Умственная отсталость моторика

Методические аспекты коррекционной работы по развитию мелкой моторики младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством нетрадиционных приемов изображения

Одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предрасположенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур, был И.М. Сеченов. Он утверждал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия со средой [51].

У детей с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Так, Е.А. Стребелева пишет, что «:аномальное развитие высшей нервной деятельности ребенка объясняет и позднее развитие моторики детей» [54, с. 7].

Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы руки, особенно пальцев. Задержка в развитии мелких мышц кисти руки, что особенно ярко прослеживается у детей с умственной отсталостью, затрудняет процесс овладения двигательными умениями и навыками, оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно-двигательного аппарата ребенка (И.М. Бгажнокова, Н.П. Вайзман, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, Л.А. Метиева, В.М. Мозговой, М.С. Певзнер, Б.И. Пинский и др.).

Для таких детей характерна неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление и т.п. Дети своевременно не овладевают предметными действиями, в раннем возрасте у них есть лишь манипуляции — хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции (Н.П. Вайзман, Л.А. Метиева, М.С.?Певзнер и др.).

У детей с умственной отсталостью долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук. «У многих умственно отсталых учащихся с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями пространственного представления. Для детей характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, прямой, ломаной), смещение центра листа в стороны. Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности» [10, с. 8].

Олигофренопедагогами и психологами доказано: дети с умственной отсталостью испытывают выраженные затруднения в формировании «алгоритма движения» ввиду недостаточности кинетической основы произвольного действия (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р.?Лурия, В.М.?Мозговой, В.Г. Петрова и др.).

При умственной отсталости нарушены основные предпосылки успешного развития письменной речи:

  • на уровне базовых способностей — имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия;
  • на операциональном уровне — нарушена зрительно-моторная координация;
  • на уровне навыка — недостаточная сформированность различных видов захвата предметов, в первую очередь — «пинцетного» и «щипкового» [10].
  • В исследованиях по коррекционной педагогике подчеркивается, что 80% умственно отсталых младших школьников имеют крайне низкий уровень развития мелкой моторики, что значительно осложняет овладение программным материалом по различным дисциплинам (В.В. Воронкова, Л.А.?Метиева, Э.Я. Удалова и др.).

    Шнурование ботинка, застегивание пуговиц, кнопок, крючков демонстрируют значительно большее количество ошибок у детей с лёгкой степенью умственной отсталости, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. При шнуровке ботинок дети с нарушением интеллекта допускают в пять раз больше ошибок. Застегивание кнопок показывает в два раза больше ошибок, крючков — в 2,5 раза у детей с умственной отсталостью, по сравнению с детьми, имеющими сохранный интеллект. Подобные задания дети с данной патологией выполняют в более медленном темпе и с меньшей скоростью. Обуславливается это некоординированностью движений, нарушением их ритма и скорости [28].

    Большинство детей с лёгкой степенью умственной отсталости действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать двумя руками одновременно, часто одна из рук не участвует в выполнении заданий. Например, при работе с бумагой, инструментами и др. на уроках по изобразительной деятельности.

    Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук — это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе осуществляется постепенно: от генерализованных движений до сложных двигательных актов. У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

    Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У детей с легкой степенью умственной отсталости уже на начальных этапах становления их изобразительной деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития [26].

    Процесс обучения детей с легкой степенью умственной отсталости изодеятельности чаще всего рассматривается как усвоение ими академических форм изображения средствами ручных техник, своеобразие которых проявляется в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных двигательных навыков.

    Уроки изодеятельности организуются в соответствии с нормативными документами. Количество часов, отведенных на эту дисциплину, отражено в учебном плане. Содержание уроков раскрывается в программе [49]. При этом многообразие графических, в том числе печатных, приёмов, на этих уроках практически не используется. До недавнего времени эти приемы считались нетрадиционными для специального образования.

    В настоящий момент обоснована возможность и необходимость использования новых, необычных материалов и интересных приёмов изображения в коррекционной работе с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Нетрадиционные приемы рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Такие приемы позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.

    Уроки по изодеятельности, включающие нетрадиционные приёмы, имеют ярко выраженную коррекционную направленность, что обеспечивает подготовку школьников к включению в жизнь.

    Использование в детской изобразительной деятельности нетрадиционных приёмов, где не требуется точного владения карандашом, кистью, содействует развитию у детей интереса как к самой деятельности, так и к ее результату. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с легкой степенью умственной отсталости .

    В методических рекомендациях учёных по вопросам обучения школьников с умственной отсталостью изобразительной деятельности [2;4;15] отмечается, что особое внимание на этих уроках следует уделять коррекции и развитию мелкой моторики.

    Учащиеся первого класса школы VIII вида первоначально овладевают различными приёмами и способами изображения («коллаж», «пальчиковая живопись», «оттиск различными предметами», «тычок жесткой кистью», «оттиск листом», «кляксография», «набрызг», «монотипия» и т.д.). Приложение 2.

    Рассматривая специфику и возможности нетрадиционных приемов изодеятельности в развитии мелкой моторики учащихся с умственной отсталостью, отечественные учёные указывают, что кисть в целом и особенно пальцы имеют первостепенное значение в трудовых и бытовых действиях человека. Именно они соприкасаются с предметами, осуществляют очень тонкие и высоко дифференцированные действия. Кроме того, кисть является познавательным органом. Именно с помощью тактильной чувствительности пальцев человек получает информацию о форме, структуре поверхности, плотности, температуре, объеме предметов. В свою очередь инструменты, использующиеся на уроках изобразительной деятельности многообразны, различны по фактуре, величине и т.д.

    По мнению учёных, коррекционная работа по развитию мелкой моторики у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках изобразительной деятельности должна реализовываться на двух уровнях:

    • элементарно-функциональном,
    • системно-интегральном [16].
    • Если на первом обеспечивается формирование сенсорного опыта на основе овладения способами и приемами умственной деятельности, то на втором — формирование способов и приемов умственной активности на базе полученного чувственного опыта и усвоенных знаний [16, с. 27].

      При осуществлении двигательного навыка сигналами для самоконтроля служат ощущения, восприятия, представления, а также мыслительные процессы. Решающее значение для регуляции движений момент имеют двигательные, слуховые и другие ощущения, возникающие во время работы. На основании этих ощущений и регулируется сила, скорость, направление движения, а также координация движений правой и левой руки.

      В научно-методической литературе есть также данные о том, что развитию мелкой моторики учащихся с умственной отсталостью могут способствовать следующие группы заданий, полностью отвечающих специфике уроков изобразительной деятельности:

      • первая группа — распознавание предметов;
      • вторая группа — развитие координации движений;
      • третья группа — развитие ловкости пальцев;
      • четвертая группа — общее развитие мелкой моторики [16].

      Большое значение для развития мелкой моторики рук имеет отбор дидактического материала и инструментов для уроков изодеятельности. Это могут быть ватные палочки, кусочки смятой бумаги, спичечный коробок, кусочек поролона, ластик, пробка от бутылки, древесный лист, жесткая клеевая кисть, нитки и многое другое (А.В.Белошистая, И.И.Дьяченко, О.Г.?Жукова, и др.).

      Ученые рекомендуют включать в структуру уроков изобразительной деятельности гимнастику для пальцев и кистей рук.

      Полезен также массаж, самомассаж рук. Он может быть организован непосредственно перед изготовлением изделия. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Высокую результативность обеспечивает использование массажеров для рук [39].

      Существует и такой способ развития пальцев руки — отщипывание: от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию [37].

      Олигофренопедагоги подчеркивают, что важно сформировать у детей различные виды хватания, удерживания предметов («пинцетный», «щипковый»), умение оперировать каждой рукой, кистью рук, развить согласованность движений обеих рук, выделить каждый палец в отдельности. Возможности ребенка при целенаправленном обучении существенно расширяются и активизируются. Руки подготавливаются к овладению учебными двигательными умениями и навыками. При этом «моторно умелый» ребенок имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие.

      Таким образом, специфика уроков изобразительной деятельности позволяет успешно осуществлять коррекционную работу по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости. Это обусловлено тем, что на данных уроках используется различные инструменты, предполагается организация разных видов предметно-практической деятельности.

      У первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости развитие мелкой моторики имеет определенные особенности: слабость моторики пальцев и кистей рук, отклонения в координации движений, заключающееся в нарушении темпа и ритма действий. Движения замедленны и нечетки. Учащиеся данной категории нуждаются в специально организованном обучении выполнять точные, дифференцированные движения пальцами рук.

      Важная роль в развитии мелкой моторики у детей с умственной отсталостью принадлежит урокам изодеятельности. Это обусловлено характером деятельности учащихся на данных уроках, многообразием используемого оборудования. На уроках изобразительной деятельности необходимо использовать задания, позволяющие развивать у детей навыки «пинцетного» и «щипкового» захвата предметов.

      В начале каждого урока изодеятельности должны использоваться специально отобранные гимнастические задания для пальцев рук («пальчиковая гимнастика») [37; 46], которые представлены в Приложении 1.

      При организации выполнения учащимися предложенных заданий должны соблюдаться следующие условия: у детей с умственной отсталостью должен иметься образ движения, его исходного положения, последовательности выполнения и дозировки. Показ движения осуществляется в замедленном темпе.

      Опора в коррекционно-педагогической работе делается на игровые приёмы, так как игра является ведущим видом деятельности у детей младшего школьного возраста. Например, зачитывается короткий стихотворный текст, который сопровождается соответствующими движениями. Выполняя движения, играя пальчиками, ученики воссоздают определённые образы: животных, неодушевлённых объектов.

      Нужно стремиться повысить у младших школьников интерес к выполнению подобных заданий, создать мотивацию. Для этого в ряде случаев на пальцы надеваются заранее подготовленные маски, сделанные из обрезанных перчаток.

      На уроках я использую отобранные из методической литературы [18; 31; 32], а также, составленные самостоятельно, задания, направленные на развитие мелкой моторики, описание некоторых из них представлено в Приложении 3.

      В процессе деятельности школьники учатся правильно брать и удерживать различные предметы, действовать с ними (ватные палочки, пробки, кисти, кусочки поролона, нитки, бусины, карандаши, бумагу и др.).

      Итак, алгоритм коррекционной работы можно представить следующим образом:

      • обследование предмета с его последующей характеристикой;
      • воспроизведение по аналогии (вслед за педагогом) соответствующего способа захвата предмета («пинцетного», «щипкового»);
      • использование усвоенного способа в ходе выполнения предложенных, в той или иной технике, заданий.
      • Обучая осуществлению дифференцированных движений пальцев рук, нужно работать и над развитием силы, гибкости кистей и пальцев. Происходит обучение плавности и точности выполнения движений.

        Такая коррекционно-педагогическая работа способствует повышению уровня развития мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

        Список литературы:

        1. Алексина Л.А. Сроки и динамика окостенения запястья [Текст] / Л.А. Алексина, Т.П. Хайруллина // Закономерности морфогенеза опорных структур позвоночника и конечностей на различных этапах онтогенеза [Текст]: сборник научных статей / Под научной ред. В.Б. Соловьёвой; ред. коллегия: П.П.?Волков, С.М. Шубина. — Ярославль: ЯГУ, 1990. — С. 59 — 63.
        2. Беззубцева В. Г. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму [Текст] / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская.- М.: ГНОМ и Д, 2003. — 120 с.
        3. Белошистая А.В. Волшебные краски [Текст] : пособие для занятий с детьми / А.В. Белошистая, И.И. Дьяченко, О.Г. Жукова. — М.: АРКТИ, 2008. — 32 с.
        4. Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. — 1994. — №1. — С. 11 — 18.
        5. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. — М.: ФиС, 1991. — 283 с.
        6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность [Текст] / Н.А. Бернштейн. — М.: Наука, 1990. — 312 с.
        7. Бехтерев Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека [Текст] / Н.П. Бехтерев. — Л., 1971. — 423 с.
        8. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н.П. Вайзман. — М.: Аграф, 1997. -128 с.
        9. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Академия, 2002. — 207 с.
        10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т.5: Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1982. — 395 с.
        11. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: А.С.Т.: хранитель, 2008 — 668 с.
        12. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С.Выготский. — Минск, 1998 — 500 с.
        13. Гамбарян Л.С. Вопросы физиологии двигательного анализатора [Текст] / Л.С. Гамбарян. — М.: Медгиз, 1982 — 489 с.
        14. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н. Гареева // Дошкольное воспитание — 2002. — № 6. — С. 75 — 79.
        15. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. — М.: Педагогика, 1990. — 120 с.
        16. Головина Т. Н. Особенности изодеятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. — М.: Педагогика, 1992. — 140 с.
        17. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / И.А.Грошенков. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 224 с.
        18. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / И. А. Грошенков. — М.: Академия, 2002. — 224 с.
        19. Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности [Текст] / И. А. Грошенков // Дефектология. — 1980. — № 6. — С. 45 — 53.
        20. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы [Текст] / И.А.Грошенков . — М.: Владос, 1998. — 76 с.
        21. Дефектология. Словарь-справочник [Текст] / Под ред. Б. П. Пузанова.- М.: ТЦ СФЕРА, 2005. — 208 с.
        22. Дульнев Г.М. Труд как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка [Текст] / Г.М. Дульнев. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 67 с.
        23. Журба Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни [Текст] / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. — М.: Медицина, 1981. — 272 с.
        24. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребёнка [Текст] / Л.В. Занков. — М.: АПН РСФСР, 1939. — 210 с.
        25. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 430 с.
        26. Захарова Ю. В. Рисуем вместе необычными способами [Текст] / Ю. В. Захарова // Дефектология. — 2010. — № 7. — С. 11 — 17.
        27. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни [Текст] / М.Ю. Кистяковская. — М.: Педагогика, 1970. — 222 с.
        28. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова. — М.: Просвещение, 1973. — 144 с.
        29. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. — М.: Просвещение, 1994. — 110 с.
        30. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова. — М.: Просвещение, 1970. — 129 с.
        31. Корват А.И. Психофизиологические механизмы движения пальцев и кисти при построении письменных знаков [Текст] / А.И. Корват — М.: МГУ, 1971. — 207 с.
        32. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Просвещение, 1985. — 152 с.
        33. Лиепинь С. В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ [Текст] / С. В. Лиепинь // Дефектология. — 1977. — № 5. — С. 20 -25.
        34. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения [Текст] / М.И. Лисина. — М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 175 — 201.
        35. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989. — 385 с.
        36. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы [Текст] / А.Р.?Лурия. — М.: Академия пед. наук, 1963. — 403
        37. Метиева Л.А. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида [Текст] / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — 2004. — № 4. — С. 47 — 52.
        38. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст]: пособие для учителя / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
        39. Мозговой В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательных функций детей и подростков в процессе физического воспитания [Текст] / В.М. Мозговой // Дефектология. — 1989. — № 4. — С. 14-18.
        40. Обучение учащихся I — IV классов вспомогательной школы [Текст]: пособие для учителя / Сост. В.Г. Петрова. — М.: Просвещение,1982.-28 с.
        41. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учебное пособие / Под ред. А. Д. Гонеева, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаевой. — М.: Просвещение, 1985. — С. 142 -154.
        42. Певзнер М.С. Динамика развития детей — олигофренов [Текст] / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский. — М.: АПН РСФСР, 1963. — С. 11 — 31.
        43. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает [Текст]: методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 44 с.
        44. Петров А.В. Феномен мануальной деятельности в педагогике [Текст] / А.В. Петров // Герценовские чтения. Актуальные проблемы развития педагогики. Тезисы. / Под научной ред. А.П. Тряпицыной; ред. коллегия: С.М. Потапов, В.В. Тимофеенко. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. — 68 с.
        45. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей -олигофренов [Текст] / В.Г. Петрова. — М.: Просвещение, 1968. — 160 с.
        46. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Текст] / Б.И. Пинский. — М.: АПНРСФСР, 1962. — 184 с.
        47. Подьяков Н. Н. Сенсорное воспитание [Текст] / Н. Н. Подьяков, В. Н. Аванесова М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
        48. Практикум для детского психолога. Диагностическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Сост. Е.Ю. Иванникова. — Омск: ОмГПУ, 2008. — 154 с.
        49. Программа подготовительного и 1-4 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / Сост. В.В. Воронкова. — М.: Просвещение, 2008. — 280 с.
        50. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики [Текст] / Е. Рогожина // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 9. — С. 23 — 26.
        51. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения [Текст] / И.М. Сеченов. — М.: Академия, 2006. — С. 551 — 556.
        52. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Методическая разработка по теме:
          Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

          Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Разнообразные действия руками, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к овладению навыками письма.

          Предварительный просмотр:

          Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

          Ум ребенка находится

          на кончиках его пальцев.

          Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика — рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экологические вредности, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм.

          Учить ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в раннем детстве.

          У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

          Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.

          Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.

          По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.

          Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.

          Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

          Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь.

          Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.

          Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

          Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

        53. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
        54. Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
        55. Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
        56. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
        57. Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.
        58. Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

          Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

          При проведения пальчиковой гимнастики я использовала следующие методы:

        59. массаж рук;
        60. упражнения с мячами небольшого размера;
        61. игры с пальчиками.
        62. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

          Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

          Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

          Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.

          Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

          Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

          Самомассаж проводился на уроках в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинался и заканчивался он расслаблением кистей рук, поглаживанием.

          На основе рекомендаций А.А.Бирюкова специалистами были разработаны три комплекса упражнений самомассажа , которые мною были использованы:

        63. самомассаж тыльной стороны кистей рук,
        64. самомассаж ладоней,
        65. самомассаж пальцев рук.
        66. Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с мячами маленького размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма.

          Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма.

          Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

          Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.

          В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

          После овладением самомассажем (по мере возможностей каждого ребенка) я предложила ребятам игровые упражнения с использованием мячей маленького размера.

          Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было продолжено «пальчиковыми играми», это вид упражнений, широко распространенный в логопедической практике. Я использовала опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).

          Поначалу обучала детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их (каждое положение рук имело свое игровое название), затем были добавлены упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. «Игры с пальчиками» активно использовались мною на уроках при подготовке руки к письму и при проведении физминуток, т.к. при письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Игры с пальчиками» давали им необходимый отдых.

          Мною были использованы игровые упражнения О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой.

          Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В работе использую основной принцип дидактики – от простого к сложному. Потешки, прибаутки, народные песенки понятны даже самым маленьким, поэтому именно с них начинаю пальчиковые игры (это так называемые жестовые, подражательные игры). Эти игры вызывают положительную эмоциональную реакцию (улыбку, смех), улучшают память, способствуют быстрому запоминанию текста, совершенствуют понимание речи.

          Это такие игры как: «Сорока-белобока кашку варила…», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки…», «Пальчики у нас попляшут», «Водичка, водичка умой мое личико…».

          В игре «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки…» я использую имена всех детей: «… маслом поливала, детям давала. Маше два, Киррилу два, Даше два…» При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд такой контакт не только сближает взрослого с ребенком, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

          Самое главное – разнообразие пальчиковых игр.

          Поэтому не стоит отказываться и от простых пальчиковых упражнений, например: «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи», «Замочек», «Заборчик», «Полетели птички, птички невелички. Сели птички. Посидели. Опять полетели.»

          Далее перехожу к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности:

        67. «Этот пальчик — дедушка»
        68. «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать.»
        69. «Мышка мылом мыла лапку»
        70. «Этот пальчик хочет спать»
        71. «Сидит белочка в тележке»
        72. Затем можно предложить уже более сложные, такие как:

          1. «Пальчики здороваются»
          2. «Повстречал ежонка еж»
          3. «Зайка и барабан» и др.

          В этом году я использовала и новые жестовые подражательные игры, очень понятные и легко выполняемые для детей.

          У жирафов пятна, пятна,

          Пятна, пятнышки везде (2 раза)

          Припев: На лбу, ушах, на шее, на локтях

          Есть на носах, на животах, коленях и носках.

          У слонов есть складки, складки,

          Складки, складочки везде (2 раза)

          А у зебры есть полоски,

          Есть полосочки везде (2 раза)

          Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».

          Главное, как мне кажется, в играх с предметами предоставить ученику свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность, и использовать в речи взрослого слова. Настольно-печатные игры – интересное для ребят занятие. В классе собраны разнообразные игры по видам (парные картинки, лото, домино), и разнообразные по требуемым действиям (подбор картинок по парам, подбор по общему признаку (классификация), составление разрезных картинок и кубиков, описание по картинке).

          Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

        73. Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась елочку», «Ежик и иголки», «Собери детей на прогулку», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Собери цветочек».
        74. Игры на развитие воприятия величины: «Пирамидки», «Матрешки», «Найди пару», «Большой-маленький», «Маленькие и большие ноги».
        75. Игры для единения с окружающим миром: «Отгадай и назови», «Какая сегодня погода», «Кому что нужно для работы», «Кто как кричит», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда».
        76. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях– важный методический прием. Слово направляет и организует действия детей. Процесс рисования, отражающий какое-то явление, наблюдение в жизни увлечет их и они найдут возможность выразить его в рисунке.

          Например, при рисовании солнышка я читаю четверостишие:

          Смотрит солнышко в окошко

          Светит в нашу комнатку.

          Мы захлопаем в ладоши,

          Очень рады солнышку.

          и словесно сопровождаю показ изображения: «Нарисуем желтый круг, много палочек вокруг – это солнышко сияет».

          Очень важное значение в развитии мелкой моторики кистей рук и пальцев имеет рисование пальчиком, всей ладонью. Например, отпечатком раскрытой ладошки мои дети рисуют осьминожек, а сомкнутой ладонью – силуэт рыбки. Отпечатанные ладошки могут превращаться в крылья красивой птицы или бабочку, достаточно нарисовать ей усики. Еще больше укрепляют пальчики и подготовят их к письму рисование пластилином. На картонную основу я наношу простой рисунок, дети отщипывают маленькие кусочки пластилина и размазывают их пальчиками по рисунку, как будто закрывая. Пластилиновые кусочки смешаются друг с другом и получаются новые неожиданные цвета.

          При подведении итога хотелось бы еще раз отметить что пальчиковая гимнастика помогает детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью овладевать навыками письма.

          В первом классе продолжают учиться держать правильно ручку, писать прямые, наклонные линии, бордюры рука в руке, по обводке, самостоятельно. Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.

          Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

          Учителю необходимо помнить, что:

          1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);

          2) пальцы лучше нагружать равномерно;

          3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на уроках графики и письма, но и на уроках математических представлений и конструирования, альтернативного чтения, развития речи и окружающего мира.

          1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 401

          2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.

          3.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.

          4. Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.

          nsportal.ru