Упражнения для речи при заикании

Возникновение заикания

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, его готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В. А. Гиляровский.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии — М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова; в Болгарии — Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А. Митринович-Моджевеска в Германии — К. П. Беккер и др.

«Если у ребенка заикание..»

Из книги петербургских авторов-практиков родителей детей, страдающих заиканием, смогут получить информацию об истории изучения этого заболевания, о том, откуда оно возникает, а главное — о том, что нужно и чего не нужно делать в этой непростой ситуации.

В этой книге даются и практические рекомендации, которыми родители смогут воспользоваться в домашних условиях.

Речевые упражнения при заикании

Речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, способным влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.

Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже — слоги, еще реже — слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале изложения (трудно начать говорить), в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появляются на некоторых определенных ( трудных ) звуках.

Итак, трудности в речи заикающегося возрастают в зависимости от того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае чаще всего встречаются запинки. Причем в сложной фразе их больше, чем в простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в отдельно взятых.

Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. Вначале звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и, наконец, связная речь.

Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее течение.

Как правило, заикающиеся всегда говорят свободно шепотом, у них никогда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т. е. тогда, когда они только беззвучно артикулируют, произносят фразу без единого звука. Заикающиеся говорят свободнее тихо, чем громко. Но как парадокс наблюдается иногда и обратная картина, когда громкая и даже очень громкая речь у заикающегося ребенка звучит совершенно без запинок. Это бывает не часто и наблюдается обычно у детей робких, тихих, застенчивых.

Поэтому свободная и громкая речь у заикающихся достигается обычно путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность. Даже по этому поводу бытует мнение, что для избавления от заикания нужно петь, или читать стихи, или говорить нараспев, т. е. сильно растягивать гласные звуки.

Действительно, при пении, ритмичной стихотворной речи или при разговоре нараспев речевые судороги заикающихся или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются. Однако это вовсе не значит, что, пользуясь только этими формами речи, можно избавиться от заикания. К тому же, как показывают наблюдения, искусственно растянутая речь ( нараспев ) не приживается у заикающихся. Они ее стыдятся не меньше, чем своих запинок, и обычно предпочитают пользоваться заикливой, но привычной речью, нежели новой, искусственной речью, обращающей на себя внимание.

В речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и ритмизованную речь. Такой вид упражнений используют для совершенствования и развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить свободно. Речь нараспев не используется, как правило, на занятиях, но от нее осталась опора на гласные звуки в начале фразы в тех случаях, когда ребенок затрудняется начать ее с согласного звука.

Определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают какими-то ритмичными движениями. Например, известные слова:

Мы домик строим

дети произносят, взявшись за руки и имитируя движения пильщиков.

Однако наша устная речь разнометрична, т. е. мы в речи пользуемся разными ритмами. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы последовательно перевести к него навыки свободной речи с ритмизованной на разнометричную, т. е. обычную речь.

Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитывается в такой последовательности:

пение с движениями;

ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений;

ритмизованная речь (стихи, проза) без движений;

опора на гласные звуки;

В зависимости от эмоционального состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного равновесия и положительных, но не сильных эмоций.

www.librero.ru

Упражнения для речи при заикании

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

—двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

— тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

— усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;

— сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.

2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

4) упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

pedlib.ru

Дыхательная гимнастика при заикании у детей. 11 упражнений для плавности речи

Дыхательная гимнастика при заикании у детей. Причины и последствия заикания. Прогрессивное заикание. Способы устранения заикания.

Детское расстройство речи устраняется быстро в случае, если родители сразу обращают на эту проблему внимание. Чем быстрее реакция — тем лучше. Для исправления речь ребенка существует много методов. Доступнее и проще использовать метод дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей

Появляется такое отклонение в результате стрессовых событий и даже посттравматического шока. Поэтому если заметили, что ребенок заикается, обратитесь сначала в клинику за рекомендациями. Заикание иногда возникает и у взрослого человека. Особенности и причины заикания у детей ничем не отличаются от заикания взрослых.

Существуют три типа заикания:

  • клоническое
  • тоническое
  • смешанное — вызванное смешанными сокращениями клонического и тонического.
  • Органами носоглотки провоцируют судороги речи в виде:

  • респираторного заикания
  • фонологического заикания
  • артикуляторного заикания
  • Заикание у детей

    Проблема с заиканием иногда появляется не сразу, а через время. Если родитель замечает такие нарушения речи, пусть не комментирует отрицательным образом, потому что дополнительный стресс приведет к боязни говорить. Если хотите помочь ребенку, будьте примером для него. Предложите говорить медленно и четко, и когда ребенок захочет сказать, пусть делает это от начала до конца предложения. Не прерывайте и не заканчивайте предложение вместо ребенка. Не подчеркивайте проблемы, не расстраивайтесь и проявляйте терпение, когда ребенок пытается закончить слово.

    Обсуждения в интернете

    Прогрессивное заикание и заикание в раннем детстве

    В раннем возрасте заикание считают временным и безобидным. Заикание двухлетнего ребенка не требует лечения. У малышей больше шансов избавиться от заикание. Главное, в этой ситуации, родителям не думать о том, почему ребенок заикается, а сразу же обратитесь к логопеду. Чем дольше задержка с лечением, тем дольше будет заикающаяся терапия.

    Причины заикания

    Стресс считают наиболее распространенной причиной заикания. Это вызывает неконтролируемые мышечные спазмы:

    • в кишечном тракте
    • при артикуляции — работа органов речи для произнесения звука
    • в гортани
    • Проблемы речи могут привести к неврозу, к нарушениям в общении с окружающей средой и изоляции в социальной среде.

      С расстройством речи можно «сражаться». Чем скорее начнется работа над исправлением артикуляции мыслей, тем лучше. В центральных городах организовывают центры, практикующие заикающуюся терапию.

      Способы устранения заикания

      По мнению врачей, методы лечения заикания обязательно должны состоять из комбинации методов — психотерапии, логопедии и фармакологии.

      Дыхательная гимнастика для речи детей. 11 упражнений

      1. Вытянуть — растянуть.

      Растянуть губы в улыбку так, чтобы стали видны зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.

      2. Сжать — отпустить.

      Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно распустить.

      3. Сложить рупором.

      Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть-чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

      Губы в улыбке, зубы сцеплены в естественном прикусе и видны.

      5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.

      Покусать и почёсывать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Кроме того, важно следить за состоянием зубов ребенка. Если у малыша неправильный прикус, тогда нужны брекеты.

      1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.

      Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания. Если ребенок неспособен поднять язык сам, тогда поддерживаем специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым. Для этого предложите закусить с боков, например, кусочки сахара. Постепенно малыш станет удерживать рот открытым без посторонней помощи. Совершать языком круговые движения (облизать губы).

      2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания. Если малыш не выполняет упражнение самостоятельно, зажмите кончик языка специальным шпателем или пальцами и подвигайте язычок малыша (пассивный вариант выполнения задания).

      3. Цоканье (присасывание языка).

      Покажите ребёнку правильность выполнения.

      4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).

      Выполняется по подражанию.

      5. Поднять язык вверх и энергично произносить «Д, Д, Д…», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).

      Попросите ребенка нащупать языком за верхними зубами бугорки и ударять в них копчиком языка. Для детей это упражнение назовите «Молоток» или «Забиваем гвозди». При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА…».

      6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».

      nawideti.info

      Ловушка для заик

      Советы мамам по борьбе с заиканием дает логопед Московского медицинского центра «Невро-Мед» Яков Горелик. Журнал «Женское здоровье»

      НЕ ПОПРАВЛЯЙТЕ! Не заставляйте ребенка повторять слово, на котором он запнулся. Пусть во всех пособиях вам советуют: «Если ребенок запнулся, поправьте его, пусть повторит слово без запинок». Это неверно! И вот почему. Действительно, ребенок повторяет слово без запинки, и у родителей возникает мысль, что он может говорить без запинок. Начинается пристальное слежение за речью: «Не спеши», «Повтори», «Говори медленно». Вы довольны: ребенок следит за своей речью, и результат вроде бы налицо, но в действительности растет всего лишь мышечное напряжение перед произнесением трудных слов, которых становится больше с каждым днем у подростка, а у маленького это просто трудные сочетания звуков (глухие, взрывные П, Т, К и их сочетания с Р — ПР, ТР, КР и т.д.). По настоящему проблема в другом.

      НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ! Заикание закрепляется в сознании маленького человека во многом, благодаря «стараниям» взрослых. Вслед за их замечаниями малыш начинает фиксировать свое внимание на трудных словах, и думает лишь о том, как бы преодолеть эти запинки. В результате он еще больше волнуется, напрягается и попадает в замкнутый круг: чем больше он старается, преодолевая спазм, тем сильней заикается, и ошибки растут, как снежный ком.

      Попадая в такую ловушку, ребенок поневоле начинает думать о себе, как о неполноценном человеке. Как пишет одна моя маленькая пациентка, «мне очень стыдно и неприятно, тем более что меня дразнят». Так рождается закомплексованность, и постепенно ребенок перестает говорить на улице, в детском саду, чтобы не обнаружить заикание среди сверстников. С годами вырабатываются всевозможные уловки и увертки, лишь бы не говорить. При этом речь обрастает как ракушками, гримасами, ужимками, словами-паразитами. И все с одной целью: лишь бы не заикаться.

      Кстати, этот комплекс возникает только при публичном говорении. Наедине, с самим собой, в семье ребенок напрягается гораздо меньше, чем, скажем, у доски в классе: в присутствии посторонних спазмы неизбежны. Кстати, отсюда многие специалисты делают неверный вывод: лечить заикание необходимо в группе, индивидуальная работа бесперспективна. Но в тренировочной группе таких же «трудных» детей ребенок комплексует совсем не меньше и стесняется говорить по слогам, пытаясь быть выше таких же заикающихся детей.

      КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАИКАИЕ? Упражнения на «медленную» речь неэффективны — так показывает практика. Ребенок спешит не потому что это ему нравиться, а потому что волнуется и быстрой речью интуитивно стремится избежать запинок. В основе заикания эмоциональное напряжение, а быстрая речь только провоцирует запинки.

      При заикании нет ничего лучшего, чем служить «его величеству ритму» — говорить по слогам, отрывисто, четко. В большинстве случаев заикание снимается моментально. Но это лишь полдела. Необходимо последовательно переводить навыки речи с ритмизированной на разнометричную, обычную. Вот тут неоценима помощь мамы: это такт, внимание и терпение. Плюс постоянный контакт с логопедом (доверительные беседы наедине, внушение уверенности в своих силах — вот настоящее лекарство для закомплексованного заиканием ребенка). Я, например, предлагаю подросткам написать откровенную исповедь, историю заикания, а потом на основе дневника «разоблачаю» недуг, развенчиваю страхи и тревоги. Главное, научить ребенка общаться с окружающими в любой ситуации, уверенно управляя собой и своей речью.

      Милые мамы! Не запускайте заикание, обращайтесь к специалистам как можно раньше — заикание не проходит само собой, тем более в сложном подростковом возрасте. В ваших руках личность. Помните об этом.

      www.nevromed.ru

      Роль регулярной артикуляционной гимнастики в преодолении логоневрозов

      Специальный самомассаж и дыхательная гимнастика при заикании необходимы для того, чтобы развить и закрепить новую привычку к плавной речи. Даже непродолжительная по времени, но регулярная выполняемая артикуляционная гимнастика при заикании у детей и взрослых, позволяет заметно уменьшить нарушения речи.

      Важно помнить о том, что не любое артикуляционное или дыхательное упражнение следует выполнять не отдельно, а в соответствии с используемой методикой. Существует множество методик, помогающих нормализовать речь при логоневрозе, при этом каждая методика включает в себя целый комплекс взаимодополняющих друг друга упражнений. Для того, чтобы достичь максимального результата, важно следовать разработанной профессиональными логопедами методике, ничего самостоятельно не исключая из программы занятий.

      Дыхательные упражнения нацелены на то, чтобы сделать речь более плавной за счет формирования привычки к равномерному, глубокому, ритмичному дыханию. При заикании дыхание чаще всего поверхностное и аритмичное, что приводит с перенапряжению артикуляционного аппарата и возникновению спазмов. При неправильном дыхании страдает не только речь, ведь чрезмерному напряжению подвергается не только артикуляционный аппарат, но и мышцы шеи, плеч, живота.

      Упражнения для дыхания и голоса лучше всего выполнять понемногу, но регулярно, такой подход к тренировкам обеспечивает более быстрое и устойчивое формирование новых навыков говорения. Привычку к плавной, четкой речи помогут укрепить и упражнения самомассажа.

      Преимущества самомассажа при заикании очевидны, ведь такие упражнения позволяют снять скованность мышц, расслабиться, повысить тонус. В специальной литературе можно встретить множество инструкций по проведению самомассажа при логоневрозе, однако, прежде, чем приступать к занятиям, следует проконсультироваться с логопедом. Восточная медицина предлагает использовать методы точечного массажа при заикании, эти методы весьма эффективны, но заметный результат можно получить лишь в том случае, если точечный массаж проводится курсом и его выполняет высококвалифицированный специалист.

      zaikanie.spb.ru