Умственно отсталость опекун

Содержание:

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Берут ли в армию с умственной отсталостью?

Ответом на вопрос о службе людей с диагнозом «умственная отсталость» для родителей или опекунов является оф.документ Расписание болезней. При наличии доказательной базы юношу признают негодным к армии. Узнайте подробности военной экспертизы в этой статье.

Возможно ли симулировать психологическое заболевание?

Консультируя молодых ребят, обращаешь внимание на то, что треть из них считает возможным обмануть врача, добавившись освобождения от армии по психиатрии. Другие, например, уверенно советуют «откосить под дурачка», прикинувшись психически нездоровым парнем. Ни те, ни другие, не знают нормы законодательства и правила проведения военной экспертизы здоровья. Для получения непризывной категории необходимо не просто иметь в амбулаторной карте диагноз, но и фактические доказательства в виде солидной папки с результатами пройденных обследований. И немногие знают, что подтвердить болезнь нужно, в том числе, и в ходе доп.обследование от военкомата. При соответствии условиям присвоения диагноза решение военно-врачебной комиссии может быть вынесено с исключением из обязанности прохождения срочной армейской службы. Да и врачи, участвующие в медицинской экспертизе, опытные, сразу вычисляют симулянтов.

Прохождение медкомиссии в военкомате

Среди психологических расстройств, ограничивающих службу в армии, присутствует умственная отсталость. Этот недуг характеризуется комплексным проявлением, но важной частью которых является отклонение, задержка в умственном развитии ребёнка. Основа такой задержки лежит в органическом поражении тканей центральной нервной системы. Различают формы олигофрения и деменция (как приобретённый во внутриутробном развитии или до трёх лет, и как результат перенесённой болезни или травмы). Болезнь также различают по степени проявлений. Ранее использовавшиеся термины из-за приобретения социального негативного оттенка теперь не используются. Различают степени от лёгкой до глубокой.

С точки зрения прохождения военной подготовки для людей с умственной отсталостью, установлен однозначный официальный ответ. Согласно статье 20 Расписания болезней призывнику не обязательно проходить доп.обследование в стационарных условиях – при условии наличия глубокой, умеренной или тяжелой формы недуга. Призывников с умственной отсталостью не берут в армию, присваивают категорию годности «Д» с исключением из списка военнообязанных страны. Поэтому для исключения ошибок опекунам или родителям, сопровождающим, важно наличие всех документов от врача.

Легко ли откосить с такой формой слабоумия? Невозможно. Да и наличие подобного диагноза в вашей истории болезни совсем не облегчают жизнь. Кроме того подделка документов сурово карается Законом.

С лёгкой степенью умственной отсталости также не забирают в армию. Но так как такие люди могут хорошо быть социально адаптированы, даже самостоятельны, то процесс их освидетельствования проходит несколько иначе. Для врача ВВК весомый вес имеют клинические данные диагностики, результаты экспериментально-психологического исследования мышления и интеллекта. Расписание болезней устанавливает точный диапазон критерия: коэффициент умственного развития в диапазоне 50 — 69 по результатам полного психометрического исследования интеллекта по Д. Векслеру. Если данные у призывника отличаются, то для установления категории годности к армии потребуется прохождение обязательно обследования в стационарных условиях. Подтвердив степень умственной отсталости юноши, военкомат вынесет решение о зачислении в запас, то есть освободят от армии только в мирное время. Выдадут военный билет.

Допустим, кто-то хочет «закосить под дурачка» с лёгкой степени олигофрении. Получится ли? После спектакля в военкомате, вас отправят в стационар для обследования и заключения врача. Это круглосуточное наблюдение за человеком с использованием тестов и особых методов диагностики. Здоровый человек сразу выдаст себя. Так что закосить в этом плане не самый эффективный способ. Доступный вариант избежать службы в армии – это получить военный билет законно на основе прав, которые регламентированы законом. Например, стать депутатом. Или получить учёную степень. Или обратиться к нам, и мы поможем решить вопрос в вашу пользу. Воспользуйтесь бесплатной консультацией, чтобы составить план по освобождению от армии законно и без проблем.

www.prizyvanet.ru

Жительница Таймыра в суде добилась отмены диагноза об умственной отсталости внука

Жительница Таймыра через суд добилась отмены выставленного ее несовершеннолетнему внуку диагноза умственной отсталости. Мать 10-летнего мальчика лишили родительских прав в июне 2011 года, после чего его перевели в детский дом. В первом классе он обучался в дудинской средней общеобразовательной школе, но позже решением психолого-медико-педагогической комиссии был переведен в коррекционную школу-интернат, администрация которой направила его к врачу-психиатру Таймырской центральной районной больницы. Он выставил предварительный диагноз психического заболевания «умственная отсталость легкой степени с нарушением поведения, требующим лечения и надзора».

Осенью 2012 года психиатр выдал направление на госпитализацию в детское отделение психоневрологического диспансера в Норильске, после обследования и лечения диагноз ребенку был оставлен. В апреле 2013 года его бабушка-опекун обратилась в местное управление образования с заявлением на очередное представление внука на комиссию для решения вопроса о выводе его из коррекционной школы, но врач-психиатр оставил диагноз и рекомендовал дальнейшее обучение в той школе. Тогда женщина обратилась в суд с иском об оспаривании медицинского заключения о наличии у внука психического заболевания — она считала, что психического расстройства нет, а фактором развития отклонений явилось то, что мальчик воспитывался в неполной семье, имел неблагополучную мать и испытывал недостаток внимания.

При разрешении спора суд исследовал заключение комиссионной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, проведенной Красноярским краевым психоневрологическим диспансером. Согласно данному заключению, мальчик не страдал и не страдает хроническим психическим расстройством, а выставленный диагноз «легкая умственная отсталость, психопатоподобное поведение» вызывает сомнение. «По мнению комиссии экспертов, у ребенка выявлялись непсихотические расстройства, связанные с нарушением воспитания — с тем, что им не занимались, он с раннего детства был предоставлен сам себе. Ребенок оказался педагогически запущенным, что и выразилось в дефекте его поведения. У него отмечается эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость внимания, но при этом он обучаем, сохранена смысловая память, он способен устанавливать несложные логические зависимости. В настоящее время мальчик имеет хорошую успеваемость в коррекционной школе, после коррекционно-развивающих занятий стал более собранным, спокойным, внимательным в работе», — пояснила пресс-секретарь Красноярского краевого суда Наталья Мишанина.

Дудинский районный суд удовлетворил требования женщины, постановив признать диагноз врача-психиатра Таймырской ЦРБ необоснованным и обязать больницу внести сведения в медицинскую документацию об отсутствии у ребенка хронического психического расстройства. Но главврач больницы обжаловал судебное решение, ссылаясь на то, что выводы экспертного заключения однозначно не исключают наличие у мальчика диагноза в виде умственной отсталости. Но, так как доказательств этого врачи не предоставили, Красноярский краевой суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

newslab.ru

Как ставят диагноз «умственная отсталость»? История пациента

Признаки умственной отсталости. Степени: легкая, умеренная, тяжелая

Как развивается ребенок с умственной отсталостью? Как ставят это диагноз врачи-психиатры? Какие признаки умственной отсталости могут проявлять люди с разной ее степенью? Врач-психиатр подробно описывает историю пациента с умственной отсталостью в популярной книге о различных психических нарушениях.

История пациента с умственной отсталостью

Он всегда улыбался. Даже когда ему было больно, когда ему было грустно, улыбка не сходила с его лица. Порой это была испуганная улыбка, иногда — виноватая. Странно, но та же виноватость была в улыбке, когда у него заболел живот, и мы отправили его в хирургию с аппендицитом. Словно он просил ей прощения за отнятое у нас время. Хотя вряд ли он понимал в полной мере, что значит это слово — «время».

У него не было плоской переносицы и раскосых глаз, да и других особых признаков хромосомной болезни в нем не наблюдалось. Да, была внутриутробная гипоксия. Родился он на седьмом месяце беременности, и почти два месяца врачи боролись за его жизнь.

Поначалу он был обычным младенцем. Как его старший брат. Только чаще плакал. И позже начал переворачиваться. Позднее встал на ноги. Почти в два года сказал первое слово. И потом отставание становилось все заметнее. Он рос медленнее, его психика сложнее развивалась. Первые три класса школы он еще осилил, сложнее всего давалась арифметика. На исходе третьего стало ясно, что в обычной школе он учиться не сможет, и свой четвертый класс он начал во вспомогательной школе.

Там он справлялся неплохо. Особенно хорошо давались предметы, где нужно было работать руками. Он с удовольствием лепил из глины простые вазы, горшки. Красил стены. Помогал отцу и брату, как мог, на даче. Он даже выучился на маляра и несколько лет проработал им в разных местах.

Ему всегда помогал старший брат. Чтобы не обижали, чтобы не обманывали с зарплатой. Ведь он был доверчив и открыт. Хулиганы во дворе пользовались этим. Устраивали всякие шутки, смеялись над ним, заставляли делать неприятные вещи. А он никогда не обижался, не знал, как это. И просто улыбался.

Одна из таких злых шуток кончилась хуже остальных. Он упал с качелей, и на обратном ходу качели ударили его по затылку. Травма черепа и ушиб мозга. С тех пор начались вторичные эпилептические припадки, и он не мог больше красить стены. Ему стало очень сложно даже помнить, как правильно держать ложку. К счастью, через несколько лет он снова научился пользоваться ей, правда, маляром снова так и не стал. А улыбка осталась.

Брат рассказывал, что лишь однажды увидел его плачущим: когда умер отец. Инсульт сразил отца на даче, а он был там тогда. Сначала испугался, не понял, что произошло, а когда в его хрустальном сознании промелькнула мысль о смерти, он загрустил и заплакал. Слезы его были горькие, он не рыдал, а скорее выл. А потом это переросло в судорожный припадок. На похоронах он вновь непонимающе улыбался.

Брат не бросал его, хоть и не жил рядом, и всегда старался помочь: давал денег, забирал на выходные, возил со своими детьми за город. Племянникам он нравился, ведь он был добрым и ласковым. Особенно отзывался на объятья. И тогда, когда он нелепо, но очень искренне обхватывал племяшку, можно было считать его улыбку настоящей.

А жили они вдвоем с матерью. Он делал простую работу — выносил мусор, нес в пакете картошку, когда они с матерью ходили на рынок. Сам он, конечно, деньгами распоряжаться не мог. Через некоторое время мама умерла, и брат стал его опекуном.

Родительскую квартиру они продали, брат забрал его к себе насовсем. Племянники были уже подростками, и им меньше хотелось с ним играть. Дома стало некомфортно. Целый день он ничем не занимался. Бродил со своей глупой и неуместной улыбкой по квартире.

Состоялся разговор с братом. Жена со вздохом заявила, что с ним нужно что-то делать. И сначала брат отмахнулся. Но участились приступы. Предыдущие дозы противосудорожных препаратов перестали работать, нужно было искать новую схему. Его положили в психиатрическую больницу, и родственники узнали, каково это. Какая может быть жизнь, когда его рядом нет, но о нем заботятся, у него есть крыша и хлеб. Он улыбался, когда встречал их в комнате свиданий. Свидания становились реже.

Прямых показаний для нахождения в психиатрической больнице уже не было. Приступы почти не случались. Новые препараты работали неплохо. Агрессии он не проявлял. Был тихим, спокойным. Иногда помогал, когда его просили. В таком состоянии ему можно было вернуться домой. Но жена брата была категорически против, и тот решился положить его на платную койку: когда родственники оплачивают лишь услуги ухода. Так он остался у нас.

Я работал в отделении второй год, его же положили за год до моего прихода. Брат хорошо зарабатывал, и проблем с оплатой койки не было. Брат по-прежнему навещал его, иногда звонил в отделение. Его не бросили. Но жизнь в семье брата пошла своим, новым чередом.

Я замечал иногда, что брат радовался его улыбке, той искренней улыбке, которая появлялась в начале их свидания. В ней было узнавание, вспоминание, что у него есть брат. И брату было достаточно. Брат приносил ему йогурт и мягкую булку с повидлом. Помогал держать ложку, затыкал салфетку за воротник, вытирал испачканные щеки. Спрашивал о простом: все ли у него хорошо, ничего не болит, никто не обижает?

Их отношения застыли на пятилетнем возрасте. Однажды брат рассказал мне, что так же, когда им было пять и двенадцать соответственно, они завтракали по субботам на даче, когда родители уезжали в город и оставляли их вдвоем. Одна из бесед с братом была особенно подробной, из нее я и узнал о его жизни.

Я пытался заглянуть в его разум. Я говорил с ним, наблюдал за поведением в отделении, эмоциями и реакциями. Но все скрывалось, или скорее наоборот, распахивалось его улыбкой. Могло показаться, что он пребывал все время в блаженном неведении. Он не желал никому зла. Не хотел отнимать и вредить. Принимал случавшееся с ним, как данность. Для него не было завтра, были обрывки вчера, он жил здесь и сейчас. Ничего не ждал и ничего не хотел. И возможно, поэтому был по-своему счастлив.

Старшая сестра пришла к нам в ординаторскую и сказала, что брат не внес оплаты, чего раньше не случалось. Мы попытались дозвониться до него, но телефон был вне зоны доступа. По домашнему номеру трубку никто не взял. Мы ждали неделю и затем обратились в органы опеки с просьбой отыскать брата или связаться с ним. И тогда узнали, что он погиб. Разбился на автомобиле в командировке. Жена брата с детьми уехала к родителям переживать свое горе.

Я не знал, как быть. Выйти и рассказать? Я обязан. Но его улыбку в тот момент я не вынес. Когда я увидел его на стуле, смотрящего мне в глаза и как всегда беспечно улыбающегося, ноги у меня отказались к нему идти. Я попросил сделать это социального работника. Но и ее слова он встретил, улыбаясь. Он так и не смог понять.

Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз

Умственная отсталость — это состояние, обусловленное врожденным (генетическим) или приобретенным в раннем возрасте (до трех лет) недоразвитием психики с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Главным критерием для постановки диагноза служит изучение коэффициента интеллекта — IQ. Нормальными считаются значения — более 70 баллов, средними для популяции — 110–150 баллов.

Умственная отсталость разделяется в зависимости от количества баллов на легкую (50–69), умеренную (35–49), тяжелую (20–34) и глубокую (ниже 20).

Раньше применялись термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», которые соответствуют современным: дебильность — легкая и умеренная степень, имбецильность — тяжелая, а идиотия — глубокая.

В наибольшей степени у пациентов с умственной отсталостью страдают интеллект и мышление. Им сложнее дается решение задач, выявление связей между объектами мира, недоступны метафоры и иносказания.

Их мышление более наглядное и практическое, конкретное. У них хуже развита память, скорость переключения и устойчивость внимания. Им сложнее удается контролировать эмоциональное состояние и поведение, эмоции также более приземленные и предметные.

Уровень развития эмоционального реагирования, конечно, зависит от степени умственной отсталости. При глубокой степени эмоции малодифференцированы. При тяжелой — находятся примерно на уровне ребенка возрастом от года до двух лет. При умеренной и легкой спектр эмоций такой же, как у здорового человека, но нарушается возможность управления ими.

Часть форм умственной отсталости сопровождает генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Другие формы являются следствием воздействия неблагоприятных факторов при внутриутробном периоде развития. При этом происходит нарушение формирования многих органов и систем. Часть форм умственной отсталости возникает уже после рождения при прямом поражении головного мозга.

Важным условием предотвращения развития умственной отсталости является ограничение воздействия неблагоприятных факторов на ребенка на всех этапах — до зачатия, во время беременности, после рождения. Большая ответственность лежит на будущих родителях, на том образе жизни, который они ведут, ведь значительная часть генетических нарушений в половых клетках возникает из-за токсического воздействия веществ, находящихся в крови. А уже поврежденный генетический аппарат приведет к неправильному развитию ребенка.

Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития — педагогическая запущенность. Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.

В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.

При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение — при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.

Купить эту книгу

Учет в ПНД в дальнейшей жизни ребенка

А диагноз «органическое расстройство личности» они ставят, похоже, вообще всем, кто Можно сходить и поговорить с врачом — у нас умственная отсталость, предлагали снять Векслером в моем родном городе (200 тыс населения) та же история. психиатров несколько, но подписать.

Сочувствую. Я тоже с дуру в 5 лет-ребенка положила его в 6-ку по совету доброхотов. Получили диагноз. Никто-его-не снимет. Это сто-пудово. Вот просто за здорово живешь испортила парню жизнь.

Диагнозы наша психиатрия не снимает. Мы были на Векслера в этом году. Психиатр из 6-ки все оставила по уровню первоначального диагноза. Ни на йоту не уклонилась. Хотя парень в 5 лет и 10 совершенно разные люди.

Просто испортила жизнь ребенку.

Очень негативно отношусь к здешним советам идти к психиатру.

Подскажиете

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих.

слабая умственная отсталость

слабая умственная отсталость. дорогие,помогите разобраться!смотрели сегодня сестрёнок 3 и 2 года!которой 3 выставлен этот диагноз Но зато с желанием и упорством! А в остальном — подарок! У моей подруги та же история. не ставят таким маленьким такой диагноз.

умственная отсталость наследуется?

Диспансере на учете с диагнозом умственная отсталость легкой степени, синдром бродяжничества. Поставили ее на учете в 17 лет.

Отграничение диагноза УО от других (со сходными признаками), с прицелом на школьное обучение.

«Рассмотрим определение понятия « умственная отсталость ». Особую трудность представляет оценка степени умственного недоразвития детей, у которых вследствие.

«Рассмотрим теперь такие случаи, когда поражение головного мозга, несомненно, имело место. Допустим, врач сообщил, что у обследованного им ребенка имеются признаки гидроцефалии, т. е. водянки головного мозга. Следует ли из этого, что ребенок подлежит переводу во вспомогательную школу как умственно отсталый? Нет, это совсем не обязательно. У него могут быть признаки гидроцефалии при отсутствии нарушения познавательной деятельности и умственных способностей. Такие дети нередко встречаются в массовой школе.

Бывает и так, что в больнице, в которой лежал и лечился ребенок, достоверно установлено, что он перенес менингоэнцефалит, т. е. воспаление головного мозга и его оболочек. Означает ли это, что такой ребенок, несомненно имеющий поражение головного мозга, обязательно окажется умственно отсталым? Нет. Среди перенесших в детстве менингоэнцефалит, травму головы либо страдающих на протяжении всей жизни тяжелыми заболеваниями головного мозга есть известные ученые, специалисты с высшим образованием. У них могут быть некоторые особенности, странности поведения и характера, однако при этом их познавательная деятельность не пострадала от заболевания.

Особую трудность представляет оценка степени умственного недоразвития детей, у которых вследствие сравнительно легкого поражения центральной нервной системы происходит недоразвитие одного из анализаторов (двигательного или слухового), участвующих в формировании речи. Плохое и позднее развитие речи – это существенное обстоятельство, от которого зависит развитие всей познавательной деятельности ребенка и в особенности его успехи в школе. Эти дети иногда обнаруживают признаки поражения центральной нервной системы и плохую успеваемость в школе. И все же, если в ходе специальных экспериментально-психологических исследований обнаруживается, что познавательная деятельность таких детей в основном не нарушена, что они сообразительны и легко обучаемы, их также не следует считать умственно отсталыми. При соответствующей логопедической восстановительной работе они смогут продолжать обучение в массовой или специальной речевой школе.

Следовательно, наличия одного лишь второго признака, приведенного в нашем определении, также недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости.

Следует обратить внимание еще на один элемент нашего определения понятия «умственная отсталость». В определении говорится о стойком нарушении познавательной деятельности. Возможны случаи, когда какие-либо вредности, например тяжелое инфекционное заболевание, сотрясение мозга, голод, приводят к некоторым нарушениям нервных процессов. В результате у детей наблюдается временное, преходящее нарушение умственной работоспособности. У таких детей могут наблюдаться более или менее длительные задержки умственного развития. При всем этом они не являются умственно отсталыми.
Дефект познавательной деятельности у них не стоек. Со временем они догоняют своих сверстников. Отграничение временных, преходящих нарушений умственной работоспособности от стойкого нарушения познавательной деятельности довольно затруднительно, но возможно. Для этой цели должны быть использованы экспериментально-психологические методики.

Вообще неправильно экономить время специалистов при решении вопросов, от которых зависит успех обучения ребенка и, в известной мере, вся его судьба.

Наряду с преходящими астеническими состояниями у некоторых детей наблюдаются столь стойкие и длительные нарушения умственной работоспособности, что они практически лишают их возможности обучаться в массовой школе. Напрасно некоторые психоневрологи пытаются с помощью неточного диагноза – «задержка психического развития» – удержать их в массовой школе. После трех, а иногда и шести лет бесплодного мучительного второгодничества в массовой школе они в конечном счете переводятся во вспомогательные школы.

. Если же ребенок страдает только церебрастенией и ему предоставляется возможность провести полгода или год в санаторно-лесной школе, прожить год или два в условиях щадящего режима и необходимого лечения, целесообразно отложить его перевод во вспомогательную школу в надежде на компенсацию состояния.

Для правильного суждения о наличии всех обязательных признаков, характеризующих умственную отсталость, необходимо заключение по крайней мере двух специалистов: врача-психоневролога, педагога-дефектолога или патопсихолога. Первый дает заключение о состоянии центральной нервной системы ребенка, второй – заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически совместно решается вопрос об умственной отсталости ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной школе.»

УО с какого возраста ставят?

Подскажите пожалуйста, с какого возраста официально могут поставить диагноз » умственная отсталость «? Слашала, что до 6 лет не ставят.

www.7ya.ru

Что будет после смерти опекуна, если никто не хочет оформлять опеку?

Здравствуйте, недавно умерла моя мама, она была опекуном над своим больным ни дееспособным братом, он инвалид с детства, с диагнозом умственной отсталости, он пенсионер 78лет. Ни я ни кто либо еще из родственников не хотят оформлять над ним опеку, скажите пожалуйста что должны предпринять органы опеки в этом случае? И могу ли я распоряжаться квартирой в которой он прописан, собственником которой являюсь я, по своему усмотрению?

Ответы юристов (17)

Обязанности по опеке недееспособного возложат на орган опеки и попечительства.

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 28.11.2015)
«Об опеке и попечительстве»

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

4. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Квартирой Вы, как собственник сможете распоряжаться с учетом права пользования ею указанного недееспособного лица.

Вы можете в судебном порядке требовать признания его утратившим права пользования квартирой ввиду прекращения между Вами семейных отношений.

Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14

«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, Надежда.

Орган опеки и попечительства, на который возложены функции контроля за жизнью недееспособного, до определения дальнейшей судьбы такого лица осуществляет защиту прав и законных интересов недееспособного.
Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В этом случае недееспособного поместят в стационарное учреждение социального обслуживания населения системы социальной защиты населения. Другие варианты жизнеустройства недееспособного при отсутствии лиц, желающих стать опекунами, законодательством не предусмотрены.

Для того, чтобы распоряжаться квартирой вам понадобиться разрешение опекуна (см. выше), так как выписать без его ведома вы не сможете.

Значит я не смогу его выписать без разрешения органов опеки? По какой причине они могут мне в этом отказать? Спасибо за ответ.

10 Апреля 2017, 15:15

Здравствуйте. Распоряжаться своей квартирой Вы безусловно можете, если у зарегистрированного в ней лица нет никаких прав, кроме права проживания. При этом при наличии у него права пожизненного проживания это право у него сохранится и после того, как Вы распорядитесь квартирой по собственному усмотрению.

Что касается опеки, то о смерти опекуна орган опеки и попечительства должен быть поставлен в известность, после чего он должен будет предпринять все необходимые меры для определении в отношении него другого опекуна или при отсутствии такового — определении его на пребывание в соответствующее учреждение.

Уточнение клиента

Значит выписать я его имею права? Без разрешения органов опеки, или оно все таки нужно?

10 Апреля 2017, 15:41

С учетом возраста и того что это ваш дядя, нельзя гарантировать что вам получится признать его утратившим право пользования.

Гражданский кодекс РФ
Ст. 292 ч.4. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Поскольку Вы собственник, согласно ст.209 ГК РФ Вы вправе распорядиться квартирой по своему усмотрению независимо от проживания в ней Вашего родственника- инвалида. Вы также вправе снять его с регистрационного учета в судебном порядке, если у него нет никаких прав на указанную квартиру. Вы вправе также продать квартиру и с зарегистрированным родственником. В таком случае новый собственник вправе его снять с регистрационного учета в судебном порядке.

Опекуном может быть назначен не обязательно родственник. Это прерогатива органа опеки и попечительства.

Имеет ли права на Вашу квартиру родственник зависит от многих обстоятельств: каким образом она приобретена, в качестве кого был вселен Ваш родственник и т.п. Поэтому для более точной консультации сообщите об этом

Квартира была подарена мне моей матерью, которая была опекуном.

10 Апреля 2017, 15:47

Отказать могут одной простой причине — не определено дальнейшее место проживания.

Выписать сможете в судебном порядке через признания утратившим право пользования жилым помещением.

А каким образом был вселен Ваш родственник? Проводилась ли при нем приватизация (если таковая была)?

Они переехали из другого города, родственник сначала был под опекой своей матери,(моей бабушки), потом когда она умерла, опеку оформила моя мама, теперь моя мама тоже умерла, никогда ни в какой приватизации он не учавствовал, он умственно отсталый, инвалид с детства. Он всегда был просто зарегистрированый в квартире, как в этой, так и во всех остальных, в которой он проживал с опекунами, вместе с ним продавались квартиры, и он переезжал на другое место жит-ва. Теперь опекуна у него получается нет, живет он со мной, но я опеку оформлять не хочу.

10 Апреля 2017, 16:31

Каким-то образом при дарении квартиры судьба брата матери у договоре оговаривалась?

Нет, ничего не оговаривалось, в договоре нет никакого упоминания о нем.

10 Апреля 2017, 16:33

Не все так просто с жилищными правами недееспособных.

Пример судебной практики прилагаю.

То есть, надо сначала признавать утратившим право пользования, если семейные отношения прекращены.

С уважением! Г.А. Кураев

Если Вы давали согласие на его вселение, в заявлении на его регистрацию по месту жительства указывали, что вселяется как родственник, то Вам надо признавать его утратившим право пользования.

В противном случае, сделку могут оспорить как в приведенном мной примере.

Разрешение на его вселение давала моя мама, которая была опекуном, они проживали с ним вдвоем, и зарегистрированы тоже были вдвоем, в сейчас родственник живет со мной.А в подаренной квартире он по прежнему зарегистрирован, а я по прежнему являюсь собсвенником, а прописана в другом месте.

10 Апреля 2017, 17:19

Думаю, что это все-таки немного не то. Если принять во внимание вот это:

В обоснование заявленных требований истцом указано, что
недееспособный Т.В. с 23 марта 1993 года зарегистрирован в пгт.
Уруссу. Принадлежащую ему на праве общей долевой собственности 1\4 долю в 2007 году он подарил брату Б.В.В. В последующем 26 августа 2014 года Б.В.В. продал вышеуказанную квартиру без разрешения органов опеки и попечительства Г.В. При этом орган опеки свое согласие на отчуждение спорной квартиры не давал.

Тут обстоятельства отягощены разными особенностями.

Тем не менее в любом случае, на мой взгляд, сначала заявление в орган опеки в целях информирования об отсутствии опекуна у недееспособного. Потом решение опеки о помещении его в соответствующее учреждение. Потом реализация квартиры. Так будет правильнее со всех точек зрения.

Решение как раз таки то.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Б.В.В.
пояснил, что Т.В. проживает в спорной квартире с 1996 года по настоящее время, другого жилья не имеет, полагая, что в дальнейшем Т.В. может проживать у своего опекуна.

Также Б.В.В. подтвердил, что Т.В. является ему неполнородным братом, спорная квартира ранее принадлежала, в том числе их с Т.В. матери — Б.В.М., умершей 12 мая 2014 года. При этом Т.В. был вселен их матерью Б.В.М., с которой брат совместно проживал до ее смерти в указанной квартире.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской
Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 11 и 12
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие)
и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение
содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

В силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи
собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, в результате совершения сделки по отчуждению
жилого помещения, в котором проживает недееспособный Т.В., находящийся под опекой, и который изначально был вселен в указанное жилое помещение в качестве члена семьи его собственника, а в последующем являлся его сособственником, были нарушены его жилищные права. Учитывая изложенное, договор купли-продажи квартиры подлежит признанию недействительным как противоречащий закону, поскольку отсутствовало согласие органа опеки и попечительства на совершение сделки, которое в данном случае в силу пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации являлось обязательным.

Можно в судебном порядке признать гражданина утратившим право пользования и снятии его с регистрации(как уже упоминалось здесь). Суды неохотно на такую выписку идут. Если как вы пишите родственник проживает с вами и в дальнейшем предполагается проживание по тому же адресу, то тут думаю вопрос с органами опеки упрощается.

Инвалид не является членом семьи, поскольку согласно

ЖК РФ, Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Поскольку ни Ваша мама, ни Вы не являлись членами семьи и Ваша мама не вселяла инвалида в качестве члена семьи. При проверке судом этого обстоятельства должно быть истребовано заявление о вселении или регистрации инвалида в регистрирующем органе. Там и должно быть указано в качестве кого он вселен.

Даже если орган опеки положит недееспособного в психиатрический стационар, то всё равно регистрация по месту жительства у него останется, так как в стационаре он будет зарегистрирован по месту пребывания жительства.

А в суде я думаю будут рассуждать так: «Вы что подождать не можете, итак скоро помрёт, куда мы его выпишем в 78 лет?» Тем более Ваша мама была его опекуном и потом подарила Вам квартиру.

Эти рассуждения в решении не укажут, но судья примерно так будет думать. А мотивировку можно всякую написать.

Но в Вашем случае почему бы не попробовать, может и получиться.

в моём предыдущем посте в первом абзаце второе по тексту слово «жительства» — не читать.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru