В состав триады поведения при структурном анализе стресс входит

Тест №2. Формы проявления стресса

Тест № 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1. Стресс — это ____________________________________________________

2. Основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды заключалась в _______________________________________________________________

3. С сердечно-сосудистой системой человека во вре­мя стресса происходит ______________________________________________________________

4. Значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций заключается в ________________________________________________________________

5. Основные отличия психологического стресса от стрес­са биологического________________________________________________

6. Эустресс – это _________________________________________________

7. Начальный стресс может принимать форму дист­ресса в случаях________________________________________________________

8. Стресс начинается со стадии

9. Наиболее важную роль в формировании ответных
реакций организма во время стресса играют железы

а) щитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников;

г) корковое вещество надпочечников.

10. Способствует переходу стресса в дистресс

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее.

11. Способствует переходу стресса в эустресс

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

г) недостаток нужной информации.

12. У биологического и психологического стресса общее

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимущественное влияние на социальный статус человека;

в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки.

13. Примером «психологического» стресса является

а) воспалительная реакция после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры;

г) травма, связанная с падением.

Тест №2. Формы проявления стресса

1. Четыре возможные формы проявления стресса__________________________

2. Поведенческие нарушения при стрессе проявляются в __________________

Выберите правильный вариант ответа

3. Нарушение концентрации внимания относится к _____ форме проявления стресса

4. Головная боль относится к _____ форме проявления стресса

в) к интеллектуальной;

5. Снижение самооценки при психологическом стрессе относится к

а) изменению обшего эмоционального фона;

б) выраженным негативным эмоциональным реакциям;

в) изменениям в характере;

г) невротическим состояниям.

6. Показатель 57 баллов по методике Ч.Спилбергера относятся к _____ уровню ситуативной тревожности

г) к сверхвысокому.

7. Не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса

left.mfk-millenium.ru

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

5. Каким образом вычисляется вегетативный индекс Кердо (ВИК)?

7. Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состояния при стрессе?

Выберите правильный вариант ответа:

1. К какой форме проявления стресса относится нарушение концентрации внимания:

3. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооценки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе:

б) к выраженным негативным эмоциональным реакциям;

г) к невротическим состояниям?

г) к сверхвысокому?

6. К какой из нижеперечисленных групп методов прогнозирования уровня стресса относится метод множественной регрессии:

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях;

г) математические модели?

Похожие главы из других книг

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Что такое стресс?2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?4. Каково

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.4. Какие существуют объективные методы оценки

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Опишите основные стадии развития стресса согласно концепции Ганса Селье.2. От каких трех факторов больше всего зависит характер влияния стресса на человека?3. Как влияет на характер стресса тип высшей нервной

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Перечислите субъективные причины возникновения стресса.2. Перечислите возможные неадекватные установки и убеждения личности, которые могут приводить к стрессам.3. Перечислите четыре основные группы объективных причин

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Перечислите основные объективные факторы возникновения профессионального стресса.2. Перечислите основные субъективные факторы возникновения профессионального стресса.3. Приведите примеры объективных факторов,

Вопросы для проверки знаний 1. Что является предметом в социальной психологии?2. Что относят к объектам социальной психологии?3. Назовите разделы социальной психологии. Обоснуйте свой ответ.4. Какие отрасли социальной психологии наиболее активно развиваются в настоящее

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение малой группе. Какова численность малой группы? Приведите примеры классификации малых групп.2. В чем сущность групповой сплоченности?3. Назовите общее и отличное у лидерства и руководства в малых группах.4. Что такое

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение понятиям «общение», «коммуникация»2. Перечислите функции, виды, средства общения.3. Проанализируйте существующие в социальной психологии классификации типов взаимодействий.4. Дайте характеристику основным терминам,

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте понятие личности.2. Охарактеризуйте деятельностный подход к психологии личности.3. Раскройте определение «социализация»4. Назовите три сферы, на пространстве которых осуществляется социализация индивида. Опишите, как происходит

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение психологии как науки.2. Перечислите основные функции и проявления психики.3. Охарактеризуйте категории и принципы психологии.4. Расскажите о месте психологии в системе наук.5. Раскройте отрасли в психологии.6. Дайте

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте понятие личности.2. Расскажите о «Я-концепция» личности.3. Охарактеризуйте психологическую структуру личности.4. Раскройте понятия потребности и интересы личности.5. Психоаналитическая теория З. Фрейда.6. Индивидуальная психология А.

Вопросы для проверки знаний 1. Раскройте понятие и средства общения.2. Перечислите виды общения.3. Назовите основные стратегии общения.4. Перечислите структуру общения.5. Выделите средства общения.6. Назовите виды жестов.7. Охарактеризуйте понятие проксемика и

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте характеристику внимания как психического явления.2. Расскажите о физиологических механизмах ощущения.3. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.4. Дайте характеристику основным видам памяти.5. Дайте характеристику формам

Вопросы для проверки знаний 1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».2. Раскройте основные характеристики эмоций.3. Назовите основные виды эмоций.4. Дайте характеристику понятие чувства.5. Дайте характеристику воли как процесса сознательного

Вопросы для проверки знаний

Вопросы для проверки знаний 1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.2. Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).3. Расскажите о концепции типов телосложения и темперамента У.

psy.wikireading.ru

Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и при­кладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у ко­торых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую ра­боту в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом сни­жают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу

60 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

[2, 9, 13, 16]. Поэтому своевременный прогноз возможных отклоне­ний в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимиза­ции их функционального состояния повысить эффективность их дея­тельности.

В настоящее время существуют различные методы прогнозирова­ния реакций человека на стресс. Их основная задача состоит в учете индивидуальных психических и физиологических особенностей ис­пытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные си­туации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психо­
логических и вегетативных реакций студента на одном экзамене
дает возможность прогнозировать характер и уровень переживае­
мого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных
условиях
(воздействие сильных зрительных, звуковых и тактиль­
ных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при
помощи метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников’,

5) математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

6) создание при помощи различных устройств модельной стрессорной
ситуации,
которая по своим параметрам была бы достаточно близ­
ка к ситуации реальной.

Например, для оценки поведения студентов на экзамене проводилось сравнение психофизиологических показателей студентов в трех вариан­тах: при сдаче экзамена, во время стоматологического приема и при вы­полнении теста «Зеркальная координометрия». Сопоставление реакции студентов на ситуацию экзамена с реакциями на этот тест показало, что подобные тестовые задания могут являться своеобразными пробными мо­делями, изучение которых позволяет прогнозировать реакции того или иного испытуемого на реальную стрессовую ситуацию. На основании по­лученных результатов автором было предложено использовать последний лабораторный тест для прогнозирования реакции человека на эмоцио­нальный стресс и оценки стрессотолерантности 1 .

1 Анфиногенова В. А. Сравнительная оценка адекватности методов моделирования эмо­ционального стресса // Материалы X Международного симпозиума «Эколого-фи-зиологические проблемы адаптации». Мм 2001, с. 32.

2.2. Опенка уровня стресса 61

Следует отметить, что при разработках подобных методов моде­лирования реакций на экзамен имеются две проблемы, затрудня­ющие получение точных данных — это различия по содержательной и мотивационной частям экзамена и лабораторного эксперимента. Особенно важна при этом мотивационная часть. Во время экзамена студент стремится максимально проявить свои знания, так как его оценка влияет на стипендию, социальный статус, собственную само­оценку и пр. В модельном эксперименте достаточно трудно создать необходимый уровень мотивации, кроме того, процедура экзамена (его временные и содержательные характеристики — подготовка к нему, ожидание своей очереди, контакт с преподавателем, включая межличностные отношения и пр.) весьма сильно отличается от про­цедуры работы с красно-черной таблицей или на аппарате, опреде­ляющем скорость реакции или координацию движений.

Другим способом оценки стрессоустойчивости человека являет­ся мысленное моделирование эмоционально значимых ситуаций -актуализация стресса путем простых воспоминаний или с использо­ванием методик нейролингвистического программирования (НЛП). В последнем случае испытуемому предлагается вспомнить ситуацию, когда он испытывал максимальное волнение. Применение специаль­ных методов НЛП — так называемых «якорей», которые по своей сути являются кинестетическими условными раздражителями, а так­же задействование всех основных сенсорных каналов позволяют вы­зывать у человека весьма сходную с реальной картину вегетативных реакций и по ней судить о характере реагирования того или иного че­ловека на стресс. Недостатком такого метода прогнозирования явля­ется необходимость длительной индивидуальной работы с испытуе­мым и умение использовать данные способы экспериментатором, что создает ограничения для массового использования данного метода.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов приводят в своей книге ряд стрессоров, которые используются в спортивной и военной психоло­гии для проверки стрессоустойчивости человека:

+ соревновательная обстановка выполнения заданий и создание по­вышенной мотивации к победе;

+ неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения);

+ показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов;

+ выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воз­действие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окурива-

62 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

ние» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета);

+ установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание элек­трическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д. [2].

Понятно, что далеко не все из предложенных этими авторами мето­дов можно применять в повседневной практике психолога для оценки стрессоустойчивое™. Из приемлемых методов можно отметить спе­циальное создание трудностей в выполнении мотивированной дея­тельности в виде дефицита времени или координационной сложно­сти, а также эмоциогенное инструктирование при высокой личной значимости выполняемых контрольных действий.

В первый раз студенты должны были просто выполнить предложенное задание (провести щуп тремометра через «дорожку», не касаясь краев от­верстий), не получая информации о результатах теста.

Второй раз студенты получали соответствующую инструкцию: «Вы плохо выполнили первое задание, хуже остальных студентов в группе. По­старайтесь теперь максимально сосредоточиться и значительно улучшить свой результат». Во время второго опыта при каждой ошибке звучал рез­кий звуковой сигнал и мигала контрольная лампа, что создавало дополни­тельную эмоциональную нагрузку. Подобный эксперимент позволял вы­являть лиц с низким уровнем стрессоустойчивости.

В последнее время появились новые перспективы для прогнози­рования стрессовых реакций с использованием методов математи­ческого анализа вариабельности сердечного ритма. Основоположник этого направления в нашей стране Р. М. Баевский отмечает, что ис­пользуя спектральные характеристики сердечного ритма для инди­кации активности различных контуров управления, можно подойти к решению задачи оценки и прогнозирования функционального со­стояния организма при информационных нагрузках. Полученные в результате лабораторного моделирования данные в дальнейшем под­вергаются математической обработке.

В настоящее время все большую популярность приобретает метод множественной регрессии, позволяющий строить достаточно точные математические модели на основании сопоставления большого числа исходных данных [5, 10].

Данный метод позволяет установить статистическую зависимость среднего значения одной случайной величины У от нескольких дру-

2.2. Оиенка уровня стресса 63

гих величин Хь Х2, . Хn. Эта статистическая зависимость находит свое выражение в уравнении:

где а, (i = 0, n) — искомые параметры.

Покажем основные принципы построения моделей реагирования студентов на эмоциональный стресс на примере прогнозирования ве­личин пульса во время экзамена [17]. Первоначально для построения модели было использовано более 70 физиологических и психологи­ческих показателей, зарегистрированных у студентов как в состоя­нии относительного покоя, так и на экзаменах.

После предварительного отбора было оставлено 10 показателей, характеризующих:

+ гемодинамику: артериальное диастолическое давление (АDD);

+ ритм сердца: НР, pNN50;

+ личностные характеристики теста Кеттела: А, F, N, М, Q4;

+ страх за свое сердце (S10),

+ тендерный признак (Sех).

С учетом этих факторов была построена компьютерная модель со­стояния частоты сердечных сокращений у студентов на экзамене. Ито­говое уравнение связывает ожидаемую частоту пульса на экзамене с психологическими и физиологическими параметрами студентов:

НRЕ = 73,31 + 1,03 х АDD + 3,77 х НF — 0,60 х рNN50 + + 1,76 х А — 1,86 х F — 2,16 х М — 1,51 х N + 1,96 х Q4 1,49 х S10 — 18,87 х Sех.

График соотнесения предсказанных, исходя из этой модели, и на­блюдаемых реально показателей частоты сердечных сокращений, а также вклад отдельных факторов в конечный результат, отображен на рис. 18.

Согласно результатам множественного регрессионного анализа, наибольший вклад в частоту сердечных сокращений вносят такие па­раметры, как пол студентов, величина их диастолического артериаль­ного давления во время обычного учебного процесса и показатель ак­тивности функционирования их парасимпатической системы (рNN50). Менее значителен вклад в показатели пульса на экзамене таких ха­рактеристик личности, как фрустрированность (Q4), озабоченность (-F), наивность (-N) и общительность (А).

64 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

Полученные модели психологических и физиологических пара­метров студентов во время экзаменационного стресса можно исполь­зовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профи­лактических мероприятий со студентами, входящими в «группу риска» по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

Рис. 18.Зависимость между предсказанной и реально наблюдаемой частотой пульса у студентов в состоянии экзаменационного стресса

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.

2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

4. Какие существуют объективные методы оценки уровня стресса?

6. Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций,
применяемых при изучении психологического стресса.

7. Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состоя­
ния при стрессе?

«& Выберите правильный вариант ответа

1. К какой форме проявления стресса относится нарушение кониентраиии
внимания?

в) к интеллектуальной; •

г) к физиологической.

2. К какой форме проявления стресса относится головная боль?

б) к эмоииональной;

3. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооцен­
ки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

а) к изменению обшего эмоиионального фона»;

б) к выраженным негативным эмоииональным реакциям;

г) к невротическим состояниям.

4. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель
57 баллов по Спилбергеру?

5. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном ана­
лизе стресса?

6. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня
стресса относится метод множественной регрессии?

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных усло­
виях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций;

в) прогнозы на основе психологических тестов;

г) математические модели.

Литература

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 523 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Текст книги «Психология стресса и методы коррекции — Юрий Щербатых»


Автор книги: Юрий Щербатых
Жанр: Общая психология, Книги по психологии

Текущая страница: 5 (всего у книги 20 страниц)

2.2.3. Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую работу в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом снижают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу @@@@@3, 9, 13, 16#####. Поэтому своевременный прогноз возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимизации их функционального состояния повысить эффективность их деятельности. В настоящее время существуют различные методы прогнозирования реакций человека на стресс. Их основная задача состоит в учете индивидуальных психических и физиологических особенностей испытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные ситуации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психологических и вегетативных реакций студента на одном экзамене дает возможность прогнозировать характер и уровень переживаемого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях (воздействие сильных зрительных, звуковых и тактильных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, с помощью метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников;

6) создание с помощью различных устройств модельной стрессорной ситуации, которая по своим параметрам была бы достаточно близка к ситуации реальной.

Например, для оценки поведения студентов на экзамене проводилось сравнение психофизиологических показателей студентов в трех вариантах: при сдаче экзамена, во время стоматологического приема и при выполнении теста «Зеркальная координометрия». Сопоставление реакции студентов на ситуацию экзамена с реакциями на этот тест показало, что подобные тестовые задания могут являться своеобразными пробными моделями, изучение которых позволяет прогнозировать реакции того или иного испытуемого на реальную стрессовую ситуацию. На основании полученных результатов автором было предложено использовать последний лабораторный тест для прогнозирования реакции человека на эмоциональный стресс и оценки стрессотолерантности. [18]

Следует отметить, что при разработках подобных методов моделирования реакций на экзамен имеются две проблемы, затрудняющие получение точных данных – это различия по содержательной и мотивационной частям экзамена и лабораторного эксперимента. Особенно важна при этом мотивационная часть. Во время экзамена студент стремится максимально проявить свои знания, так как его оценка влияет на стипендию, социальный статус, собственную самооценку и пр. В модельном эксперименте достаточно трудно создать необходимый уровень мотивации, кроме того, процедура экзамена (его временные и содержательные характеристики – подготовка к нему, ожидание своей очереди, контакт с преподавателем, включая межличностные отношения и пр.) весьма сильно отличается от процедуры работы с красно-черной таблицей или на аппарате, определяющем скорость реакции или координацию движений.

Другим способом оценки стрессоустойчивости человека является мысленное моделирование эмоционально значимых ситуаций – актуализация стресса путем простых воспоминаний или с использованием методик нейролингвистического программирования (НЛП). В последнем случае испытуемому предлагается вспомнить ситуацию, когда он испытывал максимальное волнение. Применение специальных методов НЛП – так называемых якорей, которые по своей сути являются кинестетическими условными раздражителями, а также задействование всех основных сенсорных каналов позволяют вызывать у человека весьма сходную с реальной картину вегетативных реакций и по ней судить о характере реагирования того или иного человека на стресс. Недостатком такого метода прогнозирования является необходимость длительной индивидуальной работы с испытуемым и умение использовать данные способы экспериментатором, что создает ограничения для массового использования данного метода.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов приводят в своей книге ряд стрессоров, которые используются в спортивной и военной психологии для проверки стрессоустойчивости человека @@@@@3#####:

+ соревновательная обстановка выполнения заданий и создание повышенной мотивации к победе;

+ неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения);

+ показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов;

+ выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воздействие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окуривание» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета); + установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание электрическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д. @@@@@2#####.

Понятно, что далеко не все из предложенных этими авторами методов можно применять в повседневной практике психолога для оценки стрессоустойчивости. Из приемлемых методов можно отметить специальное создание трудностей в выполнении мотивированной деятельности в виде дефицита времени или координационной сложности, а также эмоциогенное инструктирование при высокой личной значимости выполняемых контрольных действий.

Последний метод ранее уже применялся автором данного пособия для оценки стрессоустойчивости студентов. Испытуемые дважды проходили испытание на тремометре.

В первый раз студенты должны были просто выполнить предложенное задание (провести щуп тремометра через «дорожку», не касаясь краев отверстий), не получая информации о результатах теста.

Второй раз студенты получали соответствующую инструкцию: «Вы плохо выполнили первое задание, хуже остальных студентов в группе. Постарайтесь теперь максимально сосредоточиться и значительно улучшить свой результат». Во время второго опыта при каждой ошибке звучал резкий звуковой сигнал и мигала контрольная лампа, что создавало дополнительную эмоциональную нагрузку. Подобный эксперимент позволял выявлять лиц с низким уровнем стрессоустойчивости.

В последнее время появились новые перспективы для прогнозирования стрессовых реакций с использованием методов математического анализа вариабельности сердечного ритма. Основоположник этого направления в нашей стране Р. М. Баевский отмечает, что, используя спектральные характеристики сердечного ритма для индикации активности различных контуров управления, можно подойти к решению задачи оценки и прогнозирования функционального состояния организма при информационных нагрузках. Полученные в результате лабораторного моделирования данные в дальнейшем подвергаются математической обработке @@@@@6#####.

В настоящее время все большую популярность приобретает метод множественной регрессии, позволяющий строить достаточно точные математические модели на основании сопоставления большого числа исходных данных @@@@@5, 10#####.

Данный метод позволяет установить статистическую зависимость среднего значения одной случайной величины Y от нескольких других величин X1, X2…, Xn. Эта статистическая зависимость находит свое выражение в уравнении

где ai (i = 0, n) – искомые параметры.

Покажем основные принципы построения моделей реагирования студентов на эмоциональный стресс на примере прогнозирования величин пульса во время экзамена @@@@@17#####. Первоначально для построения модели было использовано более 70 физиологических и психологических показателей, зарегистрированных у студентов как в состоянии относительного покоя, так и на экзаменах.

+ гемодинамику: артериальное диастолическое давление (ADD);

+ ритм сердца: HF, pNN50;

+ личностные характеристики теста Кеттела: A, F, N, M, Q4;

+ страх за свое сердце (S10),

+ гендерный признак (Sex).

С учетом этих факторов была построена компьютерная модель состояния частоты сердечных сокращений у студентов на экзамене. Итоговое уравнение связывает ожидаемую частоту пульса на экзамене с психологическими и физиологическими параметрами студентов:

HRE = 73,31 + 1,03 х ADD + 3,77 х HF – 0,60 х pNN50 + + 1,76 х A – 1,86 х F – 2,16 х M – 1,51 х N + + 1,96 х Q4 – 1,49 х S10 – 18,87 х Sex.

Стандартная ошибка равна 9,8 уд/мин.

График соотнесения предсказанных исходя из этой модели и наблюдаемых реально показателей частоты сердечных сокращений, а также вклад отдельных факторов в конечный результаты отображены на рис. 18.

Согласно результатам множественного регрессионного анализа, наибольший вклад в частоту сердечных сокращений вносят такие параметры, как пол студентов, величина их диастолического артериального давления во время обычного учебного процесса и показатель активности функционирования их парасимпатической системы (pNN50). Менее значителен вклад в показатели пульса на экзамене таких характеристик личности, как фрустрированность (Q4), озабоченность (-F), наивность (-N) и общительность (A).

Полученные модели психологических и физиологических параметров студентов во время экзаменационного стресса можно использовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профилактических мероприятий со студентами, входящими в «группу риска» по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

Рис. 18. Зависимость между предсказанной и реально наблюдаемой частотой пульса у студентов в состоянии экзаменационного стресса.

3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

6. Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при изучении психологического стресса.

8. Перечислите методы прогнозирования уровня стресса.

Выберите правильный вариант ответа:

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

2. К какой форме проявления стресса относится головная боль:

г) к физиологической?

а) к изменению общего эмоционального фона;

в) к изменениям в характере;

4. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель 57 баллов по Спилбергеру:

5. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса:

1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.

2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 57—323.

3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001, с. 81–101.

4 Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 19—48; 164—174.

5. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 18—55.

6. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984, с. 6–121.

7. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 53—75.

8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002, с. 37—44.

9. Доскин В. А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988, с. 147—160.

10. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб., 1997, с. 47—59.

11. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984, с. 159—160.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. 2001.№6, с. 135—141.

13. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983.№5, с. 48—50.

14. Покалев Г. М., Недугова Н. П., Фомина Г. Б., Ильичов Д. Г. Комплексная оценка реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс у лиц молодого возраста // Кардиология, 1985.№5, с. 112—113.

15. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 15– 112.

16. Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской академии медицинских наук. 1999.№6, с. 47—51.

17. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2002. Т. 1.№3, с. 319—322.

18. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Исток, 1998, с. 86–170.

19. Ax A. F. The physiological differentiation between fear and anger in humans // Psychosom. Med., 1953. Vol. 15. P. 433—442.

20. Heart rate variability. Standards of Measurement, Physiological Interpretation and Clinical Use // Circulation, 1996. V. 93.№5. P. 1043—1065.

21. Nutt D. J. The pharmacology of human anxiety // Pharmacology and Therapy, 1990. V. 47. P. 233—266.

Динамика стрессовых состояний

3.1. Общие закономерности развития стресса

3.1.1. Классическая динамика развития стресса

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

3) стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь – гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ [19] ), который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса. Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека – его психологических особенностей). Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет различную продолжительность и, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно выживает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия резистентности”» @@@@@4#####.

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с истощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не только запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто другое, что пока не выяснено точно. [20]

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье.

В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению некоторых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов @@@@@2#####.

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» занимает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действующих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержание второго периода стадии тревоги. Данный период сопровождается снижением работоспособности и болезненным состоянием человека. Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы способны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей). Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверхмобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность второго периода в среднем составляет 11 суток @@@@@2#####.

Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и активность отделов вегетативной нервной системы, начиная с активации симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловливает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение»), а активация парасимпатической системы – астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»). Данный автор также указывает, что симпатический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и поведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функционирования в режиме предельных возможностей. Длительное парасимпатическое преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональных расстройств – тревожных и депрессивных состояний @@@@@20#####.

Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность индивидуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы @@@@@12, 15#####, однако такая точка зрения является недостаточно доказанной. Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преобладанием парасимпатической активации @@@@@23#####. В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности парасимпатической системы, которая определялась по стандартному отклонению кардиоинтервалов (SDNN). [21]

По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности парасимпатической нервной системы:

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характеристиках. Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второйи третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятельства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения. У последней группы испытуемых отмечались более высокие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта. Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности достичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха. Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается более высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленных целей и реже испытывать фрустрацию и связанный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повышенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стресса, но уже другого рода.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1-й и 3-й группы студентов (86,7 ± 0,3 балла у симпатикотоников и 99,0 ± 4,1 у ваготоников), т. е. в целом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем активности парасимпатической системы. При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 против 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ± 0,4).

Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса. В то же время страх перед замкнутыми пространствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной активностью симпатической системы, что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотоников @@@@@15#####.

Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике пограничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-вегетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реакцией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет процесс возбуждения.

Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетативных кризов:

I – фаза субъективных переживаний;

II – фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического тонуса;

III – смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

IV – фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатического тонуса;

V – фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов @@@@@18#####.

Степень активности отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, показана в табл. 4.

Таблица 4. Активность отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса.

Некоторые исследователи считают, что субъективные переживания отмечаются позже функциональных изменений в организме и воздействие стрессорного фактора приводит к последовательным изменениям на эндокринном, висцеральном и на психологическом уровнях @@@@@15#####. Согласно этой концепции, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. На втором уровне тревожности появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. По предположению, высказанному Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные, так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым – различные психологические тесты, оценивающие уровень тревоги.

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

iknigi.net