Вариант дизонтогенеза при аутизме

Глава 6 Психологическая помощь детям с ранним детским аутизмом

Клиникопсихологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм от латинского слова (autos) сам, т. е. отрыв от реальности, отгороженность от мира.

В настоящее время существует много подходов к проблеме РДА, и, чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной науке. Башина В. М. выделяет 4 основных этапа в становлении этой проблемы.

§ Первый, донозологический период конца XIX — начала XX веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.

§ Второй, так называемый доканнеровский период, приходящийся на 2040е годы двадцатого века, когда обсуждался вопрос о возможности выявления у детей шизофрении (Сухарева, 1927).

§ Третий (19431970 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму L. Kanner (1943) и Н. Asperger (1944). Впервые этот синдром был описан в 1943 г. американским детским психиатром Каннером (L. Kanner). Независимо от него австрийский психиатр Аспергер (Н. Asperger) в 1944 г. описал близкое состояние у детей, назвав его аутистической психопатией. В своей первой работе L. Kanner охарактеризовал РДА как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра. В последующие годы РДА рассматривался как конституциональное особое состояние. Башина В. М. и Вроно М. Ш. (1975) ? рассматривали аутизм как аутистическое состояние, возникающее ! у ребенка после приступа шизофрении. Мнухин С. С. с соавтора 1 ми, еще в 1947 выдвинул концепцию органического происхождения РДА. Ряд исследователей указывали на полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с органическими, реактивными причинами, последствиями нарушения симбиоза между матерью и ребенком, нарушениями адаптационных механизмов у незрелой личности (Putter М., 1972, и мн. др). В эти же годы были выявлены аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофрении, при Хломкой хромосоме, синдроме Ретта и др.

pedlib.ru

Вариант дизонтогенеза при аутизме

2 . Синдром РДА — как специфический вид дизонтогенеза. Клиническая характеристика… ……………………………………………………………. 4

3 . Варианты детского аутизма. ………………………………………………7

4 . Причины синдрома РДА. ………………………………………………. 9

5 . Особенности психического развития при РДА. …………………………11

6 . Возможности развития, образования и социализация детей с ДРА… ….13

7. Коррекционно-педагогическая работа при аутизме… ……………………14

В современном обществе проблема аутизма является очень острой. Постепенно количество зарегистрированных случаев раннего детского аутизма возрастает. Мамайчук И. И. характеризует состояние это проблемы следующим образом: «Еще двадцать назад лет проблема раннего детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Отечественных исследовательских работ по данной проблеме практически не было» .Даже если случаи аутизма пытались дифференцировать, то большая часть специалистов определяла их как довольно странных для детского возраста заболеваниях, таких как «олигофрения на фоне шизофренического дефекта», «шизофрения» разных форм, начиная от вялотекущей и до паранойяльной формы, диагностируемые даже в трехлетнем возрасте, «шизофренический дефект», «шизоидная психопатия с олигофреническим дефектом» и пр. При этом врачи-психиатры изначально объясняли родителям неперспективность лечения детей с такими расстройствами и настоятельно рекомендовали определить ребенка в специализированные учреждения: дома ребенка, интернаты, где они полностью лишались эмоциональных контактов, которые возможны только в семье. Так эти дети еще глубже погружались в собственный загадочный мир.

Сейчас наблюдается практика дифференциации и выделения РДА как отдельной патологии. Соответственно существует потребность в понимании молодых специалистов специфики этого явления, его этиологии, патогенеза и основных направлениях психологической коррекции.

Синдром РДА – как специфический вид дизонтогенеза. Клиническая характеристика .

Психический дизонтогенез – нарушение развития психики в целом или ее составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов.

В психологической литературе представлено несколько классификаций психического дизонтогенеза (Г. Е. Сухарева, Л. Каннер, Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев и др.). Профессор Шипицына Л. М. называет следующие варианты дизонтогенеза:

  • Недоразвитие;
  • Задержанное развитие;
  • Поврежденное развитие;
  • Дефицитарное развитие;
  • Искаженное развитие;
  • Дисгармоническое развитие.
  • Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, базируясь на основном качестве нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением различных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.

    Согласно Л. Каннеру к основным признакам синдрома РДА принадлежат:

    1. Своеобразные нарушения речевого развития .
    2. Дизонтогенез – наиболее характерная модель при синдроме раннего детского аутизма. Патогенез и этиология раннего детского аутизма (РДА) – неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении. Процессуальная дезинтеграция психики и личности и шизофреническая диссоциация – основа шизофренического аутизма. Они проявляются в поведенческих особенностях и данных психологического обследования, так и при их сопоставлении. В случае медленного развития можно проследить динамику формирования аутизма на основе многообразных, но характерных проявлений диссоциации. Трудности адаптации диссоциированной личности значительно увеличивают вероятность возникновения психотравмирующих ситуаций и значение психогений для развития аутизма.

      Шипицына Л. М определяет детский аутизм как « Общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек»

      Наиболее характерными проявлениями РДА являются:

    3. Наиболее частые проявление в возрасте 3-5 лет;
    4. Отсутствие фиксации взгляда на деталях лица другого человека, а также непереносимость прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
    5. Отсутствие адресности первой улыбки. Такая улыбка появляется вовремя, однако не провоцируется аффективными реакциями других людей: смех, радость и пр.;
    6. Индифферентное отношение к окружающим людям: аутичный ребенок не просится на руки, предпочитает находиться в кроватке, при этом к ласке аутичный ребенок относится либо равнодушно, либо неприязненно, а при появлении родных и близких людей не демонстрирует насыщенной и продолжительной реакции, хотя и узнает их;
    7. Парадоксальное отношение к моментам дискомфорта: полная непереносимость либо безразличие;
    8. Парадоксальность потребности в контактах с другими людьми: либо отсутствует либо быстрое наступление пресыщения;
    9. Для поведения аутичного ребенка характерен феномен тождества: стремление к сохранению привычного постоянства, а также противодействие любым изменениям в окружающем;
    10. Проявление стереотипности в игре, однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий;
    11. Проявление неравномерности развития в особенностях моторики;
    12. Раннее появление страхов, которые могут быть неконкретными, диффузными, на уровне общей тревоги и беспокойства;
    13. Наличие аутистичных фантазий с оторванностью от реальности и очень слабой связью с окружающей средой;
    14. Характерны специфические особенности речевого развития (мутизм – отсутствие речи, эхолалии – повторение слов, сказанных другим человеком, воспроизводимые спустя некоторое время, наличие слов- или фраз-штампов, отсутствие обращение в речи, автономность речи, позднее появление местоимений или их неправильное употребление, нарушение семантики, нарушение грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения, нарушения просодических компонентов речи).
    15. Главная особенность интеллектуального развития детей с РДА – неравномерность, парциальность развития.
    16. Варианты детского аутизма.

      Полиморфизм признаков и симптомов аутизма определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом. Современные классификации чаще всего построены по этиологическому либо патогенному принципу. О. С. Никольская (1985-1987) выделила четыре основные группы РДА на основе характера и степени нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма:

    17. Отрешенность от окружающего: наиболее глубокая агрессивная патология, наиболее тяжелые нарушения психического тонуса и произвольной деятельности. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Чаще всего дети с таким вариантов РДА имеют раннее злокачественное непрерывное течение шизофрении («люцидная кататония»), которая часто осложненная органическим повреждением мозга.
    18. Отвержение окружающего: некая возможность активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Внешний рисунок поведения – стереотипность, манерность, причудливость походки, поз и гримас, импульсивность многочисленных движений, особые интонации речи. С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет либо о шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.
    19. Замещение окружающего: большая произвольность в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам при наличии более сложных форм аффективной защиты, которые проявляются в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении. Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
    20. Сверхтормозимость: не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер, На первом плане –неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.
    21. Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития и разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора. Также существует вероятность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения, чаще при эффективности медико-коррекционных мероприятий, а иногда и спонтанно.

      Причины синдрома РДА.

      Современные исследователи основой РДА называют явную недостаточность нервной системы, и уточняют, что нарушения коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития: при низких и при высоких его показателях. Никольская О. С. также определяет недостаточность как основу следующим образом: «большинство авторов полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность центральной нервной системы»

      Указанная недостаточность может быть вызвана широким кругом причин:

    22. Генетическая обусловленность;
    23. Хромосомные аномалии (в частности, фрагильная Х-хромосомой);
    24. Врожденные обменные нарушения;
    25. Результат органического поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов;
    26. Последствие нейроинфекции;
    27. Рано начавшийся шизофренический процесс.
    28. При этом большая часть РДА – именно генетически обусловлена. При этом большинство исследователей едины в том, что «развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифакториальный механизм» [4,395]. Среди причин аутизма на протяжении долгого времени основными были органическое поражение ЦНС, а также психогенный фактор. Последний рассматривается в рамках психоаналитического подхода. При этом психогенный фактор может выступать в нескольких аспектах:

    29. Как манифестный для любых форм РДА;
    30. Влиять на формирование третичных образований РДА;
    31. Быть причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах деривационного психического развития.
    32. Особенности психического развития при РДА.

      На протяжении многих лет проводятся исследования по выявлению центральной психической дефицитарности, ведь она может быть первопричиной возникновения сложной системы характерных психических расстройств

      Для лучшего понимания специфики психического развития детей с РДА более целесообразным является его рассмотрение согласно с общепринятыми возрастными периодами.

    33. Младенчество: развитие двигательных и статистических функций – в срок. Необычность – парадоксальные реакции на сенсорные стимулы: слабая реакция н сильные раздражители повышенная чувствительность к слабым. Слабость эмоциональной реакции на родных и близких. При этом с возрастом такая слабость не пропадает, а наоборот возрастает. Раннее появление первых слов.
    34. Ранний возраст: Главное новообразование этого периода – действия с предметами, усваиваются общественно выработанные способы их употребления. Однако в отличие от других детей, дети с РДА ориентированную деятельность направляют на физические свойства вещей. Очень часто дети строго избирательны в собственной одежде. Родители подолгу не могут заставить их надеть новую пижаму или рубашку. Такая же избирательность относится и к еде. С двух лет у большинства детей появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. И в то же время многие дети почти совсем не говорят, редко используют речь для контактов с людьми. Наиболее часто встречается у детей явление «реверзии местоимений». Дети называют себя «ты» или «он», а других людей — «я».
    35. Дошкольный возраст: характеризуется особыми, «странными» интересами детей. Необычные по содержанию влечения сопровождаются патологическим фантазированием. В содержании аутистических фантазий причудливо переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события. Патологические фантазии детей отличаются повышенной яркостью, образностью. Нередко содержание фантазий приобретает агрессивный характер. С этим сочетаются холодность или даже жестокость по отношению к близким взрослым.
    36. Младший школьный возраст: сохранение изолированности детей от коллектива, они не умеют обращаться со сверстниками, не имели друга, при этом возможно усиление стремления к «творчеству». По-прежнему у детей отсутствует потребность в активной совместной жизни с взрослыми, в продуктивном общении с ними. При соответствующем возрасту уровне обобщений, сохранной и лишь иногда ослабленной способности к усвоению новых знаний обнаруживаются признаки нарушений мышления, хаотичность ассоциативного процесса, разноплановость и нарушения динамики мышления.
    37. Возможности развития, образования и социализация детей с ДРА.

      Возможности развития, образования и социализации детерминируются рядом факторов. Среди них основными являются:

    38. Глубина и тяжесть аутистических расстройств:
    39. Ранняя диагностика;
    40. Более ранее начало специализированной коррекции, а также ее комплексный медико-психолого-педагогический характер;
    41. Гибкий и адекватный подход к выбору методов коррекционной работы; ее продолжительность, последовательность и достаточный объем.
    42. Характерной чертой аутичного ребенка является то, что если он обучен чему-либо, то благодаря своей приверженности стереотипам и интеллектуальным возможностям он будет работать так, как его научили и демонстрировать такое отношение к работе, которому его научили. Такие люди не могут работать плохо.

      Коррекционно-педагогическая работа при аутизме.

      Психологическая коррекция детей и подростков с ранним детским аутизмом базируется на различных теоретических направлениях в психологии, однако на практике, особенно в зарубежных психологических школах, широко используются два основных направления: психоаналитическое и поведенческое. Психоаналитическая теория рассматривает аутизм как результат конфликта между ребенком и окружающим миром, прежде всего между ребенком и матерью. Не смотря на то, что психоанализ успешно используется в коррекции детей с РДА современными специалистами, вопрос о целесообразности его применения подвергается критике, начиная еще с 50-х годов прошлого века. Однако психологу, который работает с детьми с аутизмом, необходимо уметь использовать основы психоаналитической теории в процессе наблюдений за детьми с аутизмом, для того чтобы правильно интерпретировать особенности их поведения. Ведь такие высоко эффективные методы как игротерапия, арт-терапия, работа с ранними детскими воспоминаниями являются глубинно-ориентированными методами. Овладение психологом психоаналитическими методами позволяет ему более глубоко анализировать причины особенностей поведения своих маленьких пациентов, правильно понимать их аффективные переживания и оценивать их глубину и специфику. Умение наблюдать за ребенком, интерпретировать его символические игры, стереотипии, разрушительные действия — определяющий фактор успешности психологической коррекции.

      Особое значение при работе с аутичными детьми приобретают методы поведенческой терапии, которые направлены на изменение человеческого поведения и чувств в позитивном направлении с использованием современных теорий научения. Объектом поведенческой терапии детей с аутистическими расстройствами является их поведение. Необходимость использования методов поведенческой терапии для детей с аутизмом базируется на следующих фактах:

      1. Аутизм рассматривается не как первичное нарушение контактов, а как расстройство восприятия и когниций (переработки информации).

      2. Этиология и патогенез пока не известны, поэтому невозможно включить причину или причины аутизма в терапевтический процесс.

      3. Мероприятия поведенческой терапии могут проводиться не только специалистами, но и родителями, другими окружающими ребенка лицами, если они обучены этим методам и понимают принципы их использования.

      Методики поведенческой терапии, используемые в психокоррекции детей с РДА, многообразны. Авторы рекомендуют начинать работу с оперантного обусловливания, обучая ребенка вести себя в определенной манере с использованием вознаграждения, и подражания, способствуя тому, чтобы ребенок развивал адаптивные реакции, наблюдая за другими. Обязательным условием использования данных методов является поэтапное формирование поведения и поэтапное устранение помощи

      Использование телесно-ориентированных методов в психокоррекции детей с РДА также является достаточно актуальным. Телесно-ориентированная терапия направлена на преодоление разрыва между психическим и физическим, на гармоничную интеграцию тела и разума. Важным компонентом данного вида психокоррекции является знакомство ребенка с телом, которое направлено на расширение сферы осознания им своих глубоких, внутренних (организмических) потребностей и переживаний. Специальные упражнения, направленные на сочетание сенсорных процессов, особенно с включением тактильных, кинестетических, температурных ощущений, качественно повышают процесс восприятия предметов в различных модальностях. Наиболее распространенным методом телесно-ориентированной терапии, который широко применяется при работе с детьми с аутизмом, является холдинг-терапия (терапия удерживания).

      Работа российских психологов по психологической помощи детям с РДА (В. В. Лебединского, Е. Р. Баевской, К. С. Лебединской, О. С. Никольской, М. М. Лимблинг) заслуживают особого внимания. Положения Л. С. Выготского о единстве аффективного и когнитивного в процессе развития ребенка, а также представление об аффективной сфере как о многоуровневой адаптивной системе организации сознания и поведения являются методологической основой указанных работ. Структурно-уровневое изучение базальной эмоциональной организации личности имеет важное значение в разработке эффективных способов коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии, поскольку, как правило, дисфункция какого-либо уровня аффективной регуляции отражается на функционировании всех остальных уровней и способствует формированию общей дезадаптации ребенка. Структурно-уровневый подход к эмоциональной регуляции поведения является чрезвычайно перспективным в разработке основных направлений психологической помощи аутичным детям.

      Таким образом, РДА является специфическим видом дизонтогенеза и обладает характерными клиническими признаками и симптомами. Среди них в качестве основных выделяют:

    43. Аутизм с аутистическими переживаниями;
    44. Стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;
    45. Своеобразные нарушения речевого развития.

    Кроме этого достаточно неясной еще является этиология РДА. Большая часть исследователей склоняется к положению, согласно которому основа РДА – явная недостаточность нервной системы. Большинство ученых уточняют, что нарушения коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития: при низких и при высоких его показателях.

    При этом психическое развитие детей с РДА имеет собственные отличительные черты в каждом из общепринятых возрастных периодов. Например, проявлениями аутизма в младенчестве являются отсутствие адресности улыбки и эмоциональной реакции на родных и близких, неприятие либо безразличие к телесным взаимоотношениям при появлении в срок двигательных навыков и часто раннем появлении первых слов.

    Уровень социализации и адаптации детей с РДА определяется рядом условий, среди которых и вариант РДА и выбор методики психокоррекции, а также условия ее реализации.

    В психокоррекции детей с РДА используют больше разнообразие методов, однако специалисты выделяют два направления – психоанализ и поведенческая терапия. Также возможно использование телесно-ориентированной терапии. Кроме этого структурно-уровневый подход к эмоциональной регуляции поведения в психокоррекции указанной категории детей является очень перспективным.

    statref.ru

    Классификация психического дизонтогенеза

    Как отмечалось ранее, в клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза. Причем в детской психиатрии основной упор делался на анализе нарушений психического развития в процессе текущего психического заболевания (шизофрения, эпилепсия), на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и на аномальном развитии личности в результате влияния отрицательных условий воспитания (варианты патохарактерологического формирования личности).

    В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем).

    В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

    II — задержанное развитие;

    III — поврежденное развитие;

    IV — дефицитарное развитие;

    V — искаженное развитие;

    VI — дисгармоничное развитие.

    Приведенная классификация не находится в противоречии с клинической классификацией типов дизонтогенеза. Она детализирует и дополняет ее. При этом варианты психического дизонтогенеза могут быть сгруппированы на основе выделения главного качества нарушения развития. Можно выделить группу аномалий, обусловленных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задержанное развитие. В группу аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития, входят искаженное и дисгармоничное развитие. Поврежденное и дефицитарное развитие объединяет то, что они вызываются поломкой отдельных функций.

    В. В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза.

    Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

    Задержанное психическое развитиехарактеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных, психогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным.

    Поврежденное развитиеимеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

    Дефицитарное развитиепредставляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи.

    Искаженное развитиехарактеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

    Основой дисгармонического развитияявляется врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования личности в результате неправильного воспитания /10/.

    Таким образом, детский патопсихолог или педагог-психолог, осуществляющий свою деятельность с позиций патопсихологического подхода, при анализе нарушений психической деятельности детей должен учитывать как структурно-динамические особенности нарушения, так и дизонтогенетические параметры, лежащие в его основе.

    Контрольные вопросы

    1. Что является предметом патопсихологии?

    2. В чем заключаются основные различия патопсихологического и психопатологического подходов к изучению психических расстройств?

    3. Какая из практических задач патопсихологии является основной, и в каких ситуация она обычно решается?

    4. В чем сходство и различие задач, решаемых в детской патопсихологии и в патопсихологическом исследовании взрослых?

    5. В чем сущность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога, работающего в системе образования?

    6. Какие критерии психического расстройства выделяет Н. М. Белопольская?

    7. Какую роль сыграли культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева в становлении и развитии патопсихологии?

    8. Какое значение играют патопсихологические исследования в решении проблемы соотношения биологического и психологического в развитии человека?

    9. Что такое психический дизонтогенез, каковы его основные клинические типы?

    10. Какие патопсихологические параметры психического дизонтогенеза выделил В. В. Лебединский?

    11. Назовите основные варианты психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому.

    12. Моделью какого варианта психического дизонтогенеза является синдром раннего детского аутизма?

    13. Что такое асинхрония психического развития?

    14. Что такое первичный и вторичный дефект? Каково соотношение между первичным и вторичными дефектами?

    15. К какому параметру психического дизонтогенеза относится явление патологической фиксации, и в чем его сущность?

    Дата добавления: 2016-05-26 ; просмотров: 3114 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    poznayka.org

    Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

    Московский гуманитарно-экономический институт

    Кафедра прикладной психологии

    Реферат по дисциплине

    Тема: «Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского».

    1. Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза

    2. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

    Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.

    В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития — дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.

    К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие.

    1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

    2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

    3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

    4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

    Рассмотрим в данной работе, в чем же сущность дизонтогении и основных видов психического дизонтогенеза, а так же классификацию психического дизонтогенеза Лебединского В.В.

    1. Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза

    Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо, «genesis» — развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.

    В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез — нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

    Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития.

    Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.

    Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

    Ретардация — запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

    Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии -разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.

    На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. В патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.

    Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие.

    К основным проявлениям асинхронии относят следующие:

    1. Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития ( F 84.9). Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов.

    2. Явления патологической акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме ( F 84.0).

    3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме.

    Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронного развития.

    2. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

    Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

    Общее психическое недоразвитие;

    Задержанное психическое развитие;

    Поврежденное психическое развитие;

    Дефицитарное психическое развитие;

    Искаженное психическое развитие;

    Дисгармоничное психическое развитие.

    Общее психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

    Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» — малый, «phren» — ум) — особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. По образному выражению французского психиатра Жанна Э.-Д. Эскироля, олигофрен — бедняк от рождения, в то время как дементный — это разорившийся богач.

    В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития — дебильность — позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения, не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию.

    works.doklad.ru