Учение селье о стрессе

Учение о стрессе — один из ведущих разделов современной медицины. Основоположником этого направления является Ганс Селье На основе многочисленных

Транскрипт

2 Учение о стрессе — один из ведущих разделов современной медицины. Основоположником этого направления является Ганс Селье На основе многочисленных экспериментальных исследований Селье установил, что под воздействием разного рода раздражителей стрессоров (холод, переутомление, страх, разочарование, унижение и др.) возникает стереотипная, однозначная реакция, названная им общий адаптационный синдром Этот синдром и лежит в основе стресса — состояния напряженности организма

3 Стресс это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение.

4 Стрессовые реакции могут быть: физиологическими эмоциональными и поведенческими Физиологические стрессовые реакции, такие как нарушение дыхания, сердцебиения, сна. Головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей ; Типичные эмоциональные стрессовые реакции это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида); Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы;

5 Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением.

6 Критика в семье Адаптация к детскому саду Адаптация к школе Нагрузки в школе и дома

8 Резкое изменение распорядка дня Смена окружения Изменение привычной обстановки Разлука Потеря или смерть домашнего питомца Воздействие СМИ и компьютерных технологий Влияние человека Экологические стрессы

9 Индивидуально-личностные особенности персонала Межличностные отношения детей в группе Враждебность окружающей ребенка среды Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещения Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима дня ребенка Нерациональность и скудность питания Неправильная организация общения Недооценка значимости закаливания Отсутствие понятных для ребенка правил, регулирующих поведение в обществе Невнимание к ребенку со стороны взрослых

10 Возрастает склонность к заболеваниям (Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов); Нарушается сон (трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения);

11 Появляются психологические проблемы (легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи); Проблемы с едой, ее усвоением (нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи); При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма (Невротические реакции повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании);

12 Психомоторные нарушения (заикания, ночного и дневного недержания мочи, недержание кала, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц — звуки типа «КХ», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.

13 Что делать со стрессами? Главное их замечать

14 Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка Вред недостаточной двигательной нагрузки известен. Но не менее опасно пренебрежение таким важным компонентом здорового образа жизни, как сон питание, закаливание В соответствии с формулой здоровья на первом место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна, затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности

15 Спортивные занятия Ограниченный доступ к гаджетам Подготовка к стрессовой ситуации Прием витаминов Правильное питание

16 Устранить источник стрессового состояния Параллельно с устранением источника прописываются препараты оказывающие успокаивающее действие Применяются массажи Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения

docplayer.ru

Селье учение

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Смотреть что такое «Селье учение» в других словарях:

Селье учение — (Н. Selye) учение, согласно которому при действии на организм различных чрезвычайных и патологических раздражителей в нем возникает стереотипное состояние напряжения (стресс), клинически проявляющееся адаптационным синдромом … Большой медицинский словарь

Селье Ганс — (1907–1982) канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего (генерального) адаптационного синдрома совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для… … Большая психологическая энциклопедия

Селье Ганс — (1907 1982) канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе . На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизовал это учение применительно к человеческому поведению … Психологический словарь

Селье (Selye) Ганс — (1907 1982) канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе. Биография. Родился в Австрии в семье врача. Получил образование в Пражском университете. Работал в университетской клинике инфекционных болезней в Праге. В 1932 г. переехал в Канаду … Большая психологическая энциклопедия

Селье — учение (H. Selye, канадский ученый) – учение, согласно которому при действии на организм чрезвычайных и патологических раздражителей в нем возникает стереотипное состояние напряжения (стресс), направленное на повышение неспецифической… … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

СЕЛЬЕ — (Selye) Ганс(1907 1982) канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе. Родился в Австрии в семье врача. Получил образование в Пражском унте. Работал в университетской клинике инфекционных болезней в Праге. В 1932 г. переехал в Канаду, здесь … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Учение Ганса Селье — Сформулировал концепцию стресса, ввел понятие адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда, предложил методы его профилактики … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Стресс психологический — Учение Г. Селье о биологическом стрессе (СБ) стимулировало развитие концепции о стрессе психологическом (СП) Во второй половине XX века начался научный бум, звучное и запоминающееся слово «стресс» приобрело популярность, под него стали подгонять… … Энциклопедия современной юридической психологии

Физиологическая адаптация — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Биологическая адаптация (от лат. adaptatio приспособление) приспособление органи … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

dic.academic.ru

«Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти» — Л. А. Китаев-Смык

Леонид Александрович Китаев-Смык
Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти

Предисловие

Стресс в современном постиндустриальном обществе все чаще становится причиной страданий. Стремление к массовым радостям и мнимой беспечности не всегда уменьшает напряженность нашей жизни.

Знакомство с анализом причин и закономерностей стресса, с его последствиями, изложенными в книге, позволит читателю увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний критических ситуаций и, может быть, поможет найти полезные последствия этих ситуаций. «Нет худа без добра» – говорит пословица. При стрессе нужно не только пересилить «худое», но и не потерять «доброе».

Эта книга может служить учебным пособием. Она написана для всех, кого затронул стресс, кто его использует или с ним борется, для политиков и психологов, для медиков и социологов, для работников силовых структур, для учащихся и профессионалов, может быть, даже для философов. Она пополнит их знания о стрессе или хотя бы укрепит в этих знаниях.

В первой главе кратко изложена концепция стресса выдающегося канадского ученого Ганса Селье – прародителя учения о стрессе. Описаны опирающиеся на это учение основные положения общей теории стресса, разрабатываемые автором этого учебника. Во второй главе изложены результаты многочисленных научных наблюдений и экспериментальные данные об эмоциях и поведенческих реакциях (нормальных и болезненных) при кратком и продолжительном стрессе, при разных экстремальных воздействиях. Третья глава посвящена вегетативным проявлениям стресса, то есть, с одной стороны, тому, какие физиологические реакции бывают при психологическом стрессе, и, с другой стороны, как эти реакции сказываются на психике. Вместе с тем представлены анализ «соматических (телесных) болезней стресса» и способы их профилактики и лечения.

В книге анализируются методы профилактики и устранения неблагоприятных проявлений стресса и пути сохранения способности восстанавливать в нужный момент свою активность, боевитость, сохранение веры и надежды на вызволение от невзгод жизни, на успешное преодоление стрессогенных воздействий. В ней представлен разносторонний подход к пониманию стресса, без которого невозможно постигать сложнейшую картину противостояния психики и всех систем организма человека экстремальным условиям существования, создающим «стресс жизни» и «стресс смерти». При этом особое внимание обращается на то, что экстремальные ситуации, возникающие в жизни и моделируемые в экспериментах, могут оказывать на человека не только неблагоприятные влияния. Такие ситуации могут пробуждать в людях потенциальные возможности, незаметные в обычных, не стрессогенных условиях. Автор полагает, что главные из них: интеллектуально-творческий потенциал (с условием, что он не устремлен против самого себя, то есть не стал безумен) и потенциал нравственности. В критических условиях они проявляются и проверяются. Потому что нравственность – это не только раскрытие силы жизнеутверждения личности, но и система запретов, «очеловечивающих» личность и общество. Вспомним, что Л.H. Толстой видел три вида нравственности:

– нравственность – то, что служит на пользу моему «Я». Это – нравственность дикости;

– нравственность – то, что служит на пользу тому кругу, который есть мой. Это – нравственность варварства;

– нравственность – то, что служит на пользу всему человечеству. Это – нравственность общечеловеческая.

При стрессе становится очевидно, потенциалом какой нравственности богат человек. Но главное, в критической ситуации человек всегда становится перед выбором, с какой из этих трех нравственностей идти дальше.

1. Методология изучения стресса

Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает стресс… Полная свобода от стресса означает смерть.

1.1. Концепция стресса Ганса Селье – «общий адаптационный синдром»

Концепция стресса, родившись в результате серии патофизиологических исследований выдающегося канадского ученого Ганса Селье, оказала большое влияние на различные науки о человеке. Она была подхвачена многими представителями медицины, психологии, социологии, этнографии, политологии и др.

В первой главе этой книги изложены основные положения концепции Г. Селье. Это сделано, во-первых, из уважения к его таланту и научному наследию, во-вторых, из-за того, что хотя обширные современные знания о стрессе давно не укладываются в рамки его теории, но все же освоение ее плодотворно и сейчас.

Показана сопоставимость с теорией Г. Селье результатов наших многолетних экспериментальных и теоретических исследований стресса, подтвержденных многими учеными. Здесь изложены этические и организационно-методологические принципы, которые надо соблюдать при изучении стресса, рассмотрены сходства и различия «стресса жизни» и «стресса смерти».

1.1.1. Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса

Поражения сердечно-сосудистой системы являются причиной более 50 % всех случаев смерти (Бедный, 1981; Ганелина, 1975; Косицкий, 1977; Уайт, 1967 и др.). Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами эмоционального напряжения (Haynes et al., 1978; Shapiro, 1978; Чазов, Вихерт, Метелица, 1972). В нашей стране особенно быстро за последние десятилетия увеличивается смертность от ишемической болезни сердца.

Из-за «стресса жизни» миллионы людей страдают от недомогания, нарушения сна, усталости, отверженности или тревожности, у детей имеются стрессовые симптомы эмоционального неблагополучия (чрезмерная агрессия, ночные кошмары, мочатся в кроватку), все больше людей страдают от алкоголизма и наркомании, пытаясь избавиться от «стресса жизни», тысячи кончают с собой или совершают попытку самоубийства (Levi, 1981).

Вот как оценивает эти данные Ленард Леви, один из известных исследователей эмоционального стресса. «Часто говорят, что статистика не кровоточит. Да, независимо оттого, как интерпретируются эти данные, они представляют огромные человеческие страдания и несчастья, часть которых, вероятно, предотвратима» (там же, р. 11). Он предлагает продолжать изучение эмоционального стресса и его индивидуальное лечение. По его мнению, «можно и должно подойти к проблеме через длительное холистически и экологически направленное профилактическое планирование» (там же). Им предложены принципы такого планирования.

Таким образом, предпосылкой создания и широкого распространения концепции стресса можно считать возросшую, особенно во второй половине XX столетия, актуальность проблемы защиты человека от неблагоприятных факторов среды. Ширящееся научное изучение стресса можно рассматривать как часть охватившего общественность нашей планеты движения по охране природы. Человека при этом надо рассматривать как важнейший элемент биосферы, подлежащий защите. Часто защищать человека надо от него самого, то есть от стихийной урбанизации, от ошибочных «успехов» цивилизации.

Среди своих предшественников Г. Селье называет Клода Бернара, указавшего, что относительное постоянство внутренней среды живого организма-важнейшее условие поддержания его жизнеспособности, и Уолтера Кеннона, разработавшего теорию гомеостаза.

Большое впечатление на Ганса Селье произвели его встречи и беседы в 1935 г. в Ленинграде с академиком-физиологом, нобелевским лауреатом Иваном Петровичем Павловым. «Эти беседы вдохновляли меня в течение всей моей жизни. Портрет Павлова висит в холле нашего института рядом с портретами Эйнштейна и моего соотечественника, открывшего инсулин, сэра Фредерика Бантинга, который опекал меня, когда я начал изучать стресс», – вспоминает Г. Селье (Селье, 1979). Открытие П.П. Павловым условных рефлексов, можно полагать, предопределило направленность концепции стресса на понимание способности организма выходить на уровень готовности к экстремальным стрессогенным воздействиям, опережая их. Если на уровне целого организма результаты фило– и онтогенетического его «обучения» преодолению неблагоприятных факторов реализуются, как известно, в значительной мере при участии центральной нервной системы, то «на клеточном уровне, – пишет Г. Селье, – обучение зависит главным образом от химического обуславливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ)» (там же, с. 60). О неспецифических болезненных проявлениях защитных реакций организма, ставших основой учения о стрессе, неоднократно говорили П.П. Павлов и его ученики, называя их «стандартными формами нервных дистрофий», подчеркивая тем самым значение нервной регуляции в возникновении этих неспецифических реакций.

Но почему портрет еще и великого физика осеняет парадный вход Института экспериментальной медицины и хирургии (ныне Международный институт стресса)? Начало нашего столетия ознаменовалось созданием релятивистской и квантовой физики, теоретические построения которых обусловили прогрессивные преобразования в методологии естественных наук. Эти преобразования в значительной мере связаны с именем Эйнштейна. Видимо, не только уважение побудило Г. Селье поместить на почетном месте в своем институте портрет А. Эйнштейна. Можно полагать, что прогрессивные концепции, возникшие в связи с отходом от методологии классической физики, оказали существенное влияние на научное мышление основателя учения о стрессе.

Объект исследований Ганса Селье – стресс как неспецифические симптомы адаптации – понятие относительное. Их можно «увидеть», только вычленяя подобные симптомы из множества разных симптомов адаптации. Потому стресс – понятие, теряющееся при чрезмерно большом и при чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теоретических построениях Г. Селье присутствует относительность причинности и целесообразности стресса. Относительно и понятие целостности носителя стресса: это локальные структуры в организме при «местном адаптационном синдроме», это и весь организм, отвечающий «общим адаптационным синдромом», это та или иная совокупность людей при массовых проявлениях эмоционального стресса. Идея о существовании взаимодополняющих свойств в какой-то мере находит воплощение в концепции стресса в виде дополнительности специфических и неспецифических проявлений адаптации к требованиям среды в живых существах, в психике и в социальных совокупностях.

Ганс Селье указывал на отсутствие прямой зависимости эмоциональных переживаний при стрессе от физиологических механизмов стресса.

Ухудшение самочувствия, болезненные стрессовые физиологические процессы Г. Селье предложил называть «дистрессом», то есть разрушающим дискомфортным стрессом. Приятные формы стрессовых переживаний, такие как стресс любви, творчества, восторга, вдохновения, он назвал «эустрессом», то есть приятным стрессом.

Широкому распространению учения о стрессе способствовали системная разработка концепции стресса ее автором, его исключительная продуктивность и целеустремленность, а также его публицистические и литературные способности. Перу Ганса Селье принадлежит более тысячи научных публикаций, в их числе более 20 монографий. Будучи на протяжении многих лет руководителем основанного им института, Г. Селье объединил усилия ученых многих стран в решении различных проблем стресса, способствуя тому, что исследования проблемы стресса вышли далеко за рамки первоначальных патофизиологических экспериментов.

Автор этой монографии на протяжении нескольких лет состоял в переписке с Г. Селье, получая от него полезные советы и, главное, одобрение и моральную поддержку. Специфические особенности советской государственной политики многократно препятствовали Гансу Селье в его желании встретиться с автором этой книги.

Научная экспансия концепции «стресс» с ее распространением на различные области знания вызывает недоумения, а часто понятный протест ученых, разрабатывавших свои научные проблемы, обходясь без методов, пониманий, обобщений, используемых учением о стрессе (Василюк, 1984; Мэй, 2001, с. 96–97 и др.). Эти недоумения не повод для протеста и научных баталий – разные фонари освещают путь к истине.

m.mybook.ru

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Гансом Селье.

Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» [11; с.105.].

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

Стадию резистенсности (адаптации);

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего, процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью индивида.

Согласно теории Г. Селье, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые и выполняют адаптивную функцию. Как отмечает Ю.В. Щербатых, Селье не отрицал роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено незначительное место. [14; с.13].

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезные – эустресс и вредоносный – дистресс [11; с.64]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [12; 112].

Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптацию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» []

www.psyage.ru

Всегда ли вреден стресс?

Врачи старшего поколения охотно рассказывают (допуская некоторые преувеличения), что во время войны у многих людей, страдавших язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, произошло рубцевание. На фронте не было возможности лечиться и соблюдать диету, но никаких обострений язв не наблюдалось. Однако у многих буквально на другой день после окончания войны болезнь резко напомнила о себе.

В невыносимо тяжелых условиях находились жители блокадного Ленинграда. Но лишь после прорыва блокады медики стали то и дело фиксировать случаи злокачественной гипертонической болезни — «блокадной гипертонии», которую точнее было бы назвать послеблокадной.

Получается неувязка: в самый тяжелый период, при избытке отрицательных переживаний, болезни утихают, а после победы, на фоне радости и ликования — обостряются. Не противоречит ли это сказанному о связи отрицательных чувств и болезней? Как мы убедимся, противоречие здесь лишь кажущееся. Чтобы объяснить механизм этих «странностей», расскажем вкратце о стрессе и общем адаптационном синдроме.

Канадский врач и биолог Г. Селье, создатель учения о стрессе, определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке, приспособлении к изменившимся условиям. Стресс — не просто нервное напряжение. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самая частая причина стресса. Но стрессовая реакция, считает Селье, присуща и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Стресс означает необходимость перестройки, приспособления к новым условиям.

Поэтому стресса невозможно избежать. Когда в обиходной речи говорят, что человек испытывает стресс, обычно имеют в виду неприятный и чрезмерный стресс, (дистресс); полное же отсутствие стресса означает смерть.

Реакцию приспособления к колеблющимся условиям внешней среды Селье делит на три фазы. Рассмотрим их на простом примере.

В летний день человек купается в реке. В первый момент погружения он поеживается и даже дрожит от холода. Но через минуту-две «привыкает», вода кажется теплой, и он может купаться довольно долго. Однако в конце концов ощущение холода возвращается, и человек чувствует, что больше выдержать не в состоянии — надо выйти из воды и согреться.

По такой схеме протекают все реакции приспособления: сначала ощущение трудности, затем организм втягивается и, наконец, человек чувствует, что его силы на исходе. Совокупность этих трех этапов Селье классифицировал как общий адаптационный синдром, а сами этапы называл соответственно фазой тревоги, фазой сопротивления и фазой истощения.

До сих пор ученые пытаются понять, что именно истощается, но ясно: не только запасы калорий. Ведь в период сопротивления продолжается нормальный прием пищи. Поскольку организм «втянулся», а энергия поступает в неограниченном количестве, можно ожидать, что фаза сопротивления будет продолжаться как угодно долго. На деле же получается не так. Продолжительность фазы сопротивления — одна из основных характеристик устойчивости организма. Во время этой фазы организм, несмотря на тяжесть предъявленных ему требований, справляется с поддержанием гомеостаза, или постоянства внутренней среды — состава крови, тканевых жидкостей, давления и т. д.

Так происходит при нагрузках обычной интенсивности. А что произойдет в чрезвычайных обстоятельствах, когда действуют сверхсильные раздражители? В таких случаях поддержание постоянства внутренней среды организма требует помощи извне — различных видов неспецифического лечения, повышающего сопротивляемость организма. Такой тип регулирования Г. Селье назвал в отличие от гомеостаза гетеростазом.

Роль этих дополнительных неспецифических лекарств, повышающих устойчивость организма, могут сыграть и чисто психологические факторы, как это было во время войны и блокады. Регулирование этого типа оказывается тонким и совершенным, но его действие прекращается по окончании «периода душевного подъема».

Нельзя рассчитывать, что при гетеростазе «фаза сопротивления» будет длиться бесконечно. Запасы адаптационной энергии не беспредельны. Если бы столь громадные нагрузки, которые легли на плечи людей во время войны, продолжались не четыре года, а, скажем, десять лет, то значительно возросло бы количество тех, у кого фаза сопротивления была бы исчерпана и у кого вновь обострились утихшие было болезни. Но и четыре года — срок громадный, и то заживление желудочных язв, о котором мы говорили в начале раздела, не у всех продолжалось четыре года. У людей с более слабыми резервами все же возникали обострения и даже прободения язв.

Учение о стрессе и общем адаптационном синдроме, состоящем из трех фаз, вносит существенные коррективы но взаимоотношения между отрицательными переживаниями и болезнями. Эти взаимоотношения не всегда прямолинейны. Тех, кто хочет познакомиться с проблемой подробнее, отсылаем к недавно изданной в русском переводе книжке Г. Селье «Стресс без дистресса».

pro-psixology.ru