Упражнения от заикания у подростков

Публикации

Упражнения от Заикания

Упражнения для избавления речи от заикания (логоневроза)

В данной статье будут приведены некоторые из многочисленных видов упражнений, направленные на избавление речи от заикания (логоневроза). Следует упомянуть, что все известные упражнения или комплексы упражнений используются логопедами, врачами, психологами только в русле определенных методик. Отдельное упражнение, направленное на нормализацию речи заикающегося ребенка, заикающегося подростка, заикающегося взрослого, не будет иметь хорошего результата.

В связи со сложной структурой такого недуга, как заикание (логоневроз), специалисты рекомендуют различные виды упражнений собранные в программу, методику.

Традиционные методы лечения заикания предполагают следующие упражнения:

Дыхательные упражнения – упражнения на формирование здорового, равномерного дыхания заикающегося. Действительно, дыхание заикающегося нарушено, речь его не четкая, дыхание ключичное (поверхностное), аритмичное.

Упражения на релаксацию — их тоже относят к группе традиционных упражнений для лечения заикания (логоневроза). Заикающийся чувствует напряжение, мышечные спазмы артикуляционного аппарата (гортани, например). В процессе долгого доклада, пациент может испытывать напряжение и других мышц тела (например, мышц живота). Поэтому упражнения на релаксация крайне необходимы в процессе лечения заикания (логоневроза).

Упражнения, которые развивают ритм речи и ее выразительность — в любом из учебников логопедии, дефектологии о заикании сказано, прежде всего, как о нарушении плавности и ритма речи.

Упражнения для голоса — голос, это главный компонент здоровой, красивой речи. При заикании, голос часто высокий, рвущийся, не имеющий интонационной выразительности.

Упражнения самомассажа — данные упражнения, отчасти также как и релаксационные, снимают напряжение, скованность мышц, которые находятся в спазме. И возвражщают тонус тем мышцам, которые ослаблены, вялы. В целом, самомоссаж повышает тонус и силы организма, «захваченного» заиканием.

В ряду нетрадициоооных методов избавления от заикания предполагают следующие комплексы упражений:

Массаж точечный — его важно проводить в системе, регулярно. Массаж направлен на востанавление нервной регуляции речи. Во многих источниках приведены инструкции для самостоятельного проведения этого массажа. Но любой специалист терапевт, невропатолог, логопед, посоветует вам найти специалиста в этой области, мануального терапевта, специалиста по восточной медицине, чтобы результат был значительным.

Гипноз – этим методом имеет право владеть только гипнотерапевт.

Вот несколько примеров упражнения на дыхание для избавления от заикания.

Еще раз заметим, что дыхательные упражнения используются в комплексе. Здесь приведена лишь часть такого комплекса (автор А.Н. Сикорская).

Необходимые для выполнения упражнений Правила:

1) Резкий и короткий вдох, как хлопок. Мысли при этом только о вдохе.

2) Выдох же наоборот плавный, спокойный, без рывков, бесшумный.

3) Вдох сопровождается движениями, оченьважно запомнить — движения на вдохе.

4) И вдох и движения делаются бодро, в маршевом ритме.

5) Гимнастика проходит под счет (мысленно, про себя) 8.

6) Гимнастика может проводиться стоя, сидя или лежа.

Упражнения могут иметь другие название, в нашем случае они называется

«Ладошки»

Пациент стоит прямо, его руки согнуты в локтях (они направлены вниз), ладони видны зрителям. Выполняется короткий вдох, это делается шумно, а ладони при этом сгибаются, как бы «хватают» воздух. Затем выдох тихий и свободный. Делать два раза (4 вдоха), соблюдать паузу между ними 4 секунды. Паузу держать с опущенными руками.

«Погончики»

Пациент стоит прямо со сжатыми кулаками, прижатыми к талии. Вдох — кулаки вниз, вытягивая руки к полу, плечи напряженные. Делать 8, 12 раз. Не поднимать кулаки выше пояса.

«Насос»

пациент стоит прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняется вперед, руки тянутся к полу. Наклон сопровождается с шумным вдохом. Спина круглая. Ассоциация с насосом, который накачивает колесо. Выдох должен быть тихим, спокойным, незаметным. Делать 4 раза по 12. Если поврежден позвоночник, сердечно-сосудистые заболевания, то наклоняться сильно не надо. Если пациент здоров, упражнение делать в полную силу, стараться достать до пола.

«Кошка»

Пациент стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Присесть одновременно поврачивясь вправо, шумно вдохнуть. Выпрямиться со спокойным, неслышным выдохом. Теперь то же в левую сторону. Делать 12 раз по 8 вдохов.

Вот пример упражнений на развитие темпа и ритма речи.

Цель — развить движения под музыку, скоординировать движения рук и ног. Сформировать умение переключать (убыстрять, замедлять) темп и ритм движения. Такая разминка может быть использована для организации и настроя детей на какой-либо вид деятельности.

1. вольная маршировка под музыку, направления движения меняются.

2. ходьба по кругу, под музыку. Пациенты выполняют при этом команды «в центр», “Вперед”, “Назад”, “Влево, “Вправо”.

Целью — ритмизация движений (артикуляционных) от простых до сложных. Здесь используем ходьбу, хлопки и отстукивание. Выполняем под разные музыкальные ритмы и темпы. Используем также пропевание слогов, слов в обрамлении разных ритмических рисунков (под разнве мелодии).

Прохлопать ритмический рисунок узнаваемой песни после прослушивания (например, песня “Ёлочка”). В ле-су-ро-ди-лась ё-ло-чка

Упражнения на координацию речи с движением тела

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений. Цель — ритмизация устной речи.Двигаемся под музыку и одновременно говорим стихи, тексты, песни. Сначала берем средний музыкальный темпо-ритм, он позволяет заикающимся синхронизировать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихов, а далее и прозаических текстов.Пациенты с заиканием неврозоподобной формы синхронизируют речь с движениями, с музыкой с большим трудом, здесь от специалиста потребуется много работы, терпения. В то время, как заикающиеся с невротической формой логоневроза легко осваивают эти упражнения.

играет музыка, пациенты говорят стих и двигаются одновременно с проговариванием.

govorun-ekb.ru

Упражнения от заикания детей и взрослых

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.
  • У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.
  • Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

    В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.
  • Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

    Логопедические упражнения

    Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
  • Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
  • Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

    Дыхательная гимнастика

    У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.
  • Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

    Мышечная гимнастика

    В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.
  • Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

    Голосовая гимнастика

    Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.
  • Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

    Ритмическая гимнастика

    Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.
  • Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

    simptomyinfo.ru

    Говорим легко: упражнения от заикания у детей

    Даже у ребенка с нормальным развитием речи может появиться заикание. Этот дефект передается по наследству, появляется после инфекционных болезней и психологических катаклизм. Причин заикания у детей много, как и методов лечения.

    КАК ЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ

    Лечением заикания у детей занимается логопед. Иногда он прибегает к помощи психоневролога. Природа появления заикания у детей врачами уже давно исследована. Но метода. который лечил бы этот дефект речи со стопроцентным результатом пока нет. Это зависит от причин и индивидуальных особенностей физиологического и психологического состояния малыша. Но есть основные методы лечения заикания, к которым прибегают врачи:

  • медикаментозное лечение;
  • гипноз;
  • иглоукалывание;
  • речевые упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • точечный массаж;
  • компьютерные программы.
  • ЛЕЧИМ ЗАИКАНИЕ У РЕБЕНКА: ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Дыхательные упражнения – один из популярных методов лечения заикания. Этот традиционный метод хорошо влияет на всю дыхательную систему, тренирует диафрагму и голосовые связки. Чтобы проследить, правильно ли малыш выполняет упражнения, можете делать их вместе.

    УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»

    Встаньте прямо и согните руки в локтях так, чтобы ладони были направлены от себя. Сгибайте ладони, хватая воздух, и во время этого делайте короткий шумный вдох. Затем тихонько выдыхайте. Выполняйте это дыхательное упражнение от заикания 2 раза, затем делайте остановку на 4 секунды.

    УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС»

    Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь вперед и тянитесь к полу прямыми руками. Спина при этом округлая. Одновременно делайте шумный вдох. Выдох спокойный. Выполняйте четыре наклона, повторите 12 раз.

    УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА»

    Станьте ровно, руки расположите вдоль туловища, а ноги – на ширине плеч. Во время приседания поворачивайтесь в правую сторону и делайте шумный вдох. Выпрямитесь и спокойно выдохните. Затем приседайте с поворотом в левую сторону. Делайте 8 приседаний по 12 раз.

    УПРАЖНЕНИЕ «МАЯТНИК»

    Исходное положение – прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь вперед и тянитесь прямыми руками к полу. Делайте шумный вдох. Затем наклоняйтесь назад тоже с шумным вдохом. Выдох спокойный и бесшумный.

    УПРАЖНЕНИЕ «ПОВОРОТ ГОЛОВОЙ»

    Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Поверните голову вправо и сделайте шумный вдох, затем влево – тоже шумный вдох. Спокойный выдох делайте во время поворота. Выполняйте 8 поворотов по 12 раз.

    УПРАЖНЕНИЕ «УШИ»

    Наклоняйте голову вправо, коснитесь ухом плеча и сделайте шумный вдох носом. Затем наклоните голову в левую сторону. Повторяйте это упражнение от заикания 8 раз по 12 подходов.

    УПРАЖНЕНИЕ «МАЯТНИК ГОЛОВОЙ»

    Опустите голову вперед и одновременно сделайте резкий вдох. Поднимите голову и снова сделайте вдох. Выдох должен быть спокойным и бесшумным.

    Эти дыхательные упражнения от заикания нужно выполнять дважды в день по 15 минут. Через 2-3 месяца вы увидите первые результаты.

    Последние новости:

    Беременность и роды

    От рождения и до года

    От 1 до 6 лет

    От 6 до 16 лет

    Полезные ссылки

    • или
      войти с помощью:

      СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

      На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

      ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

      Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
      Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
      Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу admin@uaua.info, с указанием своего почтового адреса.

      На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

      www.uaua.info

      Работа над дыханием у заикающихся подростков

      Логопед отделения логоневрозов ЦПРиН

      Асташева С.Ю.

      Как правило физиологическое дыхание у заикающихся не отличается от дыхания нормально говорящих людей. Основные трудности возникают у них при необходимости что-то сказать. При нормальной речи существует экономия экспираторного воздуха. Т.е. речевой выдох рассчитан на длину фразы. При заикании же воздух расходуется нерационально. Одни пациенты выдыхают часть воздуха перед фонацией, другие – используют воздух при преодолении артикуляторных судорог и говорят на остаточном воздухе. При вдохе поднимаются плечи, живот втягивается, возникает “перебор” взятого воздуха.

      Можно попросить пациента долго и протяжно произнести звук “ооооо…”. В норме человек может тянуть звук до 20 сек. и более. Заикающиеся часто не могут это сделать даже в течении 10 секунд.

      Перед логопедом встает задача по выработке у пациентов правильных дыхательных кинестезий, включающая в себя работу по:

    • нормализации тонуса дыхательной мускулатуры;
    • постановке диафрагмального типа дыхания (отработке вдоха, формированию силы и целенаправленности воздушной струи при выдохе, управляемой волей пациента).

    В значительной мере нормализации мышечного тонуса способствуют упражнения по снятию мышечных зажимов (описаны в предыдущей статье).

    Положение лежа самое оптимальное для постановки диафрагмального дыхания. В этом положении мышцы всего тела расслабляются и нижнереберное дыхание устанавливается спонтанно.

    Заикающиеся обычно забирают слишком много воздуха при вдохе. Возникает “перебор” воздуха, что провоцирует смыкательную голосовую судорогу. Чтобы этого избежать, необходимо научиться делать быстрый, но глубокий вдох (“как укол”). Для того, чтобы это лучше прочувствовать, надо начинать с выдоха. Во время тренинга нужно дать заикающимся ощущение процесса дыхания: выдох – пауза – вдох, обращая внимание на “точку дыхания”, которая находится в области живота. Лежа на спине, нужно приложить ладонь к нижней части живота и почувствовать, как живот уходит внутрь в момент выдоха. Губы слегка сомкнуты, как будто сдувают пушинку. Как только пациент приоткроет рот, не вдыхая специально, возникает пауза и воздух втекает сам. Пауза должна быть прочувствована заикающимся. При вдохе живот слегка выпячивается.

    Далее идет работа над фиксированным выдохом (с сомкнутыми губами). При работе с заикающимися необходимо использовать образы, и учить их доверять собственному воображению, поскольку излишняя фиксация на логопедических приемах для них вредна. Отрабатывая выдох, представляем, что дуем на одуванчик, надуваем воздушный шар, маленький, а потом большой мячи и т. п. Паузу специально не контролируем. Контролем вдоха является ощущение отдыха в момент паузы и возникающая потребность дышать.

    Автоматизировать приемы диафрагмального дыхания нужно в разных позициях: лежа, сидя, стоя, при ходьбе. Важно обращать внимание на осанку пациентов. Осанка должна быть прямая, плечи развернуты и опущены, голова не закинута назад и не опущена вперед. Тело “подвешено” за макушку.

    Динамические дыхательные упражнения проводятся в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Если у пациента наиболее выражены дыхательные и вокальные судороги, то начинать надо с плавных движений в сочетании с фиксированным выдохом. Если у пациента более выражена астения, то движения более резкие (наклоны, повороты туловища, толкательные движения) в сочетании с форсированным выдохом. Позже логопед может чередовать расслабляющие и активизирующие движения со всеми пациентами, приближая их к естественным (подъем по лестнице, рубка дров, спортивные игры и т.п.).

    Как только заикающиеся освоят приемы диафрагмального дыхания вне речи, в тренинг можно последовательно включать фонационные дыхательные упражнения. Формирование фонационного выдоха является опорой в дальнейшей работе. Начинается она с глухих щелевых согласных и гласных звуков. К этому времени заикающиеся уже должны уметь тянуть гласный 20 сек. Пациентам важно сказать, что продление времени фонации тренирует не только дыхание, но и волю. Фонаторный период (время звучания) зависит не столько от глубины вдоха, сколько от всей мускулатуры, управляемой волей.

    Постепенно работа над дыханием тесно переплетается с голосовым тренингом.

    Тренировка дыхания длится не более 10 минут и является одним из этапов логопедического занятия.

    Хотелось бы привести примеры нескольких упражнений, применяемых в практике на логопедических занятиях:

    1. Исходное положение – стоя, ладони лежат на нижних ребрах. Очень резко вдохнем через нос в живот. Плечи неподвижны. Не задерживая дыхания, резко выдохнем через рот. Выдох энергичный. Делаем упражнение 1-2 минуты (важно следить, чтобы у пациентов не закружилась голова).

    2. Исходное положение – стоя, ладони на нижних ребрах. Вдохнем через нос в живот. Плечи неподвижны. Не задерживая дыхания, плавно выдыхаем, как будто греем замерзшие руки. Делаем упражнение 1-2 минуты.

    3. Пациенты встают в круг, изображая дикарей. Делая вдох через нос, подняв руки перед собой, они ходят вокруг воображаемой жертвы, форсированно выдыхая воздух, как в первом упражнении. Лица выражают гнев (как бы пугают жертву). Делаем упражнение 2 минуты.

    4. Пациенты изображают тигренка. Поза аналогично упражнению №3. Выдох сопровождается звуком близким к “рычанию “. Обращается внимание на активную работу мышц живота. Рот широко открыт. Делаем упражнение 1 минуту.

    5. Пациенты изображают водолазов, снимающих скафандр. Руки плавно и энергично снимают скафандр со всего тела, заканчивая ногами. Начинаем с головы. Движения энергичные, сопровождаемые звуком похожим на -а-, идущим из живота на нижнем регистре.

    6. Пациенты “вытягивают воображаемую веревку из болота”, сопровождая движение звуком «аааа» (с хрипотцой), аналогичным предыдущим упражнениям. Заканчиваем упражнение отбрасыванием воображаемой веревки в сторону с расслаблением рук.

    7. Пациенты сидят. Дыхание под счет. На счет: “раз-два”-вдох; “раз-два-три-четыре”- форсированные выдохи. Аналогично дышим в соотношении 3:6, 4:8; 5:10.

    Таким образом, заикающиеся учатся фонационному дыханию, которое в определенных ситуациях может произвольно регулироваться (задерживаться, учащаться). Такое дыхание становится активным мускульным процессом, управляемым волей. Это умение позволит в дальнейшем заикающемуся подростку изменять дыхание согласно внутреннему речевому программированию и его эмоциональному состоянию.

    www.logolife.ru

    Форум о заикании

    Stuttering — Независимый сайт о заикании

    Логопедические упражнения для коррекции заикания у подростков и взрослых.

    Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
    Общение с представителями и авторами методик.
    Модераторы: Inkognito, Skif

    Свои посты и рекомендации я размещаю просто так, бесплатно, безвозмездно. Чтобы люди пользовались правильными и грамотными рекомендациями по улучшению своих речевых навыков. Это не избавит вас от заикания, но сделает вашу речь качественной, грамотной и уверенной. Лекарства от заикания нет, но есть способ управлять им — регулярные и разнообразные речевые нагрузки.
    Также я не рекламирую себя, как специалиста. Не скрою, я работаю логопедом-дефектологом много лет и большая часть моей практики посвящена заиканию и тяжелым нарушениям речи. Я просто размещаю полезную информацию, потому что считаю, что люди с заиканием должны иметь бесплатный доступ к ней.

    Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд:
    Дыхательные упражнения при заикании у подростков и взрослых.
    Цель: формирование речевого выдоха, координированного с речевым потоком.

    Важно:
    1. Не заниматься дыхательными упражнениями сразу после еды.
    2. Если у вас возникло головокружение и темнота в глазах, прекратите выполнение упражнения.

    Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
    1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
    2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
    3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
    4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

    Упражнения для дыхания.

    Упражнение 1 «Резкий выдох». Это упражнение помогает снять напряжение с мышц грудной клетки.
    Порядок выполнения: спокойно вдохнуть и резко выдохнуть воздух через рот так, как будто вы быстро задуваете свечу. После этого сразу делаете спокойный диафргамальный вдох, см. Упражнение 2.

    Упражнение 2 «Дыхание животом». Лягте на спину плашмя: не сгибайте ноги в коленях. Под шею положите валик. Это может быть подушка, свернутый плед или полотенце. Положите одну руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

    Порядок действий:
    1.Сделайте резкий выдох (упражнение 1), чтобы выпустить из лёгких остатки воздуха.
    2.Затем сделайте спокойный вдох носом. При этом живот должен надуться так, как будто набирает в себя воздух. Грудная клетка в этот момент почти не поднимается.
    3.Выдох — плавный, спокойный и длительный. Живот при этом сдувается, как будто выпускает воздух.
    4.Продолжайте дышать животом. Сделайте несколько повторений.

    Упражнение 3 «Дыхание сидя».
    Порядок выполнения:
    1. Садитесь на стул, кресло или диван. Без опоры спины. Спина должна быть прямой, без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Расслабьте плечи и лопатки: слегка отведите их назад и опустите вниз.
    2. Голову держите прямо, подбородок параллельно полу.
    3. Ноги согните под углом 90 градусов и поставьте стопы параллельно друг другу так, чтобы между ними можно было поставить перпендикулярно еще одну стопу.
    4. Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.
    5. Сделайте резкий выдох (см. упражнение 1).
    6. Затем спокойный вдох носом — живот надувается. И выдох — живот сдувается. Повторите несколько раз. Грудная клетка не должна двигаться.

    Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

    Упражнение 4. «Дыхание стоя».
    Порядок выполнения:
    1.Встаньте прямо. Ноги прямые. Стопы плотно прижаты к полу, расположены параллельно друг другу и расстояние между ними — одна ступня, поставленная перпендикулярно.
    2.Спина прямая — без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Плечи и лопатки опущены и слегка отведены назад.
    3.Руки вытянуты вдоль туловища, кисти расслаблены.
    4.Голова расположена прямо, подбородок параллельно полу.
    5.Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.
    6.Сделайте один резкий выдох (см. упражнение 1).
    7.Затем сделайте спокойный вдох носом — живот надувается. И выдох через рот — живот сдувается. Сделайте несколько повторений.

    stuttering.su