Умственная отсталость степени умственной отсталости их характеристика

Умственная отсталость степени умственной отсталости их характеристика

Описание болезни

  • Главная
  • Дебильность
  • Описание болезни
  • Олигофрения

  • Признаки заболевания
  • Нарушения поведения
  • Структурно-динамические характеристики
  • Дебильность
    • Симптомы
    • Лечение
    • Имбицильность
      • Идиотия

          Дебильность (легкая умственная отсталость), описание болезни

          Дебильность или легкая умственная отсталость (происходит от латинского слова debilis – слабый немощный) – лёгкая или первая степень олигофрении.

          Есть три формы дебильности – легкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость. Форма отсталости зависит от уровня интеллекта (IQ).

          Легкая умственная отсталость – уровень интеллекта – 65-69.

          Умеренная умственная отсталость – уровень интеллекта – 60-64.

          Тяжелая умственная отсталость – уровень интеллекта – 50-59.

          Умственно отсталые дети начинают ходить и говорить значительно позже своих сверстников. Признаки умственной отсталости могут быть видны сразу после рождения или позже в детстве. Некоторые случаи легкой умственной отсталости диагностируются только в детском саду. Речь у умственно отсталого ребенка, чаще всего не развита, разговаривает – односложно, но если с такими детьми много работать, заниматься психокоррекцией, то особенно при лёгкой и умеренной дебильности, они со временем многому могут научиться и психическое недоразвитие становится менее заметным.

          Люди с легкой степенью олигофрении (дебильностью) обладают большим словарным запасом. А при лёгкой дебильности речь довольно хорошо развита.

          Нарушение познавательной деятельности выражается в неспособности к выработки сложных понятий. Такие люди не могут самостоятельно сформулировать понятие, выделить в тексте главное и второстепенное. Кроме того люди с легкой умственной отсталостью не могут абстрактно мыслить, у них преобладает мало продуктивное мышление конкретно-описательного типа и конкретные ассоциации.

          У людей больных легкой степенью олигофрении (дебильностью) во время обучения или работы обнаруживается безынициативность и не способность самим принимать какое-либо решение. Они медлительны и пассивны. Такие люди легко перенимают чужое мнение и чужие взгляды, и могут очень долго придерживаться их, навязывая окружающим. Любят поучать других людей, несмотря на свою несостоятельность.

          Люди со степенью отсталости дебильность заучивают различные правила, инструкции и строго придерживаются их, они неспособны видоизменять их, когда того требует ситуация. С трудом меняют привычный стереотип, для таких людей – это основная трудность.

          У всех людей с легкой степенью умственной отсталости (дебильностью) имеются нарушения в эмоционально-волевой сфере – слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои влечения, неспособность продумать свои поступки и к чему они могут привести. Среди таких людей много расторможенных, т.к. они не способны удовлетворить свои повышенные сексуальные потребности естественным путём, многие из них прибегают к сексуальным извращениям.

          Большинство людей с данным отклонением не критичны. Характерная их черта – повышенная внушаемость.

          Больные олигофренией в степени дебильности могут быть старательными, проявлять усердие, справляясь с про­стой работой, не требующей быстрого переключения. Но у многих больных продуктивность их деятельности невысо­ка, особенно при вялости, апатичности или же при не­усидчивости и суетливости.

          Среди преступников, в том числе и малолетних очень много больных олигофренией в степени дебильности.

          Диагностика

          Если есть подозрения на умственную отсталость, то необходимо пройти обследование. И при подтверждении болезни начать лечение, чем оно будет раньше, тем больше вероятности остановить или замедлить болезнь.

          При диагностики заболевания проводится полное медицинское обследование, изучаются социальные и образовательные истории на основе существующих записей медицинских работников и работников детсадов и школ (если применимо), а также из рассказов родителей. Дети выполняют тесты интеллекта для оценки способности к обучению и интеллектуального функционирования.

          Для младенцев используют таблицы соответствия развития.

          Общение и тестирование родителей или лиц их заменяющих дает возможность узнать картину повседневной жизни ребенка, его социальные навыки.

          Прогноз

          Люди со степенью отсталости, дебильность, легкой и умеренной отсталостью, часто в состоянии достичь некоторой самостоятельности и счастливую и полноценную жизнь. У них может быть семья, и могут быть дети, но процент того, что родится умственно неполноценные дети, у них очень высок.

          psihiatriya-i-nevrologiya.ru

          Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

          Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

          Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

          Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

          Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

          Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

          У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

          Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

          Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

          Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

          Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

          neurofob.com

          Степени умственной отсталости

          Умственная отсталость — нарушение общего психического и интеллектуального развития, характеризующееся качественными изменениями психики, интеллекта, воли, поведения и физического развития.

          Формы и степени умственной отсталости

          На сегодняшний день выделяются 4 степени выраженности умственной отсталости:

        • легкая — дебильность;
        • умеренная – имбецильность;
        • тяжелая – тяжелая умственная субнормальность;
        • глубокая – идиотия.
        • Безусловно, каждая степень умственной отсталости имеет свою характеристику. Легкая степень является наиболее частотной, она дает возможность больным обучаться чтению, письму и правилам счета. Обучение детей и подростков происходит в специализированных школах, однако при легкой умственной отсталости получение полного среднего образования невозможно. Люди с дебильностью могут освоить несложную профессию и вести хозяйство.

          Люди с умственной отсталостью умеренной степени способны понимать окружающих, говорить короткими фразами, хотя речь не совсем связна. Их мышление примитивно, память и воля недоразвиты. Тем не менее, страдающие имбецильностью могут осваивать элементарные навыки труда, чтение, письмо и счет.

          Что касается людей с наиболее тяжелыми степенями умственной отсталости, они лишены возможности ходить, строение внутренних органов нарушено. Идиоты не способны к осмысленной деятельности, их речь не развивается, они не отличают родственников от посторонних. Как правило, с помощью синдромов, которые сопровождают заболевание, происходит подразделение умственной отсталости на клинические формы. Наиболее частотной формой является синдром Дауна, Альцгеймера, а также патологии, вызванные детским церебральным параличом. Реже встречаются такие формы умственной отсталости, как гидроцефалия, кретинизм, болезнь Тея–Сакса.

          womanadvice.ru

          Характеристика дебильности (легкой степени умственной отсталости)

          Дебильность — это легкая степень умственной отсталости (легкое психическое недоразвитие).

          В международной классификации болезней данное заболевание кодируется как F70.

          Для оценки прогноза заболевания, тяжести психического расстройства, наиболее значимы поведенческие нарушения.

          Статистика

          Сама по себе олигофрения широко распространена, она встречается у 1-3% населения. Легкая степень олигофрении, то есть дебильность, является наиболее распространенной и встречается приблизительно у 3/4 лиц.

          Некоторые исследователи считают такую статистику заниженной, например, H. Harbauer, он утверждает что сама по себе легкая умственная отсталость встречается у 3-4% населения.

          Среди мужчин патология встречается в 1,5-2 раза чаще, чем среди женщин.

          Причины дебильности, как и остальных олигофрений, подразделяют на экзогенные и эндогенно-наследственные:

          1. эндогенно-наследственные факторы — всевозможные генные и хромосомные мутации;
          2. экзогенные — факторы, не связанные с наследственным аппаратом ребенка, они могу воздействовать как во время беременности, так и во время родов, в первые несколько лет после рождения.
          3. Большинство случаев олигофрении обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде.

            Значимые экзогенные факторы:

          4. внутриутробные инфекции — цитомегаловирусная инфекция, грипп, краснуха, сифилис, инфекционный гепатит;
          5. употребление матерью алкоголя или психоактивных веществ;
          6. кислородное голодание во внутриутробном периоде (гипоксия);
          7. употребление матерью во время беременности лекарственных препаратов — антибиотиков, нейролептиков, сульфаниламидов;
          8. тяжелые родовые травмы.
          9. К экзогенным факторам относят также воздействие социальных факторов. Бедность, хронические соматические заболевания, педагогическая запущенность, недостаточное медицинское обслуживание могут способствовать тому, что легкая степень умственной отсталости будет передаваться из поколения в поколение.

            Классификация

            Формы умственной отсталости:

          10. атоническая — данную форму отличает неспособность к мотивированным поступкам;
          11. астеническая — пациенты склонны быстро уставать, истощаться (более подробно про другие проявления астении вы можете прочитать здесь);
          12. стеническая — свойственно добродушие, активность, деятельность;
          13. дисфорическая — отличает чрезмерная раздражительность, патологически сниженное настроение, выраженная неприязнь к окружающим.
          14. В зависимости от темпа психического развития, симптомов психического отставания выделяют следующие степени дебильности:

          15. легкая (коэффициент интеллекта в пределах 65-69);
          16. умеренная степень дебильности (IQ 60-64);
          17. глубокая дебильность (IQ в диапазоне 50-59).

          Чем тяжелее степень легкой умственной отсталости, тем ниже будет коэффициент интеллекта, и более выраженной будет конкретность мышления. Легкая дебильность практически неотличима от нижней границы нормального интеллекта.

          Диагноз дебильность выставляется психиатром на основании характерной симптоматики, а также коэффициента интеллекта (IQ) в диапазоне 50-69. По своему развитию взрослые пациенты с дебильностью соответствуют нормальному ребенку 9-12 лет.

          Оптимальный возраст, в который должна быть диагностирована олигофрения — 5-6 лет.

          Основные признаки дебильности — хорошая механическая память, недостаточность абстрактного мышления, безынициативность и инертность.

          Практически всегда олигофрения в степени дебильности сочетается с хорошей механической памятью. Такие дети способны освоить элементарные навыки счета, чтения, письма, могут приобрести значительный запас сведений. Нередко хорошая механическая память и нормально развитая речь маскируют недостаточность абстрактного мышления, слабость мыслительных процессов, преобладание конкретных ассоциаций. Конкретность мышления можно заметить при переходе от простых и конкретных понятий к сложным и отвлеченным обобщениям, которые не доступны пониманию таких людей.

          Выраженная дебильность идет бок о бок с отсутствием инициативности и самостоятельности. В процессе обучения у детей обнаруживается инертность и медлительность. Очень тяжело повлиять на мышление умственно отсталого подростка, таким детям проще всего поставленные перед ними задачи решать по определенным шаблонам.

          Олигофрения в стадии дебильности может проявляться эмоционально-волевыми нарушениями. Чаще всего наблюдается слабость самообладания, импульсивность поведения, недостаточное обдумывание своих поступков, неспособность подавлять свои влечения, а также повышенная внушаемость.

          В первые годы жизни умственная отсталость будет проявляться отставанием в развитии ходьбы и речи. При легкой степени дебильности, если ребенок попадает в благоприятную среду для его развития, то умственное недоразвитие с годами становится практически незаметным.

          Дети с олигофренией часто чрезмерно зависимы от родителей, они плохо переносят смену обстановки. Выраженная внушаемость, склонность к подражанию окружающим нередко приводит к тому, что такие лица начинают сквернословить, злоупотреблять спиртными напитками, становясь расторможенными.

          У некоторых пациентов с легкой степенью умственной отсталости могут развиваться психозы. Проявляются они агрессивностью, психомоторным возбуждением, могут наблюдаться галлюцинации или бредовые идеи. Чаще всего подобные психотические расстройства возникают в пубертатный период.

          Когда стоит обращаться к специалисту?

          Как определить дебильность у ребенка — этот вопрос задают многие родители. Если у малыша наблюдается задержка в психическом развитии, он гораздо позже, чем ровесники, начал сидеть, стоять, ходить, наблюдается задержка речевого развития, он в психологическом плане может гораздо меньше, чем другие дети такого возраста, то его в обязательном порядке необходимо показать педиатру, неврологу и психиатру. И делать это нужно как можно раньше. Окончательный диагноз будет выставлять только психиатр.

          На особом учете должны находиться дети, имеющие неврологические, обменные, генетические нарушения, которые могут сочетаться с умственной отсталостью.

          Сходную клиническую картину с дебильностью имеет инфантильность.

          Социальная адаптация

          При правильном воспитании такие пациенты могут неплохо адаптироваться в социальной среде. Они могут овладевать многими профессиями, не требующими квалификации, например, связанными с ручным трудом. Они неплохо приспосабливаются к бытовой жизни, многие могут во взрослом возрасте жить самостоятельно.

          Согласно международной классификации болезней в диагностике легкой умственной отсталости имеет значение не только коэффициент интеллекта, но и наличии нарушений поведения. Последние имеют огромное значение как в плане прогноза течения заболевания, социальной адаптации человека, так и учитываются медико-социальной экспертной комиссией при оценке необходимости предоставления инвалидности.

          Если поведенческие нарушения отсутствуют или слабо выражены, то социальная адаптация у таких людей лучше. При значительных нарушениях поведения, нуждающихся в уходе и лечении, социальная адаптация будет значительно хуже, таким пациентам показана инвалидность.

          Лечение и реабилитация

          Оптимальным в лечении дебильности является профилактический подход. Семейное и генетическое консультирование, проводимое во время беременности, направлено на обнаружение женщин, у которых повышен риск рождения младенца с олигофренией. Но не всегда можно сразу же заподозрить наличие патологии, часто это становится возможным только после того, как ребенок начинает расти и развиваться, проявляется задержка психического развития.

          Если обнаруживается какой-то фактор (ЧМТ, заболевание), воздействующий на головной мозг, тогда необходимо в максимально быстрые сроки снизить длительность и интенсивность его проявлений, а также, по возможности, предотвратить негативные последствия.

          Специфическое медикаментозное лечение показано при лечении обменных или эндокринных нарушений.

          Если отсутствуют какие-либо эмоциональные или поведенческие нарушения, то такой человек не нуждается в специфическом лечении дебильности у психиатра. На первое место при этом должна выходить психосоциальная реабилитация.

          При чрезмерной агрессивности, психомоторном возбуждении, появлении каких-либо психотических симптомов необходимо проводить лечение дебильности и сопутствующих эмоциональных или психотических расстройств.

          Роль родителей, их участие в социализации проблемного ребенка нельзя переоценить. Если ребенок с легкой степенью умственной отсталости столкнется с невежеством родителей, их безразличием, то и его шансы на хорошую адаптацию будут низкими. Также к негативным результатам могут привести завышенные ожидания родителей, которые не отвечают реальным возможностям индивидуума.

          Необходимо понимать, что интеллектуальный труд при олигофрении невозможен, а потому нужно помочь человеку освоить простую, интересную для него и пользующуюся спросом профессию.

          Характеристика более тяжелых степеней умственной отсталости:

          psi-doctor.ru

          УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

          Что такое умственная отсталость?

          Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей. В медицинском справочнике заболевание носит название «олигофрения». Чем скорее родители ребенка с диагнозом умственной отсталости примут его индивидуальные особенности, тем быстрее они смогут начать корректирующие и поддерживающие мероприятия.

          Заторможенное восприятие отдельных предметов требует не только больше времени, но и не позволяет проводить между ними соответствующую взаимосвязь. Графические предметы, буквы, цифры, похожие по звучанию слова у детей с данным диагнозом помимо замедленного и ограниченного восприятия, путаются, смешиваются. Ребенок не может воспринимать важную информацию, выхватывая лишь фрагменты. Он не может дать анализ или описание картинке или предмету. Обратив внимание на определенный предмет, ребенок не переходит к изучению следующего, поэтому нуждается, чтобы его побуждали к действиям.

          Основное отличие от здоровых детей заключается в сложности воспроизведения полученной информации из-за нарушенной мыслительной деятельности и дефекта речи. Овладение чтением и письмом является довольно сложным процессом. Дети с этим заболеванием невнимательны, не способны доводить начатое до конца. Недоразвитость отображается и на эмоциональной сфере, когда эмоции отсутствуют или ограничены, а различные переживания не проявляются. Нарушены волевые процессы, дети не активны. Они позже начинают держать головку, ползать, ходить, проявлять интерес к предметам и различать их, лепетать, узнавать родных или чужих людей.

          Согласно Международной классификации болезней выделяют следующие виды умственной отсталости:

        • Легкая умственная отсталость. Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы умственной отсталости и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии и их диагноз может быть снят или пересмотрен.
        • Умеренная умственная отсталость. Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
        • Тяжелая умственная отсталость. Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов, мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения.
        • Глубокая умственная отсталость. У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается, она полностью нарушена. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. При тяжелой форме умственной отсталости дети малоподвижны. При таком диагнозе на первое место выходит медицинский уход за ребенком, услуги социальной няни.
        • Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста. Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

          Важно помнить, что чем раньше начать реабилитацию, тем лучше. Также первостепенная задача – ранее выявление заболевания. Однако проблема заключается в том, что очень сложно диагностировать умственную отсталость на ранних сроках развития ребенка. Как правило, подозрения у родителей возникают с двух лет, когда ребенок не говорит или говорит плохо. И только ближе к трем-четырем годам ставят диагноз «умственная отсталость», поскольку проблема становится явной.

          Родителям следует обратить внимание:

        • насколько хорошо и уверенно ребенок держит головку;
        • когда он научился сидеть самостоятельно;
        • как ребенок ползает;
        • как произносит первые звуки, лепечет.
        • Внимание! Если есть подозрения на отставание ребенка в интеллектуальном развитии, следует немедленно обратиться к специалистам.

          Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

          Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов. Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и так далее

          Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года:

        • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и другие).
        • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций.
        • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
        • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
        • Судорожные припадки.
        • Отсутствие попыток ползать и садиться.
        • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
        • Явления самоповреждения.

        К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста, несформировавшейся речи и ограничения других коммуникативных возможностей.

        Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

        • Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
        • Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
        • Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
        • Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
        • Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.
        • Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости). К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.

          Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

          У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще. Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению. Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:

        • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
        • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
        • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
        • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
        • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.
        • Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии. Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни. Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).

          Иногда явления умственной неполноценности наряду с другими патологиями могут быть признаками редких генетических болезней, которые требуют сложной, часто дорогостоящей диагностики для постановки точного диагноза.Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и так далее). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:

        • Изучение истории болезни ребенка, установление наличие тяжелых травм или инфекций.
        • МРТ или КТ головного мозга.
        • Иммунологические анализы для выявления антител к возбудителям венерических заболеваний, могущих передаться от матери, менингококковой и других инфекций.
        • Проведение ЭЭГ для оценки волновой активности коры головного мозга.
        • Консультация детского невролога.
        • Что делать, если ребенку поставили диагноз « умственная отсталость»?

          Шаг 1. Обратиться к неврологу, имеющему опыт работы с этим заболеванием (для получения бесплатных услуг в государственных центрах, необходимо взять направление у районного невролога).

          Шаг 2. Пройти консультацию психиатра.

          Шаг 3. Провести полную диагностику здоровья на предмет сопутствующих заболеваний.

          Шаг 4. В случае умеренной и тяжелой умственной отсталости оформить необходимую группу инвалидности и вписать все необходимое в ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации)

          Шаг 5. Начать реабилитацию, занятия с дефектологом, логопедом, психологом.

          absolute-help.ru