Умственная отсталость в степени выраженной дебильности

Важным критерием полноценного и успешного развития ребенка является его умственное и интеллектуальное прогрессирование. Ребенок с каждым годом должен становиться все более образованным, коммуникабельным, смышленным и интеллектуально развитым, как и прочие здоровые люди. Любые отклонения носят названия болезней, которые проходят лечение. Дебильность является легким отклонением в умственном развитии, которая имеет степени и стадии, признаки и симптомы.

Отставание в умственном развитии называется олигофренией. Легкой стадией олигофрении является дебильность, о которой пойдет речь на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Данное заболевание поддается лечению под контролем специалистов. В некоторых случаях наступают хорошие результаты.

Что такое дебильность?

Что такое дебильность? Это легкая форма олигофрении – задержки в умственном развитии. Такие дети практически не отличаются от своих сверстников, однако примечательны определенные признаки. Под руководством специалистов можно устранить некоторые пробелы, обучить элементарным специальностям и даже сделать их самостоятельными. Однако полностью независимыми такие дети не становятся. Помощь со стороны им необходима.

Данное заболевание является врожденным или приобретенным. Идет органическое поражение мозга, при котором ребенок не развивается быстро, по сравнению со сверстниками. Данный фактор остается на всю жизнь, не нарастает и даже исправляется с годами.

Деменция является снижением интеллекта за счет потери памяти, что происходит с годами. Дебильность же проявляется с самого рождения. Причиной тому является врожденные отклонения или детские нарушения в развитии:

  • Недостаток йода в раннем возрасте.
  • Детские травмы.
  • Черепно-мозговые травмы при прохождении через родовые пути.
  • Пороки развития ЦНС и пр.
  • Подобный диагноз страшит родителей, которые хотели бы иметь здорового ребенка. Однако дебильность можно исправить упорными занятиями с малышом, несмотря на то, что его развитие будет происходить долго и постепенно.

    Дебильность можно легко распознать по соответствующим данному заболеванию симптомам:

  • Физическое развитие ребенка отстает: он позже начинает сидеть, ходить.
  • Нарушенное абстрактное мышление. Детям трудно понять такие понятия, как время или пространство, поскольку они понимают лишь то, что видят своими глазами. А для понимания слов, которые не имеют реально ощутимой формы, необходимо иметь абстрактное мышление.
  • Сниженная склонность к запоминанию.
  • Недоразвитость речи. Ребенок поздно начинает говорить, при этом долгое время употребляет лишь слова по отдельности. С большой задержкой возникает фразовая речь. Словарный запас очень мал.
  • Отсутствие концентрации внимания. Ребенок не способен сосредоточиться на чем-то одном долгое время.
  • Эмоциональная нестабильность. Могут внезапно возникать агрессия, злость, раздражительность.
  • Малый интерес к любознательности и фантазиям. Ребенок может не проявлять интереса к рисованию и чтению.
  • Внушаемость, подчиняемость. Ребенок легко поддается внушению, поэтому может принимать наркотики, алкоголь, бывать в кругу асоциальных людей.
  • Отсутствие логических связей.
  • Трудная обучаемость, особенно письму.
  • Трудности в пересказывании услышанного или прочитанного.
  • У каждого ребенка дебильность проявляется теми или иными симптомами.

    Вместе с тем ребенок, болеющий дебильностью, может проявлять некоторую одаренность:

    1. Отличная зрительная или механическая память.
    2. Умножение крупных цифр в уме: склонность к сложным арифметическим операциям.
    3. Абсолютный слух и т. д.
    4. Больных дебильностью лучше отправлять в специализированные школы, а не в общеобразовательные. Там с ними могут работать психиатры и психотерапевты, которые будут приучать детей к самостоятельной деятельности. Некоторые из больных становятся хорошими супругами. Они неконфликтные, послушные, управляемые. Однако есть и другие представители: апатичные, возбудимые, мстительные, заторможенные, злобно-упрямые.

      Стадии дебильности

      Чтобы определить стадию дебильности, врачи проводят тест на интеллектуальное развитие:

    5. Легкая стадия дебильности отмечается при IQ в 65-69. При такой стадии сохраняются навыки приобретения специальности. Они способны ухаживать за собой и даже создавать семью. В некоторых случаях даже не требуется постоянная психоневрологическая проверка.
    6. Умеренно выраженная стадия дебильности отмечается при IQ в 60-64.
    7. Тяжелая стадия дебильности проявляется при IQ в 50-59. Человек при такой стадии не может обходиться без посторонней поддержки и помощи. Может научиться простым физическим навыкам и домашним делам.
    8. Стадию определяют специалисты, которые проводят ряд исследований. Коэффициент IQ определяется после проведения ряда заданий на пространственное мышление и логику и рассчитывается в зависимости от процента правильных ответов.

      Степень умственной задержки определяется по формам:

    9. Атоническая: неспособность к мотивированному и целесообразному поведению.
    10. Астеническая: истощаемость, эмоциональная неустойчивость, утомляемость.
    11. Дисфорическая: выраженные агрессивные расстройства настроения разрушительного действия.
    12. Стеническая: уравновешенность, добродушие, активность, общительность или вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, неупорядоченное поведение.
    13. Больные должны систематически проходить обследование у врачей, а также имеют ряд противопоказаний в социальной сфере. Их не допускают к таким мероприятиям:

    14. Служба в вооруженных силах.
    15. Ношение и приобретение оружия.
    16. Служба в государственных и муниципальных органах.
    17. Работа мастером, инженером, машинистом.
    18. Допуск к государственной тайне.
    19. Вождение автотранспорта.
    20. Иногда дебильность остается не выявленной из-за нежелания родителями признавать ее у своего ребенка. Они не переводят своих детей в специальные школы, где 4-годичный курс обучения проходят за 8 лет.

      Признаки дебильности

      Дебильность отмечается в умственном развитии, которое задерживается в зависимости от стадии болезни. Такие дети отличаются своими недалекими умственными способностями, которые отмечаются в следующих признаках:

    21. Неспособность видеть ситуацию в целом и воспринимать внешние события.
    22. Отсутствие пытливости ума и собственных суждений.
    23. Склонность к подчинению чужому мнению и соответствию ему.
    24. Запоминание правил и выражений, которые потом используются шаблонно.
    25. Поучение жизни окружающих.
    26. Отсутствие склонности к обобщению и тонкому анализу.
    27. Такие люди становятся опасными для себя и других, когда попадают под влияние преступных авторитетов. Они полностью подчиняются чужой воле, выполняя любые действия (поджоги, убийства, кражи и пр.). При этом они не отдают себе отчета в том, что делают.

      Люди, больные дебильностью, имеют сексуальные распущенные наклонности. Чертами их характера могут быть:

    28. Добродушие.
    29. Приветливость.
    30. Ласковость.
    31. Злобность.
    32. Агрессивность.
    33. Упрямство.
    34. Мстительность.
    35. перейти наверх

      Причины дебильности

      Заболевание не развивается само по себе. Ей предшествуют причины, которые и приводят к дебильности различной степени и стадии. Ими являются:

    36. Генетические болезни, которые сопровождаются умственной отсталостью: синдром Ангельмана, синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли. При них отмечается аномалии в строении генов или хромосом, что приводит к физическому недоразвитию.
    37. Врожденные факторы, которые отмечались, пока женщина была беременна, что и влияло на развитие плода:
    38. Ионизирующее облучение, например, на рентгене.
    39. Инфекционные болезни: сифилис, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, краснуха и пр.
    40. Химические факторы: наркотики, алкоголь, медикаменты, токсины, яды от бытовых грызунов и пр.
    41. Нарушение диеты или недоедание, когда женщина отказывается от приема конкретного продукта, при этом не восполняет другими продуктами необходимый элемент.
    42. Недостаток йода, который участвует в правильном развитии нервной системы.
    43. Фетоплацентарная недостаточность.
    44. Возникновение резус-фактора.
    45. Травмы головы при рождении ребенка, например, акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепные кровоизлияния.
    46. Отсутствие общения и педагогической работы с ребенком в первые годы жизни. Особенно часто наблюдается в неблагополучных семьях.
    47. Недостаток йода в пищевом рационе после рождения и до 2-3 лет.
    48. Дебильность у детей

      Дебильность проявляется с первых дней жизни ребенка. Она не является болезнью взрослых людей. Либо у детей сразу проявляется дебильность, либо она сразу исключается. От этого зависит то, какую работу необходимо проводить с каждым ребенком.

      В первые годы жизни механическое мышление и усидчивость позволяют малышу освоить элементарные навыки. Знания начальной школы легко поддаются обучению. Однако уже программа средних классов дается с трудом. Детей с дебильностью следует отправлять в специализированные школы, где учитываются их особенности и проводятся другие методики по работе с умственно отсталыми.

      Выраженная дебильность проявляется в узости интересов, которые основываются лишь на желаниях физически удовлетворить потребности и постоянно веселиться. Их ничто более не интересует, даже общение с другими людьми или чтение книг. Предпочтительнее для них смотреть различные увеселительные программы.

      Детей, страдающих от дебилизма, можно научить элементарным навыкам, которые позволят овладеть профессией. Лучше, если они будут механическими и подражательными.

      Лечение дебильности

      Лечение дебильности имеет много направлений, которые полностью зависят от причин появления болезни и ее развития. Больные стоят на учете у психоневролога. При выявлении эндокринопатии посещать следует еще и эндокринолога.

      Лечение проводится медикаментозное:

    49. Этиотропное лечение назначается при токсоплазмозе, сифилисе.
    50. Соблюдение диеты при ферментотерапии.
    51. Гормональная терапия назначается при эндокринопатии.
    52. Симптоматическое лечение направлено на устранение признаков дебильности:

    53. Дегидратационные средства.
    54. Нейропротекторы.
    55. Общеукрепляющее лечение.
    56. Метаболиты (Глутаминовая кислота, витамины группы В).
    57. Противосудорожные препараты.
    58. Ноотропы (Аминалон, Ноотропил).
    59. Психотропные препараты.
    60. Психостимуляторы при астении и повышенной утомляемости: Амфетамин, Пемолин.
    61. При чрезмерной эмоциональной возбудимости назначаются Аминазин, Галоперидол, Элениум.
    62. Корригирующие методы (психологические, логопедические, педагогические) применяются при выраженной дебильности. Психологическая помощь назначается при нарушении поведения и на стадии обучения. В более взрослом возрасте дается помощь в обучении профессиональных навыков и бытовой работе.

      Врачи не могут дать однозначного прогноза того, что ребенка можно будет легко вылечить от дебильности. Зачастую речь идет о заболевании, которое будет постоянно сопутствовать человеку. На продолжительность жизни это не повлияет, если больной будет получать поддержку извне или его болезнь будет находиться на легкой стадии.

      Врачи отмечают последствия при отсутствии лечения:

      1. Отсутствие трудовой и социальной адаптации.
      2. Агрессивное поведение и социально опасные поступки.
      3. Изолированность от общества.
      4. Чтобы такой жизни не было у ребенка, мать должна позаботиться об его здоровье еще в момент внутриутробного развития. Врачи дают такие советы:

      5. Отказаться от вредных привычек.
      6. Регулярно посещать гинеколога-акушера, который будет следить за развитием беременности.
      7. Вести здоровый образ: гулять, отдыхать, высыпаться, правильно питаться.
      8. Контролировать уровень артериального давления.
      9. Сохранять эмоционально хорошее стабильное настроение.
      10. psymedcare.ru

        Медико-социальная экспертиза

        Войти через uID

        3.6.1 ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

        3.6. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ И РАССТРОЙСТВАХ ПОВЕДЕНИЯ

        3.6.1 ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

        На сегодня в МСЭ и реабилитации при нервно-психических расстройствах, наряду с исторически сложившимся термином «Олигофрения», используется регламентированный в МКБ-10 диагностический термин «Умственная отсталость» (рубрика по МКБ F70-79). В Международной классификации функционирования (МКФ) умственная отсталость представлена доменами b 117 (функции интеллекта) и s 110 (структуры головного мозга).

        Социальная значимость: в Российской Федерации среди причин инвалидности по психическим нарушениям у детей олигофрения устойчиво занимает первое место. Социальная значимость определяется и тем, что олигофрения, формируясь в раннем детстве, «сопровождает» человека все его жизнь.

        Олигофрения — врожденная или приобретенная в раннем детстве (до трех лет) стойкая интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности, лишенная прогредиентного течения.

        Понятие «олигофения» является полиэтиологичной патологией, которую объединяет общий синдром – интеллектуальная недостаточность.

        Основными этиологическими факторами олигофрении являются:

        1. Хромосомные абберации;

        2. Наследственные нарушения различных форм метаболизма;

        3. Наследственные заболевания кожи, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы;

        4. Воздействие патогенных факторов в период внутриутробной жизни плода;

        5. Интранатальная травма

        6. Органическое поражение мозга в родовой и постнатальный период (до трех лет).

        Традиционно выделяют следующие формы интеллектуальной недостаточности при олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Кроме того, в структуре диагноза «Олигофрения» выделяют т.н. тип олигофренического дефекта (ОД), т.е. сочетание недоразвития интеллекта с расстройствами в сферах темперамента, характера, мотивации, значимыми при формировании социальной недостаточности (СН) и ограничений жизнедеятельности (ОЖД). Выделяется три типа олигофренического дефекта: основной; психопатоподобный; сложный (осложненный).

        Рассмотрим подробнее степени интеллектуальной недостаточности и разновидности олигофренического дефекта.

        Идиотия (рубрика по МКБ-10 F73, F72) – самая тяжелая степень олигофрении (5% от популяции детей-олигофренов). Тип ОД не выделяется; в целях социальной абилитации целесообразно выделять глубокую, умеренную и легкую степень идиотии. Глубокая степень: нет логически-ассоциативных связей между предметами и явлениями; речь отсутствует. Эмоциональные реакции полярны, примитивны – гневливость, апатия. Двигательные реакции бедны, малокоординированы. Ходьба поздно, ходят с трудом. Нет навыков самообслуживания (не могут одеться, пользоваться ложкой, вилкой; не опрятны мочой и калом). Легкая и умеренная степень: логически-ассоциативные связи крайне примитивны: пламя – не трогать; лед – холодный и др. Способны дифференцировать окружающих – радость, недовольство, гнев по отношению к конкретным лицам. Моторно неловки. Речь – знают отдельные обиходные слова; выговор с дефектом, фразовая речь отсутствует. Имеются навыки примитивного самообслуживания (еда ложкой, мытье лица, снимание простой одежды).

        Имбецильность (рубрика по МКБ-10 F71)- вторая по частоте встречаемости степень интеллектуальной недостаточности (20% от популяции детей-олигофренов). Глубокая степень: имеются примитивные логически-ассоциативные связи, представления. Имеется эмоциональная дифференцировка окружающих. Обычно страдают тонкие, сложно координированные действия. Могут усвоить небольшой запас слов, строят короткую простую фразу, понимают обращенную речь на бытовом уровне. Имеются навыки элементарного самообслуживания, однако потребности примитивны. Обучение во вспомогательной школе не продуктивно (чтение отдельных слов, складывание-вычитание на простейшем наглядном материале). Тип олигофренического дефекта (ОД) выделять нецелесообразно. Легкая и умеренная степень: формируются конкретные логически-ассоциативные связи, конкретные представления (кошка, собака, но не кошки – собаки «вообще»). К самостоятельному решению интеллектуальных задач, даже простых и житейских – не способны; удовлетворительно адаптируются только в привычных, стандартных жизненных ситуациях, в связи с чем необходим постоянный контроль; однако, могут учиться во вспомогательной школе (усваивают простейший счет, написание отдельных слов, чтение простых текстов, вывесок и др.). Осваивают простейшие трудовые процессы (мытье посуды, полов, клейка пакетов, расфасовка и т.п.). У данных пациентов уже возможно выделение того или иного типа ОД – основного, психопатоподобного, сложного (осложненного).

        Дебильность (рубрика по МКБF70): имеет особую социальную значимость (до 75% от детей-олигофренов). Выраженная степень дебильности. Моторная неловкость, задержка речи, навыков самообслуживания прослеживается к 2,5 – 3 годам. Ходят и говорят с 3 лет, фразовая речь – с 4-5 лет. Эмоциональные реакции маловыразительны, торпидны. Словарный запас беден, речь односложная, c аграмматизмами. Приобретение простейших трудовых навыков (уборка комнаты, мытье посуды и т.п.) значительно затруднено. Логически-ассоциативные связи конкретны. Концентрация внимания низка. Память механическая, малого объема. Образование возможно в объеме 4-6 классов вспомогательной школы. Выделяют 3 типа олигофренического дефекта: основной, психопатоподобный и сложный (осложненный).

        Умеренная степень дебильности. Приобретение навыков самообслуживания замедлено, но достижимо. Эмоциональные реакции достаточно модулированы и ситуативно адекватны, особенно при основном типе ОД. Ходить и говорить начинают к 2 годам, простая фразовая речь – к 3-4 годам, речь дизартрична, сопровождается аграмматизмами, словарный запас не соответствует возрасту. Не справляются с программой общеобразовательной школы. Во вспомогательной школе оканчивают 6-8 классов. Могут приобретать простые трудовые навыки, при основном типе ОД адаптированы в труде, под контролем. В типовых жизненных ситуациях ориентируются достаточно, однако, дезадаптируются при любом отклонении от стереотипа.

        Легкая степень дебильности. Раннее развитие без отставания. Эмоциональные реакции в целом ситуативно адекватны, особенно при основном типе ОД. Абстрактный смысл пословиц и поговорок не вычленяют; наглядно-образное мышление возможно. Возможно обучение в массовой школе до 4-5 класса, далее трудности с предметами, содержащими абстрактный материал. Вспомогательная школа в полном объеме. Словарный запас достаточный, но суждения поверхностны, легковесны, штампованы. Могут приобретать трудовые навыки в неквалифицироованых профессиях. Нередко образуют семьи, занимаются бытом, и др.

        Наряду с анализом интеллектуального дефекта, в МСЭ и ре- (абилитации) оценивается также тип и степень выраженности ОД (особенности темперамента, характера, мотивации пациента, а так же наличие сомато-неврологической патологии).

        Основной тип ОД формируется примерно у 80% детей с олигофренией. Характерен для дебильности или имбецильности легкой (умеренной) степени. По темпераменту эмоционально адекватны, синтонны, по характеру социально ориентированы. Как правило, охотно учатся во вспомогательной школе. Повзрослев, трудонаправлены, склонны к монотонности в работе. Цели, идеалы, представления, установки приземленные, шаблонизированные («быть как все»). В установках ригидны, меняют их с трудом. Однако, в практической деятельности свою мотивацию реализуют удовлетворительно. Свыше 60% олигофренов в степени дебильности при основном типе ОД достаточно социально адаптированы и не нуждаются в определении категории «ребенок-инвалид».

        Психопатоподобный тип ОД могут иметь до 20% страдающих олигофренией в степени как дебильности, так и легкой (умеренной) имбецильности. Выделяют несколько его вариантов:

        эксплозивный вариант со стороны темперамента характеризуется возбудимостью, злобностью, раздражительностью, и т.п. Такие дети ситуативно неадекватны в поведении, требуют постоянного контроля их поведения. Небрежны в учебе, а повзрослев – и в работе; в целом деятельность таких пациентов неустойчива и мало целенаправлена. Поэтому даже при легкой степени дебильности дети с умеренным или выраженным эксплозивным вариантом ОД требуют социальной защиты и медикаментозной коррекции поведения. При более выраженных степенях дебильности, и при легкой имбецильности, сочетающихся с эксплозивным вариантом типа дефекта, есть все основания для определения таким детям инвалидности.

        – при астеническом варианте психопатоподобного типа ОД ребенка дезадаптирует т.н. «астенический рисунок поведения». Такие дети жалуются на головные боли, быструю утомляемость, раздражительность, плаксивость, расстройства сна и т.п. Часты отказы от игр, от учебных занятий. При ЭПО — замедление темпа психической деятельности, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость, низкая выносливость к психическому и физическому напряжению. Объективно наблюдаемые стойкие умеренные и выраженные расстройства, характерные для данного типа ОД, с отказом от деятельности, с дезорганизацией поведения и др. – говорят в пользу экспертного решения о мерах социальной защиты, даже в случае легкой степени дебильности, и тем более, в случаях других степеней интеллектуального недоразвития.

        апатический (апатически-торпидный) вариант психопатоподобного типа ОД: крайне низок темп психической деятельности, низок интерес к различным фор­мам деятельности, основной фон настроения — апатия; характерно безразличие к другим людям и самому себе; инте­рес к окружающему ограничен примитивными потребностями. Время часто проводят в постели, мал интерес к расширению навыков самообслуживания, к обучению. Навыки по социальной адаптации не стойки и вырабатываются медленно. Возможно привитие трудовых навыков к самым элементарным операциям (уборка, картонаж, и др.). Данный вид олигофренического дефекта наименее благоприятен для абилитации. При умеренных и выраженных апатических проявлениях здесь имеются существенные основания для признания ребенка инвалидом.

        Сложный («осложненный») тип олигофренического дефекта характеризуется сочетанием интеллектуальной недостаточности (дебильность, легкая или умеренная имбецильность) с сомато-неврологической патологией – припадки, параличи, гиперкинезы, речевые расстройства (афазия и др.), энурез, энкопрез, слепо­та, глухота, недоразвитие конечностей, пороки сердца и т. д.

        Показания для направления на МСЭ: возраст ребенка 3 и более лет; наличие стойкого непрогредиентного симптомокомплекса-дефекта интеллектуальной недостаточности различных степеней в сочетании с патологией в сфере темперамента и характера, либо стойкой сомато-неврологической симптоматикой умеренной, выраженной и значительно выраженной степеней; неэффективность проведения реабилитационных мероприятий.

        Необходимые обследования при направлении на МСЭ: заключения специалистов: генетик (данные объективного осмотра с исследованием крови на кариотип, специальные методы исследования при наличии патологии метаболизма); психиатр, невролог, педиатр, травматолог-ортопед, окулист и т.д. (по показаниям); данные экспериментально-психологического обследования (ЭПО) у детей старше 3 лет (состояние психических процессов и интеллекта, оценка особенностей темперамента и характера); логопед (оценка состояния речевой функции); дефектолог; при необходимости: заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которое определяет вид обучения, его форму и режим; характеристика с места учебы, иные материалы объективного (клинико-экспертного) наблюдения, в т.ч. социальное обследование на дому; инструментальные и лабораторные методы исследования (по показаниям, в зависимости от этиологии и наличия сомато-неврологической патологии): МРТ, КТ, УЗИ головного мозга, нейросонография; ЭЭГ, ЭКГ и т.д.

        Основной клинико-экспертно-функциональный диагноз складывается из:

        а) синдрома интеллектуальной недостаточности с указанием степени выраженности; б) типа олигофренического дефекта с указанием степени выраженности, в том числе: основного; психопатоподобного; сложного (осложненного) — при сочетании нарушений психических функций с нарушениями соматических и неврологических функций.

        Например: Олигофрения в степени выраженной дебильности. Выраженный сложный тип дефекта (с выраженными речевыми расстройствами).

        Критерии инвалидности: стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций (в сочетании со стойкими нарушениями сомато-неврологических функций, в том числе — нарушения языковых и речевых функций; нарушения сенсорных функций; нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; нарушения, обусловленные физическим внешним уродством), приводящие к ограничению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контроля за своим поведением, определяющих необходимость социальной защиты ребёнка.

        Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах представлена в табл. 75-78.

        Таблица 75

        Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах (при умственной отсталости легкой степени)

        Клинико-функциональная характеристика основных стойких нарушений функций организма

        www.invalidnost.com

        Дебильность

        Симптомы дебильности

      11. Отставание в физическом развитии: ребенок позже начинает ходить, присаживаться.
      12. Недоразвитие речи: ребенок поздно начинает говорить, речь долго сохраняется на уровне произнесения отдельных слов, со временем (но с большой задержкой) развивается фразовая речь. Словарный запас чаще бывает снижен до 100-200 слов.
      13. Нарушение абстрактного мышления: люди с дебильностью с трудом могут объяснить значение и связь между словами “ пространство” или “ время”, так как у них присутствует конкретно-описательный тип мышления, а указанные понятия можно описать, лишь имея развитое абстрактное мышление.
      14. Нестойкость внимания: больные с трудом концентрируются на какой-либо работе или занятии.
      15. Снижение способности к запоминанию, например, стихов, имен.
      16. Недостаток фантазии и любознательности: ребенок мало интересуется чтением, рисованием.
      17. Подчиняемость, внушаемость: люди с дебильностью часто ввязываются в асоциальные компании, употребляют алкоголь и наркотики, так как являются чрезвычайно внушаемыми.
      18. Эмоциональные нарушения в виде внезапных вспышек агрессивности, злости, раздражительности.
      19. Выраженность вышеперечисленных симптомов индивидуальна для каждого человека.
      20. В зависимости от степени умственных нарушений выделяют три степени дебильности, разделенные с помощью коэффициента IQ (“ ай-кью”), который принято использовать для оценки интеллектуальных способностей:
        • легкая форма: IQ 65-69;
        • умеренно выраженная форма: IQ 60-64;
        • тяжелая форма: IQ 50-59.
        • Коэффициент IQ определяется с помощью ряда заданий на логику и пространственное мышление и является отражением процента правильно выполненных пунктов.
        • Генетические заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью (синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли). Они связаны с нарушением строения генов и хромосом, сопровождаются признаками физического недоразвития.
        • Вредные факторы, воздействующие на организм беременной женщины (отражается на плоде).
          • Ионизирующее излучение (например, при частом использовании рентгена у беременной).
          • Химические агенты (например, бытовые токсины (яды от насекомых, органические растворители), алкоголь, наркотики).
          • Наличие инфекционных заболеваний:
            • цитомегаловирусная инфекция;
            • сифилис;
            • краснуха;
            • токсоплазмоз и др.
            • Недоедание или грубое нарушение диеты: например, отказ от употребления мяса без должной компенсации необходимых веществ с помощью разнообразия продуктов.
            • Недостаток йода (он необходим для правильного развития нервной системы).
            • Травма головного мозга в процессе родов: асфиксия, родовая травма (например, сдавление головки ребенка акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепное кровоизлияние из-за родовой травмы).
            • Недостаточное общение и педагогическая работа в первые годы жизни (в неблагополучных семьях): при этом исходные ресурсы головного мозга оказываются неиспользованными. В этих случаях чаще, чем при органических заболеваниях (травмы, генетические заболевания), отмечается положительный эффект от лечебных мероприятий.
            • Недостаток йода в пищевом рационе в раннем возрасте (с новорожденности и до 2-3 лет).
            • Врач психиатр поможет при лечении заболевания

              Диагностика

              • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
                • с какого возраста признаки дебильности (недостаточное развитие речи, недоразвитость эмоций, трудности при чтении, бедная речь) стали заметны;
                • как протекала беременность матери (были ли инфекционные заболевания, недостаточное питание, простудные заболевания, повышение артериального (кровяного) давления, факт употребления алкоголя или наркотиков);
                • наличие частых простудных заболеваний в детстве;
                • наличие факта недоедания в детстве.
                • Осмотр психиатром: оценка интеллектуальных способностей человека при беседе, использовании специальных шкал, опросников. Оценивается речь пациента, уровень его общения в социальной среде, отношения с родителями и родственниками (часто люди с дебильностью очень трепетно относятся к родителям, называя их по имени, но не узнают знакомых людей и даже пугаются их).
                • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяет послойно изучить строение головного мозга и определить возможные признаки повреждения мозга (кровоизлияния, нарушения строения мозга).
                • Возможна также консультация невролога.
                • Лечение сводится к коррекции имеющегося интеллектуального дефекта с помощью специальных школ, активного участия педагогов, логопедов в развитии речи, социальных навыков, мышления и внимания у больных.
                • Успокоительные препараты при вспышках агрессивности.
                • Препараты, улучшающие питание головного мозга (ноотропы).
                • Осложнения и последствия

                • Нарушение социальной и трудовой адаптации в связи с имеющимся интеллектуальным дефектом. Зачастую люди с дебильностью могут освоить простейшую профессию (уборщик, грузчик), но редко способны получить высшее образование.
                • Агрессивное поведение с социально опасными поступками (чаще бывают при среднетяжелых и тяжелых формах).
                • Профилактика дебильности

                  Чудновский В.С., Чистиков Н.Ф. — Основы психиатрии – 1997 г.
                  Попов Ю.В. – Современная клиническая психиатрия, 2006 г.
                  Сухарева Г.Е. – Клинические лекции по психиатрии детского возраста, том 2, 1965 г.
                  Бачериков Н. – Клиническая психиатрия, 1989 г.

                  Что делать при дебильности?

                  • Выбрать подходящего врача психиатр
                  • Сдать анализы
                  • Получить от врача схему лечения
                  • Выполнить все рекомендации

      lookmedbook.ru