Великая депрессия 1929-1933 гг таблица

7.3. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства. Так, курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже с 216 пунктов в сентябре 1929 г. упал до 34 в январе 1931 г.; за 4 года «лопнул» 5761 банк с общей суммой вкладов в 5 млрд. долл. Промышленное производство снизилось на 46 % по сравнению с 1929 г. (уровень 1905–1906 гг.), а цены на сельхозпродукцию упали в 3–4 раза. Национальный доход уменьшился в 2 раза; в 3 раза уменьшился объем внешней торговли. Правительство Гувера предложило шестидесятидневную программу борьбы с кризисом. В соответствии с ней предполагалось вложить 8 млрд. долл. в капитальное строительство, привлечь 3 млрд. частных инвестиций для развития промышленных и железнодорожных компаний, создать национальную кредитную корпорацию и Федеральное фермерское бюро (капитал в 3,5 млрд. долл.) для закупки сельхозпродуктов и поддержания уровня цен. Однако смягчить кризис не удалось. С 1932 г. после победы Ф. Рузвельта на выборах начинается осуществление крупномасштабных реформ, получивших название «Нового курса Рузвельта». Его теоретической основой в отличие от «грубого индивидуализма» предшествующих политиков стала кейнсианская доктрина, предусматривающая усиление государственного регулирования экономики.

Этапы «Нового курса Рузвельта»

В Англии мировой кризис начался позже из-за медленного послевоенного восстановления промышленности. Однако его последствия были очень ощутимыми для экономики, т. к. объем производства сократился на 15 %. Наиболее значительно пострадали традиционные отрасли производства, произошло ухудшение внешней торговли и обесценивание национальной валюты на 30 %. Еще до наступления кризиса правительство лейбористов образовало специальное министерство «по борьбе с безработицей», которое предложило следующую программу: переселение рабочих из районов депрессии в сельскую местность и доминионы и организацию общественных работ. Однако реализация этой программы результатов не дала. Для решения кризисных проблем в марте 1931 г. была создана особая королевская комиссия по национальной экономике во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Уменьшение дефицита госбюджета в 120 млн. фунтов стерлингов предполагалось достигнуть в результате сокращения государственных расходов путем снижения пособий по безработице, расходов на социальные нужды и увеличения налогов. Принятый в ноябре 1931 г. «Закон о проверке нуждающихся», запрещающий выдачу пособий тем безработным, которые находились на иждивении семьи, привел к уменьшению выплат пособий по безработице. Следующей мерой правительства стала отмена золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к девальвации бумажного фунта, но укрепило положение Англии на мировом товарном рынке. Одновременно вводятся временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине, предусматривавшим 10 % обложение всех ввозимых товаров. Вместе с тем данный закон давал возможность правительству увеличивать размеры пошлины до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Мировой экономический кризис вынудил Англию пересмотреть вопрос об отношениях с Германией. Тесное сотрудничество крупнейших английских банков и монополий и немецких компаний приносило им большие доходы, но одновременно они вместе с американскими компаниями вырастили конкурента и агрессора, развязавшего вторую мировую войну.

Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался до 1935 г. включительно. Падение промышленного производства в этой стране не было таким быстрым, как в Германии и США, но зато более длительным. Развитие кризиса можно проследить по таблице 14.

Индекс промышленного производства развитых стран

За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства – до 80 %, выплавка чугуна и стали – почти на 50 %. Внешняя торговля уменьшилась более чем в два раза. Закрывались банки, росла безработица, массовый характер приняло разорение крестьянских хозяйств.

Одним из следствий такого положения стала достаточно отчетливая тенденция фашизации Франции по примеру соседних Германии и Италии. Однако в отличие от названных стран фашизм во Франции не имел достаточной социальной базы. Его развитию противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества. Наиболее активные противники фашизма объединились в единый Народный фронт, программа которого была опубликована в январе 1936 года.

Программа Народного фронта:

¦ национализация объектов военной промышленности и Французского банка;

¦ реформа налоговой системы;

¦ создание национального фонда помощи безработным;

¦ организация общественных работ для безработных;

¦ сокращение рабочей недели с сохранением заработной платы;

¦ введение пенсий по старости;

¦ заключение коллективных договоров;

¦ введение справедливых цен на сельскохозяйственную продукцию;

¦ расширение советско-французских связей.

Важнейшей победой Народного фронта стали «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы; признание профсоюзов и цеховых старост; 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемый отпуск (14 дней в году). Однако фактически деятельность Народного фронта сводилась не к борьбе с кризисом, а к расшатыванию социально-экономических устоев капиталистического государства. Дальнейшие меры правительства Л. Блюма, связанные с осуществлением частичной национализации военной промышленности, банковской и налоговой реформ, социальных программ привели к росту дефицита госбюджета и оттоку капиталов за рубеж. В 1937–1938 гг. правительство Народного фронта вынуждено было объявить паузу в проведении реформ, а в апреле 1938 г. после прихода к власти правительства Ф. Даладье произошел окончательный отход от программы левых сил. В условиях нарастающей военной угрозы был взят курс на милитаризацию экономики. Однако опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.

Германия стала одной из наиболее пострадавших стран от мирового экономического кризиса, т. к. ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных инвестициях. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля-августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6 %. Прекратилось строительство. В 2,5 раза упали обороты внешней торговли. Число безработных к началу 1933 г. равнялось 9 млн. человек, что составляло половину лиц наемного труда. Под влиянием промышленного углублялся и сельскохозяйственный кризис, в результате которого объем сельскохозяйственного производства сократился на 31 %.

Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил ХIII пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда. Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г. – принят закон об органическом построении германского хозяйства. Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший экономический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей. Основным принципом управления стал «фюрер-принцип», требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.

Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. При этом запрещалось осуществлять инвестирование в бумажную, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.

К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика предусматривала создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон «О наследственных дворах» объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Сельские же хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую ее часть необходимо было сдавать государству по чрезвычайно низким ценам.

Подобные изменения были сделаны и в области внешней торговли. Согласно принятому в 1935 г. закону «Об обороне империи» произошло сокращение импорта продукции и увеличение экспорта для получения валюты под покупку стратегического сырья. В основу внешнеторговых отношений Германии легли три идеи: переход к многосторонней системе торговых расчетов и двусторонней, построенной на принципах клиринга; количественное ограничение ввоза и централизованное определение объема импорта; формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок.

Таким образом, развитие экономического кризиса 1929–1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название «фиаско рынка». Усиление государственного регулирования нашло отражение в механизме развертывания экономического цикла 1890–1940/50 гг. Не случайно этот цикл стал характеризоваться как «неомеркантилистский» по своей сути.

knigi.news

Каковы основные проявления и особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

Ответы и объяснения

  • Альбина0708
  • середнячок

Великая депрессия — глобальный экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и закончившийся лишь во второй половине 1930-х. Особенно сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Великобританию, Германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за падения спроса цены на сельскохозяйственную продукцию сократились на 40—60 %.Одним из первых печальных событий в истории депрессии стал «чёрный четверг» 24 октября 1929 г. — день биржевого краха Уолл-Стрит. Экономисты не пришли к единому мнению о причинах Великой Депрессии. Существуют следующие теории, возможно, все они имели место в качестве совокупности факторов.

1 Нехватка денежной массы.

В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров как авто, самолеты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно.

В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.

2 Просто кризис перепроизводства, присущий капитализму.

3 Биржевой пузырь, финансировавший инвестиции в производство сверх реальной необходимости.

4 Стремительный прирост населения; количество детей в семье было характерным для прежнего аграрного способа производства (в среднем 3-5 детей на семью) , однако серьёзно сократилась естественная убыль из-за болезней в связи с прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни. Мировой экономический кризис привёл
промышленное производство было отброшено к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад
в странах Запада безработные составляли 30 млн. человек
ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности
изменились настроения в обществе, появилось разочарование в эффективности экономических реформ (в Европе один за другим возникают режимы, основанные на принципах корпоративизма)
начался поиск путей выхода из кризиса Последствия мирового кризиса для США
закрылось более 5 тыс. банков
акции обесценились на 40 млрд. долларов
выросла инфляция и цены
промышленное производство сократилось в 2 раза
производство автомобилей сократилось в 5 раз
12 млн. безработных
кризис вызвал шоковое состояние среди американцев Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой Депресссии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Хотя эта причина могла иметь место, однако, анализ исторических источников показывает что экономика начала оправляться задолго до начала войны.

znanija.com

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. (урок истории в 11 классе)

Разработка урока по всеобщей истории в 11 классе. В архиве находятся конспект урока и презентация. Видео данного урока находятся на YouTube-канале.

Просмотр содержимого документа
«Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.»

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ.

рассмотреть положение крупнейших капиталистических стран после 1 мировой войны, особенности их экономического развития;

познакомиться с причинами, особенностями и сущностью мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;

оценить проявления мирового экономического кризиса в разных странах, его экономические, политические и социальные последствия;

изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США;

познакомиться с развитием Великобритании и Франции в 20 – 30 гг.;

показать роль Народного Фронта во Франции.

Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;

сравнивать пути выхода из кризиса на примере отдельных стран;

формулировать выводы и обобщения;

формирование навыков работы с текстом, документами;

развитие навыков самостоятельной работы;

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблиц.

Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны

Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Экономический кризис в США.

Выход из кризиса в США.

Экономический кризис в Великобритании и Франции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме: “Версальско-Вашингтонская система и создание Новой карты Европы”.

1) Как вы думаете, какие из условий Версальско-вашингтонской системы могли благотворно или неблагоприятно повлиять на экономическое развитие государств?

III. Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит в форме сочетания рассказа учителя с работой учащихся по картам заданий. Работая с картой заданий учащиеся самостоятельно формулируют выводы и обобщения, составляя опорный конспект. Далее приводится вариант заполнения опорного конспекта (текст конспекта выделен курсивом.)

1) Особенности развития государств после 1 мировой войны

Организуется беседа с классом, в ходе которой делаются следующие выводы:

В большинстве стран (кроме США) – экономическая разруха.

Рост инфляции наблюдается во многих государствах, особенно сильно — в Германии.

Резкий рост рабочего движения; как следствие в Италии и Франции принимаются социальные законы – о 8ми часовом рабочем дне, в Англии женщины получили право голосовать.

США выходят на Первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

Факты, которыми можно подтвердить бурное развитие американской экономики.

рост уровня жизни населения

доля США в промышленном производстве в мире – 48%

производительность труда выросла на 43%

2) Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Каждый из дней, начиная с четверга 24 октября до вторника 29 октября 1929 г., хотя бы однажды “удостаивался” у историков и журналистов печального определения “черный”. В эти дни произошел крах нью-йоркской биржи: в пятницу владельцы акций бросились продать их, цены на акции с каждой минутой падали, вместе с ними “испарялись” огромные состояния, и уже к полудню много доселе процветающие собственники были разорены. За несколько “черных” дней американцы лишились 40 млн долларов. Миллион людей потеряли свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Кризис, начавшийся в США, охватил большинство cтpaн мира.

На уроке мы проведем исследование проблемы и определим каковы причины и особенности кризиса, как разворачивались события в разных странах, как сказался кризис на общественных отношениях и какая политика способствовала выходу из кризиса в разных

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.

После 1 мировой войны мировая экономика стала зависеть от стабильности американской экономики.

Резкий рост производства товаров при низкой платежеспособности производства в конце 20х гг. привел к кризису перепроизводства (Разрушилась экономическая цепь производство – распределение – потребление)

1929 г. – биржевой кризис – резкое падение курса ценных бумаг.

Это повлекло за собой финансовый кризис, который проявился в сокращении налогов, дефициту бюджета и в результате привело к глобальному экономическому кризису. Экономика не смогла преодолеть этот кризис сама с помощью рыночных механизмов. Потребовалось вмешательство государства.

3) Экономический кризис в США

Используя материал учебника с. 91 – 92 и документы выпишите в тетрадь проявления кризиса в США. И других государствах (и хронологические рамки кризиса).

Обвал курса акций и разорение владельцев акций

Банкротство банков и промышленных предприятий

Безработица – массовое явление

Разорение фермеров и крестьян

Производство обрабатывающейся промышленности сократилось на 53%, автомобилестроение на 80%

США по уровню экономического развития оказались на уровне 1905 – 1906 гг.

Уровень мировой торговли сократился на две трети

Экономический кризис распространился на Европу и страны третьего мира.

Уничтожение продовольственной продукции, чтобы не допустить еще большей инфляции.

4) Выход из кризиса в США

Стр. 93 – 95. Ответьте на вопросы:

1) Кто сумел вывести страну из кризиса? .

2) Чем политика “Нового курса” принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

multiurok.ru

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ (Учебное пособие). Авторы: Николаева Л.А., Чёрная И.П., редактор: Александрова Л.И.

В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия – самый глубокий кризис перепроизводства в истории.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства. Так, курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже с 216 пунктов в сен­тябре 1929 г. упал до 34 в январе 1931 г.; за 4 года «лопнул» 5761 банк с общей суммой вкладов в 5 млрд. долл. Промышленное производство снизилось на 46 % по сравнению с 1929 г. (уровень 1905-1906 гг.), а цены на сельхозпродукцию упали в 3-4 раза. Национальный доход уменьшился в 2 раза; в 3 раза уменьшился объем внешней торговли. Правительство Гувера предложило шестидесятидневную программу борьбы с кризисом. В соответствии с ней предполагалось вложить 8 млрд. долл. в капитальное строительство, привлечь 3 млрд. частных инвестиций для развития промышленных и железнодо­рожных компаний, создать национальную кредитную корпорацию и Федеральное фермерское бюро (капитал в 3,5 млрд. долл.) для закупки сельхозпродуктов и поддержания уровня цен. Однако смягчить кризис не удалось. С 1932 г. после победы Ф. Рузвельта на выборах начинается осуществление крупномасштабных реформ, получивших название «Нового курса Рузвельта». Его теоретической основой в отличие от «грубого индивидуализма» предшествующих политиков стала кейнсианская доктрина, предусматривающая усиление государственного регулирования экономики.

Этапы “Нового курса Рузвельта”

Создание национальной администрации восстановления промышленности (НИРА), принудительное картелирование промышленности на основе «Кодекса честной конкуренции»

Учреждение администрации по регулированию сельского хозяйства (ААА), сокращение посевных площадей и поголовья скота, ликвидация фермерской задолженности

Стабилизация финансовой системы путем введения чрезвычайного закона о банках и девальвации доллара

Борьба с безработицей. Создание молодежных лагерей и организация общественных работ

Социализация курса. Принятие закона Вагнера (Национальный акт о трудовых отношениях) и закона о социальном страховании. Запрет использования детского труда. Введение единых нормативов заработной платы и максимальных пределов продолжительности рабочей недели

Таким образом, важнейшим инструментом регулирования стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялись расширенное воспроизводство и социальные преобразования.

В Англии мировой кризис начался позже из-за медленного послевоенного восстановления промышленности. Однако его последствия были очень ощутимыми для экономики, т.к. объем производства сократился на 15 %. Наиболее значительно пострадали традиционные от­расли производства, произошло ухудшение внешней торговли и обесценивание национальной валюты на 30 %. Еще до наступления кризиса правительство лейбористов образовало специальное министерство «по борьбе с безработицей», которое предложило следующую программу: переселение рабочих из районов депрессии в сельскую местность и доминионы и организацию общественных работ. Однако реализация этой программы результатов не дала. Для решения кризисных проблем в марте 1931 г. была создана особая королевская комиссия по национальной экономике во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Уменьшение дефицита госбюджета в 120 млн. фунтов стерлингов предполагалось дос­тигнуть в результате сокращения государственных расходов путем снижения пособий по безработице, расходов на социальные нужды и увеличения налогов. Принятый в ноябре 1931г. “Закон о проверке нуждающихся”, запрещающий выдачу пособий тем безработным, которые находились на иждивении семьи, привел к уменьшению выплат пособий по безработице. Следующей мерой правительства стала отмена золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к девальвации бумажного фунта, но укрепило положение Англии на мировом товарном рынке. Одновременно вводятся временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине, предусматривавшим 10 % обложение всех ввозимых товаров. Вместе с тем данный закон давал возможность правительству увеличивать размеры пошлины до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Мировой экономический кризис вынудил Англию пересмот­реть вопрос об отношениях с Германией. Тесное сотрудничество крупнейших английских банков и монополий и немецких компаний приносило им большие доходы, но одновременно они вместе с американскими компаниями вырастили конкурента и агрессора, развязавшего вторую мировую войну.

Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продол­жался до 1935 г. включительно. Падение промыш­ленного производства в этой стране не было таким быстрым, как в Германии и США, но зато более длительным. Развитие кризиса можно проследить по таблице 14.

Индекс промышленного производства развитых стран
(1929 г. = 100 %)

· национализация объектов военной промыш­ленности и Французского банка;

· реформа налоговой системы;

· создание национального фонда помощи без­работным;

· организация общественных работ для безработных;

· сокращение рабочей недели с сохранением заработной платы;

· введение пенсий по старости;

· заключение коллективных договоров;

· введение справедливых цен на сельскохозяй­ственную продукцию;

· расширение советско-французских связей.

Важнейшей победой Народного фронта стали «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы; признание проф­союзов и цеховых старост; 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемый отпуск (14 дней в году). Од­нако фактически деятельность Народного фронта сводилась не к борьбе с кризисом, а к расшатыванию социально-экономических устоев капиталистического государства. Дальнейшие меры правительства Л. Блюма, связанные с осуществлением частичной национализации военной промышленности, банковской и налоговой реформ, социальных про­грамм привели к росту дефицита госбюджета и оттоку капиталов за рубеж. В 1937-1938 гг. пра­вительство Народного фронта вынуждено было объявить паузу в проведении реформ, а в апреле 1938 г. после прихода к власти правительства Ф. Даладье произошел окончательный отход от про­граммы левых сил. В условиях нарастающей воен­ной угрозы был взят курс на милитаризацию эконо­мики. Однако опыт Народного фронта заложил ос­новы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.

Германия стала одной из наиболее пострадав­ших стран от мирового экономического кризиса, т.к. ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных инвестициях. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля-августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6 %. Прекратилось строительство. В 2,5 раза упали обороты внешней торговли. Число безработных к началу 1933 г. равнялось 9 млн. человек, что составляло половину лиц наемного труда. Под влиянием промышленного углублялся и сельскохозяйственный кризис, в результате которого объем сельскохозяйственного производства сократился на 31 %.

Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил ХIII пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда. Одновременно осуществля­лась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г. – принят закон об органическом построении германского хозяйства. Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший эко­номический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей. Основным принципом управления стал «фюрер-принцип», требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.

К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика предусматривала создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон “О наследственных дворах” объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Сельские же хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую ее часть необходимо было сдавать государству по чрезвычайно низким ценам.

Подобные изменения были сделаны и в об­ласти внешней торговли. Согласно принятому в 1935 г. закону «Об обороне империи» произошло сокращение импорта продукции и увеличение экспорта для получения валюты под покупку стратегического сырья. В основу внешнеторговых отношений Германии легли три идеи: переход к многосторонней системе торговых расчетов и двусторонней, построенной на принципах клиринга; количественное ограничение ввоза и централизованное определение объема импорта; формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок.

Таким образом, развитие экономического кризиса 1929-1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название “фиаско рынка”. Усиление государственного регулирования нашло отражение в механизме развертывания экономического цикла 1890-1940/50 гг. Не случайно этот цикл стал характеризоваться как “неомеркантилистский” по своей сути.

abc.vvsu.ru