Устранение заикания логопедом

Логопедические технологии по устранению заикания у дошкольников

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО УСТРАНЕНИЮ

ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н.А. Власова и Е.Ф. Pay строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Н.А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е.Ф. Pay видит задачу логопедической работы в том, «чтобы, путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

В основу методик Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика являлась одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объекта деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок. Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

Завершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

Закрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

В методике Н.А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и обучения детей в детском саду».

С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методики Н.А. Чевелевой и С.А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит Р.Е. Левиной). Только Н.А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Методика В.И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются 3 периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой — от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.

Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения раскрыто в методике Г.А. Волковой.

Система комплексной работы с заикающимися детьми 2—7 лет состоит из следующих разделов:

методика игровой деятельности (система игр),

воздействие на микросоциальную среду детей.

refdb.ru

Устранение заикания логопедом

Общее учение о заикании
Сущность заикания. Заикание — это своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное) дискоординационное расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой. Заикание теснейшим образом связано с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение.
По внутренним механизмам заикание неоднородно, встречаются различные его виды. Поэтому, хотя многие случаи заикания связываются с невротическими состояниями и нередко трактуются как логоневрозы, в целом заикание не покрывается понятием невроз и, следовательно, термином логоневроз.
Доказательством реактивной, функциональной сущности заикания служит тот факт, что речевые механизмы (как центральные, так и периферические) не имеют каких-либо органических повреждений: заикающийся в определенной ситуации в течение больших отрезков времени может говорить вполне нормально, и само заикание изживается в основном путем воспитания; вне акта обычной речи в большинстве случаев соответствующие механизмы также работают вполне правильно (при пении, дыхании, в ритмической речи и т.п.). Однако имеются и такие (сравнительно редкие) случаи, когда заикание явным образом связано с органическими поражениями мозга (при реституирующей афазии, алалии, при постконтузионной немоте и т.п.). Будучи по своей природе связано с судорожными явлениями, заикание как-то динамически связано с соответствующими органическими нарушениями.
Различаются три степени заикания, которые К. Кондовым и В. Ивановым (Болгария) определяются так: легкая степень — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться; в этом случае задержка легко преодолевается, говорят, не стесняясь своего дефекта. Средняя степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание. Тяжелая степень — заикаются в течение всей речи, постоянно с сопутствующими движениями.
Причина заикания. Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике человека при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»).
Благоприятствующие факторы. a) Невротическая отягощенность родителей… б) Невропатические особенности самого заикающегося… в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация — база для заикания…
Производящие причины.
1. Причины анатомо-физиологические. Сюда относятся: а) всякого рода физические заболевания с энцефалическими последствиями и травмы… б) другие органические нарушения мозга… в) истощение или переутомление нервной системы… г) болезни носа, глотки, гортани и несовершенство звукопроизносительного аппарата в целом… д) общая моторная неполноценность.
2. Причины психические и социальные.
а) Испуг, страх.
б) Обострение эмоциональной напряженности…
в) Неправильное формирование речи в детстве. 1) Речь на вдохе, косноязычие; 2) скороговорка… 3) быстрая нервная речь родителей…
Перегрузка способных, но нервных детей младшего возраста речевым материалом, особенно декламацией перед взрослыми гостями в плане демонстрации своих талантов нередко завершается заиканием.
Отмечаются случаи заикания из-за подражания заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции (психического заражения); пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося, активная — он передразнивает его и сам начинает заикаться.
Многими специалистами отмечается возникновение или усиление заикания в первые месяцы поступления в школу…
Заикание возникает не только под действием данной конкретной причины (травмы, испуг и т.п.), но и под влиянием сложного комплекса условий, видоизменяющих результативный эффект. Вот почему испуг, например, в одном случае вызывает заикание, тогда как до этого, при другой обстановке, многократно проходит в этом отношении безрезультатно.
Особое место занимают случаи заикания, связанные с каким-либо другим заболеванием. Оно не только неблагоприятно воздействует на течение заикания, но и изменяет самый характер последнего.

Современная советская комплексная система
В основе логопедической работы с заикающимися лежит: 1) организация сознательного, правильного отношения коллектива (семья, школа и т.п.) к заикающемуся; 2) воспитание у него здоровой психики и правильного отношения к окружающим и к своему недостатку, изживание явлений невротических, болезненных; 3) воспитание гармонического, плавного, ритмичного функционирования всех элементов звукопроизносительного аппарата и всй речи в целом; 4) целостное воздействие на личность ребенка.
Одновременно с воспитательной работой во многих случаях проводится лекарственное и физическое лечение, укрепляющее нервную систему заикающихся, воздействующее на другие нервно-психические заболевания, нередко имеющие общую этиологию (психастению и т.п.). Логопедические занятия необходимы в тесном контакте с врачем-невропатологом. Он не только лечит заикающегося, но и консультирует логопеда в вопросах воспитания здоровой речи (дозировка продолжительности занятий и т.п.).
Задача занятий — перевоспитание психофизиологически травмированной личности заикающегося с одновременным устранением неврологических нарушений в области звукопроизносительной функции.

Особенности занятий с маленькими детьми
Логопедическую работу с заикающимися детьми следует начинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте заикание легче и быстрее преодолевается и не препятствует дальнейшему нормальному развитию ребенка.Эта работа проводится в четырех планах: в семье через родителей, в массовых детских учреждениях через воспитателей, нянь и, наконец, в специальных учреждениях амбулаторного и стационарного типа. В первых двух случаях логопед является консультантом, в последних — непосредственным учителем.
При устранении заикания могут представиться два случая: 1) свежий случай, когда с момента обнаружения первых симптомов заикания прошло немного времени — от нескольких дней до 2–3 недель, самое большее 1–2 месяца; это первичное заикание (вторичные явления отсутствуют); 2) застарелый случай, когда заикание продолжается свыше 1–2 месяцев (вторичное заикание: возникают вторичные явления).
Устранение заикания в первом случае. Если заикание наступило внезапно, надо прекратить контакт ребенка с окружающими и отвлечь его внимание от речи, успокоить нервную систему, установить психическое равновесие. Нужно немедленно поместить ребенка в наиболее благоприятные условия в смысле покоя… проводить постельный режим (уложить в постель как больного). В течение первых дней соблюдать полное молчание, затем разговор шепотом и в возможно ограниченных рамках. Лечение — успокоительное, а также снотворные средства, чтобы заикающийся крепко спал ночью и пребывал в дремотном состоянии днем. Окружающие сами говорят тоже тихо, медленно, спокойно. Через неделю-другую такого режима заикание исчезает, и ребенок снова включается в обычную жизнь. Однако с этого момента до полной возмужалости должны систематически применяться… профилактические меры.
Устранение затянувшегося заикания маленьких детей. Когда заикание перешло в стойкую форму, то приходится проделать частично или полностью систематический курс логопедии, закрепляя восстановленную здоровую речь последующей профилактикой. Режим молчания и уединения в таких условиях иногда даже вреден; заикающийся больше сосредоточивается на своем заикании, и его угнетенное состояние еще больше усиливается.

Особенности занятий с детьми школьного возраста (I–VII кл)
Логопедические занятия со школьниками имеют значительные особенности. Они заключаются в следующем:
1) вся работа ведется логопедом;
2) занятия происходят по строгому расписанию в специальном кабинете (на логопедическом пункте, в поликлинике);
3) игровая форма занятий по мере повышения класса вытесняется специальными упражнениями и практикой в речи;
4) речевой материал и виды занятий сближаются со школьной практикой (коллективные занятия в форме урока — 45 мин.);
5) подражание по-прежнему остается в большинстве случаев основным методом, но значительный удельный вес с повышением возраста приобретают упражнения, установка на сознательную борьбу со своим дефектом;
6) психотерапия применяется чаще и в более развернутом виде, в плане воздействия преимущественно на интеллектуальную, а не эмоциональную сферу.

Прогноз при заикании
Чем свежее случай, чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше речевых аппаратов захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше всякого рода психических наслоений, — тем благоприятнее виды на успех. Для заикания, развивающегося преимущественно на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Плохим признаком считается заикание на всех видах речи (речь громкая, шепотная, стихотворная, подражательная), а также предшествующие бесплодные занятия у кого-либо. Срок прекращения заикания зависит не только от характера заикания и степени судороги (иногда ребенок с легкой формой заикания имеет больше внутренних затруднений, и наоборот), но и от личности ребенка — интереса, степени решительности избавиться от заикания, выдержки, самодисциплины и волевого усилия при выполнении заданий, от его возраста и в большой мере от личности и мастерства логопеда.
Наиболее благоприятным в этом отношении является возраст в 2–4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания), затем 16–22 года, иногда до 40 лет (играет роль сознательность). Наименее благоприятным оказывается возраст 10–16 лет (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и т.п.). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется в течение 3–6 и 9 лет и приобретает характер залеченного туберкулеза, готового проявиться при возникновении неблагоприятных условий. Но и перечисленные показания далеко не всегда оправдывают себя.

Хватцев М.Е., Логопедия. — М., 1959
(полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)

www.logoped.info

Познавайка

Детский развивающий центр

Конспект занятия по устранению заикания

МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопедические санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа с заикающимися школьниками проводится в их свободное от учебы в школе время и совмещена с отдыхом. При этом широко используются климатические и природные факторы.

Показанием для направления в сезонные специализированные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в совокупности с другими дефектами речи. В лагеря направляются дети: после проведенного курса лечения заикания; с легкими формами заикания; с другими формами расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей дополняют друг друга.

Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста

Работа со школьниками имеет свои особенности.

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения заикающегося он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основной интерес заикающегося и способствует его развитию. Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью; б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие речевой активности детей.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Конспект занятия по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк»

Конспект занятия по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк»

Образовательные: научить расслабляющим упражнениям, правильному дыханию, формировать навыки самостоятельной речи.

Воспитательные: формировать способность умения перевоплощаться, воспитывать доброе отношение к животным.

Коррекционные: совершенствовать общую и мелкую моторику, развитие мышц артикуляционного аппарата.

Оздоровительные: создание радостной комфортной обстановки, развитие дыхания, правильной осанки, координации движений.

Оборудование: картинки с изображением животных, колыбельная песенка.

Логопед: Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Сообщение темы

Логопед: Назовите животных, которых вы видите на картинке (белка, обезьяна, жираф, белый медведь, волк, слон)

-Скажите, пожалуйста, где мы сможем увидеть сразу всех этих животных? зоопарке)

-Правильно, мы сегодня с вами отправляемся в зоопарк.

3. Динамическое упражнение «Походка»

Логопед: я вам буду показывать картинку с изображением, а вы показываете как тот, кто изображен на картинке передвигается (мальчик- идем, зайчик – прыгаем, птица – размахиваем руками имитируя взмахи крыльев, лиса — крадемся, медведь- ходьба в перевалку на внешней стороне стопы, цапля – стоим на одной ноге).

4. Артикуляционная гимнастика

А) звукоподражание. Все звуки произносятся на медленном выходе.

Логопед: я называю животное, а вы изображаете как оно подает голос (тигр – р-р-р, змея – ш-ш-ш, жук –ж-ж-ж, комар – з-з-з, лошадка – цоканье).

Б) Упражнение «Хоботок»

Логопед: мы подошли к клетке со слоном, вытяните губы «хоботком». Напряглись губы. А теперь они стали мягкими ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Логопед: слушайте и делайте как я.

Подражаю я слону:

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

В) упражнение «Лягушки»

Логопед: внимательно смотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука И. Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ)

Логопед: а теперь слушайте и делайте как я.

Вот понравилось лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану

И не, сколько не устану!

Губы не напряжены

И рассла- а- бле-ны…

5. Массаж лица «Комарик»

Логопед: маленький комарик летает и садится на наше лицо, давайте прогоним его. Повторяйте все движения за мной. Комарик сел на носик, (проводим кулачками по крыльям носа, комарик сел на лобик (всеми пальцами провести по лбу от середины лица, комарик сел на щечку (пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза, комарик сел на ушки (растереть ладошками уши). Комарик улетел.

6. Игра «Доскажи словечко»

Логопед: я загадываю загадку, а вы должны досказать словечко.

*Кто в лесу зимой холодной

Ходит злющий и голодный?

Кто в зайчатах знает толк?

Догадались? Это … (волк)

*Этот зверь какой –то странный,

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится … (жираф)

*На носу у него вырос рог,

И зовут все его … (носорог)

*По реке плывет бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)

Очень долго мы гуляли

И немного мы устали,

Мы уходим со двора

И зверятам, и ребятам

Спать пора, спать пора. (Звучит колыбельная)

Логопед: большое спасибо, ребята. Зверята остались довольны знакомством с вами, а вы? (ответы детей).

Готовимся к зиме. Кормушки для птиц В нашем саду проходил конкурс на лучшую кормушку!Родители совместно с детьми изготовили кормушки и развесили на участок нашего детского.

Коррекция ОНР средствами логоритмики Логоритмика – своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика направлена: коррекцию речевых.

Конспект логопедических занятий по устранению дисграфии во 2-м классе

Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах

Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах/

  • учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
  • Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

    – Здравствуйте, дети. Садитесь.

    – Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

    – Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)

    – Назовите гласные I ряда; II ряда.

    – На что указывают гласные I ряда? II ряда?

    – Прочтите слова, записанные на доске.

    – Что означают эти слова?

    – Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)

    – Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?

    – Запишите сегодняшнее число и тему занятия:

    – А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.

    1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

    – Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки.

    – Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)

    кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….

    – А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С.

    – Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.

    – Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.

    – Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.

    – Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.

    – Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.

    – В тетрадях запишем краткую характеристику звука:

    [C] – согл., тверд., глух, простой;

    [Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;

    2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

    – Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?

    – И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)

    – Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

    3. Чтение слогов с доски (хором):

    ца – са цо – со цу – су цы – сы

    аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы

    4. Игра «Хлоп и топ»

    – Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете.

    (слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач)

    5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

    – Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.

    – У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

    (После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

    – Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

    – Молодцы, справились все с заданием.

    6. Списывание с доски.

    – В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?

    Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;

    Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;

    _и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;

    _кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

    7. Графическое изображение слова.

    – Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ ,

    сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица .

    – Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.

    8. Отгадывание загадок.

    – Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

    1. Угадайте, что за птица:

    Света яркого боится,

    Клюв крючком, глаза пятачком,

    Ушастая голова. Это … (сова)

    2. Всюду я летаю,

    Все на свете знаю,

    Знаю каждый куст в лесу,

    Новость на хвосте несу. (Сорока)

    3. И в море не купаются,

    И нет у них щетинки,

    А все же называются

    Они – морские … (свинки)

    4. Дом охраняет всю ночь напролет –

    Чужой без хозяина в дом не войдет.

    В трудный поход её брать с собой можно,

    Друга вернее найти невозможно. (Собака)

    5. Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    6. На шесте – дворец,

    Во дворце – певец,

    А зовут его … (скворец)

    7. Летом в поле травку рвёт,

    А зимой в хлеву живет:

    Сена вволю ей дают

    Да ягнёнка в прибыль ждут.

    Не рогата, не бодлива,

    Шёрстку у неё стригут,

    Вяжут из неё и ткут. (Овца)

    8. Кто всех пугается,

    Под кустом спасается,

    На зуб волку попадается? (Заяц)

    9. Длинным клювом тонким

    Капнет с клюва капля

    10. Квохчет, квохчет, кудахчет

    Всех детей собирает. (Курица)

    – Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)

    – Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

    9. Физминутка «Сова»

    – День наступает, все оживает!

    (Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).

    (Все дети должны замереть в позе).

    10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

    Упражнение «Он – она».

    – Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?

    – Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)

    11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)

    Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

    – Что делают дети? (Смеются)

    – Куда дети глядят? (В оконце)

    – А что они увидели в оконце? (Солнце)

    – Какое солнце увидели? (Ясное)

    – Сколько слов в этом предложение? (Восемь)

    – Какие предлоги вы увидели? (В, на)

    – Как пишутся предлоги? (Отдельно)

    – В каких словах вы увидели буквы С и Ц? Выделим их.

    – После какого слова ставится запятая? (смеются)

    – Обратите внимание, как пишется слово «солнце».

    – Прочитаем предложение, каждое слово проговаривая по слогам.

    – Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.

    – Еще раз – с закрытыми глазами.

    – А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.

    – Подчеркните букву С – одной чертой, Ц – двумя.

    – Прочитаем запись, сверяя с доской.

    – Какие звуки мы сегодня учились различать?

    – Дайте характеристику этим звукам.

    – Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

    Тема: Дифференциация звуков С-Ц

    Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

    Задачи:

    • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
    • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
    • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
    • развивать связную речь; зрительное внимание и память;
    • соблюдать преемственность в работе с учителем;
    • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

    Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».

    – Вспомните названия всех месяцев по порядку.

    – Сколько всего зимних месяцев?

    – Назовите последний месяц зимы.

    – Какое время года наступает после зимы?

    Введение в тему

    – Что видите на картинках? Назовите их. (Колос, колодец)

    – Уточним, что они обозначают.

    – Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц)

    – Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.

    – Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков С-Ц

    – Запишите число, месяц, тему. [С – Ц]

    – А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ)

    – Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

    1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

    – Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)

    – При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.

    – Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.

    – Дадим характеристику звукам С-Ц.

    – Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.

    – Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

    2. Воспроизведение чистоговорок.

    Ас-ас-ас – у нас дома ананас

    Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос

    Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус

    Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.

    Ца-ца-ца – кудахчет курица

    Цо-цо-цо – красивое кольцо

    Цы-цы-цы – звенят бубенцы

    3. Игра «Кто внимателен?»

    – Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

    4. Запись слов в два столбика С – Ц.

    – Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель, хлебница, воспитатель, конфетница, садовник, слесарь, сварщик, вареница, молочница)

    – Прочтите слова, которые записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом. (Профессии)

    – Прочтите слова второго столбика, называем слог. Что обозначают слова второго столбика? (Посуда)

    5. Работа с цифровым рядом

    – Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;

    – Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

    6. Составление словосочетаний

    – Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.

    (Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

    Офицер на письмо

    8. Работа у доски.

    – В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.

    Сегодня ярко светит … .

    На вешалке висит … .

    На сцене выступает … .

    На грядке вырос … .

    Около реки стоит … .

    (Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

    9. Чтение текста.

    – Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».

    В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

    Ответим на вопросы:

    – Отчего же погибают деревья?

    – Кто защищает деревья от гусениц?

    – Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.

    – Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.

    – Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?

    – Какие звуки мы сегодня различали?

    – Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.

    Конспект занятия для детей 6 лет с клинической формой заикания

    Занятие для детей 6 лет, разработано с учетом особенностей данной клинической формы заикания для индивидуальной или подгрупповой работы .

    Цель: обучение речевым навыкам в вопросно-ответной форме речи с использованием зрительной и слуховой опоры.

    привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела,

    формирование диафрагмально-реберного фонационного, речевого дыхания,

    развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений,

    формирование навыков рациональной голосоподачи,

    развитие мелодических характеристик голоса,

    обучение самостоятельному ответу на вопросы односложно и в развернутой формулировке.

    Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, набор игрушек, презентация.

    I. Организационный момент

    Логопед предлагает ребенку встать. Беседует с пациентом о том, что сегодня на занятии будем работать с веселыми звуками, плавно, свободно отвечать на вопросы и, конечно, играть.

    Игра: «Слушай хлопки»

    1 хлопок логопеда – поза «аиста» (ребенок стоит на правой ноге, левая согнута в колене назад, руки разведены в стороны)

    2 хлопка – поза «лягушки» (ребенок приседает па корточки, руки на поясе)

    3 хлопка – ходьба.

    Логопед выполняет хлопки, ребенок принимает соответствующие позы, используя зрительную опору.

    II. Основная часть

    Общая моторная зарядка

    (проводится после предварительного показа логопедом совместно)

    Лей, лей (руки вверху, движения кистями рук: вверх – вниз, тело и руки напряжены)

    Пей, пей (постепенный наклон туловища вперед, голова опущена вниз, руки свободно повисают; обратить внимание на ощущение расслабления).

    (упражнения для тренировки четкости артикуляции, диафрагмального дыхания, голосовые, слоговые упражнения)

    Логопед напоминает пациенту положение губ при произнесении гласных звуков. Проводит звуковую зарядку.

    Упражнение 1. Произносить на одном выдохе с одновременным плавным движением руки (контролировать четкость артикуляции) — Открываем мы глаза, вдох и долго тянем «а» (плавное движение руки в сторону)

    – Утром солнышко взошло, снизу вверх мы тянем «о» (плавное движение руки снизу вверх)

    – Днем по горкам ездим мы «ы» (плавное волнообразное движение руки в сторону)

    – Ночью смотрим на звезду, сверху вниз слетает «у» (плавное движение руки сверху вниз)

    – Завывает пурга и не видно ни зги «и» (плавное движение руки вперед)

    – Эхо, эхо, вот потеха «э» (плавное зигзагообразное движение руки в сторону).

    Ребенок садится на свое место. Проводится пропевание сочетаний гласных звуков. Обращается внимание ребенка на слитность, плавность произнесения.

    Упражнение 2. Произносить на одном выдохе:

    а) с опорой на схемы а, ао, аоу, аоуы, оау

    б) без опоры на схемы.

    Упражнение 3. Задувание свеч разной высоты с одновременным произнесением «пф» (воздушная струя мысленно выполняет волнообразное движение)

    Упражнение 4. Логопед просит пациента вспомнить и показать, как фыркает ежик (ф), слон хоботом набирает воду (с), шипит змея (ш) (материал предыдущего занятия)

    Произнести звуковые сочетания.

    Вдох через нос, медленный выдох с одновременным произнесением ф, с, ш, фс, сш, шс, фсш.

    Упражнение 5. Счет на удлиненном выдохе (слова произносятся слитно, плавно, с хорошей артикуляцией) 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4, 5

    Логопед предлагает пройти по звуковой лесенке вверх, наступая на ступеньки громко, вниз – тихо.

    Упражнение 6. Шагаем по звуковой лесенке. Вверх громко: па-А-А-А, вниз тихо: а-а-а-ап

    На материале диалога проводится закрепление голосовых характеристик.

    Девочка заблудилась в лесу, необходимо ее позвать.

    Упражнение 7. Диалог (ребенок повторяет вслед за логопедом, затем выступает в роли девочки)

    – Иди гулять! – громко

    – Иди быстрей! – громко

    Девочка встретила в лесу трех медведей. Логопед просит пациента изобразить голос медведя – папы (ма – низким), медведицы – мамы – (мо – средним), мишутки (му – низким).

    Затем встать и выполнить «медвежью» зарядку.

    Упражнение 8. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны, сказать слог ма, (высоким голосом) опустить кисти рук до уровня подбородка мо (средним), опустить кисти рук до уровня груди му (низким голосом)

    Логопед обращает внимание ребенка на плавность, слитность звучания, четкость артикуляции.

    Выполняются движения, соответствующие движениям на слайдах («заячья» зарядка) с речевым сопровождением.

    Упражнение 9. Ходьба в такт ритма (выполняется совместно с логопедом)

    Упражнение 10. Отхлопывание ритма (выполняется после предварительного показа, ребенком самостоятельно)

    Упражнение 11. Слоговые скороговорки (движение указательным пальцем вверх – вниз, дирижируя в такт проговариванию, выполняется совместно с логопедом)

    па та ка, па та ко,

    та ка ха, та ко хо.

    Упражнение 12. Произнесение в различном темпе: замедленный, обычный (ребенок произносит вслед за логопедом, обращая внимание на темп, четкость произнесения)

    Пациент садится на свое место.

    Упражнение 1. Игра «Спрашиваю – отвечай»

    Ребенок отвечает на вопросы односложно, с использованием зрительной опоры.

    Поздним летом в огород собирается народ.

    Зрел все лето урожай, что собрали, отгадай!

    Здесь весною было пусто, летом выросла (капуста).

    Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).

    Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

    Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

    От дождя земля намокла, вылезай толстушка (свекла).

    Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

    Помогает деду внук – собирает с грядок (лук).

    Просит дедушка Федюшку:

    – Собери еще (петрушку).

    Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий (кабачок).

    И красавец великан – темно-синий (баклажан).

    Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

    Пациент отвечает на вопросы в развернутой формулировке без зрительной опоры, соблюдая речевые правила.

    – Назови все предметы одним словом (Это овощи)

    – Где растут овощи? (Овощи растут в огороде)

    – Что с овощами можно делать? (Овощи можно варить. Овощи можно тушить. Овощи можно жарить).

    Упражнение 2. Игра «Кто с кем, кто за кем»

    Ребенок называет, кто с кем пойдет гулять. Кто за кем стоит.

    (Ответы ребенка в развернутой формулировке с использованием зрительной опоры)

    Мышка пойдет гулять с кошкой.

    Лягушка стоит за зайкой.

    Логопед обыгрывает с пациентом диалог «Яму копал?». Предварительно поясняя: клоун Бим решил выкопать яму. Копал, копал выкопал большую и нечаянно туда упал. Сидит в яме и ждет, что кто-нибудь пройдет и поможет ему выбраться. Идет другой клоун – Бом. Видит своего друга в яме и начинает его расспрашивать.

    Упражнение 3. Диалог (распределяются роли, логопед задает вопросы, ребенок отвечает, после обыгрывания дается в качестве домашнего задания)

    – Ну, я пошел домой.

    Снижение рабочего напряжения

    Игра: «У меня есть десять пальчиков»

    У меня есть десять пальчиков. Я могу с ними делать все, что хочу. Не хотите посмотреть? Я могу их растопырить. Я могу их крепко сжать. Я могу их сложить вместе или раскрыть широко. Я могу их высоко поднять. Я могу их низко опустить. Они могут спокойно лежать. Они могут танцевать, или я могу их сложить вот так (движения повторяются после предварительного показа логопедом).

    Подводя итоги, логопед отмечает положительную динамику в работе пациента и нацеливает его на дальнейшую работу.

    1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.

    2. Буянов М.И. Заикание у подростков. М.: Просвещение, 1989. – 175 с.

    3. Выгодская И.Г, Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. – 223 с.

    4. Власова Т.М, Пфафенродт А.П. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос». 1996. – 240 с.

    5. Ряховская К.В. Игровые упражнения на релаксацию. // Начальная школа. №5 – 6. – 1992.

    6. Крупенчук О.И. Лого-рифмы: Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей. – СПб.: СпецЛит, 200. – 96 с.

    7. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум. 1995. – 384 с.

    8. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 128 с.

    poznavayka3-103.ru