Упражнения для голоса при заикании

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Сам себе логопед

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

Добавлено спустя 36 секунд:

Добавлено спустя 54 секунды:

Да, ты можешь, как минимум, заметно уменьшить заикание. особенно, если не только эту тему почитаешь, но и другие, которые обсуждают самостоятельную работу над собой.
А вот по пол-часа говорить ежедневно скороговорки и все — этого явно мало. Дело в том, что твой речевой аппарат в порядке, сбой происходит на уровне центров Брока и Вернике, когда эмоциональное подсознательное (то есть неконтролируемое тобой) возбуждение блокирует речевой процесс в той или иной мере. И здесь надо идти с двух сторон: 1. Укреплять речевой процесс, 2 Усилить контроль над нервной системой.

В этой теме есть много полезного и для первого и для второго. А вот пол-часа в день тебе понадобиться или по часу утром и вечером — этого тебе со стороны никто не скажет, ты должен сам прислушиваться к своим ощущениям.
Все люди имеют свои особенности. Согласись, если кто-то на форуме скажет — читай вслух 22 минуты после программы «Время» и через 22 дня у тебя исчезнет заикание — то это будет как-то странно.

Igoryok, я парень вообще-то. А это из-за ника вы так подумали?

Я вот на днях думал, почему у меня усилилось заикание (в школе с заиканием особых проблем не было), что исчезло и что появилось в жизни, оказавшее влияние на речь. Решил выучить стих (стихи не учил еще со школы). Вроде стало легче говорить.

Добавлено спустя 23 минуты 52 секунды:
Чтение вслух вроде оказывает какой-то эффект, пение вообще 0 эффекта. В ближайшее время попробую позаниматься в этом направлении; может, к логопеду схожу, потом отпишусь, если успехи будут.

Ой, прости Да, из-за ника подумал))

С о-о-очень большой долей вероятности, это нервы.

Если просто петь, то маловероятно, что будет толк. нужно правильно при этом дышать.

А я молчала 6 дней,меня заставили,меня тогда по методике медленной речи обучали,срывы были 2 раза-на 3 и 5 дни.Жила у бабушки-общалась с ней записками.Сначала молчала,потом начала читать буквально по слогам.Потом начала говорить очень медленно,постепенно и очень постепенно ускоряясь.На меня все в школе странно смотрели,и постепенно я забылась и начала говорить как всегда-быстрее.И я поняла,что такая методика-не для меня.Я стала придерживаться мнения,что все напрямую зависит от степени развитости речевого аппарата и самого мозга,ну и отчасти от дыхания.Когда я спокойна и как бы не думаю о своей речи,я говорю без запинок.Но стоит мне подумать о заикании,и что где-то я могу запнуться,так я начинаю запинаться.Ещё и на опред словах у меня ну почти всегда запинки и мне труднее их выговорить.Быть может,и правда нужно как-то развивать в себе умение не вмешиваться в свой речевой аппарат.Но с другой стороны,многие говорят,что нужно всегда обдумывать свой ответ(особенно это касается заик).Или нужно думать не о том,как говорить,а лишь о том,что нужно говорить?

Добавлено спустя 5 минут 25 секунд:
Сама я на данный момент делаю акцент на постановке голоса,развитии артикуляции речевого аппарата,алфавите-произнесении различных букв и слогов,дых гимнастике,чтении и пересказах текстов или отрывков.

Добавлено спустя 20 минут 31 секунду:

stuttering.su

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей-дошкольников с нарушением речи (из опыта работы коррекционной работы учителя-логопеда)

  • Коррекция нарушения плавности речи у детей с заиканием. Логоритмика в коррекции речевых нарушений.
  • Способы формирования интонационной и выразительной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.
  • Использование театральной деятельности в формировании эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией.
  • Игры и упражнения на занятиях учителя-логопеда.
  • В логоритмическом воспитании можно выделить 2 основных звена:

    1. Развитие восприятия и коррекция неречевых процессов, а именно:

  • слухового внимания;
  • слуховой памяти;
  • пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движения;
  • чувство темпа и ритма движения.
  • 2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений:

    • Воспитание темпа и ритма, дыхания и речи, орального праксиса,
    • фонематического слуха, коррекция речевых нарушений в зависимости этиологии механизмов,
    • симптоматики, расстройства и методики его устранения.
    • Система логоритмического воздействия предлагает:

      Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, с тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией.

      Темп и ритм дыхания воспроизводится в процессе двигательных упражнений с начала без речи, а затем с речью. Например, спокойная ходьба на полной ступне по кругу, по сигналу педагога поднять руки вверх (вдох) – руки вниз (вправо); другое движение – развести руки в стороны (вдох), соединить их перед собой (выдох). Это же упражнение можно провести с речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, затем с использованием ритмичной речи, перечисление счета, спряжения.

      Например, в ходьбе по кругу по сигналу – поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (произносить протяжно -а-), сочетание а-и, а-и, а-и, счет –1-2-3, дни недели и.т.д.

      1. Развитие орального праксиса.

      Для совершенствования орального праксиса добиваться на основе подражания и упражнения – динамичности, скорости выполнения общих движений туловища, рук, ног, головы, развиваются моторные и сенсомоторные координации, доводя движения до автоматизма. На этой основе осуществляются движения и на артикуляционной позе.

      Например, предлагается показать мимикой веселого или грустного человека, человека, пробующего кислый лимон, сладкое яблоко.

      В процессе развития мимических мышц задания усложняются: предлагается показать гнев, боль, радость, горе, равнодушие, брезгливость под соответствующую музыку. По мере выполнения упражнений необходимо включать звукоподражание, выражающие восклицание (ах, ох), сожаления (ай, ай), удивления (о, у), боль (ай, ой, ей).

      Используются артикуляционные упражнения.

      Например, на 1 раз – губы в улыбке, на 2 раз – вытянуть.

      На логоритмических занятиях, артикуляционные упражнения полезно сочетать с движениями рук.

      Например, руки развести в стороны и пропеть звук (а), соединить их перед собой в форме обруча (о).

      2. Развитие просодики.

      Развитие просодики строится на основе воспитания темпа и ритма, дыхания, голоса, артикул. аппарата, речевого слуха. Обращать внимание на наличие акцента. Самое эффективное – пение.

      3. Развитие фонематического восприятия.

      Процесс развития происходит через восприятие музыки, различного настроения, громкости ритма, воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией, улучшает различие звука на слух. Произношение под музыку текста способствует развитию слуха произ-ой дифференциации фонем.

      4. Коррекция речевых нарушений.

      Осуществляется как с учетом двигательных возможностей детей, так и при целенаправленной подборке речевого материала для логоритмических или музыкально-ритмических занятий, моторной сферы и членораздельной речи (возраст), при устранении функциональной дислалии, обращается внимание на степень сформированности звукопроизношения и наличие нарушений фонематического восприятия.

      Основными задачами логоритмических упражнений являются:

      • уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении звука;
      • развитие фонематического восприятия и фонематиеских представлений:
      • расширение лексического запаса;
      • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
      • совершенствование общей и мелкой моторики;
      • разработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
      • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
      • Особое значение в коррекционной работе мы уделяем детям, страдающим заиканием, т.к. исследования показывают:

      • моторные нарушения являются одним из главных симптомов, характерезуюших заикание.

      При заикании нарушены в основном:

    • статическая, динамическая координация движений, соразмерность, согласованность движений
    • степень тяжести моторных нарушений при заикании зависит от наличия органического компонента расстройства.
    • В связи с этим различают физритмическую дизартрию, когда происходят сбои на уровне ритмизованного слогоделения, при переходе от одного слога к другому. Это сочетается с двигательными дискоординациями при ходьбе, беге.

      При другом расстройстве запинки обусловлены несоблюдением речевого такта, запинки наблюдаются при произнесении ударных слогов, что служит припятствием для перехода к фразовой прозаической речи (у наших детей плохой музыкальный слух, ритм. осложнены ритмические движения под музыку) Этот вид можно обозначить как дизритмическая диспросодия. А так как нарушены слоговой ритм, задача коррекционного обучения сводится к его выработке.

      Отсюда вытекает содержание логоритмических занятий:

      – ходьба, маршировка в разных направлениях;
      – упражнения на развитие дыхания и голоса;
      – упражнения, регулирующие мышечный тонус;
      – упражнения, активизирующие внимание и память;
      – счетные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
      – ритмические упражнения;
      – пение;
      – упражнения на музыкальных инструментах;
      – самостоятельная музыкальная деятельность;
      – игровая деятельность;
      – упражнения на развитие творческой инициативы.

      Элементами логоритмики должны пользоваться все специалисты ДОУ (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей).

      Способы формирования интонационной и выразительной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.

      Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
      Бежит среди камней чиста, нетороплива.
      И ты готов внимать ее поток
      И восклицать: – О! Как же ты красива!
      Е. Щукина

      Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания.

      Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может “рассказать” о многом: хорошо ли выспался? Рад чему-либо? расстроен чем-то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им!

      Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

      Основной целью обучения детей становится развитие дошкольников умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний. При этом они должны научиться произвольно использовать инновационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью, со смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

      В процессе коррекционно-логопедического воздействия большое внимание уделяется формированию физиологических механизмов интонирования.

      Логопедическая работа предусматривает реализацию следующих задач:

    • развитие речевого дыхания;
    • обучение произвольному изменению силы и высоты голоса, расширение его мелодического (частотного) диапазона;
    • развитие дикции и артикуляции;
    • развитие ритмической способности, восприятия и воспроизведения разнообразных ритмических структур.
    • Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:

    • Формирование диафрагмального (нижнереберного дыхания).
    • Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха.
    • Увеличение длительности речевого выдоха.
    • Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах.
    • Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра.
    • В качестве упражнений используются следующие:

    • повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков;
    • повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из двух и трех гласных звуков;
    • пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты голоса.
    • 6. Тренировка дикции.
      7. Ритмические упражнения.

      Ритмические упражнения подготавливают детей к воспроизведению интонационной выразительности, создают предпосылки для усвоения словесного, фразового и логического ударения.

      Результаты логопедической работы свидетельствует о том, что сформированные навыки правильного речевого дыхания, голосоведения, дикции и артикуляции создают благоприятные предпосылки для развития возможности детей точно использовать интонационные средства в процессе коммуникативной деятельности.

      Литературный материал очень заинтересовывает детей, они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его методико – интонационную окраску. Сказки оказывают положительное воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи.

      Использование театральной деятельности в формировании эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией.

      Нам приятен розовощекий улыбающийся карапуз, а не злючка с посиневшим от крика лицом. Вот мы и говорим: “Прекрати, не смей так себя вести, будешь наказан!”, “Не шуми, бабушка спит!”, “Хватит скакать, хватит ныть!” и т. п. Однако спрятанные эмоции всегда найдут выход. Но какой? У детей нередко нарушается речь, они быстро утомляются, заболевают…

      Взрослым кажется, что никаких особых переживаний и проблем у ребенка не должно быть, и мы отказываем ему в праве гневаться, ревновать или печалиться. Но ребенок тоже попадает в тяжелые ситуации, а значит, имеет право на чувства.

    • Заниматься автоматизацией поставленных звуков в связной диалогической и монологической речи.
    • Развивать умение слушать и слышать ребенка и взрослого, работать в коллективе детей, активно включаться в создание образов единой сюжетной линии, используя лингвистические и паралингвистические средства общения.
    • Работать над эмоциональной выразительностью речи.
    • Формировать навыки произвольной концентрации и переключения внимания (с помощью смены образов, сольного и хорового пения).
    • Совершенствовать чувство ритма при исполнения стихотворений, песен, прозаического монолога.
    • Развивать навыки просодических компонентов речи при проговаривании и пении.
    • Учить координировать речь и движения ребенка.
    • Развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать пространственное воображение.
    • Эмоциональная напряженность чаще возникает, когда необходимо принять ответственное решение, при этом меняются характеристики речи:

      1. – Громкость речи может повышаться или понижаться;
      – убыстрение или замедление темпа речи;
      – на 50% повышается количество пауз;
      – речь прерывается вздохами, фразы не завершены.

      2. – Изменения в грамматике:
      – возрастает количество существительных и глаголов;
      – используются более короткие слова;
      – появляются слова – паразиты, неологизмы, парафазии;
      – частота употребления лексики, выражающей эмоции в устной речи
      – при составлении рассказов по сюжетным картинкам и серий картин для детей с нарушением речи характерна однотипность построения фраз, невыразительность звучащей речи и скудность эмоциональной лексики;
      – дошкольники с нарушениями речи смешивают различные эмоции: грусти, злости, страха, удивления (могут определить только состояние радости);
      – особенно трудно нашим детям мимическими средствами передать на своем лице эмоции злости, испуга, удивления.

      Все это говорит о необходимости своевременного коррекционного воздействия, задачами которого является:

    • изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту;
    • развитие невербальных средств общения (мимики, пантомимики);
    • формирование эмоциональной лексики;
    • развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
    • Одним из наиболее важных приемов мы считаем театрализованную деятельность.

      Эту работу мы начинаем с ясельных групп.

      У каждого из нас в детстве были свои любимые куклы, и все что мы что мы с ними проделываем и было своего рода театром: игрушки говорили, общались и попадали в разные жизненные ситуации, когда плюшевый любимец или кукла оживают и отвечают на все вопросы, их язык более доступен и понятен детям, чем объяснения взрослого. Вот и сейчас используем пальчиковые куклы, конусные, перчаточные, куклы – варежки, напольные куклы, плоскостные рисованные куклы.

      Работа состоит из трех основных этапов:

      1-й этап – направлен на создание у детей положительной мотивации к процессу общения с взрослыми. Все занятия проводились в максимально привлекательной и доступной форме – форме театра и во – вторых, во взаимодействии взрослого и ребенка включался дополнительный коммуникант (театральная кукла), с помощью которого и налаживаются контакты между взрослыми и детьми.

      2-й этап – формирование у детей потребности в общении со взрослым. Для этого в занятия включаются задания на основе знакомых детям игр, которые требуют обращения за помощью к взрослым.

      3-й этап коррекционной работы связан с формированием у детей активности и инициативности в процессе общения с взрослыми. Необходимо создать такую ситуацию, в которой взрослый демонстрирует свою неспешность и потребность в обращении за помощью к детям. Важно, чтобы дети сами стремились оказать помощь.

      Коррекционная работа с детьми невозможна без совместной работы всех специалистов МДОУ: воспитателей, логопедов, хореографа, психолога, специалиста по изодеятельности.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Упражнения для голоса при заикании

      Упражнение № 1.

      Произнесение звука А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся дан ные звуки).

      Упражнение № 2.

      На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными — А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте. Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «рас певная интонация».

      Упражнение № 3.

      На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.

      2. На одном выдохе – МА, МО, МУ;

      4. На одном выдохе – МИ, МЭ, МЫ.

      Упражнение № 4.

      На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность упражнения та же, что и в упражнении № 3.

      Упражнение № 5.

      Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ – НЬНЬНЬНЬНЬ. (звук Ж – ближе грудному звучанию, З – середине, НЬ – верхнему, головному, лицевому).

      Упражнение № 6.

      На звук У воспроизводится гудок трёх теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Должны быть три различные высоты голоса.

      Упражнение № 7.

      Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до 10, на каждый счёт ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал от пола». Следить, чтобы звук не был напряжённым.

      Упражнение № 8.

      Собака убежала, её надо позвать домой. Звать будем три раза: один раз с далёкого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около ребёнка. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром тем пе, кроме последнего (собака около ребёнка). Меняется высота звука.

      1. Произнести слово «Бобик» 10 раз на одном дыхании (собака далеко)

      3. Произнести слово «Бобик» 10 раз (собака подошла ближе).

      5. Повторить кличку собаки несколько раз, но уже медленно.

      Упражнение № 9.

      Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыха ние и услышать следующую высоту.

      Упражнение № 10.

      На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

      Упражнение № 11.

      На вдох понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т.д., затем ребёнок должен сам придумать фразу и произнести её на выдохе. Например: «Очень душистое яблоко».

      Упражнение № 12.

      «Баюкаем куклу» — тянем А – а-а-а-а-а. Произносится тихо и громко.

      Упражнение № 13.

      «Болят зубы» — тянем О – о-о-о-о-о. Звук произносится тихо, громко.

      Упражнение № 14.

      После вдоха на плавном выдохе поочерёдно тянуть гласные «а, о, у, э, ы, и» — аааааааооооооуууууээээээыыыыииии.

      Упражнение № 15.

      После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных – ааааааоооооо, аааааааууууууу, и т.д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях.

      Упражнение № 16.

      На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза – аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

      Упражнение № 17.

      «Корова мычит» — подражание мычанию коровы – МММУУУУ с различной силой голоса.

      Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

      logopeddoma.ru

      Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

      В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.

      Проблема совершенствования различных аспектов коррекционной работы при дизартрии сегодня становится всё актуальнее, так как распространённость выраженных дизартрических расстройств среди детской популяции составляет около 6% и эта цифра постоянно растёт.

      Дизартрия – это одно из самых распространенных и труднокоррегируемых нарушений коммуникации, выражающееся в недостатках произносительной стороны речи, обусловленных неточной иннервацией мышц речевого аппарата.

      Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной системы. Данное микроорганическое поражение может возникать в результате ряда перенатальных факторов: неправильного ведения родов, слабой родовой деятельности, асфиксии и гипоксии плода в результате обвития пуповины вокруг шеи, перенатальной энцефалопатии, нейроинфекции и др. и ведёт за собой нарушение иннервации артикуляционной, дыхательной и голосовой мускулатуры.

      Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, визгливый, ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, членораздельность и внятность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

      Таким образом, структуру речевого дефекта при дизартрии составляют нарушения всей произносительной стороны речи.

      Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.

      Клинико-логопедическую картину и методику логопедической работы при дизартрии описывали многие авторы: М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Г. В. Бабина и другие.

      Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах.

      Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при гиперкинетической и мозжечковой формах и имеют сложный патогенез. Клинически нарушения дыхания у детей с дизартриями проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, особенно страдает возможность активного выдоха.

      Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые складки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.

      Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых складок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых складок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых складок.

      Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков. Приемы постановки звуков являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при вызове и автоматизации звуков большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений.

      Традиционная методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции и работы над нарушениями лексико-грамматического строя речи.

      Массаж при дизартрии

      Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации нервно-мышечного речевого аппарата.

      Для наилучшего получения эффекта расслабления, нужно создать спокойную обстановку: помещение должно быть теплым, ребёнка ничто не должно отвлекать, он должен сидеть или лежать удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата — все это можно достигнуть с помощью аутогенной тренировки и некоторых других психотерапевтических приемов. Можно включить успокаивающую музыку или познавательный мультфильм.

      Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками в перчатках, употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения. При применении зондового массажа инструменты необходимо тщательно мыть и стерилизовать в специальном растворе.

      Для достижения наилучшего результата коррекционной работы массаж целесообразно сочетать с упражнениями пассивной и активной артикуляционной гимнастики, которые позволяют научить ребёнка расслаблять все спастические мышцы, достигать полной амплитуды произвольных движений, удерживать губы и язык в определенном положении, затормаживать синкинезий, достигать точность артикуляционных поз и легко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

      Как правило, комплексы упражнений подбираются индивидуально с учетом клинических проявлений дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической коррекции включаются дыхательные упражнения, так как дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов.

      Нормализация и развитие голоса при дизартрии

      Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других.

      Работа над голосом всегда начинается с развития речевого дыхания, так как без сильной воздушной струи невозможно добиться нормального колебания голосовых складок.

      Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».

      Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.

      Особое внимание обращается на следующие условия:

    • активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; тренировать только вдох: резкий, короткий, шумный. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный.
    • вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
    • все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.
    • Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией

      Детям можно предлагать следующие упражнения:

      Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

      2. «Погончики».

      Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

      Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

      5. «Обними плечи».

      Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

      Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.

      1. исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
      2. исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
      3. исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
      4. движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
      5. надувание щек;
      6. доставание кончиком языка мягкого нёба;
      7. поднятие мягкого нёба при зевке.
      8. Голосовые упражнения

        Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:

        1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…

        2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.

        ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

        3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

        4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

        Закрепление сформированных голосовых навыков

        Далее сформированные голосовые навыки закрепляются при тренировках всей просодической стороны речи. Детям можно предложить следующие упражнения:

        1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.

        2) Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

        3) Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

        4) Детям предлагается прочитать текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня.» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.

        5) Детям следует произнести скороговорку «Наш Полкан из Байкала лакал», выделяя по очереди каждое слово. Затем отдельным ребятам предлагаем ответить данной скороговоркой на вопросы:

        Откуда лакал Полкан?

        Чей Полкан из Байкала лакал?

        Что делал Полкан?

        9) Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить данными текстами.

        logoportal.ru