В чем проявляется деменция

Алкогольная деменция

Деменция, буквально переводящаяся с латинского языка как безумие, является спутником многих заболеваний человека. Проявляется она постепенной утратой умственных способностей, эмоциональным отупением, сужением круга всех интересов и полным распадом личности больного. Основной возрастной состав заболевания – люди пожилого и старческого возраста. При хроническом алкоголизме эта болезнь развивается намного раньше. Она является составной частью алкогольной деградации пьющего. Лечение алкогольной деменции представляет собой довольно сложную задачу и применяется в составе основного клинического курса специалистами центра «Алкоклиник» и других наркологических заведений.

Когда начинает явно проявляться умственная неполноценность у пьяниц

Спирт относится к ядам, которые поражают больше всего нервные клетки – нейроны. Именно поэтому мозг страдает с каждой новой принятой рюмкой спиртного. Ткани ЦНС постепенно разрушаются и отмирают. Деградационные процессы проявляют себя всё сильнее в зависимости от питейного стажа. Особенно характерные проявления заметны в конце II-й и в III-й cтадии алкоголизма.

В случаях злокачественной алкогольной зависимости нарушения могут проступить в среднем, а то и в молодом возрасте.

Как проявляется деменция при хроническом алкоголизме

Постоянное отравление этанолом формирует у пациента комплекс психических патологий, которые можно распределить в виде синдромов.
К ним относятся:

  • Аффективные расстройства.
  • Психопатоподобные нарушения.
  • Утрата этических потребностей.
  • Отсутствие самокритики и адекватной самооценки.
  • Проблемы памяти и интеллектуальное обнищание.
  • Аффективные нарушения

    Это самые первые и явные деградационные проблемы, обнаруживающиеся у больных с алкогольным пристрастием. Патологические изменения носят устойчивый и постоянный характер. Они проявляются как во время опьянения, так и в периоды трезвости.

    Расстройства отмечаются в виде:

  • резких настроенческих и эмоциональных колебаний;
  • обидчивости и экспрессивности;
  • склонности к утрированию происходящих событий и пессимизму;
  • вспышек гневливости и раздражительности.
  • Особенностью данных «сбоев» является их неустойчивость, отсутствие критического отношения, поверхностность переживаний. На фоне негативных позиций резко контрастирует эйфорическое поведение, плоский юмор.

    Психопатоподобные симптомы

    Проявления этих патологических черт при алкогольной деменции довольно полиморфны.

    Они выражаются:

  • неадекватными поступками с непредсказуемым финалом;
  • обманом, злобностью, истерическими припадками;
  • грубым отношением и поведением.
  • Эти изменение достигают своего апогея в периоды опьянения и абстиненции. В «светлые» промежутки значительно смягчаются. Но с каждым новым алкоэксцессом их интенсивность нарастает.

    Этические отклонения при алкогольной деменции

    На фоне аффективных и психопатоподобных синдромов появляется:

  • стремление оскорбить и унизить окружающих;
  • создание ситуаций, мучительных для жизни близких, особенно – в домашней обстановке;
  • быстрая приспосабливаемость – умение в нужный момент собственным «уничижением» изобразить «раскаяние», просить «прощение»;
  • чрезмерное бахвальство, рассказы небылиц, лживость, приукрашивание событий;
  • слезливая и слащавая сентиментальность, назойливость, льстивое восхваление, показ собственной «бескорыстности» и «преданности» к «собеседникам». При этом о тех, кого нет рядом, говорится в крайне неприязненном тоне;
  • снижение чувства долга, поверхностное отношение к обязанностям, формальность, поиск выгоды.
  • Критическая ущербность

    Пациенты не осознают факт наличия у них проблемы злоупотребления, создают себе алкогольное «алиби» – оправдание пьянства. Даже при явных неурядицах со здоровьем больные отрицают тяжесть своего состояния, выражают активное несогласие в беседе с наркологом, прибегают к «шаблонной» аргументации.

    Интеллектуальное снижение

    Это наиболее характерный симптомокомплекс для алкогольной деменции. Относится к поздним нарушениям заболевания и требует незамедлительного лечения.

    Для него свойственно:

  • Потеря способности отделять главное и второстепенное.
  • Выраженная истощаемость памяти и внимания.
  • Вялость и пассивность.
  • Утрата понимания переносного значения, тонкостей в разговоре.
  • У пациентов нарастает социальная деградация, невозможность выполнения даже самых простых видов деятельности, утрачиваются навыки самообслуживания. Психическая активность отмечается только в случае необходимости принятия спиртного.

    Лечение алкогольной деменции

    Вылечиться от этого заболевания, к сожалению, невозможно, особенно – на поздних стадиях хронического алкоголизма, когда недуг с каждым днём набирает свою силу. Поэтому очень важно начинать терапию как можно раньше.

    Затормозить развитие деградационных процессов можно только комплексными терапевтическими мерами. Естественно, с соблюдением самого главного условия – трезвости.

    В комплекс мер по лечению алкогольной деменции относятся:

  • Медикаментозная терапия. Больным назначают в массивных дозах лекарства, улучшающие питание мозга, его снабжение кислородом, препараты, ускоряющие метаболизм. Для этого используют ноотропы, антиоксиданты, сосудистые препараты, стабилизаторы артериального давления, нейротрофики. Психические нарушения корректируются соответствующими группами психотропных лекарств.
  • Психотерапевтические методы. При лечении больных алкогольной деменцией требуется нетривиальный подход воздействия со своеобразным психологическим шоком.
  • Общеукрепляющее и поддерживающее лечение. Нормализация и стабилизация функций сердца, печени, мочевыводящей системы, желудочно-кишечного тракта оказывает выраженное положительное влияние на процессы восстановления и регенерации нервной ткани, следовательно, и работы мозга.
  • Реабилитационные мероприятия. Пациентов следует приобщать к лёгким и средним физическим нагрузкам (в зависимости от состояния здоровья), прогулкам на свежем воздухе, бальнеологическим процедурам. Выздоравливающие нуждаются в санаторно-курортном восстановлении.
  • Лечение алкогольной деменции – достаточно сложная проблема, которая требует участия как наркологических клиник, так и специалистов терапевтического профиля, врачей неврологов, курортологов. С некоторыми перечисленными задачами вполне успешно справляются и специалисты центра «Алкоклиник».

    www.alcoclinic.ru

    Смешанная деменция – обширное, стойкое, обычно необратимое ухудшение умственной деятельности, возникшее в результате сочетания двух или более заболеваний. Чаще всего развивается при сочетании болезни Альцгеймера и сосудистого поражения головного мозга. Смешанная деменция проявляется ухудшением памяти, когнитивными нарушениями, расстройствами поведения, снижением продуктивности интеллектуальной работы и признаками атеросклероза либо гипертонии. Диагноз выставляется на основании анамнеза, сочетания симптомов, характерных для разных видов деменции и данных дополнительных исследований. Лечение – фармакотерапия.

    Смешанная деменция

    Смешанная деменция – деменция, возникающая при сочетании двух или нескольких патологических процессов. Обычно причиной развития становятся цереброваскулярное заболевание и нейродегенеративное поражение головного мозга. Распространенность смешанной деменции неизвестна, предполагают, что она является самой часто встречающейся разновидностью деменции. По данным исследователей, у 50% пациентов с болезнью Альцгеймера выявляются сосудистые заболевания головного мозга, а у 75% больных с сосудистой деменцией обнаруживаются проявления нейродегенерации, но оценить клиническую значимость второго патологического процесса удается не всегда. Лечение смешанной деменции осуществляют специалисты в области неврологии и психиатрии.

    Причины смешанной деменции

    Чаще всего смешанная деменция развивается при сочетании сосудистой патологии и болезни Альцгеймера (БА), однако, есть публикации, указывающие на другие возможные комбинации. Иногда при такой деменции выявляется сразу три патологических процесса, например, сосудистая патология, нейродегенерация и последствия травмы. Частое сочетание БА и сосудистой патологии при смешанной деменции объясняется целым рядом обстоятельств. Оба патологических процесса имеют одни и те же факторы риска: лишний вес, курение, стойкое повышение артериального давления, сахарный диабет, гиперлипидемию, мерцательную аритмию, гиподинамию, метаболический синдром и наличие гена апоЕ4. Изменения в головном мозге, возникающие в результате одного заболевания, создают предпосылки для развития другого, это обуславливает быстрое развитие смешанной деменции.

    У здорового головного мозга есть резерв клеток. Этот резерв в определенной степени позволяет компенсировать нарушения, возникающие после гибели части клеток при сосудистых заболеваниях. Заболевание какое-то время протекает скрыто, мозг продолжает функционировать в пределах нормы. Присоединение болезни Альцгеймера вызывает дополнительное поражение нейронов, в отсутствие резерва происходит быстрая декомпенсация мозговых функций, возникают симптомы смешанной деменции.

    При БА в веществе мозга и стенках мозговых сосудов откладываются сенильные бляшки (скопления бета-амилоида). Наличие таких бляшек становится причиной развития ангиопатии, которая обуславливает быстрое обширное поражение сосудов при присоединении цереброваскулярного заболевания. Вероятность возникновения смешанной деменции напрямую зависит от возраста больного. У пациентов среднего возраста преобладают деменции, обусловленные одним заболеванием. У пожилых чаще выявляется деменция, вызванная двумя или более заболеваниями.

    Симптомы смешанной деменции

    Клиническая симптоматика определяется особенностями течения заболеваний, провоцирующих смешанную деменцию. Существует четыре типа взаимоотношений патологических процессов. Первый – одно из заболеваний протекает скрыто и выявляется только при проведении специальных исследований, все проявления деменции обусловлены вторым заболеванием. Второй – симптомы заболеваний при смешанной деменции суммируются. Третий – проявления одного заболевания усиливают симптомы другого либо наблюдается их взаимное усиление. Четвертый – симптомы конкурируют друг с другом, проявления одного заболевания маскируют признаки другого.

    Чаще всего при смешанной деменции выявляются симптомы двух деменций. Наблюдаются когнитивные расстройства и нарушения памяти, характерные для БА. В анамнезе обнаруживаются гипертония, инсульт или атеросклероз. Типичными проявлениями смешанной деменции являются нарушения памяти, трудности при попытке сконцентрировать внимание, сложности при планировании действий, снижение продуктивности и замедление интеллектуального труда. Расстройства пространственной ориентации, как правило, отсутствуют или слабо выражены.

    Диагностика смешанной деменции

    Диагноз смешанная деменция устанавливают на основании анамнеза, клинической картины и результатов дополнительных исследований, свидетельствующих об одновременном наличии двух патологических процессов. При этом данные МРТ головного мозга или КТ головного мозга, подтверждающие наличие очаговых сосудистых поражений и участков церебральной атрофии, еще не являются основанием для диагностики смешанной деменции. Специалисты считают, что постановка диагноза является обоснованной лишь тогда, когда проявления или динамику течения деменции нельзя объяснить одним заболеванием.

    На практике диагноз «смешанная деменция» выставляют в трех случаях. Первый – быстрое усугубление когнитивных расстройств после инсульта у пациента с БА. Второй – прогрессирующая деменция с признаками поражения височно-теменной области при недавно перенесенном инсульте и отсутствии симптомов деменции до инсульта. Третий – одновременное наличие симптомов деменции при БА и деменции сосудистого генеза в сочетании с признаками цереброваскулярного заболевания и нейродегенеративного процесса по данным нейровизуализации.

    При постановке диагноза учитывают, что болезнь Альцгеймера (особенно на ранних стадиях) протекает относительно скрыто, без драматических проявлений инсульта и явных изменений при проведении дополнительных исследований. Свидетельством смешанной деменции при поражении сосудов головного мозга является характерный анамнез, включающий в себя прогрессирующие расстройства когнитивных функций и нарушения памяти. В качестве дополнительного указания на возможность развития смешанной деменции при сосудистой патологии рассматривают наличие близких родственников, которые страдали или страдают БА.

    Лечение и прогноз смешанной деменции

    Лечение при смешанной деменции должно быть комплексным, направленным на возможную компенсацию всех имеющихся нарушений и профилактику дальнейшего прогрессирования заболеваний, являющихся причиной поражения клеток головного мозга. Даже если один из процессов протекает скрыто или с незначительной клинической симптоматикой, в будущем он может стать причиной быстрого развития крупного дефекта, поэтому нуждается в коррекции наравне с заболеванием, которое вызвало основные симптомы смешанной деменции.

    Принимают меры по нормализации артериального давления. Используют статины и лекарственные средства, снижающие риск развития ишемии (антиагреганты). Пациентам, страдающим смешанной деменцией, назначают холиномиметики и другие препараты, способствующие улучшению мозгового кровообращения. Чтобы замедлить развитие когнитивного дефекта и расстройств поведения при БА, применяют антидементные средства.

    Лекарственную терапию сочетают с мероприятиями по обеспечению безопасности и повышению качества жизни больных смешанной деменцией. В домашних условиях при необходимости монтируют систему видеонаблюдения, блокируют включение электрических и газовых приборов, нанимают сиделку. Создают комфортную обстановку с достаточным количеством раздражителей (часы с простым крупным циферблатом, хорошее освещение, радио, телевизор) для поддержания активности и сохранения ориентировки в окружающем пространстве. По возможности направляют пациентов со смешанной деменцией на музыкотерапию, трудотерапию и групповую психотерапию для сохранения двигательных и социальных навыков.

    www.krasotaimedicina.ru

    Деменция: причины, особенности, типы заболевания

    Люди пожилого возраста нуждаются в повышенном внимании и уходе, особенно если у них была выявлена деменция. Это серьезное заболевание, представляющее собой расстройство нервной системы. Как правило, оно вызвано поражением головного мозга, сопровождающееся снижением умственных способностей.

    Термин «деменция» означает слабоумие. Деменция может проявляться как в слабой, так и в сильной форме. В первом случае наблюдается ухудшение памяти, снижение способности к творчеству и обучению. Если же говорить о сильной форме, то здесь все гораздо серьезнее — часто наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нередко происходит распад личности.

    Причины деменции могут быть самые различные. Это же касается и ее видов. Специфические виды этого заболевания — болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, деменция с тельцами Леви – возникают в результате деструкции коры головного мозга. Можно сказать, что в этом случае заболевание проявляется самостоятельно, независимо от возможных воздействий факторов окружающей среды. Есть же случаи, при которых поражение ЦНС человека является вторичным, то есть возникает на фоне основного заболевания. Например, это могут быть сосудистые патологии, травмы, инфекции. К деменции могут привести опухоли ЦНС и даже алкоголизм.

    Какие выделяют формы деменции

    Это заболевание может быть двух форм — тотальной и лакунарной. Тотальная деменция – очень серьезное заболевание, признаком которого является полный распад личности. Человек, которому был поставлен этот диагноз, имеет явно выраженные нарушения интеллектуальной сферы, полную девальвацию духовных ценностей. То есть у него исчезает интерес к жизни и чему-либо, происходит полная деградация. Тотальное слабоумие проявляется в результате поражения лобных долей коры головного мозга.

    Вторая форма деменции – лакунарная. В этом случае воздействию заболевания больше всего подвергается кратковременная память. Это тоже очень серьезно, поскольку человек забывает о том, зачем он вышел на улицу и что делал три минуты назад, поэтому приходится все свои действия и шаги записывать в тетрадь. При лакунарной деменции эмоционально-волевая сфера практически не страдает, однако у людей наблюдается повышенная чувствительность, они становятся эмоционально слабыми, более ранимыми и обидчивыми.

    С возрастом значительно усиливается вероятность развития деменции. Для понимания ситуации приведем пример. Вероятность проявления заболевания у людей возрастом до 70 лет составляет 1%. А вот у людей, возраст которых превысил 80 лет, деменция развивается практически в 20% случаев. Делаем вывод: наибольшая группа риска — люди позднего возраста.

    Деменция может быть трех типов – альцгеймеровского, сосудистого, смешанного. Причиной появления заболевания первого типа являются разрушающие процессы, протекающие в нервных клетках. Сосудистый тип деменции проявляется в результате вторичной дегенерации ЦНС, возникающей по причине нарушения кровообращения в сосудах головного мозга. И третий тип — смешанный, характеризуется проявлением двух выше перечисленных механизмов болезни.

    Также выделяют несколько степеней тяжести деменции — легкая, умеренная, тяжелая. Легкая степень тяжести заболевания, если так можно выразиться, самая безобидная. В данном случае наблюдаются нарушения интеллектуальность сферы, но, несмотря на это, человек небезразличен к состоянию своего здоровья. Он вполне может выполнять работу, заботиться о себе. Умеренная степень тяжести имеет более грубые нарушения ЦНС. Человек уже не так критично относится к своему здоровью, испытывает трудности при пользовании бытовой техникой. Тяжелая деменция характеризуется полным распадом личности. Человек не может самостоятельно даже принимать пищу.

    appassionata-kartmazovo.ru

    Лечение деменции

    Деменция — очень неприятная патология, которая проявляется приобретенным слабоумием пациента на фоне возрастных изменений, воспалительных процессов головного мозга, травм и инсультов. Кроме того, нередко деменцию рассматривают как следствие болезни Альцгеймера, Пика или Паркинсона. Больной человек при этом утрачивает возможность осуществлять простейшие логические операции, теряет навыки речи и адекватного поведения, а также нередко впадает в длительное депрессивное состояние, сопровождающееся частичной или полной потерей памяти.

    Услуга доступна в клиниках:

    Запишитесь на прием, выбрав клинику и удобное время!

    Записаться на прием

    Виды деменции

    Люди, страдающие данным заболеванием, не имеют возможности работать и вести нормальный образ жизни, осложняя существование также окружающим и родственникам.

    Специалисты выделяют две формы деменции, которые не всегда удается точно дифференцировать друг с другом в связи со схожестью многих симптомов. Основой классификации в данном случае является главная причина развития слабоумия у человека:

    • Сосудистая деменция. Заболевание развивается на фоне нарушения кровообращения в сосудах головного мозга, что приводит к недостаточному насыщению клеток кислородом и питательными веществами, в результате чего они могут погибнуть. Сосудистая деменция может длительное время не проявляться, а затем у пациента резко меняется поведение. Наиболее распространенной причиной такого состояния является инсульт, на фоне которого происходит массированное поражение клеток мозга той области, где произошло повреждение. В зависимости от пораженного участка, больной может быть излишне рассеянным, подавленным и апатичным. Чаще всего пациенты, страдающие деменцией, пребывают в глубокой депрессии и не способны адекватно реагировать на раздражители, проявляя агрессию. Также часто наблюдаются проблемы с кратковременной памятью и мочеиспусканием. Еще одной распространенной причиной развития сосудистой формы болезни является нарушение поступления крови в сосуды мозга, которое связано со снижением общего артериального давления. Такая патология развивается на фоне вегето-сосудистой дистонии, рассеянного склероза, сахарного диабета и других заболеваний.
      • Старческая или сенильная деменция. Заболевание становится следствием возрастных изменений, нарушения питания клеток или интоксикации, вследствие приема значительных доз алкоголя и наркотиков. Выделяют три формы течения старческой деменции, которые усугубляясь, перетекают одна в другую. Легкая форма проявляется депрессией и апатичностью пациента, у которого, тем не менее, сохраняются все гигиенические способности и навыки. Средняя форма сопровождается постоянным ощущением одиночества и угнетенности, на фоне потери простейших способностей (включить телевизор, налить чай и т.д.). Такой пациент при этом контролирует свои физиологические потребности и способен выполнять часть процессов самообслуживания. Тяжелая же форма болезни предполагает полное отсутствие контроля над своим поведением и невозможность ухода за собой. В этом случае гигиенические функции, как и кормление пациента должны осуществлять родственники, что достаточно часто осложняется сопротивлением самого больного.
      • Справиться с деменцией достаточно сложно, однако своевременное обращение к специалисту позволит разработать рациональную схему медикаментозного лечения и правильного образа жизни, что будет направлено на поддержание основных психических функций пациента. Записаться на прием прямо сейчас можно к врачу Багыевой Гульбахар Ходжаевне. Она успешно занимается коррекцией и лечением пациентов с деменцией уже много лет, и зарекомендовала себя, как высококлассный специалист в этой области.

        bestclinic.ru

        В чем проявляется деменция

        Майя Коденко кратко пересказывает труды зарубежных ученых

        Эрик Эриксон, (1902-1994) психолог, психоаналитик.
        Эриксон полагал, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни, которую он в свою очередь разделил на 8 возрастных стадий. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.
        В болезни же все накопления «минусового» опыта могут вылезти на первый план, и влиять на характер и поведение человека во время болезни.

        Не обязательно все эти симптомы и проявления присутствуют у каждого больного. Это описание, классификация всего. А так – биография, семья, воспитание, жизненные условия у каждого свои. Одно у одного, другое у другого, а у третьего ничего из нижеперечисленного.

        Младенчество (с 0-1 год). Учебная задача на этот период (жизненное задание): Доверие и недоверие. Тема — «Надежда».
        В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным недоверие. Любили младенца, баюкали-ласкали, уделяли внимание — дитё чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

        Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу, потому что может доверие к миру может прерваться издевательством одноклассников, или наоборот, недоверчивый, окружение которого окажется лучше, чем было до этого, может начать доверять. И так в каждой фазе возможно изменение своих особенностей характера, полученных до этого.

        У больного деменицей, достигшем во время младенчества «минусовой полюс», это может проявиться в том, что человек начинает обвинять других по каждому случаю. У них отсутствует чувство надежды (светлое чувство присущее каждому человеку), полный пессимизм, и они становятся «беспомощными».

        2 стадия (1-3) Учебное задание: Самостоятельность и нерешительность. Тема Воля.
        На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать.
        Если родители доверяют ребенку делать то, на что он способен, а каждый раз не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
        Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.
        А также если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
        Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

        Так вот.
        Был у ребёночка минусовой опыт, то в болезни это проявится боязливостью что-то сделать или рискнуть и потерять контроль над ситуацией (по ступенькам вдруг начнёт бояться подняться, например, не знаю, какие ещё дела у старичков), безвольностью, неуверенностью в себе.

        3 Период: Возраст игр (3-5) Жизненое задание: Предприимчивость и чувство вины.
        Тема «Цель».
        Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

        Плюсовой полюс — иннициатива и креативность. Минусовой — Недостаток самоуважения, страх быть недостойным любви, страх перед наказанием.
        Поведение больных, старых людей: Страх попробовать новое, депрессии, чувство вины перед всем и вся, много плачут, и вообще поведение жертвы.

        4 период – (6-11 лет) начальная школа. Учебное задание: Умелость или неполноценность.
        Тема «компетентость»
        Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
        Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

        + полюс:доверие к адекватным основным социальным и интеллектуальным способностям.
        — полюс: недостаток самоуверенности, чувство неудачника, начало развития аутсайдера.

        У больного это может вылезти в виде обвинения других, принижении себя «я ничего не умею, ни на что не способен», депрессии.

        Да, человек может и здоровым таким быть. Но речь об изменениях в характере заболевшего, о вдруг изменившемся поведении.

        5 период – (12-18) Юность. Жизненное задание: Идентификация личности и путаница ролей.
        Тема «Верность».
        При переходе в пятую стадию ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие.
        Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениями желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на веши, новый подход к жизни.

        Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей, психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

        Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

        Плюсовой полюс – вера в себя. Минусовой – неуверенность в себе. Забитый, можно сказать, подросток вырос.

        В болезни может проявиться проигрыванием сексуальных чувств. Бабулька вдруг заявит, что у неё под кроватью лежит мужчина, она точно знает, гляньте. И вообще надо навесить ещё замков, мужики лезут в каждую щель. Это не значит, что она обязательно была распущеной в детстве. Это просто отзвук невыполненого жизненного задания найти себя.
        Стараются понравиться.
        Другое «Я» — могут вдруг начать называть себя другим именем.

        6-ая стадия, начало зрелости (19-40). Задание жизни: Близость и одиночество. Тема — Любовь.
        Период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста.
        Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем сщественным без боязни потерять при этом себя. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

        Плюсовой полюс – способность к близости, привязанности к кому-либо. Минус – Чувство одиночества, отрицают потребность в близости, избегают конкуренцию и сотрудничество.

        В болезни проявляется замыканием в себе, старанием изолировать себя от других, но при этом зависимостью от других.

        7 стадия. Зрелость. (40-65). Учебная задача: Общечеловечность и самопоглощенность.
        Период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий.
        Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
        Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

        В болезни:
        Держатся за старую социальную роль. Врач, учитель, коллега, соседка, мать, и т.д.
        Указывают другим, что и как им делать.
        Не признают своё старение.

        Это единственный пункт, который вызвал не то что сомнение, а наверно я его не поняла. Не смогла спроецировать на себя и обдумать, логично такое поведение или нет. Наверно всё-таки недостаток жизненного опыта сказывается…)

        Последная, 8-ая стадия. Старость (от 65 и до четырёх гвоздей). Цельность и безнадежность.
        На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходитсяпериод, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.
        Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

        Поведение больных деменцией: уныние, подавленость, отвращение к миру, обвинение других или себя за свои собственные ошибки.

        Вывод: тот кто прожил жизнь без комплексов и ни о чём не жалеет, тот умрёт спокойно.
        В общем я когда это всё услышала на лекции, то даже как-то задумалась, жить дальше или умереть уже сейчас? Чем дальше в лес, тем страшнее заболеть. Это что только во мне не вылезет! А если ещё учесть и нереализованные жизненные потребности (см. завтра). Там вопшэ… бедный персонал, будут медбратья от меня бегать.

        Если кому интересны подробности про стадии поищите в инете. Я сама, задолбавшись находить наиболее точное слово при переводе, и строить красивое предложение плюнула и нашла в инете уже готовый перевод того же самого. http://www.sociology.mephi.ru/docs/socio logia/html/D_elkind%20-%20erik_erik_i_8_ stadiy.html
        Видно одну и ту же статью на все языки переводят. Лишь дополнение про деменцию я нашла только на немецком, и в своём учебнике.

        Вышенаписанное – только начало, пазл. То есть может быть, что при прочтении возникло чувство, что чего-то не хватает для полноты понимания, и написанное само по себе ни к селу ни к городу. Дальше будет про потребности и их неисполнение, и как это проявится в деменции (уверена, некоторые из ухаживающих узнают своё, в смысле у своих больных) – вторая часть этой «подтемы». Потом про стадии, потом про символы… Этих пазлов будет несколько, и то что неясно в одном, дополнится в другом посте. А после пятого, возможно, многое из происходящего станет понятно, а может даже всё.

        starikam.org