Упражнения для развития дыхания при заикании

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников, страдающих заиканием

ГБОУ Детский сад № 000 комбинированного вида Северного окружного управления образования города Москвы

Использование инновационных логопедических технологий в обучении и воспитании заикающихся дошкольников.

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников, страдающих заиканием

(Из опыта работы учителей-логопедов ГБОУ д. с.№ 000 СОУО

Известно, что немаловажную, если не основную, роль в речевом акте имеет дыхание. Правильно сформированный речевой выдох обеспечивает плавность, полноту, непрерывность речевого высказывания. У детей с патологией речевого развития, особенно у заикающихся, эта функция, в большинстве случаев, оказывается нарушенной. Таким детям, прежде всего, необходимо развивать объем легких и формировать грудобрюшной тип дыхания. Так как это является базой для развития речевого дыхания.

С 2010 года наша творческая группа принимает активное участие в апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи, разработанной преподавателями кафедры логопедии МПГУ под руководством д. м.н., профессора

Обучение по этой методике, включающей отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики , помогает заикающимся детям нормализовать плавность речевого высказывания, почувствовать интонационную выразительность речи, способствует оздоровлению организма в целом.

С содержанием методики можно ознакомиться в брошюре под редакцией «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»

(издательство , Москва 2005г), где подробно изложены этапы работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Занимаясь с детьми по этой методике, апробируя основные ее положения, анализируя результаты мониторинга дыхательной функции, дозируемый объем и количество вдохов, активность и настроение детей во время выполнения упражнений, мы пришли к выводу, что в игровой форме приобретение дыхательных навыков у большинства детей происходит быстрее.

Игровые упражнения вызывают у детей радость, положительный эмоциональный настрой, уверенность в себе, желание заниматься, а значит и результативность от нашей совместной работы с детьми должна быть заметнее.

Кроме того, мы всегда помним и учитываем, планируя коррекционно-образовательную работу, что игра — основной вид деятельности дошкольника.

По каждому этапу, предложенному в методике,

мы подобрали игровые упражнения.

Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания

развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Внимание ребенка на этом этапе сосредотачивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы. (Ребенок следит зрительно и тактильно за сокращением и расслаблением диафрагмы. То ее напрягает, поднимая переднюю стенку живота вверх, то расслабляет, опуская)

Игры и игровые упражнения этого этапа выполняются последовательно: вначале лежа, затем сидя и стоя и сопровождаются рифмовками, произносимыми логопедом.

Вот некоторые из них:

Вот мы шарик надуваем —

Наш животик поднимаем

Шарик лопнул – выдыхаем

И животик опускаем.

Ходят часики вот так.

Стрелка – вверх, стрелка — вниз,

Ты, животик, шевелись.

(На животике ребенка лежит плоскостная птичка; вдох и выдох производится по тексту)

Летит птичка высоко,

Летит птичка низко,

Летит птичка далеко,

Летит птичка близко

Летай, птичка, не ленись.

(На животике рыбка)

Плыви, плыви, карасик

По быстрой по реке.

Плыви, плыви, карасик.

Качайся на волне.

Крепче на волне держись.

Дышим ровно, глубоко.

Вдох – животик надуваем,

Выдох – воздух выпускаем.

Игры и упражнения на развитие грудобрюшного типа дыхания

с включением элементов дыхательной гимнастики

Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей;

Упражнение «Осторожные заиньки»

Логопед или дети хором произносят текст:

Под кустами на пригорке мы живем, наши маленькие норки стережем;

Выполнение пары «быстрых вдохов» перед собой по условному сигналу логопеда — (4-6 вд.)

(Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, ноги на ширине плеч, руки на поясе или «как лапки у зайца»)

Лапкой умываемся прилежно мы, в гости собираемся друг к другу мы;

Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу

На полянке целый день играем мы: приседаем, прыгаем и бегаем;

Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево-

От лисицы прячемся под кустик мы, он укроет нас с тобою от беды;

Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»)

В дальнейшем, при описании игр вместо пары «быстрых вдохов» мы будем использовать словосочетание – нюх-нюх.

А также, начиная с этого этапа, мы кроме выполнения собственно дыхательных упражнений «нюх-нюх», допускаем речевое сопровождение содержания игр самими детьми (хором или индивидуально), допускаем выполнение детьми тех или иных движений, элементов подвижных игр или игр с пением.

Упражнение «В лесу»

Лисичка рыжая шагает нюх-нюх

Хвостом дорогу заметает нюх-нюх

(дети мягко ступают на носочках)

По снегу петляет зайка нюх-нюх

Ты его поди, поймай-ка нюх-нюх

(шаги вправо – влево)

По сугробам мчится волк нюх-нюх

Серый волк зубами щелк нюх-нюх

(шаги на месте, высоко поднимая колени)

Вперевалку ходит мишка нюх-нюх

Косолапый наш топтыжка нюх-нюх

(Переваливание с одной ноги на другую)

Белка скачет, белка скачет нюх-нюх

Словно серый мягкий мячик нюх-нюх

Упражнение «Лиса и зайцы»

Под кустами на пригорке мы сидим

Наши маленькие норки сторожим

Ушки держим на макушке мы всегда

Не крадется ли поблизости лиса

Чувствуем мы носиком ее следы

Это нас всегда спасает от беды

Я лисичка, я лиса

Всему свету я краса

Я плутовка, хвостик рыжий

Встану к зайчикам поближе

На зайчаток погляжу

Всех сейчас переловлю

Я зайчик-побегайчик нюх-нюх

Я прыгаю, как мячик нюх-нюх

Прыг-скок, прыг-скок нюх-нюх

Не догонит меня волк нюх-нюх

Носиком я чувствую его следы нюх-нюх

Убегу я в лес подальше от беды нюх-нюх

pandia.ru

Индивидуальный подход к диагностике речевого дыхания у заикающихся дошкольников

Быстрова Ольга Ивановна,бакалавр 4 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринскbystrowa.olya@2012yandex.ru

Филютина Татьяна Николаевна,кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. ШадринскFilyutina1960@mail.ru

Индивидуальный подход к диагностике речевого дыхания

у заикающихся дошкольников

Аннотация.В данной статье рассматривается процесс диагностики физиологического и речевого дыхания у старших дошкольников с заиканием, и обосновывается необходимость индивидуального подхода к процессу коррекции речевогодыхания. Индивидуальный подходк диагностике, а в дальнейшем к коррекции рассматривается как одно из основных условий в преодолении заикания дошкольников.Ключевые слова:заикание, дошкольники, физиологическое дыхание, речевое дыхание, индивидуальные характеристики заикания, единство индивидуального подхода и коррекции речевого дыхания.

В настоящее время среди речевых патологий заикание занимает особое место и считается одним из распространенных расстройств речи у детей. Из научных источников известно, что такой формой речевого расстройства как заикание страдает от 1,5 до 3% населения. Среди детей страдающих заиканием, мальчиков больше в 4 раза, чем девочек.[1]. У детей, живущих в сельской местности, данное заболевание встречается реже –примерно 1,6% [2].К заиканию приводит нарушение дыхания считает Н.И.Жинкин, таким образом, важным моментом работы с детьми с заиканием является постановка правильногодыхания[3].Чаще всего заикание возникает у детей в дошкольном возрасте в сензитивный период развития речевой функции от 2до 4 лет. Исходя из этого, Ю.А. Флоренская назвала такое нарушение эволюционным заиканием, а К.П. Беккер,М. Совак,Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова –заиканием развития.Благодаряученымизучавшим природу и механизмы заикания (Л.И.БеляковаМ.И. Буянов,Б.З. Драпкин, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин,В.В. Ковалев, Р.Е. Левина,А.Р. Лурия,В.М. Шкловский и др.) дало возможность разрабатывать достаточно эффективные механизмы преодоления многообразных по своей природе и проявления типов, видов заикания.Многие исследователи считают причину заикания у детей в нарушении регуляции дыхательной функции, эта патология речевого дыхания очень сильно выражена[1, 4].По мнению М.Е. Хватцева, заикание –это своеобразное, по преимуществу функциональное дискоординационное расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально –волевой сфере.В настоящее время выделяются две группы симптомов заикания –это физиологическиеи психологические. К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС, физическое здоровье, общая и речевая моторика. К психологическим –фобии, навязчивые мысли, уловки, степень фиксации и особенности личности заикающегося.Таким образом, разрабатывая индивидуальную коррекционную программу для заикающихся детей, мы должны стремиться достичь положительных результатов. Логопедическая работа должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей испытуемых.Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием.

Исходя из поставленной цели, на констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:1.Подобрать диагностические методики и выявить особенности речевого дыхания у заикающихся дошкольников.Для достижения этих задач нами использовались следующие методы:1. Изучение логопедической документации речевые карт;2. Констатирующий эксперимент.Для выполнения второго блока мы использовали ряд диагностических методик:I. Схема А.И. Максакова оценивание преобладающего типа дыхания: II. Диагностические задания, состоящие из 5 серий, предложенные Е.Ф. Архиповой с критериями оценки речевого дыхания [5].Изучение анамнестических данных по речевым картам детей троих заикающихся дошкольников показало, что у всех обследуемых детейимеет место проявление нарушений в различных периодах развития.Данные речевых карт мы обработали и проанализировали полученные результаты анализа, свели их в таблицу 1.Таблица 1Проявление заикания у испытуемых

№п/пИмя Ф.Характер запинокФорма судорогЧувство темпоритма,речевых и неречевыхдвиженийЛокализация судор.Степень заиканияТечен. заиканРазвитие общей моторики, артикул.,Ведущая рукаВид заикания1.МашаМ.Судор.запинки

КлонотоничРечевой темп замедлНеречевой ритм не достаточно развитАртикуляц.(Судорога губ)Средн.Волнообраз.Мотор.N; недост. подвиж губ; бедная мимика;правшаНевротическая2.Дима О.Судор. запинки КлоничРечевой темп ускор.Неречевой ритм не достаточно развитДыхательн.(инспират)ЛегкаяРецидивир.Вполне сформир.правшаНевротическая3.Юлий Б.Судор.запинки

КлоничРечевой темп –N,Неречевой ритм не достаточно развитДыхательн.(инспират)ЛегкаяРецидивир.Вполне сформир.бедная мимика;правшаНевротическая

Из таблицывидно, что в результате у детей имеются судороги мышц речевого аппарата преимущественно в дыхательном отделе. При чем: у Димы О. и Юлия Б.инспираторные судороги, у Маши М. отмечается артикуляционная судорога губ. Из сведений медицинской документации нам стало известно, чтоу всех испытуемыхдетей невротический вид заикания.У Димы О. и Юлия Б. отмечается рецидивирующий тип течения заиканиявлегкой степени. У Маши М. наблюдается волнообразный тип течения заикания со средней степенью. Левшество не отмечается. Чувство ритма у всех детей не достаточно развито. Форма судорог в большинстве клоническая и в одном случае клонотоническая, общая моторика у всех детей сформирована, артикуляция у Димы О. и Юлия Б. достаточно развита, у Маши М. слабая артикуляция губ, у Юлия Б. Маши М. недостаточно развита мимика.Таким образом по анализуречевых карт детеймы видим, что при невротическом виде заикания судороги мышц речевого аппарата преобладают в дыхательном отделе. Звукопроизношение при этом виде заикания не страдает, только, если при функциональной дислалии. Особенности общей моторики без выраженных нарушений. Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу.Кроме того для детейэтой группы характерны быстрая истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени.Обследуя детейпо схеме А.И. Максакова и серии диагностических заданий Е.Ф. Архиповой мы установили, что у детей с заиканием отмечаются нарушения в сформированности диафрагмального типа дыхания, длительностии силы внеречевого и речевоговыдоха, а так же речевого дыхания. Полученныеданные анализируются ниже.: 1. Доминирующий тип дыханияВыявленный нами результат свидетельствует о преимущественной несформированности у дошкольников с заиканием полного и совершенного типа дыхания, который позволял бы не только набирать наибольшее количество воздуха, но и выдыхать его полно, сильно и эластично с участием всех видов мускулатуры. Полученный результат отражен в таблице 2Таблица 2Распределение испытуемых по доминирующему типу дыхания,

в баллах (А.И. Максаков)

№п/пИмя Ф.Верхнереберный (ключичный) тип дыханияГрудной тип дыханияСмешанный (диафрагмальный) тип дыхания1.Маша М.1 балл

Из таблицы видно,что у всех испытуемых не сформирован грудобрюшной (диафрагмальный) тип дыхания, наиболее оптимальный для речевой функции.

у 1 испытуемого преобладает верхнереберный (ключичный) тип дыхания 1 балл. Так, Маша М. привыполнении задания демонстрирует верхнереберный (ключичный) тип дыхания, то есть легкие заполняются воздухом за счет подъема ключиц и расхождения верхних ребер с поднятием плеч. Аналогичные данные мы получаем при наблюдении за дыханием ребенка во время игровой и речевой деятельности. Тип дыхания оценивается в 1 бал.–у 1 испытуемогосформирован грудной тип дыхания. При выполнении задания у Димы О. мы наблюдаем преимущественно грудной тип дыхания, при этом вдох и выдох воздуха осуществляется не равномерно, с разной силой. Аналогичные данные мы наблюдаем во время игровой деятельности. Тип дыхания оценивается в 2 балла.

у 1 испытуемого –Юлия Б. выявляетсядиафрагмальный тип дыхания. Данный тип дыхания Юлий также использует во времяигровой и речевой деятельности, оценка –3 балла.Данные свидетельствуют о необходимости формирования у детей диафрагмального типа дыхания. Задачей формирующего эксперимента будет расширить физиологические возможности дыхательной функции, используя дыхательные упражнения для развития диафрагмального типа дыхания у Маши М. и Димы О., а также закрепление диафрагмального дыхания у Юлия Б.

2. Длительность внеречевого выдохапредставлена в таблице 3.Таблица 3Распределение испытуемых по длительности внеречевого выдоха

Время выполнения задания

34 секунды56 секунд79 секунд1.Маша М.+

Подвергнув анализу полученный результат, мы можем констатировать, что удетей с заиканием развитие внеречевого дыханияимеет низкие показатели (1 испытуемый) и средние показатели (2 испытуемых). Это свидетельствует о преимущественной слабости внеречевого дыхания детей,решением задачи формирующего экспериментабудетявлятьсяразвитиеэтогонарушенияречевойфункции.

3. Сила выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струю. Полученные данные отражены в таблице 4.Таблица 4Распределение испытуемых по силе выдоха (Е.А. Архипова)

№ п\пИмя Ф.Время выполнения задания

34 см56 см79 см1.Маша М.+

В испытаниях третьего задания большинство детей показалине высокие результаты. Это говорит о том, что сила выдоха и умение целенаправленно посылать воздушную струю не сформировано, дети не могут сделать достаточный вдох для дальнейшего его выдоха. Это важно учесть при подборе дыхательных упражнений для развития физиологического дыхания в коррекционной программе формирующего эксперимента. Один ребенок из обследуемых справился с заданиями, он продемонстрировал наилучшие показатели силы внеречевого выдоха (7 9 см) и достаточное умение целенаправленно посылать воздушную струю, что свидетельствует о развитии дыхательных мышц.

4. Длительность фонационного выдоха, результаты испытаний отражены в таблице 5.Таблица 5Распределение испытуемых по длительности фонационного выдоха

до 4 сек46 сек68 секБолее 8 сек1.Маша М.1балл

Проанализировав результаты выполнения задания, мы можем констатировать, что у всех детей выполнение задания имеет различный результат длительности фонационного выдоха.Так нами выявлено, что у 1 ребенка, имеется низкий показатель длительности фонационного выдоха (до 4 сек). У него дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что свидетельствовало о попытке ребенка использовать почти весь воздух, находящийсяв легких.

У 1 ребенка низкий показатель длительности фонационного выдоха (46 сек).У мальчика отмечается более длительный выдох, но он не достигал средней отметки, также отсутствовала плавностьфонационного выдоха.У 1 ребенка, имеется средний показатель длительности фонационного выдоха (68 сек). При выполнении задания у него отмечается умеренная длительность речевого выдоха, отсутствие плавности выдоха и иногда дрожал голос.

В группе обследуемых не отмечается детей с дальностью выдоха выше средней.При этом нами обозначено, что при выполнении задания при произнесении звуков у некоторых детей дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что указывало: дети по возможности пытались использовать почти весь воздух, находящийся в легких. Это подтверждает то, что у детей не достаточно развиты физиологические возможности дыхательного аппарата. Это определит задачу нашего формирующего эксперимента (постановка грудобрюшноготипа дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

5. Характер речевого дыхания. Полученный нами результат отражен в таблице 6.Таблица 6Распределение испытуемых по количеству вдохов

№ п/пИмя Ф.Время выполнения задания

До 3х вдохов45 вдохов68 вдохов1.Маша М.

Контроль количества слов, которые дети могли произносить на одном выдохе при чтении стихотворения А. Барто «Бычок» без дополнительного добора воздуха, обнаружил:

2 испытуемых смоглисправиться с заданием, осуществивот 45вдохов, это средний результат эксперимента:

Дима О. читая стихотворение, сделал вдох перед чтением и воспроизвел на одном выдохе одну строку –3 слова (8 слогов),затем добирал воздух перед каждой строкой и всего произнес в дальнейшем: во второй строке –3 слова (6 слогов), в третьей –3слова(7 слогов), в четвертой –3 слова (7 слогов). Юлий Б. добор воздуха в основном выполнял после каждой прочитанной строки, соответственно результат такой же, как у Димы.1 испытуемый –Маша М., читая стихотворение, дети совершали вдох перед каждой новой строкой, причем начинала свое высказывание на остаточном выдохе, т. е. перед чтением не делал вдоха, затем добирала воздух перед каждой строкой, перед словом «качается» перед словами «доска кончается» сделала паузу, добирая воздух для дальнейшего высказывания, «Идет бычок,/ качается», «Ох,/ доска кончается», «Сейчас я/ упаду» т. е. выдоха ей не хватало для произнесения трех и более слов.Результат:

в первой строке 2 слова (4 слога), 1 слово (5 слогов);

во второй строке –вдох перед строкой, 3 слова (6 слогов);

в третьей строке –вдох, 2 слова (6 слогов);

в четвертой строке –вдох, 3 слова (6 слогов).В итоге выполнение заданияоценивается как низкая норма (68 вдохов).

Важно отметить, что для произнесения 45 слов детям не хватало воздуха, так как в конце чтения они делали дополнительные вдохи, которые прерывали речь. Некоторые же ребята, читая стихотворение, перед словами «доска кончается» делали паузы, добирая воздух для дальнейшего высказывания. Из таблицы видно, что у всех исследуемых отмечаетсянедостаточно развито речевое дыхание, показатели у всех детей не превышают среднего уровня. По итогам проведенного исследования представим сводные результаты в таблицах 7. и 8. Таблица 7Результатысостояния дыхательной функции

(А.И. Максакова, Е.Ф. Архипова)

Доминирующий тип дыханияДлительнос.внеречевого выдохаСила выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струюДлительн.фонационного выдохаХарактер речевого дыхания1.Маша М.Верхнереберный (ключичный)34 с34 смДо4 с68 вдохов2.Дима О.Грудной56 с56 см46с45 вдохов3.Юлий Б.Грудобрюшной (Диафрагмальн)56 с79 см68с45 вдохов

Из таблицы видно, что у всех детей длительность внеречевого выдоха и фонационного выдоха ниже нормальных показателей.Таблица 8Развитие речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста

с заиканием на констатирующем этапе эксперимента

Доминир. тип дыханияДлительность внеречевого выдохаСила внеречевого выдохаДлительность фонационн.выдохаХарактер речевого дыхания1.Маша М.Низкий ур.Низкий ур.Низкий ур.Низкий ур.Низкий ур.2.Дима О.Низкий ур.Средний ур.Средний ур.Низкий ур.Средний ур.3.Юлий Б.Средний ур.Средний ур.Высокий ур.Средний ур.Средний ур.

Из таблицы видно, что у Машипо всем показателям речевого дыхания диагностируется низкий бальный уровень оценки.У Дмитрия –низкие уровневые показатели по доминирующему типу дыхания и длительности фонационного выдоха.У Юлия –низкие показатели не диагностируются для данного испытуемого более благоприятный прогноз для коррекционной работы.Индивидуальные особенности речевого дыхания испытуемых диктуют нам индивидуальный подход к коррекционной работе. Мы сделали попытку систематизировать индивидуальные особенности в таблице 9.Таблица 9.Индивидуальные особенности исследуемых детей по результатам констатирующего эксперимента

Имя Ф. Маша М.Дима О.Юлий Б.Эмоциональное и физическое состояние ребенка1.Эмоциональное и физическое напряжение

1. Эмоциональное и физическое напряжение1. Эмоциональное и физическое напряжениеМоторика2. Недостаточная подвижность губ2.N2.NНеречевой темп и ритм3. Недостаточное развитие неречевого ритма3. Недостаточное развитие неречевого ритма3. Недостаточное развитие неречевого ритмаРечевой темп и ритм4. Темп речи незначительно замедлен4. Темп речи незначительно ускорен4.NРазвитие мимических мышц5. Недостаточно выражена мимика5.N5. Недостаточно выражена мимикаСтепень тяжести заикания6. Средняя степень заикания6. Легкая степень заикания6.Легкая степень заиканияЛоколизация судорог7. Артикуляторная судорога губ7. Дыхательная судорога (инспиратор.)7. Дыхательная судорога (инспиратор.)Тип течения заикания8. Волнообразный тип8. Рецидивирующий тип8. Рецидивирующий типДоминирующий тип дыхания9. Не сформирован диафрагмальный тип дыхания9. Не сформирован диафрагмальный тип дыхания9. Недостаточно сформирован диафрагмальный тип дыханияДлительность внеречевого выдоха10. Не развита длительность внеречевого выдоха10. Не достаточно развита длительность внеречевого выдоха10. Не достаточно развита длительность внеречевого выдохаСила внеречевого выдоха11. Не развита сила внеречевого выдоха

11. Не достаточно развита сила внеречевого выдоха11.NДлительность фонационного выдоха12. Не сформирована длительность фонационного выдоха

12. Не сформирована длительность фонационного выдоха12. Недостаточно сформирована длительность фонационного выдохаКачество речевого дыхания13. Не развито речевое дыхание

13. Недостаточно развито речевое дыхание13. Недостаточно развито речевое дыхание

На основе исследования мы можем сделать следующие выводы:

1.У всех испытуемыхстарших дошкольников с заиканием несформирован грудобрюшной (диафрагмальный) тип дыхания, присутствует эмоциональное и физическое напряжение и диагностируется недостаточное развитие неречевого ритма.2.

При условно нормативном развитии с возрастом у детей речевое дыхание должно становиться более продолжительным, однако мы наблюдаем у детей с заиканием другую картину. Испытуемые показали низкие и средние результатыдлительности, силы внеречевого выдоха, длительность фонационного выдоха ихарактер речевого дыхания.Речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием выдоха для дополнительного вдоха. 3.Поэтому цель формирующего эксперимента будет в учете индивидуальных особенностей речевого дыхания испытуемых и соответственно дифференцированном подборе коррекционных упражнений и игр для каждого испытуемого. Кроме того, предполагается, что формированию речевого дыхания должна предшествовать нормализацияу детей с заиканием физиологической функции дыхания.

Ссылки на источники1.1.Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. –М.: В. Секачев, 1998. –304 с.2.Селиверстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений [Текст]/ В.И. Селиверстов.4е изд., доп. М.: Владос, 2000. 208с.3.Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст]/ Н.И. Жинкин. –М.: ДиректМедиа, 2008. –1104 с.4.4.Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание [Текст] /Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова –М., 2003.5.5.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей[Текст] / Е.Ф. Архипова–М.: АСТ: Астрель, 2007.

e-koncept.ru

Упражнения при заикании у детей

Дыхательные упражнения для лечения заикания

Лекарства от заикания нет, а в помощи нуждается большое количество людей, для которых простое речевое общение стало невыполнимым, принося много проблем в повседневную жизнь. Помимо медикаментозного лечения нервной системы и других систем организма, которые оставили такие осложнения, существуют дыхательные упражнения для лечения заикания по методу А.Н.Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика может использоваться как для лечения заикания у детей, так и у взрослых пациентов.

Заикание возникает по разным причинам, и единого мнения специалистов о механизме возникновения этого недуга нет.

Существует три типа заикания :

1 тип — заикание вследствие нарушений деятельности нервной системы. Заикание может быть связано с родовой травмой, травмами, полученными в детстве, частыми болезнями.

2 тип — заикание возникает тогда, когда у человека праворукого ведущим глазом является не правый, а левый. Это случается, когда переучивают ребёнка — левшу в детстве к деятельности правой рукой.

3 тип — заикание вследствие пережитого стресса, сильного переутомления. Для этого типа заикания характерно усиление заикания на людях, при публичных выступлениях.

Дыхательные упражнения для лечения заикания

Авторская методика дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой очень хорошо себя зарекомендовала и применяется для лечения всех трёх типов заикания. Без нормального дыхания невозможно помочь больному с заиканием, а это значит, что нормализации дыхания должно быть посвящено большее время в лечении, чтобы преодолеть недуг. Дыхательная гимнастика направлена на координацию и оптимизацию дыхания, как носового, так и ротового. В дыхании активно должна участвовать диафрагма, выдох должен быть продолжительным. Упражнения на правильное дыхание проводят вначале без речевого сопровождения.

Правила выполнения упражнений

1) Вдох должен быть резким и коротким, как хлопок. Думать нужно только о вдохе.

2) Выдох производить спокойно, без напряжения и усилий. Выдох должен быть бесшумным.

3) Вдох должен всегда сопровождаться движениями. Движения должны быть только на вдохе.

4) Как движения, так и вдох должны производиться в маршевом ритме.

5) Счёт в гимнастике на 8, считать нужно не вслух, а мысленно.

6) Упражнения на дыхание можно выполнять как стоя, так и сидя или лёжа.

Комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания

1) Упражнение «Ладошки»

Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох — нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

2) Упражнение «Погончики»

Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

3) Упражнение «Насос»

Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

При заболеваниях сердечно — сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

4) Упражнение «Кошка»

Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

5) Упражнение «Обнять плечи»

Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

6) Упражнение «Маятник»

Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

7) Упражнение «Поворот головой»

Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево — опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

8) Упражнение «Уши»

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу — снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

9) Упражнение «Маятник головой»

Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

10) Упражнение «Перекат»

Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

11) Упражнение «Передний шаг»

Встать прямо, ноги на ширине плеч или шире. Левую ногу поднять, согнув в колене, до уровня пояса. Носок левой ноги тянуть к полу по балетному манеру. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать резкий вдох. Затем то-же самое выполнить с правой ногой. Следить, чтобы спина была прямая во время выполнения упражнения, смотреть перед собой, голову не наклонять. Кистями рук на уровне пояса можно делать движение навстречу друг другу. Следить, чтобы вдох был резким, шёл вместе с резким движением, а выдох был спокойным и незаметным. Выполнять 8 раз по 8 вдохов.

12) Упражнение «Задний шаг»

Встать прямо. Левой ногой резко отвести назад, как будто хлопая по ягодице. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать шумный резкий вдох. Затем тоже самое выполнить правой ногой. Выполнять по 4 упражнения 8 раз.

Спустя пару месяцев ежедневных дыхательных тренировок дыхание человека с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

Ежедневно выполняемые дыхательные упражнения для лечения заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить человеку радость общения.

Дыхательная гимнастика от заикания

Заикание — одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего заикание появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания — дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи — дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

Речевое и жизненное дыхание: отличия

Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания — участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания — поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом — дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

У людей, не страдающих заикание м, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

Лечение заикания: развитие речевого дыхания

При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

1. Упражнение Воздушный шарик

Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

Упражнение Воздушный шарик необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

2. Буря в стакане

При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох — самопроизвольно.

В работе с заикающимися я часто использую упражнения Насос и Обними плечи. С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника . смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках . печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз. беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  1. Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  2. Говорить можно только на выдохе.
  3. Вдох всегда короткий, а выдох — плавный и длительный. Выдох необходимо экономить.
  4. Дышать нужно животом, грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  5. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  6. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  7. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заикание м, каким бы сильным оно ни было.

Юлия СТЕПАНОВА, логопед, психолог

Статьи по теме Дыхательная гимнастика от заикания

Новости о Дыхательная гимнастика от заикания

Обсуждение Дыхательная гимнастика от заикания

Лечение Дыхательная гимнастика от заикания

Лечение заикания у детей

Статья содержит в себе дыхательные упражнения и правила, которые должны соблюдать родители при лечение заикания у детей.

Прежде всего, лечение заикания зависит от своевременного реагирования на его проявление у ребёнка. К первым признакам заикания относится:

• затруднение при попытке заговорить в начале речи
• происходят вынужденные остановки в середине фразы или слова
• повторение слов или слогов в начале фразы
• лишние звуки (а, и) перед отдельными словами
• ребёнок может отказаться говорить от 2 часов до суток.

Что должны предпринять родители?

  1. Соблюдать режим дня. Ребёнок должен соблюдать режим сна и бодрствования, чтобы длительность сна составляла как минимум 8 часов. Перед сном рекомендуется принятие тёплого душа или ванн с успокоительными травами, морской солью или аромамаслами.
  2. Исключите перед сном просмотр телевизора, активные занятия и компьютерные игры.
  3. Соблюдать режим питания. В рационе питания должны быть растительные и молочные продукты, фрукты, овощи, сократите потребление жиров, мяса и копчёностей.
  4. Исключить стресс и умственные нагрузки. Следует ограничить просмотр фильмов, которые вызывают сильные эмоции. Это же относится и к различным играм и мультфильмам. Речь родителей должна быть плавной и неспешной, не следует повышать голос, включать громко телевизор или музыку. Не требуйте от ребёнка усидчивости, обязательного посещения дополнительных занятий или кружков. Требования обоих родителей не должны при этом различаться. Важно, чтобы ребёнок знал, что ему можно и чего нельзя, когда его будут ругать, а когда нет. При этом для ребёнка следует создать атмосферу понимания и исключить ссоры между родителями.
  5. Больше гулять на свежем воздухе.
  6. Следить за осанкой ребёнка, чтобы она была подтянутой как во время речи, так и во время молчания.
  7. Следите, чтобы ребёнок при заикании не смущался и не отводил глаз. Во время речи он не должен смотреть исподлобья – для этого мягко удерживайте его подбородок в правильном положении.
  8. Делайте на ночь расслабляющий массаж воротниковой зоны. Рекомендуется проводить его 3-4 раза в год по две недели каждый раз.
  9. Дыхательные упражнения – основа лечения заикания

    Самой известной программой традиционного метода лечения является «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Здесь будут приведены в пример два упражнения, считающиеся самыми действенными при лечении заикания.

    Упражнение «Насос»

    Встаньте прямо, опустите руки. Наклонитесь немного вперёд, округлив спину. При этом голова и руки опущены, и шея расслаблена.

    После этого сделайте быстрый вдох и приподнимитесь, но не выпрямляйтесь. Сделайте медленный выдох ртом или носом.

    Вновь наклонитесь и сделайте быстрый шумный вдох и так же повторяйте. Данные дыхательные упражнения напоминают «накачивание шины». Выполнять его нужно с лёгкостью, не нагружая поясницу.

    Упражнение «Повороты головы»

    Встаньте прямо, положите руки по бокам. Повернув голову влево, быстро и шумно вдохните. Затем поверните голову вправо и ещё раз вдохните. Выдох делается во время поворота головы от левого плеча к правому. При этом останавливаться посередине не нужно.

    Шея во время упражнения не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Самое первое упражнение включает в себя 8 вдохов и выдохов. Не забудьте делать между упражнениями короткие передышки. Всего нужно будет сделать 3 подхода по 32 вдоха.

    Что дают эти упражнения?

    Они направлены на дыхательную систему человека: учат дышать глубоко, всеми лёгкими, способствуют тренировке диафрагмы, участвующей в голосообразовании, голосовые связки при этом становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора.

    Упражнения должны выполняться по 15 минут утром и вечером. Результаты появляются спустя 2-3 месяца: голос становится более естественным, а дыхание – свободным.

    Видео, как у детей лечить заикание:

    Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет в России серию рабочих тетрадей KUMON (Япония) для дошкольников на русском языке.

    Где-то в самой глубокой чаще затерялась сказочная страна — Лисий лес. Там живут самые милые и забавные герои на свете.

    В серии «Золотое наследие» издательства «Эксмо» выходят книги, с которыми неразрывно связано детство старшего поколения.

    Странник, лишь раз очутившись в сказочном Муми-доле, будет возвращаться туда вновь и вновь.

    Всё для школы и для жизни — учебники и тетради, ранцы и школьная форма, оформление интерьера и подарки учителям!

    15 октября 2012 17 августа 2014

    Возникновение заикания

    В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, его готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В. А. Гиляровский.

    Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

    Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии — М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова в Болгарии — Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев в Польше — А. Митринович-Моджевеска в Германии — К. П. Беккер и др.

    «Если у ребенка заикание..»

    Из книги петербургских авторов-практиков родителей детей, страдающих заиканием, смогут получить информацию об истории изучения этого заболевания, о том, откуда оно возникает, а главное — о том, что нужно и чего не нужно делать в этой непростой ситуации.

    В этой книге даются и практические рекомендации, которыми родители смогут воспользоваться в домашних условиях.

    Речевые упражнения при заикании

    Речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

    незнакомый текст, экспромт.

    Следующим фактором, способным влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.

    Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже — слоги, еще реже — слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале изложения (трудно начать говорить), в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появляются на некоторых определенных ( трудных ) звуках.

    Итак, трудности в речи заикающегося возрастают в зависимости от того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае чаще всего встречаются запинки. Причем в сложной фразе их больше, чем в простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в отдельно взятых.

    Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. Вначале звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и, наконец, связная речь.

    Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее течение.

    Как правило, заикающиеся всегда говорят свободно шепотом, у них никогда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т. е. тогда, когда они только беззвучно артикулируют, произносят фразу без единого звука. Заикающиеся говорят свободнее тихо, чем громко. Но как парадокс наблюдается иногда и обратная картина, когда громкая и даже очень громкая речь у заикающегося ребенка звучит совершенно без запинок. Это бывает не часто и наблюдается обычно у детей робких, тихих, застенчивых.

    Поэтому свободная и громкая речь у заикающихся достигается обычно путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

    На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность. Даже по этому поводу бытует мнение, что для избавления от заикания нужно петь, или читать стихи, или говорить нараспев, т. е. сильно растягивать гласные звуки.

    Действительно, при пении, ритмичной стихотворной речи или при разговоре нараспев речевые судороги заикающихся или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются. Однако это вовсе не значит, что, пользуясь только этими формами речи, можно избавиться от заикания. К тому же, как показывают наблюдения, искусственно растянутая речь ( нараспев ) не приживается у заикающихся. Они ее стыдятся не меньше, чем своих запинок, и обычно предпочитают пользоваться заикливой, но привычной речью, нежели новой, искусственной речью, обращающей на себя внимание.

    В речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и ритмизованную речь. Такой вид упражнений используют для совершенствования и развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить свободно. Речь нараспев не используется, как правило, на занятиях, но от нее осталась опора на гласные звуки в начале фразы в тех случаях, когда ребенок затрудняется начать ее с согласного звука.

    Определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают какими-то ритмичными движениями. Например, известные слова:

    Мы домик строим

    дети произносят, взявшись за руки и имитируя движения пильщиков.

    Однако наша устная речь разнометрична, т. е. мы в речи пользуемся разными ритмами. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы последовательно перевести к него навыки свободной речи с ритмизованной на разнометричную, т. е. обычную речь.

    Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитывается в такой последовательности:

    пение с движениями

    ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений

    ритмизованная речь (стихи, проза) без движений

    опора на гласные звуки

    В зависимости от эмоционального состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного равновесия и положительных, но не сильных эмоций.

    klinikainfo.ru