Умственная отсталость и зпр сравнение

как отличить ЗПР и умственную отсталость

Страница 1 из 2

Здравствуйте.
ЗПР предполагает незначительное снижение во всех сферах — у ребенка хуже развита речь, снижен общий запас знаний, есть проблемы с интеллектуальной целенаправленностью, ребенок может быть менее ловкий чем сверстники, его поведение и эмоциональные реакции соответствует более раннему возрасту.
Некоторые специалисты считают что интеллектуальное снижение при ЗПР вторично, т.е нарушены предпосылки интеллекта: память, внимание и даже мотивация (ребенок предпочитает смотреть мультики, а не учить буквы — т.е. у него не сформирован мотив «быть как взрослый», потребность чему то научиться — ему и так хорошо, в своем «детском состоянии»). Т.е. ребенок с ЗПР, может быть любознателен, но только в интересных для себя темах — один балдеет от динозавров, второй — спец в компьютерных играх, и т.п.
Еще есть мнение что ЗПР — это субнорма, т.е. дети которые болтаются на границе между нормой и легкой умственной отсталостью. Они, к примеру, способны к абстрактному мышлению, но в меньшей степени чем обычно ребенок в этом возрасте.
А при УО — снижена познавательная активность, ребенку многое не интересно, он почти никогда не задает вопрос «почему?», способность к абстрактному мышлению снижена, они многое понимают буквально, переносный смысл пословиц или слов им вообще недоступен. У них присутствует недостаточность мышления.

В зависимости от своих особенностей, с возрастом у ребенка с ЗПР либо ярче проявляются интеллектуальные нарушения, либо он успешно компенсируется, либо так и остается на уровне субнормы и пополняет ряды плохоуспевающих учеников.
Разобраться в этом самим, по тестам — нереально, нужно иметь опыт и видеть детей с разными проявлениями. И поверьте, даже не один десяток
Вам стоит пройти хорошее патопсихологической обследование — определить структуру интеллекта (по Векслеру, проверить память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу). По этим результатам можно будет делать какие-то выводы. Смысл этой акции — в том, чтобы морально подготовить себя к ПМПК, примерно знать на какой вердикт рассчитывать.
У Вашего мужа скорее всего срабатывают защитные реакции, и это понятно. Но от реальности не убежишь — она такая какая есть.
Сказать что ЗПР однозначно лучше чем легкая УО. даже не знаю, при ЗПР больше поведенческих проблем, выше риск психопатизации. Легкое УО при сохранной эмоциональной сфере дает, пожалуй, даже больше шансов к успешной адаптации (если не ошибаюсь процентов 10 населения — относятся к этой категории). Так что такие вот дела.

Если что-то непонятно — спрашивайте, буду уточнять и разъяснять

Это могут проявления аутизма, умственной отсталости, сенсомоторной алалии, тугоухости, задержки психического развития. Если хотите определить что это без психиатра не обойтись. А я не телепат, увы.

Маячок, а по МБК — 10 есть кодировка ЗПР?

И еще вопрос. Вот мы были 17 августа на городской комиссии. Таки поставили нам легкую УО. Шифр 70.9. На комиссии решили, что у ребенка нет понятия большой-маленький и один-много. Просили надевать на пирамидку кольца, положили перед ней 2 кольца и просят «Бери большое и одевай», а она упорно хватает оба и одевает одновременно. Хотя дома перед ней любые 2 премета положи — она показывает пальцем, какой из них большой, какой маленький. Вопрос теперь в том, в какую нам лучше группу пойти в логопедическом садике, в ЗПР или ОНР-1? Просто нам наши логопед и дефектолог говорят, что не видят у Маши умственной отсталости, и насчет городской комиссии я не вполне согласна, что у ребенка вообще нет понятий большой-маленький и один-много. Я же знаю, что Маша это знает. ЧТо лучше, пойти в более сильную группу, вроде как будет за кем тянуться, но возможно больше трудностей или в группу ЗПР, но боюсь что мы из ЗПР и не выберемся никогда((((

Маячок
Мне и самой не хочется ребенка ставить в неравные условия, в идеале конечно попасть бы в группу с такими же детьми, но я поняла, что это нереально. Садики не резиновые, и каждый год набирать детей по категориям им тяжело. И как мне сказала психолог, что очень часто в группах ЗПР находятся дети с УО, причем не легкой степени, а разных. Да я и сама не против, только б сказали мне все наши врачи и педагоги, что Да, у вас ЗПР или УО. А то путают, одни кричат ребенок очень тяжелый, другие видят только речевые проблемы. Вот и пойми, куда ж лучше отдать ребенка.

А насчет отличия ЗПР от УО я еще нашла такие мнения логопедов, что по МБК нет отдельной классификации для ЗПР, поэтому всем лепят код 70.ХХ, что соответствует легкой УО. Единственное, что если предполагают УО, то пишут рядом СНР — системное недоразвитие речи, а если предполагают ЗПР, пишут рядом ОНР — общее недоразвитие речи. Нам поставили ОНР-1, да и в обсуждении на комиссии я не уловила умственной отсталости, прозвучала фраза, что у Маши ЗПР. Кстати, нам лично члены комиссии ничего на обьясняли, такое отношение к родителям, типа для мебели пришли посидеть. Молча написали и отправили.

Маячок, доброе время суток!
“ ЗПР предполагает незначительное снижение во всех сферах ” скажите пожалуйста до какой степени отставание считается ЗПР?
Моего сына тестировали по DISK в возрасте 4 лет.
Мелкая и крупная моторики — развиты на 75%
Зрительная память и внимание — на 78%
Слуховая память и внимание — 55% (это самый ужасный результат)
Понимание речи — 86%
Экспрессивная речь — 75%
Социальная адаптация — 65%
Самостоятельность — 62%

Мы еще «вписываемся» в ЗПР или уже нет?

Паренек мой вообще на УО не похож. Сейчас ему 4 с половиной. У меня глаза конечно «замыленые», но он интересуется происходящим, играет в сюжетные игры простые, но чаще переигрывает увиденное где-то, может поиграть в ролевую игру простенькую, есть любимые мульт-персонажи, с детьми общение затруднено, потому что они его не понимают и отворачиваются, в саду занимается со всеми, слушается, многое может сделать сам, но ленится и ноет чтобы сделала я, поэтому самостоятельность такая «слабая», зевака — может забыть что спешим в сад зазевавшись на ворон (классика рассеяности), внимание очень не стабильное, в разговоре с трудом переключается на др тему, т.е. переключается, но часто не сразу, на вопросы иногда отвечает не сразу, потому что погружен в свои «дела». ну вот такой он вкратце.

Спасибо большое за ответ.

Маячок, я решила отказаться от Векслера. Именно потому что мой из-за невнимательности его не осилит. И впишут нас в ряды УО только потому что он рассеяный и отвлекается очень.

(кстати, может у вас есть опросник по Векслеру для детей 5 лет? В интернете нашла только для 8-летних. Было бы любопытно глянуть.)

Мачяок, добрый день!Подскажите пожалуйста, куда можно с такими проблемами обратиться в Киеве?

Нашему ребёнку на данный момент 3года и 6 месяцев. Родился почти в 42 недели, с весом 4 кг 450 гр. Роды вторые, естественные, через 2.4 года, первые роды были методом кесарева сечения. До года ребёнок развивался нормально, во время сел, пошёл, в 7 мес. говорил мама, к году говорил — мам дай цись ( мама дай сисю) мау – кошка, ав – собака, а папа, баба, деда не говорил совсем. Был исключительно на грудном вскармливании, от прикорма отказывался до года, в год постепенно начали вводить прикорм. При этом вес ребёнка опережал норму. В месяц он весил 6 кг, в два месяца 8. В полтора года отлучили от груди, так как ребёнок требовал через каждые 15 минут. И спустя какое-то время он замолчал, перестал совсем говорить, даже мама. Стал более замкнутый, мог играть одной машинкой по долгу, не любил посторонних людей, и сейчас не любит активного внимания к нему, у него как будто остановилось развитие. В два года мог лежать на спине с поднятыми ногами и грызть палец на ноге, пару раз такое было. И сейчас может так лежать, в такой позе, палец, слава Богу, не грызет. Были на приеме у невролога, ЭЭГ не показало каких либо отклонений, очагов эпилепсии нет. Наблюдались в Областном психолого-медико-педагогическом центре, диагноза нет. Сперва были предположения, что это ранний детский аутизм, потом сенсорная алалия, потом все это отпало потому, что ребёнок на коллективных занятиях вел себя точно как аутист, а на индивидуальных совсем по-другому. Он складывал пазлы, собирал по цвету и размеру пирамидку, говорил как делают животные, хотя и не все. Только делал все это по желанию. Если не хочет, ни чем не заставишь. Уходя улыбался, махал ручкой и говорил пока. Но для его возраста было странное поведение. Не обращал внимание, когда его зовешь, совсем не реагировал на свое имя. Но когда я говорила : хочешь я включу мультик – шёл, садился на диван и покорно ждал. При попытках совместно играть или рассматривать книгу, он моментально бросал игру и уходил. Дай маме машинку не понимал. В общем ни каких просьб не выполнял. Иди мама даст конфету – шел. Я в замешательстве, но не может же ребёнок быть на столько упрямым. В три года начал увеличиваться словарный запас, знает слова, но не всегда их использует, например : говорит на всех – мама. Хотя может сказать папа, старшего брата зовут Ваня, ему 5.5 лет, он может сказать Уаня (Ваня), например; я говорю, позови Ваню, он кричит – Уаня, ты где, ау. А когда обращается сам к нему, то говорит – мама. Говорит на всех мама, на папу, бабушку, чужую тётю и т.д. Стал более общительным, использует все игрушки по назначению, сам кушает только то, что нравится, пьет из чашки. На горшок не ходит, с этим проблемы с самого маленького возраста. Писает на унитаз, ведет и показывает что писать, сам не писяет, но за то потом сам смывает и закрывает крышку унитаза. С покакать больше проблем, до сих пор в штаны. Хотя к горшку начала приучать ещё до года, если держала над горшком, в тот момент, когда видела что хочет какать он сдерживал позыв. Доходило до трёх дней без стула, в итоге клизма, но он и её умудрялся задерживать, ужас в общем. Сейчас прячется чтоб никто его не видел, а потом приходит и показывает что у него в штанах – фу какака ( какашка) Недавно раз сходили по большому на унитаз. На данный момент показывает из животных: корову, козу, овечку, курочку, кошку, свинку, собачку, птичку, жука, муху, рыбу – но не называет их, а говорит как кто делает. На вопросы отвечает или отрицательно, или ни как, да не говорит совсем. Может сказать – мама афошая (хорошая) чучи мукия (включи мультик) аячая (горячее) пи (пить) попо (попробуй) касива(красивая) мокко (мокро) мама смоти ляля (смотри ляля) похи (пошли) корее (скорее) беги, маако (молоко) куно (вкусно). Пивет(привет) пока. Очень любвеобильный мальчик, меня целует через каждые пять минут, папу целует, братика, а раньше совсем не давал себя не то что поцеловать, руку не могла на него даже во сне положить, чтоб обнять, на руках тоже не носили, не давался. Даже коляску должна была везти только я, когда брал папа, он орал страшно, аж хрипел. Уходит спать, говорю — иди поцелуй папу и скажи «пока» — делает. Делает все по желанию. Если что-то против его воли начинаются такие припадки, сразу падает на пол, бьёт меня, начинает хрипеть. За руку ходит крайне редко. Ногти обрезаем только под мультик, ничего другое не отвлекает. Уши чистим с криком, стрижёмся вообще – МРАК. Если его не беспокоить спокойный, ласковый, если всё делать как он хочет, идти куда он ведет, иначе сразу агрессивная реакция. Если в машине, начинает бить ногами в кресло переднее, извивается весь, и т.д
В сад не ходит, по тем же причинам, не всегда реагирует на слова, и с туалетом проблемы.

www.sdvg-deti.com

Психологическая лаборатория Литвиновой

Часовой пояс: UTC + 4 часа

ЗПР и УО (сравнение)

Задержка психического развития (ЗПР)

Несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом при­знаков, позволяющих отграничить ее как от педаго­гической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нару­шений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной ра­ботоспособности. В основе этих симптомов лежит орга­ническое заболевание центральной нервной системы, выз­ванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте ис­тощающими инфекционными заболеваниями (Т.А, Вла­сова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкоеа, 1990).

В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обрати­мы. Их стойкость различна и зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфан­тилизм), низкий психический тонус (длительная астения), нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития яв­ляются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задерж­ке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.

Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружаю­щие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индиви­дуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой шко­лы ребенок оказывается не в состоянии освоить школь­ную программу, овладеть необходимыми поведенчески­ми навыками. У.В. Ульенкова (1990) справедливо отме­чает, что если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хо­рошие плоды, то нетрудно предположить, насколько ре­зультативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте.


Умственная отсталость

В отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятель­ности обусловлено органическим поражением или недо­развитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаружива­ются на протяжении всего их развития, причем на каж­дом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психи­ческого развития в дальнейшем преодолеваются (С.Я.Ру­бинштейн, 1990; В.В. Лебединский, 1985).

Таким образом, очевидно, что своевременно начатая коррекционная и развивающая работа с детьми, имеющи­ми нарушения темпа психического развития, оказывает­ся весьма плодотворной, причем, чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат.

Задержка психического развития
— выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания.

Дети с задержкой психического развития не имеют нару­шений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной ра­ботоспособности. В основе этих симптомов лежит орга­ническое заболевание центральной нервной системы, выз­ванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте ис­тощающими инфекционными заболеваниями (Т.А, Вла­сова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкоеа, 1990).

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР.

Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

а) конституционного происхождения;

б) соматогенного происхождения;

в) психогенного происхождения;

г) церебрастенического (церебрально-органического происхождения).

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.

I. Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их

II. поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.

II. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети – «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия. Рассмотрим особенности развития такого ребенка.

Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.

III. Задержка психического развития психогенного происхождения
связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения
. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Умственная отсталость
— стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Понятие У. о. включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. У.о., в
зависимости от выраженности нарушений традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии.
ОЛИГОФРЕНИЯ —
(«мало, слабоумие») особая форма психического недоразвития, возникающая
вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных
искажений, органического поражения центральной нервной системы во
внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития (до 2-3-летнего
возраста). При О. органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный
(непрогрессирующий) характер.
ДЕМЕНЦИЯ — ПРИОБРЕТЕННАЯ УО после 3-х лет — стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, обеднением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.
Дебильность – («смотрящий сквозь мутное окно»)- умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может обучаться по специальным коррекционным образовательным программам во
вспомогательной школе, овладевать несложными рабочими профессиями.

Имбицильность – («имбиз» — не может существовать без помощи) умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и
обслуживающего труда. У детей с И. наблюдаются глубокие дефекты восприятия,
памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-
волевой сферы. Определенная часть детей с И. может овладеть простейшими
навыками чтения, письма, счета. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.

Идиотия — («идиос» — существует сам по себе) самая глубокая степень умственной отсталости. Детям, страдающим И., недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Для таких детей характерно нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто тяжесть нарушений такова, что дети ведут лежачий образ жизни. У детей, страдающих И., крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания.

Сравнительная характеристика детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью (УО)
ДЕФЕКТ
ЗПР — Характерны только частные дефекты.
Характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития.
УО — Характерен приоритет общих дефектов над частными.

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ
ЗПР — Характерно более позднее время воздействия вредности,
длительность воздействия негативных факторов значительно меньше.
УО
Характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур).
Длительность воздействия негативных факторов значительно больше.

[b]Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом
ЗПР — Особую роль играет социокультурный фактор
УО — Приоритетное влияние оказывают биологические факторы.

Распространенность
ЗПР
— Встречается значительно чаще, показатели распространенность составляют 7–11%
УО — Встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3%

Дети с ЗПР не имеют нару­шений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной ра­ботоспособности.

При УО Стойкое нарушение познавательной деятель­ности обусловлено органическим поражением или недо­развитием коры головного мозга.

При своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР носит обратимый характер. Нарушения психических функций в дальнейшем преодолеваются.

УО носит необратимый характер. Нарушения сложных психических функций обнаружива­ются на протяжении всего их развития, причем на каж­дом возрастном этапе они принимают разные формы.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!

psylab.flybb.ru

Умственная отсталость и зпр сравнение

Общая характеристика детей с задержкой психического развития

Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний

Вопросами дифференциальной диагностики задержки психического развития и сходных с ней состояний занимались многие отечественные ученые (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, И. А. Юркова, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Шаумаров, О. Монкявичене, К. Новакова и другие).

На ранних этапах развтия ребенка трудность представляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, моторной алалии, олигофрении, мутизма и задержки речевого развития.

Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально- органического генеза, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в целом и выраженная дифицитарность модально- спецефических функций.

Остановимся на основных отличительных признаках, значимых для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости.

1. Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. При умственной отсталости отмечается тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

2. В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления — обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.

3. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.

В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Подобный феномен не отмечается у умственно отсталых детей. Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

www.psyhologymaster.ru