Виды психопатии у подростков

Виды психопатии у подростков

Основные типы психопатий у детей и подростков наиболее удобно представить, опираясь на классификацию П.Б. Ганнушкина.

«>внимание их неустойчиво, а интересы разбросанны. Из-за отсутствия целеустремленности и прогулов знания поверх­ностны, на экзаменах зачастую терпят крах. Они общитель­ны, добродушны, самоуверенны, задиристы и вспыльчивы, но отходчивы и не злопамятны. Это неугомонные самона­деянные оптимисты, стремящиеся к лидерским позициям среди сверстников, склонные к риску и авантюрам, ини­циаторы шалостей и проказ. Кипучая энергия, стремление вмешиваться в чужие дела, недостаточная деликатность приводят к конфликтам. Им тесно в узких рамках школь­ного (или другого детского учреждения) режима, и в поис­ках места приложения своей энергии они легко примыкают к асоциальным компаниям. Имеющие вкус к криминалу нередко становятся предводителями подростковых шаек. Мелочный домашний контроль вызывает у них стремление освободиться от чрезмерной опеки вплоть до ухода из дома. Рано пробуждающаяся сексуальность, дефицит моральной щепетильности, непостоянство симпатий и привязанностей обусловливают раннее начало беспорядочной половой жиз­ни. В асоциальной компании они приобщаются к алкоголю. Синтонные, нередко обаятельные и остроумные, с первых минут общения привлекают собеседника, но прячущая­ся за внешним блеском поверхностность, общительность, переходящая в чрезмерную болтливость и амикошонство, необязательность и самомнение приводят к скорому к ним охлаждению окружающих. Склонность ко лжи и хвастов­ству сближает их с истероидными личностями, а отсутствие выдержки в учебе и работе, стремление к развлечениям — с неустойчивыми. Невинные болтуны при наличии само­мнения и раздражительности превращаются в несносных спорщиков, вспышки гнева которых весьма напоминают по­ведение эксплозивных психопатов.

Несмотря на то что общительность считается одним из стержневых радикалов гипертимной личности, ресурс их общительности распылен, рассеян по многочисленным кон­тактам, и по глубине они уступают тем же шизоидам, кото­рые в общении хоть и избирательнее, но проникновеннее. И что такое общительность в принципе — количество обще­ний или их глубина?

«>Жизнь они воспринимают как страдание, а счастье — лишь временное от него избавление, «. в страдании своем каждый одинок, люди жестоки, эгоистичны, ограниченны и зловредны. завтра будет еще хуже, чем сегодня, пока не на­ступит самое худшее» (А. Шопенгауэр). Особенно ярко ми­норные черты проявляются в пубертатном возрасте, когда у ранее веселого и общительного ребенка наступает внутрен­ний разлад. Гипотимы острее и болезненнее других реаги­руют на неприятности. Успех не вселяет надежды. Склонны видеть теневые стороны жизни, сомневаются в ценности и смысле бытия. Мрачное расположение духа скрывают за внешней веселостью. В камерной обстановке среди близких людей они оживляются на время, но, оставшись в одиноче­стве, вновь погружаются в привычное состояние хандры и размышлений о человеческом несовершенстве, суетности и бесцельности существования. Невысоко ценят жизнь, которая всего лишь «. эпизод, бессмысленно нарушаю­щий блаженство и покой небытия», и легко с нею расста­ются. Интересно, что первично: свойственные гипотимным личностям «задумчивость», склонность к размышлениям приводят их к пессимистическому мировоззрению, или пер­вично сниженный эмоциональный тон располагает к разду­мьям (а думающие, как известно, редко бывают большими оптимистами)? Неуверенность, нерешительность, тревож­ность сближает их с психастеническими личностями.

www.03-ektb.ru

Типы психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте

Типы психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте

Краткие сведения о группировках типов психопатий и акцентуаций характера

Все довольно многочисленные попытки в области группировок типов психопатий можно разделить на два направления.

Одно из них основывалось на клинико-индуктивном методе и отражало стремление как-то систематизировать то многообразие клинических проявлений, с которым приходится сталкиваться. Большинство авторов, придерживавшихся этого направления, выделяло около десятка типов психопатий. Наиболее известными классификациями этого направления были систематики Шнейдер и П.Б.Ганнушкин.

Другое направление более базировалось на теоретико-дедуктивном подходе. Определенные концепции, изначальные установки служили отправной точкой для классификаций. Все богатство клинических картин психопатий оценивалось с точки зрения определенного постулата. Обычно систематики такого типа отличались подкупающей на первый взгляд простотой (два — четыре типа), но на практике оказывались недостаточными.

Систематика, которой мы придерживаемся при дальнейшем изложении, в основном исходит из классификаций П. Б. Ганнушкина, Г. Е. Сухаревой и типов акцентуированных личностей у взрослых по Леонгарду. Однако наша систематика отличается от предыдущих двумя особенностями. Во-первых, она предназначена специально для подросткового возраста. Все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Во-вторых, она охватывает психопатии, т.е. патологические отклонения характера, и акцентуации, крайние варианты нормы.

В силу сказанного к систематике Г. Е. Сухаревой нами добавлены такие типы, как циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, конформный. Циклоидность обычно дебютирует только начиная с подросткового возраста. Лабильные подростки в детстве мало отличаются от остальных сверстников или наделены некоторой инфантильностью (гармонический инфантилизм). Астено-невротический тип включает подростков, как правило, страдавших в детстве невропатией. Сенситивный тип формируется только в старшем подростковом возрасте — на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Конформный тип также обнаруживается только начиная с подросткового возраста, когда опекаемое взрослыми детство сменяется стремлением к эмансипации и группированию со сверстниками. Естественно, все эти типы не были представлены в систематике Г. Е. Сухаревой, касающейся в основном детей и подростков до 14 лет.

В итоге далее нами описываются следующие типы психопатий и акцентуаций у подростков: 1) гипертимный, 2) циклоидный, 3) лабильный, 4) астено-невротический, 5) сенситивный, б) психастенический, 7) шизоидный, 8) эпилептоидный, 9) истероидный, 10) неустойчивый, 11) конформный.

Паранойяльный тип в подростковом возрасте встречается чрезвычайно редко — он раскрывается на третьем-четвертом десятке лет жизни, в период наступления полной социальной зрелости. Поэтому нами данный тип не описывается. Астено-невротический и психастенический типы представлены кратко, преимущественно, как типы акцентуаций, на базе которых могут развертываться соответствующие неврозы.

psy.wikireading.ru

Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков

Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте

Психопатия – это такая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течении жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособляться к окружающей среде.

О.В.Кербиков(1962) вывел три критерия психопатий — это тотальность, относительная стабильность патологических черт характера и их выражаемость до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать три обстоятельства: во-первых, подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются. Во-вторых, каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования (шизоид с первых лет жизни – любят играть одни; психастеники – в первых классах, когда появляется чувство ответственности и т.д.) В-третьих, существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты характера могут смениться очевидной циклоидностью и т.д. Все эти трансформации происходят в силу как биологических, так и социальных причин.

Для того чтобы разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы Бехтерев в 1886 году упоминал о “переходных ступенях между психопатией и нормальным состоянием”, что “психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется”.

Леонгард предложил понятие “акцентуированной личности”, но т.к. личность – понятие слишком широкое, включающее в себя интеллект, способности, мировоззрение и т.п., целесообразнее было бы взять характер. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, а личность уже при повзрослении. В детском возрасте В.В.Ковалева(1981) предложила термин “акцентуированные черты”, т.к. еще не сформирован тип характера.

При акцентуациях характера его особенности могут проявляться не везде и не всегда, он обнаруживаются только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.

Эти нарушения возникают либо в силу биологических пертурбаций во время глубокого пубертатного периода, либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к “местам наименьшего сопротивления” в характере. Каждому типу акцентуаций характера присущи свои, отличительные от других типов “слабые места”.

Если же психическая травма, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальную адаптацию.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже очень повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера не являются психиатрическим диагнозом, т.к. это вариант нормы.

Акцентуации по степени выраженности бывают явные и скрытные.

1) Заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход от явной к скрытой);

2) Развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказывающихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;

3) Возникновение не для акцентуированного характера преходящих нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;

4) Трансформация типов акцентуаций характера в силу констуциональных заложенных механизмов или влияний среды

5) Формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влияний среды.

Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте

I. Гипертимный: С детства отличаются большой подвижностью, общительные, болтливые, чрезмерно самостоятельные, склонны к озорству, недостаточное чувство дистанции в отношении ко взрослым.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачняется вспышками раздражимости, гнева, агрессией. Хорошее настроение у этого типа сопровождается хорошим самочувствием. Спят чаще немного, но по утрам встают бодрыми. Имеют хороший аппетит. При сильных нагрузках долго сохраняют силы. Однако душевное напряжение с вынужденным бездельем переносится плохо.

Специфические подростковые поведенческие реакции у гипертимных подростков выражены достаточно сильно. В силу эмансипации с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К этому ведут мелочный контроль, повседневная навязчивая опека.

Склонность к самовольным отлучениям.

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремление к лидерству.

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомых.

Склонны к групповым формам делеквентного поведения. Алкоголизация предоставляет для них серьезную опасность, также к другим дурманящим средствам.

Реакция увлечения у гипертимных подростков отличается богатством и разнообразием проявлений, но главное – непостоянством хобби.

II. Циклоидный тип: у типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 недели. Субдепрессия может сменяться обычным состоянием или периодом подъема, периоды подъема реже, чем субдепрессивным и не такие яркие.

Слабые места: непереносимость одиночества, однообразная и размеренная жизнь, кропотливый труд, неразборчивость в знакомых. В субдепрессивной фазе слабым местом становится коренная ломка жизненных стереотипов. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая леность первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющая необходимость усвоить в короткий срок сессии гораздо большего, чем в школе – это ломает учебный стереотип. Переутомление и астения затягивают субдепрессивный период, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес – ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Увлечения отличаются нестойкостью. В периоды подъема либо возвращаются к своим увлечениям или ищут новые.

Выраженные нарушения несвойственны. Но в периоды подъема склонность к алкоголизации. В субдепрессивном периоде возможен суицид: поведение в виде аффектных попыток или истинных покушений на самоубийство, если в это время подросток подвергся психическим травмам, укрепивших его в мыслях о своей неполноценности. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно.

III. Лабильный тип: В детстве не выделяются среди сверстников. Часто болеют в детстве.

Главная черта – крайняя изменчивость настроения. Все наделены эмоциональной лабильностью (подростки). Настроение меняется часто, а повода для коренных перемен бывают ничтожны. Настроению присущи не только резкие перемены, но и глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, сон, аппетит, трудоспособность, желание к одиночеству или к шумным компаниям. Соответственно меняется отношение к будущему. Но эти подростки способны испытывать глубокие чувства. Способны на преданную дружбу.

Чуткие ко всякому роду знакам внимания. Утраты тяжело переносятся.

Реакция эмансипации выражаются умеренно. Тяга к группированию подвержена изменениям настроения. В группе не претендуют на роль вожака. Им чужды азарт, коллекционирование, совершенствование своей силы, ловкости, умений.

Хобби у них долго не длятся.

Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием, иногда даже проявляют интерес к гомосексуальным связям.

Самооценка отличается искренностью

“Слабое место” — является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними.

IV. Астено –невротический тип: Тип, где области психопатий и неврозов соприкасаются. Отношение личности к своим переживаниям, нарушениям как к болезненным, чуждым.

Заболевания хронические соматические – среди таких подростков акцентуации встречаются чаще у болеющих туберкулезом, пневмонией.

С детства проявляют неврастенические признаки – беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание.

С наступлением полового созревания черты сглаживаются. Или может впервые развернуться в подростковом возрасте.

Главные черты: повышенная утомляемость, раздражимость, склонность к ипохондричности. Утомляемость при умственных занятиях. Раздражение по любому поводу изливается на окружающих. Аффектные вспышки связанны не с перепадами настроения, а отчетливо прослеживаются возрастные раздражители в процессе утомления.

Склонность к ипохондризации является типичной чертой. Тщательно прислушиваются к своим телесным ощущениям.

Стремление к эмансипации от старших, тяга к группированию со сверстниками. Тянутся к товарищам, скучают без них, но от них быстро устают, ищут одиночества.

Самооценка обычно отражает ипохондрические установки. Такие подростки замечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.

V.Сенситивный тип: с детства – пугливость, боязливость. Боятся темноты, животных, боятся оставаться одни. Не любят подвижных игр, шумных компаний, застенчивые. Но с теми, к кому они привыкли очень общительны. Отличаются послушанием. Школы пугаются. Учатся старательно, но боятся экзаменов, проверок, отвечать перед всем классом.

Чрезвычайно впечатлительны и резко выраженное чувство собственного недостаточности. Эмансипация выражено слабо.

Рано формируется чувство долга, т.к. подчеркнутое следование идеалам и образу жизни взрослых. У себя видят много недостатков.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, а именно там где чувствуют свою неполноценность.

Разборчивы в выборе приятелей, привязчивые в дружбе. Старших больше предпочитаю в качестве друзей.

Увлечение – истинные, гармонирующие с характером и контрастные их настроению, обуславливающие реакции гиперкомпенсации (главное не цель, а результат).

Суицид: повторяющиеся вспышки таких мыслей без осуществления каких-либо попыток; в критических ситуациях происходят инстинктные суицидные действия, лишенные всякой демонстративности.

К алкоголизации не склонны.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности.

Слабым местом является отношение к ним окружающих, которое служит долгими переживаниями.

VI.Психастенический тип: в детстве проявляются незначительной и ограниченной робостью, пугливостью.

Критический период для развертывание характера в первых классах. Первые требования к чувству ответственности.

Главными чертами в подростковом возрасте является нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий ритуалов, представлений.

Тревожная мнительность. Ярко выступает тревога за мать.

Психологической защитой являются ритуалы, приметы. В некоторых случая даже формализм и педантизм.

Нерешительность и рассуждательство.

Реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Склонность к самоанализу распространена размышлениями по поводу мотивов своих поступков и действий.

Спорт и ручные навыки даются плохо.

Эмансипация отсутствует, вместо этого привязанность. Тяга к сверстникам в робких формам.

Увлечения – интеллектуальное хобби. Сексуальное развитие опережает физиологическое.

Суицидальное поведение в трудных ситуациях отсутствует. Вместо этого навязчивость, мудрствование.

Самооценка не всегда бывает правильной. Часто тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая противоположные.

VII.Шизоидный тип: Им присуще такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоположных черт холодности и утонченности, упрямства и податливости.

Шизоидные черты выявляются в раннем возрасте. У подростков усиливается замкнутость, отгороженность бросается в глаза. Сами чаще всего страдают от одиночества.

Быстрая истощаемость в контакте. Неспособность к сопереживанию, холодность. Неумение убеждать своими словами других.

Внутренний мир закрыт от посторонних, избранным лишь иногда приоткрывается. Внутренний мир заполнен увлечениями и фантазиями.

Эмансипация может терпеть опеку, но попытки вторжения в их мир вызывают бурную реакцию.

Реакция группирования выражена слабо.

Увлечения отличаются силой, устойчивостью и необычностью(интеллектуально-эстетическое хобби). Увлечениями делятся с немногими. Увлечения мануально-телесного типа направлены на стремление сгладить телесные недостатки.

Сексуальные фантазии таят, переживания скрывают.

Суицидальное поведение не свойственно. Серьезные правонарушения могут совершать во имя группы.

Самооценка отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудность контактов, непонимание со стороны окружающих. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Недостаток интуиции и сопереживания, уход в мир фантазий и увлечений может достичь крайности (психопатий).

VIII. Эпилептоидный тип: Главная черта – склонность к дисфории, тесно связанная с ними аффектная взрывчатость, напряжения инстинктивной сферы, тугоподвижность, тяжеловесость, инертность. Дисфории затянутые отличаются злобно-тоскливой окраской. В одиночестве достигают успокоения. Поводом для аффектных разрядов служат даже всякие мелочи.

В подростковом возрасте ревность в период дисфории заостряется.

Склонны к сексуальным эксцессам, половое влечение сопряжено с садискими наклонностями. Могут вступать в гомосексуальные связи.

Напряженность вместе с тем необычность влечений проявляется в особой манере алкоголизации.

Проявляют склонности к суициду, причиной которого может явиться ревность. Мстительность присуще подросткам этого типа. Они не прощают обид, в результате мщения испытывают радость от наблюдений за своим коварством.

Реакция группирования со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию.Увлечением являются азартные игры.

Самооценка носит однобокий характер. Трудный тип для социальной адаптации. При скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы.

IX. Истероидный тип: главной чертой является – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания, восхищения, удивления, почитания, сочувствия, избирательная внушаемость.

Лживость, фантазирование направлены на приукрашение своей персоны. Кажущая эмоциональность оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств.

Истероидные черты с ранних лет. Не выносят дети, когда хвалят других. Игрушки быстро надоедают, желают привлечь к себе взоры.

К подростковому возрасту заострение истерических чувств.

Суицид демонстративный – демонстративное желание привлечь внимание или желание избежать наказание. Как правило, истероидному типу свойственно “бегство в болезнь”.

Алкоголизация носит демонстративный характер

Сохраняют черты детских реакций: оппозиций и имитаций. Эмансипация имеет бурное проявление – побеги, конфликты и т.д.

Претензии на лидерство в группировках. Увлечения в области эгоцентрического хобби.

В сексуальном поведении много театрализованных игр.

Самооценка далека от объективности.

X. Неустойчивый тип: безволие, когда дело касается учебы, труда. В детстве непослушание, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Им свойственно заикание, ночной энурез.

С первых классов нет желание учиться, повышенная тяга к развлечениям, удовлетворению, праздности. Рано проявляется тяга к выпивке.

В подростковом периоде стремятся высвободится из под родительской опеки.

Неспособны сами себя занять. Увлечения информативно-коммуникативного типа.

Сексуальные влечения не отличаются силой. Учеба часто забрасывается, учащаются побеги из дома.

Суицидальная активность неустойчивая. Неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий стереотип.

Слабое место – безнадзорность.

Самооценка – приписывают себе конформные, гипертимные черты.

XI. Конформный тип: Психопатий этого типа не существует. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению.

Постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, благонравие, склонность к ходячей морали, консерватизму. При этом низкий интеллект, как правило. Не критичность сочетается с конфликтностью. Не любят новое, не любят перемен, сложно адаптируются. Неинициативны.

Самооценка может быть не плохой. Конформный тип служит для наслоения других типов.

Слабое место – чрезмерная податливость, привязанность.

Опасность для них представляет хронический алкоголизм.

XII. Смешанный тип: Смешанные типа делятся на два класса – это промежуточные и альгамные.

Книги

  • Акцентуации характера школьников и учителей
    М.: Педагогическое общество России, 2007. — 96 с.
  • Акцентуированные личности
    Вища Школа, 390 стр., 1981 г.
  • ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
    Ленинград «Медицина», Ленинградское отделение, 1983. Издание 2-е, дополненное и переработанное

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

childpsy.ru

А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков
Добавлено Psychology OnLine.Net
02.04.2009 (Правка 06.12.2009)

С момента выхода первого издания этой книги прошло шесть лет. За эти годы подростковая психиатрия как особая область получила широкое признание в нашей стране. В крупных психиатрических больницах одно за другим стали открываться специальные подростковые отделения, в психоневрологических диспансерах — подростковые кабинеты. Быстро возросло число публикаций по вопросам подростковой психиатрии. При этом широкий круг психопатических расстройств по-прежнему остается ее центральной проблемой.

Потребность в новом издании данной книги возникла не только в связи с тем, что первое издание (1977) сразу разошлось и не смогло удовлетворить растущего интереса к проблеме психопатических нарушений поведения в подростковом возрасте как у психиатров, так и у врачей других специальностей, а также среди представителей различных профессий, имеющих дело с подростками. Дело еще в том, что прошедшие несколько лет были годами быстрого развития и накопления знаний о специфике нервно-психических расстройств у подростков, особенно в области психопатий и психопатоподобных состояний. Это потребовало значительной переработки книги для второго издания — более третьей ее части написано заново.

Первое издание вышло в период, когда акселерация развития подростков достигла своего апогея — масса физически рано повзрослевших высокорослых подростков производила сильное впечатление на предшествующие поколения, словно наглядно подтверждая, что человечество вступило в эпоху научно-технической революции и бурного социально-экономического развития. С акселерацией был сопряжен ряд неожиданных социально-психологических проблем — большой разрыв между ранним физическим созреванием и социальной зрелостью, распад одной возрастной когорты подростков на акселлерированных и инфантильных, что создавало определенные трудности для их социальной адаптации. Отсюда последовал ряд нарушений поведения разных степеней — от ярких картин заострившихся в проявлениях психопатий до преходящих отклонений от общепринятого модуса поведения на фоне крайних вариантов нормы в отношении становления характера. Для обозначения последних нами был использован термин «акцентуации характера» вместо нередко бытующего «психопатические черты», чтобы подчеркнуть их принадлежность к крайним вариантам нормы, а не к зачаткам патологии.

С начала 80-х годов акселерация физического развития подростков как будто пошла на спад. Тем не менее психопатии и психопатоподобные нарушения остаются одной из важнейших проблем подростковой психиатрии. Однако наряду с конституциональными психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций характера на первый план стали выдвигаться иные психические расстройства — психопатоподобная вялотекущая шизофрения, психопатоподобные нарушения на фоне дебильности и резидуальных органических поражений головного мозга. Если дебильность в подростковом возрасте не представляет диагностических трудностей, а выявление резидуальных органических изменений мозга требует лишь тщательного обследования, то дифференциальный диагноз при вялотекущей психопатоподобной шизофрении у подростков может быть одной из самых трудных диагностических задач в психиатрии. Это побудило включить во второе издание новую главу о психопатоподобной вялотекущей шизофрении.

В последние годы стало особенно очевидным, что решающую роль в случаях психопатических развитии («патохарактерологических формирований») у подростков играет неправильное воспитание. Поэтому виды неправильного воспитания были поставлены во главе угла переработанной главы о психопатических развитиях у подростков.

Сложную проблему представляют смешанные типы психопатий и акцентуаций характера. Для разработки психотерапевтических программ и медико-педагогических рекомендаций важна не просто констатация смешанного типа («микста»), но и знание того, из черт каких типов это сочетание складывается. Поэтому расширена глава IV, где при описании основных типов психопатий и акцентуаций добавлены иллюстрации различных вариантов смешанных типов. В конце этой главы рассмотрена данная проблема в целом (типы промежуточные и «амальгамные»).

Переработана также глава о подростковых «поведенческих реакциях». Теперь она посвящена биологическим и социально-психологическим основам нарушений поведения.

Мы также сочли необходимым дать в первой главе четкое определение понятия «акцентуация характера», чтобы избежать его использования в качестве клинического диагноза.

В «Заключении» добавлена схема предлагаемых психотерапевтических программ при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Литературный указатель дополнен работами последних лет.

Надеюсь, что второе издание — дополненное и переработанное — послужит полезным пособием всем, для кого важны проблемы подростковой психиатрии.

www.psychology-online.net