Упражнения для снятия стресса для детей

Релаксационные игры для детей

Релаксационные игры – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста. Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость. Предлагаю вашему вниманию релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
  • игры с прицепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
  • игры «усыплялки», колыбельные.
  • Игры на основе нервно-мышечной релаксации

    «Поймай бабочку»

    Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

    Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.

    Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

    «Холодно — жарко»

    Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

    Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….

    «Сорока-ворона»

    Цель: снять эмоциональное напряжение.

    Выполнение: Дети сидят в парах на стульях, проговаривая слова-потешки, по-очереди массируют друг другу пальчики правой рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг другу ладошки.

    Сорока – ворона кашу варила,
    Сорока – ворона деток кормила,
    Этому дала, и этому дала
    И этому дала, и этому дала

    А самому маленькому –
    Из большой миски
    Да большой ложкой
    Всех накормила.

    Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой

    Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.

    Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

    «Согреем бабочку»

    Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.

    Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук «А»). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук «У»).

    Игры с прицепками

    «Зайчик и собака»

    Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развивать воображение.

    Читается стихотворение и выполняется действие.

    Раз, два, три, четыре, пять —
    Вышел зайчик погулять (пальцы левой руки показывают «зайчика»).
    Вдруг охотник выбегает и собачку выпускает.
    Собачка злая лает (правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собачка).
    Зайчик убегает (левая рука убирается за спину).

    Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

    Ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.

    Хитрая плутовка, рыжая головка,
    ​Ротик открывает, зайчиков пугает.

    Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.

    Действия с прицепкой сопровождается текстом.

    Птичка клювом повела (рука с прицепкой поворачивается из стороны в сторону),
    Птичка зернышки нашла (другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками),
    Птичка зернышки поела (пощипывание прищепкой ладошки),
    Птичка песенку запела (прищепку ритмично открывают и закрывают «ротик»-поет. Психолог и дети напевают: ля-ля-ля).

    Выполнять движения в такт стихотворению:

    Пальчик, пальчик шевелись:
    И согнись, и разогнись.
    Шевелиться вам не лень
    Час, и два, и целый день.

    Игры – «усыплялки», колыбельные

    Иоганнес Брамс. Колыбельная
    скачать видео

    Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных​ напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие болезни и горести». Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживанием ручек, ножек, спинки, волос. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются, быстро отходят ко сну. Впоследствии они засыпают, едва педагог начинает напевать или проговаривать. Дети, приученные отдаваться потоку образных представлений, станут спать глубоким, крепким сном. Будет у малыша продолжительный спокойный сон – будет и здоровье. Вот почему так много внимания испокон веков уделяется ритуалу отхождения ко сну. Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные как способ релаксации, не обязательно уметь петь, можно задушевно и ласково проговаривать.

    «Малышам всем спать пора»

    Цель: подготовка ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.

    Педагог читает колыбельную, сопровождая поглаживанием каждого ребенка.

    Нашим пальчикам спать пора,
    Нашим ручкам спать пора,
    Нашим глазкам спать пора,
    Нашим ножкам спать пора,
    И животику спать пора,
    Спинке тоже спать пора,
    Малышам всем спать пора.

    «Усыплялки» для ладошек»

    Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции и напряжение с рук.

    Дети лежат в кроватках, педагог проговаривает слова, сопровождая их движением.

    Устали наши ладошки, хотят отдохнуть немножко (показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими).
    Они собирали игрушки (показать как собирали невидимые игрушки).
    С мамой лепили плюшки (полепить из невидимого теста).
    С бабулей варили кашку (перемешивать невидимую кашку).
    Рвали в саду ромашки (сорвать несколько раз).
    Кидали хлебные крошки
    Воробушкам на дорожке (собирать пальцы горсткой, перебирая ими, кидая не видимые крошки).
    Устал наши ладошки,
    Пускай отдохнут немножко (сложить ладони одну на другую, расслабить руки).

    Колыбельные песни В. Рябковой
    скачать видео

    Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.

    Дети в кроватках, педагог настраивает детей на сон.

    Спать пора!
    Уснул бычок,
    Лег в коробку на бочок.

    Сонный мишка лег в кровать,
    Слоник тоже хочет спать,
    Хобот опускает слон,
    Видит сладкий, дивный сон.

    Наши детки тоже спят,
    Тихо носики сопят.
    Мягкие подушки
    Согревают ушки.
    Глазки закрываются,
    Сказки начинаются.

    www.psychologos.ru

    Семь упражнений для снятия стресса у ребенка

    Их можно и нужно делать вместе с малышом всякий раз, когда ему становится тревожно.

    Поводов для стресса у ребенка — множество. И даже если очевидных проблем в его жизни не случается — маленький человек настолько беспомощен и бессилен перед лицом огромного и непонятного мира, что тревога, страх или беспокойство легко поселяются у него в душе.

    Взрослый, который решит помочь малышу справиться со стрессом, должен в первую очередь оценить свое собственное, взрослое состояние.

    Оно должно быть особенно спокойным и гармоничным — никакие «занятия на минутку», «позаниматься, пока есть время» и прочие междусобойчики здесь не подойдут.

    Внутреннее спокойствие, огромное желание помочь малышу, собственная настроенность на позитив, огромный запас свободного времени и четкое осознание главенства детских интересов над всем остальным в эти важные для ребенка часы — вот в таких условиях упражнения принесут пользу.

    В нем для нас важен образ деревца, которое приживается в новом месте — пускает корни, привыкает к земле, расправляет листочки, набирает силу. Можно сочинить сказку о Зернышке, которое отправилось путешествовать, о Цветке, который пересадили в другой горшок, о Деревце, которое приживается в лесу, оживить эту сказку пластилиновыми героями, которым обязательно приклеим глазки и ротик.

    Спросим у малыша: как чувствует себя деревце? Чем ему можно помочь? И тогда строим вокруг него красивый и надежный забор, поселяем рядом Фею или Ангела, лепим Взрослого Друга, который станет защищать Деревце. Продолжать сказку нужно столько времени, сколько она интересует малыша — неделю, месяц, два, пока Деревце не приживется прочно и безопасно.

    Упражнение «Линия жизни».

    Кладем на пол длинную-длинную яркую тесьму, нить, шнур или даже светящуюся гирлянду. Расставляем вдоль нее какие-то метки-символы (можно даже просто обувь).

    Каждая метка — год жизни малыша, так что их должно быть по возрасту — плюс одна. Ребенок становится в начале пути и начинает делать шаги по меткам. Вот — ему годик: можно присесть, попроситься на ручки, изобразить младенца. Еще шаг. Вот — уже два. Теперь он ходит и разговаривает — можно прочесть стишок или вспомнить семейную шутку из этого времени. Еще шаг. Уже три.

    Каждый шаг встречайте радостными восклицаниями и поздравлениями: «О! Как ты вырос! Как я рада тебе! Как я тобой горжусь!»

    Посмотрите вместе вперед: во-о-о-он сколько перед вами красивых, ярких, светящихся огоньками лет!

    Часто ребенок, перенесший сильный стресс потери близких, перестает радоваться, испытывая чувство вины перед теми, кто радоваться не может. Важно вернуть ему возможность радоваться, не испытывая при этом вины. Поможет фантазия и креативный запал взрослого. Устраивайте праздники по самым неожиданным для малыша поводам.

    Например, Праздник чистки зубов или Праздник утреннего бутерброда, или День рождения солнышка, или Праздник бабушкиного звонка.

    Дарите друг другу подарки на каждый из праздников, рисуйте яркие плакаты, развешивайте шарики, поздравляйте зубную щетку, блюдце или телефон с чудесным праздником — если в сознании малыша праздники обычные будут блокироваться, то неожиданные разрешат ему проявить позитивные эмоции.

    Упражнение «Ты где?»

    Играем в эту игру в любой подходящий момент. Задаем ребенку вопрос: «Ты где?» Отвечать договариваемся со слов «Я — здесь!» И дальше — описание своего действия и своих ощущений: «Сижу на диване, ем сочную клубнику, смотрю в окно на птиц».

    Для любого ребенка, и особенно — малыша, который пережил стресс — важна внешняя предсказуемость и определенность. А это всегда выражается в наличии режима дня и понятной для малыша структуры его времяпрепровождения. Все, что можно запланировать с ребенком — планируем тщательно, со вкусом, с любовью, проводя много времени за обсуждением плана на день, на неделю, на месяц, записывая все это яркими фломастерами на лист бумаги и соблюдая его настолько, насколько получается.

    Упражнение «Белым по черному».

    Берем черный лист картона — и рисуем на нем белой гуашью. Рисовать можно что угодно, на любые темы, так из темноты страха и неизвестности проступит новое, светлое, нежное будущее.

    Просто надуваем много-много шариков — и отпускаем в полет. Можно отпускать кораблики по реке, китайские фонарики в небо, бабочек, пойманных в сачок.

    Эти упражнения важно повторять всякий раз, когда ребенок об этом попросит — дети интуитивно чувствуют, что помогает им избавиться от тревоги и страха, поэтому не отказывайте малышу в помощи.

    Тем более что, исцеляясь, малыш исцелит и вас.

    www.velvet.by

    Учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме:
    Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения

    Цели:

    Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

    Задачи:

    1.Обучение детей использованию социально-приемлемых способов снятия эмоционального напряжения.
    2. Оптимизация уровня агрессивности и тревожности.
    3. Обучение навыкам саморегуляции и релаксации.
    4. Развитие и накопление положительного образного опыта.

    Предварительный просмотр:

    Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №44 ОАО «РЖД»

    Митькина Ольга Николаевна

    Сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников школы-интерната.

    1.Обучение детей использованию социально-приемлемых способов снятия эмоционального напряжения.
    2. Оптимизация уровня агрессивности и тревожности.
    3. Обучение навыкам саморегуляции и релаксации.
    4. Развитие и накопление положительного образного опыта.

    Во время проведения релаксационного тренинга психолог рассказывает детям специально подобранные релаксационные тексты и медитативные сказки. Занятия проходят с детьми старшего и подготовительного возраста в групповой форме.

    Упражнение «Прогулка в лес».

    (Выполняется упражнения сопровождается музыкой с голосом птиц)

    «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Мы отправляемся на прогулку в осенний лес. Сегодня необычно хорошее утро. Ярко светит солнце, и его лучи нас согревают. Мы входим в лес по узкой тропинке и попадаем в необычное лесное царство. Осенний лес сказачно красив. Нам очень нравятся деревья с желтыми и красными листьями. Мы любуемся ими и дышим ровно и спокойно. Вот оторвался от ветки желтый листок и закружился в медленном плавном танце. Взгляните на яркий и пестрый ковер под ногами. Не правда ли, он красив? Пройдите по опавшей листве, прислушайтесь к шелесту листьев. Нам хочется лечь на волшебное покрывало. Ляжем. Вдохнем глубоко. Воздух в лесу чист и свеж. Пахнет опавшей листвой и грибами. Мы наслаждаемся этим ароматом и чувствуем себя счастливыми. Где-то в вышине поют птицы, курлычут журавли. Мы лежим на мягком ковре из листьев и слушаем звуки леса.

    (запись птичьих голосов — 1-2мин.)

    А теперь медленно встаньте. Откройте глаза, и вы увидите, что мир вокруг вас так же добр и красив, как утренний лес. Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».

    Упражнение « Порхание бабочки»

    «Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и медленно. Хорошо. Представьте себе, что вы находитесь на природе прекрасным летним днем. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движение ее крыльев. Бабочка села на цветок рядом с вами. Обратите внимание на цвет и форму ее крыльев. Какой интересный рисунок крыльев — линии, темные пятна, светлые пятна! Вот бабочка взлетает и парит в воздухе, проследите, как медленно и плавно движутся ее крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно двжутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущениями медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг под вами. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат. и откройте глаза».

    Упражнение «Полет высоко в небе».

    (Выполнение упражнения сопровождается медленной музыкой, шумом прибоя и криком птиц.)

    «Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в пекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотрите его оперение: какие гладкие и блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это ваши крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его пллотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в небе. Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».

    Упражнение «Волшебный сон»

    (Дети ложаться на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. )

    Ведуший обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будите все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: « Открыть глаза! Встать!»

    Внимание. Наступает «Волшебный сон»

    Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)

    Сном волшебным засыпаем.

    Дышится легко. ровно. глубоко.

    Наши руки отдыхают.

    Ноги тоже отдыхают.

    Отдыхают. засыпают. (2раза)

    Шея не напряжена

    И расслаблено все тело. (2 раза)

    Греет солнышко сейчас.

    Руки теплые у нас.

    Жарче солнышко сейчас.

    Ноги теплые у нас.

    Губы теплые и вялые,

    Но нисколько не усталые.

    Губы чуть приоткрываются.

    Все чудесно расслабляется. (2раза)

    Нам понятно, что такое.

    Состояние покоя. (2раза)

    Долгая пауза( до конца медленной музыки)

    Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Ведущий обращается к детям:

    Мы спокойно отдыхали,

    Сном волшебным засыпали.

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепко кулачки сжимаем,

    Их повыше поднимаем.

    Всем открыть глаза и встать!

    Упражнение «Плывем в облаках».

    «Лягте и займите удобное поожение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Хорошо. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие белые пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом медленно и красиво поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую вершину облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывете на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть в небе. Когда вы захотите спуститься обратно на землю, скажите своему облаку, и оно плавно и мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам. Вы улыбаетесь ему. Полет на облаке был так хорош!»

    Упражнение «Тихое озеро».

    «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Хорошо. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Постарайтесь сделать то, что я говорю.

    Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы тихо сидите около прекрасного озера. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы слышите щебет птиц, жужжание шмеля. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы чувствуете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это прекрасное утро. Слышно лишь ваше дыхание и тихий плеск воды. Это утка проплыла по озеру, она подплыла поближе, чтобы поздороваться с вами. Дважды клякнула на тот случай, если вы не услышали ее с первого приветствия. След ее на воде пролег через все озеро. Потом опять стало тихо и спокойно. Туман поднимается над озером, и вы чувствуете себя спокойным и счастливым».

    Упражнение «Путешествие на Голубую Звезду»

    «Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?

    Сейчас помечтаем и мы.

    Лягте удобно, закктройте глаза. Представьте темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде. Вы — команда межпланетной космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимится в небо. Вдох-выдох(3 -раза). Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступенями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали. молодцы! Вдох-выдох. Чувствуете, как приятна тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Нам становиться легко. Важно сейчас ровно дишать: вдох-выдох (3-раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох-выдох (2-раза).

    Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель — Голубая Звезда. И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2 раза) и отпустим штурвалы и педали. Как плавно мы сели! Выйдем из корабля. Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, ораньжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому -то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и ест наши соседи, жители Голубой Звезды — Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и . чувствуем, как в еаше тело входят тепло, покой, доброта. Пора возращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту, всеми людьми.

    Милые Чистокрылышки, добрые соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными».

    Цель: Психомышечная тренировка с фиксацией внимания дыхании; напряжение и расслабление мышц рук.

    Сомкните пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче, чтобы косточки даже побелели. Вот так, хорошо! Сильно-сильно! Да, не очень-то приятно. Руки устали. Распрямите кулачки, медленно. Вот пальцы и расслабились. Ладоши потеплели, отдыхают, им легко, приятно. (3 раза)

    А теперь сделайте вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!

    Руки на коленях, кулачки зажаты.

    Крепче с напряженьем пальчики прижаты.

    Большой палец прижимаем к остальным.

    Пальчики сильнее сжимаем-

    (легко приподнимает и роняет расслабленную кисть каждый ребенок.)

    Знайте, девочки и мальчики,

    Отдыхают наши пальчики!

    Упражнение «Приятный сон»

    Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.

    Продолжительность: 10 минут.

    Процедура: примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь, медленно мысленно произнесите словесные орлины:

    1. Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю.

    2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокоен.

    3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслабленна… Руки расслабленны… Плечи расслабленны и опущены…

    4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках.

    5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

    6. Расслабленны мышцы правой ноги… Расслабленны мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…

    7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

    8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я отдыхаю…

    9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен…

  • Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж…
  • Упражнение «Высокая энергия» (зрительная техника)

    Цель: заряд краткосрочной энергии и ее оптимальное использование.

    Продолжительность: 3 минуты.

    Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь… проглотите ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия пронимает во все клетки вашего организма, наполняя ее жаждой что-то сделать, изменить, исправить. Смелее, не ждите, действуйте.

    Упражнение «Избавление от тревог» (зрительная техника)

    Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

    Продолжительность: 5–10 минут.

    Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши тревоги и огорчения, все отрицательные мысли и чувства, страхи и преумежения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в тленный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно.

    Психомышечная тренировка «Лицо загорает»

    Цель : Напряжение и расслабление мышц лица с включением дыхания.

    Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сниб, снаб, снуре, пуре, базилюре», перенесемся в волшебную страну Лето. Ярко светит солнце, нам приятно его тело, подставим подбородок солнышку — подбородок загорает, слегка разожгем губы и зубы, сделаем вдох. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из детей на язык. Крепко закройте рот, задержите дыхание, подвигайте губами. Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. А теперь нос загорает — подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает на чей носик ей сесть?Сморщите нос, поднимите верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым, задержите дыхание. Бабочка улетела. Росслабте мышцы губ и носа. Выдох. Брови — качели: снова прилетела бабочка, пусть она покачается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслаблены все мышцы лица, не открывает глаз, переползите в тень, примите удобную позу. Отдыхайте(2-3мин.)

    Упражнение «Тихое озеро»

    Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

    “ Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

    А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

    А теперь сядьте на край стула, прислонитесь к спинке, руки положите на колени, а глазки закройте. Представьте себе теплый чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды, горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

    Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

    Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

    Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

    Упражнения на расслабление мышц лица:

    Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

    Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

    У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
    Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
    Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

    Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

    А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
    Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
    Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
    Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
    Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

    Упражнения на расслабление мышц шеи:

    Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
    А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

    Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
    Возвращается обратно – расслабление приятно!

    Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
    Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

    Упражнения на расслабление мышц рук:

    Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

    Я возьму в ладонь лимон.
    Чувствую, что круглый он.
    Я его слегка сжимаю –
    Сок лимонный выжимаю.
    Все в порядке, сок готов.
    Я лимон бросаю, руку расслабляю.
    Выполнить это же упражнение левой рукой.

    «Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

    Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

    Какой сегодня чудный день!
    Прогоним мы тоску и лень.
    Руками потрясли.
    Вот мы здоровы и бодры.

    Упражнения на расслабление мышц ног:

    Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
    Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
    Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

    Замелькали наши ножки,
    Мы поскачем по дорожке.
    Но внимательнее будьте,
    Что вам делать, не забудьте!

    Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

    Упражнения на расслабление всего организма:

    Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

    Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

    Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

    Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

    Я на солнышке лежу,
    Но на солнце не гляжу.
    Глазки закрываем, глазки отдыхают.
    Солнце гладит наши лица,
    Пусть нам сон хороший снится.
    Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
    Прогуляться вышел гром.
    Гремит гром, как барабан.

    Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
    Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
    Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
    Замедляется движенье, исчезает напряженье.
    И становится понятно – расслабление приятно!

    Тише, тише, тишина!
    Разговаривать нельзя!
    Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
    И тихонько будем спать.

    Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

    Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

    Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

    Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

    Занятие с использованием упражнений на расслабление
    «Мое настроение» (подготовительная группа)

    Цели: Знакомство детей со способами управления и регуляции настроения. Совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, рисовать его. Воспитание доброжелательности к сверстникам и окружающим людям.

    Ход занятия:
    (Звучит спокойная, тихая музыка. Дети стоят в кругу .)

    Психолог: В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
    Я для вас, мои дружки, испеку всем пирожки,
    Быстро надо их испечь, чтобы к завтраку поспеть.
    ( Музыка выключается. )

    Дети, покажите мимикой, какое у вас настроение. Почему оно такое?
    ( Дети рассказывают о своем настроении,
    отчего оно меняется. )

    Упражнение «Волшебный мешочек»

    Психолог: Давайте спрячем наше плохое настроение в волшебный мешочек.

    ( Дети «складывают» в мешочек свое плохое настроение,
    все отрицательные эмоции, проговаривая
    при этом свои действия .)
    Психолог: А теперь давайте подумаем, что нужно делать, чтобы улучшить свое настроение.

    Психолог беседует с детьми о настроении.
    Вместе делают вывод, как улучшить
    свое настроение:

  • рассмешить себя, глядя в зеркало;
  • послушать приятную музыку;
  • спеть веселую песенку;
  • рассказать о своем настроении другу;
  • попросить помощи;
  • смыть плохое настроение водой (душ, бассейн) и др.

Рисование на тему «Мое настроение»

Психолог: Давайте попробуем нарисовать свое настроение.
( После рисования психолог обсуждает с детьми, что они нарисовали,
какие краски использовали ).

Психолог: Ребята, что интересного вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Почему?
( Дети делятся впечатлениями .)

Психолог: А теперь нам нужно отдохнуть. Лягте поудобнее на ковер.
( Звучит спокойная музыка.

Психолог произносит слова тихим голосом, медленно, с паузами в начале расслабления.
Затем голос приобретает силу, эмоциональность. )

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Весело мы попрощались, в группу отправлялись.

nsportal.ru