Упражнения для воспитателей для снятия стресса

Упражнения для снятия стресса и напряжения

Стресс является не только неприятным испытываемым состоянием, но и причиной появления различных нарушений в работе нервной системы человека. Для предотвращения наступления серьезных последствий от такого состояния необходимо своевременное эффективное снятие стресса с помощью специальных упражнений.

Релаксационные упражнения для снятия стресса и напряжения

Эффективными релаксационными упражнениями являются:

  • Медленное дыхание и расслабление.
  • Так называемое дыхание животом.
  • Упражнение «Мороженое» для полного расслабления.
  • Упражнение «Визуализация».
  • Упражнение «Лимон» с принятием позы лотоса и расслабления.
  • Необходимо обязательно снимать напряжения для сохранения своего спокойного нормального состояния в любой ситуации.

    Дыхательные упражнения для снятия стресса

    При испытываемом стрессе человек начинает дышать поверхностно, достаточно прерывисто и очень часто. Определенный ритм с глубиной дыхания позволяют успокоиться и прекрасно сосредоточиться. Простейшим упражнением является счет, во время которого необходимо считать совершаемые вдохи и выдохи. Это позволит человеку легко оценивать окружающую обстановку. Такая дыхательная выполняемая гимнастика способствует выравниванию баланса в человеческом организме и оказывает благотворное влияние на его психику.

    Снятие стресса: психологические упражнения

    Самыми несложными выполняемыми психологическими упражнениями для эффективного снятия сильного стресса являются:

  • Игры с любимыми домашними питомцами.
  • Занятия йогой и медитацией.
  • Занятия экстремальным спортом.
  • Энергичные танцы.
  • Ведение доверительных бесед с родными людьми.
  • Такие простые занятия значительно ослабят получаемый от стресса негатив и позволят человеку полноценно расслабиться.

    Упражнения йоги для снятия стресса

    Такие упражнения, выполняемые в качестве регулярной практики, позволяют человеку расслабиться и прекрасно укрепляют его нервную систему. Позы йоги стимулируют, тонизируют и значительно укрепляют состояние человеческого организма.

    Эффективными упражнениями являются:

    • Глубокое дыхание.
    • Упражнение «Висим на стене».
    • Растягивание плеч.
    • Поза ребенка.
    • Спящий голубь.
    • Такие позы мягко воздействуют на мышцы и связки человеческого организма с эффективным снятием с них сильного напряжения.

      Психологические упражнения для снятия стресса и напряжения

      Эффективно справиться с эмоциональной нестабильностью и предотвратить повторное появление сильного стресса позволяют следующие психологические упражнения:

    • Визуализация с созданием мысленных образов, ощущений и различных переживаний.
    • Мотивация для создания идеомоторных образов, а также обучение технике движений.
    • Восприятие для трезвой оценки сложившейся ситуации.

    Такие упражнения быстро снимают стресс, вызванный сильнейшим психологическим напряжением нервной системы человека.

    Психокоррекционные упражнения для снятия стресса

    Самой эффективной используемой методикой для снятия нервного напряжения считается мышечная релаксация с использованием техники нервно-мышечного происходящего расслабления. Во время ее выполнения расслабляются грудная клетка, мышцы рук, живот и часть спины, а также лицо, затылок и плечи.

    Еще одним методом коррекции стресса является музыкотерапия с использованием правильно подобранных музыкальных программ. Она позволяет снять нервное напряжение и эффективно расслабиться.

    Физические упражнения для снятия стресса

    Выполняемые физические упражнения при стрессе расслабляют напряженные мышцы тела и снижают выработку в организме гормонов стресса. Хорошо избавляют от волнений и тревожных состояний командные спортивные занятия, например, игра в футбол, волейбол или в баскетбол.

    Прекрасно влияет на эмоции человека йога и выполняемая дыхательная гимнастика. Постоянно быть в отличной форме и в хорошем настроении позволяет регулярный совершаемый бег на свежем воздухе и выполнение несложных физических упражнений. При этом организм человека насыщается кислородом, а нервы успокаиваются. помогают также аутотренинги и занятия с психологом, медитации, чтение книг, арт-терапия.

    pregnancy-and-stress.ru

    Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Тренинг для педагогов

    «Снятие эмоционального напряжения».

    Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

    Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «практического выгорания»;

    Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

    Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

    Здравствуйте, уважаемые гости, я рада видеть вас на нашем тренинге . И, надеюсь, все, что вы сегодня увидите, может пригодиться вам в вашем нелегком труде.

    Тренинг по теме «Как не «сгореть» на работе». Тема, на мой взгляд, очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.

    В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.

    Поэтому в последнее время много г оворят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюд аемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

    В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

    Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.

    Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.

    Симптомы профессионального “выгорания”

    Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

    пренебрежение исполнением своих обязанностей;

    увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

    уменьшение аппетита или переедание;

    усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);

    усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

    Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

    Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Били ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят с работы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит «опустошенность» человека.

    Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек .

    Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

    Продолжительность – 60 минут – 80 минут

    Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».

    Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

    Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)

    «Правила группы»: основные принципы работы в группе.

    После приветствия ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

    1. Мы – одна команда.

    2. Можно говорить все, что ты думаешь.

    3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

    4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

    5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

    Упражнение «Ваше настроение»

    Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.

    Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).

    Инструкция: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.

    Далее ведущий трактует значение цвета ( Приложение 1).

    Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.

    Упражнение «Откровенно говоря»

    Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

    Материалы: карточки с незаконченными фразами.

    Инструкция . Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (Приложение 2).

    • Трудно ли вам было отвечать?

    • Было ли для вас что-то новое?

    • Считаете ли вы полезным упражнение?

    • Открыли ли вы что-то новое для себя?

    • Как вы себя сейчас чувствуете?

    • Какие у вас сейчас ощущения?

    Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

    Упражнение «Калоши счастья»

    Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

    Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 3).

    Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

    Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

    Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

    Материалы : ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

    Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

    Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

    Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

    Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

    Инструкция : Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

    Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а с нятию стресса помогают как смех , так и слёзы.

    Всем спасибо за участие. В конце вам предлагается заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления (Приложение 4). Ваше мнение очень важно.

    Не забывайте: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

    infourok.ru

    10 эффективных упражнений для быстрого снятия стресса

    Экология здоровья. Фитнес и спорт: В современной динамичной жизни стресс является нашим постоянным спутником.

    Положение — стоя.

    1. Стоя делаем круговые движения или рисуем в воздухе восьмерки левой рукой, а правой рукой пишем в воздухе алфавит, цифры. Поменять руки. Повторить несколько раз.

    2. Предварительно разучиваем 4 движения для правой руки: в сторону, вверх, в сторону, вниз. Повторить несколько раз. Затем разучиваем 5 движений для левой руки: вперед, в сторону, вверх, вперед, вниз.

    Повторить несколько раз. Теперь делаем эти движения одновременно, каждые для своей руки. Делать в течение 2–3 минут.

    3. Различные перекрестные движения. Например, правым локтем коснуться поднятого левого колена, затем левым локтем коснуться правого колена. В момент касания поджимать пальцы стоп и сжимать пальцы рук в кулаки.


    4. Называя по порядку буквы алфавита, одновременно делайте следующее:

    Ал — Бп — Во — Гл — Дп – Ео – Ел — Жп — Зо — Ил…

    л — поднимите левую руку вверх и согните правую ногу в колене;
    п — поднимите правую руку вверх и согните левую ногу в колене;
    0 — поднимите вверх обе руки и встаньте на цыпочки.

    Движения можно изменять на любые, главное – сохранить их разнообразие.

    Можно делать это упражнение в положении сидя, поднимая или напрягая только пальцы рук и ног.

    5. Перенесите вес тела на правую ногу, левой ногой делайте круговые движения, а правой рукой напишите в воздухе свое имя, фамилию, алфавит или цифры по порядку. Левой рукой можно придерживаться.

    Поменяйте руку и ногу. Повторить упражнение несколько раз.

    6. Для правого полушария мозга на счет «1–2 3–4–5–6–7» медленно и равномерно поднимается левая нога, согнутая в колене. Когда бедро достигнет горизонтального уровня, правой ладонью нажимать на левое колено сверху, в три этапа:

    1-й: легкое усилие ладонью на колено сверху — 7 секунд,
    2-й: сильное усилие — 7 секунд,
    3-й: опустить ногу в исходное положение — 7 секунд.

    Рука нажимает чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опираться или отставить ее в сторону и согнуть в локте. Спина прямая.

    Повторить 6–8 раз.

    Для тренировки левого полушария используется правая нога и левая рука. Повторить то же 6–8 раз.

    7. Ходьба на месте, глаза закрыты. Одновременно руками рисуем восьмерки или делаем руками круги перед грудью (руки вытянуты вперед, раскрытые ладони направлены вперед, пальцы вверх). Меняем направления круговых движений руками.

    Делать 1–2 минуты.

    8. Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кулаки сжаты.

    Сделать вдох. На выдохе приседаем, колени отводим в стороны, а пятки отрываются от пола и почти касаются друг друга. Одновременно с приседанием делаем два толчковых движения вперед открытыми ладонями (пальцы вверх). Спина прямая.

    9. Встать прямо, развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Не меняя положения рук и переступая ногами, медленно вращайтесь, стараясь делать как можно более полные развороты.

    10. Руки вытянуть вперед, глаза закрыть. Шагать на месте и одновременно руками делать движения, как будто вкручиваете лампочку. Сменить положение рук: вверх, в стороны.

    econet.ru

    Тренинг «Релаксация и снятие напряжения у педагогов»

    Татьяна Урсуленко
    Тренинг «Релаксация и снятие напряжения у педагогов»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида №29 «Солнышко».

    Тренинг

    «Релаксация и снятие напряжения у педагогов».

    Педагог-психолог: Урсуленко Т. Ю.

    Я рада, что мы смогли встретиться, имеем возможность немного

    расслабится, отдохнуть, поиграть, а самое главное – выразить друг другу

    1. Упражнение «Давайте поздороваемся».

    Цель: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

    1-ый хлопок – за руку

    2-ой хлопок – плечами

    3-ий хлопок – спинами.

    2. Упражнение «Я люблю…».

    Цель: Узнать больше друг о друге.

    Педагоги передают мячик по кругу и, говоря о себе (я люблю

    читать, рисовать, шить и т. д.)

    3. Упражнение «Скажи хорошее, доброе о коллеге».

    Цель: Способствовать позитивным взаимоотношениям между

    Ты самая красивая, ты самая добрая, ты самая умная и т. д.

    4. Упражнение «Передай маску» (маска эмоций)

    Цель: Разминка для мышц, снятие напряжения

    Педагоги сидят в кругу. Осознать и передать предполагаемые

    эмоции, рядом сидящему.

    5. Упражнение «Броуновское движение»

    Цель: Способствовать интеграции группы и разрядке эмоционального

    напряжения.

    Все участники беспорядочно движутся и соединяются по сигналу

    психолога. Психолог называет какой-либо признак (цвет глаз, кто

    родился зимой, весной, летом, осенью, у кого цвет волос светлый,

    тёмный, у кого есть кольца, у кого есть серьги и т. д.

    6. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

    Цель: Снятие мышечных зажимов.

    Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по

    очереди части тела (танец головы, плеч, кистей, рук, живота и т. д.).

    7. Упражнение «Ливень»

    Цель: Расслабление снятие напряжения, активизация внимания.

    Психолог в кругу, показывает движение, все повторяют (растирание

    ладоней, щелканье пальцами, похлопывание по бёдрам, наклоны

    (вправо, влево, «ножницы», приседание, круговые вращение руками

    8. Упражнение «Аллея любви под музыку»

    Педагоги в 2 ряда лицом друг другу (один идёт с закрытыми

    глазами, остальные гладят идущего).

    9. Упражнение «Танец спинами»

    Цель: Осознание и переживание эмоций через осознание своих

    10. Упражнение «Имя как аббревиатура»

    Цель: Расшифровать имя.

    Люда: Л – ласковая, Ю – юморная, Д – добрая, А – активная.

    11. Упражнение «Карусель».

    Цель: Поддержание положительного эмоционального настроя.

    Педагоги встают в два круга: внутренний – спиной к центру,

    внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу психолога

    круги начинают двигаться противоходом, меняясь парах. В каждой

    паре участники должны сказать друг другу комплементы.

    Шеринг. Педагоги передают горящую свечу друг другу и говорят какие

    были ощущения в начале тренинга и в конце.

    «Елка, елочка, лесной аромат» \»Елка, елочка лесной аромат Автор Распопова Ульяна Возраст 5 лет. Описание работы: Группа «Звездочка» Муниципальное бюджетное дошкольное.

    Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

    www.maam.ru

    Упражнения для воспитателей для снятия стресса

    Скоблякова Анна Станиславовна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа».
    Актуальность темы: Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

    Дата публикации: 10.07.2015

    Актуальность темы

    Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

    Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.

    Задачи:

    — создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;

    — познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;

    — научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».

    Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек.

    Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.

    Продолжительность – 1 час 30 минут.

    Тренинговое занятие для педагогов

    «Снятие эмоционального и мышечного напряжения»

    Вводная часть

    1. Упражнение «Комплимент по кругу»

    Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

    Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему.

    Трудно ли было написать (подарить) комплимент?

    Что лучше дарить или получать?

    Ваше состояние после выполнения упражнения?

    2. Упражнение «Портфель настроения»

    Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.

    Инструкция: У меня в руках рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.

    Основная часть

    Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание», сильное эмоциональное напряжение, стрессы. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.

    3. Упражнение «Самомассаж»

    Цель: развитие навыков самомассажа.

    Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

    · межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

    · задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

    · челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

    · плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;

    · ступни ног: если Вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

    4. Упражнение «Дыхание на счет 7-11»

    Цель: снятие напряжения, усталости.

    Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

    5. Упражнение «Руки».

    Инструкция: У Вас закончился урок и есть несколько минут свободного времени, уделите себе это время.

    Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу.

    Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

    6. Упражнение «Поплавок в океане»

    Цель: расслабление, снятие эмоционального напряжения, усталости.

    Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что Вы маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

    7. Упражнение «Стряхни»

    Цель: снятие нервно-психического напряжения, усталости.

    Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из Вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовить работу» Кто-то настраивает себя на то, что не выполнит хорошо работу и наделает кучу ошибок. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный как другие. Что мне зря стараться?».

    Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.

    Будет еще полезнее, если Вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки….

    Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

    Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

    8. Упражнение «Голова».

    Цель: снятие нервно-психического напряжения.

    Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

    9. Упражнение «Прощай, напряжение!»

    Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

    Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

    Как вы себя чувствуете?

    Расстались ли вы со своим напряжением?

    Ощущения до и после упражнения?

    10. Упражнение «Я в лучах солнца»

    Цель: обучить методике повышения самооценки.

    Инструкция: На листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

    Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке.

    Заключительная часть

    11. Упражнение «Портфель настроения»

    Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия.

    Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить Вашим настроением, которое характерно на данный момент. Выберете привлекательный для Вас цвет и приклейте его на рисунок портфеля.

    12. Упражнение «До следующей встречи!»

    Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.

    Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Я предлагаю Вам передавать его друг другу и делиться впечатлениями о занятии, дарить свои пожелания участникам группы.

    Анализ:

    Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизни?

    Завершающее слово педагога-психолога: Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу! До новых встреч!

    Использованная литература:

    1. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001

    2. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000

    3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

    4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

    5. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом (второе издание). – М.: Универс, 1993.

    6. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996

    7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

    metod-sbornik.ru