Умственная отсталость сфгос

ФГОС ОВЗ и ФГОС О (у/о)

Отдел народного образования администрации городского округа
г. Первомайск проводит «горячую линию» по вопросам введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО
Телефон — 8313921480. Часы работы: понедельник — среда, с 9-00 до 12-00.

Документы федерального уровня

Приказ Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»

Документы регионального уровня

Приказ Министерства образования Ниджегородской области от 20.03.2015 г. N 871 «Об утверждении плана мероприятий по введению в Нижегородской области федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Документы муниципального уровня

Приказ отдела народного образования администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области от 30.06.2015г. № 141 «Об утверждении плана мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на территории городского округа г. Первомайск»

www.obrasovanie.edusite.ru

Дифференциация уровней и вариантов

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.

Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования. Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются: уровнем результата (цензовый – нецензовый); структурой основной образовательной программы; планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.

Предлагается четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.

Каждый вариант СФГОС определяет:

  • требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);
  • требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
  • требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования
  • Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)

    Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.

    Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)

    Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду — поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося.

    Третий вариант СФГОС (не цензовый)

    Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

    Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

    Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.

    alldef.ru

    Образование

    Школа-интернат осущетвляет образовательный процесс в стоответствии с уровнями образовательных программ трех степеней общего образования:

    1. Дошкольное образование

    2. Начальное общее образование

    3. Основное общее образование

    Нормативные сроки обучения:

    1. Дошкольное образование (нормативный срок освоения — 3 года)

    2. Начальное общее образование ( нормативный срок освоения — 5 лет )

    3. Основное общее образование ( нормативный срок освоения — 5 лет )

    4. Общее образование для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( нормативный срок освоения — 12 лет )

    Форма обучения: очная.

    Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

    Срок действия государственной аккредитации: 29 мая 2024 г.

    Аннотации к рабочим программам:

    Образовательные программы

    Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития (вариант 7.2) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2020 г.г.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития (ФГОС НОО) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2019 учебный год.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития (ФГОС ООО) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2015-2020 г.г.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2019 г.г.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся (воспитанников) с умственной осталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2025 г.г.

    Адаптированная образовательная профессиональная программа для обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 10 — 11 классах КОУ ВО «Бобровская школа-интернат джля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2020 г.г.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся (воспитанников) с расстройствами аутического спектра (вариант 8.3) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат джля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2020 г.г.

    Учебные планы

    1) Учебный план начального общего образования для обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год (ФГОС НОО) (5-тидневная учебная неделя).

    2) Учебный план основного общего образования воспитанников с задержкой психического развития КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год (ФГОС ООО) (5-тидневная учебная неделя).

    3) Учебный план НОО для обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-20178 учебный год (СФГОС) (вариант 7.2).

    4) Учебный план основного общего образования для обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оствшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год (5-тидневная учебная неделя).

    5) Учебный план общего образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год (СФГОС (вариант 1).

    6) Учебный план общего образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год (СФГОС) (2 вариант).

    7) Учебный план общего образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год (СФГОС) (вариант 1).

    8) Учебный план общего образования обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год (СФГОС) (вариант 2).

    9) Специальный индивидуальный учебный план развития (СИПР) обучающегося (воспитанника) Егорова Данила КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год (СФГОС) (вариант 2).

    bshi.ru

    Умственная отсталость сфгос

    Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Читать

    Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Читать

    Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Читать

    Приказ УО администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 15 июня 2015 г. «Об утверждении плана мероприятий по введению в Сергачском муниципальном районе ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью». Читать

    ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия Нижегородской области

    Приказом министерства образования Нижегородской области от 14.11.2014 № 2637 «Об утверждении порядка работы и состава центральной психолого-медико-педагогической комиссии Нижегородской области» создана центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Нижегородской области, утверждены порядок работы и состав центральной психолого-медико-педагогической комиссии Нижегородской области.

    Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Нижегородской области (далее – центральная комиссия) действует в рамках полномочий, определенных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» и утвержденным Порядком работы (приказ министерства образования Нижегородской области от 14.11.2014 № 2637). Центральная комиссия осуществляет свою деятельность на территории Нижегородской области.

    Основными направлениями деятельности центральной комиссии являются:

    • Проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей
    • Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций
    • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением
    • Оказание консультативной помощи детям, самостоятельно обратившимся в центральную комиссию, по вопросам оказания психолого- медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах
    • Оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида
    • Осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии
    • Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей
    • Обследование детей для направления в государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • Обследование детей для направления в государственные организации для детей-сирот
    • Обследование детей по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей)
    • Обследование детей по направлению территориальных комиссий, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключений территориальных комиссий
    • Координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий
    • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей, специалистам образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением
    • Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и отклонений в поведении детей
    • Проведение обследования детей в центральной комиссии осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», при наличии пакета документов, указанных пунктом 15 приказа.

      Дополнительно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организациях, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, предоставляется муниципальный правовой акт о направлении детей в государственные организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Центральная комиссия осуществляет прием на базе ГБУЗНО «Нижегородская Областная Детская Клиническая Больница», детская поликлиника (адрес: 603136, г.Н.Новгород, ул. Ванеева, д.211 каб. № 83, 84, 86, телефон: 8 (831) 467-12-93), руководитель Бусыгина Татьяна Сергеевна, время работы ЦПМПК: ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 15.00, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организациях и организациях социального обслуживания Нижегородской области в соответствии:

      — с приказом о межведомственном взаимодействии по обеспечению деятельности центральной комиссии по обследованию несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, утверждаемому ежегодно министерством образования Нижегородской области, министерством здравоохранения Нижегородской области, министерством социальной политики Нижегородской области;

      — с приказом об утверждении плана работы центральной комиссии.

      Обследование детей и подростков осуществляется по предварительной записи по телефону центральной комиссии.

      По результатам обследования центральная комиссия оформляет заключение.

      Перечень документов, необходимых при направлении детей на обследование ПМПК:

    • Свидетельство (копия свидетельства) о рождении.
    • Подробная педагогическая характеристика из образовательного учреждения, учреждения здравоохранения, социальной защиты утвержденная директором ОУ (с печатью и подписью).
    • Письменные работы учащегося (тетради по основным предметам, тетради контрольных работ), рисунки дошкольника.
    • Личное дело учащегося, табель успеваемости, выписка из решения педагогического совета с указанием причины обращения в ПМПК.
    • Подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная зав. детской поликлиники по месту жительства с заключениями следующих специалистов:
    • — педиатра (соматическое состояние);

      — невропатолога (неврологический статус, диагноз заболевания);

      — психиатра (диагноз или шифр заболевания для детей, состоящих на учете);

      — отоларинголога (острота слуха, состояние органов слуха);

      — офтальмолога (острота зрения, состояние органов зрения);

      -врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).

    • Амбулаторная карта ребенка из детской поликлиники.
    • Копия полиса медицинского страхования.
    • 8.Справка из отделения территориального управления Роспотребнадзора по Нижегородской области об отсутствии инфекционных заболеваний в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты, находящихся по месту жительства ребенка.

    • Для детей, имеющих инвалидность — справку ФГУ «ГБМСЭ».
    • Дети будут обследоваться только при наличии всех документов в присутствии законных представителей.

      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Смотреть

      Приказ Министерства образования Нижегородской области от 14.11.2014 г. № 2637 «Об утверждении порядка работы и состава центральной психолого-медико-педагогической комиссии Нижегородской области» Смотреть

      Приказ министерства образования, министерства здравоохранения, министерства социальной политики Нижегородской области от 23.03.2015 г. № 882/1153/120 «О межведомственном взаимодействии по обеспечению деятельности центральной психолого-медико-педагогической комиссии Нижегородской области» Смотреть

      uo-sergach.ru

      Варианты адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

      Главная > Консультации > омбудсмен > Варианты адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

      Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще и чаще. С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ. В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают особенных детей.

      1. Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
      2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
      3. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
      4. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
      5. При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.

        Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.

        Отличительные особенности вариантов обучения по адаптированной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья

        Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ «2» предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся — три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) — два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) — два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

        1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

        Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.

        2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.

        3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС О УО (ИН) предполагает выдачу свидетельства об обучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.

        4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

        Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени (F71, F72 в соответствии с МКБ-10). Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее — СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.

        Также стоит отметить, что в соответствии с Законом лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

        Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:

        eduface.ru