Упражнения для снятия стресса у детей

Спокойствие, только спокойствие! 5 игровых упражнений для снятия стресса у детей

Чувствительная и нежная детская психика часто подвержена стрессам и перенапряжению. И если взрослым гораздо проще справиться с этими сложностями, то детям приходится несладко. Даже если малыш уже не хочет плакать и капризничать, процесс расслабления и успокоения занимает у них довольно длительное время.

Чтобы помочь маленьким непоседам быстрее и легче прийти в себя, следует придерживаться простых правил, а если включить в ваш обиход несколько игровых упражнений, то процесс пройдет еще интереснее и быстрее.

Чтобы гроза прошла мимо

Ситуаций, которые могут вызвать всплеск негативных эмоций, в жизни ребенка достаточно. Ведь для малышей проблемой может стать и не тот цвет куртки, и запрет на прыжки в яму, и отказ мамы снять с верхней полки самую красивую статуэтку для игр. И тут же в доме раздается громогласный протест, погасить который довольно сложно.

Если вы уже видите, что стрессовая ситуация угрожающе нависает над вашим чадом, постарайтесь предотвратить максимальную концентрацию недовольства.

  • Не доводите ситуацию до абсурда. Если видите, что какие-либо действия малыша нарушают принятые в доме правила, скажите ему об этом сразу твердо и спокойно. Когда ураган разгуляется, утихомирить его будет куда сложнее.
  • Отвлекайте. Проще всего не дать возникнуть конфликту — это переключить внимание ребенка. Отвлеките интересным рассказом, яркой вещью и постарайтесь уйти подальше от объекта огорчения.
  • Тише, еще тише… Если ребенок повышает голос, не пробуйте его перекричать. Как бы вам ни хотелось включить ультразвук, говорите размеренным тоном и негромко, но достаточно, чтобы вас услышали.
  • Дышите глубже. Если чувствуете, что сами не можете справиться с эмоциями и сейчас взорветесь — отойдите и глубоко подышите. Стандартный совет посчитать до 10 тоже отлично работает.
  • Играем и улыбаемся

    Поскольку в раннем возрасте ведущей деятельностью для ребенка является именно игра, то логичным будет предложить использовать игровые приемы для решения острых и стрессовых ситуаций. Психологи предлагают несколько вариантов взаимодействия, каждый из которых родители могут видоизменять согласно индивидуальным особенностям своего ребенка.

  • Я в домике. Чтобы малыш почувствовал себя защищенным и успокоился, поиграйте в шалаш или домик. Благо, сейчас есть множество разнообразных вигвамов, палаток и шатров, которые можно использовать для этого. Да и простой плед, наброшенный на несколько стульев, может служить отличным убежищем.
  • Журчит водичка. Звук переливающейся воды и сам процесс перемещения жидкости из одной емкости в другую действует на малышей завораживающе и успокаивает излишне эмоциональных сорванцов. Воспользуйтесь ковшиками, чашками и даже пипетками и поиграйте в дождик, ручеек или водопад. А если добавить в воду немного красок, то получится настоящая исследовательская лаборатория.
  • “Бутерброд” . Это необычное упражнение отлично подойдет для успокоения гиперактивных детей. Уложите малыша на мягкое одеяло, голова и ноги — на подушках — это “хлеб на тарелке”. Затем “намазывайте” масло поглаживающими движениями по всему телу. Наверх положите несколько мягких и легких подушек — “сыр”. А потом “едите” с удовольствием этот деликатес — мягко обнимаете и даете ребенку поваляться в подушках. Такой прием помогает прочувствовать свое тело и тактильно успокоиться.
  • “Катись колбаской” . Если чадо расшалилось и хочет вовсю резвиться и скакать, попробуйте перекатывания по одеялу или мату. Когда прикатываете “колбаску” к себе — обязательно нежно обнимаете и целуете малыша. Если шалун не хочет и упирается — откатываете “колбаску” обратно, но обязательно контролируете руками.
    • “Колобок” . Лепите из малыша колобок, вначале смешивая ингредиенты, затем замешивая тесто и, наконец, выпекая его. Все процессы сопровождаете соответствующими массажными движениями. Особо важным является процесс “вымешивания”, когда вы мягко массируете каждую часть тела и аккуратно сминаете тело в “колобок”. Это позволяет снять напряжение и расслабить мышцы. Чтобы испечь — поставьте в тепло, то есть укрываете и обнимаете. В конце порадуйтесь своему красивому колобку.

    Вот такие нехитрые приемы помогут вам не только устранить последствия тяжелого дня или неприятной ситуации, но и весело провести время вместе!

    Понравилось? Обязательно подпишитесь на нас в OK, VK, Дзен и FB

    e-w-e.ru

    Игры на снятие эмоционального напряжения у детей

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

    Педагог-психолог Карасева К.В.

    Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом снимается негативное состояние.

    Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

    Упражнение выполняется в парах. Один из детей, легко перебирая пальчиками рук, «поднимается» по спине другого ребенка снизу вверх (вьюнок растет, тянется вверх)

    Упражнение снимает напряжение, успокаивает ребенка.

    Примечание: перед выполнением этого и предыдущего упражнений необходимо обратить внимание детей на то, как надо гладить, как прикасаться пальчиками (показать, как именно это надо делать).

    Дети выталкивают друг друга из круга диаметром 60–70 см, прыгая на одной ноге, заложив руки за спину (старшие дети), дети помладше могут прыгать на двух ногах, также заложив руки за спину. При выполнении этого упражнения для создания доброжелательного фона можно привлекать спокойных детей.

    Два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закрепленных так, чтобы нитки не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1–1,5 м. Ребенок перематывает нитку с одного клубочка на другой.

    Можно иметь несколько таких наборов: наматываемая нить может быть разного цвета, длины и толщины.

    Упражнение прекрасно снимает напряжение и развивает мелкую моторику.

    Предложить одному или нескольким детям, испытывающим психоэмоциональное напряжение или чувство злости, выполнить простые движения — потопать ногами, похлопать в ладоши так сильно, как кому нравится. Выполнять упражнение нужно в специально отведенном для этого уголке.

    Вместе с детьми собрать крепость (башню, стену) из картонных кубиков (кубиками могут быть склеенные и покрашенные коробочки из-под продуктов, парфюмерии). Потом дети разрушают эту крепость, бросая в нее мячи. Упражнение выполняют до тех пор, пока есть желание строить и разрушать.

    Сшить небольшие мешочки (примерно 10 ґ 15 см) одной расцветки. Насыпать в них различную крупу (набивать не туго) — манку, рис, горох, фасоль, гречку и т.п. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же такое находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

    Дети разрывают на мелкие кусочки бумагу (старые газеты, другую ненужную бумагу), складывают все это в большую кучу. Потом можно этой бумагой посыпать друг друга, подбрасывать ее вверх. Предварительно нужно договориться с детьми, что после разбрасывания все вместе будем собирать кусочки бумаги и мыть руки.

    Манипуляции с тестом отлично снимают психоэмоциональное напряжение, развивают моторику. Дети просто мнут его в руках, месят, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.

    Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной пищевым красителем воды, 2 столовые ложки растительного масла. Такое тесто можно долгое время хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Если оно подсохнет, нужно добавить немного воды и хорошо его размять.

    Кусок искусственного меха (не очень короткого и густого) наклеить на плотную основу — картон, фанеру. Ребенок пальцем рисует различные предметы на меху. Это упражнение успокаивает ребенка, снимает напряжение.

    Дети становятся мыльными пузырями. Под слова ведущего, имитирующего выдувание мыльных пузырей, дети выполняют различные движения.

    infourok.ru

    Упражнения для детей, которые помогают снять излишнее волнение (из книги Левис Шелдон и Левис Шейла «Ребенок и стресс») — Учаев Е. Г.

    Детство – удивительная пора. В это время ребенок активно познает мир и взаимодействует с окружающими его людьми. Иногда такое взаимодействие может быть для ребенка достаточно стрессовым. Например, эмоциональными ситуациями для него могут быть: трудности взаимодействия со сверстниками, неприятности в школе, проблемы со здоровьем, проблемы в семье и т.д. Как ребенок будет себя вести в стрессовых ситуациях, во многом зависит от родителей, воспитателей, ближайшего окружения. Наверное, вопросом, как сделать своих детей более устойчивыми, уверенными, находчивыми в сложных ситуациях задаются многие родители. Ведь взрослые способны не только показывать ребенку модель поведения в сложной ситуации, они могут обучить ребенка элементарным упражнениям, которые снимают напряжение и волнение. Если ребенок научиться контролировать свои эмоции это позволит ему легче и спокойней преодолевать те трудности, которые возникают у него на пути.

    Авторы книги считают, что необходимо научить детей управлять своими эмоциями. И тогда любая стрессовая ситуация не повредит их здоровью. А воспитает в них волю, поможет развивать способности и интеллект. Супруги Левис разработали специальные игры и упражнения «для духа и тела», которые «обезвредят» стресс, восстановят силы и помогут вашему ребенку преодолеть излишнее волнение и чувствовать себя более уверенным в различных жизненных ситуациях.

    Я привожу вам некоторые упражнения из этой книги. Благодаря их понятности и простоте их может использовать любой желающий, будь то специалист психолог, родитель или воспитатель, для обучения детей умению снижать свое напряжение. Для удобства использования упражнения разделены на две группы «упражнения для детей дошкольного возраста» и «упражнения для детей младшего школьного возраста»

    Упражнения для детей дошкольного возраста

    Упражнение 1. «Воздушный шарик». Время: 0,5-1 мин. Возраст: 3—5 лет.

    Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить ребенка «вдыхать и выдыхать».

  • Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
  • Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
  • Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько вы­ходит из шарика.
  • Сделай паузу и сосчитай до 5.
  • Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое — надутый шарик.
  • Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
  • Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое — надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
  • Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
  • Упражнение 2. Игра «Морщинки». Время: 2-3 мин. Возраст: 4-8 лет.

    Цель: избавление от напряжения в забавной форме.

    1. Несколько раз вдохни и выдохни.
    2. Широко улыбнись своему отражению в зеркале.
    3. Наморщи лицо, начиная со лба: брови, нос, щеки.
    4. Подними и опусти плечи.
    5. Расслабь мышцы лица.
    6. Если чувствуешь напряжение, скажи себе: «Спокой­но», — и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч.
    7. Упражнение 3. «Самолет». Время: 3 мин. Возраст:6-8 лет.

      Цель: преодоление страха перед ограничениями и самоограничением. Развитие уверенности и установление равнoвecuя между «свободой» и «самоконтролем».

    8. Займи позицию готовности, как самолет при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у тебя есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.
    9. Ты летишь! Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие там запахи?

    3.Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься.

    В следующий раз, когда испугаешься, представь, что ты взлетаешь над облаками. Вперед и вверх!

    Упражнение 4 «Путешествие в волшебный лес». Время: 3 мин. Возраст: 6—8 лет.

    Цель: ощущение покоя, снятие волнения. Решение про­блем. Обретение собственного места в прекрасном лесу.

  • Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее.
  • Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слы­шишь пение птиц, шорохи трав.
  • Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.
  • Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы.
  • Упражнение 5. «Полоса препятствий». Время: 15-20 мин. Возраст: 4-8 лет. Старшие дети могут быть ведущими.

    Цель: развитие самосознания и уверенности, изящест­ва и внимания. Стимуляция воображения. Обучение со­вместной работе.

    Уберите из комнаты все бьющиеся или опасные предметы. Используя стулья, табуретки, подушки, ящики, игрушки и т. п., создайте полосу препятствий. Дети с удовольствием вам помогут. Вы можете назвать эту полосу «замком», «кре­постью», «логовом» или как-то еще. Придумайте костюмы, добавьте звуковые эффекты и играйте!

    Мы предлагаем еще два упражнения на движение, позволяющие детям развлекаться и одновременно постигать окружающее пространство: личное и чужое.

    Упражнение 6. «Пространство тела ». Время: 10— 15 мин. Возраст: 2-6 лет.

    Это упражнение можно выполнять, используя одну или две подушки, дома или в детском саду.

    Цель: помощь детям в осознании ограничений в движениях. Усвоение понятий «пространства» и «права дру­гого человека».

  • Разбейте какую-либо площадку на квадраты с помощью лент или палок. Каждому ребенку отведите собственный квадрат. Включите музыку, и пусть дети танцуют только в своем квадрате. Если они заденут другого ребенка или заступят за черту, то «вылетают» из игры. Таким образом, участники игры смогут понять разницу своего и чужого пространства.
  • Затем можно играть, не используя квадраты, просто напомнив детям, что нужно уважать чужое пространство. Танцуя, им разрешается мягко подталкивать друг друга.
  • Упражнение 7. Игра в мяч. Время: 10 мин. Возраст:4—12 лет.

    Цель: обучение использованию объектов в пространст­ве (что в свою очередь помогает развитию социальных навыков, моторных умений и координации руки и глаза). Когда эти навыки будут освоены, возрастут уверен­ность и чувство собственного достоинства.

    Выберите мяч, размер и прыгучесть которого подходят ребенку. Для маленьких детей это должен быть большой, хорошо прыгающий мяч. Установите ритм соответствую­щей мелодией. Попросите ребенка постоянно следить за мячом глазами, стуча им об пол или подбрасывая его. Уста­новите правила, специальные команды или просто поиг­райте.

    Упражнения для младшего школьного возраста

    Упражнение 1. Мышечная релаксация. Время: 10 мин. Возраст: 6-12 лет. (Маленькие дети могут вы­полнять отдельные элементы этого упражнения вме­сте с взрослыми).

  • Сядь в удобное кресло или ляг на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку).
  • 2. Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения — как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кула­ки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.
  • Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
  • (Следующий абзац маленькие дети могут пропустить и перейти к упражнениям с лицом).

  • Напряги туловище — начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом — грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем рас­слабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслаб­ленно, как отпущенная тетива.
  • Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Намор­щи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.
  • Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-ни­будь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.
  • Упражнение 2. Глубокое дыхание. Время: 2-3 мин. Возраст: 5-12 лет.

    Цель: регуляция вегетативной нервной системы. Рас­слабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений.

  • Сядь в кресло, спина прямая и расслабленная.
  • Положи руки на грудь, так, чтобы средние пальцы каса­лись друг друга в центре груди. Дыши нормально.
  • Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко.
  • Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего, при выдохе.
  • Повтори это в течение 2 или 3 минут.
  • Упражнение 3. «Сад чувств». Время: 5—8 мин. Воз­раст: 7—10 лет.

    Цель: тренировка ума и активизация чувств. Достиже­ние творческой сосредоточенности.

  • Все, что написано дальше, кто-то должен читать или рас­сказывать. Можно включить классическую музыку.
  • Сядь поудобней в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садов­ником.
  • Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.
  • Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, по­таенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.
  • Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, бла­гоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкус­ненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.
  • Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.
  • Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты мо­жешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.
  • Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Если хочешь — можешь нарисовать сад или заняться чем-нибудь другим.
  • Примечание: некоторым детям, особенно испытываю­щим сложности в обучении, может быть трудно, представить мысленную картину. В этом случае поможет направлен­ное воображение. В результате, увидев предложенные им образы, дети, смогут создавать собственные.

    Упражнение 4. «Поза горы». Время: 1 мин. Возраст: 5-11 лет.

    Цель: развитие концентрации и самосознания, улучше­ние осанки.

  • Встань прямо. Представь гору. Почувствуй, какая она твердая и крепкая. Подними пальцы ног вверх, не отрывая ступни от пола, затем опусти их. Руки можно сложить вме­сте на уровне груди.
  • Напряги икроножные мышцы. Они стали твердые, как склон горы. Напряги все мышцы ног.
  • Представь, что у тебя растет хвост. Он удлиняет твой позвоночник.
  • Оставаясь на месте, медленно выгни спину, опуская голову к земле. Дыши ритмично, воображаемый хвост и дыха­ние удлиняет твою спину.
  • Глубоко вдохни грудью. Почувствуй, как она расправляется, когда воздух наполняет легкие.
  • Снова напряги ноги, ощути измене­ния в позвоночнике, шее и голо­ве. Опусти руки вниз и затем медленно приподними их через стороны
  • Упражнение 5. «Жираф». Время: 2 мин. Возраст: 8 лет.

    Примечание: маленьким детям иногда сложно закрыть глаза. Они могут выполнять это упражнение с открытыми глазами.

  • Сделай вдох и расслабься.
  • Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори это три раза. Теперь повращай шеей.
  • Приподними плечи, затем опусти их. Повтори это три раза, затем подними каждое плечо несколько раз.
  • Снова сядь прямо и удобно. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной, как у жирафа, шеей.
  • Упражнение 6. Как избавиться от стресса перед контрольной работой. Возраст: 8-10 лет.

  • Глубоко вдохни и выдохни.
  • Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
  • Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контроль­ной, или начинаешь запугивать себя, еще раз глубоко вдох­ни и выдохни напряжение.
  • Упражнение 7. «Радуга». Время: 5-7 мин. Возраcm: 7-11 лет.

    Цель: снятие эмоционального напряжения. Стимулирование воображения.

    Упражнение можно выполнять отдельно или после релаксации.

  • Закрой глаза. Представь, что у тебя в голове находится экран. На экране ты видишь радугу — цвета, которые тебе нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Ты видишь то, что описываю я, или то, что захочешь сам.
  • 2.Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере, Что ты видишь, когда думаешь о голубом?

    3.Следующий цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Ино­гда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что ты думаешь, когда смотришь на красный цвет?

  • Желтый приносит нам радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что ты думаешь, когда смотришь на желтый цвет?
  • Зеленый — цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что ты думаешь, когда смотришь на него?
  • Замечаешь ли ты, как разные цвета влияют на настрое­ние и даже на самочувствие? Попробуй так же увидеть дру­гие цвета.

    Упражнение 8. «Семейная стена». Время не огра­ничено. Дети от 6 до 12 лет и родители.

    Цель: развитие самосознания и творческих способно­стей. Взгляд на себя, как на часть целого.

    Это упражнение хорошо выполнять в выходные или дождливые дни.

  • Укрепите большой лист бумаги на стене комнаты.
  • Выберите фотографии, вырезки из журналов или другой материал, который может рассказать о вашей семье. Придумайте тему, например, «Семейный отдых», или просто последовательно разложите фотографии.
  • Распределите выбранный материал по листу. Приклейте картинки и фотографии. Подпишите их. Вы можете добавить любые сведения или даты.
  • Периодически добавляйте ценную информацию и новые фотографии. Отмечайте все важные события жизни вашей семьи: дни рождения, появление первого зуба у младенца, спектакль в школе, приобретение домашнего питомца.
  • Предложенные упражнения для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста взяты из книги Левис Шелдон, Левис Шейла «Ребенок и стресс» Серия «Сам себе психолог» СПб: Питер Пресс, 1996. – 208 с.

    solnishko-nn.com

    Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения.

    Опубликовано: 03:23:56 03-01-2015

    Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напря­жения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения

    Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Мед­ленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

    Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смеще­нию агрессии и мышечной релаксации.

    Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

    Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.

    Агрессия у ребенка накапливается постепенно, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ре­бенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели исполь­зуется специальная кукла «Бобо». Ее легко сделать самим, например, из по­душки: пришить к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделать «лицо» — кукла готова. Можно сделать ее более плотной, набив плотный че­хол песком или ватой. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

    Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь сде­лать это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрес­сивные чувства.

    Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.

    Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положи­тельных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплес­нуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. Возможны самые разные варианты проведения подушечных боев, один из них — на гимнастической скамейке, перевернутой узкой частью вверх. В бое принимает участие двое детей.

    Цель игроков — с помощью подушки сбить своего противника со скамейки.

    «Падающая башня». Автор Кряжева Н. Л.

    Цель: осознание эффективных форм поведения.

    Каждый участник строит из подушек высокую башню, а затем пытает­ся штурмовать ее, залезая на самый верх. Побеждает тот, кто первый «возь­мет» башню, не разрушив ее.

    Цель: эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на не­одушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кула­ка».

    Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпио­нами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Напри­мер, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: по­душка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.

    Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.

    Ребенок встает лицом к объекту, на который будет вымещаться агрес­сия (кровать, мягкий стул или куча подушек). Он наносит удары по этому объекту. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной ру­кой. Наносить их можно пластиковой выбивалкой, ракеткой для игры в бад­минтон, рукой или бейсбольной битой. В нанесение удара включается все те­ло, при этом можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

    Цель: игра помогает осознать свои личностные качества, дает возмож­ность «посмотреть на себя со стороны».

    В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.

    Цель: работа с пластилином дает возможность сместить «энергию ку­лака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, рас­слабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной дея­тельности.

    Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много геро­ев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсу­ждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».

    Цель: укреплять чувство единства, развивать тактильное восприятие.

    Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.

    Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

    Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывание цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который

    должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это

    удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет — сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

    Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

    Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носоч­ки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыба­ются.

    Цель; снятие эмоционального напряжения.

    Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д.

    Музыкальное сопровождение занятия аудиокассеты «Волшебные голо­са природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоцио­нальному настрою)

    Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не бо­ишься».

    Цель: повышение уверенности.

    «Закрой глаза. Представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уве­ренного в себе, спокойного и мудрого Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глазки, твое тело. Лев — это ты!»

    Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации

    «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытя­ни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к гру­ди, отдай ему свою ласку, доброту»

    Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

    Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда­ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.

    «Я рад знакомству с тобой, потому что ты. »

    Цель: способствует сплочению группы.

    Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

    • подняться и сойти со стула;

    • проползти под столом;

    • идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего в берлоге злого медведя;

    • прятаться от диких животных

    18. «Волшебные шарики»

    Цель: снятие эмоционального напряжения.

    Дети сидят на стульчиках в кругу,

    «Сделайте из ладошек лодочку и закройте глаза».

    Ведущий каждому в ладошки кладет стеклянный шарик.

    «Возьми шарик в ладошки, согрей его, сложи ладошки, покатай его, подыши на него, согревая своим дыханием, отдай ему свою ласку, доброту.

    Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о своих чувствах».

    Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

    Дети стоят в кругу. Поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.

    Цель; снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

    Используем детские пластмассовые сабли или подушки. Даем разре­шение, тем самым снимаем запрет на агрессию.

    Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релак­сации

    Кочки — это обручи. Лягушки прыгают с кочки на кочку. Если лягуш­кам тесно, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет новую кочку. Если между детьми возникает конфликт, то ведущий помогает найти выход.

    Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!»

    Время выполнения упражнения 3 минуты.

    Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.

    Цель: Воспитывается произвольный контроль, корректируется аффек­тивное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок стано­вится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

    Ход игры: Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортив­ные игры:

    — «Пролезь через руки».

    Цель: Для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

    Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки, жес­тами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

    Цель: Коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

    Ход игры: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Пси­холог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрос­лых, когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки).

    Цель: Игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

    Ход игры: Дети слушают в исполнении психолога стихотворение Т. Волиной «Два друга». Дети дают оценку поведению обоих ребят, распреде­ляют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

    Цель: Эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учит понимать, какое поведение, какой черте характера соответст­вует и как оно оценивается.

    Ход этюда: психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев. «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушу. Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с

    подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра

    стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

    — Почему ты стал в угол? Я тебя не наказывала! — сказала мама. Так будет справедливо, — серьезно ответил ей старший сын.

    — Ведь это я придумал кидаться подушками.

    Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».

    Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние дру­гого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразите тельные движения.

    Ход этюда: Психолог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в го­роде, а его друг уехал на юг с родителями. Скучно в городе без друга. Про­шел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

    Цель: Игра на сопоставление различных характеров. Коррекция, эмо­циональной сферы ребенка.

    Ход игры: Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с психологом дают моральную оценку злости к плаксивости, сравнивают состояния с хорошим настроением ревуш­ки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а ос­тальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

    Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаб­лены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

    Цель: Отражение внутреннего негативного эмоционального напряже­ния.

    Ход игры: Давайте поиграем, я буду Карабасом, буду злиться на вас, ловить и хватать, а вы будете от меня убегать и кричать: «Карабас-Барабас, не боимся мы вас!». Ведущий, страшно рыча и крича: «Догоню, схвачу, на одну ладонь положу, другой прихлопну», — бегает за детьми, а они его под­дразнивают. Потом меняются ролями 2-3 раза. Дети становятся после тре-нингра то бабками-ежками, то бармалеями, то карабасами или предлагают психологу быть героем, злым, которого они боятся, не любят: волка, кроко­дила, дракона. В завершение полька «Старый добрый жук».

    Цель: Учить детей различать эмоции, показывать выразительные дви­жения.

    Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. Вопросы к детям аналогичны вопросам игры «Баба-Яга».

    Игры, способствующие снятию агрессивных состояний

    a2b2.ru