Виды стресса таблица

Содержание:

Эмоциональный стресс или спусковой механизм для изменений

Стресс оказывает одинаковое воздействие на любой организм, но выражается его влияние по-разному. Это обусловлено тем, что каждый человек реагирует на стрессогенные факторы по-своему. Эмоциональный стресс бывает объективным (физическое и умственное перенапряжение) и субъективным (провоцируется личными страхами и тревогами). Субъективный стресс обусловлен особенностями психики и личным опытом человека.

Что такое эмоциональный стресс

Бывает человек попадает в ситуации, когда организм вынужден использовать скрытые возможности для сохранения здоровья и жизни. Такие состояния являются спусковым механизмом для изменений, они вызывают эмоциональный стресс. Основной причиной возникновения эмоционального перенапряжения являются мысли, ощущения человека, а также влияние окружения.

Эмоции и стресс

Стресс эмоциональный может выражаться в кратном усилении скрытых возможностей человека, физических и личных качеств. Считается даже, что он способен показать сущность человека, раскрыть его возможности. В иных ситуациях стресс резко снижает эмоциональный настрой, и человек может потерять контроль над собой.

Виды эмоционального стресса: положительный, отрицательный

Стресс и эмоции неразрывно связаны, поэтому часто такой вид напряжения называют психоэмоциональным.

Эмоционально стрессовая психотерапия

Психоэмоциональный стресс можно условно классифицировать следующим образом:

  • Положительный – эутстресс. Это позитивная форма, она воздействует на организм, повышая и мобилизуя скрытые ресурсы организма, стимулирует человека на какую-либо деятельность.
  • Негативный – дистресс. Это деструктивное влияние, которое выражается в психологической травме, такое трудно забывается и долгое время мучает человека. Дистресс оказывает воздействие на психическое и соматическое здоровье, он способен вызывать опасные заболевания.
  • Негативный стресс оказывает влияние и на иммунитет человека, снижая его сопротивляемость к простудным заболеваниям и инфекциям. Под его воздействием начинают активно работать железы внутренней секреции, повышается нагрузка на вегетативную нервную систему, что приводит к разладу в психоэмоциональной составляющей. Это нередко заканчивается депрессией или появлением фобий.

    Эмоциональный стресс у подростков

    Все дети и подростки довольно эмоциональны, они активно реагируют на все изменения. В большинстве случаев эмоциональность ребенка положительная, но со временем она может приобретать негативный окрас. При достижении силы эмоций определённого пика, наступает эмоциональное перенапряжение, которое приводит к нервным расстройствам.

    Первоначальными причинами напряжения у ребенка и подростка являются изменения в семье и в социальной жизни. По мере взросления их количество увеличивается, но не у всех детей высокая устойчивость к воздействию стрессогенных факторов. Легче переносят напряжение дети, которые в семье находят поддержку.

    Факторы, вызывающие стресс

    Вызывают эмоциональный стресс у подростков следующие факторы:

  • Повышенная ответственность;
  • Нехватка времени;
  • Частые ситуации, в которых производится оценка деятельности ребенка;
  • Кардинальные изменения в жизни;
  • Конфликты в семье, в жизни;
  • Физиологические факторы.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса у подростков производится путем разрешения трудных обстоятельств, которые вызвали расстройства. В этом возрасте могут применяться семейная психотерапия и личностно-ориентированные практики.

    Причины и признаки

    Самой основной причиной возникновения эмоционального стресса является противоречие между ожидаемой реальностью и действительностью. При этом запускать механизм стресса могут как реальные, так и придуманные факторы.

    Эмоциональные признаки стресса

    Ученые составили таблицу стрессогенных факторов, которые вызывают перенапряжение в большинстве случаев. Это наиболее значимые для человека события, которые могут быть положительными или негативными. Огромное влияние оказывают проблемы, касающиеся личной жизни, семьи, близких людей.

    Признаки стресса у каждого человека индивидуальны, но их объединяет негативное восприятие, мучительное переживание. Как именно выражается состояние индивида, зависит от стадий или фаз стресса и от того, каким образом организм борется.

    Где живут эмоции

    Понять, что человек страдает от эмоционального стресса, можно по следующим признакам:

    • Тревога без видимых причин;
    • Внутреннее напряжение;
    • Повышенная раздражительность;
    • Агрессивность;
    • Неадекватное восприятие неприятных ситуаций;
    • Подавленность, тоска, угнетённость;
    • Капризность;
    • Невозможность управления собой, своими действиями и эмоциями;
    • Снижение памяти и внимания;
    • Апатия, отсутствие радости и удовольствия от любимых дел;
    • Постоянная усталость;
    • Снижение работоспособности;
    • Нарушения сна;
    • Неудовлетворённость;
    • Изменение аппетита;
    • Нарушение в поведении и восприятии мира.
    • Зачастую для снижения воздействия негативных факторов человек прибегает к неправильным способам лечения – алкоголю и наркотикам, пытаясь уйти от проблем, меняет поведение, совершает необдуманные действия.

      Лечение: приемы снятия эмоционального стресса

      На человека постоянно воздействует сразу ряд стрессоров, имеющих способность накапливаться. В этом заключается основная опасность. Если вовремя не предпринять меры по защите, можно остаться наедине с проблемами. Переживания, загнанные внутрь, разрушают собственное Я человека, связи его с окружающими.

      Профессиональная методика по защите от стресса представлена в книге Сандомирского. Существуют также другие эффективные методики защиты.

      Как снять эмоциональный стресс

      Существуют различные приёмы снятия эмоционального стресса, наибольшую эффективность показывают следующие методики:

    • Избавление от эмоций. Этому способствуют разные техники и дыхательные упражнения, которые позволяют стабилизировать нервную систему, расслабиться, отпустить напряжение и сконцентрироваться на ощущениях.
    • Эмоциональное раскрытие. Лучший способ избавиться от напряжения – поделиться эмоциями с близкими и друзьями, получить поддержку. После этого проблемы утрачивают свою значимость.
    • Ведение дневника. Многим людям сложно открыться окружающим, для этого может использоваться бумага. Негативные ощущения, написанные в дневнике, позволяют посмотреть на ситуацию со стороны, систематизировать информацию. Это позволяет осознать страхи, признать наличие проблемы, проанализировать ситуацию.
    • Трансформация переживаний в другую энергию. Снижению напряжённости способствует физическая активность. Можно выбрать занятия спортом, домашние дела, требующие интенсивной деятельности, работу на приусадебном участке.
    • Выражение в творчестве. Человек, который имеет какое-либо хобби, легче переживает жизненные невзгоды. Музыка, танцы, рисование, вокал позволяют прикоснуться к прекрасному, повысить эмоциональный статус, изменить восприятие собственного Я.
    • Вера в Бога. Самый лучший способ, однако требующий более глубокого подхода.
    • Эмоциональный стресс каждый может преодолеть самостоятельно. Обучаясь владеть сознанием, человек берет верх над неконтролируемыми эмоциями, повышает самооценку. Это открывает новые возможности для личностного развития и позволяет сделать шаг к саморазвитию и самосовершенствованию.

      В процессе снятия эмоционального стресса рекомендуется принимать препараты от стресса, хорошо снимающие тревогу и беспокойство.

      stressamnet.ru

      Виды стресса ганс селье

      Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая адаптационная (нормальная) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

      Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

      История термина

      Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon ) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response ).

      Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

      Физиология стресса

      Общий адаптационный синдром (ОАС)

      Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

      «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

      Еще в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

      При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

      Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

    • реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
    • стадия сопротивляемости
    • стадия истощения
    • Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

      Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

      Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

      — Ганс Селье, «Стресс жизни»

      Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

      Адаптационная энергия

      Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г. предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

      Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

      1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
      2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
      3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
      4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

      В 1952 году Голдстоун предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

      Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела, который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

      Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

    • Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.
    • В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.
    • В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
    • Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.
    • Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

      Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

      Современные модели адаптации и адаптационной энергии базируются на идее лимитирующих факторов (впервые предложенной в 1828 г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840) и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

      Стресс и фармакология

      Для терапии истощения нервной системы (которое возникает вследствие длительного (хронического) и/или интенсивного стресса) используют ноотропные лекарственные средства. Для симптоматического снижения выраженности стресса применяются анксиолитики, транквилизаторы.

      Дальнейшее развитие теории стресса

      Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

      Описан эффект группового стресса, проявляющийся в группах и популяциях, находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии. Метод систематически используется в задачах мониторинга.

      Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе.

      Виды стресса

      Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

      Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

      Эмоциональный стресс

      Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

      Психологический стресс

      Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

      Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

      Детектор лжи — устройство для проверки истинности слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением или ответами.

      «Интервью стресса», в кадровой работе — способ опроса, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и смущает поступающего на работу неожиданными вопросами.

      Эти методы хорошо описываются понятием «провокация» (и/или «троллинг»).

      Распространенные заблуждения

      Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

      Концепция стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром

      Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

      В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

      Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

      Цель данной работы — рассмотреть концепцию стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром.

      1. Концепция стресса Г. Селье

      Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс — это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс, называется «стрессором».

      Трудно сказать, что представляют собой стрессоры, потому что у каждого они свои. Что вызывает стресс у одного, может для другого оказаться пробой сил. Какие события и переживания наверняка будут вызывать стресс? Те, с которыми вы не сможете справиться, или, если оставаться в рамках физической метафоры, те, которые вызывают у вас деформации, превышающие предел вашей гибкости. НЛП внесло огромный вклад в решение проблемы управления стрессом. Оно сместило фокус внимания с внешнего стрессора на вашу реакцию и предложило ряд практических способов развития вашей способности справляться со стрессом.

      Общие объективные и субъективные характеристики всех структурных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующие в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, например, комплекс неспецифических физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объективные) более высоких уровней связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые — ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройства внимания, изменения поведения в состоянии стресса).

      Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

      1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

      2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

      3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

      В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

      Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

      Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

      Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

      Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

      2. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности

      Таблица 1. Диагностика организационного стресса

      «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса» — Ганс Селье, «Стресс жизни».

      Во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой болезни одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

      При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

      1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей- возможности эти ограничены)

      2. стадия сопротивляемости

      3. стадия истощения

      Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье напишет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» ( Ганс Селье, «Стресс жизни» ). Позднее Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

      Виды стресса

      1. Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

      2. Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система . В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

      3. Эмоциональный стресс. Это эмоциональные процессы, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

      4. Психологический стресс. Это стресс, обусловленный социальными факторами.

      Особо следует отметить, что иногда стресс отождествляют с нервным напряжением Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. Стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения). При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать.

      Причины стресса

      Внешние источники стресса и беспокойства: переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, недосыпанием.

      Внутренние источники стресса и беспокойства: жизненные ценности и убеждения, верность данному слову, самооценка.

      Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека.

      Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

      К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

      Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

      Симптомы стресса

      Симптомы могут постепенно нарастать или появляться внезапно, в течение нескольких минут. Два главных признака стресса и тревожного состояния это неконтролируемая тревога и беспокойство. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания. Стрессы и тревожности могут приводить к приступам паники, для которых характерны боль или чувство дискомфорта в грудной клетке, учащенное сердцебиение, затрудненное, поверхностное дыхание, чувство нехватки воздуха , удушья, озноб или резкое повышение температуры, дрожь, тошнота, боль в животе, онемение или чувство покалывания в конечностях. При затянувшимся стрессовом состоянии могут возникать осложнения: длительная бессонница, головные боли, боли в спине, запор и диарея, повышение АД, сердечно-сосудистые заболевания, тревожные расстройства, депрессия.

      Этапы развития стрессового состояния у человека:

      — снижение внутренней напряженности.

      По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

      На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая). ”).

      Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

      Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

      Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

      На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

      Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления).

      Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

      Виды стрессоров

      1. Стрессоры, которые практически нам не подвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей.

      2. Стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять. К ним относятся наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии.

      3. Это события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Сюда можно отнести все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

      Способы борьбы со стрессом

      — научитесь справляться со стрессовыми ситуациями: дыхание, медитации, аутотренинг, расслабляющая музыка, ароматерапия, солевые ванны, рисунок мандала;

      — регулярные физические нагрузки (ходьба, плавание, цигун, йога, танцы, женские даосские практики, мужские практики, массаж);

      — консультация и помощь психолога, психотерапевта, врача;

      — индивидуальная и групповая психотерапия, женские тренинги, тренинги для мужчин;

      — правильное питание и щадящий режим нагрузок;

      «Антистрессовые» продукты

      Мороженое. Знаете почему дети и взрослые любят мороженное? Оказывается, оно великолепно снимает стресс. Молоко и сливки содержат триптофан — эффективный природный транквилизатор, успокаивающий нервную систему, поднимающий настроение, помогающий справиться с бессонницей.

      Шоколад. Что же касается шоколада. Исследователи нашли в шоколаде вещество, родственное гормону адреналину. Оно повышает давление, делая более частым пульс, является природным стимулятором как кофеин. Какао-продукты богаты антиоксидантами, которые продлевают жизнь клеток — в том числе — нервных. Для того, чтобы вернуть себе радость жизни, вовсе не обязательно каждый день употреблять по плитке шоколада. Ученые рекомендуют куда более скромную норму 20–30 граммов ежедневно.

      Сложные углеводы. Любые углеводы способствуют выработке серотонина. Чтобы этот гормон образовывался постоянно, рекомендуется выбирать пищу с содержанием сложных углеводов, которые перевариваются медленно. Ими богаты продукты цельного зерна: хлеб, макаронные изделия, овсяные хлопья. Комплекс сложных углеводов поможет чувствовать себя уравновешенным также благодаря стабилизации уровня сахара в крови. Что же касается простых углеводов, то диетологи рекомендуют ограничить употребление сладких продуктов и газированных напитков, поскольку в них содержится большое количество простых углеводов. Простые сахара быстро усваиваются организмом, что приводит к всплеску серотонина и последующему быстрому, но не долгосрочному устранению нервного напряжения.

      Витамин С. С нижает уровень гормонов стресса и одновременно укрепляет иммунную систему. Исследование, проведенное с участием людей, страдающих повышенным артериальным давлением, показало, что прием витамина С перед стрессовой ситуацией способствует быстрому возвращению в норму артериального давления и уровня кортизола — гормона стресса. Богаты витамином С апельсины, черная смородина, облепиха, перец.

      Магний. Недостаток магния в организме может вызвать головные боли и усталость, которые в свою очередь спровоцируют возникновение стресса. Большое количество этого полезного и жизненно необходимого элемента содержится в шпинате, соевых бобах, филе лосося, листьях салата.

      Жирная рыба. В жирной рыбе содержатся омега-3 жирные кислоты, которые предотвращают всплески гормонов стресса и защищают от болезней сердца, депрессий и перемен настроения при ПМС. Для хорошего самочувствия старайтесь употреблять два раза в неделю хотя бы по 80 грамм такой жирной рыбы, как лосось или тунец. Морепродукты являются важнейшим источником полиненасыщенных жирных кислот Омега-3, которые играют ключевую роль в функционировании нервных клеток. Кроме того, все морепродукты богаты цинком и йодом. Оба элементы важны для эндокринной регуляции организма. А гормоны, как известно, влияют на настроение больше, чем что бы то ни было.

      Черный чай. Черный чай помогает выйти из стрессового состояния быстрее. В одном исследовании сравнивали людей, которые пили четыре чашки чая в день в течение шести недель, с людьми, которые пили другой напиток. Те, кто пили чай, чувствовали себя спокойнее, даже после стрессовых ситуаций.

      Орехи и семена. Грецкие орехи, миндаль, фисташки и другие орехи и семена являются хорошими источниками здоровых жиров, витаминов Е и В. Ежедневное употребление горсти орехов снизит уровень холестерина, что послужит профилактикой для сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, а также защитит от последствий стресса и в целом укрепит иммунитет. Миндаль богат витамином B2 (рибофлавином), витамином E, магнием, цинком. Витамин В2 и магний участвуют в производстве серотонина, который управляет нашим настроением и помогает противостоять стрессу. Цинк известен как элемент, способный бороться с негативными эффектами стресса, витамин Е — мощнейший антиоксидант. Достаточно употреблять в пищу небольшое количество миндаля, чтобы получать норму всех вышеперечисленных элементов.

      Злаки. Богаты витаминами группы B, которые питают клетки нервной системы и наполняют организм энергией и жизненными силами, когда это так необходимо. Самый доступный для нас вариант — цельнозерновой хлеб — из неочищенных зерен с оболочкой.

      Овощи и фрукты. Активное жевание твердых сырых овощей, например сельдерея или моркови, поможет избавиться от стресса чисто механически — за счет снятия напряжения с челюстей. Сельдерей — в этом овоще содержатся фитовещества, успокаивающе действующие на нервную систему. Издавна сельдерей применяли для лечения нервных расстройств. В летний сезон старайтесь употреблять его как можно чаще. Сельдерей можно измельчить в блендере и принимать получившийся сок. Но лучше употреблять его в свежем виде — в салатах.

      Брокколи, цветная и белокочанная капуста, салат «Айсберг», латук — все они содержат витамины-антиоксиданты, которые помогают восстановить наш организм во время стресса. Они также содержат калий, необходимый элемент для нашей нервной системы . Регулярное их употребление избавляет от повышенной нервной возбудимости и делает нас спокойными и веселыми. Кроме того, когда мы едим много овощей, мы получаем много клетчатки, которая очищает наш организм. Зашлакованный организм наиболее уязвим для стрессов.

      О ранжевые овощи и фрукты богаты бета-каротином, или провитамином А, который укрепляет сосуды головного мозга, восстанавливает нормальное кровообращение в центральной и периферийной нервной системе, снимает стресс и улучшает настроение. Простейший вариант антистрессовой терапии: съедайте по 1-2 морковке каждый день — лучше с утра. Углеводы, которыми богата морковь, и бета-каротин лучше всего усваиваются именно с утра.

      Авокадо содержит много калия. В одном авокадо калия намного больше, чем, например, в банане среднего размера.

      Помните важное правило: сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами.

      psycentr-algis.ru