Управление стрессом в коллективе

Методы управления стрессом

стресс рабочий коллектив психическое равновесие

«Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни». Ганс Селье

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Управление стрессами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом организации.

Методы управления стрессом разнообразны, освоение этих методов и умение применять их на практике существенно поможет вам в борьбе с таким распространенным явлением, как стресс.

Борьба со стрессом или игнорирование его — не лучший способ самопомощи, лучше управлять стрессом, используя его в своих целях. Таким образом мы лишь загоняем проблему внутрь, предоставляя ей полную свободу действий. Необходимо осознать тот факт, что стресс является неизбежным компонентом жизни современного человека, и научиться справляться с ним.

Оказывается, что стать неуязвимым для стресса вполне по силам каждому страждущему, однако путь к этому лежит в неожиданном направлении. Для того, чтобы решить подобную проблему, человек должен научиться избавляться от пережитков собственного прошлого, от своих детских недостатков. И как бы неожиданно это ни прозвучало, именно в детстве лежат корни тех проблем, с которыми человек будет сталкиваться на протяжении своей взрослой жизни. Эти детские реакции, которые сохраняются в дальнейшем на всю жизнь, называются психологической защитой. Перечислим вкратце ее разновидности Стремление человека переложить на других вину и ответственность за свои собственные ошибки Попытка найти утешительное объяснение происшедшим огорчительным событиям. Иными словами, попытка человека убедить самого себя, что произошло именно то, что все равно должно было произойти — причем именно с ним и именно подобным образом Примеривание на себя чужой роли, игра в кого-то, более сильного, более привлекательного, более удачливого Вымещение своего недовольства не на истинном виновнике, а на ком-то другом, более слабом или уязвимом Огульное отрицание всего, что не совпадает с собственным мнением Фантазирование — наиболее безобидный и в то же время самый «детский» вариант защиты.

Нетрудно видеть, что все перечисленные психологической защиты представляют собой своеобразные «детские игры» взрослых людей, которые порой не только не способны разрешить жизненную проблему, а напротив, усугубляют ее. Для того же, чтобы поставить стрессам надежный заслон, нужно заменить эти ненадежные, по сути детские способы защиты более зрелыми и эффективными. И конечно, как подсказывает банальный здравый смысл, лучший путь «снятия», демонтажа старых защит и замены их новыми — обратиться к специалисту.

Существует два уровня управления стрессами.

Первый — на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, заключается в выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (2-3 раза в неделю после работы) с использованием аудиокассет под управлением психолога. Проводятся также коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, овладение навыками снятия напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряженности в коллективах, укреплению связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

Например, в Швеции закон 1991 года о «Производственное среду» поощряет работников менять свою рабочую обстановку, приспосабливать ее для себя, а администрации предлагается во всем им помогать. В этих странах профессиональный стресс рассматривается в контексте общей обстановки на фирме и в обществе. Во многих программах на первое место ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений в организациях, создания небольших рабочих групп. Американские компании все чаще сталкиваются с требованиями о выплате компенсаций за «профессиональный» стресс и достаточно часто их выплачивают. Если в 1983 году из всех судебных исков, предъявленных фирмам, 15% касались платы за профессиональный риск, то в 1993 году их количество составляло уже 40%, а удовлетворяются эти иски в два раза чаще, чем иски по поводу ущерба здоровью.

www.markadvice.ru

II. Индивидуальное поведение в организации

2.4. Управление стрессом в организации[6]

Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (Рис.8).

Рисунок 8. Что такое стресс?

1. Понятие и источники стресса

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс — динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

— факторы, зависящие от организации;

— факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Так, например, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и социально-психологической поддержке.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

— характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);

— нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

— отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

— организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

— стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

Факторы, зависящие от самого работника, — это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

— поддержка коллег, друзей и родственников;

— активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.

Восприятие. Работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой — оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело.

Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

2. Последствия стресса

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:

Физиологические симптомы стресса — это повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека гораздо более сильное, чем было принято считать раньше.

Психологические симптомы стресса — это чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе.

Поведенческие симптомы — это снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы.

Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффектного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы.

Кроме того, по мере нарастания стресса заметно возрастает количество неявок на работу — прежде всего в связи с заболеваемостью работников (в результате ухудшения физического состояния, снижения иммунитета, обострения хронических заболеваний и т.д.), а также из-за прогулов, особенно когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем и употреблением наркотических веществ.

3. Модель стресса

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы. Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к стрессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения.

Стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Так же как тренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человека бороться со стрессовыми факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нет стимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности не задействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются.

Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении. Модель, представленная на рис. 9, позволяет проанализировать различные факторы окружения человека, ведущие к проявлению стресса и появлению защитной реакции.

Рисунок 9. Модель стресса

4. Стратегия управления стрессом

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

— подбор и расстановка кадров;

— постановка конкретных и выполнимых задач;

— взаимодействие и групповое принятие решений;

— программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников — это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

— умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

— занятия спортом и физическими упражнениями;

— овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Стресс как неотъемлемая часть жизни человека. Виды стресса.

2. Динамика стресса.

3. Роль социальной поддержки и личного контроля в управлении стрессом.

4. Влияние способностей, самооценки и темперамента на поведение человека в стрессовой ситуации.

5. Особенности реакции на стресс у людей:

а) с различной психологической устойчивостью;

б) различных поведенческих типов (А и В).

2. Модели поведения в стрессовой ситуации.

1. Упражнение «Изменение в жизни человека как причина стресса»

Проанализировать роль изменений в жизни человека.

Социальная регулировочная шкала (табл. 3.) отражает степень стрессового влияния различных событий на человека.

Степень влияния на человека изменений в жизни

Смерть близких родственников

Проблемы с начальством

Изменение условий работы

Жена начала/прекратила работать

Сила жизненного стресса связана с тем, как человек ищет информацию, чтобы справиться со стрессовым событием. Доказано, что когда человек испытывает сильный жизненный стресс, он ищет помощь вне работы: обращается к друзьям, идет на курсы повышения квалификации или меняет место работы. Когда человек испытывает рабочий стресс, он ищет помощь у коллег или руководства.

Проанализируйте данные. Предложите возможную стратегию выхода из стрессового состояния по каждому событию. Найдите позитивные моменты в каждом жизненном изменении.

1. Кейс «Работники компании GENERAL MOTORS (GM) вышли на забастовку с требованиями: «МЕНЬШЕ РАБОТЫ — МЕНЬШЕ ДЕНЕГ»

1. Выявить потенциальные источники стресса в конкретной ситуации.

2. Проанализировать последствия стресса для работников и организации.

Все большее распространение получает «временная занятость», когда компании сокращают персонал, «выбрасывая людей на улицу». Это лишает работников уверенности в завтрашнем дне, получении стабильного заработка и определенного социального статуса. В этих условиях странно видеть колонны бастующих рабочих компании General Motors с лозунгами «Меньше работы — меньше денег».

В середине 90-х гг. компания значительно сократила численность занятых, передав часть их функций оставшимся работникам. Сверхурочная работа стала обязательной для подавляющей части персонала; продолжительность рабочей недели некоторых сотрудников доходила до 66 ч. Компании выгоднее было оплачивать сверхурочные работы, чем держать дополнительных работников. Заработки рабочих, находящихся на повременной системе оплаты, составляли в среднем 53 000 долл. в год. К тому же компания предоставляла им различные льготы на сумму около 35 000 долл.

Однако, несмотря на высокие заработки, работники испытывали чувство глубокой неудовлетворенности и усталости, которое со временем нарастало. Один из работников так описывал свои ощущения: «Складывается впечатление, будто единственное, что я делаю — это работаю, сплю, и потом вновь возвращаюсь на работу».

1. Какое отношение данная ситуация имеет к стрессу?

2. Каковы ее последствия:

3. Насколько данная ситуация характерна для российских организаций?

2. Кейс «Компания «Цитадель»

1. Научиться выявлять источники и последствия стресса.

2. Научиться разрабатывать стратегию управления стрессом.

Компания «Цитадель» была создана в 1997 г. в одном из административных центров России и занималась ремонтно-строительными работами.

Владимир Самойлов работал в компании с момента ее основания и считался хорошим плотником. Он был очень доволен своей работой, сам устанавливал свой распорядок дня, находил время для занятий спортом и общения с друзьями. Он любил ходить на стадион, «поболеть» за хоккеистов «Динамо», ездить с друзьями на рыбалку, а летом выезжать за город на грибной сезон. Однажды ему позвонила Елена Травкина, дочь бывшего владельца «Цитадели», который скончался от сердечного приступа полгода назад, и спросила, не хочет ли Владимир приобрести компанию в связи с тем, что она решила ее продать. Предложение было заманчивым: «Цитадели» принадлежало несколько зданий, оборудование, пять грузовиков, в ее штате было двадцать два сотрудника. Компания приносила прибыль.

Владимир очень хотел иметь собственную фирму. Он мог приобрести «Цитадель», так как его жена недавно унаследовала значительную сумму денег и искала место для надежного вложения капитала, идея приобретения компании была достаточно привлекательной, не он боялся того, что новая работа потребует от него слишком больших усилий. Он не знал, будет ли счастлив в этой новой роли. Сможет ли oн ходить на хоккейные матчи? Будет ли у него достаточно времен для общения с друзьями? А походы за грибами? Владимир прекрасно помнил, что у Константина Травкина, прежнего владельца фирмы, никогда не было свободного времени: слишком много отнимала работа.

Обсуждая вопрос приобретения компании со своей женой Ольгой, Владимир понял, что она очень боится потерять капитал, если у него ничего не получится и фирма не будет приносить прибыль. Они решили, что риск можно снизить, если найти партнера, который также вложил бы в компанию свои деньги. Владимир предложил своему старому другу Семену Тихонову, который работал плотником в другой компании, стать совладельцем «Цитадели». Владимир знал, что Семен очень хороший специалист. Он также знал, что Семен может одолжить деньги на покупку компании у своих родителей.

Семен принял предложение Владимира, и они решили начать заниматься реконструкцией зданий, а именно: делать надстройки к зданиям, строить дополнительные этажи и устанавливать окна со стеклопакетами. Они начали активный поиск новых клиентов, дали рекламу в местных газетах и распечатали рекламные брошюры, которые были распространены в городе и близлежащих пригородах. В это время стало развиваться ипотечное кредитование. Кроме того, индивидуальное жилищное строительство позволяло сократить налогообложение доходов. Стало популярным получение ссуд на строительство и модернизацию жилых домов, и многие жители города и пригородов могли теперь занять деньги в банках, чтобы обновить и усовершенствовать свои дома. Заказов было настолько много, что владельцы «Цитадели» не знали, как справляться со своими обязательствами перед клиентами.

Постепенно Владимир перешел на семидневную рабочую неделю. Он уже не успевал ходить на спортивные матчи, которые так любил смотреть. Летний отдых также был под вопросом. У него стали возникать личные проблемы.

Одной из главных проблем был его партнер Семен, который не хотел работать так, как Владимир, и часто появлялся на работе очень поздно. Владимир подозревал, что Семену было тяжело подниматься по утрам, потому что он был любителем вечерних застолий. Возникли также проблемы с рабочими: некоторые плотники часто прогуливали работу, поэтому владельцам фирмы приходилось самим браться за работу. Проблемы с плотниками возникали потому, что, во-первых, они всегда могли найти работу в городе и, во-вторых, они могли заработать больше, работая от своего имени, а не от имени «Цитадели». Пути выхода из создавшейся ситуации Владимир и Семен видели по-разному. Владимир считал, что с плотниками, которые не выходили на работу, нужно обходиться строго, а Семен придерживался мнения, что никаких санкций за прогулы к ним применять не надо. Владимир чувствовал, что его на фирме недолюбливают, а Семен в глазах сотрудников был «хорошим парнем».

Ситуация со временем еще больше обострилась: несколько споров Семена с Владимиром привели к тому, что Семен захотел отделиться. Договор о создании компании содержал статью, в которой говорилось, что один из партнеров может уйти из компании, предложив оставшемуся партнеру выкупить свою долю. Владимир согласился выкупить долю Семена на следующих условиях: фиксированная выплата единовременно и определенная сумма ежегодно в течение десяти лет.

Когда об этом решении было объявлено рабочим, шесть плотников решили уволиться из «Цитадели» и начать свой собственный бизнес. Владимир был рад, так как считал, что оставшиеся работники, если ими управлять правильно, будут работать так же, как и все 22, которые были раньше. Кроме того, Владимир был уверен, что, если он будет действовать более решительно и выбирать только те проекты, которые, по его мнению, наиболее выгодны, то прибыль можно даже увеличить.

Однако нестабильность экономического развития привела к снижению спроса на индивидуальное жилищное строительство. За несколько месяцев процентные ставки возросли. Это означало, что объем заказов будет падать. Владимир же все еще должен был обеспечивать выплаты Семену по договору о партнерстве. Для того чтобы сократить расходы, Владимиру необходимо было сократить штаты. Как решить возникшую проблему? Все это сильно на него повлияло. Он заметил, что стал кричать на жену и детей, чего не делал раньше. У него постоянно было подавленное настроение. Владимир никак не мог принять правильное решение.

1. Как изменился характер и содержание работы Владимира, после того, как он стал владельцем компании?

2. С какими проблемами в отношениях с персоналом столкнулся Владимир?

3. Основываясь на реакции Владимира на различные проблемы, как бы
описали его «теорию управления людьми»?

4. Какие опасности поджидают Владимира в результате возникшего стресса? Как ваш ответ связан с вашей собственной «теорией» управления стрессами?

5. В целом какие аспекты менеджмента и организационного поведения полезно было бы изучить Владимиру перед приобретением компании?

Тест 1. «Ваша психическая устойчивость»

Данный тест поможет вам понять и проанализировать вашу модель поведения, узнать, насколько она позволяет вам избегать стрессов, нервных перегрузок. Итак, выберите высказывания, которые наиболее соответствуют вашему поведению.

1. а) в работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в игре мне нравится риск, я люблю проявлять настойчивость;

б) если в игре я теряю несколько очков и если представитель (представительница) противоположного пола не отвечает на мои первые знаки внимания, то у меня тут же пропадает желание действовать, и я отступаю;

в) я всегда стараюсь избегать конфликтов и неприятных ситуаций.

2. а) я работаю быстро, не люблю затягивать дела;

б) мне нужно, чтобы меня периодически подстегивали;

в) часто, придя вечером домой, я думаю о том, что сегодня было на работе.

3. а) я разговариваю очень быстро и громко, перебиваю других, не слушаю чужого мнения;

б) к отказам я отношусь совершенно спокойно;

в) мне бывает трудно выразить свои чувства.

4. а) у меня большие цели в жизни, я хочу многого достичь;

б) обычно я занимаю выжидательную позицию;

в) я ищу предлог увильнуть от работы.

5. а) я быстро хожу, ем и пью;

б)если я что-то не успеваю сделать, то меня это не беспокоит;

в) в проявлении чувств я сдержан(а).

6. а) мне часто бывает скучно;

б) мне нравится ничего не делать, предаваться мечтам, созерцанию;

в) я всегда стараюсь угодить желаниям других, час в ущерб своим собственным.

За ответ «а» — 6 очков, «б» — 4 очка, «в» — 2 очка.

36—65 очков. Вы человек очень неустойчивый к трудным жизненным ситуациям. Любая неудача воспринимается вами как личное оскорбление. Все, что вас не устраивает, вызывает сильный приток адреналина в кровь, и отходить от этого бывает тяжело. Есть серьезная опасность появления симптомов болезней, вызванных стрессом, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, заболевания кишечника. Должно быть, с вами очень трудно ужиться. Научитесь более спокойно воспринимать мир, даже если что-то в нем не так, как вы хотите. Поймите, что неудачи — это тоже опыт, который должен вас чему-то научить. Если вы изменитесь, то от этого будет лучше как вам самим, так и вашим близким.

20—34 очка. Вы достаточно спокойный, уравновешенный человек, обладающий вполне нормальной психологической устойчивостью. Если вы набрали немногим более 20 очков, то можно вам посоветовать терпимее относиться к окружающим. Это позволит достичь в жизни большего.

12—18 очков. Вы настолько боитесь неприятностей и бережете себя, что ваша бездеятельность может стать причиной стресса. Наверняка вы очень раздражаете ею близких. Побольше уверенности в себе и настойчивости! Составьте перечень своих положительных качеств и постепенно совершенствуйте каждое из них.

Тест 2. «Воздействуют ли на вас повседневные неприятности»

В повседневной жизни бывает так, что причиной плохого настроения, ухудшения самочувствия являются, казалось бы, незначительные неприятные события. На первый взгляд, они не оставляют следа, но при систематическом повторении могут привести к серьезным осложнениям. Ниже приведены 9 ситуаций. Отметьте те из них, которые вызывают у вас неприятные ощущения.

1. Кто-то пристально наблюдает за вами.

2. Кто-то отвлекает вас, прерывает ход ваших мыслей.

3. Вы заняты серьезным делом, а окружающие постоянно дают вам советы.

4. Вам необходимо срочно переговорить по телефону, а нужный номер занят.

5. У вас интересная беседа с другом, а кто-то третий все время вмешивается в ваш разговор.

6. Кто-то из ваших коллег без причин повышает голос.

7. При рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнера.

8. Вам действует на нервы комбинация цветов, которые, на ваш взгляд, не подходят друг другу.

9. Вас раздражает общение с человеком, который знает вас лучше вас самого.

ОПЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Если вы отметили более пяти ситуаций, это говорит о том, что повседневные неприятности бьют по вашим нервам, вызывая сильные отрицательные переживания. Постарайтесь относиться к подобным вещам более спокойно, не принимайте их близко к сердцу, иначе подобные скрытые стрессы могут сильно подорвать вашу психику.

Тест 3. «Угрожает ли вам нервный срыв»

Нервный срыв – возможное последствие стресса. Данный тест поможет вам проверить состояние вашей психики на сегодняшний день.

1. Тяжело ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

а) да, всегда (3 очка);

г) никогда (0 очков).

2. Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?

б) иногда (2 очка);

3. Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

а) очень часто (5 очков);

4. Если у человека что-то не получается, возникает ли у вас желание сделать это вместо него?

б) очень часто (4 очка);

г) очень редко (0 очков);

5. Если вам что-то объясняют с излишними подробностями, можете ли вы перебить, не дослушав?

в) в зависимости от обстоятельств (2 очка);

6. Сколько времени вы обычно уделяете себе вечером?

а) более 3 часов (0 очков); ,

б) 2—3 часа (0 очков);

в) 1—2 часа (0 очков);

г) меньше 1 часа (2 очка);

д) ни минуты (4 очка).

7. Можно ли о вас сказать, что вы вечно спешите?

а) да, это так (5 очков);

б) часто спешу (4 очка);

в) как и все (1 очко);

г) только в исключительных случаях (0 очков);.

8. Бывает ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то далеко?

в) бывает (3 очка);

9. Не кажется ли вам порой, что люди говорят о пустых и скучных вещах?

г) редко (0 очков);

10. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?

в) иногда (0 очков);

11. Приходится ли вам делать несколько дел одновременно?

а) да, всегда (5 очков);

в) иногда (3 очка);

д) никогда (0 очков).

12. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?

а) очень часто (4 очка);

в) иногда (2 очка);

г) очень редко (1 очко);

13. Долго ли вы колеблетесь перед принятием важного решения?

а) всегда (3 очка);

г) очень редко (3 очка);

14. Любите ли вы давать советы?

а) да, всегда (4 очка);

б) очень часто (2 очка);

в) иногда (1 очко);

15. Как вы говорите?

а) торопливо, скороговоркой (3 очка);

б) быстро (2 очка);

в) спокойно (0 очков);

г) медленно (0 очков);

д) важно (0 очков).

От 45 до 63 очков. У вас есть реальная опасность нервного срыва. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Нужно срочно что-то менять в своей жизни.

От 20 до 44 очков. Опасности пока нет, но во избежание ее советуем относиться к жизни спокойнее и уметь расслабляться внутренне, снимая напряжение.

До 19 очков. Вы умеете быть спокойным и уравновешенным. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимание на пустяки и не драматизировать неудачи.

0 очков. Если все ваши ответы искренни, то единственная опасность для вас на сегодняшний день — чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.

ВНИМАНИЕ! Если, проходя тесты, вы выяснили, что нуждаетесь в психологической помощи, советуем обратиться к профессионалам. Обрести душевное равновесие для дальнейшего решения проблемы помогут вам также рекомендации, приведенные далее.

Бывали ли у вас в жизни такие ситуации, когда стресс застигал вас врасплох, причем именно тогда, когда вы меньше всего этого ожидали? В наше неспокойное время нужно быть готовым ко всему и в нужный момент суметь оказать себе первую помощь, дабы не позволить стрессу развиться и завладеть нами. Мы разберем здесь три примера: если стрессовая ситуация произошла на работе (или в каком-либо другим общественном месте), на улице или дома.

Во всех этих случаях следует помнить одно: в острой стрессовой ситуации никогда не стоит принимать (пытаться принимать) никаких решений! Исключения составляют лишь такие происшествия, где дело касается спасения самой жизни (стихийные бедствия, акты терроризма, пожары и т. д.).

Когда в вашей жизни возникла стрессовая ситуация, самое главное в этот момент — суметь переключить свое внимание, не зацикливаясь на том, что произошло. Вот несколько простых упражнений для начала.

1. Сосчитайте до десяти.

2. Сосредоточьте внимание на своем дыхании. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите его в легких. Выдох осуществляйте постепенно, тоже через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием. Проделайте это несколько раз, чувствуя, как при вдохе ваши легкие наполняются воздухом, а при выдохе грудь освобождается от сдавленности, тяжести.

Далее действуйте в зависимости от того, где вы в данный момент находитесь.

Если вы находитесь на работе или в другом общественном месте:

1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из кабинета или из зала. Найдите, такое место, где вы могли бы хоть немного побыть в одиночестве.

2. Найдите способ смочить лоб, виски и запястья на руках холодной водой.

3. Теперь медленно осмотритесь по сторонам, переводя взгляд с предмета на предмет. Про себя мысленно описывайте внешний вид вещей, находящихся в поле зрения, примечая мельчайшие детали, как-то: трещина на оконном стекле или маленькое пятно краски на стене. Это следует делать даже тогда, когда место, где вы находитесь, давно знакомо вам и выглядит вполне заурядно.

4. Теперь посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на своих ощущениях. Вспомните, когда вы в последний раз вот так смотрели на небо, попробуйте воспроизвести здесь и сейчас все положительные эмоции, связанные с этим.

5. Если рядом есть источник с питьевой водой, наберите ее в стакан или, за неимением его, в ладони и пейте не спеша, концентрируясь на ощущениях.

6. Сделайте такое упражнение: выпрямившись, поставьте моги на ширину плеч, глубоко вдохните и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте выполнять упражнение в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте сторожно, чтобы не закружилась голова.

Если вы находитесь на улице:

1. Осмотритесь по сторонам. Рассмотрите окружающие
вас предметы, мысленно называйте все, что видите.

2. Детально рассмотрите небо, также мысленно называя про себя все, что видите (облака, следы от самолетов, солнце и т. д.).

3. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и рассмотрите его внимательно, вглядываясь в каждую деталь. Делайте это не менее 4 минут. Ознакомьтесь с формой, структурой, цветом предмета так хорошо, чтобы вам было легко представить этот предмет
с закрытыми глазами.

4. Если есть возможность выпить воды, то сделайте это не спеша, сосредоточившись на ощущениях.

5. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите ровно, медленно, через нос. Сделав вдох, задержите дыхание, мысленно сосчитав до десяти, затем, не спеша, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйтесь на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.
Каждый раз в момент вдоха повторяйте какое-либо утверждение типа: «Я чувствую себя все лучше и лучше».

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. Попытайтесь на время отстраниться от того, что вы пережили, займитесь каким-нибудь простым видом деятельности. Помните, что в тот день, когда вы попали в стрессовую ситуацию, никаких решений принимать не следует.

Не повредят занятия спортом, прогулка — словом, любая деятельность, связанная с физической активностью, но не переусердствуйте!

Если же мысли о случившемся все-таки одолевают вас, то используйте такой психологический прием: мысленно накрутите ситуацию до предела, вообразите все самое страшное, что только может произойти, намеренно сгустите краски, погрузитесь мысленно во все эти переживания и после этого. «вынырните» из них и посмотрите: ничего страшного не случилось! И возможно, в свете этого пережитое вами: не покажется таким уж непоправимым. Главное — настроить себя на то, что вы сможете разрешить возникшую проблему, а не на то, что вы не в силах этого сделать. Помните, что неразрешимых проблем не бывает!

Стресс случился в домашней обстановке:

Сначала проделайте общие два упражнения и шесть упражнений из первого комплекса. Затем, если никакие срочные дела вас не отвлекают, очень советуем вам сделать упражнения на релаксацию (расслабление). Умение расслабиться очень пригодится вам и в будущем.

Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Ведь наше тело всегда очень чутко реагирует на наши душевные состояния. Стресс всегда создает зажимы в определенных группах мышц. И потому, снимая с помощью релаксации наши физические блоки, мы тем самым выравниваем и свое душевное состояние.

(рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)

Перед тем как начать выполнять упражнения, выключите в квартире все шумные приборы, по возможности отключите телефон. Приглушите свет или задерните шторы, если на улице светло. Можно включить спокойную, тихую, мелодичную музыку.

1. Лягте на спину — так, чтобы тело чувствовало себя спокойно, уютно, комфортно. Одежда не должна стеснять наших движений.

2. Закройте глаза. Начните дышать медленно и глубоко, прислушиваясь к своему дыханию. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите воздух в легких. Выдыхайте, не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите это 5—6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

3. Начните сокращать отдельные мышцы и их группы. Удерживайте сокращение до 10 секунд, затем расслабляйтесь. Пройдитесь таким образом по всему телу. Повторите это упражнение трижды, расслабьтесь, отрешитесь от проблем, ни о чем не думайте.

4. Прочувствуйте как можно полнее ощущение расслабленности, охватывающее вас от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».

5. Ощутите, как расслабленность заполняет собой все части вашего тела, каждую его клеточку. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь
этим ощущением около 30 секунд.

6. Сосчитайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота — насладиться состоянием покоя.

Наступает «пробуждение». Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым(ой). Неприятное напряжение в конечностях исчезнет. На душе будет легко и спокойно».

Это упражнение рекомендуется выполнять 2—3 раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им релаксация достигается быстрее.

Основные термины и понятия

Физиологические симптомы стресса

Психологические симптомы стресса

Поведенческие симптомы стресса

Стратегия управления стрессом

Вопросы для самопроверки

1. Что такое стресс? Как стресс может повлиять на деятельность организации?

2. Охарактеризуйте источники стресса. Что может явиться причиной стресса на рабочем месте? Можно ли сказать, что одни профессии являются более стрессовыми, чем другие?

3. Опишите ключевые элементы модели стресса.

4. Как стресс влияет на человека? Может ли стресс иметь позитивный эффект?

5. В чем заключается тактика управления стрессом на уровне организации?

6. Что должен знать работник для предупреждения негативных последствий стресса?

7. Каково влияние стресса на производительность, дисциплину и
текучесть кадров?

[6] В главе использованы следующие источники: [11], [14], [15], [16], [21], [23], [24], [25], [28], [29], [33].

www.aup.ru