Упражнения на снижение стресса

Упражнения на снятие стресса

Перед ЕГЭ, ГИА, экзаменами и собеседованиями

Каждый человек, столкнувшийся с предстоящими экзаменами, деловыми переговорами, публичными выступлениями и т.п., испытывает в той или иной степени волнение, тревогу, состояние стресса. Есть несколько нехитрых способов снятия и предотвращения стресса.

Гораздо проще предотвратить стресс, чем бороться с его последствиями.

В своей книге Н. Л. Фетисова представляет такое описание стресса: «Словом «стресс» обычно описывается ощущение давления с такими психическими проявлениями, как затрудненное дыхание, увеличение мускульного напряжения, учащение сердцебиения, сужение сосудов, расширение зрачков, изменение цвета кожи. Иногда организм реагирует на нагрузку изменением характера мозговой активности». В стрессовой ситуации ведущее полушарие головного мозга берет на себя большие нагрузки, а ведомое блокируется.

Существует несколько упражнений для снятия стресса. Напомним: профилактика всегда дешевле и эффективнее лечения. Поэтому снятие напряжения необходимо устраивать заранее. Оно будет куда более эффективным, если проводить его непосредственно перед событием. А именно в момент стресса выполнить упражнение для его снижения бывает очень трудно, подчас даже невозможно. Безусловно, такие события, как сдача ЕГЭ, ГИА и прочих экзаменов – очень волнующие события, провоцирующие стресс. Но о них всегда известно заранее! А это – наш козырь! Значит, мы можем провести профилактику стресса заранее.

Упражнение «Индивидуальный танец»

Цель: высвобождение подавленных негативных эмоций, снятие мышечных зажимов.

Включите любимую музыку и полностью погрузитесь в нее. Танцуйте, не обращая внимания на то, что делают ваши руки и ноги. Забудьте все свои проблемы. Попробуйте самовыразиться. Стиль танца не имеет значения.

Танцуйте в течение 5 – 15 минут – столько, сколько вам хочется.

Упражнение на релаксацию (расслабление)

Цель: снятие психического напряжения, возбуждения, снижение чувства тревоги, так как стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением.

Для самостоятельного проведения упражнения следует записать инструкцию на диктофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию. Рекомендуется выполнять ежедневно.

Освободите себя от давящей одежды. Включите спокойную музыку. Приглушите свет. Лягте на спину, закройте глаза. Мысленно давайте указания определенным группам мышц.

«Расслабление начинаем с кончиков пальцев ног… Расслабляются ступни… щиколотки… икроножные мышцы… коленные суставы… бедра… Чувствуем, как будто теплая волна поднимается снизу вверх от кончиков пальцев ног до макушки… Расслабляются ягодичные мышцы и тазобедренные суставы… Затем начинают расслабляться кисти рук… запястья… предплечья… локти… плечи… плечевые суставы… Расслабляются мышцы спины снизу вверх («веером»)… Тело как бы обмякло… стало тяжелым… неподвижным… Нет желания поднять ни руки, ни ноги… Нет желания произнести ни единого слова… Начинают расслабляться мышцы живота… грудной клетки… Расслабляются мышцы внутренних органов, очень глубоко… Дыхание становится ровным и спокойным… Воздух как будто бы сам проникает в грудную клетку без особых усилий… Очень хорошо, глубоко расслабляются мышцы шеи и языка… Расслабляются глазные яблоки… все мышцы глаз и все мышцы лица… Разглаживаются все морщинки… Лицо принимает спокойное умиротворенное выражение… И, наконец, расслабляются все мышцы головы».

Погрузитесь в чувство расслабления от 3 до 20 минут.

Упражнение «Простые утверждения»

Цель: повышение веры в свои силы, концентрация на своих сильных сторонах.

Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями». Вот несколько примеров:

  • Сейчас я чувствую себя лучше.
  • Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
  • Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  • Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на беспокойство.
  • Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
  • Внутренне я ощущаю, что все в порядке.
  • Придумайте свои собственные утверждения! Их можно повторять всегда, когда оказываетесь в дискомфортной ситуации. Важные правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».

    Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»

    Цель: данное упражнение помогает снять напряжение во всех основных точках.

    Несколько раз в день полезно делать такое упражнение. Начните плавно вращать глазами: дважды в одном направлении, дважды – в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого займитесь расслаблением лица и хорошо зевните несколько раз.

    Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.

    Теперь обратитесь к торсу. Сделайте 3 глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике взад-вперед и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите 3 раза.

    Если трудно двигаться всем телом, можете попробовать умеренно напрягать и по отдельности расслаблять каждую часть тела.

    Упражнение «Передышка»

    Цель: психоэмоциональное расслабление, освобождение от груза проблем.

    Высвобождение дыхания – один из способов выбрасывания из головы проблем и одновременно релаксации.

    Забудьте обо всех неприятностях, просто позвольте себе это. Вы сможете вернуться к ним, когда пожелаете. В течение 3-х минут дышите медленно, спокойно и глубоко, можете даже закрыть глаза. Если хотите, считайте до 5 на вдохе и до 7 на выдохе. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь глубоким, неторопливым дыханием, все проблемы и беспокойство улетучиваются.

    Упражнение «Дыхание на счет 7 – 11»

    Цель: снятие физического напряжения, не выходя из стрессовой ситуации.

    Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Сосчитайте до 7 при вдохе и до 11 – при выдохе. Возможно, вначале будет нелегко это сделать, но не отчаивайтесь. Такое растягивание дыхания требует полной концентрации внимания. Многие находят его захватывающим. Глубокий вдох смягчает напряжение, которое неизбежно появится в межреберных мышцах. Растянутый во времени выдох расслабляет живот.

    Если почувствовали легкое головокружение, впервые попробовав этот способ, в следующий раз сократите период полного цикла и дышите менее глубоко.

    Упражнение «Вопросы к самому себе»

    Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.

    Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, задайте себе следующие вопросы:

  • Это на самом деле большое дело?
  • Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное?
  • Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде?
  • Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10 лет.
  • Стоит ли это того, чтобы так переживать?
  • Стоит ли за это умереть?
  • Что может случиться, если не справлюсь?
  • Могу ли я справиться с этим?
  • Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем мира!

    Если вам нужна поддержка в преодолении конкретной стрессовой ситуации, я готова вам помочь и сопровождать вас в решении ваших задач!

    m.remarka.city

    Дыхательные упражнения для быстрого снятия стресса

    Дыхательные упражнения для быстрого снятия стресса

    Что можно сделать, если необходимо срочно привести себя в рабочее состояние, например, если вы волнуетесь? Тренер Джон Гриндер однажды на своем тренинге рассказал об очень интересном упражнении. Как-то раз Джон решил заняться дайвингом.

    Он записался в специальную группу. Для большей безопасности ныряльщикам разрешали спускаться на глубину только парами и никуда не отходить от партнера. В группе был один человек, с которым никто не хотел спускаться. Именно он и достался Джону. Когда они погрузились на глубину, Джон понял, почему никто не хотел быть с этим человеком в паре. В море было очень красиво – коралловые рифы, яркие рыбы необычных форм.

    Напарник Джона стоял на месте и почти никуда не отходил. Вместо того, чтобы исследовать риф, Джону пришлось остаться на одном месте. Поскольку ему было скучно, он стал наблюдать за своим спутником. И тогда он сделал удивительное открытие: его напарнику хватало воздуха на большее количество времени, чем самому Джону. Оказывается, этот человек делал вдох на 4 счета, задерживал на 4 счета дыхание, затем делал выдох на 4 счета, снова задерживал дыхание на 4 счета.

    Гриндер решил попробовать дышать так же, как его напарник. Оказалось, что подобный тип дыхания не только экономит дыхательную смесь, но и приводит организм в состояние высокой эффективности. В русском языке нет подходящего слова, чтобы описать это состояние. Это такое состояние, когда вам хорошо, настроение замечательное, самочувствие отменное, а работа выполняется как бы сама собой. Возможно, это звучит не очень убедительно.

    Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла, и вы поймете, что после этого думать, как неудачник, просто не получается! Тело само по себе распрямляется и повышается настроение! Не поленитесь, проведите этот маленький эксперимент. Вы поймаете себя на ощущении силы и уверенности. Если вдруг у вас случается что-то, что вывело вас из себя, просто примените это упражнение.

    Уже через несколько минут вы почувствуете заметное улучшение собственного состояния. Есть еще йоговский вариант того же самого упражнения. Разница в том, что вы делаете вдох на 4 счета, затем выдох на 4 счета, задержку дыхания на 4 счета. Если первый вариант упражнения можно графически представить в виде квадрата, то второй – в виде треугольника.

    www.timesaver.ru

    Снятие стресса с помощью упражнений

    Что такое стресс? Буквально каждый человек встречался с этим состоянием, кто-то теоретически, а кто-то практически. Если рассматривать стресс с научной точки зрения – это своеобразная реакция человеческого организма на внешние раздражители.

    Можно выделить как положительные стороны стресса, так и отрицательные стороны этого состояния. Среди положительных можно отметить такие: у человека, организм которого испытывает стрессовую реакцию, возрастает вероятность выжить в опасной жизненной ситуации. Происходит это за счёт того, что головной мозг начинает функционировать быстрее, и ощущается вся полнота жизни.

    Но отрицательные стороны берут верх. Поскольку стресс является негативной эмоцией, длительное пребывание организма в подобном состоянии становится опасным для здоровья. Появляются нарушения не только в здоровье, но и в жизни, в целом. Поэтому, если женщина или мужчина оказывается в подобной ситуации, необходимо предпринимать меры, помогающие избавиться от стресса.

    Упражнения для снятия стресса

    Одним из эффективных способов избавления от стресса является спорт, или просто физическая нагрузка. Это зависит от здоровья человека, его темперамента и некоторых других факторов.

    Внимание! Выбор упражнений для преодоления стрессовой ситуации должны быть индивидуальными! Одному человеку достаточно будет легкой физической нагрузки, а другому нужно полноценное занятие спортом.

    Существуют определённые виды упражнений, которые помогут избавиться от стрессовых ситуаций. Ознакомиться с ними можно ниже.

  • «Проблема». Выполняется в том случае, если стресс вызван некой проблемой. Выполняется следующим образом: человеку необходимо принять удобное положение, расслабиться и посмотреть на свою проблему со стороны. Постепенно представить свой дом, родных и близких людей, далее свой город, страну. А дальше рекомендуется пофантазировать более глобально, увидеть галактику, вселенную и всех людей, которые находятся внутри. На фоне всего этого проблема покажется совсем незначительной, а значит, работа со стрессом принесёт результат. Выполнять упражнение рекомендуется около пятнадцати минут.
  • «Мария Ивановна». Данное упражнение уместно, если у человека возник стресс из-за конфликтной ситуации на работе. Предлагается выполнить следующее: поставить себя на место своего коллеги или начальника, пройтись его походкой, имитировать жесты, которые присущи ему или ей. Представить себе домашнюю обстановку сотрудника, его возможные проблемы и переживания. После таких действий напряжение постепенно уйдет, а вместе с ним и стресс.
  • «Настроение». Такое упражнение помогает в борьбе со стрессом, если напряжение возникает вследствие конфликта, после которого остался неприятный осадок. Для выполнения этого упражнения понадобится белый листок бумаги и цветные фломастеры или карандаши. Человеку необходимо максимально расслабиться и левой рукой передать своё настроение в цветовой гамме. Но нужно не просто рисовать линии, фигуры, а оставлять все свои переживания, проблемы на листке бумаги. После того, как весь лист будет изрисован, нужно его перевернуть и десятью словами описать своё настроение. После этого – посмотреть на абстрактный рисунок, перечитать все слова и порвать листок. На это упражнение рекомендуется тратить двадцать минут.
  • Существует и дыхательная гимнастика, которая также помогает привести психологическое состояние человека в норму. К дыхательным упражнениям по снятию стресса относятся:

  • Вдох и выдох. Выполняется следующим образом: медленно делается вдох на счет 1-4, задерживается дыхание на несколько секунд, и под такой же счёт – выдох. Можно делать вечером, для лучшего сна. Выполняется пять-шесть раз.
  • Дыхание животом. Для этого упражнения сесть ровно, выпрямив спину, но не напрягаться. Затем сделать глубокий вдох, сначала наполняя воздухом живот, а потом грудь. На несколько секунд задержать дыхание и медленно выдыхать. Но теперь, наоборот, сначала выпустить воздух из груди, а затем из живота.
  • Физические упражнения для снятия стресса

    Иногда бывает и такое, что человеку не достаточно дыхательных упражнений для избавления от стресса. Поэтому существуют физические упражнения, помогающие исключить состояние повышенного стресса из своей жизни. К таким упражнениям относятся следующие:

    1. Растягивание плеч. Человеку нужно стать прямо и положить на плечи руки. На вдохе локти рук поднимаются как можно выше, а голова опрокидывается назад. На выдохе – принимается исходное положение. Благодаря этому упражнению проходит напряжение в спине, плечах и шее.
    2. Тянемся к небу. Исходное положение – стать прямо, ноги поставить на ширине плеч. На вдохе человеку нужно тянуться вверх, как будто он пытается дотянуться до неба. На выдохе руки медленно опускаются, принимается исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.
    3. Поза ребёнка. Для этого нужно сесть на пятки, а колени немного развести в стороны. Делая вдох, нужно поднять руки и потянуться вверх. На выдохе руки опускаются сначала на колени, а потом перед собой на пол, как можно дальше. В таком положение рекомендуется задержаться на несколько секунд, а затем принять исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.
    4. Польза психологических упражнений

      Если человеческий организм постоянно испытывает стресс, здоровье в психологическом плане также может дать сбой. Стресс психологический – это первый враг женщины или мужчины, поскольку он мешает добиваться успеха, угнетает человека, вследствие чего наступает апатия.

      Но и в этом случае можно избавиться от угнетающего состояния, выполнив некоторые психологические действия. В чём же заключается их польза? Когда человек находится в стрессовой ситуации, он делает непроизвольные движения, которые помогают ему успокоиться, например: ходит непрерывно по комнате, стучит пальцами по столу, вертит в руках ручку или другой предмет. Если эти автоматические упражнения превратить в идеомоторику, то есть осознанно выполнять те или иные действия, пользы будет гораздо больше. Связано это с тем, что управляемые движения непосредственно направлены на очаг возникновения психологического стресса. Среди таких упражнений можно выделить:

      • визуализацию – создание конкретных мыслей, образов, ощущений, переживаний;
      • мотивацию – упражнения, которые способны мотивировать и систематизировать;
      • восприятие – система методов, которые помогут сконцентрироваться и трезво оценить сложившуюся ситуацию, построить желаемую модель будущего.
      • Важно! Любое из упражнений нужно выполнять в полной тишине и спокойствии! Рекомендуется сконцентрироваться на проблеме, чтобы раз и навсегда от неё избавиться.

        Полезной будет и профилактика стресса. Это одно из важных условий для того, чтобы сохранить эмоциональное состояние. Способы профилактического контроля следующие:

      • относиться к возникающим ситуациям проще;
      • учиться позитивно мыслить;
      • избавляться от негативных эмоций;
      • смех – лучшая профилактика стресса;
      • физические упражнения;
      • релаксация;
      • прогулки на свежем воздухе;
      • мечтать и фантазировать;
      • иногда – обращаться к психологу, если в этом есть необходимость.
      • В заключение

        Итак, жизнь человека трудно вообразить без стрессовых ситуаций. Людям тяжело справиться с этим состоянием, особенно если нет поддержки со стороны близких.

        Однако система упражнений, которая включает в себя психологические и физические методы борьбы со стрессом, поможет эффективно справиться с этим состоянием.

        zelv.ru

        Занятие «Я учусь владеть собой». Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции

        Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

        Задачи:

        1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
        2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
        3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
        4. Обучить навыкам саморегуляции.
        5. Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

          Методы работы:

        6. Словесные: беседа, использование отрывка из цикла сказок «Веселый Памси» – «Даже если… Все равно..».
        7. Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности»
        8. Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.
        9. Целевая группа: 5–7-е классы (младшие подростки)

          Время проведения: 45–50 минут (1 академический час).

          Ход занятия

          I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

          II. Сообщение темы и целей занятия.

          Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
          тревожные состояния.

          III. Принятие правил работы группы.

          – Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

          Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

          Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

          Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.

          IV. Информационный блок [1]

          – Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

          Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

          – Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

          – Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

          1. Что такое тревожность. Стресс [1]

          – Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

          Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

          2. Физиологическая сторона тревожности.

          – Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

          – Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

          3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…» [2] (см. приложение 1)

          Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.

          – Итак, вы указали ситуации тревожности

          Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.)

          Рисунок 1. «Когда я тревожусь…»

          Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

          – А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

          4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…» [2]

          – Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете (см. приложение 1)

          Рефлексия.

          5. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».

          – Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

          – Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

          Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

          – Итак, у нас получилось 2 колонки.

          – Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

          – Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

          Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

          – Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

          Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

          V. Практический блок.

          1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси» [3]

          – Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

          Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

          – Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

          Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

          – Как это – только светлые? – спросил он.

          – Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

          – Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

          Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

          Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

          – Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

          – Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

          – Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

          – О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

          Обсуждение.

          – У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

          Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).

          Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

          2. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» [3]

          Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

          Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

          (В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски, так как у некоторых учащихся оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно проиграть несколько ситуаций после проработки в парах).

          Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

          Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»

          3.Что делать в ситуации напряжения.

          – Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение 2).

          А) Успокойтесь.

          «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

          Не бывает безвыходных ситуаций.

          Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

        10. Медленно сделай глубокий вдох.
        11. Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
        12. Медленно выдохни.
        13. Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

          В) Мышечное расслабление.

        14. Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
        15. Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
        16. 4. Обучение навыкам саморегуляции [6]

          Упражнение 1 «Продумай заранее».

          • Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
          • Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
          • Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
          • Подумайте, что скажете и что сделаете.
          • Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.
          • Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

            Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

            Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

            Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

          • Сядьте спокойно в комфортной позе.
          • Закройте глаза.
          • Медленно расслабьте мышцы.
          • Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
          • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
          • Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?

            Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

            Упражнение 3 «Домик».

            Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

          • Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
          • Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
          • Упражнение 4 «Кнопка».

            Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

          • Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
          • Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
          • В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
          • Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
          • VI. Заключение. Выводы.

            Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

            Работа в бланках. (Приложение 1)

            Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.

            Рефлексия.

            Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

            (Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния (см. Приложение 2) и просит обращаться к нему, когда необходимо).

            Использованная литература:

          • Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.
          • Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.
          • Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.
          • Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П.– М.: Айрис-пресс,2003.
          • Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai