Умственная отсталость дебильность имбецильность идиотия

Степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения, идиотия, имбецильность, дебильность — это степени умственной отсталости. Интеллектуальную отсталость, или же, по другому ее называют, малоумие, систематизируют по тяжести и формам проявляемых симптомов, показывающих при предоставленном расстройстве. Одна из классических ее делений подключает в себя надлежащие степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия, характеристика (краткая) которых представлена ниже.

  • Дебильность – нетяжелое интеллектуальное отклонение, ему присуще наличие довольно легких клинических симптомов олигофрении, что наиболее часто создает кое-какие трудности в установлении диагноза.
  • Имбецильность – небольшая интеллектуальная отсталость.
  • Идиотия – томная конфигурация интеллектуальной отсталости, сочетающая внутри себя, кроме облигатных симптомов, буквально полное отсутствие разума, и довольно трудное психопатологическое состояние.
  • Педагогические проблемы

    Интернациональная классификация заболеваний десятого пересмотра учитывает отдельную систематизацию интеллектуальной отсталости, основанную на проверке значения разума тестом IQ Айзенка (он автор классификации о дебильности, имбецильности и идиотии, фото людей с этой проблемой прилагается) и различает, в зависимости от итогов теста, не тяжелую, небольшую, томную и основательную форму олигофрении.

    В Российской Федерации подобный расклад применяется в высшей степени редкостных случаях с целью определения значения дебильности. Для больше томных форм внедрение теста IQ бессмысленно. Чтобы установить диагноз интеллектуальной отсталости в нашей стране применяются способы Векслера и всевозможные вербальные и невербальные шкалы, которые с конкретной точностью дают возможность квалифицировать степень разума у пациента.

    Нешуточную лепту в педагогической направленности работы с интеллектуально отсталыми ребятами (олигофрения, идиотия, имбецильность, дебильность), принадлежит М. С. Певзнере, которая, в 1979 году выделила собственную разновидность деления олигофрении, основываясь на этиологических и патогенетических индивидуальностей болезни:

    • не осложненная конфигурационная форма заболевания;
    • интеллектуальная отсталость, по причине отклонений нейродинамических процессов, нацеленных в сторону возбуждения или замедления;
    • интеллектуальная отсталость на фоне дисфункций анализаторов – слуховых, зрительных, тактильных;
    • интеллектуальная отсталость, которая включает в себя психопатические признаки в поведении больного;
    • интеллектуальная отсталость на фоне воплощенной лобной дефицитности.
    • Дебильность

      Поскольку дебильность – это слабый синдром умственной отсталости, большинство людей могут быть самостоятельными, полноценными и ни в чем не нуждающимся людьми. Люди, которые имеет сидром умственной отсталости дебильность, могут овладеть несложной профессией и жить как обычные люди, только иногда, им нужна поддержка со стороны других людей.

      Конечно, дебильность может передаваться наследственным путем, в основном это болезни:

    • ферментопатия;
    • микроцефалия;
    • эндокринопатия.

    Еще человек рождается с синдромом дебильность, это из-за того, что во время беременности на плод воздействовали неблагоприятные влияния. В основном это когда мать нервничает или принимает запрещенные для беременных препараты и продукты.

    Дебильность может появиться у ребенка, когда еще во время беременности, мать могла заразиться болезнями такими как:

    Или при появлении резус-конфликта, гипоксии плода, фетопланцетарной недостаточности.

    Легкий сидром олигофрении «дебильность» может возникнуть если в период беременности мать употребляла табачные изделия, алкоголь, наркотические вещества. Или при употреблении запрещенных для беременных медикаментов, именно чаще всего в этих случаях рождается ребенок с синдромом умственной отсталости «дебильность».

    Симптомы дебильности

    У детей с синдромом легкой умственной отсталости дебильность присутствуют следующие симптомы:

  • немного заторможенное мышление;
  • слабое физическое и умственное развитие;
  • практически нет возможности надолго завлечь больного.
  • У них преобладает конкретное, описанное мышление, но они не могут абстрагироваться. Дети, которые имеет данный синдром очень сложно обучаемы, они не имеет логического мышления и соответственно не могут пояснить о логической связи предметов. Такие дети не могут рассказать о том, что услышали или прочитали.

    Люди, страдающие дебильностью, не могут грамотно разговаривать и грамотно писать, часто в их речи слышны искажения и ошибки. Поскольку они трудно обучаемы, невозможно их заставить запомнить что-то на долгое время им нужно это полностью понят и считать ту или иную информацию обычным делом. Иногда встречаются случаи, когда дети с синдромом дебильность имели необычные способности, что не характерно обычного человеку. Это так называемое одаренность, им подвластна отличная зрительная и механическая память, им доступны крупные арифметические вычисления в уме, то есть они могут отнимать, складывать, умножать, делить большие числа с невероятной скоростью.

    Такие дети имеют прекрасно рисовать, сочинять стихи и писать целые поэмы. В общем, такие люди могут быть сильно развиты в культурном направлении. Почти всегда у них отличный и чутких слух. Не многие знают, что люди, страдающие дельностью, могут чувствовать разочарования и воодушевление, проигрыш и победу, радость и горе. Они, как и все люди способны различать и чувствовать эмоции. У них определенное и сильно отличающееся от других людей мышление, только оно нецеленаправленное и часто импульсивное.

    Взаимоотношения с другими

    Люди, которые имеют синдром умственной отсталости «дебильность» не могут учиться в среднеобразовательных школах. Так как они не смогут понять и осознать общеобразовательную программу обучения. Им нужно учиться в специальных школах для детей с ограниченными возможностями или для детей с умственной отсталостью. В таких школах родителям помогают воспитать и подготовить детей к взрослой и самостоятельной жизни психиатры и психотерапевты.

    Имбецильность

    Имбецильность (в переводе с латинского языка — бессильный) — промежуточный уровень олигофрении, полоумия, интеллектуального недоразвития, характеризуется отставанием в становлении мозга плода или же ребенка на начальных этапах его жизни. Определения «имбецильность», «имбецил» — архаичные и не рекомендованные к применению, например, они вызывают довольна таки негативную реакцию у окружающих. Взамен их в кое-каких кругах людей рекомендуется применять нейтральные определения, по которой «имбецильность», зависимо от того, на какой стадии она находится, принято называть в соответствии с диагнозом «умственная отсталость средней степени» («умеренная интеллектуальная умственная отсталость») и «интеллектуальные отклонения тяжкой степени» («тяжелая интеллектуальная отсталость»).

    Симптомы имбецильности

    Довольно часто в психиатрической литературе и литературе по олигофренопедагогике и в реальное время не прекращают применяться классические определения «дебильность», «имбецильность» и «идиотия». При таком заболевании малыши отстают в физиологическом развитии, отличия приметны наружно. Довольно часто это сопровождается с существованием симптомов плотских пороков становления:

  • деформация черепа;
  • слабо развитые конечностей;
  • пальцы;
  • недостатки лица;
  • ушей;
  • око;
  • гипогенитализм и др.
  • Есть все шансы обнаружить еще и такие неврологические признаки, как параличи, парезы.

    Клиническая картина имбецильности

    Имбецилы хорошо ориентируются в окружающей их обстановке, сами имеют все шансы выговаривать отдельные текста, а иногда и довольно сложные рассказы. Речь состоит, в основном, лишь только из глаголов и существительных, прослеживается очень сильная неграмотность.

    Как правило, речь состоит из довольно кратких нормальных фраз, а лексикографический запас ограничивается очень маленьким запасом слов, иногда их количество может достигнуть трехсот. Мышление непосредственно и примитивно, но поочередно, отвлечения недосягаемы, припас сведений в высшей степени неширок, резкое недоразвитие интереса, памяти, воли.

    Имбецилы могут что угодно представлять, но сформировать и воспитать в них собственное мнение, довольно длительный и практически невозможный процесс, так как им это сложно дается. Фантазия у них практически отсутствует.

    Социализация имбецилов

    Люди, обладающие таким заболеванием, могут привить себе главные способности самообслуживания (могут самостоятельно одеться, смотреть за собой, есть) и простые трудовые способности, ключевым образом, все это возможно благодаря упорным тренировкам. При легкой и средней форме отклонений, больные имеют все шансы обучаться во вспомогательной школе, но научить их удается немногому: простому счету в границах нескольких единиц, написанию небольших текстов, чтению несложных предложений.

    Впечатления больных более дифференцированы, чем у полностью отсталых, они привыкают к окружающим их людям, правильно откликаются на похвалу или же осуждение. Имбецилы не могут проявить инициативу, инертны, довольно внушаемы, просто теряются при смене окружающей обстановки, нуждаются в неизменном наблюдении и уходе, при неблагоприятном окружении поведение имеет возможность стать довольно агрессивным. Интересы больных в высшей степени просты и ограничиваются в ублажении физических потребностей.

    Сексуальное желание у страдающих имбецильностью, как правило, понижено. По поведению отличается две группы больных:

  • вяло-апатичные;
  • апатичные ко всему;
  • не считая ублажения натуральных необходимостей (торпидные) и живые;
  • подвижные;
  • егозливые.
  • По нраву еще делятся на две группы:

  • злобно-агрессивные;
  • непреклонные и компанейские;
  • доброжелательные;
  • дружелюбные;
  • покладистые.
  • Идиотия считается самой трудной формой болезни олигофрении и характеризуется абсолютным отсутствием осознания происходящего и понимания находящегося вокруг него быта и четкого отражения логически правильных впечатлений.

    Идиотия, практически во всех случаях, сопрягается с нешуточными моторными, физическими и психопатологическими нефункциональностями.

    Признаки идиотии

    Больным, чаще всего, довольно сложно ходить, у них присутствуют анатомические трудности внутренних органов. Осознанная работа для них не недосягаема. Вербальные проявления несвязны, буквально не содержат текстов – их замещают разнообразные, высокие, певческие нотки, произношение отдельных слогов или же звуков.

    Больным не характерно различать находящихся вокруг них людей, они не откликаются тогда, когда их зовут к себе другие люди, их реакция ограничивается до уровня произношения звука или легкого мимического отклика.

    Эмоциональное ублажение ограничено только приобретением простого наслаждения от употребления еды, освобождения кишечного тракта, а еще посасывания пальцев или же от того, что человек берет в рот разнообразные несъедобные предметы.

    Больным в обязательном порядке нужно присутствие людей, осуществляющих уход за ними, вследствие этого они всегда передаются на государственное содержание в особых интернатах на протяжении всей собственной жизни.

    fb.ru

    Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

    Олигофрения – заболевание, которое характеризуется нарушением развития интеллекта, личности и психики в целом. Чаще всего это врожденное либо приобретенное в раннем детстве недомогание. Название болезни произошло от латинского языка и означает «малый разум».

    Олигофрению называют по-разному – «слабоумие», «психическая недостаточность», «задержка интеллектуального развития», «умственная отсталость» и т.д.

    Причины возникновения олигофрении

    Причины, которые провоцируют заболевание:

  • эндогенные факторы (нарушение внутриутробного развития плода);
  • экзогенные (внешние – травмы, опухоли и т.д.);
  • совокупность причин.
  • Эндогенные факторы включают в себя наследственные заболевания, генетические и хромосомные мутации, воздействие на эмбрион химических веществ – лекарства, алкоголь, радиация, сильный стресс матери, инфекционные и вирусные заболевания беременной. Интеллектуальную недостаточность могут спровоцировать и осложнения во время беременности – нарушение плацентарного кровотока, резус-конфликт, гормональные нарушения матери (болезни щитовидной железы, надпочечников и т.д.).

    К внешним причинам, которые способны спровоцировать олигофрению, можно отнести – родовую травму, асфиксию и гипоксию плода, серьезные инфекционные болезни – энцефалит, менингит. Также умственную отсталость вызывают тяжелые травмы мозга, опухоли.

    Важно помнить, что клиническая картина олигофрении зависит не только от причин, а в основном от развития ребенка в период воздействия факторов. Например, если беременная заболела серьезной инфекционной болезнью в первом триместре – риск нарушений развития плода в несколько раз выше. В то же время, если грипп или ОРВИ настиг ее в третьем триместре – это практически никак не влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Такую же картину получаем при медикаментозном лечении беременной женщины – чаще всего в первые 12 недель препараты опасны для эмбриона.

    По мнению исследователей и психиатров, истинная олигофрения присутствует лишь у 3% населения планеты. И 75% из них – переносят заболевание в легкой форме. Достаточно часто олигофрению ставят детям с задержкой развития при частых соматических заболеваниях.

    В настоящее время учеными выявлено около 300 болезней, которые имеют в клинической картине олигофрению. В 80% случаев они передаются по наследству. Также доказано, что при мутации Х-хромосом, заболевание протекает в более тяжкой форме. Среди этих болезней примерно 80 – это заболевания обмена веществ.

    Клиническая картина заболевания

    Для диагностики олигофрении ученые учитывают явные нарушения в трех областях:

  • Психика человека (память, внимание, воображение, восприятие и т.д.);
  • Личностные характеристики (восприятие себя, самооценка, самосознание);
  • Соматическая – строение и конституция тела. Например, дети с синдром Дауна имеют внешние схожие характеристики (раскосые глаза, типичное выражение лица).
  • В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы. Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи.

    Классификация олигофрении

    Ученые вывели несколько вариантов оценки олигофрении у пациентов. Их можно разделить на три направления:

    • Оценка по М. Певзер;
    • Оценка интеллекта (классическая: идиотия, имбецильность и дебильность);
    • Альтернативная.
    • Согласно оценке М. Повзнера, выделяют формы неосложненной олигофрении, осложненной с возбудимыми и тормозными расстройствами нейродинамики, психопатические расстройства поведения вместе с умственной отсталостью, олигофрению в сочетании с нарушением работы отдельных анализаторов или олигофрению с явными симптомами лобной недостаточности.

      Степень олигофрении

      В МБК-10 выделяют четыре основные степени олигофрении: идиотия (самая глубокая, IQ =20), имбецильность (тяжелая IQ =20-40) и имбецильность умеренная ( IQ =40-50) и дебильность (легкая форма — IQ =50-60). Также заболевание делят на две большие группы: первичные (наследственные и врожденные) и вторичные нарушения.

      Идиотия – это самая тяжелая форма заболевания. Пациенты постоянно нуждаются в надзоре и помощи посторонних. Часто сопровождается полным отсутствием мышления и речи. Иногда в активном словаре есть отдельные звуки или слова.

      Чаще больной не понимает обращения и просьбы. Порой люди с олигофренией способны реагировать на интонацию и эмоционально насыщенную речь.

      Эмоции проявляют базовые – крайнее удовольствие, граничащее с эйфорией. Либо недовольство – приступы агрессии. Можно сказать, что они ощущают мир в приглушенном виде. Даже болевой порог снижен.

      Внимание неустойчивое, больной не способен долго концентрироваться на одном предмете. Часто отсутствует память, пациенты не узнают родственников и близких. Дети с диагнозом идиотия не всегда могут сидеть или ходить. Либо начинают это делать с очень большой задержкой.

      В некоторых случаях больные не могут проглатывать или самостоятельно жевать пищу. Не могут сами себя обслуживать.

      Пациенты проявляют патологичные влечения – страдают ожирением и едят все подряд, сосут или облизывают бытовые предметы, кусаются. Больные не способны различать съедобные и несъедобные предметы, горячее и холодное, высокое и низкое положение.

      Дополнительно к нарушениям интеллекта и личности добавляются физические расстройства – косоглазие, дисгармоничное развитие тела.

      Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Речь у больных развита больше, однако наполнена аграмматизмами и косноязычна. Люди с этим диагнозом остаются необучаемыми и неспособными работать. Им доступны лишь простые манипуляции самообслуживания. Например, они могут сами есть пищу ложкой или вилкой. Больные способны на базовом уровне ориентироваться в привычной бытовой обстановке.

      Благодаря неплохой механической памяти и пассивному вниманию, могут усвоить элементарные знания. Некоторые пациенты знают буквы, овладевают порядковым счетом, учатся мыть посуду, стирать, убирать после себя. В то же время трудно переключаются с одной деятельности на другую.

      Пациенты инертны и безынициативны, легко теряются в новой обстановке. Дети с патологией способны привязываться к родным людям, позитивно реагируют на похвалу и чувствительны к негативной оценке.

      Дебильность – это относительно легкая степень олигофрении. Пациенты с дебильностью способны обучаться, быстро овладевают навыками самообслуживания и элементарными трудовыми процессами. Имеют довольно развитую речь, если сравнивать с предыдущими стадиями олигофрении. Она характеризуется пустыми оборотами, часто носит подражательный характер.

      Имеют более адекватное и предсказуемое поведение. Обладают развитой механической памятью, склонны к копированию и легко внушаемы. Абстрактное мышление слабое, в основном мыслят конкретными ассоциациями и шаблонами. Также трудно переключаются с одного вида деятельности на другой.

      Олигофрения степени дебильности не мешает посещать обычную школу, однако их поведение характеризуется медлительностью, инертностью, отсутствием любой инициативы и креативности, самостоятельности в решениях. Проще усваивают простые, конкретные знания. Сложно даются теоремы и теории.

      Клиническая картина олигофрении у детей

      Проявление и симптомы олигофрении зависят от тяжести заболевания. Также влияют вторичные нарушения, возраст ребенка и условия, в которых он проходит лечение и реабилитацию.

      Чаще всего дети с тяжелой формой умственной отсталости находятся в специализированных интернатах. Часто эти люди доживают до 40–50 лет. Порой олигофрения сочетается с другими соматическими нарушениями – недоразвитием внутренних органов, проблемы с обменов веществ, как следствие слабые кости, суставы и т.д.

      Самый явный симптом заболевания – это отсутствующее выражение лица. Часто мимика ребенка с олигофренией искажается, копирует эмоции других людей либо отражает агрессию и отвращение. Пациенты настойчивы, трудно переключаются с одной деятельности на другую, открыто занимаются онанизмом или ходят под себя. Они не испытывают чувства стыда, брезгливости, тем более – нет понятия общества, этикета и т.д.

      Пациенты с олигофренией в степени дебильности неразборчивы в еде. Точнее, они не всегда способны отличить съедобные предметы быта от несъедобных. При олигофрении не бывает страха подавиться чем-то либо отравиться ядом. Встречаются проблемы с чувством насыщения, пациенты практически всегда голодны и готовы что-то съесть.

      Люди с олигофренией в стадии дебильности внешне неузнаваемы. Они способны обучаться, могут освоить простую профессию, связанную с ручным трудом. Порой заводят семьи и теоретически могут быть полезны для общества.

      Мышление у них узконаправленное, они рассуждают медленно, монотонно, часто обладают неадекватно высокой самооценкой, чувствуют свою важность и исключительность. Люди с дебильностью склонны к тирании, неоправданному упрямству, способны жестоко мстить и агрессивно реагировать на других людей.

      Эмоциональное и социальное развитие человека с легкой умственной отсталостью в целом зависит от окружения. Так как эти люди очень легко внушаемы и склонны к копированию и подражанию. Они не способны мыслить абстрактно, слабо развито воображение, им трудно сосредоточится и запомнить большой объем информации.

      Даже при хорошо развитой речи, они редко используют метафоры и большое количество прилагательных. Легко теряют нить разговора, их монологи не слишком эмоционально насыщены.

      Лечение и профилактика олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

      Лечение олигофрении в степени идиотии, имбецильности и идиотии симптоматическое. Многое зависит от причин, которые вызвали болезнь. Нарушение обмена веществ лечат ноотропами, назначают глютаминовую кислоту, церебролизин, липоцеребин, периодами проводят витаминотерапию.

      Внутричерепное давление снижают капельницами магнезии, назначают диакарб или глицерин.

      Сильную заторможенность убирают стимуляторами (синтетическими или натуральными). Используют китайский лимонник, алое, женьшень, сиднокарб и т.д.

      Возбуждение снимают нейролептиками, а судороги убирают препаратами, которые их прекращают.

      Эффективность лечения зависит от периода, когда его начали проводить. Также медикаментозную терапию рекомендуют совмещать с психологическими приемами. Для детей создают благоприятные условия для развития, контролируется питание, режим дня, эмоциональная нагрузка. Часто терапию проводит не один врач – подключают олигофренопедагога, коррекционного психолога или дефектолога.

      Детей со сложными формами олигофрении рекомендуют отправлять в специализированные заведения для комплексной коррекционной работы.

      psiho.guru

      Умственная отсталость дебильность имбецильность идиотия

      Степени умственного недоразвития при олигофрении

      По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию, количественное соотношение которых составляет соответственно 75%, 20% и 5%.

      Дебильность — наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении, с которой чаще всего приходится сталкиваться при отборе детей во вспомогательные школы. Дети с олигофренией в степени дебильности составляют основной контингент учащихся вспомогательной школы и количественно — подавляющее большинство ее учащихся.

      В диагностическом отношении эта форма иногда представляет определенные трудности, так как интеллектуальный дефект здесь выражен негрубо. Имеются элементы способности к обобщению. В дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном — определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеются фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует приобретению определенного запаса сведений, овладению навыками чтения, письма, счета, усвоению знаний, предусмотренных программой вспомогательной школы.

      При отсутствии осложняющих факторов обнаруживаются достаточные старательность и работоспособность. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля.

      И, тем не менее, дебильности присущи все компоненты олигофренического недоразвития интеллекта.

      Мышление имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. Это наглядно проявляется в эксперименте с сюжетными картинками, серией последовательных изображений, в операциях на классификацию.

      При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания.

      Фразы примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно.

      С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний.
      Отмечается недостаточность тонких дифференцированных движений, выразительности мимики.

      Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства.

      При правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно-психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен. При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своем жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.

      Имбецилъность — более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Специфика и выраженность олигофренического слабоумия выступают при имбецильности с большей отчетливостью. Это, прежде всего, проявляется в полной неспособности к отвлечению от конкретной ситуации, образованию даже элементарных понятий. Суждения крайне бедны и большей частью без переработки заимствованы от окружающих.

      Логические процессы находятся на очень низком уровне. Дети не в состоянии уловить основную идею прочитанного им рассказа, его содержание воспроизводят только по наводящим вопросам.

      Недостаточность зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение часто носит механический характер, понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны.

      Запас слов мал, иногда ограничен названиями отдельных предметов. Речь маловыразительная, фразы короткие, аграмматичные. Нередко отмечается косноязычие.

      Моторика малодифференцирована. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усуглубляют трудности овладения письмом, физическим трудом.

      Для деятельности характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании. Доступны лишь те виды труда, которые состоят из стереотипного повторения одних и тех же заученных приемов. Интеллектуальная переработка собственного опыта отсутствует. Изменение рабочего или бытового шаблона вызывает состояние растерянности. Поэтому приспособление к жизни и элементарным видам труда возможно лишь при наличии постоянной помощи, контроля и руководства.

      В то же время этим детям нередко присуща определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. Есть способность к накоплению некоторого запаса сведений. Часто доступны понимание и произнесение элементарных фраз, установление различия между предметами на основе выделения их простейших признаков. Возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета. Есть элементарные навыки самообслуживания.

      Относительно сохранны простые непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь, реакция на похвалу и порицание. Имеются зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости.

      При отсутствии осложненности олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т. д.). При тяжелой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.

      Выраженность интеллектуального дефекта при имбецильности различна. При менее тяжелом слабоумии (наличии достаточно развитой речи, способности к приобретению элементарных практических навыков) дифференциация с дебильностью нередко представляет определенные трудности. В этих случаях детей целесообразно направлять в диагностические классы вспомогательных школ, где квалификация выраженности интеллектуального дефекта дается на основе определения степени обучаемости.

      В неврологическом статусе детей, страдающих имбецильностью, часто встречается разнообразная симптоматика, указывающая на патологию черепно-мозговых нервов, другие подкорковые расстройства, нередки патологические рефлексы, судорожные припадки. Характерны дисплазии черепа, явления микро- и гидроцефалии и т. д.

      В физическом облике чаще, чем при дебильности, наблюдаются различные дисплазии телосложения, церебрально-эндокринные расстройства.

      Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении. Отмечается грубое недоразвитие функций восприятия. Реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Сознание собственной личности смутно. Мышление по существу отсутствует (алогия).

      В обращенной речи воспринимаются не ее смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Особенности собственной речи зависят от глубины идиотии. Речь бывает ограничена отдельными нечленораздельными звуками или представляет собой набор единичных слов (существительных или глаголов, чаще в неопределенной форме), употребляемых без грамматических согласований, с грубым нарушением произношения, частым непониманием смысла.

      Эмоции крайне элементарны и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и примитивных проявлений радости являются соматическое благополучие, ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов).

      Чувство неудовольствия вызывается ощущением холода, голода, боли, соматическим дискомфортом. Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению.

      Аффект страха, проявления негативизма часто связаны с боязнью нового, неизвестного. Однако при более легких степенях идиотии у больных можно обнаружить зачатки социальных чувств: элементы привязанности к людям, которые их кормят и за ними ухаживают, проявления радости при похвале, смутного беспокойства при порицании. Общий фон настроения характеризуется либо благодушием с элементами эйфории, либо вялостью и апатией, реже злобностью и угрюмостью.

      Недоразвитие моторики проявляется в крайней бедности мимики, однообразии и замедленности движений, нарушениях их координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы.

      Деятельность, по существу, отсутствует. Нет навыков самообслуживания. Поведение ограничено либо действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, либо элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешний раздражитель. Предоставленные себе, одни больные лежат или сидят, не реагируя на окружающее, другие беспокойны, бесцельно суетливы. Двигательные стереотипии имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей.

      В неврологическом статусе нередки деформации черепа, парезы, параличи, судорожные припадки. Часты грубые дефекты физического развития: выраженные дисплазии телосложения, пороки развития кожи, внутренних органов, эндокринно-обменные расстройства.

      Автор: К. С. Лебединская (Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина — М.: Просвещение, 1983. С.18-22).

      adalin.mospsy.ru