Урок что такое стресс

Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями «стрессо­вый фактор» и «стресс»; проанализировать стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье человека.

1. Стрессовые факторы и стресс.

2. Стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье.

3. Общие принципы борьбы со стрессом.

Изложение учебного материала

1. Стрессовый фактор, или стрессор, — это сильное воз­действие на психику человека, вызывающее у него состояние напряжения — стресс.

Реакция каждого человека на различные стрессоры разная и зависит от его духовных и физических качеств, от степени тре­нированности адекватного реагирования на события в жизни.

2. Различают три стадии стресса: мобилизацию, сопротив­ление и истощение.

Стадия мобилизации. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пи­щеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к дейст­виям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвы­чайной ситуации).

Стадия сопротивления. Непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивле­ния, когда обретает повышенную способность переносить дей­ствия стрессоров.

Стадия истощения. Если стресс сохраняется долго, спо­собность организма сопротивляться стрессорам снижается, по­являются нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, головная боль, бессонница и т. д. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе организм человека функционирует наиболее эффектив­но, он готов к оптимальному режиму работы, достижению по­ставленных целей без истощения жизненных сил.

3. Обсудить общие принципы борьбы со стрессом: научиться вырабатывать в себе умение управлять своим поведением, находить оптимальное решение в экстремальных ситуациях.

В заключение урока необходимо отметить, что основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей актив­ной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно раз­вивать свои духовные и физические качества и соблюдать об­щие принципы борьбы со стрессом.

1. Что понимают под стрессом?

2. Какие стадии развития стресса существуют?

3. Как влияет длительное пребывание в сильном стрессе на здоровье человека?

4. Какие существуют общие принципы борьбы со стрессом?

1. Изучите § 6.2 учебника.

2. Выполните домашнее задание, предусмотренное в пара­графе.

tak-to-ent.net

Урок по теме «Стресс и способы его снятия»

Разделы: ОБЖ

Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.

Задачи:

  • Дать понятие стресса и указать его последствия.
  • Показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Научить детей работе в коллективе, умению защищать и отстаивать свою точку мнения.

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка заданий «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»)

Эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

I. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя:

– На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека и способах их решения. Иногда в жизненных ситуациях человеку очень важно принять правильное решение.

Вопросы:

1. Какие шаги решения проблем вы знаете?
2. К каким последствиям может привести неумение человека справиться со своей проблемой?

Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?

II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.

1. Понятие стресса

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Силье в 1936 г.

2. Стрессоры (слайд)

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

1. Холод
2. Загрязнение среды
3. Инфекции и т.д.

1. Конфликтные
2. Ситуации

3. Фазы стресса (слайд)

а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Силье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену ил неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям. Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

III. Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
В последние месяцы ты:

  1. Писал контрольную в школе
  2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
  3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
  4. С тобой произошло что-то волнующее
  5. Чувствовал(а) печаль или одиночество
  6. Выступал(а) перед классом
  7. Встретился(лась) с новым человеком
  8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
  9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
  10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
  11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
  12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
  13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
  14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия
  15. Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

  • от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
  • от 6 до 10 – средний уровень стресса;
  • от 11 до 15 – высокий уровень стресса.
  • Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

    IV. Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

    – Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.
    а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)
    б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)
    А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые
    (слайд выводится на экран)

    Способы борьбы со стрессом

    1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
    2. Поддержка близких.
    3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
    4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
    5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
    6. Занимайся физкультурой и спортом.
    7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.
    8. Радуйся жизни.
    9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.
    10. V. Закрепление

      – Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса (самостоятельная работа учащихся)

      VI. Обобщение. Подведение итогов

      – Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Урок психологии для старшеклассников

      (Изучается на двух уроках)

      Цель : Познакомить учащихся с понятием «стресс», влиянием стресса и дистресса на организм и психику человека; показать различные виды реакции на стресс и пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

      Итак, стресс (от англ. Stress –давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

      Что значит неспецифическая реакция? Это необходимая перестройка, адаптация организма к возникшей трудности. Зависит от устройства нашей нервной системы.

      В повседневной жизни мы сталкиваемся с множествами факторами, которые вызывают у нас стресс и дистресс. Это может быть переживания утраты, разлуки, предательства, кражи, и более прозаические – волнение перед экзаменами, контрольной работы, недостаточный отдых, чувство сильнейшей радости. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся.

      Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. И организм успешно справляется с помощью адаптации – приспособление организма к факторам внешней среды. Этот механизм позволяет поддержать гомеостаз (постоянство внутренней среды организма).

      Но иногда частота стрессов или интенсивность большая и может наступить период дезадаптации – снижение сопротивляемости организма.

      Последствия таких эмоциональных срывов человек ощущает на физиологическом и психологическом уровнях.

      Физиологические признаки стресса — язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

      Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

      Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Любой стресс оставляет после себя в организме необратимые химические изменения. Их накопление обуславливает признаки старения в тканях.

      Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?

      Рассмотрим возможные реакции организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом.

      II. Реакции организма на стрессовые ситуации:

      В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается незначительно кровяное давление, мышцы напрягаются.

      В более сложных видах проявления стресса, организм выбирает реагировать разными способами, в зависимости от ряда особенностей физиологических и психологических.

      Рассмотрим основные реакции организма на стресс.

      ² Бред и галлюцинации – психические расстройства.

      ² Апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, истерика, попытка суицида – психологические расстройства, помощь психолога.

      ² Нервная дрожь и плачь – поддержка, даже и не психолога.

      Апатия – это непроживание чувств, боязнь их проживания. Когда стресс воспринимается как серьезная неудача, провал и организм как бы принимает сигнал бессмысленности жизни и замедляет функции. У человека заторможенная речь, беспомощность, пассивность, переходящая в депрессию.

      Первая помощь, дать человеку отдохнуть, поговорить с ним, задавать простые вопросы, чтобы вывести из апатии.

      Если реакция апатии связанна с ожиданием (вспомните случай Норд Оста), психологи организовывают разные полезные деятельности для этих людей – собирать деньги для соков, лекарств, сходить в церковь.

      Выводим человека из пассивного в активном состояние.

      Двигательное возбуждение – когда организм человека запрограммирован на движение и бежит даже по направлению к врагу.

      Вы наверняка помните в фильмах о войне такие моменты, когда солдат в ситуации большего напряжения и угрозы смерти, вставал из траншеи и бежал на встречу врагу.

      Ступор – когда человек затратил много энергии на борьбу с ситуацией, и не остается сил вступать в контакт. Длится такое состояние от 1го до 2х часов. Чем дольше он в этом состояние, тем больше энергии затрачивает.

      Характерно оцепенение – не видит, не слышит. Человек обездвижен.

      Бежит от преследователей и вдруг останавливается, дальше никак.

      Первая помощь: сжимаем его ладони в кулак так, чтобы ногтями упирался в свою ладонь; говорить на ухо очень четко, команды, или простые вещи, то, что его может сдвинуть с места.

      Агрессия — способ организма снять напряжение. Если для окружающих не опасен, оставить его выплеснуть. Или купировать его, чтобы не наносил вред, но дать ему прокричаться, выплеснуть адреналин. Можно помогать ему словами «понятно, что ты злишься, расскажи, как именно». Дать предмет поколотить. В конце – рассмешить.

      Нервная дрожь – нервная неконтролируемая дрожь в организме.

      Первая помощь – нельзя обнимать и сдерживать человека. Трясти, чтобы он дрожал сильнее. Таки способом, организм встряхивает весь адреналин.

      После этого опустошение, дать ему отдохнуть.

      Истерика – бывает двух видов.

      ² истерика как способ манипуляции – «хочу машину», кидается на пол, нужны зрители.

      Как поступить – лишить зрителей, выдержать 2 – 3 часа. Иначе укрепляем момент. Не читать нотации, после истерики поговорить.

      ² истерика как реакция на стресс – хлестать по щекам, команды дать короткие «выпей воды», без отрицательных команд.

      А теперь, давайте выясним: каковы главные стрессоры для каждого из вас?

      Упражнение «Незаконченные предложения»:

      Я предлагаю вам завершить следующую фразу: «Я переживаю сильный стресс, когда…»

      III. Фазы проживания горя и потери.

      Умение справиться с дистрессом особенно полезно, когда необходимо пережить расставание с близким человеком: смерть, уход, развод. Для ребенка это может быть потеря любимой игрушки.

      ² Шок, оцепенение – не может быть, что это со мной. Потеря ощущения реальности – не может быть, это не со мной. Это защитная реакция организма. Физиологически: потеря аппетита, сна, желания ходить в школу, детский сад.

      ² Горя, страдания – злость на окружающих, умершего. Сильное чувство вины, трудности с концентрацией внимания и за гаммы чувств. Желание уединиться. На этом этапе, важно для человека поддержка и просить его говорить о своем горе. Когда человек говорит, он проживает свои чувства, не подавляет их и становится легче. Длиться в среднем шесть, семь недель.

      ² Принятия – в среднем через год после утраты наступает. Восстанавливается сон, аппетит, утрата перестает быть главным событием в жизни человека. Он способен жить жизнью, которой он жил.

      ² Восстановления – горе переходит в печаль. Это грустно, но светло, нет сильного страдания.

      Если вдруг произойдет так, что в жизни вам придется столкнуться с потерей, то вспомните наш сегодняшний урок и верьте в то, что горе пережить можно и нужно.

      IV. Как выйти из стрессовой ситуации:

      ² обратится за помощью к врачу, который выпишет Вам необходимые транквилизаторы, антидепрессанты и другие медикаменты;

      ² попить успокоительный комплекс из трав (ромашка, валериана, пустырник, боярышник, пион);

      ² делать ежедневные прогулки по свежему воздуху;

      ² посетить баню, сауну, бассейн;

      ² отправится в отпуск;

      ² организовать вечеринку и пригласить лучших друзей.

      Очень полезные методы борьбы со стрессом это, релаксация, концентрация, ауторегуляция дыхания. Овладеть ими довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить эти методы.

      V. Закрепление пройденного материала. Практическая работа.

      ² Тест на стрессоустойчивости личности (прил.1)

      Стресс – (от англ. Stress ‑ напряжение) ‑ неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную эвстресс и отрицательную дистресс формы стресса.

      Дистресс- разрушительное, негативное явление.

      Адаптация приспособление организма к факторам внешней среды. Этот механизм позволяет поддержать гомеостаз (постоянство внутренней среды организма).

      Дезадаптация – снижение сопротивляемости организма.

      Депрессия – (от лат. Depressio, подавление) — психическое заболевание. Как правило, возникает после негативных событий в жизни человека, но часто развивается без какой-либо видимой причины.

      Тест на определение стрессоустойчивости личности

      («Психология личности» Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. – М., Геликон, 1995)

      Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

      Ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).

      school4-dubna.narod.ru

      Конспект урока «Стресс, стрессоустойчивость» 8 класс

      Селезнева Елена Васильевна

      учитель биологии и экологии

      Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9 имени заслуженного учителя школы РФ А. Н. Неверова Дзержинского района г. Волгограда

      Урок по экологии человека «Стресс, стрессоустойчивость»

      Урок по экологии человека. 8 класс

      Тема: Стресс. Стрессоустойчивость.

      Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, семинар с групповой работой.

      Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации и её применения в жизненных ситуациях.

      развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания.

      Форма организации учебной деятельности: групповая.

      Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, диапроектор.

      Средства обучения: учебник М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2007. Пономарева И. Н. Экология. – М.: Вентана-Граф, 2006. Розанов Л. Л. Геоэкология. — М.: Вентана-Граф, 2006. Степанова М. И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика.//Вестник образования России. 2005, № 10. Практикум по психологии/ под ред. А. О. Прохорова. – С. – Петербург: Речь, 2004.

      Целеполагание и мотивация.

      Изучение нового материала (индивидуальная работа, работа в малых группах, в группах по учебному ориентиру).

      Закрепление и применение знаний (заполнение схемы-конспекта и защита его разделов).

      Рефлексия. Составьте синквейн с термином стресс. Достигли ли мы поставленных целей и задач урока? В какой степени? Какие затруднения встретились? Оцените свою работу на уроке. (информация спикеров, выпуск бюллетеня ЗОЖ).

      Домашнее задание: п. 25, схема-конспект, задания №№ 4-7. По желанию подготовьте материал для обучающихся начальной школы (сказка, мультфильм, реклама, коллаж).

      Учитель: Добрый день! Сегодня у нас на уроке гости. Прошу поприветствовать.

      Спикеры групп отметьте пожалуйста в ведомости учета знаний отсутствующих. Все готовы? Мы начинаем с вами работать.

      В условиях социального неблагополучия, которое переживает наша страна в последние годы, особенно уязвимыми по состоянию здоровья стали вы дети. Влияние разных факторов среды предъявляют вашему организму повышенное требование, что вызывает комплекс защитных реакций.

      Прошу просмотреть видеофрагмент фильма (30 сек) (фрагмент ссоры взят из телесериала «Рыжая», может быть использован любой художественный фильм) и определить о чем мы сегодня поведем разговор. Подумайте над ключевыми словами урока. Ключевые слова: волнение, страх, напряжение, агрессия, гнев, стресс, обида…

      Мы сегодня с вами знакомимся со стрессом. Тема урока «Стресс. Стрессоустойчивость». Данная тема для нас актуальна. Идет период по подготовке к самой напряженной поре – экзаменам. И нам необходимо достойно подготовиться. Как вы думаете какие знания и умения сегодня приобретем? Итак цели урока знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека; уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса.

      Как вы думаете, что такое стресс? (индивидуально высказываются – 2 мин.)

      Поработайте в парах. Выберите лучший вариант (2 мин.)

      Поработайте в группе (2 мин.)

      В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение стресса. Стресс – вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.

      На данном этапе прошу познакомиться с текстом учебника п. 25 (5 мин.)

      Запишите домашнее задание.

      Далее работа в группах по учебным ориентирам по составлению схемы – конспекта урока.

      Я считаю, что данная тема интересна для многих обучающихся лицея и предлагаю по окончании урока выпустить бюллетень ЗОЖ о стрессах, их причинах, профилактики. Для этого создаем 2 мини-группы, которые работают за компьютером, а координатором их работы попрошу быть завуча лицея Рыбьякову О.В. Если вы, работая в группе, посчитаете, что у вас есть интересная информация предложите для оформления бюллетеня. Группа работает 5 мин., 3 мин. оформление своей части схемы – конспекта, 2-3 мин. презентация у доски (1 чел.).

      При презентации 1-ой группы видеофрагмент о Г. Селье (2 мин.)

      Просмотрите конспект урока и если какая-то информация вызывает затруднение, обратитесь к учителю за разъяснением.

      Заполните тест — опросник « Диагностика состояния стресса». Подведите общие итоги теста в группе.

      Подведение итогов урока.

      Видеофрагмент (1-2 мин.)

      Учитель: основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет аромат и вкус к жизни». Давайте прислушаемся к этому совету и будем его применять. Спасибо за работу!

      Учебные ориентиры к уроку по теме

      Цели и задачи урока:

      знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека;

      уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса;

      I . Работа в группах.

      1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

      2. Найдите материал: а) учение канадского исследователя Ганса Селье;

      б) что такое стресс? Дайте определение;

      в) назовите стрессорные факторы и реакции подростков на них.

      Определите: а) признаки стресса;

      в) стадии стресса и состояние организма.

      Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

      Назовите: а) приемы нейтрализации стресса;

      б) методы релаксации ( покажите их, предложите сделать за вами);

      в) что такое стрессоустойчивость?

      II Общие задания для групп:

      Оформите конспект (5 мин.) на А3.

      Подготовьтесь к презентации (3 мин.)

      Подготовьте материал для бюллетеня ЗОЖ и отдайте группе по оформлению.

      В ведомости открытого учета знаний проставьте оценки обучающимся.

      Домашнее задание: п. 25, схема-конспект, задания 4-7 в рабочей тетради на с. По желанию подготовьте материал для обучающихся начальной школы (сказка, мультфильм, реклама, коллаж)

      III . Закрепление материала.

      Составьте синквейн с термином стресс.

      Посмотрите на название параграфа учебника. Согласны вы с ней. Почему?

      Заполните тест — опросник « Диагностика состояния стресса».

      IV . Подведение итогов урока.

      Прочитайте цели урока. Достигли ли мы заданных целей? Что вам мешало их достижению? Оцените свою работу на уроке и работу группы. Оцените урок.

      открытого учета знаний по теме «Стресс. Стрессоустойчивость.»

      globuss24.ru

      Урок что такое стресс

      с. Ореховая Гора

      Тема: «Стресс и его воздействие на человека».

      Цель: Ознакомить учащихся с общим понятием стресса, стрессовыми факторами (стрессорами);

      Рассмотреть влияние стресса на человека и его здоровье;

      Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья;

      Вырабатывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью;

      Воспитывать адекватное поведение на различные ситуации в жизни и желание вести ЗОЖ.

      — Доброе утро, семиклассники! Рада приветствовать вас на уроке ОБЖ. Я вам положила кружочки трёх цветов, которые будут нужны в конце урока, ими вы покажите, как прошел урок.

      — Чтобы начать новую тему вспомним, что вы уже знаете. Ответьте на несколько вопросов:

      — Что значит Ч.С. природного характера?

      (Ч.С. природного характера – это опасные природные явления или процессы, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери.)

      — Как вы считаете, какое главное правило человека, попавшего в опасную ситуацию? (Не паниковать!)

      — Что значит паника? (Беспокойство, волнение. Паника – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей.)

      Сообщение темы и цели урока.

      Тема урока: «Стресс и его воздействие на человека».

      Записать в тетрадь тему.

      — Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием СТРЕССА, со стрессовыми факторами (стрессорами).

      Страх – это один из стрессовых факторов. Это очень сильный испуг.

      Рассмотрим влияние стресса на человека и его здоровье. Сформулируем общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранению здоровья.

      IV . Изучение нового материала.

      Канадский патолог Ганс Селье (1907-1982г.г.) сформулировал концепцию стресса, как состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных внешних воздействий (записать в тетрадь).

      — Как вы думаете, в вашей жизни вы испытывали стресс?

      Приведите примеры. (Описать психологическое состояние).

      — Как вы себя чувствовали?

      Стрессовый фактор– это воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.

      Пример: Как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию?

      (разные люди по разному, одни будут кричать, реветь, метаться; ДРУГИЕ ЗАМРУТ, ОСТОЛБЕНЕЮТ, из них не выдавишь ни слова).

      — Попробуйте назвать несколько стрессовых ситуаций из жизни.. (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, усталость, физическая травма, резкие изменения температуры наружного воздуха, шум, заболевания и др.)

      А когда действия стрессоров суммируется и накапливается, становится больше в данный период жизни, тем выше будет уровень стресса.

      -Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает в себя сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление и остановка пищеварения, увеличение уровня сахара в крови).

      3. Общий адаптационный синдром.

      — В этих изменениях Селье выделил три стадии:

      Стадия мобилизации, сопротивления, истощения.

      В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч.С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.

      Пример: Человек всегда готов постоять за себя, даже в очень сложных обстоятельствах. Всегда в форме. Но не надо всегда ждать неприятностей. Они сами тебя найдут.

      Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

      Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.

      Вот как стресс может сделать человека счастливым.

      Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

      Пример: Жизнь в шумном городе, неблагоприятная обстановка на работе, проблемы в семье и другие.

      — Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.

      — Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может он нужен нашему организму? (Да, есть стадии мобилизации и сопротивления)

      4. Стресс во благо.

      Но, необходимо отметить, что стресс не всегда приносит вред.

      При умеренном стрессе обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма. Приятные моменты после забот.

      Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед полетом, роды женщины).

      Отмечено, что не столько события (стрессоры) сами по себе определяют подверженность человека стрессу, сколько реакция человека на эти события: «Мир не такой, какой он есть, а такой каким мы его видим». А.Шопенгауэр.

      Например: Причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот твоя неподготовленность может.

      У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

      Пришло время отдохнуть.

      Цель: Снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.

      Точечный массаж: 1. постукивание пальчиками обеих рук; 2. другу по парте постучать по спине.

      Анализ: Как вы чувствуете себя после такого массажа? Приятно или нет было выполнять эти упражнения? Поднялось ли настроение?

      5. Влияние стресса на организм человека.

      — Прочитайте текст, который лежит перед вами, и найдите информацию о том, как влияет стресс на человека. После мы с вами запишем в тетрадь.

      Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

      Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

      Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

      Записать в тетрадь:

      Влияние стресса на организм человека:

      — вызывает болезнь сердца;

      — приводит к увеличению кровяного давления;

      — нарушает работу иммунной системы организма, что увеличению риска инфекционных заболеваний;

      — ведёт к язве желудка и двенадцатиперстной кишки;

      — истощает психическую энергию организма;

      — приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

      — Нам необходимо знать, как бороться со стрессом, сейчас мы познакомимся с …

      6. Общие принципы борьбы со стрессом.

      Вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;

      Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)

      Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;

      Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);

      Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;

      Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);

      Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;

      Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);

      Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);

      Необходимо спать в хороших условиях и не менее 8-9 часов;

      Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).

      Несмотря на то, что мы можем бороться со стрессом, все же не соблюдаем эти принципы.

      Для этого надо уметь снять…

      7. Снятие нервно-психического напряжения:

      Контрастный душ; (холодная вода, теплая, горячая и наоборот)

      Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть как можно подальше;

      Порвать газету на мелкие кусочки, выбросить;

      Громко спеть любимую песню; (а-а-а)

      Смотреть на горящую свечу;

      Погулять по лесу, покричать;

      Эту памятку приклейте в тетрадь и при необходимости, пользуйтесь ею.

      V . Итог по уроку.

      — Ребята, скажите, вы сможете теперь выйти победителем из сложной ситуации?

      — Благодаря каким знаниям вы сможете это сделать? (принципы и памятка)

      — И к какому выводу мы с вами пришли?

      Вам и всем людям необходимо учиться овладевать эффективными методами борьбы с повседневными стрессорами, и чем раньше, тем лучше. Необходимо уметь вырабатывать у себя привычки ЗОЖ.

      Высокий уровень здоровья и счастливая жизнь стоят этого.

      VI . Домашнее задание.

      Написать мини-сочинение «Как я борюсь с переживаниями». Не менее 10 предложений. Отразите в нем своё отношение к происходящим событиям в жизни и как вы стараетесь перебороть страх или волнение (назовите способы какими вы пользуетесь).

      Анализ работы учащихся, оценивание.

      Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

      Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

      Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

      Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.

      Снятие нервно-психического напряжения:

      Скомкать газету и выбросить;

      Вдохнуть глубоко 10 раз;

      Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

      doc4web.ru