Умственная отсталость плавание

Научите меня жить

Диагноз «умственная отсталость» можно снять. Вместо взрослого психоневрологического диспансера можно пойти в…

Диагноз «умственная отсталость» можно снять. Вместо взрослого психоневрологического диспансера можно пойти в колледж, получить работу и жить самостоятельно. Как этого добиться, учат в летнем лагере «Happy Art House».

Вы знали о том, что многие подростки, выросшие в детском доме, не знают, как выглядит морковь целиком? Они видели её только в натертом виде, в салате в интернатской столовой. У этих ребят совершенно искаженное и недостаточное для жизни представление о мире. Интернат выплевывает их в жизнь, к которой они совершенно не готовы.

И это — обычные дети, с нормальным здоровьем и развитым интеллектом. К сожалению, в интернатах таких меньшинство. Один из наиболее частых диагнозов среди тех, кто доживает до совершеннолетия в стенах подобных заведений, — умственная отсталость. Диагноз, с которым вполне можно жить; диагноз, который даже зачастую можно снять — при наличии усиленной работы с ребенком.

Сотрудники СПБОО «Дети Павловска» с грустью рассказывают: их многолетние усилия по развитию детей из Павловского детского дома-интерната для детей с нарушениями развития — занятия чтением, письмом, математикой, арт-терапия — идут прахом, как только выпускники детдома попадают во взрослый психоневрологический интернат. Детьми-сиротами, к счастью, у нас еще занимаются: есть немало благотворительных организаций и волонтеров, которые помогают с обучением и досугом. А дальше — пустота. Подросток автоматически переводится во взрослый психоневрологический интернат, где нет ни работы, ни обучения, ни достойного досуга. Взрослые сироты, кажется, никому не нужны. И многие из тех, кто мог бы жить самостоятельно, получить образование и работать, оказываются заперты в клетке со строгим режимом и двухъярусными кроватями, где они быстро теряют все свои социальные, бытовые и интеллектуальные знания и навыки.

Для самых перспективных детей, готовых к выходу в самостоятельную жизнь, «Дети Павловска» проводят летний лагерь «Happy Art House». Этот лагерь — генеральная репетиция настоящей жизни, где надо стирать свое белье, готовить еду, протирать пыль, ходить в магазин за покупками. Простые вещи, которые непонятны и недоступны выросшим в интернате людям. Именно поэтому, чтобы избежать атмосферы казенного дома, за одну смену здесь принимают только пятерых ребят — так лучше получается создать условия, приближенные к жизни в обычной семье.

Один из участников предыдущего лагеря, Вова, уже живет своей жизнью. Владимир — один из самых перспективных выпускников Павловского детского дома.Его диагноз — умственная отсталость, но, по словам сотрудников, этот диагноз уже можно смело снимать.Только бюрократы от медицины против, но это вопрос времени, говорят организаторы лагеря.Вова обязательно получит необходимую справку. Снятие диагноза — это возможность поступить в колледж, получить образование и нормальную работу.

«Дети Павловска» проводили для своих подопечных своеобразную игру: нужно было описать в подробностях, как будет выглядеть твой день ровно через год. Владимир рассказал, что он будет жить в своей квартире, проснется утром, почистит зубы, приготовит завтрак, пойдет на работу (он работает дворником), вечером придет домой, посмотрит кино и ляжет спать. Простые мечты. И, чтобы помочь им осуществиться, нужен был лишь небольшой толчок — таковым стал лагерь «Happy Art House». Прошел год, и Володя живет практически той жизнью, которую описал. И он стремится развиваться дальше — выучиться и найти себе интересное занятие.

Еще есть Соня. У нее нет нарушений интеллекта, но она не может ходить. Соня читает Бродского и хочет стать психологом, но в интернате до этого никому нет дела — после окончания средней школы ей предложили освоить бисероплетение. Вадик — спортивный, атлетически сложенный парень — мечтает плавать и участвовать в соревнованиях. Но пока они живут в интернате, у них просто нет физической возможности заняться любимыми делами, ведь за стены заведения их без сопровождения не выпустят. Да и с сопровождением не всегда выпускают — сотрудники организации «Дети Павловска» с большим трудом уговаривают администрацию разрешить выезд подростков в город: «Он хочет плавать? А зачем ему это?» Действительно, зачем?

«Happy Art House» — глоток свежего воздуха. Это не только обучающий лагерь, но и возможность провести увлекательные каникулы с друзьями и почувствовать настоящую жизнь, захотеть ей жить, научиться жить.

Я приехала в лагерь во второй день первой смены. Меня встретил Рустам и спросил, какой марки моя машина — Ford Focus или Ford Mondeo? Рустам увлекается автомобилями и знает все-все марки. Он даже предложил помыть мою машину — и я не стала отказываться, видя, какое удовольствие этот незамысловатый процесс доставляет парню. Валя Вьюгина, куратор лагеря, шутит, что Рустаму надо работать на заправке или на автомойке.

На кухне меня встречает Сережа. Он сегодня готовил обед по сложному рецепту — черные макароны с кроликом в пивном соусе. А вообще Сережа хочет работать в пекарне — печь капкейки. Пока что он живет во взрослом психоневрологическом интернате (как и Рустам, и Лиза, и Вадик, которые проводят в лагере первую смену). Чтобы покинуть интернат, нужно пройти медкомиссию и ответить на вопросы врачей о том, что ты можешь делать — готовить еду, стирать одежду, убирать квартиру… Сережа все это умеет и может, но он уже несколько раз заваливался на последнем вопросе: «Можешь ли ты жить самостоятельно?» — «Нет, я боюсь». Чтобы Сережа перестал бояться, ему и нужен этот лагерь. Валя Петрова уже не боится — она живет самостоятельно, работает в городе диспетчером такси и в лагерь приезжает после 10 вечера. Она для ребят — образец для подражания, пример того, что можно выйти из интерната и жить самому.

Валя Петрова работает диспетчером такси и в лагерь приезжает после 10 вечера. Она для ребят — образец для подражания, пример того, что можно выйти из интерната и жить самому.

Первая смена лагеря в этом году проходит с 15 июня по 15 июля. На один месяц проведения лагеря деньги есть — помогли партнеры. На оставшиеся две смены остро нужны средства — всего 520 682 рубля. Они пойдут на оплату необходимых штатных сотрудников, а также на аренду дома. В прошлом году, когда организаторы делали пилотный проект, с деньгами было совсем туго: как говорят сотрудники, они тогда задолжали половине Петербурга. И очень надеются, что в этом году история не повторится. Вы можете помочь.

«Хочется верить в лучшее будущее для этих детей, — говорят организаторы “Happy Art House”. — Вова и Сережа живут в своих квартирах и работают, Вадик выиграл золотую медаль по плаванию, Саша записал свой диск, Соня учится в институте. Вот такие у нас мечты».

snob.ru

Возможности коррекции дефектов психомоторного развития подростков с тяжелой умственной отсталостью средствами адаптивного плавания

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу адаптивного плавания подростков с тяжелой умственной отсталостью с учетом их физических, психических и интеллектуальных особенностей

Известно, что с каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Рождается все больше детей с умственными и физическими отклонениями. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт занимают одно из ведущих мест в подготовке детей и подростков с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни, способствуют коррекции психофизического развития и являются важным средством их успешной социальной адаптации и интеграции [2, 3, 9]. Поэтому на сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос расширения двигательной активности детей этой группы путем их привлечения к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом [2, 3].

В изученной нами отечественной и зарубежной литературе практически не встречалось исследовательского материала, посвященного влиянию занятий плаванием на психомоторное развитие детей и подростков с тяжелой степенью умственной отсталости. Между тем недостатки развития крупной и мелкой моторики у данного контингента — серьезное препятствие в овладении учебными и социально-бытовыми навыками, а поиск путей коррекции имеющихся дефектов создаст условия для более эффективной интеграции таких детей в общество.

С учетом вышеизложенного была сформулирована цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу адаптивного плавания подростков с тяжелой умственной отсталостью с учетом их физических, психических и интеллектуальных особенностей и определить возможности коррекции дефектов психомоторного развития данного контингента средствами адаптивного плавания для достижения наиболее полной социальной адаптации и интеграции.

Гипотеза исследования состояла в том, что занятия плаванием по разработанной программе будут способствовать коррекции дефектов психомоторики, способствуя, таким образом, социальной адаптации и интеграции аномальных подростков.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  • Провести теоретико-методологический анализ средств, форм и методов адаптивного физического воспитания детей-инвалидов с нарушениями интеллекта.
  • Изучить особенности психомоторики подростков с тяжелой умственной отсталостью.
  • Разработать и экспериментально проверить программу адаптивного плавания для тяжело умственно отсталых подростков.
  • Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; констатирующий эксперимент; методы исследования психомоторного развития тяжело умственно отсталых подростков; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

    Экспериментальная часть работы проводилась на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 486 г. Москвы и бассейна УСЗК «Измайлово». В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15-17 лет. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 18 человек (10 юношей и 8 девушек), учащиеся 7-10-х классов, контрольную (КГ) — 12 человек (6 юношей и 6 девушек), учащиеся 7-10-х классов. Все подростки, инвалиды детства, имели основной диагноз «тяжелая умственная отсталость» (олигофрения в степени имбецильности, синдром Дауна, остаточные явления ДЦП).

    Подростки, входившие в ЭГ, занимались по предложенной нами программе адаптивного плавания в бассейне, а подростки КГ — по программе адаптивного физического воспитания для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Педагогический эксперимент проходил в течение двух лет (с 2004 по 2006 г.). С помощью разработанного нами комплекса методик были выявлены особенности психомоторного развития подростков с тяжелой умственной отсталостью 15-17 лет.

    Для определения особенностей развития психомоторики тяжело умственно отсталых подростков мы применяли модифицированные пробы Н.И. Озорецкого (1930), характеризующие моторную ловкость испытуемых, умение владеть своим телом и способность выполнять сложнокоординационные двигательные акты. Уровень развития крупной моторики оценивался по результатам двух тестов:

  • «Прыжок с поворотом на 360°», позволяющий определить согласованность движений верхних и нижних конечностей, а также координи-рованность действия большого числа мышечных групп. При выполнении данного теста результаты оценивались по 11-балльной шкале (от 0 до 10 баллов).
  • «Переход из положения лежа на спине в положение стоя без помощи рук» (тест «Лежа-стоя»), характеризующий динамическую координацию. При выполнении теста оценивалась способность выполнить задание без помощи рук. Результаты теста оценивались по 11-балльной шкале (от 0 до 10 баллов).
  • Для оценки развития мелкой (мануальной) моторики использовались специальные тестовые задания, предложенные Н.О. Рубцовой (выполняемые двумя руками одновременно):

    1. Поочередное противопоставление большому пальцу всех остальных пальцев (тест «Пальчики здороваются»).
    2. Поочередное сжимание-разжимание пальцев рук (тест «Фонарики»): одна рука сжимается в кулак, в то время как пальцы другой выпрямляются и разводятся. Данный тест характеризует наличие содружественных движений (синергий).
    3. Оценка результатов тестов производилась по 11-балльной системе (от 0 до 10 баллов) [8].

      Проведенное нами констатирующее обследование выявило значительные нарушения психомоторного развития тяжело умственно отсталых подростков. Недостатки развития мелкой моторики выразились в низком среднем балле в тестах «Противопоставление пальцев» и «Поочередное сжимание-разжимание пальцев рук». Нарушения со стороны крупной моторики и координации движений ярко проявились при выполнении таких тестов, как «Прыжок с поворотом на 360°» и «Переход из положения лежа в положение стоя без помощи рук», что также выразилось в низких балльных показателях.

      На основании данных, представленных в табл. №1, можно сделать вывод о низком уровне развития крупной и мелкой моторики у подростков с тяжелой степенью умственной отсталости, что неоднократно отмечалось и другими авторами [1, 4, 5, 8].

      Недостатки в развитии мелкой моторики наиболее ярко проявились при проведении теста «Противопоставление пальцев». 30 испытуемых (100%) выполняли его под контролем зрения, 7 испытуемых (23,3%) выполняли задание только одной рукой, не пытаясь подключить вторую, 20 испытуемых (66,7%) смогли выполнить противопоставление только 1-2-го и 1-3-го пальцев на обеих руках, 4 испытуемых (13,3%) смогли самостоятельно противопоставить все пальцы в одном направлении.

      Таблица 1. Показатели психомоторного развития испытуемых контрольной (п=12) и экспериментальной (п=18) групп

      bmsi.ru

      Куклотерапия в социализации детей с умственной отсталостью

      В первом двадцатилетии двадцать первого века значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и детям с умственной отсталостью. Современное общество актуализирует уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. В том числе это относится и к умственной отсталости. Социализация умственно отсталого ребенка означает его полноценная подготовка к жизни. Для возможности воспользоваться правами, оговоренными в Декларации о правах умственно отсталых лиц, такие дети должны быть достаточно хорошо подготовлены к жизни в условиях как домашнего воспитания, так и в период обучения в школе или интернате. Поэтому проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей является актуальной.

      Целью специального образования является всестороннее развитие умственно отсталого ребенка, адаптация к условиям окружающего мира, его подготовка к возможному варианту самостоятельного проживания в обществе. Все больше внимания уделяется психолого-педагогической диагностике и коррекции детей с выраженными нарушениями интеллекта. Для развития социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка с умственной отсталостью и формирования его позитивных личностных качеств создается коррекционно-развивающая среда. Основополагающим в коррекционно-развивающей работе с умственно отсталыми детьми является познавательное развитие, которое включает в себя сенсорное воспитание, формирование мышления, формирование элементарных количественных представлений, ознакомление с окружающим, развитие речи и формирование коммуникативных способностей, обучение грамоте. Ребенок с умственной отсталостью, безусловно, ценен как личность. Он, так же как и нормально развивающийся ребенок, имеет право на всестороннее развитие, активное общение и полноценное образование. Необучаемых детей не существует, но обучение детей с умственной отсталостью зависит от многих факторов [1, с.11, 12].

      Дети с различными нарушениями интеллекта в отличие от детей нормы при овладении навыками самообслуживания встречаются с проблемами из-за плохой памяти, слабой моторики, рассеянного внимания, нарушений эмоционально-волевого плана из-за общего недоразвития психических функций. Недостаточная социально-психологическая компетентность детей с умственной отсталостью проявляется при ситуациях необходимости преодолевать трудности и решать конфликтные ситуации. У младших школьников с умственной отсталостью отмечается недостаточный учет интересов своих товарищей в процессе общения; низкий уровень эмпатии и любознательности, интереса к другим людям, недостаточную потребность в общении, а в трудных ситуациях общения затруднения при контроле вербальных и невербальных реакций; низкий уровень владения навыками культурного поведения [2, с.90].

      По степени выраженности интеллектуального и личностного дефекта ребенка различают четыре группы: лёгкая степень (IQ – 50-70), средняя (IQ – 35-50), тяжёлая (IQ – 20-35) и глубокая степень (IQ – менее 20). Детей с лёгкой и умеренной степенями умственной отсталости значительно больше. Коррекционно-развивающая работа с ними чаще дает положительный результат. Коррекция детей двух последних категорий значительно сложнее, низкий показатель IQ препятствует овладению элементарными навыками самообслуживания.

      Внутренний мир умственно отсталого ребенка очень сложен, эмоционально-волевая сфера при задержанном развитии является наиболее нарушенной областью. Учитывая тот факт, что своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы умственно отсталых детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения особая роль в коррекционном процессе отводится эмоциональному аспекту. Хорошо зарекомендовали себя в работе арттерапевтические методы коррекции.

      Особую сложность представляет собой подбор разнообразных форм коррекционных занятий и методики их проведения с учетом особенностей развития умственно отсталых детей. Мы часто задаемся вопросами, как можно помочь такому ребенку социализироваться в обществе, начать взаимодействовать с окружающими, реализовать себя? Для того что бы донести необходимую информацию до таких детей используют особые методы обучения с применением развивающих игрушек, кубиков, карточек, различных игр, предметов всесторонней направленности и иных наглядных материалов, позволяющих познавать мир через тактильно-визуальное восприятие. Именно поэтому коррекция детей с отклонениями в развитии должна включать способы, активно и комплексно влияющие на подсознание, призванные поднять уровень эмоционального состояния до душевной гармонии Одним из таких способов, наиболее мягким, но эффективным, является Арт-терапия. Арт-терапия – это лечение художественным творчеством, дословно в переводе с латинского ars – искусство и с греческого therapeia – лечение. Арт-терапия – это общее понятие, включающее в себя: музыкотерапию (лечение музыкой), изотерапию (лечение рисунками и лепкой), имаготерапию (лечение через театр, образы), библиотерапию (лечение с помощью книг и литературы), кинезитерапию (лечение танцем, движением) [3, с. 96, 97].

      Необходимым условием для самореализации ребенка, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции» является проявление творческой активности и самостоятельности. Арттерапевтические методы позволяют детям с умственной отсталостью не только самореализовываться, но и имеют два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый механизм направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации. Для ребенка важно нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта [2, с. 96, 97].

      Таким образом, метод арттерапии построен на использовании искусства как символической деятельности. Арт-терапия включает совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, и определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения.

      Существенным фактором арт-терапии, способствующим ее действенности и эффективности, является человек, проводящий сеанс коррекции – арт-терапевт, его внимательность, доступность, сопереживание, понимание, открытость и прочие качесства. Очень важна доверительная атмосфера сеанса арт-терапии, способствующая раскрепощенности детей с умственной отсталостью, взаимодействию с ними «на равных». Возможно сложная, но существенная задача – это нахождение контакта с ребенком, стать его сторонником, а не противником, понимать «ход» его мыслей и направлять в рациональное русло, помочь малышу по максимуму задействовать свои возможности, включая интеллектуальные. Коррекционная работа с умственно отсталым ребенком – ювелирна, ведь такой ребенок может не услышать слов, но «поймать» интонацию. Он чутко реагирует на лицо арт-терапевта, его мимику и жесты. Немаловажную роль имеет поза корректора. Если она открыта, то ребенку будет сложнее оставаться «за глухой стеной». Проводником, задушевным посредником между ребенком и взрослым (арт-терапевтом) может служить кукла. Народная мудрость, наблюдательность, вера миллионов людей лежат в основе метода лечения с помощью кукол – кукол не серийных, а сделанных своими руками. Этот метод получил название – куклотерапия [4, с. 61, 62].

      Официальная практика лечения куклами берет начало в прошлом веке. В 1926 году Малколм Райт, невропатолог из Уэльса (Великобритания), с помощью кукол, кукольного театра снимал неврозы, у детей. Якоб Леви Морено (США) в 1940 году организовал уникальный лечебный театр. В нем, силами врачей, больных и их родственников, по простому жизненному сценарию воспроизводились реальные случаи, которые ранее послужили психической травмой для его пациентов. Часто это давало очень хороший результат. Этот лечебный театр получил название психодрама. В нашей стране Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова в 1990 году обнародовали «драматическую психоэлевацию» — новый метод лечения детей невротиков с помощью игры без стационаров и медикаментозных препаратов. Одним из важных составляющих данного вида лечения по мнению И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой является юмор с оговоркой о болезненной ранимости этих детей. Шутка должна быть осторожной, простодушной, не обидной. Куклы могут многое – но только если находятся в добрых руках [5, с. 81].

      Славянская кукла – это удивительная игрушка. Она – залог семейного благополучия и счастья. Народная кукла – главный атрибут свадебной церемонии. Именно ее передавали молодым, как благословенное знамение продолжения рода. По славянской религии народная кукла обладала магической силой плодородия. В этой кукле сохранена память народа. Поэтому ребенок двадцать первого века (пусть он и с органическим поражением головного мозга), играя с народной куклой, как бы невзначай подключается к энергоинформационному полю своего рода, народа. С помощью куклы укрепляется связь между поколениями, происходит единение предков с потомками. Бабушки и мамы мастерили куклы для малых детей; такая кукла содержит скрытую информацию рода, а также информацию доброжелательности, любви, защиты. Позже ребятня занималась этим делом самостоятельно. Славянские народные куклы были из тряпок и/или соломы. Игрушки берегли, передавали по наследству. Наши предки очень уважительно относились к поделкам, сделанным своими руками, т.к. для них они играли роль оберегов. По мнению наших прабабушек и прадедушек, наши славянские народные куклы могли защищать от черной магии, неприятностей, а так же выполняли роль лекарей. Обереговая кукла, сделанная своими руками, это не только украшение дома или детская потеха, это еще и помощница в хозяйстве и житье-бытье. Однако, сколько ни рассказывай о традиционных народных куклах, ясно одно: именно эти, на первый взгляд пустяковые вещицы, объединяли народы в сложные жизненные моменты, помогали их преодолевать и защищаться от различных неприятностей, делали жизнь ярче, счастливее и спокойнее.

      Да, люди с давних времен были убеждены в том, что у куклы есть некая таинственная необъяснимая сила с фантастически бесконечными возможностями. Уже говорилось выше об обрядовом использовании кукол-лекарей. К примеру, в Японии существует такой обряд, когда на куклу «переносят» недуги ее больного хозяина. После этого куклу помещают в бумажный кораблик и отправляют в плавание. В итоге, кораблик от воды раскисает, и кукла тонет, унося с собой все болезни человека. Похожие обряды есть у всех народов мира, не исключение и наша Россия-матушка. Вот, например, сказание о том, как однажды в зимнее время у крестьян заболел малыш. Мальчик «таял» с каждым часом и все интересовался, когда наступит лето. Отцу было тяжело смотреть на больное чадо, и он, чтобы отвлечь сына, смастерил деревянных птичек и украсил ими избу. Ребенок увидел их, попросил еды и начал выздоравливать.

      Кукла, сделанная руками близкого человека или своими собственными, несет в себе необъяснимый заряд положительной энергии. Очевидно, поэтому коррекционно-развивающее воздействие куклотерапии на умственно отсталых детей (применение игровых сюжетов, психодраматической игры и иных представлений с участием кукол) очень позитивно сказывается на формировании и развитии у них коммуникативных обычаев, самосознания, адаптации в социуме. По поводу психокоррекции с помощью кукол, игры с ними, у специалистов-арт-терапевтов есть устойчивое выражение: «рукой учат (лечат) голову». Нетрадиционные приемы куклотерапии дают возможность малышу с нарушением интеллекта выразить свои чувства и эмоции, дают уверенность в собственных силах. Куклотерапия не требует точного знания букв, цифр, уверенного пользования красками, ножницами, но вызывает интерес у детей не только к самому процессу, но больше к его результату.

      Детей с легкой и умеренной степенями умственной отсталости можно привлечь к процессу изготовления простых кукол, ведь для общего развития ребенка не обязательно использовать куклу в народном костюме, возможно сложном в изготовлении. С этой цеклью применяют специальные, так сказать «упрощенные», варианты кукол. Например, пальчиковые куклы, куклы-марионетки, бумажные, плоскостные, веревочные, перчаточные, объемные куклы.

      Пальчиковые куклы. Самый легкий вариант изготовления данной куклы: взять шарики от настольного тенниса и нарисовать на них различные эмоциональные маски лица человека. Изготовить их можно из бумажного рулончика (с размер пальца). Процесс создания куклы потребует минимум времени даже у ребенка с нарушением интеллекта, к тому же данный процесс может поднять настроение, что позитивно отразится на малыше в эмоциональном плане.

      Куклы-марионетки. В простонародье значение слова марионетка обозначает «на ниточках». Изготовление самого простого образца этой куклы также не займет много времени: всего лишь нужно взять платочек и обвязать ниточкой или шнурочком краешек, немного отступив… Получится что-то вроде шейки… А за ниточку или шнурочек ребенок будет водить эту совсем простую куклу. Так же можно смастерить куколку-марионетку из дерева. К ее деревянному тельцу, которое будет отвечать за движение, на ниточках крепят петлями голову и суставы. Это могут быть не обязательно куклы-люди (разного возраста и пола), так же мастерят и различных животных-марионеток. У кого – какая фантазия.

      Плоскостные куклы. Название произошло из-за того, что части тельца куколки передвигаются в определенной плоскости. Модель куклы мастерят из твердого картона или же фанерки. Обычно конечности куклы крепятся на кнопочках или иным способом, обеспечивающим их движение в плоскости. Применение таких кукол при коррекционной работе с умственно отсталыми ребятами, у которых затруднено общение с окружающими или же поведение проблемное, агрессивное, дает порой ошеломляюще положительные результаты. Данная кукла может обладать множеством сменных эмоциональных масок-накладок.

      Еще одна разновидность плоскостной куклы – это бумажная кукла. Представляет собой фигуру девочки или, реже, мальчика, сделанную из плотной бумаги. В игру «Бумажная кукла» обязательно входит плательный гардероб, выполненный также из бумаги. Для коррекционно-развивающих занятий игру в «Бумажную куклу» можно дополнить предметами обихода, передвижения человека, окружающей среды и прочее. В такой игре ребенок может и сам смастерить что-то необходимое для игры, и поучаствовать в ней: одевая-раздевая куклу с учетом времени года, «гуляя» с ней или «учась» вместе с ней, «общаясь» с друзьями своей куклы и т.д. Бумажную куклу вместе со всем ее гардеробом и предметами обихода ребенок может взять с собой, ведь все эти предметы помещаются в небольшой коробке (например, из-под обуви). Еще одно важное преимущество бумажной куклы по отношению ко всем остальным – это не сложный и не дорогой способ ее изготовления.

      Веревочные куклы могут выполнять много функций. Для изготовления используют только веревку. Из нее делают основу – контур куклы, и за петельку, которая является головой куклы, пристегивают к рубашке, а в остальные петельки продевают пальцы малыша. Ребенок, двигая пальцами, показывает подвижность куклы. Такие куклы очень помогают при проблемном общении и повышенной тревожности умственно отсталого ребенка.

      Перчаточные куклы – куклы, которые мастерят из плотной головы (по типу папье-маше) с приклеенным или иным способом прикрепленным к ней костюмом. Указательный палец отвечает за движение головы куклы, а вот средний и большой палец – за движение рук. Перчаточные куклы – самые разнообразные в жестах и движениях. Эти куклы принимают различные позы, кривляются, плачут, хохочут, обижаются и выполняют много других действий. Данные куклы очень популярны в детских кукольных театрах, в показе сказок и множестве инсценировок.

      Объемные куклы. Они обычно применяются в ролевых играх для проигрывания ситуаций. Выглядят они размером с человека. Их также можно увидеть в детских кукольных театрах.

      При работе с любой из указанных выше кукол умственно отсталые дети развивают мелкую моторику, что им крайне необходимо. У них наряду со сбоем мыслительного процесса часто наблюдается несогласованность движений, включая тонкую моторику пальцев, излишняя возбудимость, отсутствие планомерности в распределении сил. Ребята с лёгкой степенью умственной отсталости, визуально и тактильно изучая предмет, производят беспорядочные движения, «включать» в работу единовременно обе руки они не могут, бывает привлечена только одна рука.

      Мелкая моторика кистей рук и пальчиков – это аккуратное действо, не являющееся безусловным рефлексом, а нуждающееся в целенаправленной работе, закрепляющей достигнутый эффект. Для ребят с нарушением интеллекта усовершенствование мелкой моторики проблемно. И здесь опять приходит на помощь куклотерапия.

      Чаще всего куклотерапию проводят в три этапа, каждый из этапов нужен и важен:

      Этап первый – изготовление куклы. Он включает в себя налаживание контакта с малышом, эмоциональное общение, установления доверительных отношений. Именно в этом этапе зарождается желаемая сказочная кукла, ее имя, ее история.

      Этап второй – знакомство с куклой. Вместе с ребенком обучаем ее различным движениям, общению, придумываем время препровождение.

      Этап третий – обыгрывание различных жизненных случаев. Совместная творческая инсценировка, итоговые беседы. Этим третий этап не заканчивается, в последующие тренинги у ребенка можно поинтересоваться, что происходило с куклой вне занятий [6, с. 118].

      Играя со своею куклой, ребенок приобретает бесценный опыт общения, раскрывает для себя существующую вокруг действительность. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. Так любой ребенок познает и мир, и себя, учится вести хозяйство, обретает образ семьи. Копирование поведения взрослых в процессе игры для ребенка естественно. В тоже время кукла оставляет широкий простор для фантазий, открывает горизонт собственных идей. Метод куклотерапии помогает в игровой ситуации определить и разрешить психологические проблемы детей, в том числе и детей с органическим поражением мозга.

      К сожалению, умственная отсталость считается необратимым заболеванием, но дети с легкой и средней степенью умственной отсталости хорошо реагируют на коррекцию. При точно подобранной коррекционно-развивающей программы с применением арт-терапевтического комплекса, включающего куклотерапию, позволяет снять острые эмоциональные негативные состояния, скоррегировать эмоциональные и личностные нарушения, сформировать умения и навыки взаимодействия, способствуя успешной социализации этой категории детей.

      1. Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 11–12. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14804.htm.

      2. Королева Ю.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате / Королева Ю.А. // Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты : монография/ под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 90.

      3. Там же — С. 96, 97.

      4. Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии / Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 60-63.

      e-koncept.ru