Умственная отсталость лёгкой степени история болезни

Умственная отсталость легкой степени

Дифференциальный, нозологический и клинический диагноз ребенка с легкой степенью умственной отсталости. Анамнез жизни, история заболевания; физическое состояние; квалификация симптомов. Лечение: медикаментозная терапия и немедикаментозная коррекция.

Подобные документы

Общие сведения о пациенте. Диагноз при поступлении и клинический диагноз. Общее состояние больной и систем организма. План дополнительного обследования. Медикаментозное и немедикаментозное лечение. Прогноз для жизни и здоровья пациента. Этапный эпикриз.

история болезни, добавлен 29.10.2011

Клинический диагноз ребенка, поступившего на лечение в стационар: бронхиальная астма, атопическая, лёгкая интермиттирующая форма, период ремиссии. Анамнез жизни и заболевания; общий осмотр, объективное исследование. Санаторно-курортное лечение и прогноз.

история болезни, добавлен 16.09.2013

Результаты обследования больного с диагнозом острый дакриоцистит. Анамнез болезни, этиология и патогенез заболевания, основные жалобы и симптомы. Дифференциальный и клинический диагноз, этапный эпикриз. Назначение лечения, прогноз и рекомендации.

история болезни, добавлен 20.06.2010

Основное заболевание: микроспория волосистой части головы. Общие сведения. Анамнез жизни. Объективное исследование. Клинический диагноз. Дифференциальный диагноз. Поверхностная трихофития. Псориаз. Гнездная алопеция. Лечение.

история болезни, добавлен 20.08.2006

История болезни пациента с хроническим гломерулонефритом. Жалобы на момент поступления. Анамнез жизни и заболевания. Аллергологический анамнез. Общее состояние больного и предварительный диагноз. Результаты лабораторно-инструментальных исследований.

презентация, добавлен 03.03.2016

Паспортные данные. Анамнез со слов больной. Анамнез заболевания. Данные обследования больного. Данные клинических анализов. Психический статус. Дневник наблюдений. Клинический диагноз. Лечение. Профилактика.

история болезни, добавлен 28.04.2003

Обзор симптомов мочекаменной болезни. Методы влияния на главные факторы риска мочекаменной болезни. Тактика профилактики и метафилактики уролитиаза. Консервативное и оперативное лечение заболевания. Медикаментозная профилактическая терапия и фитотерапия.

презентация, добавлен 22.04.2015

Жалобы больного и история заболевания, анализ ЛОР-статуса: состояние носа и околоносовых пазух, носоглотки, гортани. План дополнительного обследования, дифференциальный диагноз и постановка клинического диагноза «гаймороэтмоидит», план и дневник лечения.

история болезни, добавлен 15.11.2011

Жалобы при поступлении у больного. Анамнез заболевания, жизни и эпидемиологический анамнез. Объективные данные по органам и системам. Специальный статус больного. Предварительный и дифференциальный диагнозы. Назначенное лечение глубокой стрептодермии.

история болезни, добавлен 01.03.2009

Клинический диагноз, анамнез жизни и заболевания больной с S-образным правосторонним грудным сколиозом 2-3 степени. Данные объективного, лабораторного и инструментального методов исследования. Назначенные формы, средства и методы лечебной физкультуры.

allbest.ru

Логоневроз сложного генеза. Умственная отсталость лёгкой степени — история болезни

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ

д. м. н., профессор Пивень Б.Н.

Руководитель: к. м. н. Славщик Г.И.

Куратор: Соколова К.С.

Группа: 532 группа

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

БОЛЬНОГО: ПАХОМЕНКО А.А., 12 лет

Логоневроз сложного генеза.

Умственная отсталость лёгкой степени.

Начало курации: 14.02. 2007

Окончание: 19.04. 2007

Место жительства: Алтайский

Причины госпитализации: лечение логоневроза.

Жалобы больного (на момент поступления): на выраженное нарушение речи (заикание), низкую успеваемость в школе, слабое запоминание.

История заболевания: первые изменения в психической сфере были отмечены у больного в трехлетнем возрасте. Проявились в нарушении речи (заикание). Возникновению заболевания предшествовало тяжелое психическое потрясение — нападение собаки. После чего у ребенка появилась боязнь собак, темноты; беспокойство во время сна, кошмары, заикание. Данные симптомы возникли сразу после перенесенного потрясения. По данному поводу в больницу не обращались, лечились народными средствами (заговорами). С2-х до 6-ти лет посещал детский сад, с логопедом не занимался, по причине его отсутствия.

С 2001-го года (в 7 лет) пошел в среднюю школу, программу первого класса усвоил средне. При обучении во 2-м классе ребенок с большим трудом усваивал школьную программу, так как не мог воспроизвести вслух слова текста, по причине заикания. Наблюдалось затруднение при заучивании стихотворений наизусть(“Белая береза” С. Есенина запоминал в течение3-х дней). Не мог воспроизвести стихотворение в присутствии одноклассников, в результате был вынужден рассказывать в индивидуальном порядке на перемене. Волнение способствовало усилению заикания. Из-за возникновения сложностей усваивания школьной программы были вынуждены обратиться за помощью к невропатологу (8.01.03).

Был поставлен диагноз: логоневроз и назначено лечение (экстракт валерианы, пирацетам, нозепам, глицин) При данном лечении выраженной положительной динамики не наблюдалось.15.06.04 обратились к психиатру в Хабарскую ЦРБ по поводу ухудшения состояния психического здоровья. А именно: программу 3-го класса усваивал крайне слабо, из-за невозможности пересказа текстов, запоминания таблицы умножения, несоответствие техники чтения нормативам 3-го класса. При написании диктантов допускал множество ошибок, менял местами буквы, слова.

Без предварительного лечения пациент был направлен в Барнаульский психоневрологический санаторий, где проводилось следующее лечение:

Рекомендовано посещение психоневрологического диспансера “Мать и дитя”. Оформлен на инвалидность.

В 2005 году впервые посетили диспансер “Мать и дитя”. При поступлении предъявлял жалобы на нарушение речи (заикание), низкую успеваемость в школе (со слов мамы).

Объективно: сознание ясное, доступен словесному контакту, фон настроения ровный, низкий, выражено тонико-клоническое заикание в тяжелой форме. Словарный запас беден, мал общий запас знаний, интеллект низкий, мышление конкретное. Читает по слогам, пересказ только с наводящими вопроса, умеет считать на калькуляторе, таблицу умножения не знает, задачи решает только с помощью. Во времени ориентирован, черепно мозговые нервы интактны. Мышечный тонус, сила не изменены, сухожильные рефлексы живые. Патологические знаков нет, в позе Ромберга устойчив, координаторные пробы выполняет удовлетворительно. Растройства чувствительности не выявлено.

Олигофрения на уровне умеренно выраженной дебильности, основной тип дефекта. Логоневроз тонико-клоническая форма, тяжелая степень.

30.08. 2006. В течении прошедшего года пролечен стационарно в “Мать

и дитя” с 13.05.05 по 23.05.05. получал лечение:

-витамины группы В

Учился по программе 5-го класса для УОД, индивидуальную программу усвоил, пишет под диктовку, допускает не дописывание, множество ошибок, переставляет буквы местами.

Последнее обращение в психоневрологический диспансер “Мать и детя” 12.02.07. Находится на повторном стационарном лечении.

Наследственность: отягощена по отцовской линии, по логоневрозу (заикалась мать отца). Мать больного страдает ожирением 3 степени. Дед по материнской лини страдал алкоголизмом.

Мать больного по характеру спокойная, общительная, доброжелательная, веселая, нерешительная, уступчивая, предпочитает находится в центре внимания. По профессии повар, увлекается вязанием на спицах.

Семейный анамнез: К моменту рождения ребенка матери было 20 лет, отцу 24 года. Профессиональных вредностей у обоих родителей не выявлено.

В данный момент семья состоит из 3-х человек: бабушка, мама и больной. Бытовые условия удовлетворительные. Отношения в семье доброжелательные. Лидером в семье является бабушка. Отношение больного к бабушке уважительное, наблюдается сильная привязанность к матери, которая занимается его воспитанием.

Генеративные функции матери: Одна беременность, протекала с гестозом (повышение АД до 160/90 мм. рт. ст. и умеренными отёками голеней) в 3 триместре. Абортов не было.

Период беременности и родов: Мама в период беременности страдала вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу и ожирением 2 степени. Роды срочные без осложнений, самостоятельные. Ребенок закричал сразу. Масса при рождении 3950 г. длина 54 см., окружность головы 36 см. окружность груди 35 см. . Приложен к груди через 3 часа, грудь взял сразу. При рождении желтухи, гематом, судорог, деформации черепа выявлено не было.

Развитие больного: Вскармливание до 3-х месяцев естественное. С 3-х месяцев — искусственное, аппетит средний. Был спокойным. Голову начал держать в 2 месяца, сидеть — в 7 месяцев, ходить с 11 месяцев. Развитие речи и правильность: до 3-х лет соответствовало возрасту. В 3 года, после стресса, появилось выраженное заикание. Время появления фразовой речи — с 4-х лет. Навыки опрятности с 5 лет. Перенесенные заболевания до года — ОРВИ. Признаки заболевания дошкольного возраста: заикания и ночные страхи с 3-х лет. Школа с 7 лет.д.о 4-го класса — массовая, с 4-го — вспомогательная. Способность, успеваемость к учебе низкая. Дублирования не было. В школе, в незнакомой обстановке теряется, избегает общения с незнакомыми людьми. В школьном периоде перенес ветряную оспу. Влияние на основное заболевание не отмечено. Охотно помогает по домашнему хозяйству. Характерологические особенности сложившейся личности: охотно вступает в контакт со сверстниками, со старшими людьми застенчив. В речи преобладают односложные ответы.

Состояние больного в настоящее время

1. Общее состояние больного.

Общее состояние больного удовлетворительное, самочувствие хорошее. Сознание ясное. Выражение лица осмысленное. Положение в постели активное. Рост 160 см. Масса 48 кг. Телосложение по нормостеническому типу, пропорциональное. Нормального питания. Температура тела 36,8.

2. Состояние кожных покровов.

Кожные покровы естественной окраски, чистые, умеренной влажности. Эластичность нормальная. Подкожно-жировая клетчатка развита умеренно, распределена равномерно. Пастозности и отеков нет.

3. Состояние лимфатических узлов.

При пальпации передние шейные, подмышечные, паховые узлы округлые, до 0.5 см, эластичные, безболезненные, не спаянные между собой и с окружающей тканью. Остальные группы узлов не пальпируются.

4. Костно-мышечная система.

Развитие мышц туловища и конечностей умеренное. Нарушение осанки по типу грудного кифосколиоза. Одноименные группы мышц развиты симметрично. Атрофии и гипертрофии мышц нет. Парезов и параличей нет. Мышечная сила достаточная, болезненность при пальпации отсутствует.

Костный скелет пропорциональный, симметрично развитый, телосложение правильное. Болезненность при пальпации грудины, трубчатых костей, позвоночника отсутствует. Конфигурация суставов не изменена. Объем активных и пассивных движений в суставах сохранен.

5. Система органов дыхания.

Форма носа не изменена, гортань не деформирована. Дыхание через нос свободное, отделяемого нет. Охриплости голоса, афонии, кашля нет.

Дыхание ритмичное, частота дыхательных движений — 16/мин., дыхание смешанного типа. Грудная клетка обычной формы. При пальпации грудная клетка умеренно резистентна, безболезненна; голосовое дрожание в симметричные участки легких проводится одинаково.

При сравнительной перкуссии над симметричными участками легких выслушивается ясный легочный звук.

При аускультации в симметричных точках выслушивается везикулярное дыхание; побочных дыхательных шумов не обнаружено.

6. Сердечно-сосудистая система.

Артериальное давление 11070 мм. рт. ст.

Выпячивания в области сердца и крупных сосудов не наблюдается.

Тоны сердца ритмичные, звучные, соотношение тонов в норме. Патологических шумов, расщеплений и раздвоений тонов нет.

Пульс нормального наполнения и напряжения, синхронный, ритмичный.

Частота пульса 70 ударов/мин.

7. Система органов пищеварения.

Язык влажный, без налета. Зев чистый. Отрыжки, изжоги, тошноты, рвоты нет. Форма живота округлая. Перистальтика не нарушена. Живот участвует в акте дыхания. Асцита нет. При перкуссии передней брюшной стенки выслушивается тимпанический звук, в области печени и селезенки — бедренный звук. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. Диастаза прямых мышц живота нет. Пупочное кольцо не расширено. Поверхностные опухоли и грыжи не пальпируются. Стул не изменен.

8. Мочевыделительная система.

Болей и неприятных ощущений в органах мочеотделения, пояснице, промежности, над лобком нет. Мочеиспускание не затруднено. Дизурии, ночных мочеиспусканий нет. Окраска мочи не изменена. Отеков нет. Болезненности при надавливании на поясницу нет. Почки не пальпируются. Симптом поколачивания отрицательный с обеих сторон. Сосудистых шумов с почечных артерий нет. Мочевой пузырь безболезненный.

Сознание не нарушено. Воспроизведение и понимание речи — затруднено в результате заикания. Форма черепа правильная, перкуссия черепа — тимпанит. ЧМН — без патологии.

Ригидность затылочных мышц, симптом Кернига, Брудзинского (верхний, средний, нижний) отрицательные. Статическая и динамическая атаксия не выявлена. Объём активных и пассивных движений не ограничен. Мышечный тонус не изменён. Сила мышц сохранена, 5 баллов. Рефлексы положительные, живые. Координаторные пробы: движения точные, плавные; пяточно-коленая, пальце-носовая, указательная выполняются уверенно, точно. Почерк крупный, неровный, буквы разные по размеру, строку не соблюдает. В позе Ромберга устойчив, походка обычная. Болей и парестезий не выявлено. Болевая, температурная, тактильная и суставно-мышечная чувствительность сохранена. Дермографизм: появление белого в месте возникновения красного через 20 секунд, его исчезновение через 12 минут.

Результаты лабораторных и специальных методов исследования

Общий анализ крови от 12.02. 2007г.

Гемоглобин — 125 г/л

Лейкоциты — 6 *10 9 /л

Общий анализ мочи от 12.02. 2007г.

Удельный вес — 1020

Эпителиальные клетки плоские — 2-3 в поле зрения

Лейкоциты — 1-2 в поле зрения

Кал и соскоб на я/г от 12.02. 2007г. — отр.

ЭЭГ — без особенностей.

На основании жалоб, данных анамнеза заболевания и жизни, а также объективного обследования, включая метод наблюдения, можно предположить наличие у больного логоневроза сложного генеза, умственную отсталость лёгкой степени.

План дополнительных методов исследования:

Для исключения органической патологии:

Клинический диагноз и его обоснование

На основании жалоб мамы больного на выраженное нарушение речи(заикание), низкую успеваемость в школе, слабое запоминание.

Анамнез заболевания: первые изменения в психической сфере были отмечены у больного в трехлетнем возрасте. Проявились в нарушении речи (заикание). Возникновению заболевания предшествовало тяжелое психическое потрясение — нападение собаки. При обучении во 2-м классе ребенок с большим трудом усваивал школьную программу, так как не мог воспроизвести вслух слова текста, по причине заикания. Программу 3-го класса усваивал крайне слабо, из-за невозможности пересказа текстов, запоминания таблицы умножения, несоответствие техники чтения нормативам 3-го класса. При написании диктантов допускал множество ошибок, менял местами буквы, слова.

При обращении за медицинской помощью в диспансер “Мать и дитя” В 2005 году больному был поставлен диагноз: Олигофрения на уровне умеренно выраженной дебильности, основной тип дефекта. Логоневроз тонико-клоническая форма, тяжелая степень. С 2005 года до настоящего времени прошёл 4 курса психотерапии, эффект со слов мамы положительный.

Анамнез жизни указывает на отягощённую наследственность по логоневрозу (болела мать отца). Мать страдает ожирением 3 степени, ВСД по гипертоническому типу. Ребёнок от первой беременности, которая протекала с гестозом (повышение АД до 160/90 мм. рт. ст. и умеренными отёками голеней) в 3 триместре.

Объективные даные подтверждают ранее поставленный диагноз, а именно наличие у больного умственной отсталости лёгкой степени в сочетании с логоневрозом сложного генеза.

Таким образом, клинический диагноз звучит следующим образом: Логоневроз сложного генеза. Умственная отсталость лёгкой степени.

Специальные формы психотерапии, направленные на преодоление страха речи, эмоционального напряжения в процессе речи:

индивидуальные занятия с логопедом;

групповая гипносуггестивная терапия;

лечебная физическая культура;

глицин 1 табл.3 раза в день сублингвально (для улучшения мозгового кровообращения);

седуксен 5 мг.3 раза в день (для ослабления общеневротических расстройств);

мидокалм 5 мг.2 раза в день (для снижения мышечного тонуса);

симмакс капли в нос 1 раз в день (для улучшения памяти);

Несмотря на возможность неблагоприятной динамики с переходом в невротическое формирование личности в пубертатном возрасте, сам синдром заикания обнаруживает четкую тенденцию к сглаживанию и даже исчезновению в постпубертатном периоде.

При правильной организации труда и быта, а также при разумном руководстве больной вполне может овладеть несложной специальностью. В последующем может жить самостоятельно, возможно будет нуждаться в поддержке.

соблюдение режима дня;

исключение вредных привычек;

обучение по индивидуальной программе и последующей профориентацией;

поддерживающая терапия до периода полового созревания;

санаторно — курортное лечение 1 раз в год.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — Спб.: Издательство “Союз”, 2004. — 336с.

Свядощ А.М. Неврозы, 3 издание. — Издательство “Медицина”, 1982.

Жариков Н.М., Тюльпип Ю.Г. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 2000. — 544 с.

Пивень Б.Н., Конева О.П. Психиатрия и наркология. — Барнаул: АГМУ, 2005. — 108 с.

Коркина М.В. Психиатрия: Учебник для студентов мед. вузов, 3 издание. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 576 с.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979, 608 с.

Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия и наркология: учебник. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2006. — 832 с.

studentbank.ru

Умственная отсталость лёгкой степени история болезни

ГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения РФ»

Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии

д.м.н., академик РАН, профессор Бохан Н.А.

Куратор: студентка 5курса ЛФ, группы 1219,

Проверила: к.м.н., ассистент кафедры Краснятова Ю.А.

ФИО: Возраст: Пол: Место жительства: Место работы: Семейное положение: Национальность: Образование: Дата поступления: 21.11.2016г Кем направлен: в порядке самообращения, госпитализирован добровольно Диагноз при поступлении: Лёгкая умственная отсталость 1. Основное заболевание: F 70.11 Умственная отсталость легкой степени тяжести со значительными нарушениями поведении, требующими ухода и лечения.

2. Осложнения основного заболевания: нет 3. Сопутствующие заболевания: нет

По направлению районного психиатра. Рекомендовано стационарное обследование для уточнения диагноза.

При поступлении: на расстройство сна, перепады настроения.

На момент курации: активно жалоб не предъявляет.

История развития настоящего заболевания

Мать лишена родительских прав, страдала алкогольной зависимостью. Больной родился в многодетной семье, о раннем развитии данных нет, с 4-х лет находился в детском доме. Страдал в детстве энурезом. По характеру формировался драчливым, агрессивным. В связи с этим неоднократно лечился в ТКПБ (8 раз). В 2002 году выставлен диагноз: легкая умственная отсталость с нарушением поведения. Из характеристики известно, что в нетрезвом состоянии становится циничный, грубый. По характеру неуравновешенный, упрямый. С 2012 года наблюдается и состоит на учете у психиатра с диагнозом F 70.11. Имеет 3 группу инвалидности до 01.10.2016. На МСЭ рекомендовано обязательное стационарное обследование.

Есть старший брат(35 лет), с ним пациент поддерживает отношения. Проблем с наркотической зависимостью родственники не имели.

Пренатальный и перинатальный период

Родился 20.07.1989г в с.Новоильинка. Информации о беременности и родах нет.

Раннее детство (до 3х лет)

Рос и развивался согласно возрасту. До 4-х лет жил с матерью, страдающей алкогольной зависимостью. Воспоминаний об этом периоде жизни не имеет.

Среднее детство (3-11 лет)

Жил и воспитывался в детском доме в г. Томск. В школе учился плохо, отставал от сверстников. Друзей в детском доме было много, проблем с налаживанием взаимоотношений не имел. В детстве часто по скорой помощи госпитализировался в психиатрическую клинику, по словам пациента «за плохое поведение»: часто выпивал алкогольные напитки вместе с друзьями, вступал в конфликтные ситуации, вел себя агрессивно по отношению к воспитателям детского дома и сверстникам. Воспоминания о детстве тяжелые, пациент отказывается говорить о подробностях периода.

Подростковый и пубертатный период

В 15 лет уехал в село Новоильинка, проживал со старшим братом. С 16 лет работал в храме отделочником около трёх лет. Затем поступил в ПТУ№12, где проучился 2 года на обувщика. Из характеристики известно, что за время учебы показал слабые знания, интереса не проявлял, работу выполнял под контролем мастера. Работоспособность была низкой, мог уйти с уроков, по характеру был неуравновешен, упрям, агрессивен, не мог за себя постоять. Часто приходил в училище в алкогольном опьянении. Сложно ориентируется в жизненных ситуациях.

Внешне пациент недоверчив, угрюм, в первый день курации на контакт шел с трудом. По словам пациента, трудностей в установлении взаимоотношений в больнице нет. Себя больным не считает, говорит, что находится здесь, чтобы снять свой диагноз, чтобы в дальнейшем сдать экзамен на водительские права и устроиться на хорошую работу. Читать книги не любит, в свободное время смотрит телевизор, играет в карты, шашки, летом любит заниматься рыбалкой.

Периодически работает вахтовым методом (последнее время работал в лесу – откидывал баллоны), труд тяжелый физический, пациент говорит, что привыкает к работе около 1-2 недель, но ему нравится то, что он делает.

Личная жизнь, брак, дети

Женат не был, отношения с женщинами имел недолговременные, так как «становилось скучно». Детей нет.

Сексуально умеренно активен, трудностей не возникало, отношения имел недолговременные.

Проживает со старшим братом. К уголовной ответственности не привлекался. Пациент отмечает частое снижение настроения, чувствует ничем не мотивированную грусть. Алкоголь употребляет по выходным, только в компании друзей или с братом. 4 недели не употребляет совсем, так как решил бросить. Сигареты курит около пачки в день с раннего возраста. 5 лет назад однократно курил анашу с друзьями.

Состояние: Сознание: Положение больного: Выражение лица: Рост: Вес: Кожные покровы: Система дыхания: Сердечно-сосудистая система: Желудочно-кишечный тракт: живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена.

Глазные щели D = S , зрачки округлые, D = S

Внешний вид и поведен и В ясном сознании, продуктивному контакту доступен. Всесторонне ориентирован, внешне упорядочен, спокоен. Выглядит довольно опрятно. Визуальный контакт не поддерживает, отводит взгляд вниз или в сторону. Мимика не выражена, жестикуляция скудная. В беседу вступает не охотно, на вопросы отвечает однообразно, внимание удерживает.

Не разговорчив, немногословен, отвечает на вопросы четко, конкретно, без подробностей. Речь эмоционально мало окрашена, монотонная. Темп речи замедлен.

Пациент не видит искажение реально существующих предметов, или предметы несуществующие. Также отсутствуют слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные галлюцинации и какие-либо другие расстройства восприятия.

Внешне настроение несколько подавленное, присутствует угрюмость, подозрительность, нежелание отвечать на вопросы. Частое «а че одно и то же спрашиваете?», «я же уже сказал» говорит о раздражительности. Поза пациента (боком к кураторам, ногами к выходу) говорит о желании поскорее закончить беседу и уйти. Пациент отмечает частое снижение настроения, чувствует ничем не мотивированную грусть, склонен к перепадам настроения: колебания в течение дня и в течение месяца. Говорит, что алкоголь употребляет «для настроения», и чтобы пообщаться с друзьями – «язык развязывается, и разговор идет». Суицидальные мысли отрицает. К будущему довольно рационален и оптимистичен(планирует сдать экзамен на водительские права и найти хорошую работу), аппетит и сон хороший. В последующие дни курации пациент стал более доверчив, разговорчив, но настроение осталось сниженным.

Мышление конкретное, тугоподвижное, замедленное. Не склонен к рассуждательству и бесплодному мудрствованию, на деталях не фиксируется, упускает их. Есть признаки критики к своему диагнозу, несогласие с ним – «вы сами-то пословицы знаете?». Но с другой стороны признает, что «в школе я плохо учился, тяжело было», «больше люблю руками что-то делать, чем головой думать». Пословицу «семь раз отмерь – один отрежь», понял буквально – «означает, что лучше много раз отмерить и потом только резать, пилить». Век живи –век учись – «все время нужно что-то познавать, набираться мудрости». Работа не волк — в лес не убежит – «значит, что если время обеда, нужно идти обедать».

Сознание ясное. Пациент полностью ориентирован в пространстве и времени.

Во время беседы внимание удерживает, концентрация внимания сохранена (называет в обратном порядке дни недели и месяцы).

Память Наблюдается ослабление памяти (не может уточнить время некоторых событий, произошедших в его жизни). На недавние события память сохранена. Помнит имена кураторов, лечащего врача. Из 10 слов запомнил 6(норма). Через 5 минут вспомнил 4 слова.

Уровень интеллекта соответствует уровню полученного образования и образа жизни. Осведомленность на бытовом уровне, кругозор узкий, суждения поверхностные, словарный запас бедный. Исторических личностей узнает с трудом – «Ленин – бывший президент?». Простейшие математические операции выполняет без труда(1+6, 8+9, 7+8). Нет стремления к получению знаний, новые знания и навыки даются с трудом. Предпочитает физический труд умственному.

Себя больным не считает, говорит, что находится здесь, чтобы снять свой диагноз, чтобы в дальнейшем сдать экзамен на водительские права и устроиться на хорошую работу.

Квалификация психического статуса

Данные исследования психического статуса позволяет выявить следующие симптомы:

1) Расстройство эмоциональной сферы (эмоциональная лабильность, гипотимия, гипомимия, раздражительность, подозрительность, недоверчивость)

3) Расстройство мышления (мышление конкретное, тугоподвижное, замедленное — вязкость, брадифрения, отсутствие абстрактного мышления – буквально понимает пословицы)

4) Расстройство памяти (не может уточнить время некоторых событий, произошедших в его жизни)

statref.ru

Олигофрения: история болезни

За долгое время своего развития дефектология собрала огромное количество материала по умственной отсталости. Из всех критериев диагностики на первое место вышли три — это определение уровня IQ, психического возраста и выявление физических или социальных причин. Физические же связаны с нарушениями в определённых разделах головного мозга. Таким образом и устанавливается истинная картина ситуации. При этом умственная отсталость сама по себе — не болезнь и даже не расстройство в обычном понимании, а состояние, которое выражается в первую очередь уровнем интеллекта и психического развития. Тем не менее, это вполне себе онтологическая единица.

Олигофрения: передается ли по наследству?

Невозможно обобщённо ответить на вопрос о том, передается ли умственная отсталость по наследству, поскольку состояние может быть вызвано большим количеством причин. Если это явные генные или хромосомные аномалии, то скорее передаётся, чем не передаётся. Хотя всё зависит от того, что именно спровоцировало мутации и какие. В случае, когда причиной являются именно синдромы, относящиеся к разряду наследственных, то передаётся. Уж точно, что не покупается в магазине. В других случаях варианты могут быть самыми разными.

Опираясь на данные последних исследований можно сделать примерно такие выводы. В первую очередь про удельный вес наследственности в общей массе всей олигофрении. Не менее 50% и не более 75% от всех случаев дебильности являются наследственными. Существуют и более мягкие предположения. Если взять всю группу дебильности и имбецильности, то наследственный характер имеет не менее 20%, но из людей с идиотией у не менее, чем 50% она вызвана генетическими факторами.

Олигофрения: невротические реакции и психопатоподобные состояния

Одна из наиболее печальных особенностей людей с умственной отсталостью заключается в том, что они являются подверженными невротическим реакциям и психопатоподобным состояниям. Сама по себе, как уже говорилось выше, олигофрения — не расстройство, но часто становится почвой для возникновения самой разной симптоматики. Это различные формы астении, истерии, обсессивно-фобические симтомы, тревожно-депрессивные или ипохондрические. Мышление конкретно и прямолинейно, переживания по отношению к здоровым сверстникам примитивны. Больные очень легко поддаются не только внушению, но и самовнушению. Если в голову пришла какая-то ипохондрическая идея, которая может быть довольно нелепой, то пациент активно ищет помощи, пытается получить желаемое с помощью прямолинейных и примитивных действий.

Психозы у умственно отсталых людей могут быть острыми, которые длятся небольшой срок, встречаются чаще и, намного реже, протрагированными. В основном в них прослеживается психотическая декомпенсации олигофренического дефекта. Большая часть психозов носит реактивный характер. При этом нужно не забывать о том, что чем более сильно выражена умственная недостаточность, тем менее выраженными оказываются симптомы психоза. Следовательно, в группе наибольшего риска находятся лица с лёгкой формой умственной недостаточности. Дело в том, что состояние идиота в любом случае плачевно, а окружающим он вряд ли причинит какой-то вред, ибо многие идиоты и передвигаться-то без посторонней помощи не могут. А вот дебилы среди нас. И они вступают в контакт с социумом, что иногда может приводить к неприятным ситуациям. В ходе реактивного психоза лицо с умственной отсталостью может быть опасным и себе и окружающим. Пусть это и не памятка родителям, но напоминание.

Наиболее затяжной характер приобретают психозы с превалированием:

  • депрессивно-параноидный;
  • галлюцинаторно-параноидный, в том числе сенестопато-ипохондрической;
  • кататонической

симптоматики. Обычно у больных не наблюдается тенденция к генерализации состояния. Все виды расстройств психики отличает примитивизм выражения.

Другими словами, получается примерно такая картина. Умственная недостаточность накладывает на людей ряд ограничений. Если им приходят в голову какие-то идеи, они оказываются под воздействием стрессовых ситуаций, что-то или кто-то сильно докучает, то олигофрены могут впадать в любые состояния, у них могут происходить любые расстройства психики или настроения.

Но в картине чаще всего заметны отличия от той, что имеется у людей с нормальным уровнем развития, и чей психический возраст соответствуют физическому. Кроме того, причиной стресса и потребности декомпенсации может быть само состояние умственного развития.

История болезни по психиатрии: олигофрения легкой степени — армия и водительские права

Однозначен ответ на вопрос о том берут ли в армию с олигофренией. Конечно же — нет. При лёгкой степени устанавливается категория годности «В». Лицо признаётся ограниченно годным, но призыву в мирное время не подлежит.

Можно понять стремление некоторых людей с диагнозом «олигофрения в стадии дебильности», так у нас это формулировалось, и слово «олигофрения» истории болезней покинет не скоро, получить водительские права. Чаще всего это права на управление и эксплуатацию тракторной и специальной техники. Это вполне естемтвенно, потому что многим мужчинам в России на самом деле трудно устроиться на работу, а вакансии трактористов имеются не только в маленьких городах, но и посёлках, деревнях. Всё зависит от заключения врачей, которое выдаётся в ПНД. Однако всем олигофренам без исключения, по существующему в России законодательству, разрешение дать невозможно.

Если у кого-то диагноз, говорящий об умственной отсталости, и права есть, то это сделано какими-то хитростями и всё это в обход законодательства.

Единственный способ того, как получить водительские права с диагнозом «олигофрения» — это добиться отмены диагноза. К примеру, человеку такой диагноз был поставлен в детстве, но в течение долгого срока он никак не сказывался. Не было никаких жалоб, он развивался, как мог, даже повысил уровень IQ, не то, чтобы госпитализаций не было, но вообще никакого взаимодействия с психиатрами. И вот он решил получить права категории «В», которые дадут возможность управлять трактором, а ещё и квадрациклом. Тогда ему нужно обратиться с заявлением на имя заведующего региональным ПНД и попросить проведение повторного обследования с целью снять диагноз. Это вполне возможно, но гарантировать результат не получится. Всё зависит от врачей. Тут есть один момент. Если ещё пару лет назад эти же врачи признали его не подлежащим призыву на срочную службу, а теперь он хочет получить права, то вряд ли ему снимут диагноз. Логика простая: в армии нельзя, а водить автотранспортное средство можно? Вряд ли…

Часто люди не совсем понимают, что такое психиатрические проблемы — вся их совокупность. С субъектом всё может быть хорошо много лет. При параноидной шизофрении срок между эпизодами может быть аж 5-8 лет. И всё это время он думает, что с ним всё в порядке. Вернее так — с ним на самом деле всё может быть в порядке. Пара не совсем логичных поступков в течение года, небольшая депрессия весной и какая-то странная особенность течения мыслей осенью — это пустяки. Но вот потом, спустя много лет, начинается эпизод. И никак он себя не сможет проконтролировать. Авто в гараже и права в кармане могут открыть прямую дорогу в ад.

Поэтому умственная отсталость, шизофрения или шизоидное расстройство личности и права на вождение автотранспортного средства несовместимы. Если же кто-то сомневается, то пусть топает в ПНД и добивается отмены диагноза. Прямым путём или через суд, но после отмены, когда будет надпись «здоров» в медицинской карте, можно водить всё, что угодно. А раз врачи не отменяют, то значит у них есть на то основания. Впрочем, некоторые дают индивидуальные разрешения несмотря на то, что диагноз не снят. Автор этих строк смотрит на такое с большим скептицизмом.

psycholekar.ru