Упражнения для ребенка от заикания

Содержание:

Упражнения для ребенка от заикания

Впервые заикание обычно проявляется в возрасте двух лет по причине особой чувствительности нервной системы, активного формирования речи и, как нередко бывает, внезапного испуга. Чаще данное явление встречается у мальчуганов (прим. – почти в 4 раза чаще, чем у девочек), и во многих случаях, увы, переходит далее во взрослую жизнь, если родители не утруждали себя лечением, решив, что «пройдет само». А ведь согласно статистике, именно в самом начале развития этого дефекта речи с ним проще всего справиться. Причем, успешно и навсегда.

Что нужно делать родителям дома, чтобы дополнить лечение, рекомендованное специалистами?

Содержание статьи:

Какие народные средства могут помочь ребенку избавиться от заикания?

Какими народными средствами можно вылечить заикание?

На самом деле, лечение заикания «бабушкиными» средствами – это иллюзия. Невозможно избавиться от этого недуга с помощью трав.

Многочисленные советы, распространяемые в Сети на эту тему, основываются на седативном действии трав. Да, есть растения, оказывающие успокаивающий легкий эффект, но большинство рекомендуемых «супер-средств для лечения заикания» как минимум не приносят никакого результата и обладают совсем другим действием, а некоторые могут даже навредить ребенку.

Видео: Уроки логопеда. Упражнения для детей 3-4 лет

Что нужно знать о предлагаемых народных методах?

Рассмотрим на конкретных примерах:

  • Крапивный сок. По мнению авторов данного рецепта, крапива обладает противосудорожными свойствами. Но учитывая, что вещества крапивного сока в реальности «не доходят» до мозга, противосудорожный эффект растения остается весьма сомнительным. Кроме того, вряд ли логоневроз, имеющий психосоциальные корни, способен пройти или даже стать менее интенсивным от воздействия крапивы. Также важно отметить, что крапива имеет много других побочных эффектов.
  • Отвар на основе ясенца белого. Еще один популярный рецепт, тиражируемый многими сайтами. Авторы обещают смешивать растение с другими травами и потом держать данный отвар во рту и сплевывать. Увы, горький отвар, который ребенку придется держать во рту несколько минут, никакого эффекта не даст. А вот отравление, при проглатывании – легко. В данном растении содержатся специфические алкалоиды, токсически воздействующие на нервную ткань при проникновении в мозг. А проникают в мозг данные вещества, в отличие от крапивы, довольно легко.
  • Мед. Для детей-аллергиков средство противопоказано. Для всех остальных вредным не будет, в комплексной терапии, но и особого результата в лечении заикания не принесет.
  • Калина. Морс из этих ягод действительно полезен, а в сочетании со светлым медом может обеспечить мягкий седативный эффект. Естественно, в качестве основного средства лечения морс будет бесполезен.
  • Ромашковый отвар . Растение с неоспоримыми целебными свойствами и седативным легким эффектом, который заметен у малышей младше 2 лет. Для детей постарше нужна «космическая» дозировка, чтобы получить нужный результат. А подобные дозировки грозят отравлением. В малых же дозах, рекомендованных врачом, ромашка позволит немного активизировать работу иммунной системы, если это вообще требуется.
  • Гусиная лапчатка. Если вам нужен противовоспалительный и отхаркивающий эффект – растение будет полезным. Что касается логоневроза – никоим образом это средство пользы не принесет, даже в лекарственных сборах.
  • Вереск с хмелем. Что касается свойств этих двух растений – оно бесспорно: оба обладают седативными/снотворными свойствами, и эффект усиливается при их сочетании. Но, заваривая их ребенку, помните о том, что сильно концентрированный отвар ребенку ни к чему, как и излишняя сонливость. Кроме того, не стоит забывать и об индивидуальной аллергии.
  • Травы – это нагрузка для детского организма. Если в травах нет острой необходимости (их не прописал врач), то лучше отказаться от подобного самолечения.
  • Внимательно изучайте свойства растений, которые вы завариваете для лечения какой-либо болезни вообще.
  • Не назначайте отвары трав самостоятельно, тем более для ребенка: прием любых средств – только после консультации у врача!
  • Не полагайтесь целиком и полностью на информацию с сайтов в интернете – пусть даже специфических, медицинских: консультируйтесь у специалистов!
  • Само по себе, лечение травами без комплексной терапии – занятие бессмысленное.
  • И самое главное – пока вы пытаетесь вылечить свое чадо от логоневроза дома, травками, заболевание переходит в стадию, на которой даже реальное лечение станет сложным и долгим.

    Продукты, которые способствуют улучшению речи ребенка — еда, помогающая в лечении логоневроза

    Да, есть и такие. Конечно, они не являются волшебными таблетками, мгновенно действующими на дефект речи, но их действие основано на поставке/транспортировке «строительного материала» для нервных клеток, а также клеток мозга, и проч.

    То есть, это — не средство лечения, а вспомогательные продукты, которые усилят действие основной терапии.

  • Творог, сметана, натуральные йогурты.
  • Льняное масло. Его можно мазать на хлеб — или же принимать по ложке.
  • Квашеная капустка с растительным маслом.
  • Рыбий жир. Его можно принимать в капсулах или в качестве приготовленной жирной морской рыбы. Например, палтус, сельдь, семга и проч. В этой рыбе, помимо «строительного материала» для разных клеток, имеются еще и жиры Омега 3.
  • Что касается сладостей – их дозировку для ребенка с логоневрозом следует сильно уменьшить. Сахар повышает гиперактивность, что в данном случае совершенно ни к чему.

    Что могут сделать родители для лечения заикания у ребенка в домашних условиях?

    После постановки точного диагноза и полного обследования у специалистов, а также в комплексе уже выработанной врачами терапии (и только в комплексе!), родители могут использовать следующие методы и способы, чтобы помочь своему ребенку:

  • Проанализируйте ситуацию и найдите причины стрессового состояния ребенка. Начните с себя! Часто причиной стресса становятся родительские крики, семейные ссоры, жесткое отношение и проч. Займитесь атмосферой в доме – она должна быть комфортной для ребенка.
  • Устраняйте факторы, провоцирующие испуг у ребенка : страшилки в мультфильмах и кино, рассказы «про страшную черную комнату», громкая музыка и толпы людей, излишняя публичность и проч. Скорректируйте круг общения малыша на время основного лечения.
  • Вовремя выявляйте внутренние страхи чада. Он может бояться пауков, пчел, привидений, чудовища в шкафу, соседской собаки и даже самих соседей, темноты и лифтов, и проч. Страх разбираем на составляющие вместе с ребенком и ищем способы избавления, соответственно возрасту ребенка.
  • Любите ребенка. Речь не о дорогих подарках, а о внимании. Любить чадо – это уметь выслушать и понять, поддержать, участвовать в его жизни, выполнять обещания, уметь просить прощение, позволять ребенку самостоятельно делать выбор, и проч.
  • Контролируем дыхание. Учите чадо говорить на выдохе. Сначала вдох – потом говорим. Это азы лечения заикания. Причем на выдохе для начала произносим одно-два слова, и только потом, когда привычка сформируется, можно переходить к попыткам выдавать сразу 3-4 слова и больше.
  • Учите ребенка говорить медленно. Не нужно никуда торопиться. Подстраивайтесь в семье под нужный темп детской речи. Не тараторьте сами. Своим примером покажите ребенку – как надо говорить.
  • Следите за правильной осанкой. Прямой позвоночник – это более качественное снабжение мозга кислородом.
  • Не забываем про массаж (прим. — спинно-воротниковой зоны) у специалистов.
  • Поговорите с воспитателем/учителем. Объясните, чего нельзя делать, и как нужно общаться с ребенком. При отсутствии понимания ищите учреждение, в котором ребенку будет комфортно. Корни половины всех неврозов у детей тянутся из школы и садика.
  • Снижайте уровень требований к ребенку. Возможно, ваша планка слишком высока для малыша.
  • Пойте песни. Купите караоке и пойте вместе с ребенком. Песне-терапия всегда полезна при лечении логоневроза.
  • Играйте в специальные игры , предполагающие воспроизведение конкретных звуков.
  • Не говорите ребенку, что он – заика, и что вы лечите его заикание. Ребенок вообще не должен думать, что с ним что-то не так. Проводите лечение незаметно для ребенка и его психика.
  • Не слушайте советов вроде «лечить испуг испугом». Такая «терапия» может привести к микроинсульту.
  • Читайте вслух каждый вечер. Сами, вместе с ребенком, по очереди, по ролям. Устраивайте театральные представления и концерты.
  • С проблемой заикания в юном возрасте (прим. – до 7 лет) знакомятся до 20% малышей. При правильном подходе и лечении большинству удается избавиться от этого дефекта речи, благодаря комплексной терапии и созданным нужным условиям.

    Игры, дыхательная гимнастика, упражнения для лечения заикания у ребенка в домашних услових

    Главное, что нужно знать, выбирая игры для малыша с логоневрозом:

  • Слишком эмоционально яркие, подвижные игры лишь усугубляют проблему.
  • Чем меньше участников – тем лучше.
  • Играть лучше дома и на природе. Участие в публичных мероприятиях временно отложить.
  • Не забывай про полезные компьютерные тренажеры, которые были разработаны специально для лечения заикания. Только не злоупотребляйте компьютером.
  • Играть в специальные игры, цель которых – лечение логоневроза, следует ежедневно, хотя бы по 15 минут. Вечером – только расслабляющие игры, с утра – дыхательные, днем – на чувство ритма.
  • Итак, во что играть?

    Видео: Игры — инсценировки в коррекции заикания на этапе отраженной речи

    Дыхательная гимнастика

  • Ложимся на спинку, на живот укладываем любимую книжку.Далее вдох через нос и дышим животом, наблюдая, как книжка поднимается и опускается. Почти кораблик на волнах. Выдыхаем плавно, медленно, через сомкнутые губы.
  • Развиваем длинный выдох. Используем для тренировки мыльные пузыри, игрушки-вертушки, игры с воздухоболом, и проч. Дуем через соломинку и пускаем пузыри в воде, дуем на одуванчики и кораблики в воде, надуваем шарики, и проч.
  • Видео: Дыхательные упражнения для работы с заиканием

    Голосовая гимнастика

    1. Футболисты. Используя мячик, напеваем слог Мо (бросаем об пол), затем Мэ (об стенку) и Ми (в потолок).
    2. Театр мимов.Поем на выдохе и протягивая звук гласные А, О, У и И, используя разную интонацию. Сначала сердито, потом нежно, потом удивленно, восторженно, грустно и проч.
    3. Колокольня.Низким голосом (большим колоколом) поем БОМ, потом колокол поменьше – БЭМ, затем маленький колокольчик – БИМ. Далее – в обратном порядке.
    4. Тише-громче.По очереди пропеваем звуки А, О, Э, У и Ы – сначала тихо, потом громко, потом еще сильнее (на одном дыхании), а потом постепенно затихая.
    5. Артикуляционные упражнения

      • Фыркаем лошадкой, чтобы губы вибрировали.
      • Прилепляя язычок к нёбу, цокаем им, как на конной прогулке.
      • Надуваем щечки и по очереди сдуваем.
      • Мягко покусываем зубками верхнюю губу, потом нижнюю.
      • Изображаем часики, перекидывая язычок-маятник из одного уголка рта – в другой.
      • Разговариваем, как рыбки – изображаем речь движением губ, но остаемся «немыми».
      • Надуваем щечки и втягиваем их максимально внутрь.
      • Вытягиваем губки в трубочку – как можно дальше, потом максимально широко растягиваем их в улыбке.
      • Открыв рот, слизываем воображаемое варенье сначала с верхней губы – по кругу, потом с нижней.
      • «Чистим зубки», проглаживая язычком внутренний ряд нижних зубов, потом верхних.
      • Надуваем щечки и поочередно тыкаем язычком то в одну щеку, то в другую.
      • 5-6 раз подряд сильно «зеваем» с открытым ртом, а потом, не закрывая рот, столько же раз кашляем.
      • На каждое упражнение – минимум 3-4 минуты.

        Тренируем чувство ритма

        Выбираем любимое стихотворение и «отхлопываем» его, как барабанщики, вместе с ребенком. Хлопки делаем не на каждый слог – упор на сильную долю стихотворения.

        Стихи для ритмической тренировки ищем у Маршака, Барто и Чуковского.

        Еще несколько упражнений: ритмика при логоневрозе

      • Насос. Ножки – на ширину плеч, тянемся прямыми руками до самого пола и делаем громкий вдох, округляя спинку.
      • Часики. Ножки – на ширине плеч. Наклоняем голову вправо, прижимая ухо к плечу и делая громкий вдох носом. Затем выпрямляемся и выдыхаем, качаем головой «туда-сюда». Повторяем с левым плечом.
      • Маятник. Опускаем голову и резко выдыхаем. Затем поднимаем ее, смотрим на потолок и шумно вдыхаем. Далее легко и незаметно выдыхаем.
      • Перекаты. Выставляем левую ножку вперед и перекатываемся с правой (с носка) на левую. Затем опускаемся на корточки и, громко вдохнув, переносим вес на правую ногу.
      • Обнимашки. Опускаем руки вниз, делаем громкий вдох, затем обнимаем себя же за плечи и спокойно выдыхаем.
      • Видео: Логопедический массаж при заикании

        Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

        Игры, народные средства, дыхательную гимнастику от заикания для занятий с ребенком лучше подберите вместе со специалистом — логопедом или невропатологом!

        www.colady.ru

        Лечение заикания у детей в домашних условиях :: Дыхательная гимнастика при заикании

        Заикание является одним из наиболее распространенных видов расстройства речи у детей. Эта патология чрезвычайно негативно влияет на детскую психику. Таким детям очень сложно общаться со сверстниками и взрослыми людьми. От общения они испытывают самый настоящий стресс. Вследствие этого снижается самооценка, дети замыкаются в себе, становятся очень чувствительными, ранимыми.

        Родители таких детей должны точно знать, что заикание лечится, причем вполне успешно. Главное, выявить патологию на самой ранней стадии и вовремя обратиться к специалисту. Нужно выполнять все медицинские рекомендации, регулярно делать с ребенком специальные упражнения, можно применять народные средства лечения. А главное, следует воспитывать в нем уверенность в себе, уверенность в обязательном успехе лечения.

        Как провести лечение заикания у детей в домашних условиях, какая именно дыхательная гимнастика при заикании даст результат, какие народные средства лечения? Все это мы и рассмотрим с вами сегодня:

        Как лечат заикание?

        Очень важно вовремя показать ребенка опытному неврологу и логопеду (или дефектологу). Скорее всего, ему будет назначен курс медикаментозного лечения. Кроме того логопед порекомендует необходимые упражнения для дыхания, для мышц речевого аппарата, необходимых именно вашему ребенку.

        Такие упражнения состоят из «режима молчания», из произношения нараспев разнообразных звуковых сочетаний. С разрешения лечащего врача можно включать в состав терапии эффективные народные средства. Успешность лечения очень зависит от точного выполнения всех рекомендаций врача, от регулярности занятий.

        Лечение домашними средствами

        С помощью народных средств, заикание лечат уже несколько веков. Существуют очень эффективные средства народной медицины, которые можно использовать дополнительно к основному лечению. Предлагаю вам несколько таких рецептов:

        — Насыпьте в кастрюльку с только что вскипевшей водой измельченные листья белого ясенца. Пропорция: на 200 мл кипятка 1 ст. л листьев. Кастрюлю утеплите полотенцем, подождите полчаса. Готовый настой процедите. Теплым средством ребенок должен полоскать рот и горло, на протяжении 3 мин. Глотать настой не следует. Полоскания нужно проводить 4-6 раз на день.

        — Измельчите по 1 ст. л. 100 г свежих плодов шиповника и калины, столько же лимона (без косточек и кожуры). Выложите в посуду. Туда же положите с 200 г измельченной белокочанной капусты. Все перемешайте, храните в холодильнике. При заикании нужно съедать по 1 ст. л. этой смеси.

        — Налейте в кастрюльку 1 стакан молока, вскипятите. Насыпьте туда же 1 ч. л. травы гусиной лапчатки. Вскипятите еще раз и сразу уберите с плиты. Кастрюлю утеплите, подождите, пока остынет самостоятельно. Процеженный настой нужно принимать утром, до завтрака. Лечение — 10 дней.

        Дыхательная гимнастика при заикании

        Дыхательные упражнения при заикании являются важнейшим условием успешного лечения. Они направлены на формирование здорового, цельного, равномерного дыхания. С помощью упражнений устраняется поверхностность, неравномерность дыхания, восстанавливается четкость речи.

        Вот несколько упражнений, рекомендуемых специалистами:

        — Упражнение «ладошки»: ребенок стоит на полу, спина прямая. Локти согнуты, направлены вниз. Ладони — наружу. Делаем короткий шумный вдох. Одновременно с ним ладонями производятся хватательные движения. После чего делается длинный, бесшумный выдох. Упражнение делается по два раза, с паузой в 4 сек. При паузе руки опущены.

        — «Погончики»: положение стоя, спина прямая. Ладони сжаты в кулаки, прижаты к талии. При вдохе, кулаки опускаются вниз. Плечи напрячь. При выдохе — исходное положение. Руки при этом не поднимать выше талии. Упражнение нужно повторить 8 -12 раз.

        — «Насос»: положение тела — стоя на полу, спина прямая, ноги на ширине плеч. Делаем наклон вперед, тянемся руками к полу. При этом делаем шумный вдох, округляем спину. Ребенок как бы изображает насос, который накачивает колесо. При спокойном, тихом выдохе, возвращаемся в исходное положение. Повторить 12 раз. При наличии болезней позвоночника, сердца, сильно не наклоняемся. Если все в порядке со здоровьем, нужно стремиться достать руками пол.

        — «Кошка»: положение тела — стоя, спина прямая. Руки расположены вдоль тела, ноги поставим на ширину плеч. Делаем приседание с одновременным поворотом направо. Делаем шумный вдох. Принимаем исходное положение — спокойный бесшумный выдох. Также делаем упражнение с поворотом влево. Повторить 8-12 раз.

        — Между упражнениями, периодически просите ребенка изображать медведя, а именно: говорить низким «медвежьим» голосом. При этом попросите его вдыхать воздух животом. Дыхание медленное, плавное. Плечи не поднимаем. При этом полезно положить ему руки на плечи, чтобы это фиксированное положение осталось и закрепилось в памяти. Следите за осанкой. Спину нужно держать прямо во время речи и во время молчания. Это повысит эффективность лечения.

        Помните, что подавляющему большинству детей, страдающих от заикания, удается помочь. Важно очень хотеть вылечиться, проявлять терпение и настойчивость. Это обязательно принесет отличные результаты. Будьте здоровы!

        www.rasteniya-lecarstvennie.ru

        Мой ребенок заикается: причины, советы и упражнения

        Заикание у детей в дошкольном возрасте это довольно распространенное явление, которое возникает из-за диспропорции между тем, что ребенок хочет сказать и том, что может сказать. Концептуальное мышление и словарный запас превосходит кпд речи малыша. Заикание — это нарушение плавности речи, ребенок говорит прерванными предложениями, делая паузы, остановки, затягивая звуки и т. д.

        Выделяется, как правило, два вида заикания – заикание при развитии речи ребенка, которое имеет временный характер и проходит, и заикание патологического характера, вытекающее из прогрессирующего заикания. Как проявляется заикание у детей и как справляться с этим расстройством речи?

        Виды и симптомы заикания

        Расстройства речи у детей дошкольного возраста не является чем-то тревожным. Просто маленький ребенок имеет проблемы со свободным выражением собственных мыслей. Ему хочется сказать много за короткий промежуток времени, отсюда появляются недосказанные фразы, паузы, искажения и повторения слов и слогов.

        Больше всего случаев заикания (около 85%) имеет временный характер и начинается перед 8 годом жизни ребенка. Заикание возникает из-за неправильной координации движений артикуляционных мышц и голосовых связок. Выделяется несколько типов заикания у детей:

      • заикание переходного типа – это естественный этап развития речи в первые годы жизни ребенка. Ребенок говорит достаточно свободно, заикается, пытается заменить слово другим выражением. Заикание статистически чаще поражает мальчиков, чем девочек. Можно наблюдать также заикание и в случае детей, которых родители пытаются перевести с левши на правшу – центр речи находится в левом полушарии головного мозга;
      • заикание – возникающее вследствие неправильной работы голосовых связок и нарушения координации мышц, участвующих в процессе речи. Также на ребенка влияет контакт с человеком, который заикается. Разговорная речь развивается на основе подражания. Если вам важно, чтобы ребенок говорил красиво и плавно, взрослые, должны давать детям хороший пример;
      • заикание на фоне тревожных расстройств – среда для развития этого типа заикания у детей — тревоги и невротические расстройства, например, в результате сильного стресса, который рождается из-за постоянных ссор родителей, развода родителей или насилия в семье.
      • Заикание, т. е. расстройство беглости речи, проявляется исправлениями и повтором союзов и местоимений, паузами и возникновением промежуточного звука, между „a”, „e” и „y. Также наблюдается перетаскивание звуков и изменение темпа речи. Как правило, заикание у детей проходит само по себе. Иногда, однако, требуется специализированная помощь логопеда.

        Советы для родителей детей с нарушением речи

        Нет единой стратегии борьбы с заиканием. Специалисты обращают внимание, что чаще всего заикание у детей провоцирует группа разных факторов, взаимно связанных друг с другом, например, генетические факторы, общая неисправность моторики ребенка, тип нервной системы, эмоциональные факторы, травмы головы, сильные стрессы. Как правило, в лечении заикания применяются упражнения логопеда, упражнения для речи, артикуляционные упражнения, упражнения для голосовых связок, упражнения на активизацию и релаксацию ребенка.

        В случае заикания на фоне нервных расстройств необходима психотерапия ребенка. О чем надо помнить, когда ваш ребенок заикается?

      • Будьте терпеливы и снисходительны к ребенку.
      • Наслаждайтесь, когда ваш ребенок говорит.
      • Слушайте, что говорит ребенок, а не как говорит.
      • Давайте ребенку пример правильного высказывания.
      • Не ругайте ребенка за то, что заикается.
      • Когда ребенок говорит, сосредоточьте на нем все свое внимание.
      • Не показывайте своего раздражения, из-за того что ребенок имеет проблемы с речью.
      • Не смущайте ребенка перед другими, говоря, что он заикается – это только ввергает его в низкое чувство собственного достоинства.
      • Лечение заикания

        Существуют различные методы работы логопедов с детьми при лечении заикания. Прибегнем только к тем, которые посвящены маленьким детям от второго до пятого года жизни. Главной целью этих методов являются обучение чтению слогами. Главное в лечении заикания — поддержка функции развития ребенка с использованием следующих методов и упражнений:

      • слуховой программы (каждый день в наушниках);
      • дыхательные упражнения (ребенок тренирует дыхательную систему, делая долгий выдох, во время пения или игры на флейте и при чтении);
      • артикуляционные упражнения;
      • упражнения на зрительное восприятие;
      • упражнения большой и малой подвижности (важна поддержка ведущей руки);
      • тренировка памяти;
      • стимулирование левого полушария головного мозга.
      • Такая программа развития является биологической базой, которая обеспечивает правильные условия для формирования системы языковой компетенции.

        Терапия заикания — это сложный процесс, так как заключается в устранении нарушений языкового общения, психологических и социологических проблем ребенка. Поэтому, лечение заикания стоит обогатить также элементами кинезиологии. Этот метод заключается в проведении ряда простых двигательных упражнений, которые имеют задачу стимулировать оба полушария головного мозга или вызвать их сотрудничество.

        Программа упражнений, предложенная Полом Деннисоном имеет название — гимнастика мозга. Этот метод образовательной кинезиологии дает положительные результаты в терапии многих расстройств, в том числе в случае специфических трудностей в обучении, проблем с чтением и написанием, пространственной ориентацией, концентрацией, чрезмерным стрессом и т. д.

        Применение метода Dennisona в лечении заикания следует рассматривать как поддержка терапии, а не как единственный, правильный метод. Упражнения гимнастики мозга можно проводить с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых появляются проблемы с концентрацией внимания, трудности в обучении, стресс и т. д. Достаточно потратить несколько минут в день, в зависимости от потребностей и склонностей ребенка, чтобы заметить положительные результаты. Терапию заикания стоит обогатить особенно теми упражнения, которые направленные на расслабление, позитивное мышление.

        Примеры упражнений гимнастики мозга, поддерживающих терапию заикания у детей.

        Упражнения, снижающие уровень стресса

        Эти упражнения стоит выполнять во время первых встреч логопеда с ребенком, так как в этом случае он чаще всего подвержен стрессу новой ситуацией, и нежеланию идти на сотрудничество. Чтобы снизить уровень стресса у ребенка с нарушениями речи, можно использовать следующие упражнения:

        Свободные наклоны

        Ребенок сидит удобно. Затем наклоняется сильно вперед, вытянув перед собой руки. Упражнение заключается в том, чтобы ребенок с опущенной головой, попытался потрогать руками как можно дальше пространство перед собой, размахивая руками из стороны в сторону. В этом упражнении важно также дыхание.

        Ребенок делает выдох во время выполнения наклонов, а вдох в момент, когда руки и туловище находятся в положении параллельно поверхности. Упражнение повторяется несколько раз, обращайте особое внимание на возможности ребенка.

        Ребенок стоит с широко расставленными ногами. Ноги должны быть расположены относительно друг друга под прямым углом, туловище и голову следует держать прямо. Во время выдоха ребенок сгибает ногу (которая выдвинута вперед) в колене и переносит вес тела на пятку. Вторая нога остается прямой. Во время вдоха ребенок возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз, а потом происходит смена ноги. Количество повторений контролирует логопед, обращая внимание на предрасположенность ребенка.

        Заикание — это не трагедия. Большинство случаев нарушения плавности речи у детей поддается лечению и имеет временный характер, т.е. проходит самопроизвольно, особенно при изменении окружающей среды, которая является источником психологических травм.

        Самым главным для родителей детей с проблемами речи является раннее обращение внимания на это нарушение. Лучше всего просто отправиться с ребенком к логопеду, у которого можно получить информацию о профилактике, лечении и последних достижениях медицины в этой области.

        ladyadvicevip.com

        Заикание у детей упражнения

        Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов. Плавность речи нарушается.

        Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

        В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

        Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

        Общие сведения

        При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

        Причины заикания:

      • Физиологические. Заболевания нервной системы, которые связаны с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и прочими факторами. Заикание возникает вследствие нарушения в подкорковых отделах мозга. Заболевание провоцируют и болезни речевых недугов (глотки, гортани, носа), перенесенные тиф, корь, коклюш, рахит.
      • Психологические. Внезапно сильное психоэмоциональное потрясение. Многие случаи заикания у детей старше трех лет связывают с неадекватным поведением животных.
      • Социальные. Недостаточная работа родителей над формированием речи малыша провоцирует скороговорение. Нарушается звукопроизношение, произнесение слов на выдохе. Заикание может проявиться при одновременном изучении нескольких языков, перегрузки ребенка учебным материалом. Особенно в том случае, если материал не соответствует возрасту. Слишком строгое отношение родителей к ребенку.
      • Иногда переучивание левши в правшу тоже может быть причиной заикания.
      • Провоцирующие факторы:

      • переутомление;
      • болезни;
      • неприятности в семье, школе;
      • избыток белковой пищи;
      • нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
      • инфекционные заболевания;
      • разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.
      • Что делать, если ребенок заикается?

        Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

      • Речевые судороги. Малыш начинает повторять первые буквы или слоги в словах: м-м-машина, к-к-корова. Также возможно формирование стойкого заикания с паузами, провалам в речи: «п…ривет, к…ошка».
      • Нарушается дыхание. Заикающиеся дети не работают диафрагмой, дыхание поверхностное.
      • Неправильная интонация. Речь становится монотонной, невыразительной, неэмоциональный. Интонация и содержание не совпадают. Человек с заиканием иногда кажется раздражительным и грубым.
      • Изменения в психической сфере, которые выходят наружу определенными реакциями организма: потливость, щеки краснеют, учащается сердцебиение, страх говорить на публике, энурез, нервные тики, гиперактивность, синдром дефицита внимания, плохой аппетит, резкие смены настроения.

    Как вылечить заикание у ребенка?

    Лечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

    Благоприятная атмосфера в семье — главный аспект, который должен помогать малышу лечиться. Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

    Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

    Важные рекомендации:

  • Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации. Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
  • Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море.
  • Дома должен быть щадящий речевой режим. При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
  • Не следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки. Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
  • Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка. Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
  • Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти, даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
  • Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
  • Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
  • Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении, особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
  • В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети.
  • Говорить с ребенком нужно четко, плавно, не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
  • К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми. Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
  • Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов.
  • Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым. Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
  • Очень полезны занятия музыкой, танцами, пением. Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
  • Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
  • Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
  • Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
  • Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице. Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
  • Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух. Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
  • Ребенка не надо торопить. Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
  • Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять.
  • Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы. Это помогает им освободиться от напряжения.
  • Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

    Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

    Правила:

  • нельзя заниматься в пыльной или сырой комнате.
  • нельзя заниматься после еды;
  • ребенок должен быть одет в свободную одежду, которая не будет стеснять движений;
  • ребенку нельзя переутомляться, при болезни занятия нужно отложить;
  • дозировать занятия и темп;
  • вдох должен быть коротким и резким, выдох — спокойным, бесшумным;
  • движения должны быть только на вдохе, в маршевом ритме;
  • счет в гимнастике на 8, считают мысленно;
  • дыхательные упражнения выполняют стоя, сидя, даже лежа.
  • Комплексы упражнений для коррекции заикания:

    1. «Ладошки». Встают прямо, руки сгибают в локтях, показывая ладони зрителям и направляя локти вниз. Делают шумный короткий вдох, сгибая ладони. Затем свободный бесшумный выдох. Выполняют 2 раза по 4 вдоха. Пауза между ними в 4 секунды, руки опустить.
    2. «Погончики». Встают прямо, сжимают кулаки, прижимают к талии. Толкают кулаки вниз при вдохе, напрягают плечи, вытягивают руки к полу. Выполняют по 8-12 раз. Не следует поднимать кулаки выше пояса.
    3. «Насос». Встают прямо, ноги немного разводят на ширину плеч. Нужно потянуться прямыми руками к полу, одновременно наклониться вперед и сделать шумный вдох. Спина округлая. Выполняют по 4 движения, повторяют 12 раз.
    4. «Кошка». Встают прямо, руки вдоль туловища, ноги расставляют на ширину плеч. Приседают, будто танцуя, одновременно делают поворот вправо и шумный вдох. Выпрямляются и делают спокойный выдох. Снова приседают с поворотом влево. Повторять 12 раз по 8 вдохов.
    5. «Обнять плечи». Руки сгибают в локтях и направляют их вниз. Шумный вдох, руками резко обнимают себя за плечи, свободный выдох. Выполняют по 12 раз по 8 вдохов.
    6. «Маятник». Ноги на ширине плеч. Наклоняются вперед, тянутся руками к полу, делают резкий шумный вдох. Наклоняются назад, резко вдыхая.
    7. «Поворот головой». Ноги на ширине плеч. Голову поворачивают вправо одновременно с шумным вдохом. Поворачивают голову влево одновременно с незаметным выдохом. Не следует делать с перерывами и паузами.
    8. «Уши». Ноги на ширине плеч. Выполняют наклоны головой вправо, ухом к плечу, с шумным вдохом носом. После левое ухо к плечу, вдох. Немного качают головой из стороны в сторону. Смотрят прямо перед собой.
    9. «Маятник головой». Голову опускают, переводят взгляд в пол с резким вдохом. Поднимают голову, взгляд в потолок, шумный вдох. Незаметный выдох одновременно с переведением головы в другое положение.
    10. «Перекат». Левую ногу ставят вперед, правую сзади на носок. Приседают, переносят тяжесть тела на правую ногу с шумным вдохом. Выдыхаю, приседают, переносят тяжесть на левую руку с резким вдохом.
    11. «Передний шаг». Ноги на ширине плеч. Левую ногу поднимают до пояса, сгибают в колене. Носок левой ноги тянут к полу. Легко приседают на правой ноге одновременно с резким вдохом. То же делают с правой ногой. Спина должна быть прямая, взгляд перед собой, голову не наклоняют. Резкий вдох должен идти с резким движением, выдох должен быть спокойным и незаметным.
    12. «Задний шаг». Левую ногу резко отводят назад, на правой ноге легко приседают. Шумный вдох. То же с правой ногой. Делать по 4 упражнения, 8 подходов.
    13. Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

      Логопедия и логоритмика

      Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Речь становится четкой.

      Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

      При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

    14. Надувать мыльные пузыри.
    15. Сдувать одуванчики, пушинку или ватку с тетрадного листа.
    16. Дуть на бумажный кораблик. Его пускают в таз с водой, затем ребенок должен дуть, соревнуясь, чей кораблик сможет уплыть дальше. Если дуть дольше 7 секунд, у ребенка начнется головокружение.
    17. Надуть щеки и подержаться за ушки. Показать и спрятать язычок. Немного погримасничать перед зеркалом.
    18. Надувать шары. Приобрести разноцветные шары и надувать их вместе с ребенком. Затем сдувать их и снова надувать.
    19. Упражнения при заикании:

      Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

      Прочие рекомендации

      Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж. Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

      Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

      Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

      Массаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

      Поможет расслабляющая ванна. Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

      Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

      Занятия должны быть регулярными. Только так можно будет восстановить речевой аппарат.

      Эти материалы будут вам интересны:

      Похожие статьи:

    20. Как научить ребенка выговаривать букву Р? К шести годам словарный запас ребенка должен насчитывать более двух…
    21. Лечение ветрянки у ребенка в домашних условиях Многие из нас ещё в раннем возрасте переболели ветряной оспой….
    22. Как правильно вырвать молочный зуб у ребенка? Для того, чтобы вырвать зуб, необходимо пойти к стоматологу. Особенно…
    23. Причины
    24. Симптомы
    25. Виды
    26. Диагностика
    27. Лечение
    28. Прогнозы
    29. Профилактика
    30. Формирование речи у детей — очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более — структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое — заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

      Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

      Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

      Патологии головного мозга

      Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

    31. внутриутробные инфекции во время беременности;
    32. гипоксия плода;
    33. недоношенность;
    34. темперамент холерика.
    35. В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

      Внешние воздействия

      Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

    36. инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
    37. травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
    38. сахарный диабет;
    39. функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
    40. инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
    41. заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
    42. сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
    43. психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
    44. неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
    45. проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
    46. подражание взрослым.
    47. Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

      Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

      По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

      Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

      Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

    48. вынужденная пауза в определённом месте слова: соб…ака;
    49. повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
    50. сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.
    51. Добавочными симптомами к заиканию становятся:

    52. напряжённость, нервозность ребёнка;
    53. гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
    54. замкнутость, которая может развиться в социофобию;
    55. психологический дискомфорт во время общения;
    56. неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.
    57. Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

      Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

      С миру — по нитке. Самые известные заики — пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

      Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

      В зависимости от причины:

      • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
      • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.
      • В зависимости от речи:

      • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
      • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
      • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.
      • В зависимости от формы протекания заболевания:

      • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
      • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
      • рецидивирующая форма — это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.
      • Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное — вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

        Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

        Диагностика

        Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

        С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

      • анамнез заболевания;
      • наследственность;
      • сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;
      • обстоятельства и время возникновения заикания;
      • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
      • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
      • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
      • логофобию.
      • У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

        Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

      • ЭЭГ;
      • реоэнцефалографию;
      • МРТ головного мозга;
      • ЭхоЭГ.
      • Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

        Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

        Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

        Профессиональная коррекция

        Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

        Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

      • Смешные карусели

      Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели — опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

      Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова — всё, что ему захочется.

    58. Весёлые цыплята
    59. Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

      Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

      Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача — попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение .

      Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

      Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

      Основные правила для её проведения таковы:

    60. медленный и неторопливый темп;
    61. создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
    62. звучание успокаивающей музыки;
    63. тёплые руки массажиста.
    64. Процедура проводится последовательно по зонам:

    65. шея;
    66. верхний плечевой пояс;
    67. мимическая мускулатура;
    68. губы;
    69. гортань.
    70. Основная цель такого массажа — расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

      Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

      Медикаментозные препараты

      Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

    71. Фенибут;
    72. Галопер;
    73. Галоперидол в разных вариациях: деканоат, акри, апо, ратиофарм;
    74. Глицин;
    75. Гопантам;
    76. Пантогам;
    77. Пентокальцин;
    78. Сенорм;
    79. Тенотен;
    80. Магне В6;
    81. Цитраль;
    82. Феназепам;
    83. Тазепам;
    84. Сибазон;
    85. Элениум.
    86. Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

      Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

      Народные средства

      Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

      Снять напряжение помогут:

    87. валериана;
    88. пустырник;
    89. травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
    90. полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
    91. сок крапивы;
    92. гусиная лапчатка;
    93. хмель и вереск;
    94. ягоды калины.
    95. мёд (в любом виде).
    96. Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

      Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

      Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте здесь), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

    97. Незадачливый художник
    98. Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

      Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

      Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

      Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное — ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

      Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала — со специалистом, затем — с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

      Её задача — развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

      Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой — можно через нос, можно через рот).

      Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

      Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое — артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

      Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

      При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается — крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов — 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания — сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

      Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

      Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

      Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

      Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

    99. если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
    100. если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
    101. выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
    102. наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
    103. под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.
    104. Главное — родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше — предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

      А Вы знали, что… существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

      Профилактика

      Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

    105. Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
    106. Отсутствие конфликтов между родителями.
    107. Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
    108. Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
    109. Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
    110. Нужно оберегать его от психологических травм.
    111. Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.
    112. Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

      Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство — обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

      Заикание – проблема, с которой всё чаще сталкиваются родители. Нервные перегрузки, неправильное воспитание, стрессовые ситуации в семье провоцируют развитие логоневроза у детей. Основная масса маленьких пациентов, страдающих от заикания – мальчики возраста от 2 до 5 лет. Врачи выявляют патологию у девочек в 3–4 раза реже.

      При своевременном обращении к логопеду, настойчивых занятиях с ребёнком, приятном микроклимате в семье дефект речи проходит бесследно. При неправильном лечении заикания проблема не исчезает даже у подростков. Около 1% взрослых страдают от стойкого или недолеченного логоневроза.

    113. Причины возникновения
    114. Признаки и симптомы
    115. Заикание в возрасте 2–3 года
    116. Логоневроз в 4–5 лет и позже
    117. Методы лечения и коррекция проблемы
    118. Логопедические методики восстановления работы речевого аппарата
    119. Рекомендации и правила для родителей
    120. Медикаментозная терапия
    121. Дыхательная гимнастика и упражнения
    122. Речевая патология возникает при дефектах развития нервной системы (чаще врождённые) и невротических состояниях (приобретённые). Иногда детки с рождения имеют органическое поражение нервной регуляции, но многие случаи возникают в младшем возрасте.

      Основные причины заикания:

    123. патологическое течение беременности;
    124. родовые травмы;
    125. тяжёлые заболевания на первом-втором году жизни;
    126. сильное потрясение, испуг при внезапном лае собаки, во время просмотра страшных мультиков или фильмов ужасов;
    127. сцены насилия в семье или по телевизору, в компьютерных играх;
    128. сильный стресс из-за оценок в школе, боязни потерять больных родственников и так далее);
    129. настойчивые попытки переучить левшу;
    130. тяжёлая атмосфера дома, жестокие наказания;
    131. излишняя загруженность ребёнка всевозможными занятиями, секциями;
    132. непосильная нагрузка на речевой аппарат из-за раннего обучения;
    133. уход в виртуальную реальность, пребывание «в своём мире»;
    134. нехватка любви, внимания в семье, обиды на взрослых;
    135. нежелание родителей общаться с малышом, плохой словарный запас. Детки долго подбирают слова, часто повторяют их в надежде выразить свою мысль;
    136. подражание взрослому, который заикается. С подобным проявлением сложно бороться, если ребёнок считает взрослого с дефектом речи героем, уважает его, стремится во всём подражать. В такой ситуации малыш не считает заикание проблемой до определённого возраста.
    137. Посмотрите оригинальные и полезные идеи подарков для новорожденных девочек.

      Как лечить метеоризм у ребенка? Ответ прочтите в этой статье.

      Признаки и симптомы

      Распознать проблему поможет внимание родителей к речи маленького человечка. Нередко заикание можно распознать на раннем этапе, справиться с проблемой довольно быстро.

      Общие признаки:

    138. перед началом каждой фразы ребёнок замолкает, долго выбирает слова;
    139. во время разговора малыш внезапно умолкает, долго не соглашается общаться («перерыв» длится 2–48 часов). После молчания ребёнок говорит быстро, часто путается, заикается;
    140. лишние звуки перед отдельными словами – ещё один признак логоневроза. Прислушайтесь, как говорят сын или дочка. Звуки «а», «о», «и», часто повторяющиеся отдельно от слов, должны насторожить.
    141. При судорогах нёба, языка, гортани, брюшной полости и диафрагмы развиваются речевые проблемы:

    142. появляется вынужденная пауза, звуки затягиваются (г….олова, миш…ка);
    143. звуки удваиваются. В тяжёлых случаях повторяются слоги и слова (Ж-Ж-жучок, кА-кА-картошка, мама-мама и так далее);
    144. у некоторых деток проявляется смешанное расстройство, развиваются все виды нарушений.
    145. Логоневроз отрицательно влияет на поведение малыша, провоцирует проблемы в социуме:

    146. при заикании изменяется выражение лица, нередко появляется нервный тик, ребёнок гримасничает;
    147. часто возникают различные фобии, агрессивность, раздражительность. Многие детки становятся плаксивыми, капризными;
    148. повышенное внимание при неправильном произношении звуков, слов мешает свободному общению, ребёнок стесняется дефекта, боится выглядеть смешно. Постепенно исчезает желание общаться, появляется замкнутость не только на людях, но и в кругу семьи. При тяжести случая детки боятся общества, под любыми предлогами отказываются от общения со сверстниками/взрослыми.
    149. Заикание в возрасте 2–3 года

      Уважаемые родители! Обратите внимание на следующие признаки развивающегося логоневроза:

    150. во время разговора ребёнок часто напрягается, делает паузу;
    151. если не получается произнести сложное слово, то появляется дрожание губ, глаза «бегают» из стороны в сторону;
    152. ребёнок нервничает, что не может произнести слова, как положено, машет руками, сжимает кулачки, переступает с ноги на ногу;
    153. малыш даже после двух-трёх лет проглатывает окончания, говорит невнятно, очень быстро, иногда долго думает над следующим словом.
    154. Логоневроз в 4–5 лет и позже

      При отсутствии лечения заикание прогрессирует. Если проблема возникла после четырёх лет, избавить дошкольника от логоневроза намного сложнее. Подросшие детки понимают, что отличаются от сверстников, стесняются своей речи. Основная проблема – нарушение психоэмоционального развития.

      Кроме симптомов, характерных для двух – трёхлетних деток, появляются новые признаки:

    155. речевой аппарат развит, ребёнок поддерживает разговор, но произношение многих слов даётся с трудом, усиливаются судороги голосовой щели, языка;
    156. маленький пациент сильнее заикается, страдает от этого, стесняется неправильных фраз, излишнего внимания. При разговоре дошкольник бледнеет, краснеет, часто потеет от волнения;
    157. при отсутствии адекватной реакции со стороны родителей, нежелании водить сына или дочку к логопеду, проблема усложняется. Ребёнок отказывается говорить на людях, не участвует в мероприятиях, выбирает игры, в которых не нужны друзья;
    158. гости, друзья родителей, шумные посиделки, частые визиты бабушек – дедушек вызывают излишнее эмоциональное напряжение, заставляют ребёнка искать поводы, лишь бы не общаться;
    159. при сложной обстановке в семье, постоянных окриках, одёргиваниях, настойчивых требованиях «говорить правильно и быстро» заикающийся ребёнок постепенно замыкается в себе. В школе такие детки часто стесняются отвечать на вопросы перед всем классом. Нередко молчуны считаются неуспевающими учениками.
    160. Методы лечения и коррекция проблемы

      При первых признаках заикания родители должны обратиться к логопеду. Важно разобраться, в чём причина проблемы, чтобы избежать опасных ситуаций в будущем. При врождённой патологии на лечение уйдёт больше времени, но при настойчивости, системном подходе можно полностью нормализовать речь или, хотя бы частично, сгладить проблему.

      Логопедические методики восстановления работы речевого аппарата

      Специалисты выделяют эффективные подходы к коррекции заикания у деток разного возраста:

    161. психологический контакт родителей, педагогов и маленького пациента;
    162. эмоциональный покой, комфортная обстановка, отсутствие стрессов, нервных перегрузок;
    163. дыхательная гимнастика;
    164. натуральные препараты для снятия перевозбуждения;
    165. полезный режим молчания;
    166. логопедический массаж (проводит только опытный врач);
    167. применение методик релаксации, обучение деток основам расслабления отдельных мышц и всего тела;
    168. музыкотерапия. Специалисты рекомендуют произведения великого Моцарта, известные детские песенки;
    169. зарядка для языка в игровой форме.
    170. Рекомендации и правила для родителей

      Как избавиться от заикания у ребенка? Терапии при речевых дефектах даст результат только при тесном контакте, постоянном сотрудничестве мамы, папы с логопедом, психологом и неврологом. Невыполнение правил часто усиливает тяжесть заикания, ухудшает психоэмоциональное состояние юного пациента, снижает успеваемость в школе.

      Как промывать нос детям АкваМарисом? Узнайте инструкцию по применению.

      Список смесей для новорожденных без пальмового масла можно увидеть в этой статье.

      На странице прочтите о причинах повышенных лейкоцитов в моче у ребенка и о чем говорят анализы.

      Что делать родителям:

    171. устранить факторы, провоцирующие заикание. При врождённых дефектах минимизировать негативные последствия при помощи занятий с логопедом. Отличное подспорье – лечение у невролога, посещение психолога;
    172. создать дома доброжелательную обстановку, никогда не дразнить заикающегося ребёнка. Нельзя называть деток «заика», «бестолковый», «недоучка» и более обидными словами. Психологическая травма, нанесённая родителями, тяжело поддаётся лечению;
    173. исключить жестокие наказания, отказаться от морального, физического насилия;
    174. минимизировать моменты, раздражающие малыша, вызывающие испуг (страшные фильмы, громкая музыка, шумные компании);
    175. подготовить распорядок дня, чётко следовать правилам. Особое внимание – ограничению времени просмотра телепередач, компьютерных игр;
    176. спокойно разговаривать, не торопиться, чётко выговаривать труднопроизносимые слова. Многим родителям сложно соблюдать это правило, но ради выздоровления деток придётся постараться. Важно контролировать себя, хотя бы, при общении с сыном или дочкой, страдающей от заметного речевого дефекта;
    177. проверять осанку маленького пациента, проводить курсы массажа воротниковой зоны, укреплять опорно-двигательный аппарат;
    178. не зацикливаться на дефектах речи, меньше рассказывать друзьям, знакомым, соседям о проблеме;
    179. больше общаться с малышом, проводить время вместе дома, на природе, в детском центре;
    180. объяснить, что его фобии надуманы, пойти навстречу во многих ситуациях. Примеры: страх темноты поможет преодолеть маленький ночник, боязнь злых животных: пояснение, что не все собаки агрессивные;
    181. никогда не рассказывать пред сном страшные сказки, трагические истории. Если есть старшие детки, запретите им травмировать младшего братика или сестричку пугающими рассказами;
    182. укреплять иммунитет, поддерживать хорошее здоровье. Витамины, полезная пища, прогулки на воздухе, полноценный сон – обязательные условия для хорошего самочувствия;
    183. поощрять самостоятельность, совершать совместные походы по магазинам, предоставлять права выбора при покупке игрушек, одежды.
    184. Как вылечить заикание у ребенка? При неврологических нарушениях доктор назначит:

    185. успокоительные разной силы действия;
    186. препараты, активизирующие мозговое кровообращение;
    187. витамины;
    188. транквилизаторы.
    189. Помните! Таблетки – лишь часть терапии при заикании у малышей и деток старшего возраста. Основа – занятия с логопедом, отсутствие стрессов, специальные упражнения, «домашняя работа» родителей.

      Дыхательная гимнастика и упражнения

      Логопед наверняка порекомендует комплекс полезных упражнений. Для успешного лечения логоневроза ребёнок должен спокойно вдыхать, а выдох делать только при выполнении определённого движения.

      Результаты:

    190. во время занятий улучшается мозговое кровообращение, укрепляется речевой аппарат;
    191. при регулярных занятиях нормализуется ротовое и носовое дыхание, маленький пациент учится контролировать своё тело;
    192. постепенно укрепится диафрагма и мышечная система, ребёнку будет проще контролировать вдох-выдох, произношение звуков.
    193. Гимнастика:

    194. упражнение №1. Ребёнок стоит, ноги раздвинуты, руки опущены. Вдохнуть, присесть и одновременно повернуть корпус сначала вправо, затем – влево;
    195. упражнение №2. Исходное положение то же, локти согнуты, прижаты к телу (ладошки раскрыты, смотрят вверх). Вдох – сжать кулачки, бесшумный выдох – разжать;
    196. упражнение №3. Начальное положение, как в упражнении № 1 и 2. Шумный вдох, голова вначале идёт вверх, затем вниз. Выдох – одновременно с возвратом головы в исходное положение;
    197. упражнение №4. Стойка та же, голова прямо. Наклон головы влево, ухо должно коснуться плеча – вдох, голова прямо – выход, наклон в другую сторону – вдох, исходное положение – выдох. Глаза всегда смотрят перед собой, чтобы не закружилась голова. Через 4–5 наклонов маленький пациент должен слегка покачать головой.
    198. Первые занятия проводит опытный логопед. Родители должны освоить технику выполнения дыхательной гимнастики, в дальнейшем регулярно заниматься дома.

      При выявлении признаков логоневроза посетите логопеда, невролога, запишитесь на приём к психологу. Специалисты подскажут причины и методы лечения заикания у детей. Доброжелательное отношение к ребёнку, терпение, желание помочь, понимание и принятие методов лечения – обязательные условия для успешной терапии логоневрозов.

      Что делать, если ребенок начал заикаться? Ответ в следующем видео:

      first-mama.ru