Умственная отсталость и ее признаки

Умственно-отсталый ребенок: причины и признаки

Умственная отсталость, характеризуется как задержка или частичное интеллектуальное развитие. Диагностировать патологию можно в возрасте трех лет. Гораздо реже признаки заболевания формируются у детей, достигших младшего школьного возраста. Давайте разберем причины и признаки умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням

Факторы риска

Специалисты говорят о том, что существует несколько десятков различных причин, которые могут оказать влияние на развитие интеллекта. Механизм запуска патологии до конца не изучен, что оставляет многие вопросы без ответа. Факторы, оказывающие влияние на психическое развитие, подразделяются на две категории: внутренние (эндогенная группа) и внешние (экзогенная группа). В большинстве случаев, влияние этих факторов имеет наивысшую степень в период внутриутробного развития. Чуть реже, встречаются патологии, вызванные негативным влиянием различных факторов в первые годы жизни. Ученые отмечают, что существуют определенные раздражители, способные спровоцировать нарушения развития в возрасте шести лет.

Давайте рассмотрим, самые распространенные причины умственной отсталости:

  • Острая интоксикация в период вынашивания плода. Болезненные состояния, вызванные негативным влиянием отравляющих веществ, могут стать причиной нарушений в обменном процессе. Интоксикация может быть вызвана длительным употреблением фармакологических средств, алкоголя и наркотиков. Их негативное воздействие часто провоцирует различные нарушения в период внутриутробного развития.
  • Негативное влияние инфекционных агентов. На протяжении всей беременности, организм женщины становится более подвержен различным заболеваниям. Банальный грипп или ОРВИ могут оказать отрицательное воздействие как на организм матери, так и развитие плода.
  • Дистрофия. Нарушение обмена веществ, что затрагивает многие внутренние органы и системы, часто приводит к серьезным изменениям в организме. Дистрофия, часто сопровождается дисфункцией печени, почек и органов пищеварительной системы.
  • Травмы различного характера. Ушибы, удары и другое внешнее воздействие может привести к травматическому поражению плода, которое может вызвать умственную отсталость. Наиболее частой причиной умственной отсталости является сдавливание головы ребенка, во время появления на свет.
  • Говоря об эндогенной группе факторов, следует упомянуть о важном значении наследственности. По мнению специалистов, недоразвитость психики тесно взаимосвязана с генетическими нарушениями. Хромосомные заболевания и несовместимость крови матери и ребенка – являются одними из самых распространенных факторов риска. Врачи отмечают, что у детей с диагнозом болезнь Дауна, генетический код состоит из сорока семи хромосом. У людей с полностью здоровой психикой этот код состоит из сорока шести элементов. Также следует отметить, что развитие легкой формы умственной отсталости может быть связано с воспалительными заболеваниями головного мозга, перенесенными в детском возрасте.

    Отдельно следует упомянуть о нарушении белкового обмена. Фенилкетонурия, являющаяся одной из самых сложных форм рассматриваемой болезни, тесно взаимосвязана с подобными нарушениями. Важная роль в развитии детского интеллекта отведена таким критериям, как вредные привычки родителей (употребление наркотиков или алкоголя), радиационный фон и экологическая обстановка. Немаловажную роль имеют и материальные условия для жизнедеятельности. Недостаток полезных элементов, которые ребенок получает из материнского молока, могут привести к нарушению не только психического, но и физического развития.

    Умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей

    Клиническая картина

    Основным признаком недоразвитости психики является низкий уровень интеллекта. Рассматриваемая патология подразделяется на три степени тяжести, которые характеризуются уровнем интеллектуальных способностей.

    Легкая форма патологии, именуемая дебильностью, диагностируется в том случае, когда показатель IQ варьируется от шестидесяти девяти до пятидесяти баллов. Что такое умственная отсталость легкой степени? Специалисты говорят о том, что дети с этим диагнозом, своим внешним видом ничем не отличаются от здоровых сверстников. Нарушения интеллектуальной деятельности проявляются в виде сложности в освоении различных навыков. Трудности, связанные с быстрым переключением внимания, и сниженная концентрация, являются основными симптомами болезни. Важно отметить, что, несмотря на низкий уровень интеллекта, такие дети обладают феноменальной памятью.

    Дети с диагнозом дебильность, находятся в зависимости от своего близкого окружения. Проблемы с построением коммуникативных связей и отсутствие способности распознавать эмоции, приводят к появлению замкнутости. В редких случаях, такие дети, в попытках привлечь к себе внимание сверстников, совершают различные нелепые поступки. Следует упомянуть о том, что дети, относящиеся к данной группе, понимают свою «особенность» и стараются скрыть наличие болезни.

    Средняя степень умственной отсталости обозначается при помощи термина «имбецильность». При этом заболевании, уровень интеллектуального развития составляет от тридцати пяти до сорока девяти баллов. Дети, относящиеся к этой категории, испытывают трудности в освоении базовых навыков, включая чтение, простой счет и письменную грамотность. Они обладают способностью видеть отличия между похвалой и наказанием, испытывают привязанность и при должном подходе к воспитательному процессу осваивают элементарные навыки самообслуживания. Несмотря на все вышеперечисленное, люди с диагнозом имбецильность нуждаются в пожизненном контроле и уходе от своих близких.

    Тяжелая степень патологии, именуемая идиотией, диагностируется в том случае, когда коэффициент интеллекта составляет ниже тридцати четырех баллов. Дети с этим диагнозом практически не обучаемы. Характерными признаками заболевания являются отсутствие речи и хаотичные движения конечностей. Эти симптомы дополняются отсутствием эмоциональных проявлений собственных ощущений. Из-за необходимости постоянного надзора и контроля, большинство пациентов находится на содержании в специализированных клиниках.

    Важно обратить внимание на то, что тест IQ один из важных диагностических инструментов, который используется только в сочетании с другими методами диагностики. Существуют ситуации, в которых люди, имеющие низкий уровень интеллекта, не обладают признаками тяжелой степени умственной отсталости.

    Умственная отсталость у детей представляет собой задержку, или же недостаточное развитие психических процессов

    Рассматривая вопрос, как проявляется умственная отсталость у детей, симптомы и признаки, давайте уделим особое внимание специфическим проявлениям олигофрении:

  • проблемы с социальной адаптацией и усвоением базовых навыков;
  • трудности, связанные с соблюдением четко установленного распорядка дня;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности и неусидчивость;
  • плохое поведение;
  • приступы мигрени, судорожные припадки и частичный паралич конечностей.
  • Проведение диагностических мероприятий

    Диагноз УО ставится на основе тестов, измеряющих степень интеллектуальной развитости. По словам специалистов, существует множество гарантированных методов распознавания патологии в раннем возрасте. Когда развитие болезни связано с генетическими нарушениями, определить патологию можно в период внутриутробного развития. Для этой цели используется скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке беременности. Проведение подобных мероприятий позволяет матери сделать выбор между прерыванием и сохранением беременности.

    В том случае, когда умственная отсталость возникает на фоне нарушений в развитии различных систем, диагностировать болезнь гораздо сложнее. Одним из ярких примеров в этой группе, является болезнь фенилкенутрия. Особенность этой патологии – полное отсутствие признаков нарушений в формировании психики во время внутриутробного развития или в первые несколько недель после появления на свет. Болезнь проявляется в первые месяцы жизни новорожденного в виде различных пятен на коже, частых приступов рвоты, вялости и повышенной потливости. Следует обратить внимание на то, что пот младенца обладает резким специфическим запахом. По мнению врачей, своевременное терапевтическое вмешательство позволяет сохранить интеллект у ребенка.

    Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о важности регулярного прохождения медицинского обследования в первые месяцы жизни ребенка. При наличии подозрений на нарушения в сфере умственной деятельности, следует обратиться к неврологу. Снятие энцефалограмы, изучение анализов крови и мочи – позволяет своевременно определить формирование патологии. В ситуации с детьми школьного возраста, вышеперечисленные мероприятия дополняются проведением консультации с детским психоневрологом.

    В определенных случаях, определить причину нарушения формирования психики можно только при помощи детального анализа ДНК.

    Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка

    Методы терапии

    Основной составляющей комплексного лечения умственной отсталости является использование препаратов, оказывающих положительное воздействие на работу головного мозга. Следует обратить внимание, что выбор конкретного средства определяется на основе степени тяжести патологии и её выраженности. Чаще всего, для коррекции интеллектуального развития применяются лекарства, содержащие в себе гормональные компоненты и йод. Помимо них, используются «Аминолон» и «Пирацетам», которые входят в группу ноотропных средств. Медикаменты из этой лекарственной группы нормализуют трофику тканей и улучшают обменные процессы в области головного мозга.

    При диагнозе фенилкетонурия, больному назначается строгая диета, включающая в себя продукты с повышенным содержанием полезных микроэлементов. Витамины из группы «В» в сочетании с аминокислотами позволяют закрепить результат и улучшить мозговую активность. Использовать подобные препараты самостоятельно — строго запрещено, поскольку неправильный выбор лекарств и дозировки может лишь усугубить течение болезни.

    В случае с неадекватным поведением, которое вызвано болезнью, применяются лекарства из категории нейролептиков и транквилизаторов. Для того чтобы достичь стойкого результата в лечении патологии, терапевтического воздействие должно быть комплексным. Оно заключается в использовании различных фармакологических средств в сочетании с индивидуальным подходом к вопросу обучения. Для того чтобы снизить риск различных проблем в вопросе социальной адаптации, в воспитании ребенка должны принимать участие логопеды и специалисты из области психологии.

    Социальная реабилитация имеет первостепенную важность в терапии умственной отсталости. Специальные учебные заведения используют специфически адаптированную методику обучения. Благодаря определению ребенка в такие заведения, он сможет освоить базовые навыки различных несложных профессий.

    Умственно-отсталый ребенок нуждается в постоянной заботе своих родителей. Своевременное врачебное вмешательство позволяет не только добиться стойкого результата, но и нормализовать дальнейшую жизнь. Большинство людей, с диагнозом легкая форма умственной отсталости, успешно реализуются в обществе, создавая собственные семьи и добиваясь различных карьерных успехов. В случае со средней и тяжелой формой патологии, больные нуждаются в постоянном медицинском уходе, который направлен на контроль над состоянием здоровья.

    При умственной отсталости страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими

    Профилактические мероприятия

    Важность профилактических мероприятий рассматриваемого заболевания — первостепенна. Молодым парам, находящимся на этапе планирования беременности, рекомендуется отнестись к этому вопросу с должным вниманием. Прохождение полного диагностического обследования позволяет снизить степень развития умственной отсталости у детей, спровоцированной генетическими, инфекционными или хроническими заболеваниями у родителей.

    Супругам важно помнить, что на их плечах лежит ответственность за здоровье будущего поколения. Ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание и должное внимание к своему здоровью, позволят избежать сложных болезней у детей.

    ktovdepressii.ru

    Детская умственная отсталость

    Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

    1. Органическое поражение мозга при родах.
    2. Черепно-мозговые травмы.
    3. Детский церебральный паралич.
    4. Генетические нарушения обмена веществ.
    5. Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
    6. Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
    7. Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
    8. Микроцефалия.
    9. Гидроцефалия.
    10. Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
    11. Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
    12. Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.
    13. При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия — это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.

      Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.

      Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.

      Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.

      Легкая степень умственной отсталости

      Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.

      Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.

      В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.

      Умеренная умственная отсталость

      Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.

      Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.

      Тяжелая степень отсталости

      При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.

      Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.

      Диагностика

      Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:

      • синдром Аспергера;
      • шизофрения;
      • социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы;
      • печеночная энцефалопатия.
      • Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности (гипоксия плода, краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.

        Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.

        golmozg.ru

        Особенности легкой умственной отсталости: причины и симптомы

        Олигофрения, или как её ещё называют умственная отсталость, вызывает у людей не очень приятные ассоциации. Чаще всего, все познания об этом нарушении идут из кинофильмов и передач. Что же происходит с человеком на самом деле, мало кто может себе представить. Тем более что пациенты, как правило, находятся обособленно от обычных людей.

        Многие люди сталкивались с человеком, у которого лёгкая степень заболевания, поэтому подозрений о её существовании у них не возникло. Выделить чёткую границу между обычным человеком и пациентом с олигофренией в лёгкой форме не так просто.

        Медицинская практика показала, что олигофрения может быть врождённой или приобретённой ребёнком в возрасте до трёх лет. Это выражается снижением интеллекта. А на эмоциональную сферу заболевание никак не влияет. Человек чувствует радость и гнев, симпатию и неприязнь. Умственная отсталость не прогрессирует, наоборот, при правильном подходе и обучении интеллект может повышаться.

        Почему появляется заболевание

        Выделяют несколько причин, вследствие которых возникает олигофрения. Не все они ещё до конца изучены. Считается, что органически поражается мозг, а это приводит к снижению интеллекта и проявления заболевания. Одной из главных причин считают наследственную предрасположенность. К этому добавляется и наличие вредных привычек во время беременности, приём лекарственных препаратов или наркотиков. Возникает умственная отсталость на фоне имеющихся заболеваний:

      • сахарного диабета;
      • токсоплазмоза;
      • гепатита;
      • сифилиса;
      • сердечного заболевания.

      К причинам возникновения заболевания относят наличие резус-конфликта, тяжёлого токсикоза во время беременности, родовой травмы, недоношенности. Поэтому рекомендуется беременным женщинам постоянно следить за своим здоровьем и посещать врача.

      Мужчинам также стоит задуматься о будущем детей. Риск воспитывать ребёнка с умственной отсталостью повышается, если будущий отец принимает алкоголь или наркотики продолжительное время.

      Губительное действие оказывает профессиональная вредность. Это касается родителей, у которых на производстве присутствуют радиация и химикаты.

      Как проявляется умственная отсталость

      Главный симптом — сниженный интеллект. В зависимости от степени его снижения выделяют три формы умственной отсталости:

      Первую степень называют дебильностью. В этом случае IQ пациента находится в диапазоне 50–69. Это практически такие же люди, как и обычные здоровые. Пациенты не могут концентрировать внимание, поэтому возникают трудности в обучении. Хотя, они все запоминают и помнят долгое время. У пациентов нарушается поведение. Вся их жизнь зависит от родителей и воспитателей. Несмотря на то, что у них лёгкая степень умственной отсталости, они боятся смены обстановки, замыкаются в себе, им тяжело определить чувства обычного человека и общаться с другими людьми.

      Есть пациенты, которые, наоборот, стараются привлекать внимание с помощью различных поступков, иногда антисоциальных. Такие люди могут стать жертвой обмана, или попасть в ряды преступников. В то же время они понимают, что отличаются от обычных людей и стараются скрывать этот факт.

      Вторая степень умственной отсталости — имбецильность. Пациентов отличает IQ около 35–49. Они привязываются к людям, понимают, когда их хвалят или ругают. Они обучаемы простым навыкам самообслуживания, речи и письму. Однако проживать они могут только под контролем здорового человека.

      Третья степень олигофрении — идиотия. У больных IQ ниже 34. Они не обучаемы, плохо разговаривают, неуклюжи в движениях. Так как им необходим постоянный контроль, то проживать они могут только в специализированном учреждении, где за ними круглосуточно наблюдают.

      Оценить степень заболевания пациента позволяет не только IQ. Врач проверяет бытовые навыки, состояние психики, изучает, насколько пациент социально адаптирован, учитывает перенесённые заболевания. А на основании полной диагностики подтверждает или опровергает наличие умственной отсталости.

      В детском возрасте у ребёнка проявляется задержка развития. Её выявляют на приёме у педиатра. Таким детям трудно общаться в коллективе, им тяжело соблюдать режим дня, сидеть на занятиях. В школе они невнимательные, не могут сидеть спокойно на уроке. Они плохо учатся и ведут себя вызывающе, несмотря на лёгкую степень заболевания.

      Своевременное обращение к психологу или психоневрологу поможет выявить заболевание. Тем более что у таких детей часто возникают судороги, головные боли, тики.

      Обследование для выявления заболевания

      Чаще всего олигофрению определяют уже в раннем возрасте. На фоне генетики её развития, можно определить болезнь на стадии беременности. Для этого женщины сдают скрининговое обследование, которое позволяет определить наличие умственной отсталости, что влияет на сохранение плода.

      Если у ребёнка не развивается ферментная система, это приводит к олигофрении. С виду нормальные дети страдают рвотой, высыпаниями на коже, потливостью с неприятным запахом. Лечение нужно начинать до трехмесячного возраста, чтобы добиться определённых успехов и сохранить интеллект. В первую очередь понадобится обследование педиатра, который отправит на приём к неврологу, и назначит анализы крови и мочи, а также проведение энцефалограммы. В старшем возрасте понадобится консультация у психолога или психиатра.

      Своевременное лечение даёт возможность подготовить ребёнка к адаптации и самостоятельной жизни. А вот самостоятельно ставить диагноз и заниматься самолечением не рекомендуется. Это будет упущенное время, которое можно с пользой использоваться для лечения детей. Тем более что возникающая умственная отсталость может маскировать другие серьёзные заболевания.

      Лечение умственной отсталости

      Лечение олигофрении должен назначать специалист. Это могут быть гормональные препараты или те, в составе которых есть йод. Такое лечение назначают, если заболевание вызвано проблемами со щитовидной железой. Обязательной будет и специальная диета для заболевания в любой степени.

      Коррекцию олигофрении проводят с помощью ноотропных препаратов, которые улучшают обменные процессы в мозговой ткани. С ними принимают витамины группы В и кислоты.

      Если у пациента нарушается поведение, может понадобиться лечение нейролептиками или транквилизаторами.

      Доказанный факт, что самым лучшим является комплексный подход в лечении умственной отсталости. Это означает, что помимо лечения нужно уделить внимание индивидуальному подходу в обучении, занятиям с психологом и логопедом.

      Обязательно придерживаться дозировки, указанной врачом. Если препарат вызывает дискомфорт, или появились новые симптомы, нужно сразу обращаться за помощью к специалисту.

      Лечить умственную отсталость пытаются и народными средствами. Для этого используют растения, которые активизируют нервную систему. Среди них:

      Однако стимулирующие средства не всегда положительно сказываются на умственной деятельности, поэтому понадобится консультация со специалистом.

      Большое значение в лечении имеет социальная адаптация. Существуют программы реабилитации, которые позволяют получить образование по адаптированной школьной программе, а затем трудоустроиться пациентам с умственной отсталостью.

      Только своевременное и правильное лечение поможет добиться положительных результатов. Многие пациенты после определённого курса лечения имеют семью и работу. Если же не предпринимать никаких мер, то такие пациенты становятся асоциальными личностями. Они злоупотребляют алкоголем и часто попадают в криминальный мир.

      Профилактика умственной отсталости

      Под профилактикой олигофрении подразумевается серьёзный подход к собственному здоровью. Планирование беременности подразумевает обследование обоих партнёров на стадии принятия решения о рождении детей. Это поможет выявить инфекционное или хроническое заболевание.

      Во время беременности женщина должна помнить о том, что она несёт ответственность за свою жизнь и будущего малыша. Поэтому важно вести здоровый образ жизни, посещать специалиста и выполнять его рекомендации.

      После рождения малыша необходимо постоянно контактировать с детским педиатром, проводить назначенные обследования. Если у родителей есть сомнения, что ребёнок болен олигофренией, нужно получить консультацию специалиста и начинать лечение.

      К таким врачам, как психоневролог и психиатр, относятся с предубеждением. К ним стараются не ходить, поэтому часто запускают болезнь у детей. Тенденции повышения медицинской грамотности, которые замечены на протяжении последних несколько лет, делают такие ситуации более редкими.

      psiho.guru

      Признаки умственной отсталости у ребенка

      Около 1% семей сталкиваются с проблемой интеллектуального развития ребенка. Умственная отсталость у детей, симптомы и причины появления подобного состояния подробно изложены в этом материале. Умственная отсталость, или олигофрения, — диагноз весьма неутешительный как для детей, так и для родителей. Признаки слабоумия: значительное отставание интеллектуального развития и низкий уровень социальной адаптации у детей. Дети, страдающие олигофренией, испытывают трудности социального характера, в том числе проблемы с обучением, конфликты со сверстниками. Внутренние факторы возникновения умственного дефекта разнообразны: от хромосомных аномалий до травматических повреждений плода. Особую опасность еще не созревшему плоду представляют чрезмерное употребление некоторых лекарственных препаратов, которые нарушают обменный процесс в организме беременной женщины, тяжелые инфекционные болезни, которые мать перенесла во время беременности, различного рода повреждения плода и его заражение паразитами.

      Признаки умственной отсталости у детей

      Говоря об умственной отсталости как о заболевании, можно выделить следующие степени ее развития:

    14. Степень 1 — легкая умственная отсталость. Данная стадия характеризуется органическим поражением мозга ребенка и задержкой развития.
    15. Степень 2 — средняя умственная отсталость. Характерные черты — задержка в физическом развитии, внешние отклонения развития.
    16. Степень 3 — тяжелая умственная отсталость. Тяжелая умственная отсталость обусловлена более очевидными физическими отклонениями — отсутствием речи и целесообразного мышления.
    17. Выделяют стадию глубокой отсталости. Дети с олигофренией последней степени развития теряют способность к членораздельной речи и полноценному мышлению. Уровень интеллекта больных глубокой отсталостью не превышает 20 пунктов.

      Причины появления слабоумия

      Все факторы возникновения и развития умственной отсталости можно условно разделить на две группы:

    18. Экзогенные (внешние).
    19. Эндогенные (внутренние).

    К внешним причинам появления слабоумия принято относить вредное влияние окружающей среды на организм беременной женщины, ее проживание в радиационной зоне, употребление наркотических средств одним из родителей, психическая и эмоциональная нестабильность матери, материальная необеспеченность и так далее. Немалую роль играет наследственный фактор. Во время оплодотворения в яйцеклетку поступает 46 хромосом, однако при нарушении процесса деления последней пары хромосом ребенок появляется на свет с синдромом Дауна — геномной патологией, характеризующейся умственной и физической отсталостью ребенка. Количество рожденных с синдромом Дауна уменьшилось до 1:1100 благодаря передовым технологиям медицины, позволяющим выявить отклонения еще в утробе матери, возможности прибегнуть к хирургическому вмешательству.

    Лечение отсталости, ее профилактика

    При диагностировании у плода отсутствия одной хромосомы многие беременные женщины отказываются от неродившегося ребенка посредством аборта. В случае вынашивания и рождения малыша с врожденным синдромом Дауна необходимо пристальное наблюдение за ним со стороны специалиста и близких, а также добросовестный уход. Все это требует ответственности, решительности и осознания происходящего в семье. Дети, подверженные влиянию синдрома Дауна, отличаются неполноценностью интеллекта и физическими пороками.

    У умственно отсталых больных различного возраста эти симптомы выражаются по-разному:

  • У детей дошкольного возраста симптоматика неполноценного интеллектуального развития выражена наиболее ярко. У больных в возрасте от 1 года до 6 лет наблюдаются наличие низкого уровня IQ, ограниченной способности к социальной адаптации, возможности развития такого двигательного нарушения, как детского церебрального паралича и других нарушений в деятельности опорно-двигательной системы.
  • У детей школьного возраста наблюдаются симптомы дошкольного возраста, которые могут согласовываться с другими отклонениями на психической и эмоциональной почве. Чувство отрешенности от мира, частые депрессии, нестабильность психического состояния — все это сопровождает ребенка в процессе социализации.
  • rebenokzabolel.ru