнитное излучение. Даже, если наша лампочка находится под потолком и выключена, она все равно находится в электрической сети, а значит, излучение продолжается. Некоторые ученые, говоря о вреде избыточного искусственного электромагнитного поля, сравнивают его по воздействию с радиацией и химиотерапией. Между тем, сама природа мудра, в ней все рассчитано по секундам. Так еще в 70-х годах двадцатого века в Симферопольской обсерватории проводились исследования, которые были повторены и в 90-х годах, по воздействию солнца на организм человека. Было установлено, что за 6 8 минут до восхода Солнца происходит мощный всплеск энергии, который приводит к активизации всех жизненно важных процессов в организме человека. Такая энергия получила название катаболическая. И, напротив, перед заходом Солнца происходит выброс анаболической энергии, успокаивающей и расслабляющей организм человека и всего живого. Более того, каждый час Солнце активизирует только один из семи спектров. Это означает, что в какой-то час более активно ведет себя зеленый цвет, а в другое время желтый и т.д. А это в свою очередь означает, что мы не дополучаем каких то важных жизненных ресурсов, потому что время, отведенное мирозданием специально на действие какого-либо из спектров, просиживаем в помещении. Если бы наш уклад был природным, то мы встречали бы Солнце с утра, заряжая солнечной энергией весь организм, и поддерживали бы себя в течение дня необходимыми для жизни спектрами, а вечером, вместе со светилом засыпали до следующего дня. Но похоже, что все это осталось в далеком прошлом. От 25

26 природных процессов мы никуда не ушли, но зато от естественного образа жизни ушли очень далеко. Это расхождение неминуемо ведет к конфликту между возможностями человека (психофизическими) и условиями существования, а в итоге к различным заболеваниям. Если бы мы бывали на улице большее количество времени, то уже каких-то проблем, связанных со здоровьем можно было бы избежать. Напомню, однако, как выглядит современная зима. Наверное, многие из тех, кто читает эти строки, помнят, что такое солнечный зимний день. Сегодня в течение зимы мы можем редко наблюдать это явление. Чаще пасмурно, сумеречно, сыро. Жизненные силы истощаются. И мы ждем не дождемся первых солнечных весенних дней, с приходом которых резко меняется наше настроение и самочувствие. Наука за последние тридцать лет далеко продвинулась в плане исследований по эргономике помещений, воздействия на человека электроприборов, влияния обычной водопроводной воды и т.п. Эти исследования вызваны разрушительными для человеческого организма последствиями индустриальной революции. Человечество дорого заплатило за возможность быстро добраться из одного конца света в другой, за «Лампочку Эдисона», за телевидение, которое пришло в каждый дом, за мобильные телефоны. И сегодня мы присутствуем при рождении целой индустрии по сохранению здорового образа жизни. Речь идет о высоких технологиях. С помощью высоких технологий могут быть смоделированы естественные природные процессы и явления Нелишне будет сказать и о такой вещи: автоматически приход весны может не избавить нас от хронической усталости, а напротив, добавить нам синдром весенней усталости. Не надо пугаться с нами и солнцем все в порядке, просто биологическая весна, по мнению медиков, длиться почти до июля, пока организм не доберет всех основных витаминов. А в частности, под действием ультрафиолетовых лучей вырабатывается витамин D. В настоящее время уже созданы лампы, которые не будут столь разрушительно воздействовать на наш организм. Но их внедрения придется подождать. За последние лет сильно возросли возможности цвето- и светотерапии. Открытия в области естествознания, микроэлектроники и медицины позволили к сегодняшнему дню создать различные приборы, в которых используется цветоимпульсное воздействие, которое мобилизует защитные силы 26

docplayer.ru