Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях

Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях

Разделы: Логопедия

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание внешнее проявление невротических, эмоциональных речевых нарушений. В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и предпочитает одиночество. Чаще всего заикание возникает у нервно ослабленных детей. Оно может появиться после перенесенного испуга.

Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания.

Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:

– лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);
– коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”.

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.

Многие труды о заикании написаны бывшими заикающимися, тоже полностью преодолевшими этот недуг и посчитавшими своим долгом поделиться опытом обретения здоровой речи с “друзьями по несчастью”.

Столкнувшись в практике с детьми страдающими заиканием, мной были изучены многие методики и системы работы с ними.

Свой выбор я остановила на трех методиках.

1. Система Соловьевой Е.А. “Путь к преодолению заикания”, она предлагает работу по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие. В издании представлены 10 детально разработанных занятий, включающих в себя материал по психотерапевтическому внушению, артикуляторную и дыхательную гимнастику, точечный массаж и способы фитолечения в виде наборов целебных трав для питья.

Занятия по данной системе проводились в группах по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше.

Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-м и 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики.

Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач. Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник.

Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.

Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу.

2. Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”

В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях. Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помочь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, которые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном”. Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки”.

Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название “В Стране коротких ответов”.

Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов”.

Такие игрушки как куклы с ручным управлением, или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

В устранении заикания у дошкольников играет важную роль – “Заключительные занятия” – организация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.

3. Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

  • обеспечивает коррекцию речи и личности;
  • развивает чувство темпа и ритма;
  • активизирует внимание и память;
  • растормаживает мышечный тонус;
  • развивает речедвигательную координацию;
  • развивает мелкую моторику;
  • формирует навык грамотной связной речи.
  • Этой методикой рекомендуется заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15–30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

    На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

    Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

    Занятия очень интересны и система их проведения последовательно охватывает все стороны восстановления правильной речи.

    Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.

    Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных занятиях.

    Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по коррекции речи детей была разработана система на основе выше перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.

    Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

    Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

    Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти ступеньки.

    В приложение (таблица 1) приведены методические указания по предложенной по этапной системе и план занятий.

    В приложении предлагаю вашему вниманию конспект одного из занятий “Системного устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях

    Какие игры способствуют устранению проблемы

    • Волшебный сон.
    • Кукольный театр.
    • Сценки.
    • Что происходит у деток, которые стали заикаться? В первую очередь они ощущают беспокойство. Тело их напрягается, причём всё. Поэтому сначала нужно успокоиться. Воспитатель проводит урок в присутствии психолога.

      У заикающегося ребёнка эта быстрота вовсе не нужна. Он и без того рвёт фразы. А тут ещё на скорости. Вообщем, предлагается в игровой форме помолчать. Или иногда проводят дни шёпота. И много отзывов, говорящих о том, что метод реально помогает! Родитель и дитя целый день говорят шёпотом. Это помогает крохе раскрепоститься и слова произносятся чётче, не боясь.

      Когда малыш заикается, его дыхание сбито. Он говорит часто на вдохе. А надо бы на выдохе и плавно. Именно дышать правильно при разговоре и учит эта игра. Так просто дитя не поймёт, да и не захочет. Сложности его не привлекут, уж поверьте.

      А так он будет произносить короткие слова на выдохе. Почему короткие? А с простого начинать надо подобную работу. Пусть так научится. Когда привыкнет, темп речи перестанет сбиваться и дыхание тоже. Он сам заговорит целые предложения, как надо!

      Страна полных ответов

      А это дополнение к предыдущей игре. Тут надо при правильном дыхании говорить понятные ответы. Т.е. уже фразы, а не короткие словечки. Тренировка, так сказать, перед выступлением!

      Конечно, стихотворения никто тут говорить не заставит. Не надо пока это. Цель, чтобы дитя привыкло чётко говорить хороший ответ при правильном дыхании.

      Нет, это не синоним предыдущего упражнения. Это гораздо серьёзнее! Что же, теперь не страшно и выступить перед зрителями самостоятельно, с заученной речью! Причём не одному, а с такими же маленькими актёрами. Вот только играть приходиться взрослых.

      Малыш много теперь умеет. Не страшно взять роль и поответственней. Например, участие в большом празднике! А зрителями будут, например, родители и другие детишки, а не только логопед. Но к этому выступлению путь очень долог.

      Расскажите, какое упражнение понравилось больше всего? Насколько эффективной считаете эту тактику? Возможно, уже применяли для дошкольного возраста? Понравилось? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. Пока. До новых встреч!

      Цель — сделать так, чтобы дитя не только избавилось от проблемы, но и перестало бояться общаться в коллективе. Самой распространённой стала методика учёных Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., и Успенской Л.П. Они создали целый курс, направленный на устранение заболевания.

    • Молчанки.
    • В сети я встретила и другие методики. Но упражнения в них аналогичны выше перечисленным. Поэтому, вкратце я расскажу о каждой.

      Страна коротких ответов

      Очень меня заинтересовала эта игра! Ведь подходит она не только заикающимся, но и деткам, которые стесняются быть в обществе. Заговорить первыми, в силу характера, они не могут. Поэтому нужна помощь.

      Поэтому, так важен комплексный подход. Возможно, что-то из этого вы возьмёте на вооружение и будете применять дома. Только не забудьте, что наряду с этим необходимо выполнять и предписания врача.

      my-happybaby.ru

      Доброго дня, дорогие читатели! Скажите, есть ли среди вас те, детки которых выполняют обязательные задания с удовольствием? Например, какие-либо логопедические упражнения при проблемах с речью? Умея разговаривать, ребёнок уже чувствует, что эти упражнения являются обязательными. И это перестаёт нравиться.

      Поэтому, главная задача родителя, заинтересовать малыша. А как это сделать? По средством игр! Сегодня я расскажу про устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.

      А вы как считаете? Знаете такие? Я бы из простого назвала любые успокаивающие: пазлы, рисование и так далее. Но это не совсем правильно. Заикание, это болезнь, с которой нужно бороться эффективно. Поэтому, даже игры тут должны быть особенными.

      Вот что сюда входит:

    • Страна коротких ответов.
    • Страна полных ответов.
    • Заключительные занятия.

    Сам курс рассчитан на 3 месяца. Тут есть множество методичек и заданий, помогающих деткам преодолеть проблему.

    Волшебный сон

    Деткам читаются небольшие стихи, или рифмы, где описаны действия на расслабление. Например: «Напряженье улетело и расслабилось всё тело. » Детки опускают ручки вниз, тело расслабляется. И в таком духе проходит всё занятие.

    На первых этапах лечения у деток принудительно снижают речевую деятельность. Нет, конечно, рот им никто не завязывает. Всё происходит в игровой форме. Наверняка у вашего крохи бывают эпизоды, когда слова из него так и летят. А если просишь помолчать, он начинает говорить ещё сильнее и быстрее.

    Кукольный театр

    Малыш управляет ручной куклой, говоря при этом речь. А педагог рассказывает, как правильно надо говорить, но не ребёнку, а кукле. И просит кроху, чтобы тот научил игрушечного персонажа разговаривать правильно.

    Это отлично раскрепощает и придаёт уверенности. Дитя просто перестаёт бояться публики!

    Причем сценки довольно просты. Это обычные жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Например, покупки в магазине, поездка в автобусе и т.д. Благодаря подобной тактике происходит преодоление барьера стеснительности. Малыш примеряет роль к жизненным ситуациям, переставая бояться разговаривать на людях.

    Заключительные занятия